Храмы Зевса

Греция

Олимпия

Храм Зевса. Олимпия, Греция

Храм Зевса. Олимпия, Греция

Италия

Храм Юпитера. Помпеи (также Капитолий или Храм Капитолийской триады). Помпеи, Италия

Храм Юпитера. Помпеи (также Капитолий или Храм Капитолийской триады). Помпеи, Италия

 

Модель Капитолийского храма. Палаццо Консерватори. Рим, Италия

Модель Капитолийского храма. Палаццо Консерватори. Рим, Италия

 

Капитолийский Храм, Остия Антика

Капитолийский Храм, Остия Антика

 

Хорватия

Храм Юпитера. Диоклетианов дворец, Сплит, Хорватия. Олимпия

Храм Юпитера. Диоклетианов дворец, Сплит, Хорватия. Олимпия

 

Италия

Храм Юпитера. Помпеи (также Капитолий или Храм Капитолийской триады). Помпеи, Италия

Храм Юпитера. Помпеи (также Капитолий или Храм Капитолийской триады). Помпеи, Италия

 

Модель Капитолийского храма. Палаццо Консерватори. Рим, Италия

Модель Капитолийского храма. Палаццо Консерватори. Рим, Италия

 

Капитолийский Храм, Остия Антика

Капитолийский Храм, Остия Антика

Хорватия

Храм Юпитера. Диоклетианов дворец, Сплит, Хорватия

Храм Юпитера. Диоклетианов дворец, Сплит, Хорватия

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

ОСНОВНОЕ

Каллимах. Фрагмент эпиграммы 69.(из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Каллимах/ Перевод Блуменаю Л. ;Грабарь-Пассек М.Е.; Голубец Ю. ;Свиясов Е.;Шульц Ю. ;Чистякова Н.;Гаспаров М.Л.;Иваница Г.) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«О ладья, ты у меня сладостный жизни свет унесла. Зевсу взмолюсь, гавань хранящему!»

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 23. Геракл в безумии (2). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«В комнате [которую дом вмещает] . . . корзины и возлияния для жертвы, мука для алтаря, лучины и большой котел – все, что надо для жертвы Зевсу, хранителю дома. «

 

КУЛЬТ В АТТИКЕ. АФИНЫ

Платон. Феаг. 121a. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 // Философское наследие, т. 112. Академия Наук СССР, Институт философии. М.: Мысль, 1990. Перевод С. Я. Шейнман-Топштейн.) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«[На Афинской агоре :] Не желаешь ли пройти со мной отсюда в портик Зевса Освободителя?»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.2. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[На Афинской агоре :] Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном — посвящение и создание Эвбулида.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.3.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[Рядом с Царским портиком в афинском Керамейкосе :] Тут же стоят статуи так называемого Зевса Элевтерия (Покровителя свободных).»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.3. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Здание так называемого Совета пятисот[в Афинах], члены которого сохраняли свою должность в течение года. В нем находится деревянная статуя Зевса Советчика, изваяние Аполлона — творение Пейсия и статуя Демоса — работы Лисона.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.17.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Картина, изображающая, как афиняне сражаются с амазонками. У них [афинян] эта война изображена и на щите Афины и на пьедестале Зевса Олимпийского.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.18. 6 — 9(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Перед входом в храм Зевса Олимпийского [в Афинах] — а этот храм построил римский император Адриан, он же воздвиг богу статую, достойную осмотра, которая по величине, если не говорить о колоссах у родосцев и римлян, оставляет за собой многие другие статуи, но сделана она из слоновой кости и золота и пропорционально величине сделана она с большим искусством, — так вот, здесь при входе в храм стоят статуи Адриана — две из фасосского мрамора, две из египетского, а перед колоннами стоят медные. Этот участок, больше чем в четыре стадии, весь наполнен статуями; от каждого города, (которые афиняне называют своими выселками), стоит здесь статуя императора Адриана, но афиняне превзошли их всех, поставив позади храма свою колоссальную статую, заслуживающую внимания. На этом участке есть древние произведения, медный Зевс, храм Кроноса и Реи и священный округ Геи (Земли), именуемой «Олимпией». Здесь, приблизительно в локоть шириной, рассеклась земля и говорят, что после потопа, бывшего при [мифическом короле] Девкалионе, сюда ушла вся вода; поэтому сюда каждый год бросают пшеничную муку, замешанную с медом. Около одной из колонн стоит изображение Исократа . . . Там стоят и персы из фригийского мрамора, поддерживающие медный треножник; как они сами, так и треножник заслуживает всякого внимания. Говорят, что древний храм Зевса Олимпийского построил Девкалион, и в доказательство того, что Девкалион жил в Афинах, они показывают его могилу, находящуюся недалеко от нынешнего храма. Адриан соорудил афинянам и другие здания, между прочим храм Геры, храм Зевса Всеэллинского и общий храм Всем богам. «

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.24. 2 — 3(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[На Афинском Акрополе:] Там есть и Афина, выходящая из головы Зевса . . . Там есть статуя Геи (Земли), умоляющей Зевса послать ей дождь, <поставленная> или когда сами афиняне нуждались в дожде, или когда по всей Элладе стояла засуха.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.24. 4(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[На Афинском Акрополе :] Тут есть и статуи Зевса, одна — творение Леохара, другая — так называемый Зевс Полиэй (Градохранитель). Я расскажу обо всем, что установлено при совершении жертвоприношения ему, о причине же, по которой это установлено, я не буду рассказывать. Насыпав на алтарь Зевса Полиэя ячмень, смешанный с пшеницей, они оставляют его без охраны; бык же, которого они держат наготове для жертвы, подойдя к жертвеннику, поедает зерно. Одного из жрецов они называют «убийцей быка» <который, убив быка> и бросив здесь топор — таков у них обычай, — убегает. Они же, как будто не зная того человека, который это сделал, подвергают суду топор.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.26.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Перед входом [в Эрехтейон в Афинах] стоит жертвенник Зевса Вышнего, на котором не приносят в жертву ничего живого, и даже, возложив печенья, они считают недозволенным употреблять вино. «

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.28.10(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Так называемый суд «в Пританее»[в Афинах], где судят железо и вообще все другие неодушевленные предметы, я думаю, имел свое начало по следующему поводу. Когда [мифический] Эрехтей царствовал над афинянами, тогда впервые на жертвеннике Зевса Полиэя (Градохранителя) убил быка жрец-быкобоец и, оставив тут топор, он бежал из страны, а топор, осужденный за убийство, тотчас был отнесен <к морю>, и с того времени такой суд совершается каждый год.»

 

Павсаний. Описание Эллады.8. 2. 1 — 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Лично я думаю, что афинский царь Кекроп и [мифический аркадский король] Ликаон жили в одно время, но в вопросах религии они были не одинаково мудры. Кекроп первый назвал Зевса Верховным и решил не приносить ему в жертву ничего, что имеет душу, сжигая на его алтаре в виде жертвы местные лепешки, которые и до нашего времени афиняне называют пеланами. Наоборот, Ликаон на алтарь Зевса Ликейского принес человеческого младенца, зарезал его в качестве жертвы и окропил его кровью алтарь. «

 

Павсаний. Описание Эллады.10. 21. 5 — 6(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[Исторический афинянин] Кидий . . . был убит галатами, то его родственники посвятили принадлежавший ему щит в храм Зевса Элевтерия (Освободителя) (в Афинах) и поместили на нем следующую надпись: » Щит этот ныне тоскует о Кидия юности светлой; Мужа-героя он щит; Зевсу он здесь посвящен. Первым он был, который держал он левой рукою, бурный когда Арес копья в галатов метал.» Эта надпись вместе со щитом хранилась в галерее храма Зевса Элевтерия до тех пор, пока воины Суллы, грабя все остальные здания в Афинах, не захватили и висящих здесь щитов.»

 

Страбон. География. Книга 9. 1.15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Во время многочисленных войн . . . Пирей превратился в незначительное поселение вокруг гаваней и святилища Зевса Спасителя. В маленьких крытых портиках этого святилища находятся изумительные картины, произведения знаменитых художников, а на открытом дворе — статуи. «

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«В Пирее [в Аттике] наиболее достойно внимания святилище Афины и Зевса; обе статуи сделаны из бронзы; Зевс держит в руках скипетр и Нику (Победу), Афина же — копье. «

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Позади этой приморской стои [на рынках Пейраоса, Аттика] стояли статуи Зевса и Демоса (Народа)9, творение Леохара.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Тут же [в Мунихии, Аттика] храм Афины Скирады, немного дальше — храм Зевса.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.31. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«У флийцев же и у мирринусиев . . . другой же храм (в Мирринах?) имеет жертвенники Деметры Анесидоры (Посылающей дары), и Зевса Ктесия (Хранителя имущества).»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.32.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«У афинян и на горах есть статуи богов . . . на Гиметте есть статуя Зевса Гиметтского; есть жертвенники и Зевсу Омбрию (Посылающему дождь) и Аполлону Проопсию (Провидящему). А на Парнете стоит медный Зевс Парнетский и жертвенник Зевсу Семалею (Подающему знамения). На Парнете есть еще и другой жертвенник, приносят на нем жертвы Зевсу, именуя его то Посылающим дождь, то Отвращающим беды. Есть еще небольшая гора Анхесм и на ней статуя Зевса Анхесмия.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.34.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Его жертвенник [святилища Амфиараоса, недалеко от Оропоса в Аттике] разделен на отдельные части: одна посвящена Гераклу, Зевсу и Аполлону Пэону (Целителю).»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.37. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Если перейти Кефис [река в Аттике] , то увидим древний жертвенник Зевса Милостивого. На нем Тесей получил от потомков Фитала очищение, после того как он среди других разбойников убил и своего родственника со стороны Питфея, Синиса.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.40. 4 – 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Затем при входе в священный участок Зевса [в Мегаре] есть храм, так называемый Олимпейон, заслуживающий осмотра, но статуя Зевса не окончена, так как началась Пелопоннесская война против афинян, во время которой афиняне и с суши и с моря каждый год опустошали Мегару и причиняли вред как всей стране, так и частных лиц доводили до крайней бедности. У этой статуи Зевса лицо сделано из золота и слоновой кости, все же остальное туловище — из глины и гипса; говорят, что ее сделал местный уроженец Феокосм, но что ему помогал Фидий. Над головою Зевса находятся Горы (Времена года) и Мойры (Судьбы): ведь всем очевидно, что Предопределение и Судьба повинуются одному только Зевсу и что этот бог правильно распределяет времена года. Позади храма лежат полуобделанные деревянные изображения: украсив их золотом и слоновой костью, Феокосм хотел закончить ими статую Зевса. В самом храме лежит медный нос триеры: мегарцы говорят, что они ее взяли у афинян, сражаясь с ними за Саламин . . .
За священным участком, посвященным Зевсу, если идти на акрополь . . . [есть различные храмы, в том числе] храм Зевса Кония (Поднимающего пыль), не имеющий еще крыши.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«А в храме, находящемся недалеко отсюда [с храмом Афродиты в Мегаре], статуи Муз и медную статую Зевса создал Лисипп.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 6. 7. 2(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Статуя [олимпийского атлета] Диагора — работы мегарца Калликла, сына Феокосма, того, который создал статую Зевса в Мегарах.»

 

II. ГОРА ГЕРАНИЯ В МЕГАРАХ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.44.9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«На вершине горы [между Мегарой и Коринфом] есть храм Зевса так называемого Афесия (Освободителя)195. Говорят, что некогда эллинов постигла засуха; тогда Эак на основании какого-то изречения принес жертву всеэллинскому Зевсу в Эгине… и, (когда Зевс получил такую честь), он прекратил (засуху); и поэтому этого Зевса стали называть Афесием.»

 

КУЛЬТ В АЙГИНЕ

Павсаний. Описание Эллады.2. 29. 6 — 8(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«На самом видном месте города [Айгины] находится так называемый Эакион, четырехугольная ограда из белого мрамора. При входе стоят сделанные (в виде статуй) фигуры послов, отправленные некогда эллинами к Эаку. О причине этого посольства одинаково рассказывают и эгинеты и все остальные. Одно время Элладу постигла засуха и ни в странах за Истмом, ни в Пелопоннесе не было дождя, пока эллины не послали в Дельфы спросить, что за причина этой засухи и вместе с тем как избавиться от этой беды. Пифия им сказала, что надо умилостивлять Зевса, и необходимо, если они хотят, чтобы их моления были услышаны, присутствовать Эаку, который будет от их имени молить о милости. Таким образом от каждого города были отправлены к Эаку люди, чтобы просить его. И вот он, принеся жертву Зевсу Всеэллинскому и вознеся моление, призвал дождь на всю эллинскую землю, а эти изображения приходивших к нему (людей) поставили эгинеты. Внутри священной ограды растут издревле оливковые деревья и есть жертвенник, едва возвышающийся над землей, и как тайну передают, что этот жертвенник является надгробным памятником Эаку.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 30. 3(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Если в Эгине идти на гору Всеэллинского Зевса.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 30.4(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«На горе Панелленион нет ничего другого, заслуживающего внимания, а это святилище, как говорят, воздвиг в честь Зевса Эак [мифический первый царь острова].»

КУЛЬТ В КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады.2. 2.8 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Есть и статуи Зевса [на рыночной площади Коринфа] — они находятся под открытым небом; одна из этих статуй не имела названия, вторая носила название Зевса Хтония (Подземного), а третью называли Зевсом Гипсистом (Высочайшим).»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 4.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«За театром выше [в Коринфе] находится храм Зевса Капитолийского [т. е. Капитолий, Капитолий] как его называют римляне на своем языке; на языке эллинском он назывался бы Корифеем.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 4.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«У этого гимнасия [возле источника Лерна в Коринфе] есть храмы богов; один — Зевса, другой — Асклепия . . . а изображение Зевса — медное.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 5.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Если идти из Коринфа не внутрь страны, а дорогой на Сикион, то недалеко от города, налево от дороги, встретится сожженный храм. Конечно, было много различных войн в Коринфской области, и огонь, естественно, охватывал и дома и святилища вне городских стен, но об этом храме говорят, что он был храмом Аполлона и что будто бы его сжег Пирр, сын Ахилла. Но впоследствии я слышал и другую версию: будто коринфяне сооружали храм Зевсу Олимпийскому и будто бы внезапно, неизвестно откуда, упал на него огонь и сжег его.»

 

Павсаний. Описание Эллады.3. 9. 2(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Хотя коринфяне очень хотели принять участие в этом походе в Азию [со спартанцами, исторически], но так как у них внезапно сгорел храм Зевса, носящего название Олимпийского, то они, считая это за дурное предзнаменование, против своего желания остались дома.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 9. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«За святилищем Арата [в Сикионе] находится жертвенник Посейдону Истмийскому; тут же статуя Зевса Мейлихия (Милостивого) . . . статуя Зевса Мейлихия похожа на пирамиду.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 9. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«На площади [Сикиона] же под открытым небом стоит медная статуя Зевса, работы Лисиппа.»

 

КУЛЬТ В ЛАКЕДОМОНЕ

Павсаний. Описание Эллады.3.11.9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«У спартанцев [в Спарте] на площади . . . храм Геи (Земли) и Зевса Агорея (Покровителя рынков), равно и храм Афины Агореи . . . [статуя] Зевса Ксения (Покровителя иноземцев) и Афины Ксении (Покровительницы иноземцев).»

 

Павсаний. Описание Эллады.3.12.9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Святилище Зевса Тропея (Обращающего в бегство) [в Спарте] доряне воздвигли, победив на войне тех из ахейцев, которые в те времена владели лаконской землей, также и амиклейцев.»

 

Павсаний. Описание Эллады.3.12.11 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Около Скиады находится круглое здание [в Спарте], а в нем — статуи Зевса и Афродиты, носящие название «Олимпийских»; говорят, что это здание построил Эпименид, но о нем они рассказывают не согласно с аргивянами(1), поскольку они утверждают, что никогда не воевали с жителями Киоса.»

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

восемь − 4 =