Орфический гимн Эроту

Главным образом культ Эрота существовал в Парии (в Феспиях), на Геллеспонте. Также культ этого божества был в Аттике, в античном Херсонесе, в Афинах, в Коринфии и в Арголиде, в Элиде, в Ахее, в Беотии. В начале XX века на северном склоне акрополя в Афинах было обнаружено святилище Эрота и Афродиты.

Служители культа приносили обоим божествам скромные жертвы, читали гимны. Орфические гимны Эроту писали Гомер, Каллимах, Прокл и Силезий. К сожалению, далеко не все они дошли до нас.

 

Праздники Эрота:

 

Вот сохранившийся гимн Эроту-Купидону на Русском:

(фимиам, ароматы)

Кличу великого, чистого, милого бога Эрота!
Меткий, крылатый стрелок, огневой, летучий, проворный.
Ты и людьми, забавляясь, играешь, и даже богами,
Хитрый затейник, двусущий, имущий ключи, что отверзнут
Равно и недра, и море, небесный эфир, дуновенья
Ветров, — их мать Рея, родившая все, выпасает для смертных, —
Все, что и Тартар широкий хранит, и шумливое море.
Все это — дом твой, Эрот, и всем этим ты управляешь.
Ныне, блаженный, гряди же на помыслы чистые мистов,
Все побужденья дурные, ненужные, прочь отсылая!

 

На Древнегреческом:

Ἔρωτος, θυμίαμα, ἀρώματα.

Κικλήσκω μέγαν ἁγνόν ἐράσμιον ἡδὺν Ἔρωτα,
τοξαλκῆ, πτερόεντα, πυρίδρομον, εὔδρομον ὁρμῇ,
συμπαίζοντα θεοῖς ἠδὲ θνητοῖς ἀνθρώποις·
εὐπάλαμον, διφυῆ, πάντων κληῗδας ἔχοντα,
αἰθέρος οὐρανίου, πόντου, χθονός, ἠδ’ ὅσα θνητοῖς
πνεύματα παντογένεθλα θεὰ βόσκει χλοόκαρπος,
ἠδ’ ὅσα Τάρταρος εὐρὺς ἔχει, πόντος θ’ ἁλίδουπος·
μοῦνος γὰρ τούτων πάντων οἴηκα κρατύνεις.
ἀλλά, μάκαρ, καθαραῖς γνώμαις μύστῃσι συνέρχου,
φαύλους δ’ ἐκτοπίους θ’ ὁρμὰς ἀπὸ τῶνδ’ ἀπόπεμπε.

 

Вот еще одно древнее обращение к Эросу-Протогону:

Я зову Протогона двуполого: странник в эфире,
Яйцерожденный, златыми крылами преславный, великий,
Быкоревущий, единый родитель блаженных и смертных,
Семя премудрое, в таинствах неизреченный премногих,
Эрикепей, громогласный и скрытый, всесветлая поросль,
Ты прогоняешь с очей своих мрак, затмевающий, черный,
Космос приводишь в движенье ударами крыльев,
Свет благодатный являя – за это зовешься Фанетом,
Также владыкой Приапом и быстрооким Антавгом.
О, многоумный, блаженный, ликуй и гряди, плодовитый,
К многоукрашенным этим обрядам, и нам, их вершащим.

 

Стихи богу Эроту часто посвящали поэты XIX-XX веков. Вот строки из короткого стихотворения Д.Мережковского (написано в 1883 г):

Молнию в тучах Эрот захватил, пролетая;
Так же легко, как порой дети ломают тростник,
В розовых пальцах сломал он, играя, стрелу Громовержца:
«Мною Зевес побежден!» — дерзкий шалун закричал,
Взоры к Олимпу подняв, с вызовом в гордой улыбке.

Стихи об Амуре и Психее писали В.Брюсов, О.Мандельштам, В.Ходасевич, Г.Гейне, Д.Китс. Прочитать их можно здесь: https://bogi-grecii.ru/stihi-ob-amure-i-psihee/

Стихи современных авторов, посвященные Эроту, можно прочитать здесь:  https://bogi-grecii.ru/stihi-pro-boga-erot/

Эрот — божество страстного желания, пламенной и чувственной любви.

Помощи бога Амура просили все, кто желал добиться любви человека, который был недоступным, или не отвечал на чувства.

Славление Купидона осуществлялось в его святилищах. Но вездесущее божество было достаточно неприхотливым.

Все-таки, это ребенок, подросток. Он чаще других богов приходил на помощь даже после простой просьбы: ему и самому нравилось пускать стрелы в сердца людей и богов.

Происхождение Эрота и его обязанности

Есть мнение, что это божество довольно позднее. Есть другое мнение: Эрот является очень древним богом, старшим по отношению и к Зевсу, и к остальным олимпийцам. Этот бог родился из мирового яйца: он был высижен, и родителей у него нет.

По другой версии, его матерью была богиня Элифия. Согласно самой популярной версии, Эрот был сыном Афродиты.

Эрот — божество, “пронизывающее” всю греческую мифологию. Он присутствует в разных сюжетах. Он появляется неожиданно и так же неожиданно он может исчезнуть.

Греки различают имена этого божества: Эрос и Эротос. В именительном падеже мы говорим “Эрос”, а в косвенных падежах получается “Эрот”. Когда мы говорим об этом персонаже, как о герое мифологического целого, он является для нас Эротом. Когда речь идет о некоей философской категории, это Эрос.

В создании людей поздней античности Эрот является мальчиком, неким крылатым существом — что-то вроде путто на известных архитектурных произведениях. Он появляется, чтобы ужалить, или своим огненным факелом “поджечь”, “воспламенить” человека или другое божество. Когда Эрот улетает (внезапно), исчезают и внушенные им чувства.

В отличие от других богов, которых традиционно связывали с внешними явлениями природы, Эрот “поселялся” внутри живого существа.

По словам А.Ф. Лосева, Эрот — это бурлеск. Он появился в более поздней стадии мифологии. Это ребенок, которого можно легко подкупить (например, Афродита просит его влюбить Медею в Ясона в обмен на красивый огненный шар), и который сам не знает, какая власть находится у него в руках. Речь здесь идет о любви, как о силе, которая сама себя не знает, как о чем-то примордиальном, младенческом, спрятанном очень глубоко, но при этом появляющимся и проявляющимся очень ярко.

В европейской живописи XVI-XVII вв есть странные сюжеты, в которых либо Эрот соблазняет Афродиту, либо она соблазняет его. Это не столько чувственные, сколько эротические картины: это представление о слепоте любви. Речь идет о любви, как о сверхчувстве.

В центральных диалогах Платона обсуждается природа этого божества и как мифологического персонажа, ответственного за поведение людей и богов, и как сложной философской категории, которая владеет каждым человеком изнутри. Поэтому представление о крылатости этого божества в греческой поэзии и философии так развито и распространено.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

5 × пять =