Праздник проводился с 9 по 13 Пианопсиона. В древней Греции существовал интересный женский праздник тесмофирий в честь богини плодородия Деметры. Современные исследователи небезосновательно называют его торжеством распущенности и лени. Что же необычного было в нем?
Накануне зимней посевной в крупных городах Греции устраивались народные гуляния с исключительным женским участием. Оплачивать банкет и обряды аттического благодетельницы земледельческого быта и законных браков Деметры должны были зажиточные дамы высшего сословия, которые и руководили самим праздником.
Существуют древние рукописи, описывающие порядок торжественного почитания и молебна. Считалось, что тесмофирии – большие аттические торжества по случаю сбора урожая и божественного благодарения. Торжество проводилось в осенний период после озимого посева и длилось трое суток.
Мероприятие являлось национальным и общенародным. Мужчины к проведению таинств поклонения Деметре не допускались, а в период обрядов их участницы придерживались своеобразного обета целомудрия – три дня без сексуальных утех. В основном на празднике царило всеобщее безделье и полное отсутствие гигиены.
В Афинах, где непосредственно в Галимунте находился храм богини плодородия Деметры, жребием определялись распорядительницы мероприятия. Само торжество проводилось на известном месте всеобщих демократических собраний – горе Пникс.
В первый день избранные женщины собирались вместе и отправлялись в путь к Галимунту – аттическому афинскому дему, где находился храм богини плодородия Деметры. Процессия несла священные предметы и божественную атрибутику Деметры. По дороге они обменивались шутками и циническими насмешками. Достигнув вершины (Тесмофориона), участники сооружали примитивные шалаши из ивовых прутьев. В Греции ива считалась непорочным деревом, а значит должна успокоить половое влечение присутствующих. В этот день все участвующие дамы придерживались обета на украшения и косметику.
Второй день мероприятия означал пост и время воздержания, как память о мифологической богине и ее скорби по дочери. Глубокое дыхание разгоряченных женщин настолько портило воздух Тесмофориона, что больших гарантий вынужденного «целибата» можно было и не придумывать.
Третьи сутки наполнялись всеобщим ликованием. День был посвящен женской плодовитости, стимулированной временным воздержанием. Богине плодородия приносились жертвы – закалывали поросят и устраивали огромный пир. В это время существовал странный обряд – участницы тесмофирий закапывали трупы животных, чтобы потом смешать разложившуюся плоть с посевным зерном. Целый день дамы должны были разговаривать грязными и непристойными словами, делать фигурки фаллосов и закапывать их вместе с жертвами. По мнению греков, такой ритуал способствовал повышению урожайности посевов.
Тесмофирии, как культовое мероприятие, можно назвать более чем уникальным и своеобразным развитием земледельческой религии. Есть несколько причин так думать:
- К торжеству допускались только замужние дамы. Сексуальное воздержание, грязные и непристойные разговоры, таинственные обряды, скрываемые от мужских и девственных глаз. Таинства поражали своей грубостью и примитивностью, однако, греки были уверены в действии неординарных церемоний.
- В древнем мире общественное положение женщин было незавидным. Тесмофирии давали возможность дамам отвлечься от обыденности, домашней рутины, заботы о правилах поведения и внешнем облике.
- Главное значение торжества – опровержение распутной жизни и легких увлечений страстями у бесконтрольных женщин. В матриархате тесмофирии рассматривались как женское утверждение собственного авторитета в обществе.
Характерная атмосфера в духе древних понятий проведения культовых тесмофирий частично передана в рукописях древнегреческого комедиографа Аристофана (446-387 гг. до н.э.). Более полных источников описания необычного праздника поклонения богине плодородия Деметре пока не идентифицировано. Будем считать, что мероприятие носило характер символического бегства от подневольного состояния женщины в греческом быту.