Храмы Асклепия

Асклепионы отличались устройством от святилищ других олимпийских богов. Они представляли собой нечто среднее между современным стационаром и санаторием. Влияние асклепионов на развитие медицины в Древней Греции трудно переоценить. В храмовые комплексы, помимо культовых сооружений, входили термальные ванны, бани, стадионы, процедурные и хирургические отделения, а также здания для змеелечения. В них рептилии свободно ползали по полу и телам желающих исцелиться.

Главным сакральным помещением была внутренняя крытая галерея – абатон, куда помещали новоприбывших паломников. Под воздействием особых напитков или гипноза человек засыпал, а проснувшись, рассказывал жрецам-асклепиадам, что ему снилось. Те по-своему трактовали услышанное и на основе этого назначали лечение. В помещение не проникал дневной свет и шум извне, также там поддерживалась комфортная температура, чтобы ничто не выводило больных из медитативного состояния.

Если человеку делали операцию, он затем жертвовал храму аналог удалённого органа, изготовленный из драгоценных металлов или мрамора. В крупнейшем асклепионе, расположенном в городе Эпидавр, было обнаружено множество подобных даров и хирургических инструментов. Храмы строго охранялись от всего запретного – нечистого, что связывалось с таинствами жизни и смерти. Поэтому на их территории не разрешалось находиться неизлечимо больным, умирающим и роженицам.

Бог врачевания и медицины Асклепий – один из самых интересных и важных богов в греческой мифологии, сын Аполлона. Асклепий или в римском варианте Эскулап мог не только лечить, но и воскрешать мёртвых, а главное – его образ не остался только в мифологии. История его культа неразрывно связана с развитием самой медицины. Важную роль в этом играл каждый храм Асклепия. Святилище называлось асклепион и служило также больницей. Самый известный — храм Асклепия в Эпидавре.

Реконструкция храма Асклепия.

Реконструкция храма Асклепия.

Назначение храмов и их происхождение

Святилище Асклепия можно было найти во многих городах Греции древнего мира. Часто они были овеяны различными легендами. Жители каждой местности старались объяснить происхождения святилища тем, что здесь бывал сам Асклепий, либо же произошло ещё какое-то знаменательное событие.

Вот несколько из самых интересных мифов и историй:

  1. Про храм Асклепия в Эпидавре, главном центре его культа, говорили, что именно в окрестностях Эскулап и был рождён, либо же рождён и оставлен своей матерью Коронидой.
  2. Ещё одно интересное святилище было в городе Сикион на Пелопоннесе. Про него говорили, что после появления на свет рядом с Эпидавром Асклепия в Сикион перенёс дракон.
  3. Что касается святилища на острове Кос в Эгейском море, принадлежащем Греции, то в легендах говорится, будто люди, жившие там, с особенным рвением служили Асклепию. Они достигли в этом огромных успехов, тем более, сам бог Эскулап когда-то гостил на острове. В награду император Клавдий предложил освободить весь остров от налогов. Он даже вынес эту идею на обсуждение в сенате.

Но святилища Асклепия были так известны в Греции и за её пределами не только из-за почитания бога и его целительских способностей. По сути храм Асклепия – это прообраз современных санаториев.

В храмах Эскулапа, называемых также асклепионами, оказывали настоящую помощь больным и раненым. И заключалась она не только в гимнах и подношениях.

Поэтому так много людей обращались с просьбами к Асклепию, шли в его храм с богатыми дарами.

Самыми известными являлись 3 асклепиона следующих мест:

  • города Эпидавра;
  • острова Коса;
  • колонии Книд.

Храм Асклеия на о. Кос.

Храм на о. Кос.

Также известен храм Пергама на запада Малой Азии.

Строение храмов

Любой храм, какой бы бог там не почитался, располагался в строго выбранном месте. Часто оно считалось священным. Храм бога Асклепия и вовсе строился только в благоприятной местности, которую можно было назвать курортной. Ведь к Асклепию обращались за выздоровлением и укреплением тела.

Рядом практически всегда располагались живописные природные объекты, где было удобно гулять и дышать свежим воздухом для выздоровления. Ещё одна обязательная вещь – минеральные источники. Асклепиады уже тогда активно использовали их целебную воду в своих практиках.

 

Различные описания в древних источниках и руины святилища в Эпидавре помогли археологам восстановить структуру, наиболее типичную для асклепионов. Это был целый комплекс, в котором каждое здание было направлено на исцеление и восстановление.

Постройки, из которых состоял храм бога Асклепия, можно было разделить на четыре группы:

  • само святилище и другие сооружения, которые выполняли культовые функции;
  • стадион для атлетических состязаний во время празднований в честь бога, а рядом – гимнасий, где люди просто тренировались, занимались физическими упражнениями;
  • комнаты для гостей, паломников, туда была подведена вода, имелись уборные, бани; в результате разных перестроек в римское время жилые помещения находились уже прямо на территории храма;
  • театр.

Были и другие объекты, предназначенные для выступления рапсодов, исполнявших эпические произведения, музыкантов. Они назывались одеонами. Перед входом в сам храм каждый страждущий обязан был совершить омовение в специальном источнике.

Развалины храма Асклепия толоса в Эпидавре.

Развалины толоса в Эпидавре.

Центром храма была статуя божества. Рядом с главным святилищем также располагалась Фимела или Толос (Фолос). В отличие от основного храма у этой части были глухие стены. Исследовали выдвигают разные теории насчёт его назначения – например, что там исполняли музыку или содержали священных змей Асклепия.

Реконструкция сооружения под названием Фимела на территории храма.

Реконструкция сооружения под названием Фимела на территории храма.

В основном священные змеи бога относились к виду, который назывался «эскулаповы полозы» (по имени самого бога). Семейство – ужеобразные.

Как и многие другие древнегреческие храмы, асклепионы не всегда посвящались только самому Эскулапу. Тем более, что он был тесно связан с другими богами медицины. Поэтому в асклепионах также чествовали:

  • Аполлона как целителя и отца Асклепия;
  • Гигиею, дочь бога;
  • Артемиду, сестру Аполлона и тётю Асклепия;
  • и пр.

Священное место Абатон

Абатон – это самое важное, священное место в любом храме Асклепия. Именно там человек переживал сон, в котором ему являлась правда об исцелении, и там могло произойти само выздоровление.

Он представлял собой крытую галерею или портик, куда допускались только жрецы и паломники под их строгим наблюдением. Часть Абатона скрывалась под землёй, туда не доходили звуки или свет, а температура держалась на уровне человеческого тела.

В таком спокойном месте пациент засыпал или лежал с закрытыми глазами, пока во сне не получал от бога нужные ответы, помогающие исцелиться. Иногда жрецы использовали для достижения такого состояния специальные вещества. Во время сна они же могли и прооперировать человека, но чаще всего все шрамы списывались на вмешательство божественных сил.

Значение храма и исследования жрецов

Жрецы Асклепия, которые также назывались асклепиадами – это не просто священнослужители.

Практически каждый жрец в храме божества выступал также в роли врача, исследователя. Его изыскания и опыт оказывали влияние на медицину того времени и даже оставляли след в истории.

Жрецы-асклепиады считались самими потомками Асклепия, а значит, от природы обладали даром исцеления и внушали большое доверие. Некоторые из самых известных могли вести свою родословную не только от одного Эскулапа. Например, подобное писали о Гиппократе, известнейшем древнегреческом целителе и философе. По отцу он принадлежал к роду Асклепия, а по матери приходился потомком героя Геракла.

Жрецы асклепиона выполняли следующие обязанности:

  • сначала это были только религиозные обряды, направленные на помощь больным, использование снов для определения болезни и лечения;
  • со временем стали появляться и другие способы, достаточно прогрессивные – например, диеты, гимнастика, даже хирургическое вмешательство;
  • при удачном течении лечения жрецы составляли таблички, в которых описывали методы и течение болезни, в противном случае никаких записей не оставалось.

Медицинские инструменты в музее Эпидавра.

Медицинские инструменты в музее Эпидавра.

Таким образом, служители каждого асклепиона оставляли после себя драгоценный материал, содержащий важные для медицины сведения. Например, известны каменные таблички, которые долгие века хранил храм бога Асклепия в Эпидавре. Там записи содержат информацию о 70 вылечившихся.

Плиты с историями болезней. Музей Эпидавра.

Плиты с историями болезней. Музей Эпидавра.

Подробная информация позволяла определить, какие способы самые действенные. Асклепиады из различных храмов путешествовали в поисках этих знаний, изучали сведения, оставшиеся от предшественников. Так делал, например, Гиппократ.

Храм в Эпидавре

Среди всех храм, воздвигнутых в честь Асклепия, наиболее известным было святилище в Эпидавре. Именно туда за исцелением стекались паломники из разных мест.

Остатки храма Асклепия в Эпидавре.

Остатки храма в Эпидавре.

Местом расположения святилища была небольшая область Эпидаврия на полуострове Пелопоннес. Именно её центром и был город Эпидавр. Фактически, он не был бы известен, если бы не святилище Эскулапа. Именно храм бога Асклепия позволил ему оставаться заметным даже после многочисленных набегов, разорений и упадка.

В конце концов стал всего лишь портом возле святилища, но последнее продолжало процветать. Культ бога тоже не угасал и не терял своей популярности. Кроме самого храма, в Эпидавре находились и другие важные объекты, которые помогали больным поправиться и духовно, и физически.

 

Статуя Асклепия в храме Эпидавра была исполнена, судя по описаниям Павсания, из золота и слоновой кости. Но она не сохранилась.

Значения театра у храма Асклепия в Эпидавре

Хотя в исцелении, которое проводилось жрецами Асклепия, важную роль играли различные лекарства и другие вполне близкие к современным методы, врачи того времени не забывали и о духовном исцелении.

Театр в Эпидавре.

Театр в Эпидавре.

По мнению греков, положительные эмоции, восторг – всё это тоже могло положительно влиять на здоровье людей. Поэтому возле храмов Асклепия часто строился театр.

Очень знаковый в этом плане театр именно в Эпидавре. Он был построен в IV веке до н. э. и являл собой величественное и огромное здание, вмещавшее до 14-15 тысяч людей. Причём ряды были разделены на две группы – для обычных людей (21 ряд) и жрецов, а также правителей (34 ряд внизу, что давало им возможность ближе смотреть на представление).

В своих текстах древнегреческий писатель Павсаний писал, что построил театр архитектор, который звался Поликлетом Младшим. Поликлет смог добиться удивительного акустического эффекта, благодаря которому даже те, кто сидит на задних рядах, могли слышать все звуки со сцены – от шёпота до криков.

Сам театр должен был способствовать переживанию катарсиса – состояния, когда высвобождаются сдерживаемые эмоции, переживания, человек очищается и возвышается внутреннее. Катарсис помогает разрешению внутренних конфликтов, он чувствует облегчение. По сути, древнегреческие врачи такими способами старались помочь своим пациентам также и психологически.

Катарсис действительно мог быть достигнут за счёт переживания при соприкосновении с предметами искусства. А древнегреческие представления как раз вызывали у зрителей целую бурю эмоций – восторг, благоговение, страх. К тому же, сами по себе положительные эмоции всегда хорошо влияют на состояние человека, его здоровье, поддерживают в выздоровлении.

Современное состояние храма в Эпидавре

Сейчас в Эпидавре можно увидеть руины храма и других сооружений, бассейны с целебной водой, комнаты, где проводились важные ритуалы и лечение. Самые важные предметы, найденные при раскопках, были помещены в местный музей.

По сути, в музее можно увидеть историю медицины того времени:

  • хирургические инструменты, которые асклепиады использовали при лечении;
  • дарственные надписи, оставленные исцелёнными в качестве благодарности за помощь;
  • в качестве даров пациенты также подносили храму вотивные предметы (специальные вещи, предназначенные для принесения в жертву ради исцеления или исполнения желаний); в случае с асклепионами такие дары выглядели как изображение излеченного органа из камня или даже драгоценных камней и металлов.

Но даже больше храма известно здание театра. Оно не только хорошо сохранилось и было восстановлено после раскопок, но и используется в качестве настоящего театра. Реставрация позволила всем желающим снова наслаждаться произведениями Древней Греции. Каждый год проводится Летний Эллинский фестиваль.

Другие храмы Асклепия

Сохранилось много руин от храмов Эскулапа. Наибольший интерес представляют следующие:

  • храм Асклепия в Пергаме, древнем городе на территории современной Турции; его колонны украшены змеями и выступают важным символом для медицины;
  • святилище в городе Пафос на острове Кипр, в котором нашли остатки богато расписанных фресок;
  • руины на острове Кос – сохранились террасы с мраморными лестницами, священный источник в храме Аполлона рядом и колонны;
  • асклепион в Афинском Акрополе в Афинах.

Храм Асклепия в Пергаме, Турция.

Храм в Пергаме, Турция.

Театр у храма в Пергаме (Бергама), Турция.

Театр у храма в Пергаме (Бергама), Турция.

Пафос, Кипр.

Пафос, Кипр.

Г. Пафос на Кипре.

Г. Пафос на Кипре.

Храм на о. Кос.

Храм на о. Кос.

Асклепион в Акрополе, Афины, Греция.

Асклепион в Акрополе, Афины, Греция.

Реконструкция храма на о. Кос.

Реконструкция храма на о. Кос.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

8 + 5 =