Жрецы Асклепия

word-image-307

Асклепий в Древней Греции – бог медицины, врачевания, мудрый учёный муж, который мог оживлять умерших. Сын Аполлона. Согласно легендам, сначала Асклепий не был божеством, но взошёл на Олимп после того, как Зевс пронзил его молнией, чтобы убить за вторжение в естественные процессы жизни и смерти. Асклепий (или Эскулап в Древнем Риме) был очень уважаемым богом. Большой славой пользовались жрецы Асклепия. Они не только служили богу, но действительно излечивали недуги в храмах Асклепия.

На картине Больной ребёнок, которого привели для лечения в храм Эскулапа. Джон Уотерхаус. 1877 г. Частная коллекция.

 

Происхождение асклепиадов

Асклепиады – это жрецы, служившие в храмах Асклепия. Это мог быть жрец или жрица бога Асклепия. Каждое такое святилище в свою очередь называлось асклепион. По сути, такие храмовые комплексы были предшественниками современных санаториев. Строились они тоже в местах, которые можно было охарактеризовать как курортные.

Реконструкция храма в Эпидавре.

Реконструкция храма в Эпидавре.

Считалось, что сам Асклепий как бог врачевания положил начало роду асклепиадов. Жрецы считали себя его потомками. Именно поэтому, по легендам, они обладали целительной силой. Асклепиадами были многие известные врачи древности, например, Гиппократ.

Процесс лечения и обязанности асклепиадов

Сначала медицина в асклепионах была только храмовой. Жрецы прибегали к мистическим ритуалам и обрядам, толкованию снов. Считалось, что болезни насылают именно боги, они же могут помочь и избавиться от них. Именно поэтому сны и были важной частью лечения – в них могли прийти ответы от высших сил. Иногда в сновидении являлся сам Асклепий.

В результате каждый, кто ступал в храм, получал задание провести в нём хотя бы одну ночь. Для этого человека помещали в специальное священное помещение – Абатон. Такая процедура называлась «инкубацией».

Абатон переводился с греческого как «недоступное, сакральное место». Это был второй уровень крытой галереи при храме. Туда не достигали звуки или солнечный свет, а температура всегда достигала уровня человеческого тела.

Благодаря таким условиям пациентов ничто не беспокоило. Они фактически переставали ощущать время и пространство. Но иногда для более полного расслабления и сна жрецы могли давать им специальные вещества. А главное – больные получали задание запоминать все сны в деталях.

Паломники укладываются спать в храме Асклепия. Роберт Алан Том.

Паломники укладываются спать в храме Асклепия. Роберт Алан Том.

Те, кто не мог заснуть, должны были лежать спокойно закрытыми глазами, погрузившись в состояние наподобие медитации. Но всё равно нужный сон не всегда приходил в первую же ночь. Есть упоминания, что иногда пациенты проводили в храмах по 3-4 месяца, прежде чем им удавалось это сделать.

Затем лечение проходило следующим образом:

  1. Больной подробно рассказывал свой сон жрецам.
  2. Асклепиады трактовали образы из сновидения, при этом толкования могли быть достаточно произвольными – всё зависело от самого служителя.
  3. Жрецы назначали подходящий по их мнению метод лечения.
  4. Если все процедуры приносили пользу и облегчение, историю больного подробно записывали в специальных табличках.
  5. В противном случае никаких записей не оставляли.

В результате образовался большой пласт информации, который был полезен как для сами асклепиадов, так и для врачей более поздних эпох. Обучаясь, врачи Греции порой путешествовали между храмами, изучали записи своих предшественников.

Плиты с историями болезней. Эпидавр.

Плиты с историями болезней. Эпидавр.

Прежде чем пойти на служение императорам, целители также могли обучаться при святилищах.

Плата жрецам за излечение

Как таковой платы за услуги жрецов-целителей не было. Более того, все врачи Древней Греции соблюдать правило, согласно которому запрещалось поднимать вопрос о вознаграждении сразу по приходу лекаря. Это считалось неэтичным.

Чаще всего врач проводил всё лечение без оплаты, т.к. для греков была ценнее благодарность пациента и репутация врача как человека, занимающегося благим делом.

Но в сам храм Асклепия выздоровевшие паломники часто приносили вотивные дары. Их использование представляло собой боля мягкую и простую форму жертвоприношения. Вотивные дары – это предметы, которые были обещаны в дар божеству за исцеление или исполнение желаний.

Такие вещи были расположены повсюду в храмах Асклепия и на их территории, что показывало важность божества и то, насколько большим уважением оно пользовалось.

В случае с Эскулапом вид вотивных даров часто определялся самой целью обращения к богу. Так как он был лекарем, жертвовали чаще всего изображение исцелённого органа из различных материалов – золота, серебра, других металлов, мрамора и обычных камней. Это могли быть руки, ноги, глаза, сердце или даже уши.

Вотивный рельеф, жертва Куция Галла. Эпоха империи. Копия (оригинал в Национальном археологическом музее Афин). CIL III 7266 = ILS 3853. Музей Римской культуры в Риме.

Вотивный рельеф, жертва Куция Галла. Эпоха империи. Копия (оригинал в Национальном археологическом музее Афин). CIL III 7266 = ILS 3853. Музей Римской культуры в Риме.

Но были в культе Асклепия и специальные жертвенные животные. Такой цели служил петух, который также олицетворял важную для медиков бдительность. Принесение жертвы могло служить частью лечения, либо после больной таким образом благодарил Эскулапа.

По мнению некоторых исследователей, выражение «петух для Асклепия» в переносном смысле обозначает гонорар, который платился врачу.

Правила для жрецов-целителей и больных

Требования к врачам и жрецам Асклепионов в Древней Греции были достаточно строгими. Это касалось и их поведения, и внешнего вида, и отношения к лечению в целом:

  • каждый лекарь должен выглядеть ухожено, более того, приветствовалась упитанность в разумных пределах, т.к. это указывало на умение человека позаботиться о себе, о своём теле и здоровье; в противном случае считалось, что врач не сможет помогать другим;
  • большая роль отводилась соблюдению этических норм – не зря именно в Древней Греции возникла знаменитая клятва Гиппократа, которая подразумевала обязательное оказание помощи всем нуждающимся, а также содержала несколько других правил;
  • врач должен был вести себя достойно и в обществе;
  • для жрецов-асклепиадов лечение в первую очередь было не медицинской услугой, которую те оказывали за плату, а сакральным и важным действием, ритуалом, служением своему богу.

Для пациентов же действовало два запрета – нельзя было умирать в стенах храма, а также производить на свет детей. Чтобы избежать первого, жрецы по походке старались определить, скоро ли человек уйдёт из жизни. Беременных женщин в святилище не пускали из-за опасения, что роды пройду неудачно.

Различные способы лечения

Судя по найденным при раскопках инструментам, асклепиады использовали самые разные методы лечения. Например, среди их арсенала были скальпели, ушные ложечки, зонды, зубные щётки, бинты, различные баночки для лекарств.

Медицинские инструменты, которые использовали жрецы храма. Музей Эпидавра.

Медицинские инструменты, которые использовали жрецы храма. Музей Эпидавра.

Хирургическое вмешательство было достаточно распространённой практикой. Причём иногда операции проводили в то время, когда людей погружали в сон в священной комнате храмы. Просыпаясь, пациенты обнаруживали надрезы, которые списывались на божественные действия.

Среди способов, к которым прибегали жрецы, были водолечение, диеты, физические упражнения, различные лекарства. Могли применять вино, растирания горчицей с солью. Есть записи, в которых врач рекомендует избегать волнений и переохлаждения. Такие наставления давали, например, при нарушениях работы желудка.

Священные змеи и их использование в практике асклепиадов

Священные змеи – непременный атрибут бога Асклепия. Они содержались прямо при храме, в специально отведённой пристройке около основного здания. Она могла выглядеть как ротонда в окружении колонн или полностью закрытый круглый храм.

Сам Асклепий всегда изображался со змеей, обвивающей его посох. Реже встречаются варианты, где пресмыкающееся опутывает своими кольцами тело мужчины по пояс.

Источник почитания этих животных можно найти в легенде об обретении Эскулапом средства для воскрешения мёртвых. Он убил змею, которая заползла на его посох, но та в свою очередь была оживлена второй змеей. Та воспользовалась чудодейственной травой или цветком. Асклепий завладел этой травой и с тех пор прославился как врач, которому не страшна даже смерть.

Чаще всего в храмах Асклепия содержались безвредные и неядовитые змеи вида эскулаповых полозов семейства ужовых. Именно от имени бога они получили своё название.

Поэтому пресмыкающиеся свободно ползали по храму, в том числе в той комнате, где пациенты должны были провести ночь и получить во сне ответы на вопросы о своём недуге. Хотя это пугало паломников, присутствие змей могло положительно сказаться на их самочувствии. Из-за близости потенциально опасных существ происходил выброс адреналина, что иногда приводило к выздоровлению.

Стресс положительно сказывался на здоровье и в случае, когда змея касалась больного языком. Если подобное происходило, жрецы расценивали действие животного как хороший знак.

С помощью ядовитых змей лечили опухоли. Когда яд вызревал до нужной степени, змее давали укусить больное место. Такой способ действительно помогал.

Лечение при помощи змеи в храме Асклепия.

Лечение при помощи змеи в храме Асклепия.

Особенности устройства храмов

Храмы Асклепия назывались асклепионы, и по сути это были не просто святилища, но больницы. Каждый жрец и жрица Асклепия также были по сути врачами или хотя бы в какой-то мере обладали такими способностями. По этой причине слава асклепиона и целительной силы тех, кто в нём служит, привлекала людей в храм.

Храм Эпидавра.

Храм Эпидавра.

Жрецы Асклепия использовали разные способы лечения. Очень часто служители асклепиона прибегали к вполне прогрессивным методам лечения. Например, они использовали воды целебных источников. По этой причине святилища Асклепия строились именно там, где совсем рядом были подобные родники.

Фактически обязательным условием при выборе места была и живописная природа. Ведь жрец или жрица Асклепия могли прописать страждущим целебные прогулки на свежем воздухе или физические упражнения. Для последних тоже строились специальные площадки. Были и сооружения для атлетических состязаний, которые были приурочены к празднеству в честь Асклепия.

Театр у храма Асклепия в Эпидавре.

Театр у храма Асклепия в Эпидавре.

В результате практически каждый храм, где почитался Асклепий, превращался в целый оздоровительный комплекс. В период лечения люди жили в специальных комнатах на территории асклепиона или рядом.

Центральным зданием служил сам храм божества. Заходя туда после омовения, каждый паломник видел очертания алтаря и статуи Асклепия.

Рядом могли быть небольшие храмы и в честь других богов. Например, Аполлона, как ещё одного бога-врача, Артемиды, Гигиеи (дочери Асклепия), Афины. В некоторых источниках указывается, что свой алтарь имела и Афродита.

Среди самых известных святилищ – храм в Эпидавре, на острове Кос и в Книде. До наших дней сохранилось также здание в Пергаме на территории Турции и в городе Пафос на Крите.

Другие объекты около храма

Жрецы Асклепия должны были заботиться не только о физическом теле пациентов. Каждый жрец и жрица Асклепия, а также глава храма знали, что духовная составляющая также важна. По сути, они даже использовали психологические приёмы при лечении. Такой вывод можно сделать из того, что жрецы бога Асклепия большую роль в своей практике отводили искусству.

Именно для этой цели у храмов, где чтился бог Асклепий, возводили театр. Наглядный пример – святилище в Эпидавре на Пелопоннесе. Именно этот храм Асклепия считался крупнейшим в Элладе. Когда пациенты посещали театр во время представлений, они испытывали восторг, давали выход эмоциям, что снимало напряжение и положительно влияло на состояние людей.

Подобной цели служили, возможно, и выступления музыкантов и чтецов-рапсодов. Для них жрецы бога Асклепия обустраивали специальные площадки.

Работа жрецов в храме Эпидавра

Храм в Эпидавре – самый известный из построенных в честь Асклепия. Святилище привлекало паломников со всей Греции, люди искали исцеления, которое часто получали. Огромный комплекс со множеством построек включал также административные здания и дома для самих асклепиадов. Сам Эпидавр находился на Пелопоннесе и служил центром области Эпидаврия.

Как и в других храмах, здесь велись записи об успешном исцелении пациентов, что делали каждый жрец и жрица бога Асклепия. В результате появились мраморные плиты, где изложены истории болезней 70 пациентов. Они были созданы примерно в 320 г. до н.э., а затем найдены на руинах храма в Эпидавре. Всего было обнаружено 3 плиты. Такой драгоценный материал позволил многое узнать о методах лечения того времени.

Само святилище Эпидавра сейчас внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с храмом Эпидавра находился театр, который после реставрации и сейчас служит для выступления артистов Греции и зарубежья. Он рассчитан на 15 тысяч зрителей, а конструкция позволяет слышать малейший шёпот со сцены даже на самом последнем ряду.

Известные асклепиады

Все служители бога набирали опыт и осуществляли вклад в медицину, неважно, это жрец или жрица бога Асклепия. Постепенно формировались отдельные школы асклепиадов. Более того, постепенно чисто храмовая медицина становилась всё более светской. Первоначально жрецы использовали только молитвы и религиозные ритуалы, затем их всё больше стали заменять вполне прогрессивные методы лечения.

Важную роль в становлении идей о том, что болезни не имеют божественного происхождения, также как и лечение не идёт от богов, сыграло учение Гиппократа.

Асклепий прибыл на о. Кос, где его встретил врач Гиппократ, сидящий слева. Музей на о. Кос, Греция.

Асклепий прибыл на о. Кос, где его встретил врач Гиппократ, сидящий слева. Музей на о. Кос, Греция.

Именно Гиппократ выделил медицину в отдельную науку. Он определил причины болезней, например, природные. Хотя при этом он не отрицал, что поклонение богам тоже важно.

Образы жрецов Асклепия в современном мире

Хотя Асклепий в 21 веке и не является одним из самых известных богов, его образ по-прежнему не забывают. В первую очередь известен посох Асклепия как символ медицины. Жрецы бога Асклепия в основном позабыты, но всё равно они продолжают мелькать в тех или иных произведениях.

Визит эскулапа или Больная дама и ее лекарь. Габриель Метсю. Частная коллекция.

Визит эскулапа или Больная дама и ее лекарь. Габриель Метсю. Частная коллекция.

Например, в компьютерной игре Assassin’s Creed: Odyssey есть глава, где встречаются асклепиады. Главная героиня, дочь спартанского по имени Миррин должна помогать жрецам согласно сюжету игры. Assassin’s Creed: Odyssey показывает и суть работы асклепиадов, а также некоторые особенности культа. Например, содержание в храмах священных змей, которых нельзя убить.

Всего есть 4-5 квеста, которые напрямую связаны со жрецами. Почти каждый квест-задание показывает работу асклепиадов в храме. Поэтому прохождение может быть очень интересным в плане ознакомления с традициями тех времён:

  • первый квест-задание состоит в том, что Миррин должна разобраться со змеями в святилище, но при этом не может их убить;
  • второй квест-задание – помощь Миррин жрецу в проверке специальных надгробий;
  • четвёртый квест-задание – помощь врачу, когда Миррин отправляется на поиски необходимого для лечения белого быка, но в конце квеста приносит лишь его сердце, т.к. быка успели убить;
  • ещё один квест-задание – необходимо выбрать человека для исцеления, потому что на всех лекарства не хватит, и в конце квеста Миррин получает нужные сведения уже о себе.

В конце последнего квеста девушка получает возможность больше узнать о себе от немного жреца.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

семнадцать + 16 =