Картины Афродиты Часть 1 — В России

Картины богини Афродиты хранятся в национальных галереях мира, в том числе и в Эрмитаже.

Богиня любви и красоты, воспетая европейскими и русскими художниками, обычно изображается в нескольких сюжетах: рождение, романтическая связь с Адонисом и начало Троянской войны.

Россия

Москва

Франсуа Буше – Спящая Венера. 1735. Музей им Пушкина, Москва, Россия

Рождение Венеры из морской пены. Гюстав Моро. 1866. Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А. С. Пушкина, Москва, Россия

Рождение Афродиты было сопряжено с достаточно драматическими событиями.

Ее отец, могучий Уран, заточил своих детей, титанов, циклопов и сторуких, в недра земли. Возмущенная этим Гея вступила в сговор со своим младшим сыном, Кроносом. Вооружившись серпом, он оскопил отца.

Из крови Урана, родились эринии (фурии), гиганты и нимфы. А из пены, окружавшей бога, вышла Афродита. По другой трактовке мифа, красавица-богиня родилась из крови Урана в сочетании с его семенем.

Когда прекрасная Афродита показалась из воды, Зефир, бог ветра, тут же увлек ее к берегам острова Пафос. Там ее встретили оры, доброжелательные божества, олицетворяющие времена года. От них она получила в дар золотой пояс, сделавший ее неотразимой.

Некоторое время Афродита проводила на Пафосе, наслаждаясь красотами острова, и учась у дружелюбных богов искусству обольщения.

Согласно другому мифу, родителями Афродиты были Зевс и нимфа Диона. Но он не получил распространения.

Основные картины, сюжет которых повествует о рождении богини:

  • “Рождение Венеры” (Александр Кабанель);
  • “Рождение Венеры из морской пены” (Гюстав Моро);
  • “Рождение Венеры” (Иван Айвазовский).

 

Картина Михаил Врубель, “Суд Париса”

Михаил Врубель, “Суд Париса”. Триптих был создан в 1893 году. Сейчас полотно хранится в Государственной Третьяковской Галерее (Москва, Лаврушинский пер., 10).

Для создания полотна художник использовал элементы модерна. Линии и орнаменты отличаются точностью, в технике присутствует каллиграфичность.

В центре сюжета находится пастух Парис и Афродита. Чувствуется налет тревожности: Афродита подталкивает юношу к принятию решения, которое впоследствии приведет к катастрофе.

Сама богиня изображена в левой части картины, на облаках. Справа находится Афина, пообещавшая Парису воинскую славу, которую в итоге получил Ахилл. Сам Парис находится в центре триптиха.

Полотно выполнено в стиле эпохи Возрождения. Оттенки – приглушенные, сиреневые. Чувствуется, что сам художник осуждает решение своего героя, которое привело к долгой кровопролитной войне. Считается, что триптих не понравился заказчику, который был убежден в том, что художник обязан оставаться беспристрастным.

 

Санкт-Петербург

Лот, Иоганн Карл. 1632-1698; Роттмайр, Михаэль. 1654-1730. Афродита перед Зевсом. Германия-Австрия, вторая половина XVII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Точная дата создания полотна неизвестна. Сюжетом картины художник избрал эпизод из главы V “Илиады” Гомера. Афродита, поддерживающая троянцев, и раненная Диомедом в руку, жалуется на героя Зевсу.

Громовержец в несвойственной ему манере мудро и мягко советует ей не вмешиваться в ход войны: “Ты занимайся делами сладостных браков”.

В полотне чувствуется влияние П.Либери, венецианского художника, учителя Лота. Особенно его влияние ощущается в том, как Лот изобразил Зевса.

Присутствует в картине и след Ротмайера, ученика Лота: Эрос изображен достаточно рыхлыми мазками.

Эти два обстоятельства до сих пор заставляют искусствоведов спорить о том, кто на самом деле является автором полотна. По неофициальной версии, его создала мастерская художника.

Сейчас картина хранится в Государственном Эрмитаже, куда она поступила в 1970 году. Ее приобрели у частного лица, пожелавшего остаться неизвестным.

 

Карраччи, Аннибале, круг. 1560-1609, Спящая Венера

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

 

Картина Франс Флорис, “Суд Париса”

Франс Флорис, “Суд Париса”. Эта картина богини Афродиты была создана между 1559-1561 гг. Сейчас полотно хранится в государственном Эрмитаже (Россия, Спб, Дворцовая пл., 2)

Картина написана масляными красками на деревянном щите. На холсте изображена Афродита, которая получает из рук Париса “яблоко раздора”. Рядом находятся Афина и Гера, а также Гермес, Эрос и Ника. Именно от нее счастливая Афродита получает лавровый венец.

Эрос слегка касается обнаженной груди Париса стрелой: это знак того, что Афродита выполнит свое обещание, и отдаст юноше сердце прекраснейшей из земных женщин – супруги царственного Менелая, Елены.

По мнению советского искусствоведа, Н.Н.Никулина, нидерландец Флорис, проведший несколько лет в Италии, находился под сильным впечатлением от работ Микеланджело.

Вернувшись в Голландию, художник старался выработать собственный стиль, но это ему не удалось.

Н.Никулин полагает, что картина написана виртуозно, но по рисунку она “сухая”, а по цвету “вялая”. Сама Афродита и другие божества выглядят “идеализированно и манерно”. Изгибы их тел, сложные повороты и удлиненные пропорции кажутся условными. Темные мужские тела резко контрастируют со светлыми, почти белыми женскими.

 

Кейленборх, Абрахам ван, ок. 1620-1658. Спящая Венера. Голландия, 1653 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Сустрис, Ламберт, ок. 1520-после 1591. Венера. Италия, около 1550 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Зандрарт, Иоахим фон I (?). 1606-1688

Марс, Венера и Амур (Аллегория Гнева)

Германия, около 1630 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Никола Пуссен – Венера, Фавн и путти, 1630-35

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Голциус, Хендрик — Вакх, Венера и Церера. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Картина Лука Джордано, “Суд Париса”

Лука Джордано, “Суд Париса”. Картина была создана в 1682 году, в самый разгар “флорентийского” периода жизни художника. С 1779 года она хранится в Государственном Эрмитаже (зал 237, Новый Эрмитаж). Туда она попала благодаря императрице Екатерине II, купившей полотно.

Считается, что эта картина практически полностью повторяет другое полотно художника, которая ранее хранилась в Берлине, в Музее кайзера Фридриха. Но Джордано никогда не повторялся. По мнению исследователей его творчества, эрмитажная картина – одна из вариаций. К сожалению, берлинская картина погибла во время ВМВ. Сейчас она известна только по старым репродукциям.

 

Уэст, Бенджамен — Венера утешает Амура, ужаленного пчелой

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Венера уговаривает Елену любить Париса.

Анжелика Кауфман (1741—1807).

В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Россия

Туалет Венеры.

Круг Франсуа Буше (1703—1770).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Россия

Триумф Венеры.

Круг Франсуа Буше (1703—1770).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Россия

Венера, Купидон и Вулкан.

Себастьяно Риччи (1659—1734).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Россия

Шпалера «Жертвоприношение»

Фландрия, Брюссель (?), XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Питер Пауль Рубенс – Венера и Адонис, ок1614

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Дофэн, Шарль, ок. 1620-ок. 1677. Венера и Адонис. Франция, около 1660 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Кодде, Питер Якобс. 1599-1678. Венера, оплакивающая Адониса. Голландия, 1640-1650-е гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Фонтана, Лавиния. 1552-1614. Венера, кормящая Амура. Италия, 1610-е гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Дуайен, Габриэль-Франсуа. 1726-1806. Венера раненная Диамедом

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Бордоне, Парис. 1500-1571. Марс, Венера и Купидон. Италия, XVI в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Диаз де ла Пенья, Нарсис Виржиль. 1807-1876. Венера и Амур. Франция, 1857 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Камбьязо, Лука (Лукетто да Дженова). 1527-1585. Венера и Адонис

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Неизвестный художник. XVIII в. Венера и Амур. Западная Европа, XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Герен, Франсуа?-1791/93 (?) Венера и нимфы. Франция, 1760-е — 1770-е гг. (?)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Полидоро да Караваджо (Полидоро Кальдара). 1499/1500-1543

Венера в кузнице Вулкана

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Риччи, Себастьяно. 1659-1734. Венера, Купидон и Вулкан. Италия, около 1695 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Реньо, Жан-Батист. 1754-1829. Венера и Вулкан. Франция, около 1795 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Рубенс, Питер Пауль (Пьетро Пауло). 1577-1640. Венера и Адонис

Фландрия, 1610-1611 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Бордоне, Парис. 1500-1571. Флора, Венера, Марс и Купидон (Аллегория)

Италия, 1550-е гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Тициан (Тициано Вечеллио), мастерская, между 1485 и 1490-1576

Венера с двумя амурами перед зеркалом (копия)

Италия, 1560-е гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Рафаэль (Рафаэлло Санти), школа. 1483-1520. Венера и Адонис

Италия, 1516-1518 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Рафаэль (Рафаэлло Санти), школа. 1483-1520. Венера, завязывающая сандалию

Италия, 1516 — 1518 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Бален, Хендрик ван I. 1575-1632; Брейгель, Ян Старший (Бархатный). 1568-1625

Венера и Амур. Фландрия, 1600 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Кессель, Ян ван Старший. 1626-1679. Венера в кузнице Вулкана (Аллегория Огня)

Фландрия, 1662 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Рейнолдс, Джошуа. 1723-1792. Амур развязывает пояс Венеры.

Великобритания, 1788 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Бурдон, Себастьян. 1616-1671. Венера и Эней. Франция, XVII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Рафаэль (Рафаэлло Санти), школа. 1483-1520. Венера и Амур на дельфинах

Италия, 1516-1518 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Рафаэль (Рафаэлло Санти), школа. 1483-1520. Венера, раненная Амуром

Италия, 1516-1518 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Батони, Помпео Джироламо. 1708-1787. Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком. Италия, 1765 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Неизвестный французский художник (?). XVII в. Пейзаж с Венерой и Адонисом

Франция (?), конец XVII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Вуэ, Симон, мастерская. 1590-1649. Венера и Адонис

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Неизвестный художник. XVIII в. Венера и Адонис. Западная Европа, XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Леваше, Шарль Франсуа Габриель, работал 1780-1820-е. Венера перед купанием

Франция, вторая половина XVIII — первая треть XIX в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Морелсе, Паулюс. 1571-1638. Венера с Амуром. Голландия, 1617 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), мастерская. 1591-1666

Время, Марс, Амур и Венера (копия)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Кранах, Лукас Старший. 1472-1553, Венера и Амур. Германия, 1509 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Нижний Новгород

Русская Венера. Борис Михайлович Кустодиев. 1925

Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия

 

СаратовКартина Томас Босхарт Виллебортс, “Венера, оплакивающая смерть Адониса”

Томас Босхарт Виллебортс, “Венера, оплакивающая смерть Адониса”

Картина была написана в 1641-1654 г. В этот период художник создал целую серию полотен, изображающих богиню Афродиту и юношу Адониса.

Знатные заказчики особенно ценили умение Виллебортса работать в стиле Антониса Ван Дейка. В 1885 году картина поступила в дар Радищевскому музею от императорского Эрмитажа. Там она и хранится по сей день. Адрес музея: Саратов, ул. Радищева, 39.

История любви бессмертной богини к прекрасному Адонису описана в “Метаморфозах” римского поэта Овидия. Однажды на охоте случилось то, чего всегда боялась Венера: Адонис погиб. Рок, которого боялся сам Зевс, настиг его, ведь еще в детстве он был отмечен печатью смерти.

Несясь на своей колеснице, богиня любви услышала стон умирающего Адониса, но было уже слишком поздно.

Эта картина богини Венеры удивительно трагична: плачущая Афродита осторожно поддерживает распростертое безжизненное тело Адониса. Безутешен и маленький бог любви, Эрос (Амур).

Цикл картин, посвященный любви, вспыхнувшей между Афродитой и Адонисом, Босхарт исполнил по заказу голландского правителя, принца Федерика Генриха Оранского, для его загородного замка близ Гааги.

Несколько полотен имеют значительные надставки авторского холста. Их возникновение предположительно связывается с обновлением рам, которое проводилось по приказу Николая I в связи с открытием нового Эрмитажа. Поздние надставки исказили авторскую живопись. Эти картины Афродиты были переведены в запасник, как копии.

 

Заключение

Интерес к Афродите-Венере прочно сохранялся в период эпохи Возрождения, и в 18-19 столетиях. В XX веке к мифологическим сюжетам этой богини почти не обращались. Эта же тенденция сохраняется и сейчас.

 

Другие страны

Картины Афродиты Часть 2 — Англия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия

Картины Афродиты Часть 3 — Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, США

Картины Афродиты Часть 4 — Украина, Франция, Швейцария, Швеция, Шотландия, Япония, Частные коллекции

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

четыре + 9 =