Картины бога Кроноса

Хотя греческий бог Кронос (Сатурн для римлян) и не был главным персонажем мифологии, именно его дети являются основными олимпийскими богами. Вокруг них и их потомства и разворачиваются сюжеты большинства мифов. Неудивительно, что многие художники вдохновлялись легендой о нем. Правда, из-за мрачности эпоса и картины Кроноса зачастую получались мрачными, если не отвратительными.

Россия

Москва

Антонис ван Дейк. Сатурн, обрезающий крылья Амуру. Конец XVII века

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

Акимов Иван Акимович. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезывающий крылья Амуру. 1802

Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Эллинский сюжет легенды не чужд и отечественным художникам. Например, она вдохновила на творчество Ивана Акимова, который изобразил картину, приведенную ниже. Тут всесильный Сатурн изображен в облике старика. Он использует косу, чтобы отсечь Купидону крылья. Уроненные лук и стрелы лежат на земле — больше несчастному богу не суждено вселять любовь в сердца смертных и жителей Олимпа. Кстати, и здесь налицо смешение христианских и языческих мотивов — только этим можно объяснить наличие у Кроноса крыльев. Полотно было написано больше двух столетий назад — ещё в 1802 году. В наше время увидеть его можно в Третьяковской галерее, Москва.

Поедание младенцев

Безусловно, самый известный миф, связанный с Кроносом, сыном Урана (могущественного титана) и Геи (богини земли), рассказывает о том, что он живьем глотал своих детей, рожденных Реей. В число его жертв вошли:

Лишь одного ребенка — Зевса — Рее удалось спасти и укрыть в глубокой пещере. Впоследствии он вырос и объявил войну отцу, победив его, заставив освободить съеденных братьев и сестер и сослав Кроноса в вечную ссылку в подземное царство мёртвых. Такая мрачная и кровожадная страница вообще не характерна для эллинской культуры, да и европейской в целом. Неудивительно, что она привлекала внимание многих мастеров кисти.

Факт! Основными атрибутами Сатурна являются песочные часы (символ времени), серп (им он оскопил Урана) и коса (символ земледелия).

 

Австрия

Вена

Иоахим фон Зандрарт I — Минерва и Сатурн защищают искусство и науку от зависти и лжи. 1644

Музей истории искусств, Вена, Австрия

Великобритания

Лондон

Сатурн, оскопляющий Урана, и Похищение сабинян. Автор Амброджо Джованни Фигино

Британский национальный музей, Лондон, Великобритания

Германия

Берлин

Никола Пуссен – Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами года

1629-30

Государственные музеи Берлина. Картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия

Риччи, Себастьяно (1659-1734) — Олимпийские боги — Сатурн, ок 1700

Государственные музеи Берлина. Картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия

Кронос и Рея. Карл Фридрих Шинкель

Министерство народного просвещения и пропаганды, Берлин, Германия

Дания

Хиллерёд

Сатурн. Фреска.

Замок Фредериксборг, Хиллерёд, Дания.

Испания

Мадрид

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своих сыновей. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Пожалуй, наиболее отвратительной картиной, созданной по мотивам этой легенды, является творение Франциско Гойи. Сатурн на ней изображен истинным порождением хаоса — его пропорции нарушены, а лицо выдает безумие. К тому же, в отличие от мифа он не глотает ребенка целиком, а разрывает его несчастное тельце острыми зубами. На работу ушло немало времени — Гойя писал её с 1819 по 1829 годы. А сегодня её выставляют в Мадридском музее Прадо.

 

Рубенс, Питер Пауль — Сатурн, пожирающий свое дитя, 1636 — 1637. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Довольно похожа на неё картина бога Кроноса Рубенса. У него могущественный бог представлен как седой старец, вгрызающийся в тело сына. При этом он держит в свободной руке косу — это один из главных атрибутов Сатурна на многих картинах и скульптурах. И эта картина, как и упомянутая выше, также хранится в музее Прадо, Мадрид.

Польша

Варшава

Картина бога Кроноса - Джованни Романелли

Схожа по смыслу и картина, принадлежащая перу Джованни Романелли. Правда, здесь бог не поедает своих детей, но явно похищает его, чтобы совершить это черное дело. Точное время создания картины неизвестно, но специалисты считают, что это конец первой половины семнадцатого века. Коса в руке Сатурна является привычным атрибутом. А вот крылья явно пришли из христианской мифологии. На сегодняшний день полотно хранят в Варшавском национальном музее.

Италия

Рим

Сатурн, оскопляющий Урана. 17 в

Палаццо Милези в Риме

Сатурн. Фреска

Вилла Медичи, Рим, Италия

Венеция

Юнона и Сатурн. Веронезе, 1553 г

Дворец дожей, Палаццо Дукале, Венеция, Италия

Флоренция

Жерарди Христофано и Джорджо Вазари. Кронос оскопляет своего отца Урана. Палаццо Веккьо, Флоренция

Кроносу, этому кровожадному сыну титанов, поедавшему собственных детей, также посвящали довольно много картин с иными сюжетами. Правда, в большинстве случаев они отходят от классических. Но все-таки взглянуть на эти картины бога Сатурна будет весьма интересно.

Весьма насыщенна на персонажей и малозаметные детали эта картина, которую создали мастера Джорджо Вазари и Жерарди Христофано. Здесь Кронос косой (почему-то не серпом, как в канонической легенде) оскопляет поверженного отца. Вокруг столпились другие титаны, чьи судьбы решаются после этой схватки. На сегодняшний день картину хранят в галерее Палаццо Веккьо, во Флоренции.

Нидерланды

Амстердам

Питер Кристоффель Уандер. Сатурн

Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

Хендрик Гольциус. Сатурн, 1592 г

Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

США

Нью-Йорк

Рея перехитрила Сатурна. Эдме Бушардон

Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Нью-Хейвен

Сатурн, пожирающий ребенка; Геркулес, убивающий гидру; Геркулес, поднимающий Антей; Геркулес устанавливает колонны в Кальпе и Абыле

Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США

Остин

Частные коллекции

Сатурн. Агостино Ди Дуччо

Частная коллекция

Джорджио Вазари

Сатурн и Филира, 1559 г

Частная коллекция

Сатурн, пожирающий своего сына. Джамбаттиста Тьеполо

Частная коллекция

Сатурн. Симон Вуэ. Частная коллекция.

Пожалуй, самой позитивной картиной является нарисованная французским художником Вуэ Семёном — «Сатурн, побежденный Венерой, Амуром и Надеждой». В данном творении Кронос символизирует собой непрекращающееся течение времени. Однако качества, характерные для лучших людей, могут одержать победу даже над ним. К их числу художник отнес любовь, надежду и тягу к красоте. На создание шедевра у художника ушло немало времени — с 1645 по 1646 годы. Сейчас полотно хранится во французском городе Бурж, в музее Дю-Берри.

 

Пьетро Муттони. Кронос пожирает своего ребенка

Частная коллекция

Эльза Дакс. Рея и Кронос

Частная коллекция

Оскопление Урана Кроносом

Рубенс, этюд

Частная коллекция

Ян ван Кессель (I) .Сатурн, пожирающий своих детей

Частная коллекция

Хендрик Гольциус. Сатурн, пожирающий своего ребенка

Частная коллекция

Сатурн, пожирающий своего сына (около 1501 г.)

Частная коллекция

Что и говорить, Сатурн вдохновлял многих мастеров кисти. И каждый из них находил в легендах о нем то, что было близко по духу именно ему. Ну или создавал собственные мифы, опираясь на каноны.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

четыре + 16 =