Орфический гимн Гекате

Богине Гекате посвящено немало гимнов, сохранившихся с древних времён. К ней взывали ведьмы за помощью в магии и гаданиях. В современной эзотерике, неоязыческих культах эти обращения тоже востребованы. Другие боги в греческой мифологии тоже помогали с колдовством, гаданиями.

Орфические гимны – это особые тексты, посвящения богам, в какой-то мере обращения. Их создание приписывали самому легендарному певцу Орфею. Гимнов немало, каждый восхваляет своё божество. Орфический гимн Гекате – один из них. Его можно прочитать не только в оригинале, но и на русском языке и английском, а также послушать в аудиоверсии.

Праздники Гекаты

Бендидея — 19-20 таргелиона (19 мая 2022 года)

 

Орфический гимн Гекате в русском варианте.

Кличу Гекату, Энодию кличу тройных перепутий,

Неба, земли и пучины морской желторизную кличу,

Ты на погосте, Персейя, вакхуешь меж душами мертвых,

Радуют седце твое, о Отшельница, сонмы оленей,

Гончие стаи, Ночная, Царица — всегда побеждаешь,

Звероголосая, пояс не носишь, твой Лик бесподобен,

Ключница космоса, правишь рогатых стадами, Анасса,

Ты — Госпожа, ты — Невеста, питаешь детей, и по кручам

Рыщешь. Молю, снизойди на обряды священные, Дева,

Благослови Волопасов и жертвы прими благосклонно.

 


Другой перевод орфического гимна.

Я призываю Тебя, о Разящая метко Геката,

Три заповедных пути предержащая грозная Дева,

Сжалься, сойди к нам в земной ипостаси, морской и небесной,

В пеплосе ярком: своей желтизною он с крокусом спорит.

Души умерших из бездн увлекая вакхической пляской,

Бродишь, Персеева Дочь, средь могил затевая охоту.

Вслед за Тобою бегут по безлюдным просторам олени,

Псы окружают Тебя, о Царица полночных видений.

Неодолимая, Ты отзываешься свистом смертельным.

Дева ночная, тельцов приносящая в жертву; Вселенной Ключница.

Нет поясов на одеждах Твоих прихотливых.

Юношей доблестью Ты наделяешь, воинственный пламень

В них возжигаешь. Летишь по горам, озирая владенья.

Дай же надежду, прошу, всем молящим. И крепостью духа

Их одари, как Своим волопасам удачу даруешь!

 

Оригинальный текст орфического гимна Гекате на древнегреческом.

Εἰνοδίην Ἑκάτην κλῄιζω, τριοδῖτιν, ἐραννήν,

οὐρανίην, χθονίαν τε, καὶ εἰναλίην κροκόπεπλον,

τυμβιδίην, ψυχαῖς νεκύων μέτα βακχεύουσαν,

Πέρσειαν, φιλέρημον, ἀγαλλομένην ἐλάφοισιν,

νυκτερίην, σκυλακῖτιν, ἀμαιμάκετον βασίλειαν,

ταυροπόλον, παντὸς κόσμου κληιδοῦχον ἄνασσαν,

ἡγεμόνην, νύμφην, κουροτρόφον, οὐρεσιφοῖτιν,

λισσόμενοις κούρην τελεταῖς ὁσίαισι παρεῖναι

βουκόλῳ εὐμενέουσαν ἀεὶ κεχαρηότι θυμῷ.

Английский вариант Орфического гимна Гекате.

I call Einodian Hecate, lovely dame,

Of earthly, wat’ry, and celestial frame,

Sepulchral, in a saffron veil array’d,

Leas’d with dark ghosts that wander thro’ the shade;

Persian, unconquerable huntress hail!

The world’s key-bearer never doom’d to fail;

On the rough rock to wander thee delights,

Leader and nurse be present to our rites

Propitious grant our just desires success,

Accept our homage, and the incense bless.

Геката – в греческой мифологии богиня смерти, тьмы, ночи. Одновременно её иногда называют покровительницей рождения, плодородия. Эти казалось бы противоречивые функции показывают многоликость богини. Она играла важную роль в жизни греков, ведь Геката также дарила мудрость и удачу в разных делах. Обращения к богине Гекате – основной способ обратиться к богине. Поэтому в Древней Греции ей посвящали стихи, гимны, песни. Часто её называют богиней колдовства, но она, по сути, лишь одна из множества богов, которые покровительствовали магии, каждый по-своему.

Орфические гимны

В VI в. до н.э. появилось течение под названием орфизм. Он относится не к самым популярным, и фактически исчезло ещё в период античности. Однако орфики оставили после себя текстовые памятники, т.н. орфические гимны. Они посвящались различным богам. Существовал и орфический гимн Гекате. К тому же, учение орфиков оказало влияние на другие философии.

Суть орфизма

Возникновение Орфизма связывают с легендарным певцом Орфеем, который, по легенде, своей музыкой смог покорить даже царя мёртвых Аида и его супругу Персефону. Он сделал это, чтобы вызволить свою умершую жену, но почти у выхода оглянулся на возлюбленную, тем самым ослушавшись приказа богов. Поэтому он потерял супругу навсегда.

Орфизм отличался мистическим, эзотерическим направлением. Большую роль в нём играло понятие добра и зла в человеческой природе, причём наличие обеих составляющих объяснялось при помощи легенды о сотворении мира.

Согласно орфикам, Зевс сотворил человека из пепла титанов, которые растерзали и съели его сына Диониса, точнее его предыдущее воплощение, названное Загрей.

Этот первоначальных грех титанов привёл к тому, что в человеке существует божественно начало (Диониса или Загрея) и самих титанов из-за их праха. Орфизм был направлен на то, чтобы искупить этот грех, очиститься от него. Поэтому они проводили различные мистерии, ритуалы, в результате посвящённые в них после жизни удостаивались награды.

До этого тело служило клеткой для души, попавшей в плен. Душа считалась бессмертной, она проходила цепь перерождений, во время которых и происходило искупление всех злодеяний. Те, кто не проходил искупление, подвергался наказанию.

Из-за эзотерической направленности орфизм был схож с пифагорейством (где всем правила гармония, справедливость) и Элевсинскими мистериями (празднествами-посвящениями в честь Деметры и Персефоны, также связанными с бессмертием души и перерождением). Но при этом орфики не смогли завоевать признание и популярность. Их учение считали чисто народным, простым или даже низшим. Представители других школ нередко высмеивали его.

Орфизм оставил след в истории больше не как самостоятельное учение, а как основа для других философий и мировоззрений. Так, из него многое почерпнули неоплатоники, когда создавали собственную космологию. Так, у них всё материальное тоже выступает темницей для души.

Как исполнялись орфические гимны

Согласно распространённой теории, орфические гимны скорее всего появились в то же время, что и сам орфизм, т.е. примерно в VI в. до н.э. Однако исследователи находят в текстах указания на то, что они могли быть написаны и раньше. В любом случае это фактически самый главный памятник, оставшийся от орфиков.

Именно с помощью орфических гимнов можно узнать, каким трансформациям подвергались облики богов в этом учении. У его последователей часто был собственный взгляд на многие легенды, за счёт чего появились разные толкования. Подчас они даже не соотносятся с привычными мифами.

Орфические гимны обладали также следующими особенностями:

  • эти обращения – возможность напрямую говорить с богами, общаться с ними и передавать свои просьбы, но не поклоняться им издалека, через посредников и жертвы;
  • орфические гимны фактически писались специально для мистерий, посвящений;
  • они сопровождались музыкой, медитациями, различными воскурениями, которые приводили людей в нужное экстатическое состояние.

К некоторым орфическим гимнам сохранились приписки о том, какие именно воскурения нужно было использовать. Информация насчёт других была утеряна. Но известно, какие воскурения использовались чаще всего. Например, в текстах периодически мелькают фимиам, ладан, манна.

Орфический гимн Гекате

Среди орфических гимнов есть и текст, посвящённый Гекате. По сути это просьбы Гекате о помощи, благословении. Автор обращается к ней напрямую, ждёт её благословения, в т.ч. в ритуалах, просит принять жертвы и в ответ прийти к читающему гимн. Это очень искреннее обращение, которое буквально пропитано восхищением перед божеством, перед её силой и всей той помощью, что Геката оказывает людям, тем, кто ищет мудрости и света.

В гимне перечисляются самые разные имена Гекаты, её эпитеты. Сразу же за привычным именем богини идёт «Энодия». Это имя переводилось как «дорожная» и было связано с функцией Гекаты как охранительницы путей. Часто в текстах обращаются к ней именно в связи с этой функцией, ведь переходы и границы рассматривались не только в физическом плане.

Часто в легендах и мифах древних людей дороги и все места с границами считались местом, где ближе всего находится иной мир. Также процесс пересечения рассматривался как переход из одного периода в другой, как окончание и начало нового.

Говорится в гимне и о покровительстве природе. Геката любит оленей, стада, гончих собак. Собаки и правда издревле связывались с ней. К тому же, указание на стаю гончих может служить предвестником того, как более поздние времена Гекату станут отождествлять с Дикой охотой.

Дикая охота пришла из скандинавских легенд, это охота призраков, богов на людские души. Ею обычно руководит сам Один. Позже подобные функции получила и Геката, как мрачная богиня, покровительница духов и мёртвых.

Но всё же в этом гимне Геката предстаёт в первую очередь не как богиня мрака. В последних строчках она упоминается как «Ключница космоса», что подчёркивает особый статус богини. Она действительно становилась той, кто владеет тайнами жизни.

Гимн Прокла Диадоха Гекате

Обращался к образу Гекаты и неоплатоник Прокл Диадох. Этот античный философ, по-видимому, творил под влиянием орфизма. Поэтому его произведения становятся ещё одним памятником, который показывает, что, хотя орфическое учение быстро прекратило своё существование, оно оставило заметный след во многих сферах.

В первую очередь в его семи гимнах к богам прослеживается просьба избавить душу от оков тела. По словам поэта, он жаждет освободиться от чёрного зла рождений. Т.е. он желает вырваться из бесконечных реинкарнаций, очистившись от всех прегрешений. Среди подобных текстов – гимн Гекате.

Гимн Прокла – это настоящее славление Гекате. В нём видно совсем другое отношение к богине, чем в обычных греческих легендах. Гекате там отводится более важное место по сравнению с её обычной ролью в греческом пантеоне, в котором порой упоминается, как она не может зайти на Олимп, не скрыв свой облик, своё гниющее и мёртвое тело.

Но в гимне воспевается не только слава Гекате. Не меньше восславляется и Зевс, верховный бог греков. В этом гимне он не теряет своего значения, его называют прародителем, негубимым, т.е. тем, кто будет жить вечно и властвовать над землёй.

Причём Геката и Зевс в тексте, судя по всему, становятся рядом друг с другом, на один уровень. Она называется похожим с Зевсом эпитетом, а именно «матерь богов». По-видимому, здесь Геката проявляет себя в первую очередь как богиня-мать, от которой произошли все боги. В самой греческой мифологии также можно найти связь с великими матерями, ведь Геката считалась хтоническим божеством, связанным с дикой природой, землёй, которая дарит жизнь умершим, принимая их в лоно для нового рождения.

В целом мотив гимна совпадает с остальными текстами. Автор хочет освободиться от всего материального, земного, от страданий, болезней. По сути, он обращается к обоим богам, просит о помощи. Его стремления выражаются в том, что наконец освободиться от тела и устремиться к божественному, светлому, оставить все страсти позади.

 

Гимн Прокла «К Гекате и Янусу (Яну, Зевсу)»

(пер. О. В. Смыки)

Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!

Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!

Радуйся сам Иан прародитель, Зевес негубимый!

Радуйся, вышний Зевес! О, даруйте мне полную блага

5 Светлую жизни тропу и злые недуги гоните

Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив

Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!

О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите

Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне

Свет драгоценный, рождений же черного зла да избегнуть!

О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,

Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.

Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!

Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!

Радуйся сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!

 

Гимн Прокла Гекате и Янусу (Procli Hym. V, Hekates kai Ianou)

(в пер. Грасиа)

Радуйся, матерь богов, многомощная, славная родом,

Многоименная дева Геката Придверная; также

Радуйся, Ян-праотец, о нетленный Зевес, высочайший!

Жизненный путь мой прекрасным соделайте, множеством полным

Дивных плодов добродетели; помыслы злые гоните

Прочь от чела; мою душу зовите, земным обуянну,

Вечно горе силой ваших мистерий, что ум пробуждают.

Вас умоляю о помощи – путь к божеству мне явите,

Жаждущему наученья – да свет многоценный увижу,

В нем же спасенье от мрачной напасти худого рожденья.

Вас умоляю о помощи – духом мой челн направляйте,

Бурей жестоко истерзанный, к тихим брегам благочестья.

Радуйся, матерь богов, многомощная, славная родом,

Многоименная дева Геката Придверная; также

Радуйся, Ян-праотец, о нетленный Зевес, высочайший!

 

Упоминание Гекаты в Гомеровом гимне «К Деметре»

Гомеровы гимны или Гимны Гомера – ещё один сборник текстов, воззваний к богам, а также изложений различных мифов в стихотворной форме. Для Гекаты нет отдельного гимна, но богиня играет важную роль в гимне «К Деметре», т.к. эти два персонажа были тесно связаны друг с другом.

Автор гимна показывает Гекату нежной сердцем, она готова прийти на помощь к Деметре. Когда безутешная Деметра искала Персефону, Геката дала ей факелы, чтобы освещать путь. Она же пришла к Персефоне, когда та уже получила возможность свернуться к матери. Геката становится её служанкой, по-видимому, как царицы преисподней.

Весь гимн Гомера к Деметре можно прочитать по этой ссылке — https://bogi-grecii.ru/gomerovy-gimny-perevod-v-v-veresaeva-v-k-demetre/

В чём помогала богиня Геката

Хотя Геката в первую очередь почиталась как богиня тьмы, мрака, мёртвых, она не относилась к божествам, которые несли именно разрушение. Её хтоническая ипостась также не подразумевала опасность для людей, но подчёркивала связь с землёй, дикой природой, а также подземным царством.

Геката была скорее проводницей, помощницей во всём тайном, ведь именно она выполняла порой роль психопомпа – божества, сопровождающего душу в иной мир. Но она же могла помочь и в обратном. Например, она при помощи своих факелов освещала путь Персефоне, когда ту, наконец, отпустил из мира мёртвых Аид и позволил вернуться (хотя бы на время) к матери.

Связь Гекаты с мудростью, защитой, светом

Свет не был для Гекаты чем-то враждебным или противоречащим её натуре. Факел богини иногда трактуют как луч света, освещающий истину во мраке. Также она воспринималась как помощница и защитница, на что указывает сразу несколько эпитетов богини, существовавших в древнегреческом языке. Её называли «спасительница», «прогоняющая беды».

Ещё один эпитет Гекаты переводился как «несущая свет», что ещё раз подчёркивало, что её подвластна была не только тьма, но и свет.

Геката считалась мудрой богиней, которая могла передавать способность ясно мыслить и тем, кто удостаивался её благословения. Поэтому помощь Гекаты просили, когда необходимо было обрести мудрость для участия в собрании народа.

Покровительство Гекаты можно было просить в разных сферах. Например, она могла даровать удачу на войне, победу. Но она также помогала и во вполне мирных делах, например, когда требовался богатый улов рыбы. Это ещё раз подтверждает её связь с плодородием, людским счастьем.

Причём у неё даже был эпитет «кормилица». Геката не только забирает в царство мёртвых, но также дарит оставшимся возможность продолжать жить и поддерживает в этом.

Геката также защищала дороги, перекрёстки, входы в дома. Она была так называемой пограничной («ламинальной») богиней, которая была тесно связана с переходами, границами. Её фигуры, называемые гекатейон, ставили у подобных мест, причём каждый из трёх ликов богини смотрел на одну из дорог перекрёстка, объединяющего три дороги.

Такие атрибуты Гекаты, как факел и ключи, тоже характеризовали её как хозяйку путей, границ, владычицу переходов.

Геката в первую очередь защищала людей не от физических опасностей, а от бед, духов, злых сил. Греки считали, что при прохождении через различные пограничные места человек может оказаться слишком близко к миру по ту сторону. Это грозит ему несчастьями.

Но при этом Геката, как повелительница подобных существ, могла и наслать их на неугодного. Поэтому ей приносили жертвы на перекрёстках, старались завоевать расположение.

Помощь Гекаты в магии

Ещё одна сфера, где древние греки часто использовали призыв Гекаты – это магия. Богиня считалась покровительницей гаданий, некромантии, всего тайного. Она была также той, кто учил колдовству, если к ней обратиться за помощью в этом. От неё получили свои знания легендарные волшебницы Кирка (Церцея) и Медея, которые также считались дочерями богини.

Геката не была единственной из богов, кто владел магией. Разные божества могли научить разным аспектам колдовства. У Гекаты чаще всего упоминают именно гадания, связь с умершими. У Марка Аннея Лукана есть отрывок про ведьму, которая рассказывает о почитании Гекаты. Другие колдуньи также уважают её и обращаются за помощью. Причём Персефона в данном случае выступает как низший аспект Гекаты.

Современные обращения к Гекате

Геката остаётся важной богиней и сейчас. К ней обращаются эзотерики, маги, приверженцы различных современных неоязыческих религий (например, викки). Поэтому различные гимны, стихотворения, посвящённые этой богине. Можно найти множество текстов, авторы которых наделяют их магической силой. Люди по-прежнему верят, что вызов Гекаты поможет им обрести мудрость, узнать тайны мира, поддержит в различных начинаниях.

Но почти каждое обращение к Гекате для установления связи с богиней, написанная современными авторами, всё равно основана на легендах Древней Греции. Гекату по-прежнему считают богиней перекрёстков, дорог, переходов. Она освещает своими факелами путь для страждущего, выводит его из тьмы, которой сама же повелевает. Её называют богиней, которая знает очень многое и может этому научить.

Особенности обращений к Гекате

В древних источниках можно найти немало информации о том, как молиться Гекате, как обращаться к ней. Само изучение мифов, историй о богине, текстов помогает настроиться на неё, понять лучше это древнее и необычное божество.

Геката – очень многоликая богиня, с множеством функций, которые на первый взгляд могут противоречить друг другу.

Необходимо узнать все стороны богини. Она может показаться достаточно тёмным божеством, связанным со смертью, мраком. Но и в Древней Греции Геката не вызывала страха у людей, только почёт, уважение. Геката, возможно, даже изначально была светлой богиней, но из-за множества других подобных персонажей (Артемида, Селена) приобрела более хтонические черты и связь с тьмой.

Важно также знать, какие свечи зажечь богине Гекате. В теории чёрные и белые свечи. Первые обозначают её связь с тьмой, ведь она – богиня подземного мира. Подобные свечи часто возжигают в честь подобных божеств. Белые же представляют собой свет, который таит в себе тьма Гекаты. Она несёт свет, которым показывает дорогу, в её руках – два факела. Но всё же чаще всего используются чёрные свечи.

В качестве мест для обращения к Гекате чаще всего выбирают места, где больше всего проявляются её функции как богини подземного царства и покровительницы плодородия, земли:

  • все природные места, как можно более тихие и спокойные; в период античности именно там строились храмы;
  • места возле текущей воды, т.к. она тоже считалась границей между миром живых и царством мёртвых;
  • различные пещеры, как ещё одни пути в подземное пространство;
  • перекрёстки, причём достаточно уединённые и дальние.

Так как Геката относилась к ночному времени суток, то воззвания к ней тоже читали в темноте, тишине. Причём важно наполнить каждое слово искренними эмоциями.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

десять + 8 =