Орфический гимн Асклепию

Орфические гимны появились примерно в VI в. до н.э. и посвящались различным богам. Каждый гимн представлял собой обращение, воззвание, разговор с одним из жителей Олимпа, текст в его славу. Существовал небольшой орфический гимн богу Асклепию, который приведён ниже.

Праздники Асклепия

Эпидарий — 17 Боэдромиона (23 сентября 2021 года)

Орфический гимн LXVII Асклепию (русский перевод).

(фимиам, манна)

Всем исцелитель, Асклепий, Пеан всевластитель,

Горестных ты испытанья болезней людей заклинаешь,

Сладостнодарный, властитель, приди, принеси нам здоровье,

И прикрати ты болезни тяжелые смертного сердца.

Юнона ростоцветочный, счастливый, гонитель печали,

Сильный, блестящепочетный цветок Аполлона ты Феба,

Варч ты болезней, супруга твоя — безупречная Гигиея

Шествуй, блаженный, спаситель, дай жизни конец благородный.

 

Перевод Смыка

(фимиам, манна)

О исцелитель всеобщий Асклепий, Пэан-всевладыка!
Ты ворожишь над людскими болезнями, полными муки,
Ты, облегченье дарящий, могучий, несущий здоровье,
Ты прекращаешь болезни, и смерть ты и Кер прогоняешь,

Отрок цветущий, от зол защищаешь и счастье приносишь,
Феб-Аполлон твой отец, о мощный, блистательный славой,
Ты, ненавистник болезней, Гигии супруг беспорочный.
Добрый конец подари нашей жизни, спаситель блаженный!

 

Видео орфического гимна на Русском

Видео на Древнегреческом

Аудио

Оригинал на древнегреческом.

Ἰητὴρ πάντων Ἀσκληπιέ, δέσποτα Παιάν,

θέλγων ἀνθρώπων πολυαλγέα πήματα νούσων,

ἠπιόδωρε, κραταιέ, μόλοις κατάγων ὑγίειαν,

καὶ παύων νούσους χαλεπὰς θανάτοιο τε κῆρας.

αὐξιθαλής κόρε, ἀπαλεξίκακ’, ὀλβιόμοιρε,

Φοίβου Ἀπόλλωνος κρατερὸν θάλος ἀγλαότιμον,

ἐχθρὲ νόσων, Ὑγίειαν ἔχων σύλλεκτρον ἀμεμφῆ,

ἐλθέ, μάκαρ, σωτήρ, βιοτῆς τέλος ἐσθλὸν ὀπάζων.

Вариант на английском языке.

Great Esculapius, skill’d to heal mankind,

All-ruling Pæan, and physician kind;

Whose arts medic’nal, can alone assuage

Diseases dire, and stop their dreadful rage:

Strong lenient God, regard my suppliant pray’r,

Bring gentle Health, adorn’d with lovely hair;

Convey the means of mitigating pain,

And raging, deadly pestilence restrain.

O pow’r all-flourishing, abundant, bright,

Apollo’s honor’d offspring, God of light;

Husband of blameless Health, the constant foe

Of dread Disease the minister of woe:

Come, blessed saviour, and my health defend,

And to my life afford a prosp’rous end.

Асклепий – бог медицины и врачевания, исцеления в Древней Греции. Его культ прошёл много этапов, прежде чем захватить Элладу и выйти за её пределы. В Древнем Риме его называли богом Эскулапом и тоже возносили просьбы, сочиняли различные произведения. Он был сыном Аполлона, рождённым от смертной матери Корониды.

Сначала его считали не богом, а почитали просто как мудрого царя-целителя, позже он был обожествлён. Обращение к Асклепию могла помочь при разных недугах, а в его храмах жрецы применяли прогрессивные методы исцеления. За такую реальную помощь Асклепия и уважали это божество. Считалось, что Асклепий врачует кроме тела также дух и душу. Есть также орфический гимн Асклепию во славу этого бога-целителя.

Смысл и история орфических гимнов

Орфические гимны – одни из самых известных произведений во славу разных богов. Первые подобные обращения относятся примерно к VI в. до н. э., тогда же появилось и учение, с которым они связаны. Оно называлось орфизм, по имени легендарного мифического певца Орфея, который своими песнями смог покорить даже богов подземного царства.

Это мистическое учение возникло на территории Древней Греции и Фракии. Оно было пропитано эзотерикой, а потому по духу оказалось близким пифагорейству и элевсинским мистериям.

Пифагорейцы считали, что всё в мире подчинено определённым законам, в основе которых – гармония и числа. Для них важную роль играли противоположности, а также справедливость.

Элевсинские мистерии в свою очередь справлялись в честь богинь плодородия, Деметры и Персефоны. Это были обряды инициации, перехода из одного состояния в другое. Мистерии помогали прикоснуться к вечной жизни, к бессмертию.

Во время одного из дней Элевсинских мистерий справляли также ритуалы во славу Асклепия.

Орфизм просуществовал не очень долго, в частности потому, что его воспринимали как учение чисто для простых людей. Другие философские школы не относились к нему серьёзно и часто осмеивали.

Но в итоге всё же орфизм оставил достаточно важный след в истории:

  1. Элементы орфизма использовали неоплатоники уже в своей философии, чтобы выстроить систему космологии, подразумевающую наличие запредельного первоначала и космические иерархии из нескольких ступеней.
  2. Орфизм оставил после себя целый сборник орфических гимнов, посвящённых разным богам. Эти обращения представляют интерес для исследователей и сейчас. Там также присутствует и орфический гимн Асклепию. В этом тексте просили исцеления, избавления от всех недугов.

Такие обращения создавались в стихотворной форме, их произнесение должно было ввести человека в особое состояние, близкое к трансу. Использование таких текстов было доступно каждому, т.к. это было прямое обращение к божеству, разговор с ним. Человек мог общаться таким образом с высшими силами. Это касалось и орфического гимна Асклепия.

Орфический гимн к Асклепию

Орфический гимн, написанный для Асклепия, не отличается большим размером. В нём насчитывается менее 10 строк. С самых первых видно, насколько почитаем был Асклепий в Древней Греции. Его называют целителем всех, а также Пеаном.

Пеан или Пэан – в легендах врач с Олимпа. Сначала это было отдельное божество. Позже так стали называть всех богов, которые имели способности к целительству. Также имя Пеан иногда считали вторым именем Аполлона.

Асклепий прогонял не только заболевания тела. В гимне говорится, что он исцелял болезни сердца, а также прогонял печали. В результате человек становился здоровым не только физически, но обретал душевный покой. Для греков это также было важно.

Очень интересен в орфизме взгляд на богиню Гигиею. Обычно в легендах она выступает в качестве одной из дочерей Асклепия. Гигиея почиталась едва ли не наравне с отцом, имела собственные храмы, алтари. Множество статуй было найдено по всей Греции, а скульпторы современности продолжают обращаться к её образу.

Однако в орфизме, и в орфическом гимне к Асклепию Гигиея названа супругой Асклепия, безупречной богиней. В любом случае она также показана богиней, важной для медицины. Греки чтили её как покровительницу чистоты, свежести, чистых источников, воздуха. Именно от её имени произошло название такой дисциплины, как «гигиена».

Важность богини объяснялась тем, что в Древней Греции уже понимали, что профилактика болезней не менее важна, чем их лечение. Поэтому Гигиея всегда сопровождала Асклепия, упоминалась в текстах про него, изображалась рядом в скульптурных группах и на барельефах.

В гимне Эскулапа просят не только о здоровье и счастливой жизни, но также и о благородном окончании существования. По видимому, для греков было важно провести достойно всю жизнь.

Также есть слова о том, что он – «цветок Аполлона», что указывает на любовь бога к своему сыну. В легендах Аполлон даже не побоялся выступить против громовержца Зевса, когда тот разгневался на Асклепия.

Произошло это из-за того, что Эскулап стал оживлять умерших. По мнению богов, это нарушало гармонию во Вселенной. Если люди становились смертными, то уже не было разницы между ними и богами. Особенно роптали властители подземного царства мёртвых, в частности Аид.

Зевс пронзил Асклепия молнией, убив его, а Аполлон в отместку уничтожил циклопов, создавших молнии громовержца. Лишь вмешательство богини Лето, матери Феба, спасло его от низвержения в Тартар. Аполлона лишь сослали на землю, служить смертному царю и пасти для него коров в течение долгих лет.

Гомеровы гимны к разным богам

Существует ещё группа текстов, которые хотя и не похожи на обычные обращения, но всё же восхваляют богов, в т.ч. Асклепия. Это так называемые Гомеровы гимны.

Гомеровы гимны или Гомеровские гимны не были написаны самим Гомером. Такое название они получили из-за того, что их эпический размер совпадает с размером «Илиады» и «Одиссеи». Совпадают также стилистические приёмы и диалекты.

На самом деле гимны написаны не просто разными авторами, но даже в разные века. Самые первые датируются VII в. до н.э. Большинство гимнов были написаны в это же время, а также в VI в до н.э. Меньшая часть относится к эпохе эллинизма. Эти произведения сильно отличаются друг от друга по размеру, есть длинные, на несколько сотен строк, и совсем короткие. Отличаются они не только по длине.

Короткие гимны отличаются следующими деталями:

  • в них нет элемента рассказа, могут только кратко упоминаться некоторые основные события из жизни бога, часто – его рождение;
  • есть вероятность, что они служили прологами или переходами между эпическими стихами на соревнованиях расподов;
  • таких стихотворений достаточно много, они составляют большую часть гомеровских гимнов.

Длинные гимны характеризуются таким образом:

  • в них есть не только восхваление бога и обращение к нему, просьба о благосклонности и исполнении желаний, но также сюжет, пересказ одного или даже нескольких мифов, часто тоже от рождения божества; порой этот рассказ ведётся в достаточно пространной форме;
  • анализ исследователей показал, что эти тексты были составлены из нескольких небольших, но в итоге получились достаточно гармоничные произведения;
  • всего таких гимнов пять.

Гимн к Асклепию относится к первому типу, в нём насчитывают пять строк. Все произведения объединяет то, что их переписывали много раз, и в результате появились пробелы. В некоторых частях текст оказался изменён так, что потерялся изначальный смысл. Иногда искажения оказались столь существенными, что текст совсем нельзя понять.

Гимн Гомера к Асклепию

Гимн к Асклепию, принадлежащий к собранию Гомеровых гимнов – это скорее не мольба, где просят помощь бога Асклепия, а восхваление. В нём нет слов о том, что именно просит автор гимна, жаждет ли он исцеления. Поэтому слалениями такие тексты сложно назвать. Сочинитель перечисляет заслуги Асклепия, его качества. Также есть краткая история о том, как Асклепий появился на свет, кто его родители.

Асклепий – сын Аполлона, от которого он, возможно, и унаследовал целительский дар. Тот навещал покои матери Асклепия, Корониды, и в результате та забеременела. Но Эскулапу не было суждено родиться из чрева матери в назначенный срок. Коронида изменила Аполлону, и тот пронзил её стрелами.

Но ребёнок в теле матери выжил. Когда женщина уже лежала на погребальном костре, Аполлон вынул мальчика из её утробы, сохранив жизнь. Тем не менее, имя Корониды как матери Асклепия всё равно упоминается в гимне. Автор даже называет её «благородной». А значит, женщина играла важную роль в мифологии, пусть и оступилась.

Самого Асклепия гимн прославляет всего парой строк. Его называют великой радостью для смертный людей. Асклепий облегчает страдания, что и восхваляет автор гимна.

Гомеров Гимн XVI. К Асклепию (перевод В.В. Вересаева)

Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.

Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной,

Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине,

Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.

5 Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.

Кому помогал бог Асклепий

Обращение к Асклепию – это в первую очередь просьба о здоровье. Эскулап покровительствовал медицине и всем её проявлениям. В отличие от других богов, которые часто имели несколько функций, он имел чётко очерченную сферу влияния. Но вместе с тем помощь Асклепия была тем, к чему прибегали и простые люди, и знать, и императоры. Обращениями мог получить помощь и исцеление любой.

В разных источниках различаются сведения о том, кто мог просить у Асклепия исцеления. Некоторые авторы пишут, что Асклепий помогал бескорыстно и всем нуждающимся. Лирический поэт Пиндар писал, что Асклепий всё же брал плату за свои труды.

Очень интересную точку зрения насчёт работы Асклепия высказывал Платон в своём трактате «Государство». Там он описывал идеальный полис, который должен поддерживать во всём и всегда идеи справедливости.

По мнению Платона, Асклепий не лечил тех, чьё здоровье было слишком слабым. Они не могли принести пользу обществу, не заботились сами о себе, а значит, жизнь их была бессмысленной. Поэтому богом они не исцелялись, Но вместе с тем Платон писал, что Аристотель вовсе не ставил своей целью заработать деньги на исцелении. Он считал его бескорыстным богом.

Тем не менее, большинство легенд описывают то, как Асклепий помогает всем, возвращает к жизни, врачует болезни и раны. Поэтому гимнами пользовались и простые люди.

Не зря в храмы Асклепия приходило огромное количество паломников. Они приносили в дар так называемые вотивные предметы, чтобы отблагодарить бога за излечение от недуга. Множество таких предметов говорит о том, насколько почитаемым богом был Асклепий.

Причём часто именно жрецы Асклепия помогали пациентам. Они часто хранили свою работу в тайне и говорили, что больные излечивались именно благодаря вмешательству Эскулапа. Например, люди после священного сна в святилище бога Асклепия могли проснуться с надрезами на теле. Это объяснялось также действием божественных сил.

В чём помогал Асклепий

Асклепий помогал не только при болезнях тела. Греки считали важным также исцелять дух и душу. Именно поэтому для души, чтобы дух радовался и исцелялся, на территории асклепионов, храмов бога, строили различные сооружения для музыкантов, актёров.

Последние организовывали представления, которые и должны были вызывать волнение души. От восторга, исступления дух становился свободным. Человек переживал состояние, называемое катарсис. Сильный всплеск эмоций позволял освободиться от нервного напряжения. В результате таких переживаний души улучшалось состояние и тела.

Поэтому без присутствия на таких представлениях не обходило ни одно лечение. То же самое касалось и присутствия на различных прогулках вокруг храма. Святилища обычно строились в местах, которые можно называть «курортными».

Обращение к Асклепию

Различные тексты, посвящённые богам, создаются и сейчас. Например, есть «Молитва об исцелении Асклепию, Богу Врачевания». Это обращение к богу Асклепию направлена именно на выздоровление, очищение и восстановление всех органов, систем организма. Причём упоминается также лечение и разума, восстановление его ясности.

В этом тексте также бога Асклепия называют тем, кто исцеляет дух, душу, болезни тела. Для людей Греции дух и страдания души уже были важными и требующими внимания. Подобные просьбы нашли своё место и тогда, когда составляли это обращение. Произносящий ее просит дать возможность для его духа свободно творить.

Также в нее включены слова о том, чтобы молящемуся была послана Энергия Святого Духа и луч, который дарует исцеление. Упоминаются эмоции, которые разрушают радость Души. Асклепий чистит души от негативных эмоций. Всё это – во имя развития Души, её улучшения, очищения.

Молитва об исцелении Асклепию, Богу Врачевания

Владыка Асклепий, врачующий тело и Душу,

молитву свою с покаянием к тебе возношу,

целитель, приставленный Богом к творениям своим,

даруй облегчение страданиям тела и Духа,

очисти от скверны и восстанови

системы и органы, суставы, кровь и сосуды,

и ясность мышления, Владыка, мне снова верни.

Свяжи Всемогуществом, Тебе дарованным Богом,

эмоции те, что разрушили радость Души

и состояния мира, гармонии и равновесия,

тем самым препятствуя планов святых воплощению

и деформируя форму и тело,

которые на сохранение были доверены

Сокровенному Я Есмь Присутствию,

дабы Бога в земном и небесном блюсти,

даб Дух мой обрел возможность творить

в Беспредельности Света,

являя собой Лучезарнейший Свет во плоти.

Ответь на молитву Лучом Исцеления,

Энергию Духа Святого во Славу Я Есмь пошли,

и напитай каждый атом, частичку

и клеточку каждого тела

священной эссенцией и пламенем исцеления

Во Славу Творца Всемогущего,

Во Имя, Во Благо развития и эволюции

в Вечном Богом мне данной Души.

Аминь и Аминь.

Стихотворения в честь Асклепия

Боги Древней Греции и Древнего Рима – частые персонажи в стихотворениях поэтов разных эпох. Через них стихотворцы могли выразить важную для себя мысль, аллегорически показать какую-то ситуацию. Часто божества становились символами той функции, которую они выполняли.

Это касается и Асклепия. О нём пишут многие поэты современности. Например, у Анатолия Чигалейчика есть стихотворение, посвящённое Асклепию и его таланту воскрешать мёртвых. Произведение описывает, как Асклепий учился мастерству целителя у Хирона, а после превзошёл его. Но умение возвращать людей к жизни встретило возмущение со стороны других богов, за что Асклепий и был поражён молнией Зевса.

Но, как и в легендах Древней Греции, в стихотворении Эскулап вовсе не потерял уважение людей. Его культ продолжил распространяться, а страждущие обращались за помощью к великому целителю. В стихотворении Чигалейчика всё это передано с долей юмора, в живом и быстром темпе.

С юмором описывает Асклепия и его влияние на современный мир, медицину и поэт Виктор Грабарев. Он тоже начинает рассказ с детства целителя, его обучения у кентавра Хиона.

Самое большое стихотворение можно найти у С. М. Венцимерова. У этого поэта есть целый цикл под названием «Ахейские сказания». Они посвящены различным древнегреческим легендам, героям, богам. Именно Ахейский период называют Веком героев в Древней Греции. К нему относятся сказания о Троянской войне и путешествиях Одиссея.

Произведение также рассказывает о деяниях Асклепия, о том, как Аполлон привёл мальчика, оставшегося без матери, к кентавру Хирону. Хирон, воспитатель многих героев, на этот раз разглядел в подопечном способности к целительству. Одобрив стремления мальчика, он помог тому стать великим целителем.

Асклепий помогал всем и безвозмездно. Пусть он ещё был тогда человеком, смертным, его стали почитать как бога. В стихотворении первый храм Асклепия появился ещё до смерти от рук Зевса и обожествлении. Множество паломников приходило к дому Эскулапа.

Упоминаются его священные змеи. Правда, посох Асклепия скорее напоминает кадуцей, так как его обвивают сразу две змеи. Эскулап не просто носит их с собой – но советуется. В его руках – огромная сила. Но в итоге врач начал воскрешать мёртвых, за что и поплатился.

В финале стихотворения Асклепий гибнет от молнии Зевса, превращаясь в пепел. Текст не описывает его воскрешение, однако память о враче, его храмы, учения по-прежнему живы.

Все стихотворения можно прочитать по этой ссылке

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гиппократ. Клятва Гиппократа (Источник: Гиппократ. Избранные книги / Перевод В. И. Руднева. – М., 1994) (греческий врач 5–4 вв. до н. э.):

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»

 

Гимны богам. 8. Асклепию (посвящение из Эрифры, фрагмент 934). (Источник: Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э./ Перевод В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 407) (древнегреческая лирика):

«Воспоем Асклепия,

Бога преславного, иэ, Пеан!

Ведь от него родились Подалирий,

Дочь Иасо, врачеватель Махаон, –

иэ, Пеан! –

Эгла, Панакия, ликом прекрасная, –

Всё Эпионовы чада, и с ними

Чистая, славная Гигиея».

Читать все цитаты о Аслепии >>

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

1 × пять =