Картины Персефоны

Многочисленные эллинские мифы вдохновляли поэтов, художников и скульпторов как две тысячи лет назад, так и сегодня. И среди всех легенд сложно найти более известную, чем связанную с богиней Персефоной. Неудивительно, что картины богини Персефоны настолько популярны среди деятелей искусства. Так что, о ней будет полезно рассказать поподробнее.

Кто такая Персефона

Для начала стоит разобраться, кем же она является и почему картины Персефоны так любимы многими ценителями искусства.

Вообще эта богиня имеет довольно сложную «функцию». В первую очередь эта дочь Деметры и Зевса является богиней плодородия — без неё не цветут деревья, не родят злаки. Неудивительно, что все те эллины, благополучие которых было связано с земледелием, приносили ей жертвы, пели хвалебные гимны.

Кстати, Персефона — не единственное её имя. Также греки придумали множество прозвищ. Чаще всего встречались:

Как у многих других народов считалось, что лишний раз называть богиню её настоящим именем не стоит.

Факт! Римляне, практически целиком перенявшую мифологию древних греков, стали называть Персефону на свой манер — Прозерпиной.

В то же время, после того, как несчастная Персефона была похищена Аидом и оказалась вынуждена каждый год проводить по полгода в подземном царстве мертвых вместе со своим мужем, она получила ещё и дополнительную функцию. Персефона стала хозяйкой обители, где души умерших проводят вечность, получая награду или наказание за всё то, что свершили при жизни.

Поэтому, рисуя картины богини Персефоны, художники используют разные мотивы и изображают её как милой девушкой, так и суровой, местами даже жесткой, повелительницей мира умерших.

Россия

Санкт-Петербург

Кратер краснофигурный: Посейдон и Амимона

Аттика, около 450-445 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Одиссей в Царстве мертвых. Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).

Настенная панель, 1845—1848 гг.

Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи. Санкт-Петербург, Россия

Кратер краснофигурный. Бог подземного царства Аид, его супруга Персефона и крылатая богиня мести Эриния. Вокруг них — Данаиды. Создано: Южная Италия. последняя четверть IV в. до н.э

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Голциус, Хендрик. 1558-1617. Прозерпина. Голландия, около 1594 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Сент-Обен, Огюстэн де. 1736-1807. Голова Прозерпины. Франция, Париж, 1770- 1780-е гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Кюзель, Мельхиор I. 1626-1683. Похищение Прозерпины. Германия, XVII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Как хитрый Аид похитил Персефону

Так как именно этот мотив является самым распространенным, следует поподробнее рассказать об этой красивой легенде.

Аид — бог подземного царства мертвых — всегда был довольно мрачным, нелюдимым персонажем. Что и понятно — положение обязывает. На поверхность, в мир живых, он выходил крайне редко, в основном после землетрясений, чтобы убедиться, что в земной поверхности не появились трещины, через которые солнечный свет смог бы попасть в его мрачное царство, разгоняя вечную тьму.

И однажды во время своего визита на поверхность Аид (он также известен как Гадес) увидел Персефону — прекрасную богиню, в которую влюбился в тот же миг. Она гуляла с подругами — лесными нимфами — и нужно было как-то отвлечь её, заставить отойти от шумной и веселой компании. Тогда хитроумный Аид попросил Гею — богиню земли — помочь ему в этом. И та вырастила прекрасный цветок — нарцисс — который просто не мог не заинтересовать Персефону. Когда же юная богиня отошла от подруг, решив поближе взглянуть на нарцисс, появился Аид на золотой колеснице, в которую были запряжены черные как ночь кони, схватил несчастную и увлек за собой в свое королевство.

Именно этот момент чаще всего изображают художники и скульпторы разных стран и эпох.

 

Пикар, Бернар. 1673-1733. Похищение Прозерпины. Франция, 1709 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Труа, Жан-Франсуа де. 1679-1752. Похищение Прозерпины. Франция, 1735 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

Похищение Персефоны

Как говорилось выше, если внимательно изучить картины богини Персефоны, то не сложно заметить, что большая их часть напрямую связана именно со сценой похищения. Возможно, полотна создавались и в Элладе, но до наших времен они не дошли, в отличие от мозаик и росписи по керамике.

Зато многие художники Средневековья и Ренессанса, да и наших дней, отметились здесь, создав настоящие шедевры. Каждый из них демонстрировал собственное видение, поэтому и картины, несмотря на общую схожесть, получились довольно разнообразные.

 

Босхе (Бош), Балтазар ван ден. 1681-1715. Мастерская скульптора. Фландрия, 1712 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Австралия

Канберра

Руперт Банни — Похищение Персефоны

Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия

Великобритания

Лондон

Краснофигурный киликс (чаша для питья): пир Плутона и Персефоны. Афины 440-430 до н. э.

Британский музей, Лондон. Великобритания

Рисунок фигуры Деметры для «Возвращения Персефоны», Сэр Фредерик Лейтон, 1890

Дом-музей Фредерика Лейтона, Лондон, Великобритания

Многие приведенные выше картины имеют одинаковые названия — «Похищение Персефоны» (ну или Прозерпины, в зависимости от того, какими мифами вдохновлялись художники — эллинскими или римскими). Причем список полотен далеко не полный. Для наглядности стоит привести ещё хотя бы несколько одноименных шедевров.

Лука Джордано — Похищение Прозерпины

Британская национальная галерея, Лондон, Великобритания

Антони Шунджанс. Похищение Персефоны

Чизик-Хаус, Лондон, Великобритания

 

 

Впрочем, хотя именно сцена с похищением богини является наиболее привлекательной для мастеров кисти, существует также довольно много картин, которые изображают Персефону в других ситуациях. Конечно, хотя бы несколько из них также стоит привести для полного раскрытия темы.

Факт! В Древней Греции Персефона также была известна под именем Кора.

Например, здесь Данте Габриэль Россетти изобразил Прозерпину с гранатом — именно этот фрукт навечно связал богиню плодородия с её законным супругом Гадесом. Эта картина, написанная в 1874 году, хранится в галерее Тейт в Лондоне. Называется она просто и незамысловато — «Прозерпина».

Тейт Британ – Россетти, Данте Габриель — Прозерпина

Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Кембридж

Похищение Прозерпины, 1573 г, Кристоф Шварц

Музей Фицуильяма, Кембриджский университет, Кембридж, Великобритания

Лидс

Возвращение Персефоны, Сэр Фредерик Лейтон, Живопись, 1891

Темпл-Ньюсл-хаус, музеи и художественные галереи Лидса, Лидс. Здесь художник изобразил счастливую сцену воссоединения Деметры с утраченной дочерью. Не сложно заметить ту радость, которой светятся лица обеих. Картина нарисована в1891 году сегодня хранится в Городской художественной галерее в английском городе Лидс.

 

Возвращение Персефоны на поверхность

Но также не одна картина Персефоны вдохновлена продолжением этого мифа — возвращением богини в мир живых. Поэтому об этом моменте также следует рассказать, хотя бы вкратце.

После того, как Персефона бесследно исчезла, у её матери — Деметры — сердце было разбито. Она ходила многие дни по земной поверхности в надежде отыскать несчастную дочь. И однажды встретила Гекату — богиню перекрестков. Она и порекомендовала безутешной матери обратиться за помощью к Гелиосу — уж бог солнца видит всё, что творится на земле. Так Деметра и поступила, выяснив, что именно Аид похитил её любимую дочь и заточил в своем темном царстве.

Разгневанная богиня потребовала от Зевса — своего любовника, отца Персефоны и брата Гадеса — чтобы он воздействовал на последнего и вернул дочь, ведь негоже такой красавице проводить всю жизнь в мире умерших. По некоторым данным Зевс просто не стал ничего предпринимать, а по другим и вовсе сам же содействовал старшему брату в похищении своей дочери. Тогда Деметра пошла на крайнюю меру — она отказалась заниматься своими прямыми обязанностями — обеспечением урожая на земле. Начался страшный голод, из-за чего люди разозлились на богов, перестали возносить им гимны, приносить жертвы, молиться в храмах.

Зевсу не оставалось ничего иного, кроме как приказать Аиду вернуть похищенную богиню в мир живых. Но тот тоже не так прост, как казалось. Он уговорил Персефону перекусить напоследок, прежде чем покинуть царство мёртвых. А в еду спрятал несколько зернышек граната — по преданиям эллинов такой обряд означал заключение брака. Неслучайно существует картина Персефоны, изображающая её с гранатом.

Факт! В некоторых областях современной Греции совместное поедание новобрачными граната до сих пор является обязательным обрядом на свадьбах.

После того как Персефона стала законной супругой Аида, даже Зевс уже не посмел разрушить брак. Поэтому он постарался найти компромисс, который устроил бы как мужа Персефоны, так и её мать. По его решению богиня должна была проводить 6 месяцев в году в мире мертвых с Аидом и столько же в мире живых с Деметрой (по другим данным 4 и 8 месяцев соответственно).

В результате этого и появилась смена времён года — когда Персефона спускалась в мир мёртвых, на всей земле наступала осень — травы желтели, деревья сбрасывали листья. Зато когда она возвращалась в наземный мир, всё расцветало, и начиналась долгожданная весна.

 

Бирмингем

Данте Габриэль Россетти – Прозерпина, 1882

Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания

Амур и Психея. Психея получает шкатулку от Прозерпина

Эдвард Коли Бёрн-Джонс, 1881

Художественный музей и галерея, Бирмингем, Великобритания

Германия

Берлин

Рембрандт Харменс ван Рейн – Похищение Прозерпины. ок 1632. Государственный музей Берлин, Германия

Так представлял себе эту сцену прославленный Рембрандт. Он оказался ближе к первоисточникам — на его полотне Аид похищал Персефону, примчавшись именно на колеснице с запряженными в неё черными как смоль конями. Точная дата создания картины неизвестна, но эксперты считают, что это примерно 1631 год. Сегодня полотно находится в Берлинской картинной галерее.

Дрезден

Якоб Йорданс. Аллегория плодородия земли.

Картинная галерея старых мастеров, Дрезден. Германия

Йозеф Хейнц (Старший)Похищение Прозерпины, 1595

Картинная галерея старых мастеров, Дрезден. Германия

Греция

Вергина

Аид, похищающий Персефону, фреска в маленькой царской гробнице

Вергина, Македония, Греция.

Дания

Копенгаген

Гравюры Дюрера – Похищение Прозерпины на единороге. 1516

Копенгаген, Дания

Испания

Мадрид

Питер Пол Рубенс 1577-1640: Орфей и Эвридика.

Национальный музей Прадо, Мадрид. Испания.

Здесь прославленный Рубенс вновь изображает Персефону. Но это уже не момент её похищения Аидом. Тут богиня сидит вместе со своим супругом восседает на троне царей царства мёртвых. Растроганная песней Орфея, она грустит и, быть может, немного завидует нимфе Эвридике, которая любит и любима. И во имя этой любви Персефона уговаривает Аида отпустить умершую, даже не зная, что той не суждено увидеть солнечный свет и вновь стать живой. Хранится полотно «Орфей и Эвридика» Рубенса в Музее Прадо, Мадрид.

 

Питер Пауль Рубенс (и мастерская) — Похищение Прозерпины. 1636 — 1637. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Конечно, не мог не отметиться тут и Рубенс, который трудился над своим полотном два года — с 1636 по 1637. Зато и размеры полотна впечатляют — 180х270 см! Сегодня его картина находится в Испании, в Мадридском музее Прадо. Правда, почему-то юная и хрупка Персефона превратилась в довольно крупную даму, юность которой явно миновала довольно давно. Впрочем, это ведь Рубенс и его стандарты красоты глупо оспаривать. А вот наличие не только крылатых ангелочков, но ещё и целой троицы дам, пытающихся остановить Аида, уже вызывает недоумение — по мифам четко сказано, что свидетель похищения был всего один — бог солнца.

 

Виланова-и-ла-Желтру

Похищение Прозерпины. Неизвестный художник

Библиотека-музей Виктора Балагера, Виланова-и-ла-Жельтру, Испания

Италия

Болонья

Прозерпина. Людовико Карраччи

Палаццо Сампьери-Талон, Болонья, Италия

Ватикан

Маттиас Стом – Орфей перед Плутоном и Прозерпиной, 1615-24

Музеи Ватикана, Ватикан, Италия

Венеция

Плутон Рапинг Прозерпина, Джованни Баттиста Тьеполо

Палаццо Лабиа, Венеция, Италия

Неаполь

Прозерпина. Фреска из Стабий (кубикул w26 виллы Ариадны).

Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Тарквиния

Цари Аверна. III—II вв. до н. э.

Тарквиния, Гробница Чудовища (Гробница Орка, Гробница Мурины). Италия

Персефона. III в. до н. э.

Тарквиния, Гробница Чудовища (Гробница Орка, Гробница Мурины), вторая камера. Италия

Нидерланды

Харлем

Геба и Прозерпина. Этюд. Рафаэль Санти. 1500-е

Музей Тейлора, Харлем, Нидерланды

Румыния

Сибиу

Похищение Прозерпины. Ханс фон Аахен. Национальный музей Брукенталя, Сибиу, Румыния

Картина Похищение Персефоны, Ханс фон Аахен

В довольно тёмных, мрачных тонах работал немецкий художник Ханс фон Аахен, который работал над этим полотном с 1589 по 1590 год. На сегодняшний день его картина находится в Национальном музее Брукенталь в Румынии.

 

Алессандро Маньяско..Похищение Прозерпины

Национальный музей Брукенталя, Сибиу, Румыния

Словения

Любляна

Похищение Прозерпины. Неизвестный автор.

Народная галерея Словении, Любляна, Словения

Целе

Джеймс Торнхилл — Похищение Прозерпины

Цельский Краеведческий музей, Целе. Словения

США

Делавэр

Джордж Уилсон — Весенняя ведьма (Прозерпина)

Художественный музей Делавэра, США

Нью-Йорк

Плутон и Прозерпина, 1914, Генри Брайсон Берроуз

Национальная академия дизайна, Нью-Йорк, США

Лос-Анджелес

Аллори Алессандро — Похищение Прозерпины, 1570. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США

Если говорить о качестве проработки фонов, то никак нельзя не вспомнить полотно Алессандро Аллори, написанное в 1570 году. Этот художник тщательно вырисовал не только каждую мышцу на напряженной спине Аида, но и многочисленных второстепенных персонажей — начиная от фавна под деревом справа, заканчивая купающимися нимфами на заднем фоне. Картина находится в музее Гетти, Лос-Анджелес.

 

Жан Рау — Орфей и Эвридика

Музей Гетти, Лос-Анджелес, США

Шарль-Жозеф Натуар – Психея получает от Прозерпины эликсир красоты

ок 1735

Окружной художественный музей, Лос-Анджелес, США

Франция

Париж

Перье, Франсуа (ок 1594 Понталье — 1649 Париж) — Орфей перед Плутоном и Персефоной

Лувр, Париж, Франция

ДЕЛЬ АББАТЕ НИККОЛО — Похищение Прозерпины. Модена, 1509/16 — Фонтенбло, ок. 1571. Лувр, Париж, Франция.

Удивительным вниманием к деталям может похвастать полотно Никколо дель Аббате. Он тщательно прорисовал не только основных и второстепенных персонажей, но и фон. Здесь Аид похищает Персефону пешком, но в правом верхнем углу легко заметить колесницу с черными конями, на которой он увезет несчастную в свое темноё царство. Написана картина почти на два столетия раньше, чем приведенные выше. Поэтому с установлением точной даты возникают проблемы — известен лишь предположительный промежуток между 1552 и 1570 годами. Картина находится сегодня в Лувре, Париж.

 

Аббате, Никколо дель (1512 Модена — 1571 Фонтенбло) — Похищение Прозерпины

Лувр, Париж, Франция

Гренобль

Похищение Прозерпины из Иосифа-Марии Вьен

Музей Гренобля, Франция

Нанси

Похищение Прозерпины. Симоне Пиньони. Музей изящных искусств, Нанси, Франция

Посетив музей изобразительных искусств де Нанси в Париже, можно увидеть следующую картину, принадлежащую кисти итальянского художника Симоне Пигнони. Шедевр он создал примерно в 1650 году.

Тулуза

Пэрис Бордоне, Похищение Прозерпины

Фонд Бемберга, Тулуза, Франция

Шантийи

Меркурий в гостях у Прозерпины и Плутона в Подземном Мире, Французская школа

Музей Конде, Шантийи, Франция

Частные коллекции

Картина Похищение Персефоны, Яна Брейгеля Старшего

Следующую картину, принадлежащую перу Яна Брейгеля Старшего, так легко не увидеть — она находится в частной коллекции, а не государственном музее. Несмотря на качество проработки, по детальному наполнению она, пожалуй, уступает аналогам тех же Нинколо дель Аббате и Алессандро Аллори.

 

Уильям Уитакер – Персефона

Частная коллекция

Ян Брейгель Старший – Похищение Прозерпины

Частная коллекция

Вакх, Церера, Прозерпина и Плутон. Питер Линт ван

Частная коллекция

Прозерпина с гранатом. Данте Габриэль Россетти. Живопись, 1882

Частная коллекция

Джованни Баттиста Гаулли, прозванный Бачиччо – Похищение Прозерпины

Частная коллекция

Персефона. Энтони Фредерик Огастас Сэндис, 1866

Частная коллекция

 

Похищение Персефоны Лукас Джордан

Лукас Джордан

Похищение Персефоны, Джованни Батиста Гаулли

Уолтер Крейн

 

Так что, глупо спорить с тем, что Персефона и мифы, связанные с нею, послужили источником вдохновения для художников разных стран и эпох. Десятки созданных шедевров служат тому стопроцентным доказательством.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

6 + 6 =