Орфический гимн Танатосу

Славление Танатоса наблюдалось главным образом в Спарте: там у этого божества был собственный храм.
В других городах Греции бог смерти не пользовался особой популярностью. Обращение к Танатосу читалась в исключительных случаях (например, если дорогой человек сильно мучался — близкие могли просить смерть поскорее облегчить его страдания, забрать его в царство теней). А в остальном древние греки старались даже не произносить имени мрачного божества.
В основном изображали Танатоса на урнах, которые ставились в могилы. Иногда на могилах ставились статуи божества.

Орфический гимн Танатосу

На Русском

(фимиам, манна)

Услышь меня, великий властелин,
Дарующий святое время жизни,
Твой сон освобождает душу от
Объятий тела, цепких пут природы,
Дурманя смертных вечным сновиденьем,
Всеобщий, иногда несправедлив,
Когда ты обрываешь жизнь на пике
Цветущей юности, ты совершаешь суд,
Глухой к мольбам и к воплям безразличный.
Но я прошу тебя, благословенный,
И жертвы принося и подношенья,
Услышь молитвы жаркие, помедли
С приходом, жизнь даруй благочестивым,
Награду за усердное служенье!


На Древнегреческом
Κλῦθί μευ, ὃς πάντων θνητῶν οἴηκα κρατύνεις,
πᾶσι διδοὺς χρόνον ἁγνόν, ὅσων πόῤῥωθεν ὑπάρχεις.
σὸς γὰρ ὕπνος ψυχὴν θραύει καὶ σώματος ὁλκόν,
ἡνίκ’ ἂν ἐκλύῃς φύσεως κεκρατημένα δεσμὰ,
τὸν μακρὸν ζωοῖσι φέρων αἰώνιον ὕπνον,
κοινὸς μὲν πάντων, ἄδικος δ’ ἐνίοισιν ὑπάρχων,
ἐν ταχυτῆτι βίου παύων νεοήλικας ἀκμάς.
ἐν σοὶ γὰρ μούνῳ πάντων τὸ κριθὲν τελεοῦται·
οὔτε γὰρ εὐχῇσιν πείθῃ μόνος οὔτε λιταῖσιν.
ἀλλά, μάκαρ, μακροῖσι χρόνοις ζωῆς σε πελάζειν
αἰτοῦμαι, θυσίῃσι καὶ εὐχωλαῖς λιτανεύων,
ὡς ἂν ἔοι γέρας ἐσθλὸν ἐν ἀνθρώποισι τὸ γῆρας.

На Английском

Hear me, O Death, whose empire unconfin’d,
Extends to mortal tribes of ev’ry kind.
On thee, the portion of our time depends,
Whose absence lengthens life, whose presence ends.
Thy sleep perpetual bursts the vivid folds,
By which the soul, attracting body holds:
Common to all of ev’ry sex and age,
For nought escapes thy all-destructive rage;
Not youth itself thy clemency can gain,
Vig’rous and strong, by thee untimely slain.
In thee, the end of nature’s works is known,
In thee, all judgment is absolv’d alone:
No suppliant arts thy dreadful rage controul,
No vows revoke the purpose of thy soul;
O blessed pow’r regard my ardent pray’r,
And human life to age abundant spare.

Стихи Танатосу

Танатосу посвящено несколько современных стихотворений.

“Вот стихотворение “Танатос и Гипнос” Т.Гурской:
Когда окончен трудный день рабочий,
И нас усталость валит под откос,
Из чрева чёрной непроглядной ночи
Выходят в мир Танатос и Гипнос.
И в тёмном небе до утра витая,
Земные царства погружают в сны.
Гипносу служат сновидений стаи,
Танатос ищет слабых и больных
Тела, уснувшие во тьме кромешной,
Отпустят души к братьям на поклон,
Но различить не смогут облик внешний,
Так смерть, порой, напоминает сон.
Кто ждёт от сновидения пророчеств,
Кто думает, что за ночь отболит.
Всесильный Зевс богов уполномочил
Решать, кто будет жить, кому в Аид.
Волшебным зельем макового поля
Гипнос побрызжет из гончарных форм,
А уж потом больным и слабовольным
Танатос объявляет приговор.
Летит душа, прекрасная как фея,
Чтоб воплотить заветную мечту,
В объятьях артистичного Морфея,
Но обретает смерти нищету.
Покажут ей Фобетор или Фантаз,
Свой фантастический иллюзион,
А злой Танатос приготовит кратер,
И не проснётся, кто приговорён.
Лучи вонзает Гелиос всесильный
В кору земную, прерывая ночь,
Довольно бед братишки натворили,
Грядущий день наступит- сутки прочь.

 

А вот современный гимн богу смерти (Вильгельм Чайковский):
Прекрасный Танат, приносящий в руках избавленье…
Трепет вселяет во смертных, во все существа,
Он благосклонен, но непреклонен всегда.
Солнце коснется сей тверди всего на мгновение.

Тайной владеешь Ты смерти,она неизбежна…
Срок назначаешь Ты, в уготованный час прилетая,
Страдания миг мягким шелестом слов облегчая.
Нити жизни срезаешь по мастерски нежно.

Мягко веки прикроешь, являя подобие смерти,
Прикасаясь легко словно ветра осенний порыв.
Уводя даже тех, кто лишь только содеял разрыв
С чревом матери…немилосерден.

Ни слова, ни мольбы и ни горькие слезы,
Не смягчат твою тихую твердую поступь,
Но позволь хоть извилистый путь до погоста,
Совершить, наслаждаясь купанием в грезах.

Культ Танатоса в Спарте

Спарта была феноменальным явлением как в милитаристском, так и в культурном смысле: у древних спартанцев был культ Смерти, и они часто просили о помощи бога Танатоса.

Танатос часто изображался спартанскими мастерами как стройный крылатый юноша. В руках божество держало либо погасший (перевернутый) факел, либо разящий меч. Бог смерти был верным слугой Аида: мечом он срезал волосы у умирающего, и относил душу в царство теней.

Историки и культурологи полагают, что открытый культ Смерти в древней Спарте стал квинтэссенцией отношения к ней как в апофеозу жизни.

Спартанцы никогда не ассоциировали смерть с чем-то нехорошим: напротив, зачастую они превозносили ее. Практиковалась фатальное отношение к ней, и одновременно спартанцы отвергали страх перед ней. Все это соединилось в культе Танатоса.
Согласно греческим мифам, это божество символизировало отрешенность и обреченность. Нередко он изображался как бог с железным сердцем.

Характерной чертой Танатоса было то, что он сам не требовал поклонения, и не любил подношений. Он не имел ни друзей, ни прочих привязанностей. Только Гипноса, своего брата-близнеца, он любил: юноши часто изображались вместе. Это объясняется тем, что сон (Гипнос) воспринимался древними как “малая смерть”.

Известен древнейший сюжет, который называется “Гипнос и Танатос несут тело Сарпедона”. Согласно легенде, Сарпедон был сыном Зевса и Европы. Однажды он полюбил прекрасного юношу, и его соперником в любви стал критский царь Минос. Сарпедон был убит во время военных действий, и Танатом и Гипнос отнесли его тело в Аид.

Согласно некоторым источникам, Андроктазия (намеренное убийство) и Мор (насильственная смерть) являются эпитетами Танатоса.
Нет ничего удивительного в культе этого мрачного божества именно в Спарте: практически все спартанцы были фаталистами. Они воспринимали смерть не как наказание, а как великий дар, который очерчивал инициацию и личностную элитарность. В обмен на прядь волос человек имел право попасть в иное пространство, возвыситься над собой и над остальными.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

12 − девять =