Малые (сельские) дионисии — Праздник Диониса — 7 Посейдона (12 декабря 2021 года)

Малые (сельские) дионисии проводились сначала на окраинах Аттики, а потом пришли в Афины. По некоторым данным, это более древний фестиваль, нежели Великие Дионисии, и их празднование восходит к временам неолита.

Во Фракии культ Диониса сопровождался особенно шумными и неистовыми празднествами. Здесь малые дионисии праздновались во время зимнего солнцеворота, в месяце посейдонии.

Что представлял собой праздник

Это был в большей степени деревенский фестиваль (отсюда же его название — Сельские Дионисии). Праздник проводился в честь первой пробы молодого вина.

Этот день был насколько веселым, настолько же и страшным, поскольку сопровождался “мистериями”, которые в большей степени были похожи на жуткие оргии.

Фестиваль представлял собой процессию, возглавляемую служителями культа этого божества. Направляясь к храму бога, селяне вели с собой жертвенного козла, несли изображения мужских половых органов и пели похабные песни, прославляющие бога.

Фаллос был одним из символов этого божества, и поэтому важнейшей частью Малых Дионисий были фаллофории.

На алтаре божества козла приносили в жертву, после чего все население начинало пировать. На пиру часто проводились игры, и далеко не все они были пристойными.

Геродот полагает, что в большей степени малые дионисии имеют египетское происхождение: есть вероятность, что они связаны с культом Осириса.

Диониса также называли Дифирамбом (“Дважды рожденный”), и, соответственно, ему пелись восторженные дифирамбы.

Процессия была (если можно так выразиться) красивой. Одним из главных “действующих лиц” была увитая зеленью амфора с вином. Также участники процессии несли:

  • гирлянды фруктов;
  • виноградные лозы;
  • хлебы.

После жертвоприношения на алтарь божества возлагались плоды и ставилось вино.

Пиршество

На пиру главную роль играли ряженые — селяне, одетые в козьи шкуры и прикрывавшие лица масками. Согласно традиции, они изображали свиту божества, сатиров. Вели они себя довольно буйно, часто выходя за рамки приличия. Но до начала пира в их обязанности входило воспроизведение в танцах и песнях различных эпизодов из жизни Диониса.

Веселье разгоралось постепенно. Сначала на пиру звучали только флейты и свирели. Затем кто-нибудь из пирующих, уже приобщившийся к дарам веселого бога, заводил песню. Текст таких песен был незатейливым, и сводился к одному — как хорошо на свете жить, веселиться и предаваться плотским утехам.

Также проводились различные импровизации, шутились шутки, читались эпиграммы, направленные как на друзей, так и на неприятелей. По мнению культурологов, именно так и начинался греческий театр, покровителем которого считают Диониса: уже потом некоторые ритуалы Малых Дионисий были переняты горожанами, и “облагорожены”.

Другие ритуалы

Одним из важнейших ритуалов Малых Дионисий была игра в асколию. Один из участников (менее пьяный, чем другие) балансировал на одной ноге на козлином мехе, который предварительно надувался и смазывался оливковым маслом. Удержаться на нем было достаточно сложно, а в пьяном состоянии — практически невозможно. Однако, находились ловкачи, которым это худо-бедно удавалось. Победители получали в качестве награды этот же мех с вином. Вино обычно делилось поровну.

В самый разгар пира появлялись ряженые-сатиры. Рассыпаясь по толпе, они бросались к девушкам и толкали их в объятия молодых людей. Обычно они проделывали это по отношению к уже сложившимся парам, но иногда таким образом люди знакомились.

А затем начиналась торжественная трапеза. Главным героем на пиршественном столе было молодое вино. Оно было невероятно крепким, но греки умудрялись “пробовать” его до самого вечера.

Одним из элементов празднества были хоры. Они возглавлялись и управлялись запевалами-эксархами. Эти песни иной раз резко контрастировали с обычными хмельными напевами: в них необузданное веселье порой сменялось мрачным предчувствием смерти, или неумолимости рока. Но потом мрачные настроения рассеивались, и вновь звучали шутки.

По мнению историков и культурологов, таким образом древние греки стремились задобрить Диониса: считалось, что милость этого божества помогает приумножить урожай.

“Качели”

Этот фестиваль является одним из разновидностей Малых Дионисий. Он проводился тогда, когда виноградные гроздья только-только начинали окрашиваться.

Есть известный миф о том, как Дионис в образе смертного посетил царя Икара. Добрый царь хорошо принял его, и тогда божество приняло свой облик. Икар испугался, но Дионис успокоил его, и преподнес ему в дар (в знак благодарности за гостеприимство) мех с дорогим вином. Он посоветовал царю хорошо спрятать его, но тот не успел. Благородный напиток нашли пастухи. Они опустошили мех, и начали бесноваться. В результате благородный Икар был убит…

Протрезвев, пастухи горько сожалели об этом, но сделанного было уже не исправить: Икар отправился в царство теней. А вслед за отцом туда спустились его дочери, которые не вынесли горя.

Легенда гласит, что с тех пор греки никогда больше не пили неразбавленное вино. В память об убитом царе и проводился праздник “Качели”. Он выглядел следующим образом: юные девушки изготавливали кукол, которые изображали дочерей Икара. Этих кукол девушки рассаживали на ветви деревьев. Затем они садились на качели, и, под собственный жалобный напев, качались на них.

Линей

Этот праздник был также посвящен Дионису, и отчасти перекликался с Малыми Дионисиями. Праздновали его в январе-фервале, на протяжение нескольких дней.

Это был очень пышный и даже несколько пафосный фестиваль. Его проводили в Афинах. Именно во время этого фестиваля стали проводиться театральные состязания. Им было еще далеко до “настоящих” театральных состязаний, которые проводились на Великих Дионисиях, но тем не менее, здесь также участвовали певцы, хоры и чтецы.

Одним из ярких представлений было изображение прибытие Диониса в Афины. Согласно легенде, божество прибыло в город на “корабельной колеснице”. Кстати, именно отсюда произошло слово “карнавал” (от лат “каррус навалис”). Такие колесницы (красочные, величественные) изображались на вазах. Сохранилось несколько типов такой вазописи, и некоторые находки были сделаны на черноморском побережье.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

четыре × пять =