Культ богини Тихе (Фортуны)

Богиня Тихе (Фортуна) является богиней удачи и счастливого случая. В греческой мифологии она часто является исполнительницей воли Зевса, но одновременно это самостоятельное божество: Тихе (Фортуна) сама решает, кого наградить, а кого — отвергнуть. И взывать к ней бесполезно.

По этой причине культ Тихе был достаточно своеобразным: ее и почитали, и боялись, и даже презирали: считалось, что она одаривает недостойных, а честных людей обходит стороной. Именно поэтому Тихе (Фортуну) часто изображали с завязанными глазами.

Что это за богиня

Изначально Тихе (Фортуна) была богиней материнства (слово “фортуна” является производным от италийского Ferre — вынашивать) и покровительницей всех женщин. Позднее ее функции стали отождествляться с функциями греческой богини Тихе.

В конечном счете ее стали считать богиней удачи и переменчивого счастья.

Праздник архаической Фортуны совпадал с днем почитания богини деторождения и брака. Поэтому эта богиня считалась защитницей как римских матрон, так и юных дев.

Сохранилось немало записей времен императорского Рима. Там говорится о почитании в Риме богини Фортуны-покровительницы. Ее изображение было практически на всех монетах Рима.

Что говорили древние

Эта богиня была очень популярной среди богов римского пантеона. Как и большинство других богов, она почиталась под тысячами имен и прозвищ.

Это подтверждают слова Плиния Старшего. Он писал о том, что “По всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей насчёт ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу”.

В своей “Олимпийской оде” Пиндар писал о Тихе, как о “богине-спасительнице”, которая способствовала процветанию города. Он писал о том, что ее рука направляет корабли в океане, и “правит на суше маршем диких войск и собраниями мудрых советников”.

В “Истмийской оде” он говорил о том, что дары этого божества приносят не только добро, но и зло.

Некий аноним писал, что Тихе является “началом и концом человечества”. Он полагал, что от капризного божества все-таки в большей степени исходит добро. Далее он пишет так: “Благодать сияет вокруг твоего золотого крыла, и то, что дает твоя чаша весов, приносит счастье; ты видишь выход из тупика в бедах и освещаешь ярким светом темноту, о величайшая из богинь».

В своей книге “Агамемнон” Эсхил, описывая путешествие царя Агамемнона, писал о том, что, вероятно, его корабли хранила божественная сила: “вероятно, Спасительница Фортуна решила сесть на борт нашего корабля, чтобы он не попал в шторм и не налетел на скалу”.

Эсхил еще раз обратился к образу этой богини в книге “Несущие освобождение”. Там он пишет не только о весах Дике, но и о том, что Тихе является “повелительницей всех богов”. Он уверен в том, что: “другие имена даны ей напрасно, потому что она одна распоряжается всем, как хочет”.

Основные символы божества

К Фортуне часто обращались как к “Госпоже вод”. Считалось, что ее очень сильно боятся мореходы. Самые известные символы богини:

  • руль;
  • раковина (Фортуну (Тихе) часто изображали сидящей на ней верхом);
  • дельфин;
  • парус (символ непостоянства ветра);
  • корабль.

Фортуне (Тихе) приписывалось и покровительство морякам. Кстати, считается, что по этой причине пираты стали называть себя “джентльменами удачи”.

Тихе благосклонно относилась к путешественникам. Про удачливого морехода обычно говорили, что он находится в прислугах у Фортуны.

Один из известных символов Тихе (Фортуны) — шар. Изначально он указывал на непостоянство. Но люди эпохи Возрождения считали иначе: по их мнению, шар символизировал мир, над которым простиралась власть божества.

Древняя латинская поговорка звучит так: “Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное”. Тихе (Фортуну) часто изображали балансирующей на шаре. Ее антагонистом уже во времена поздней античности (а потом — и в средневековье) была Добродетель. Древние изображали ее в виде мужской фигуры (обычно для этой цели служило изображение Геракла). Добродетель (Доблесть) сидела на кубе, который символизировал устойчивость и постоянство.

В эпоху географических открытий, Фортуну стали изображать на глобусе.

Колесо Фортуны

Идея, что судьба капризна, обычно представлялась в облике богини Тихе (Фортуны). Позднее божество вобрало в себя черты непостоянства.

Боэций (480-542 гг) в “Утешении философией” описывал Колесо Фортуны. Согласно его описанию, оно поднимало падших и унижало возгордившихся.

На одну сторону колеса карабкалась фигура, преисполненная надежды. Сама богиня Тихе (Фортуна) была представлена в виде женщины, которая сидела на вершине колеса с диадемой (короной) на голове.

На другой (опускающейся) стороне колеса находилась фигура в лохмотьях: она изображалась скатывающейся вниз. Последняя фигура (абсолютно голый человек) лежала на земле. Она кажется почти бездыханной, но, тем не менее, продолжает цепляться за колесо ногами и рукой. Каждой из этих фигур соответствует надпись на латыни: “Я буду царствовать”, “Я царствую”, “Я царствовал”, “Я без царства”.

Культ божества

Культ Фортуны первоначально возник в Лации (в римской провинции, расположенной на Аппенинском полуострове). Потом он распространился в римской империи антониновской эпохи.

Считается также, что культ божества “родился” в Риме благодаря полулегендарному царю, Сервию Туллию.

Анализ относящихся сюда легенд, и сопоставление римского сказания о Сервии с легендой о сказочном царе и основателе города Пренесты, дающей к тому сказанию ряд поразительных параллелей, приводит к заключительному выводу, что в основе легенды о рождении Сервия легла этиология важнейших обрядов. Огромное значение имел обряд прикладывания новорожденных к огню домашнего очага.

Считается, что легендарная царская личность была придумана для объяснения происхождения культа богини счастья.

Некоторые культурологи и историки полагают, что культ богини как защитницы женщин был основан римскими матронами. Так они пытались отблагодарить Фортуну (Тихе) за то, что та вняла их просьбе, и уберегла Рим от Кориолана.

Древние римляне полагали, что эта богиня является покровительницей юных дев и замужних женщин (особенно тех, кто сохранял верность своему супругу).

С течением времени Тихе (Фортуна) стала богиней счастливого случая. По мнению некоторых исследователей, это произошло под влиянием культа Фортуны Первородной (Примигении).

Там, где был распространен культ богинь-Матерей, легко прививался культ Фортуны (а также Исиды, Юноны и Кибелы), также носивший уже не локальный, а общий характер. Совмещая в себе все свойства и функции богинь Матерей, эти богини были уже могучими мировыми божествами, часто со своей сложной теологией.

В храме Фортуны Примигении в Пренесте давались предсказания по надписям на дубовых табличках, что и сделало ее в первую очередь богиней судьбы.

Культ Фортуны Примигении дополнил культ других Фортун с разными эпитетами, якобы введенный любимцем этой богини Сервием Туллием.

Храмы, посвященные Тихе (Фортуне) стали появляться на территории римской империи примерно с 6 в до н.э. Примерно в это время стали появляться и скульптуры богини Фортуны.

Предметом культа в каждом храме была большая статуя богини Фортуны. Перед ней возносились мольбы, ей приносились жертвы.

Некоторые храмы божества полностью или частично дожили до наших дней. Наиболее полное представление о культовых сооружениях римской республики дают сохранившиеся лучше других круглый и прямоугольный храмы на Бычьем форуме. Прямоугольный в плане ионический псевдопериптер (тетрастиль) ранее назывался храмом Фортуны Вирилис. Ныне, принимая во внимание, что рядом находился порт Рима, его определяют как храм бога Портунаса.

Portumnus (Храм Фортуны Virilis)

на Пьяцца Уста истины в Риме 100 г. до н. э. Италия

В остийском доме Фортуны Аннонарии хорошо сохранился зал с абсидой и статуей, фонтанами, арочными входными пролетами.

Фортуна хорошо известна как покровительница Карнунта (именно так она именовалась в надписях). Она имела храм в Карнунте, и известен был жрец богини, Юлий Флорентин.

Еще в императорские времена было немало алтарей Фортуны-покровительницы. Их могли воздвигать не только отдельные личности, но и легионы. Поэтому считалось, что богиня покровительствует как определенным людям, так и легионам, и государству в целом.

С глубокой древности до прихода христианства существовал культ богини Фортуны Перворожденной (именно ей посвящали первого ребенка), Публики (богиня покровительствовала римской империи) и Приваты (покровительница семей).

Храм Фортуны Сегодняшнего дня.

100—87 гг. до н. э.

Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra). Рим, Италия

В более позднее время появился культ богини Тюхе (Фортуны) Пантеи (всех богов), с которой часто почему-то отождествлялась египетская Изида (впрочем, римлянам было свойственно перенимать у других народов те культы божеств, которые им очень нравились).

Эту богиню изображали как женщину, которая держит в руках рог изобилия, сыплющего монеты. Иногда ее изображали стоящей на шаре (как признак неустойчивости). Во времена поздней античности (примерно 4-5 вв) ее изображали на колесе (символ изменчивости счастья) и с повязкой на глазах.

Над входом в храм Изиды (Исиды) была надпись, сообщавшая о том, кому именно принадлежит этот храм. На фасаде находились мраморные рельефы, на которых богиню представляли в разных сценах. Изображение Фортуны значилось на фронтоне и на фасаде храма. В руке Фортуна держала рог изобилия: он символизировал обещанный каждый им императоров золотой век.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

пять + 1 =