Храмы Диониса

Фото

Турция

Храм Диониса, Сиде, Турция

Храм Диониса, Сиде, Турция

Греция

Храм Диониса, Теос, Греция

Храм Диониса, Теос, Греция

 

Театр Диониса, Афины, Греция

Театр Диониса, Афины, Греция

 

Ливан

Храм Вакха, Баальбек, Ливан

Храм Вакха, Баальбек, Ливан

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Основной культ

Геродот. История. Книга II. 49 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. До н. э.):

 

«Ведь именно Мелампод [мифический провидец] познакомил эллинов с именем Диониса, с его праздником и фаллическими шествиями. Конечно, он посвятил их не во все подробности культа Диониса, и только мудрецы, прибывшие впоследствии, полнее разъяснили им [значение культа]. Впрочем, фаллос, который носят на праздничном шествии в честь Диониса, ввел уже Мелампод, и от него у эллинов пошел этот обычай. Я же того мнения, что Мелампод, этот мудрый человек, [не от богов] приобрел свой пророческий дар, а обязан им самому себе. Он услышал об этом египетском обычае и ввел в Элладе среди прочих обычаев также и служение Дионису с незначительными изменениями. Поэтому, мне думается, что совпадение обрядов служения этому богу [т. Е. Осирису] в Египте и у эллинов вряд ли случайно. Ведь тогда эти обряды более соответствовали бы эллинским нравам и не появились бы так поздно. Я не могу себе представить также, чтобы египтяне могли заимствовать этот или какой-либо иной обычай от эллинов. Скорее всего, думается мне, Мелампод познакомился с египетским служением Дионису через тирийца Кадма и его спутников, прибывших с ним из Финикии [современного Ливана] в страну, которая теперь называется Беотией.»

 

Геродот. История. Книга II.52 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. До н. э.):

 

«В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали еще имен богов. Имя же «боги» [θεοί] пеласги дали им потому, что боги установили [θέντες] мировой порядок и распределили все блага по своей воле. Только спустя долгое время они узнали из Египта имена всех прочих богов (кроме имени Диониса, с которым познакомились гораздо позднее).»

Культ в Аттике

I. Афины столица Аттики

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 2. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«От ворот до Керамика [в Афинах] идут крытые галереи и перед ними — бронзовые статуи… заключает в себе святилища богов и так называемый гимнасий Гермеса. Сюда же входит и дом Пулитиона, где, говорят, не какие-либо неизвестные лица, а самые знатные из афинян кощунственно пародировали Элевсинские мистерии; в мое время этот дом был посвящен Дионису. Этого Диониса называют Мельпоменом (Ведущим хороводы) в том смысле, в каком Аполлона называют Музагетом (Предводителем Муз). Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном — посвящение и создание Эвбулида, и из числа спутников Диониса — Демон Акрат (несмешанного вина): на стене изображено лишь одно его лицо.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 14. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Входящим в афинский Одеон [музыкальный театр, посвященный Дионису] в числе многого другого бросается в глаза статуя Диониса, заслуживающая внимания.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 20. 2 – 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«[Статуя] Сатир еще юный, протягивающий кубок; стоящего вместе с Сатиром здесь же Эрота и Диониса сделал Фимил. Самое древнее святилище Дионису находится около театра. В его ограде стоят два храма и два изображения Диониса; один называется Элевтерий (Несущий освобождение), а другой — это тот, которого сделал Алкамен из слоновой кости и золота. Здесь есть и картина: Дионис, ведущий на небо Гефеста. Все это было нарисовано, равно как и Пенфей и Ликург, несущие наказание за то, что они оскорбили Диониса; были там нарисованы и спящая Ариадна, и Тесей, уходящий в открытое море, и Дионис, пришедший, чтобы похитить Ариадну

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 21. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Говорят, что лакедемоняне вторглись в Аттику в момент смерти Софокла. И вот их вождь увидал во сне явившегося к нему Диониса, который приказал ему почтить все­ми почетными обрядами, которые полагаются мертвым, новую Сирену. И ему стало ясно, что это сновидение имеет отношение к Софоклу и к его поэзии… [другая] Изображение же Эсхила, я думаю, сделано много позднее его кончины и той картины, которая изображает Марафонскую битву. Сам Эсхил рассказывал, что, будучи еще мальчиком, он заснул в поле, сторожа виноград; и вот ему явился во сне Дионис, приказав писать трагедии. Когда наступил день, он пожелал выполнить волю бога, и когда он попытался, то ему очень легко далось писание стихов.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 23. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Есть тут [в Афинах] и камень, не очень большой, такой, на котором может усесться маленький человек; говорят, что когда Дионис прибыл в эту землю [в Афинах], то на нем спал Силен

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 29. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Ближе всего [к Афинам] — Академия, некогда владение частного гражданина, в мое время гимнасий.. Там есть небольшой храм, в который каждый год в установленные дни афиняне приносят изображение Диониса Элевтерия.»

 

II. Мирринусия деревня в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«У флийцев же и у мирринусиев [в Аттике] — у первых есть жертвенники Аполлона Дионисодота (Дионисом данного) и Артемиды Селасфоры (Светоносной), Диониса Антия (Весеннего цветения).»

 

III. Ахарны деревня в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Есть еще [в Аттике] дем Ахарны; жители его чтут . . . Диониса Мельпоменом (Поющим) [т. Е. Мельпомене, музе трагедии], этого же бога они называют Киссом (Плющом), говоря, что тут впервые появился плющ как растение.»

 

IV. Элевфераи город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«На этой равнине [Элевфераи в Аттике] есть храм Диониса; его древнее деревянное изображение перенесено афинянами к себе (в город); находящееся же в Элевтерах еще в наше время является (копией) прежнего.»

 

Фестиваль Диониса в Афинах

Платон. Государство.Книга пятая. 475d. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. Ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. Вступит. Статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. / Перевод А. Н. Егунова. – М.: Мысль, 1994. – С. 155) (греческий философ 4 в. До н. э.):

 

«Зато, словно их [некоторых афинян] кто подрядил слушать все хоры, они бегают на празднества в честь Диониса, не пропуская ни городских Дионисий, ни сельских.» [Обратите внимание, в дополнение к выступлениям, проводимым во время городской Дионисии, спектакли также исполнялись в Пейраях и в демах.]

 

II. Городской фестиваль Диониса

Платон. Горгий. 472a. Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. Ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. Вступит. Статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 197) (греческий философ 4 в. До н. э.):

 

«Никий, сын Никерата, с братьями — это их треножники стоят один подле другого в святилище Диониса.» [Обратите внимание, эти треножники были призами, выигранными драматическими представлениями, поддержанными в качестве общественной услуги Никием и его братьями, и они были размещены в окрестностях храма Диониса.]

 

Платон. Законы. Книга первая. 637b/ Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. Ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. Вступит. Статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 197) (греческий философ 4 в. До н. э.):

 

«Дионисийских празднеств . . . А у вас [то есть в Афинах] видел я как-то повозки с такими гуляками, да и в спартанской] Таранте у наших поселенцев видел я во время Дионисий весь город пьяным. У нас [спартанцев] же ничего подобного не бывает.» [Обратите внимание, на празднике Диониса в Афинах было принято, чтобы гуляки, сидящие на повозках, позволяли себе непристойные выражения во время процессий.]

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 2. 13. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Шли «Облака» во время Дионисий, и в Афины съехалось много греков из других областей, чтобы посмотреть на драматические состязания. « [Обратите внимание, иностранцы также приехали в Афины на фестиваль.]

 

V. Фестиваль Антестерии

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга четвёртая. 21 (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 70) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Передают также, что Аполлоний [Аполлоний Тианский, пророк, 1-й год н. э.] корил афинян за Дионисии, которые совершаются у них в месяце анфестерии. Дело было так. Он полагал, что они собираются в театр послушать монодии или гармонические сочетания парабаз и ритмов, однако вместо этого услыхал, что они скачут и пляшут под дуденье флейты и что под звуки священных Орфеевых песен изображают из себя то нимф, то ор, то вакханок — и тогда воспротивился он подобному бесчинству, воскликнув: «Не переплясывайте славу [ваших предков] . . . видя такую едва не бабью разнеженность, что сказать . . . Откуда у вас все эти шафранные, пурпурные и багряноцветные одеяния?»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы.130(Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. Ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

 

«Эригона повесилась на дереве над телом отца [убитого афинскими крестьянами]. За это Отец Либер [Дионис] подверг такой же каре дочерей афинян. Об этом они послали вопросить Аполлона и получили ответ, что это потому, что они пренебрегли смертью Икария и Эригоны. Получив такой ответ, они наказали пастухов и установили в честь Эригоны праздник качелей [т. Е. Айора, третий день Антестерии] по причине той болезни, <которая поразила афинских девушек>. Они также постановили, чтобы во время сбора винограда первое возлияние было Икарию и Эригоне. »

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 2. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

 

«Тем временем на афинской земле множество дев лишили себя жизни, беспричинно повесившись, ведь Эригона [мифическая поклонница Диониса] перед смертью молилась о том, чтобы тою же смертью, какую она намеревалась встретить, умирали и дочери афинян, если только они не установят причину смерти Икария и не отомстят за него. Поэтому, когда произошло вышеупомянутое событие, афиняне вопросили оракул Аполлона и получили ответ, что они должны исполнить требование Эригоны, чтобы избавиться от проклятия. Поскольку она повесилась, то они постановили подвесить на веревках доску и раскачиваться, подобно тому как повесившийся раскачивается ветром, и это празднество они решили торжественно справлять ежегодно [т. Е. Айора на третий день Антестерии]. Они совершали его и частным образом, и публично, назвав Алетиды, ведь Эригону, искавшую с собакой отца и вынужденную оставаться неизвестной и одинокой, называли нищенкой – греки называют их aletides.»

 

 

Куль в Мегаре

I. Мегара столица Мегар

Павсаний. Описание Эллады. 1. 40. 6(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«За священным участком, посвященным Зевсу [в Мегаре] . . находится храм Диониса Никтелия (Ночного); есть еще и святилище Афродиты Эпистрофии (Вызывающей склонность), так называемое прорицалище Никты (Ночи).»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 43. 5(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Полиид [мифический царь Мегары] построил храм и Дионису и воздвиг деревянное изображение, которое в мое время все было закрыто (одеждой), кроме лица; оно одно только и было видно. Рядом с ним стоит Сатир, творение Праксителя, из паросского мрамора. Это изображение Диониса они называют «Отеческим»; другого же Диониса, которого они называют Дасиллием (Густолиственным), по их рассказам, посвятил Эвхенор, сын Койрана, внук Полиида.»

 

Культ в Эгине

Павсаний. Описание Эллады.2. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Недалеко друг от друга стоят храмы: один — Аполлона, другой — Артемиды и третий из них — Диониса.»

Культ в Коринфии

I. Коринф столица Коринфии

Страбон. География. 8. 6. 23. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. До н. э. – 1 в. Н. э.):

 

«Полибий же, описывая события, связанные со взятием Коринфа [римлянами], замечает в тоне сострадания при этом о пренебрежении солдат к произведениям искусства и к посвятительным дарам. По его словам, ему довелось самому видеть брошенные на землю картины и солдат, играющих на них в кости. Среди этих картин он упоминает одну работы Аристида, изображавшую Диониса, к которой, по словам некоторых писателей, относится поговорка: «Ничто в сравнении с Дионисом»; а также картину «Мучение Геракла в хитоне Деяниры». Я, однако, не видел последней, но видел Диониса — прекраснейшее произведение, выставленное в храме Цереры в Риме; но когда недавно храм сгорел, картина погибла вместе с ним.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 2. 2. 6 – 7 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«На агоре <главной площади> [Коринфа], где особенно много святилищ, находятся . . . деревянные изображения Диониса, у которых все покрыто позолотой, кроме лиц: их лица окрашены красной краской; одного из них называют Лисием (Освободителем), а другого — Вакхом (Приводящим в безумие). То, что рассказывают об этих деревянных изображениях, сообщу и я: говорят, что Пенфей [мифический царь Фив] относился неуважительно к Дионису и позволял себе многое против него; в конце концов он отправился на Киферон, чтобы подсмотреть оргии женщин (вакханок) и, взобравшись на дерево, он увидел все, что там совершалось, но когда женщины увидали Пенфея, они тотчас стащили его с дерева и разорвали его на части. Впоследствии же, как говорят коринфяне, Пифия в своих пророчествах велела им найти это дерево и впредь воздавать ему почет, равный с богом. И вот потому-то они и сделали для себя эти изображения из дерева.»

 

Культ в Сикиноии

I. Сикион столица Сикионии

Геродот. История. 5. 67. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. До н. э.):

«Среди других почестей, которые сикионцы оказывали [их мифическому царю] Адрасту, они прославляли еще и его «страсти» [представлениями] трагических хоров. Вместо Диониса они таким образом почитали Адраста. Клисфен [тиран 6-го века до н. э.] же передал теперь [трагические] представления Дионису [как богу трагических хоров].»

 

Павсаний. Описание Эллады. 2. 7. 5 – 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«За театром [под цитаделью Сикиона] — Дионисион (храм Диониса); статуя бога сделана из золота и слоновой кости, а рядом с ним — вакханки из белого мрамора. Говорят, что это — женщины, посвященные Дионису и приводимые им во время своих праздников в экстаз. У сикионцев есть и другие статуи бога, хранимые в сокровенном и недоступном месте. Один раз в год, ночью, их переносят в храм Диониса из так называемого Косметериона (хранилища убранств), переносят с зажженными факелами и пением местных гимнов. Впереди несут то изображение бога, которое называется Вакхом и которое ему воздвиг [мифический царь] Андродамант, сын Флианта [сына Диониса]; за ним следует статуя так называемого Диониса Освободителя, которую фиванец Фанес, по слову Пифии, принес из Фив.»

II. Титан деревня в Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. 2. 11. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«В портике [храма Асклепия в Титане, Сикония] стоят статуи Диониса и Гекаты, Афродиты.»

III. Флиунт город в Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. 2. 13. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Если от этого Омфала идти дальше, то придем к древнему храму Диониса . . . Статуя Диониса открыта для всех.»

 

Куль в Арголиде

I. Аргос столица Арголиды

Павсаний. Описание Эллады. 2. 20. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Находящуюся недалеко могилу [в городе Аргосе] называют могилой менады Хореи; рассказывают, что она с другими женщинами участвовала в походе вместе с Дионисом против Аргоса, а что Персей, победив их в сражении, убил многих из женщин; все остальные похоронены в общей могиле, а для этой из уважения к ее высокому положению сооружена отдельная могила.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 2. 22. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Перед ним [храмом Геры в Аргосе] могила женщин. Эти женщины погибли в бою против аргивян и Персея, двинувшись походом вместе с Дионисом с островов Эгейского моря, поэтому их и называют Галиями (Морскими).»

 

Павсаний. Описание Эллады. 2. 23. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Если отсюда [покидая город Аргос] идти по так называемой Глубокой дороге, то направо будет храм Диониса. Его статуя, как говорят, привезена из Эвбеи. Когда эллинов, возвращавшихся из Илиона, постигло кораблекрушение около (мыса) Каферея, то тех из аргивян, которым удалось спастись на землю, стал мучить голод и холод. Тогда они стали молиться богам, чтобы кто-нибудь из них явился для них спасителем при столь тяжелом положении. Как только они двинулись вперед, они увидали перед собой пещеру, посвященную Дионису; в этой пещере была статуя бога, а в это время собрались туда дикие козы, укрываясь от холода и непогоды. Аргивяне их перебили, мясо съели, а шкурами воспользовались как одеждой. Когда прекратилась непогода, и они, сделав себе корабли, собирались отправиться домой, они увезли из пещеры и деревянную статую и еще до сих пор продолжают оказывать ей почет.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 23. 7 – 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Есть в Аргосе много и других достопримечательностей, достойных осмотра, например . . . [включая] храм Диониса Критского. Дионис вел войну с Персеем, но затем они опять примирились и всякая вражда между ними исчезла настолько, что Дионис удостоился от аргивян многих различных почестей и между прочим ему был дан этот особый участок. Критским же он был назван впоследствии, потому что здесь умерла и была похоронена Ариадна. Ликей говорит, что, когда они готовились вторично перестраивать храм, они нашли глиняный гроб и что »

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

пятнадцать − одиннадцать =