Панафинеи — Праздник Афины — 21 гекатомбеона (30 июля 2021 года)

Панафинеи — главный государственный афинский праздник. Он посвящен богине Афине. Малые панафинеи проводились один раз в год, великие — один раз в четыре года.

Что это за фестиваль

Панафинеи — древний праздник, который проводился в честь Афины Полиады. Согласно легенде, он был основан Эрехтеем (Эрихтонием) за 729 лет до первой Олимпиады. Легенда гласит о том, что царь Эрихтоний был рожден из семени Гефеста. Он был воспитанником богини Афины, и, повзрослев, учредил в честь нее панафинейские празднества.

Сначала праздник назывался афинеями, но после синкойизма Тесея (после объединения Аттики) был переименован в панафинеи.

Особой пышности празднество достигло во времена Писистрата. Именно при нем особое значение было отведено поклонение Афине, богине-покровительнице города.

Первые упоминания о празднике встречаются уже в гомеровских поэмах. В одной из них встречается описание торжественного шествия и принесения жертв в честь Афины Полиады. В “Одиссее” и “Илиаде” встречаются данные о культе Эрехтея и Афины. Там же впервые упоминается пеплос.

Отрывочные сведения об организации праздника встречаются в сочинениях Геродота, Ксенофонта и Фукидида. Там же рассказывается о состязаниях, которые проводились во время праздника, и об основных жертвоприношениях. Панафинейские призовые амфоры впервые упоминаются у Пиндара.

Большие и малые панафинеи

Большие панафинеи проводились каждый третий олимпийский год, а малые — ежегодно.

Считается, что малые панафинеи проводились с 25 по 28 гекатомбеона (по афинскому календарю). Время проведения великих панафиней — с 21 по 28 гекатомбеона.

Апогей празднования приходился на третий день после окончания гекатомбеона. По крайней мере, именно об этом свидетельствует Прокл. По его мнению, именно в этот день родилась Афина. Также, по мнению Прокла, малые панафинеи шли сразу же после бендидей (21 таргелиона).

Несомненно, что великие и малые панафинеи тесно связаны. По мнению исследователей, великие панафинеи являются лишь расширенной версией малых. До сих пор существует предположение, что они проводились одновременно. Согласно календарю, исследователи помещают дату панафиней сразу после даты принесения бескровной жертвы богине Эйрене. То есть, это 16 гекатомбеона. Демосфен утверждает, что дата панафиней находится где-то рядом с 11 гекатомбеона. Если и так, это, определенно, дата проведения малых панафиней.

Музыкальное состязание

О музыкальных состязаниях говорится в трактате Псевдо-Плутарха. Там были перечислены основные виды музыкальных конкурсов, были там и перечень участников, и список победителей.

К сожалению, сам документ не сохранился, и составить даже примерную музыкальную программу панафинеев составить невозможно.

Вероятно, в состязании участвовали рапсоды, которые исполняли гомеровские поэмы. Об этом говорится в статье Гесихия “Одеон”.

Во времена Писистрата на панафинеях были введены дифирамбическое агоны. Изначально дифирамбы посвящались исключительно богу Дионису (Вакху) и исполнялись только на дионисиях. Но постепенно в этом жанре стали появляться и другие сюжеты древних мифов. Именно по этой причине дифирамбы стали включаться в другие праздники — в частности, в великие панафинеи. Тематика дифирамбов достаточно разная. Она включала в себя различные мифологические события и действия. Такие (обновленные) дифирамбы были важнейшей частью великих панафиней.

Согласно “Паросской хронике”, примерно в 508 г до н.э. впервые в Афинах состоялось соревнование мужских хоров. Принять участие в таком конкурсе было непросто: отбирались лучшие из лучших. Именно хоровики задавали тон всему дальнейшему состязанию. Участие в конкурсе хоровиков оказывало влияние и на процедуру выявления победителей.

Основным критерием для отбора в хор был не только красивый певческий голос. Хоровики представлял собой группу, которая набиралась из конкретной филы (имеются в виду территориально-политические общины). Мужской хор, принимавший участие в соревнованиях, защищал честь и художественное достоинство всей своей общины. Жители одной филы были объединены не только государственно-административным делением, но и очень крепкими родственными узами. По этой причине все филы были искренне заинтересованы в победе своего хора. Поэтому хоровиков активно готовили и спонсировали их поездку на панафинеи.

Организатором работы был так называемый хорег (в переводе с древнегреческого — руководитель хора). Эту обязанность возлагали на местных меценатов. Он исполнял “литургию” (священную обязанность) по набору хоровиков и их обучению. “Литургия” считалась весьма почетной обязанностью: ее приравнивали к важнейшим общественным повинностям (например, к материальному обеспечению пиров, которые устраивались для членов всей филы).

Позднее хорегами становились не только отдельные меценаты, но и, говоря современным языком, любой общественник. А все жители жертвовали деньги на обучение хористов. Таким образом, победа хора была победой всех жителей филы.

Стоимость подготовки хора выглядела так:

  • мужской хор — 2,0 тыс. драхм (до 5,0 тыс.драхм для панафиней и прочих великих праздников);
  • детский хор — 1,5 тыс.драхм.

Помимо хоров, в музыкальных состязаниях участвовали авлеты, авлоды, кифароды и хоревты. Также приглашались “синавлии”, инструментальные ансамбли.

Согласно историкам, музыканты и рапсоды, исполнявшие гомеровские поэмы, состязались в первый день 23 гекатомбеона. Вероятно, помимо гомеровских поэм. исполнялись и другие эпические произведения.

Сначала музыканты выступали под открытым небом, на агоре. Но уже в средине 5 в до н.э. Периклом было построено специальное здание. Там и проводились музыкальные агоны. Здание называлось Одеоном, что в переводе с греческого означало “песнопение”.

Плутарх утверждал, что в судейский состав входил Перикл. Основные правила состязания были установлены именно им. В частности, им были введены особые правила, которыми должны были руководствоваться музыканты, играющие на кифаре и на аулосе. Также Плутарх утверждал, что впервые за все время Периклу удалось добиться народного постановления о проведении музыкальных состязаний на панафинеях. Но это утверждение было ошибочным. Историки предполагают, что Периклу удалось только немного расширить и реформировать музыкальный агон, который существовал со второй половины 6 в до н.э.

Музыкальный агон был не только афинским состязанием: о его существовании знали на Боспоре уже в архаический период.

Самые дорогие призы на музыкальном агоне получали кифароды, которые пели и аккомпанировали себе на кифаре. Они получали целых 5 призов (победители других состязаний получали только 2 или 3 приза).

Ценность призов была такой:

  • первый — 500 драхм из серебра и золотой венок, который стоил 100 драхм;
  • второй -1,2 тыс.драхм;
  • третий — 600 драхм;
  • четвертый — 400 драхм;
  • пятый — 300 драхм.

Музыканты, играющие на кифарах, в репертуаре которых были только инструментальные пьесы, за первое место получали венок из золота, который стоил 500 драхм+ 300 драхм из серебра. За второе место они получали 200 драхм, за третье — 100 драхм.

Авлеты, мальчики-кифаристы и музыканты, играющие на аулосе, получали менее ценные призы.

Гимнастические состязания

Они проводились на второй и на третий день. Спортсмены были разделены на возрастные группы:

  • мальчики-подростки (11-15 лет);
  • юноши (16-21 год);
  • взрослые (они выступали на следующий день).

Участники состязаний метали копье и диск, прыгали в длину и в высоту, боролись, состязались в беге.

Также в программу была включена борьба: согласно легенде, герой Тесей научился этому искусству у богини Афины. Поэтому борьба считалась практически национальным видом спорта. Проводились и кулачные бои, но взрослые спортсмены в них участия не принимали.

Конные состязания

Конные состязания известны в меньшей степени. По крайней мере, в эпиникиях Пиндара о них почти не сообщается.

Считается, что они проводились на четвертый день. Местом проведения был ипподром. Основные виды состязаний:

  • соревнование всадников;
  • бег на колесницах (они были запряжены двумя или четырьмя конями).

Победитель получал в награду 140 панафинейских амфор, в которых находилось дорогое оливковое масло. Даже если хозяин колесницы не выступал в качестве возничего, он получал такой дар.

Считается, что этот агон был введен примерно в 550 г до н.э. Сохранилась вазопись, на которой был изображен возничий, управляющий четверкой коней, которые галопировали вправо. Сказать точно, какие лошади участвовали в состязании — молодые или взрослые — к сожалению, нельзя.

Наибольшую популярность этот вид состязания приобрел в двух последних декадах 6 в до н.э. и в первые 20 лет 5 в до н.э.

Считается, что конный агон был наиболее аристократическим и самым величественным состязанием. В программе праздника это эффектное зрелище являлось в большей степени демонстрацией блеска и богатства, нежели военной мощи.

В эллинистический период на этих состязаниях часто присутствовали представители царских династий.

Конные соревнования подразделялись на состязания афинского и иноземного происхождения. Древнейшим и самым специфическим состязанием конного агона были соревнования апобатов. История этого состязания восходит к самому мифу об Эрихтонии.

Другие состязания

На пятый-седьмой дни проводились соревнования, посвященные соперничеству фил. В состязании могли приниматьу частие только граждане Афин (во всех прочих соревнованиях могли участвовать жители любых греческих полисов). Каждая фила предоставляла спортсменов для состязаний в следующих видах спорта:

  • пиррихии (военный танец);
  • гонки на кораблях;
  • соревнования лампадодромов;
  • соревнование апобатов.

Военный танец был посвящен богине Афине: согласно легенде, божество, которое родил сам Зевс, появилось на свет, танцуя пиррихий. Этот же танец божество танцевало в честь победы над гигантами. Во время панафиней эти мифа вспоминались особо.

Пиррихий относился к религиозной части фестиваля, поэтому победителей здесь быть не могло. После завершения ритуальных действий приносился в жертву бык: эта жертва называлась никетерионом.

Считается, что в танце принимали участие только мальчики и юноши. Сохранился рельеф, на котором изображено восемь стройных юношей, танцующих пиррихий. Все юноши полностью обнажены, но на головах у них надеты военные шлемы, а в левой руке каждый из них держит щит.

Торжественное шествие

Одним из самых главных дней на панафинеях был шестой. Считалось, что в этот день была рождена Афина. Когда восходило солнце, от Дипилонских ворот по Панафинейской дороге к Акрополю шла торжественная процессия. Считалось, что стартом для шествия было здание Помпейона. Именно туда накануне фестиваля приносили всяческую утварь и священные сосуды.

Шествие продвигалось под стройное пение хоров (пели юноши и мужчины) и под аккомпанемент аулосов и кифар. Празднующие рождение Афины шли через Керамик. Самым главным было пересечь агору и торжественно подняться на Акрополь. В целом празднующие преодолевали расстояние примерно в 1 км.

На парфенонской фризе изображена такая панафинейская процессия. Упоминания о ней имеются и в античных источниках. Участвовать в торжественном шествии могли только свободные граждане Афин. Никаких ограничений по возрасту, социальному статусу и полу не было. Участие рабов не допускалось, но вольноотпущенные также могли присоединиться к торжественному шествию.

В основном шли пешком. Идущих оберегали от различных неприятностей всадники. Богатые и знатные часто ехали на собственных колесницах. Все шествие направлялось опытными распорядителями, которые также пристально следили за порядком: ссоры и склоки тут же пресекались.

Наиболее эффектной частью праздничного шествия был огромный деревянный корабль. Его катили на колесах. В качестве украшения мачты этого суда использовалось полотно, на котором изображались древние боги. Главным сюжетом была борьба богов-олимпийцев с титанами.

В самый первый раз такое судно провозили в торжественной процессии, посвященной панафинеям, в честь победы афинян над персами в Саламинском сражении (около 480 г до н.э).

Гимерий, позднеантичный автор, писал в одном из своих произведений, что корабль был наполнен жрецами и жрицами. Эвпатрид венчали золотые венки. На всех остальных участниках торжественной процессии были надеты цветочные венки. Корабль был строгим, но одновременно — величественным. Он как будто и на самом деле плыл по волнам. На холме Паллады, по словам автора, невидимо находилась сама богиня, и любовалась посвященным ей шествием.

Когда афинские граждане начинали петь священные песни, причальный канат отвязывали, и все вместе участники шествия призывали ветер помочь кораблю благополучно дойти до цели.

Одной из самых важных церемоний этого дня было поднесение Афине нового пеплоса. Это была красивая одежда шафранового оттенка. На ней были вытканы разные мифологические сцены. В основном на пеплосе изображались сцены сражения богини с гигантами.

Пеплос готовили особым образом. За 9 месяцев до торжества, во времена проведения халкейи, девочки-аррефоры, руководимые старшей жрицей божества, устанавливали станок. На этом станке пеплос ткали самые искусные ткачихи Аттики. На парфенонской фризе как раз запечатлен момент передачи в храм Афины роскошного пеплоса.

В пеплос облачалась огромная деревянная статуя божества. Одежда хранилась в храме божества до наступления фестиваля Плинтерий. Во время этого праздника представители знатных родов собирали новое шествие, которое шло к храму. Затем из храма выносили деревянную статую Афины и мыли ее в море, после чего облачали ее в новый пеплос.

На алтаре Афины осуществлялось грандиозное жертвоприношение. Афинский лампадодром, победитель факельного забега, зажигал огонь. Затем следовало всенощное бдение, на котором пелись гимны, исполнялись ритуальные танцы.

Паннихи

Празднества проводились ночью 28 числа. День отсчитывался от заката до заката. Сначала проводилась лампадодромия (бег с факелами в руках: чтобы победить, нужно было обязательно донести до финиша факел горящим. Если тот, кто прибегал первым, не смог сохранить факел горящим, он проигрывал следующему бегуну, который смог удержать огонь). Дистанция составляла около 2,5 км. От каждой филы в состязании принимали участие по четыре спортсмена.

Стартовали от алтаря Эроса (находился рядом с входом в Академию). Лампадодромы должны были добежать до Акрополя, и зажечь там огонь.

Лампадодром-победитель получал 30 драхм и гидрию. Фила выигрывала быка и 100 драхм. Эти деньги шли на устроение праздничного пира, во время которого жертвенный бык закалывался, приготавливался и торжественно съедался.

Затем наступало время для ночной ектении. Процедура проводилась старшими жрицами. Сначала жрицы возносили божеству благодарственные гимны, а затем пелись радостные и сладостные песни, славящие рождение Афины. Молодые жрицы танцевали ритуальный танец. Хоры юношей и мужчин пели ритуальные песнопения: типы песен и частично сохранившиеся тексты можно увидеть в дифирамбе Лампрокла в Бергке.

Состязание на кораблях

Это состязание относилось к дополнительным мероприятиям панафиней. Оно проводилось 29 гекатомбеона — именно в этот день корабли пускались в море.

По мнению культурологов и историков, такое состязание обычно проводилось в честь бога Посейдона (который отождествлялся с Эрехтеем), 1 раз в 4 года и Афины.

Заключительная часть панафиней

Завершался фестиваль на восьмой день. В этот день победители получали призы, проводились праздничные пиры.

В торжественной обстановке победители состязаний увенчивались оливковыми венками. Одни получали панафинейские амфоры, наполненные оливковым маслом (оно изготавливалось из маслиновых плодов, которые росли в священной роще Афины), другие — денежные награды.

В этот же день власти Афин провозглашали почетные декреты. В них упоминались как граждане Афин, так и иноземцы, которые оказали особые услуги государству.

Панафинейский календарь

Главным событием малых панафиней было 28 гекатомбеона. В этот день проводились:

  • паннихи;
  • торжественное шествие;
  • жертвоприношение;
  • праздничный пир.

Днем ранее, 27 гекатомбеона, проводились скачки, евандрии, устраивались пиррихии.

Во время великих панафиней проводилось все то же самое. Но день начала фестиваля будет варьироваться в зависимости от того, как мы допускаем более длительный или более короткий период для трех главных соревнований. Таким образом, музыкальный конкурс мог длиться три дня или полтора дня, гимнастические соревнования продолжались в течение одного-двух дней. Скачки проводились полдня, или в течение одного дня. Т.е., панафинеи могли начаться как 21, так и 24 числа.

Официальные лица, присутствовавшие на фестивале

Важную роль играли атлотеты (их набирали по одному из каждого рода). Они занимали этот пост четыре года, и их функция, как говорит Поллукс заключалась в организации музыкальных, гимнастических и конных соревнований во время панафиней.

Малыми панафинеями управляли иеропоки. Они не имели никакого отношения к великим панафинеям, но при этом руководили лампадодедромами. Людей для гестиса и для торжественных шествий собирали демархи.

Панафинеи за пределами Аттики

Археологи, работающие на северном причерноморье, обнаружили древние вазы, росписи которых сильно напоминали торжественные панафинейские шествия.

В Нимфее была обнаружена краснофигурная амфора панафинейского типа. Ее создание датируется примерно 5 веком до н.э. Считается, что ее создал и украсил прекрасным рисунком мастер Ниобид.

С одной стороны вазы были изображены два человека, которые принимали участие в панафинейской процессии. На голове каждого из них находится широкая праздничная повязка. Один из них держит в руке ветку маслины (согласно древнему преданию, это дерево было подарено Аттике Афиной), у другого в руках находятся два сосуда для ритуальных возлияний.

Впереди них идет статный юноша (изображен с другой стороны амфоры), и они движутся вслед за ним. Молодой атлет стоит перед Афиной, сняв шлем. Божество слегка наклонилось к нему, и, кажется, что-то благосклонно ему говорит. Некоторые культурологи и мифологи предполагают, что на амфоре изображен не кто иной как Тесей, мифический афинский царь, любимец Афины.

В Керкинитиде был обнаружен фрагмент кратера. Предполагается, что там также художник изобразил панафинейское шествие. На северном фризе Парфенона была изображена одна группа людей. В самом центре изображена женщина в нарядном хитоне. В руках у нее двойной аулос. По бокам изображены юноши-всадники, на головах которых повязаны праздничные повязки.

В некрополе Пантикапея была обнаружена гидрия, созданная, предположительно, в 4 в до н.э.

Рельефные фигуры украшали сосуд. Стиль живописи — краснофигурная. Рядом с позолоченным оливковым деревом находится сама Афина. Дерево же обвивает змей Эрихтоний. Считается, что это запечатлен момент, когда божество вырастило оливу: Афина бьет копьем в землю. С другой стороны изображен Посейдон. Согласно мифу, он ударил в землю трезубцем, из-за чего оттуда забил соляной источник. Идентифицировать остальных персонажей пока не удалось.

Также на северном причерноморье были обнаружено несколько псевдопанафинейских амфор, а также — красивые наградные амфоры. Афиняне активно продавали амфоры за пределы Аттики. Поэтому они хорошо расходились по всей греческой ойкумене.

Продажа амфор поощрялась по той причине, что таким образом те же жители северного причерноморья могли служить и прославлять Афины как могущественное и процветающее государство, любимое богами, которые, конечно же, незримо присутствовали на панафинеях.

На панафинейских агонах принимали участие атлеты и музыканты со всех концов Эллады. Великолепные призовые амфоры уезжали вместе с победителями и в туманную Киммерию, и еще дальше: так распространялась власть и влияние Афин.

Античные классики о панафинеях

В одном из произведений Платона встречается любопытный диалог:

“Сократ: Откуда ты пришел, чтобы нанести нам этот визит? Из твоего дома в Эфесе?

Ион [исполнитель гомеровских рапсодий]: Нет , нет, Сократ; из Эпидавра…

Сократ: Теперь имейте в виду, что мы тоже выиграем в Панафинеи.

Ион: Ну, так и будем, если боги позволят”.

Ниже дана ссылка о том, что панафинеи являются великим афинским праздником, который проводился один раз в четыре года. Малые панафинеи проводились ежегодно — примерно в июле. Участники состязаний со всего мира, такие как платоновский Ион, приехали в Афины на великое состязание.

У Платона читаем далее:

“Ты выглядел так, как будто ты открыл рот, чтобы насвистывать прелюдию гимна Афине на флейте”.

А вот, что пишет Сократ: “Итак, вы верите, что действительно была война между богами, ужасная вражда, битвы и другие вещи в этом роде [то есть война гигантов], о которых рассказывается у поэтов и представленных в разнообразных рисунках великих художников в наших священных местах и ​​особенно на одежде, которую несут в Акрополь во время Великой Панафинеи, потому что она покрыта такими изображениями”.

Далее у Платона можно прочитать следующее:

«..Танец с мечами, и танец Диоскуров в Лакедаймоне; и также в Афинах наша Дева [Афина], обрадованная возможностью позабавиться в танце, с радостью танцевала… Скорее, облекайтесьв полную силу, приобретайте благосклонность богини, как для службы на войне, так и для использования на праздниках «. [Т.е. танец вооруженного воина был характерной чертой культов Куретов, Диоскуров и Афины.]

Снова Платон:

“Как дань хвалы, воспеваемая должным образом и искренне в честь Богини в этот ее праздничный день [то есть Малая Панафинея, которая проводилась в начале июня”.

Вот, что пишет Псевдо-Аполлодор:

“Он [мифический царь Эрихтоний] установил деревянный образ Афины в акрополе и учредил праздник Панафиней”.

А вот выдержки из сочинений Павсания:

«Я считаю, что Панафинейский фестиваль [праздник богини Афины, проводившийся в Афинах] не был основан до Ликайского [праздника Зевса, проводившегося в Аркадии]. Первоначальное название прежнего праздника было афинеи, которое было изменено на панафинеи во времена Тесея: именно тогда он был учрежден всем афинским народом, собравшимся вместе в одном городе … Я считаю, что Ликаон [основатель фестиваля ликейи] был современником кекропов [основатели панафиней], но они не были одинаково мудры в вопросах религии».

Вот, что пишет Каллимах:

«Афиняне ставят рядом с собой и возле святого жилища [Афины] амфоры. Это не есть символ украшения, но символ борьбы и победы [Амфоры вручались в качестве призов в панафинейских играх].

А вот цитата из Элиана:

“Гиппарх, сын Писистрата, как старший из детей своего отца и самый мудрый из афинян. Он первым представил стихи Гомера в Афинах и обязал певцов исполнить их в Панафинеи”.

Вот еще одна цитата Элиана (Исторический сборник):

«Гиппарх был убит Гармодиосом и Аристогитоном за нанесенную им обиду, потому что в Панафинеи он не позволил сестре Гармодиоса нести корзину в честь богини (согласно местному обычаю) на том основании, что она не была этого достойна [Нести корзины в панафинейской процессии было большой честью].

А вот, что говорит Псевдо-Гигин:

«Эрихтоний [мифический приемный сын Афины] первым изобрел колесницу с четырьмя лошадьми … В юности учредил Панафинейские игры для Минервы [Афины] сам участвовал в гонке на колесницах с четырьмя лошадьми.За это боги поместили его на небо, и он стал созвездием».

Вот цитата из “Метаморфоз” Овидия:

“В тот день был праздник Паллады [то есть Панафинеи в Афинах], и девственницы несли, как обычно, в корзинах, цветы-увенчанные славой, они несли на своих головах священные сосуды к святыне на вершине холма”.

Вот еще выдержка из свидетельства неизвестного автора:

“Панафинеи: два вида Панафиней проводились в Афинах, одна ежегодно, другая была связана с пятилетним циклом. Вторые панафинеи они (афиняне) называли Великой Панафиней. Этот праздник основал Эрихтоний, сын Гефеста. Ранее Панафинеи назывались Афинеями”.

И еще цитата неизвестного автора:

“Раньше [афиняне] избирали четырех женщин из знатных семей, которые начинали ткать пеплос [церемониальное одеяние Афины Панафинейской] и заниматься всем прочим, относящимся к этому празднику. Эти женщины носили белые одежды. Если они надевали золотые украшения, они (украшения) становились священными”.

Далее читаем:

“Пеплос (Одеяние): у афинян пеплос — это торжественная одежда богини, которая готовится каждые четыре года; Они называют эту одежду пеплосом из-за того, что она была изготовлена из шерсти. На ней было написано: “Энкеладос, уничтоженный Афиной гигант из гигантов. Так понимаю, что это отсылка к известной истории о войне богов и титанов, и о победе первых. Есть также версия что афиняне после победы сделали пеплос для Афины, и начертали на нем имена лучших своих воинов”.

Еще цитата из классиков:

“Афиняне отмечают три праздника, во времена которых проходят забеги с факелами: в Панафинеи [праздник в честь Афины], в Гефестии [праздник в честь Гефеста] и в Прометии [праздник в честь Прометея]”.

Основные традиции фестиваля

За порядком во время проведения фестиваля зорко следили мастигофоры, которых возглавляли иерофанты и архонт-базилевс. За скачками наблюдали филлархи и гиппархи.

С подготовкой фестиваля связывались четыре литургии, которые носили разовый характер:

  • триерархия (литургия представляла собой подготовку и проведение регаты. Эта литургия считалась одной из самых сложных и обременительных. Главной обязанностью ответственных лиц был набор и снаряжение специальной команды от филы);
  • лампардахия (ответственные лица устраивали забеги спортсменов с зажженными факелами);
  • гимнасхирия (предполагалась подготовка атлетов и юношей, которые танцевали пиррихии);
  • хорегия (предполагалась организация музыкальных агонов).

Эти литургии поручались самым знатным и богатым афинянам. При желании к организации литургий могли присоединиться и другие.

Средства на подготовку выделялись из городской казны. Если устроители тратили больше (из своего кармана), то власти частично компенсировали эти затраты. Труд судей (атлотетов) также оплачивался из государственной казны.

Отличия структуры панафинейских и олимпийских торжеств

Олимпийские игры были посвящены Зевсу. Они проводились в середине месяца гекатомбеона, когда наступало первое полнолуние, после летнего солнцестояния. Панафинеи проводились перед вторым новолунием. Олимпийские торжества проводились межде Олимпом и Кроносом.

Торжество проводилось в течение 5 дней. Оно включало в себя:

  • торжественное открытие;
  • проведение ритуалов;
  • зачитывание клятвы судей;
  • зачитывание клятвы участников состязаний;
  • проведение состязаний;
  • закрытие фестиваля;
  • вручение наград;
  • проведение ритуалов и жертвоприношений;
  • пир.

Утром самого первого дня празднеств на алтаре Зевса в посвященном ему храме проводилось торжественное жертвоприношение. Затем здесь же, у алтаря Зевса, читались клятвы.

Атлетические состязания сопровождались игрой на музыкальных инструментах. На второй день после жертвоприношений и произношения приветственных речей проводились соревнования мальчиков и юношей. Затем наступало время агонов.

Состязались бегуны (были такие состязания, как двойной бег и бег в доспехах), борцы (устраивались кулачные бои и бои без правил).

На третий день проводились скачки (на лошадях, на мулах, на двух и четырех лошадях). На пятый день проводилось самое главное состязание, которое, как считалось, было основано самим Гераклом: пятиборье. В него были включены следующие виды состязаний:

  • бег;
  • прыжки в длину;
  • метание диска;
  • метание копья;
  • борьба.

Вероятно, структурные части отдельных дей олимпийских соревнований были близки таким же структурным частям панафиней. Перед началом состязаний осуществлялось небольшое жертвоприношение. Жертвы приносились мойрам, и весь процесс контролировался жрецами.

На пятый день олимпийских состязаний победители получали награду. При вручении призов они были облачены в пурпурные одежды. Победителя объявлял глашатай, который также вручал им лавровые венки.

После этого организовывалось торжественное шествие победителей к храму Зевса. Сначала шли элланодики в пурпурных одеждах, с венками на головах, затем шли послы, а замыкали шествие зрители. В храме Зевса, на шести алтарях проводилось жертвоприношение. Весь процесс осуществлялся под контролем жрецов, одетых в белые одежды. Пелись победные песни, торжественно славились великие герои древности, особенно Геракл и его родственник Иолай.

Завершалось все это торжественным пиршеством, которое организовывалось неподалеку от храма Зевса. Пир, полностью оплаченный властями, был устроен в честь победителей состязаний.

Когда победитель, облаченный в пурпурные одежды, возвращался в родной полис, ему организовывали торжественную встречу. В храме родного города победителя совершались жертвоприношения. Затем в честь победителя устраивали пир, завершающим действом которого были народные гуляния.

В отличие от панафиней, на олимпийских состязаниях отсутствовали музыкальные агоны. Но структура гимнастических агонов в общем похожа.

Еще одним отличием от панафинейских состязаний является время жертвоприношения: при олимпийских состязаниях основное жертвоприношение совершалось в самом начале. На панафинейских играх это происходило в самом конце фестиваля.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

пять × три =