Хаос

Chaos, τὸ Χάος (от χάω, χάινω, χάσ­κω), по Геси­о­ду (theog. 116), зия­ю­щее, неиз­ме­ри­мое миро­вое про­стран­ство, суще­ст­во­вав­шее преж­де всех вещей, мрач­ный, пер­во­на­чаль­ный источ­ник вся­кой жиз­ни в мире. Из него про­изо­шли Γαῖα, Τάρ­τα­ρος и Ἔρως. Хаос про­из­вел Ере­ба (источ­ник мра­ка) и Ночь. Ночь и Ереб про­из­ве­ли Эфир и Геме­ру (день). Гайя роди­ла Ура­на, горы и Понт; от Гайи и Ура­на роди­лись Тита­ны, Кик­ло­пы и Сто­ру­кие (Ἑκα­τόγ­χει­ρες). Позд­ней­шие, а имен­но фило­со­фы под Хао­сом разу­ме­ли (непра­виль­но про­из­во­дя его имя от χεῖσ­θαι) бес­по­рядоч­ную мас­су, из кото­рой обра­зо­вал­ся мир. Ov. met. 1, 1 слл. По уче­нию орфи­ков, Хаос есть сын веч­но­го Вре­ме­ни (Χρό­νος). По мне­нию дру­гих фило­со­фов, Хаос про­изо­шел из Ca­li­go, пер­во­на­чаль­но­го мра­ка, и вме­сте с ним про­из­вел Ночь и День, Ере­ба и Эфир.

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гесиод. Теогония. 116. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

Преж­де все­го во все­лен­ной Хаос заро­дил­ся, а сле­дом
Широ­ко­грудая Гея, все­об­щий при­ют без­опас­ный

 

Орфей (Орфика). Фр. 66. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

66 (ПРОКЛ)

Сей нестареющий Хронос, нетленно мудрый, родил

Эфир и бездну великую, чудовищную, семо и овамо.

И не было снизу ни границы, ни дна, ни основания.

67 (ПРОКЛ)

[Все было] в темной мгле. . .

70 (ДАМАСКИЙ)

Затем сотворил великий Хронос в божественном Эфире Серебряное яйцо.. .

49

71 (ПРОКЛ)

. . .По безграничному кругу

Оно носилось, не зная покоя. . .

Двинулось по неизреченно-огромному кругу. , .

72 (ПРОКЛ)

Бездна туманная и безветренный раскололся Эфир,

Когда начал возникать Фанес.

73 (ЛАКТАНЦИИ)

Перворожденный Фаэтон, сын пространного Эфира.

75 (БОЛЬШОЙ ЭТИМОЛОГИИ)

Его зовут Фанесом, ибо он первый стал видим (fanto>v) в эфире.

 

 

Орфей (Орфика). Фр. 54. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

 

54. ДАМАСКИЙ. О началах, 123 bis: [Орфическая теогония] по Иерониму и Гел-ланику — если только это не одно и то же лицо — такова: «Сначала были вода и ил, который затвердел в землю», — говорит он, полагая первыми эти два начала — воду и землю; землю — как рассеивающуюся по своей природе, воду — как склеивающую и связующую ее, а предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное, ибо уже само умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т. е. из воды и земли, и являет собой «Дракона [Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] — лик бога. На пле­чах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. С ним соединена Ананкэ [Необходимость] — то же самое существо, что и Адрастея — бесте­лесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Под этим, я думаю, подразумевается третье субстанциальное начало, только он признал его мужеженским, чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю также, что теология, изложенная в «Рапсодиях», опустив два первых начала (вместе с одним, предшествующим двум и переданным посредством молчания), начала с этого третьего, следующего за двумя, как с первого, которое хоть в какой-то мере выразимо в слове и доступно человеческому слуху. Действительно, высокочтимый в той [«Рапсодической теогонии»] Нестареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой тео­гонии] тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир»»

 

Вергилий. Георгики. Книга вторая. 4. 345. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 88) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

Ним­фам Кли­ме­на вела рас­сказ о том, как напрас­но
Меры Вул­кан при­ни­мал, как Марс исхищ­рял­ся влюб­лен­ный;
С Хао­са повесть начав, исчис­ля­ла богов похож­де­нья.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

16 + 13 =