Синойкия — праздник Афины — 16 Гекатомбейона (14 июля 2022 года)

Древний фестиваль, который ежегодно устраивался в честь Афины. Согласно древнегреческой легенде, праздник был установлен героем Тесеем. Во время фестиваля в честь Афины и Эйрены (богини мира) приносились бескровные жертвы.

Что это за праздник

Древнегреческий фестиваль проводился в Афинах. Он также известен под названием тесейских синойкий и праздника союза: легенда гласит, что в глубокой древности герой Тесей объединил общины Аттики под управлением Афин. Праздник был посвящен Тесею, великому герою, победителю Минотавра и основателю Афин. Также славили богиню Афину (Тесей был одним из тех героев, которым она благоволила) как покровительницу города.

Празднование фестиваля приходилось на 15-16 гекатомбейона.

Так гласит легенда

Тесей не сразу стал царем: ему предстоял долгий путь. Он проявил себя не только как отважный воин, но и как умелый дипломат. В частности, ему удалось объединить Аттику. до этого разделенную на несколько общин. Каждая из них обладала суверенитетом, и не подчинялась никому (собственно, подчиняться было и некому, поскольку центролизованной власти не было). К афинскому царю они обращались только тогда, когда им была нужна его защита. Все области находились в состоянии междоусобиц.

Тесей обратился к каждой общине и к каждому роду. Он обещал не вводить монархию, и править демократично. При этом он оставил за собой право принимать государственные решения. В ответ на это жители Аттики признали в нем царя.

Придя к власти, Тесей распустил все местные органы управления. От изменения законов, которые относились к частной собственности, он отказался.

Затем все области были объединены с городом, и назвал шестнадцатый день гекатомбеона “Днем объединения”. Это был всеобщий праздник, посвященный богиням Афине и Эйрене.

Проведя еще несколько реформ, Тесей дал Аттике новую конституцию, и отказался от трона.

Основные ритуалы

Основой торжества были жертвоприношения (бескровные). По большей части это была выпечка, которую жители Афин посвящали богиням Афине и Эйрене. Чуть позднее к этому празднику был присоединен культ Зевса Фратриоса (Отца), защитника родовых святынь и всех родов человеческих.

Зевс был требовательным божеством, и в его честь обычно приносились в жертву молодые сильные быки.

Когда закончилась греко-персидская война, фестиваль стал праздноваться еще более грандиозно и пышно. На празднике прославляли Афину и Тесея. Обе мифологические фигуры тесно переплелись друг с другом, и проводимые ритуалы и обряды стали общими.

Но с течением времени некоторые элементы фестиваля, посвященные Тесею, постепенно были заменены элементами, посвященными богине Афине.

В 374 г. до н.э., в когда во время кровопролитной беотийской войны сохранялось недолгое перемирие, афиняне вновь добавили “бескровную жертву”, посвященную богине мира Эйрене. Считалось, что богиня сможет уберечь греков от дальнейшего участия в военных действий.

Сначала фестиваль отмечался только а Аттике, но постепенно распространился и далеко за ее пределы.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

13 + семь =