Культ Асклепия

DSCF9124-1

Асклепий – бог медицины, врачевания в греческой мифологии. Сын Аполлона и Корониды, внук Зевса. Хотя в Греции и соседних государствах были и другие божества, связанные с целительством, именно Асклепий занимал главное место. В Риме он был известен под именем Эскулап. Культ Асклепия изобилует интересными деталями, к тому же, он повлиял и на современную медицину. Поэтому бога и предметы, олицетворяющие его, до сих пор можно встретить по всему миру.

Значение культа и образ Асклепия

Асклепия можно назвать главным божеством медицины в греческой мифологии, хотя он занял это место и не сразу. Но в итоге он был фактически одним из немногих богов-врачевателей, у которых были и собственные храмы, и жрецы, и алтари. Асклепий даже вытеснил в этом плане своего отца Аполлона, ещё одного врачевателя Олимпа.

Тем не менее, у самого Эскулапа были дети, которые исполняли ту же функцию. Часто всё божественное семейство изображалось вместе, либо сыновья и дочери помогали отцу.

Среди детей Асклепия сохранились имена следующих:

  • Гигиея – считалась богиней чистоты, чистых источников, воздуха, была богиней именно профилактики, а не самого лечения;
  • Подалирий – родоначальник терапии;
  • Махаон – хирург, брат Подалирия; Махаона считали основателем хирургии как направлении в медицине;
  • Телесфор – олицетворял целебный сон и усиливал силы Асклепия;
  • Яниск;
  • Иазо – всеисцеляющая;
  • Эгла (Огле) – богиня здоровья и роскоши;
  • Панацея – представляла собой исцеление;
  • Акесо – воплощение самого процесса лечения.

Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Национальный археологический музей, Афины.

Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Национальный археологический музей, Афины.

Главной особенностью культа Асклепия было то, что входящие в него жрецы оказывали реальную помощь больным, использовали вполне современные методы лечения. В результате бог пользовался большим уважением.

Зарождение и распространение культа

Культ Асклепия в Древней Греции прошёл достаточно долгий путь развития. Сначала Эскулап не был известен повсеместно, он играл роль местного божества в Фессалии, региона на берегу Эгейского моря. Лишь в VII в. до н.э. культ начал проникать и в другие области. В разных источниках упоминается о почитании Асклепия в Беотии (Центральная Греция), Аркадии, Эпидавре (на северо-востоке Пелопонесса) и Мессении.

Именно в городе Эпидавр в конце VI в. до н. э было построено крупнейшее святилище Асклепия. Оно стало центром его культа. Это был целый комплекс культовых зданий и построек, в которых страждущие находили исцеление.

V в. до н.э. ознаменовался тем, что культовые сооружения в честь Асклепия стали появляться уже по всей Греции. Позже культ распространился дальше, в соседние страны. В самой Эллады насчитывали около 300 храмов бога-врачевателя, а за её пределами исследователи обнаружили ещё сотню.

Первоначальный образ Асклепия среди других богов медицины

Очень интересен образ самого бога в момент, когда культ Асклепия в Древней Греции зарождался и развивался. По сути, сначала он был не божеством, а просто мудрым правителем в Фессалии. Мужчина хорошо разбирался в медицине, а главное, передал эти знания своим сыновьям. Именно таким описывал Эскулапа Гомер в своём знаменитом произведении «Илиада» в VIII в. до н.э.

Асклепий. Государственный Эрмитаж.

Асклепий. Государственный Эрмитаж.

Кроме Асклепия существовало ещё много богов врачевания, и прошло время, прежде чем он занял в этом списке главенствующее положение.

В первую очередь это был бог по имени Пэан, существовавший ещё до Асклепия и тоже описанный в «Илиаде». Он обладал целительными силами.

Но как самостоятельный бог Пэан просуществовал недолго. Вскоре его имя было превращено в эпитет, которым обозначали других врачевателей с Олимпа. Это было уже скорее название их функции. Например, известен Зевс Пэан. Зевса тоже наделяли даром лечить недуги. А иногда имя Пэан использовалось как альтернатива имени Аполлона.

Сам Аполлон был отцом Асклепия и входил в целую плеяду богов-целителей. В определённой мере Феба тоже можно назвать главным врачевателем. Даже клятва Гиппократа, которую приносят врачи, начиналась с воззвания к нему. Вторым уже озвучивалось имя Асклепия.

Храмы Асклепия и их значение в культе

Практически каждый бог в Древней Греции имел свои храмы, иногда – в разных городах. Это было место, куда можно было принести дары, где обычные люди просили жителей Олимпа о помощи. Но иногда такие священные места игра роль не только религиозных сооружений. Они использовались как центр города, культурной, торговой жизни.

Барельеф с Асклепием, Эпионой, человеком, рабом и лошадью. Национальный археологический музей г. Афины.

Барельеф с Асклепием, Эпионой, человеком, рабом и лошадью. Национальный археологический музей г. Афины.

Но святилище Асклепия в этом случае стоит особняком. Это было обусловлено самими функциями бога. Раз он был целителем, то и храмы в итоге всё больше и больше обретали вид лечебниц.

Иногда святилища Асклепия, которые называются асклепионами, считаются предшественниками современных санаториев.

Храмы всегда строились после тщательного выбора места. Но святилища Эскулапа в этом случае требовали ещё более тщательной подготовки. Предполагалось, что люди, приезжая туда, будут отдыхать, восстанавливаться и набираться сил.

По сути, это были курорты, расположенные в соответствующих зонах. Святилища окружала живописная природа, часто рядом находилось море, в обязательном порядке имелись минеральные источники.

Очень часто святилища имели следующую структуру:

  • сам храм, где почитался Асклепий, с алтарём внутри и статуей;
  • за пределами основного святилища-асклепиона располагалось округлое здание для змей, посвящённых богу, в окружении колонн;
  • сооружения для соревнований между атлетами и просто площадки, где занимались упражнениями;
  • комнаты для паломников, которые порой могли располагаться прямо на территории храма (так было, например, в святилище Эпидавра);
  • места, где могли выступать музыканты и распосды;
  • бани;
  • источники, в т.ч. те, в которых омывались перед входом в храм;
  • небольшие храмы других богов, связанных с Асклепием (Аполлон, Артемида, Гигиея);
  • театр.

Самым важным элементом была крытая галерея из колонн под названием Абатон. Это было сакральное место, где пациенты проводили ночь и во снах видели советы по поводу своего недуга.

Театр в первую очередь служил для достижения экстаза, восторга, который, по мнению врачей, помогал в исцелении. Считалось, что искусство помогало вызвать особое состояние – катарсис. При этом высвобождались эмоции, человек избавлялся от напряжения.

Театр у храма Асклепия в Эпидавре.

Театр у храма Асклепия в Эпидавре.

Как и театр, все остальные постройки служили для восстановления пациентов. Они могли заниматься физическими упражнениями, водолечением, прогулками на свежем воздухе. Жрецы-асклепионы использовали и вполне прогрессивные методы врачевания – диеты, травничество, даже хирургическое вмешательство. Такие практики действительно давали свои плоды.

Были хорошо известны храмы в Эпидавре, Книде, на острове Кос.

Самый известный храм в Эпидавре

Среди всех храмов Эскулапа больше всего выделяется святилище Асклепия в Эпидавре. Эпидавр – центр области Эпидаврия на Пелопоннесе. Хотя сам город не был особо известен, подвергался набегам и разорениям, но именно храм привлёк к нему многочисленных паломников.

Реконструкция храма Асклепия.

Реконструкция храма Асклепия.

Культ Асклепия тут возник в VI в. до н. э., после того, как он начал распространяться по всей Древней Греции. Тогда же был возведён и сам храм Эпидавра. Дальнейшая его история выглядит следующим образом:

  1. V в до н.э. – начало периода популярности, когда святилище Асклепия посещали огромное количество паломников, стремясь исцелиться от разных недугов.
  2. IV в. до н.э. – храм в Эпидавре становится самым известным и почитаемым. Он не теряет славы крупнейшего святилища Эскулапа даже при римлянах.
  3. IV в. н.э. – святилище было закрыто с приходом христианства как место поклонение языческим богам. Но до нынешнего времени сохранилось много построек, входивших в комплекс храма.

Крупнейшее святилище Асклепия позволило историкам восстановить облик асклепионов того времени. Именно храм Эпидавра состоял из множества построек, типичных для культовых сооружений Эскулапа. Второстепенную роль в этом сыграли письменные источники.

Этот город был не зря выбран для строительства самого величественного и известного храма. Ведь святилище Асклепия в Эпидавре находится близко к месту, где, по легенде, будущий знаменитый врач и был рождён. Он был сыном Корониды, беременной от Аполлона, которая произвела на свет дитя на склонах горы и оставила там же, на горных склонах у Эпидавра.

По другой легенде, Коронида изменила Аполлону со смертным мужчиной и была убита богом. Но когда Коронида уже лежала на жертвенном костре, Феб вырезал ребёнка из её чрева.

Греки часто слагали подобные легенды о своих родных местах. Каждый хотел, что его дом был связан с божеством или героем. Поэтому об Асклепии и его рождении, дальнейших странствиях ходят различные легенды. Но Эпидавр всё же остаётся самой известной «родиной» Асклепия и священной областью из-за Корониды.

Храм Эпидавра играл важную роль и в развитии медицины. Именно там нашли знаменитые мраморные плиты, созданные примерно в 320 г. до н. э. На этих табличках из Эпидавра высечены истории болезней 70 пациентов. Там же жрецы расписывали и способы лечения. Их труды позволили сохранить опыт для других врачей древности. В результате исследования не исчезли с течением времени.

Около храма-асклепиона был также театр, где и простые люди, и аристократия наслаждались древнегреческими постановками. После раскопок провели его реконструкцию, и теперь там снова устраивают праздники и выступления.

Храм Асклепия в Эпидавре.

Храм Асклепия в Эпидавре.

Символ змеи в культе Асклепия

Змея – это животное, без которого не обходились храмы бога, его статуи, любые изображения. Асклепий всегда держал в руке посох, который обвивала именно змея. Этот атрибут известен не только мифологии, он прочно вошёл в медицину.

Змея стала священной эмблемой и одной из дочерей бога, Гигиеи. Гигиея была богиней превентивной медицины. Так появилась эмблема аптечного дела – сосуд и змея, пьющая из него.

Асклепий не зря в первую очередь покровительствовал именно этим животным. В трактовке древних людей змея была не только угрозой. Пресмыкающееся также имело множество разных значений и играла важную роль в символике:

  1. Змея – это в первую очередь обновление, которого она достигает за счёт сбрасывания отмершей кожи. Заметив это, люди древности посчитали, что змея таким образом перерождается, из старой становится молодой, и в итоге животное стало олицетворением бессмертия, вечной жизни, когда существо, сбрасывая старое, переходит на новый этап. Не зря в легенде об Асклепии одна змея исцеляет другую травой.
  2. Важную роль при составлении лекарств играл яд змеи, который в строго отмерянных дозах оказывает положительное влияние на организм. Но греки использовали его не только в уже собранном виде. Они высчитывали дни, когда яд змеи созреет, и в нужное время давали змее укусить пациента за больное место. Таким образом лечили опухоли, причём результаты впечатляют даже современных врачей.
  3. Змея олицетворяла собой мудрость, проницательность, хитрость.
  4. Последняя интерпретация связана непосредственно с посохом, обвитым змеёй. Ещё в Древнем Египте такой артефакт обозначал жизнь земли, её силы, которая мать-природа может направлять на исцеление.

Асклепий. Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене, Дания.

Асклепий. Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене, Дания.

В культе Эскулапа змея непосредственно связывалась с воскрешением умерших. Ведь благодаря ей Асклепий узнал о чудодейственной траве, при помощи которой одна змея оживила другую. Так он научился оживлять мёртвых этой травой, за что его покарал Зевс. С тех пор бог и носил с собой посох, обвитый кольцами пресмыкающегося. Иногда Асклепий изображался со змеей, опутывающий его по пояс. Посох со змеёй в итоге стал эмблемой медицины.

Какую роль исполняли змеи в культе

Священные змеи содержались прямо в храмах, где почитался Асклепий. В основном это были змеи вида эскулаповых полозов, семейство ужеобразных. Так как они не были ядовитыми, их могли отпускать ползать прямо между паломниками, которые проводили ночь в храме ради исцеления.

Подобная близость с потенциально опасными существами могла и правда положительно действовать на здоровье. В этом случае задействовались внутренние резервы организма. Происходил мощный выброс адреналина. Самочувствие после такой ночи в храме улучшалось. Жрецы добивались того же эффекта, когда под их надзором змеи из храма касались языком тела больного. Тот переживал стресс и мог исцелиться.

Лечение при помощи змеи в храме Асклепия.

Лечение при помощи змеи в храме Асклепия.

Сам Асклепий принимал облик змеи. Каждый из страждущих был обязан переночевать в святилище, чтобы во сне бог рассказал ему о причине болезни и способе исцеления. Это могли быть самые разные сновидения. Но иногда сам Асклепий являлся больному. Для этого он и мог использовать образ змеи.

Змеи часто помещались в округлой пристройке рядом с основным храмом, иногда похожей на ротонду. Такое сооружение называлось Фимела или Толос (Фолос).

Реконструкция сооружения под названием Фимела на территории храма.

Реконструкция сооружения под названием Фимела на территории храма.

Образ Асклепе в искусстве

Культ Асклепия сказался не только на верованиях греков и медицине. Также его образ можно встретить на различных предметах искусства. Например, на монете. В Древней Греции на монете можно было найти его портрет.в виде мужчины с лавровым венком на голове. Другой образ на монете – в полный рост. Асклепий в таком варианте носил мантию и держал посох со змеёй.

В первую очередь бог изображался на монетах Эпидавра. На монете эпохи императора Антонина Пия помещён младенец Асклепий, которого кормит коза. На этой монете времён Пия показан один из вариантов легенды о рождении бога. Мать Коронида оставила его, пока мальчика не нашли коза и собака. Первая заботится о нём и кормит.

В Риме его обычно чеканили на монетах, если создающий его монетарий считался потомком Асклепия. Встречаются изображения на монетах из других стран, даже Египта. Кроме самого бога изображали его детей – Гигиею и Телесфора.

Асклепий и Гигиея. Копия. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Асклепий и Гигиея. Копия. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

пять × пять =