Жрицы Гекаты

word-image-364

Геката – древнегреческая богиня ночи, мертвых, подземного мира, дорог и границ. Несмотря на то, что её функции в первую очередь казались негативными, она всё же относилась именно к злым божествам. Она была хтонической богиней, т.е. относилась к подземному миру и первозданной дикой природе. Иногда Геката – это даже покровительница света и великая мать, защитница мира.

Храмы Гекаты находились во многих городах и даже за пределами Греции. Других богинь часто ассоциировали с Гекатой, например, Гекатой звалась Артемида. Но о служителях Гекаты мало что известно, в первую очередь благодаря сохранившейся информации об обрядах. В жрицы Гекаты входили также её дочери, например, волшебница Цирцея.

word-image-364

Трехликая Геката и хариты (грации). Глиптотека в Мюнхене, Германия.

Значение культа и жречества

О том, когда именно Гекате начали поклоняться, можно судить по древним статуэткам. Самая первая была сделана из терракоты, и только по надписям можно было понять, что это и правда Геката. Тогда богиня ещё выглядела как остальные божества, отсутствовали её привычные атрибуты – факел, змеи, три лица или тела.

В ведении богини был подземный мир, но также и многие другие сферы жизни. Всё тайное, мистическое тоже управлялось ею. Часто в ритуалах Гекаты прослеживаются мотивы очищения, искупления, избавления от всего материального, что мешает человеку.

Иногда Гекату почитали даже в храмах других богов, например, Аполлона, Афины, Артемиды.

Артемида была богиней, тесно связанной с Гекатой, и даже иногда носила имя последней. В храме Артемиды в Эфесе было специальное место, фактически, отдельное святилище Гекаты, называемое Гекатесион. Там прислуживали жрецы, которые звались мегабизи.

В городе Titane находился также храм Афины, стоящий на холме. У его подножия, у жертвенника ветров совещались обряды в честь Гекаты. Они были призваны успокоить ярость стихий. Также жрецы проводили и другие действа в честь Гекаты с подобной целью в неких ямах, расположенных рядом.

Город Лагина – центр культа Гекаты

Хотя богия Геката относилась к греческому пантеону, главный храм Гекаты находился в области Кария, которая располагалась в свою очередь на юго-западном побережье Малой Азии (Анатолии). Сейчас эта территория входит в состав Турции. Центром культа считается город Лагия, объединённый священным путём с древним городом Стратоникеей.

Интересным было устройство этого города, который по сути являлся отдельным государством. В храме там служили не жрицы Гекаты, но жрецы, причём они были евнухами. Каждый год в храме отмечался праздник, который был посвящён богине Гекате. Хоть он и проходил также в Лагии, туда стекалось много людей. Празднество сопровождалось пышными ритуалами, другими мероприятиями.

Мистерии и празднества в разных городах

Среди храмов, где почиталась богиня Геката, важным для греков было также святилище, расположенное на острове Эгина. Он располагался в проливе Сароникос, который в свою очередь был частью Эгейского моря.

Главным отличием храма на о. Эгина от остальных было то, что его основателем считался сам легендарный певец Орфей. Он же установил там особые обряды и мистерии, которых и придерживались жрецы, и в которых всегда фигурировала богиня Геката.

Некоторые исследователи предполагают, что обряды, проводимые там, имели цель излечить человека от какой-либо мании, помочь ему очиститься и обратиться к добру и свету. Ради этого в ритуалах присутствовали достаточно неприятные моменты, благодаря которым жрецы могли отвратить человека от неправильных деяний. В результате Геката приобретала функции избавления, отвращения, искупления.

word-image-359-768x678

Небольшой алтарь с надписью, посвящённой Гекате. III в. до н. э. Петербургский Эрмитаж, Россия.

О том, какую именно роль играла Геката в различных празднествах и мистериях, много пишет немецкий учёный-теолог Дитер Лауэнштайн. Например, Геката фигурировала в мистериях, которые устраивались в Аграх (провинция в Турции). Там на специальном поле разыгрывалось действо, во время которого сначала поедали мясо. Это действо показывало человеческую жестокость. Затем Геката помогала посвящённым преодолеть зло и жестокость.

По мнению Лауэнштайна, Геката также была важна и для знаменитых Элевсинских мистерий.

Эти мистерии справлялись в честь Деметры и Персефоны и представляли собой празднество перерождения, вечной жизни. По мнению учёного, в Элевсинских мистериях не участвовали жрецы или Персефоны. Их место занимали жрицы богини Гекаты. Причём эти женщины в обычной жизни были жёнами или сёстрами главных мужчин-жрецов.

И Персефона, и Геката были богинями, которые уводили посвящённых от обычных дневных забот, отвлекали их от привычного. Они помогали перейти в более «ночное» состояние. Но при этом человек должен был в итоге выйти из тьмы, ради чего и проводились посвящения.

Трапезы и подношения в честь Гекаты

Не менее важной частью культа этой богини были и специальные трапезы, дары, которые приносились раз в месяц. Их называли также гекатеи или гекатесии. Так как Геката была богиней мёртвых и подземного царства, к ней всё же нужно было обращаться с осторожностью, чтобы не навлечь на себя гнев. То же самое касалось призраков, которыми она управляла, т.к. богиня могла не только прогонять их, но и насылать.

Трапезы Гекаты проводились во время фазы новолуния, сразу перед тем, как на небе будет виден свет месяца.

Большую роль в этом действии играли лепёшки. Создавали несколько видов подобных подношений, причём лепёшку могли также класть прямо на перекрёстках. Их окружали свечами, таким образом получался аналог современного торта на день рождения. Вероятно, первоначально подобным образом чествовалась Артемида.

Какими были жрицы в храмах Гекаты

Чаще всего в источниках упоминаются именно женщины как жрицы Гекаты. Эта богиня и правда в первую очередь покровительница женщин, матерей, она сама называлась порой великая мать. Гекате даже иногда приписывали функцию покровительства материнства. Она была в чём-то близка к великим богиням-матерям и тоже характеризовалась как хтоническое божество.

С богиней-матерью связывалось такое животное, как кобыла. Кобыла также представляла собой олицетворение одновременно жаркой страсти, любви и опасности, которая за этим кроется. Подобные ассоциации даже привели к тому, что под влиянием римлян в английском языке появилось слово nightmare – кошмар, которое также дословно может переводиться как «ночная кобыла».

Корни этого слова и правда стоит искать в культе богини Гекаты, причём в то время, когда он ещё только появился. Считалось, что каждая жрица Гекаты – это прекрасная, привлекательная девушка.

По одной из менее распространённых теорий, тогда Геката ещё была не самостоятельной богиней, а входила в троицу других богинь. Позже же она развилась в хтоническое и более мрачное божество, тогда как остальные две переняли светлые черты. Такая теория часто звучит в среде эзотериков и приверженцев современных течений язычества, т.к. там богиню Гекату часто воспринимают как одну из ипостасей Триединой богини (девы, матери, старухи).

Также каждая жрица Гекаты принадлежала к одной из двух групп:

  • жрицы дня в красных одеждах, с волосами, в которые были вплетен рыжие конские гривы;
  • жрицы ночи или ламии – в чёрных одеждах, с чёрными конскими волосами в причёсках; им было дозволено выходить из храмов только по ночам.

Причём жрица Гекаты из каждой группы носила одежду не из простой ткани. Та была сплетена из конских волос, очень крепких, и напоминала даже кольчугу. С этой одеждой был связан один необычный и даже в какой-то мере жестокий обряд.

Он был связан с тем, что любой мужчина мог пожелать провести ночь служительницей богини Гекаты. Однако право на это получали лишь мужчины, у которых получалось разорвать одежду из конского волоса. Для этого требовалась огромная сила.

В противном случае, если мужчина воспылал страстью к жрице дня, его забирали на служение к богине Гекате. Если то была ламия, то она дарила несчастливцу поцелуй, во время которого доставала из причёски кинжал и вонзала мужчине в спину.

Позже ночная жрица Гекаты трансформировалась в призрака, которые встречали путников на дороге и могли их убить, выпить кровь. Либо же ламии представали в виде чёрных кобыл. Если её встретить на перекрёстке, то человека ждала примерно та же судьба, что и мужчину, возжелавшего жрицу – он либо умрёт, либо будет достоин великой любви.

Позже появился обряд, который был направлен на привлечение плодородия. Согласно ему, жрицы Гекаты должны были бежать ночью по дорогам, которые вели в храм. На это нельзя было смотреть, и если какой-либо мужчина всё же замечал девушек, его тут же подвергали смерти.

Почитание ведьмами и магами

В работе «Фарсалия» Марка Аннея Лукана как раз упоминается о почитании Гекаты ведьмами. Там мифическая колдунья Эрихто из Фессалии говорит, что ведьмы чтут Персефону. Персефону же в свою очередь определяют как аспект Гекаты, причём третий и низший. Жрицами Гекаты называют её дочерей-волшебниц Метею и Цирцею.

word-image-377

Ясон и Медея в храме Гекаты. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Культ Гекаты играет большую роль и сейчас. Она часто почитается в различных неоязыческих религиях, например, в викканстве. Там Гекату часто воспринимают как аспект Триединой богини, а именно старуху – мудрую и опытную женщину, связанную со смертью, увяданием, и богиню мертвых и подземного мира.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

11 − 7 =