Боги удовольствий
Боги в Древней Греции отвечали за самые разные сферы жизни. Фактически, не было ни одной, у которой бы не имелось бы покровителя. Иногда появлялись целые группы богов со схожими функциями. Сфера удовольствий, наслаждений, в т.ч. чувственных и интимных, тоже не осталась обделена. Боги удовольствий – это Афродита и другие божества любви, а также покровители иных видов наслаждений, просто от жизни или, например, от сна. Легенды о них рассказывают о человеческих страстях и желаниях, а также попытках их удовлетворить.
Богиня Хедон
Непосредственно за удовольствие отвечала богиня по имени Хедон. Она была воплощением и олицетворением наслаждения, веселья, а также сладострастия (последнее особенно актуальным было в Риме). Хедон считали дочерью Эрота (бога любви) и Психею (персонификации души). Это малоизвестная богиня, которая редко встречается в легендах.
Пир Психеи и Амура. Также там изображена Волупия. Джулио Романо. Палацо Дель Те. Мантуя, Италия.
В Древнем Риме Хедон была известна под именем Волупия или Волуптас. Это имя также использовалось и в Греции.
Имя Волупии происходило от слова voluptas, которое переводилось как сладострастие. Имя же Хедон происходило от греческого слова, означающего «удовольствие» и «наслаждение». На его основе возник и термин гедонизм, учение, которое представляло удовольствие высшим благом. Наслаждение – единственная ценность, вся жизнь должна быть посвящена его достижению. Волупия богиня наслаждения же может быть названа богиней и гедонизма самого по себе.
В Риме на центральном холме под названием Палатин находилось небольшое святилище Волупии – фактически, единственное известное. И именно римский писатель и поэт Апулей в своих текстах и назвал её дочерью Эрота и Психеи. Эрот был близок по функциям к Хедон, что, по-видимому, как раз и передалось ей как дочери. Он – бог удовольствия и наслаждения, любитель развлечений, а в какой-то мере и бог гедонизма.
В мифологии существовал бог, чьи функции были прямо противоположны функциям Хедон. Это Алгос – воплощение боли разного рода (физической, душевной). У Гесиода это имя используется во множественном числе и обозначает целую группу богов, приносящих горе, слёзы, страдания. Это боги боли, печали, сожаления. Алгос обитает (или обитают) в царстве Аида. Это дети Эриды, богини раздора, известной своими кознями.
Волупия богиня наслаждения упоминается в «Фиваида», произведении Стация. Там описываются произведения бога кузнецов Гефеста, который в своих покоях изваял различные образы из царства Гипноса (сна). По-видимому, Хедон была связана и с ним, тем более, что боги страсти нередко являют себя по ночам. Богиня увита венками и ищет удовольствия, любви.
Волупия. Даниэль Хопфер. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Боги наслаждений вызывали разные эмоции у древних людей. Некоторые порицали их и считали порывы к удовольствию чем-то порочным, позорным. Другие же воспринимали подобное стремление и богов наслаждения как нечто необходимое. Во втором случае даже можно увидеть уважение к подобным божествам. Это прослеживается в труде Платона «Филеб». Там Хедон используется скорее не для называния отдельной богини, но как эпитет Афродиты. Автор пишет, что Венере приятно, когда её именуют подобным образом.
У Цицерона же в «Природе богов» практически каждый бог наслаждения в мифологии считается чем-то противоестественным. В этот список автор заносит и Хедон, и Афродиту. Он считает, что от их силы нет никакой пользы, и это отражается в самих именах богов, которые показывают не любовь или нечто подобное, созидательное, а чистое удовольствие.
Афродита
Самая, пожалуй, известная богиня удовольствия – это Афродита, прекраснейшая из богинь. Афродита считалась покровительницей любви, красоты, вечной молодости и весны. Она была одной из 12 олимпийских богов, верховных божеств, которые особенно почитались греками. Именно эти боги воплощали самые главные вещи в жизни людей. Они покровительствовали жизненно важным сферам.
Афродита считалась не только богиней любви, но также плодородия и деторождения. Ведь именно любовь давала начало жизни.
Рождена богиня была из морской пены после того, как Кронос оскопил Урана. Отрезанная часть тела упала в море, породив пену. Афродита вышла из моря на острове Кипр.
Афродита в садах. Римская копия статуи Каллимаха. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Функции Афродиты
Афродита известна в первую очередь как богиня любви, но на самом деле её культ охватывает гораздо больше сфер человеческой жизни. В первую очередь это была и правда любовь, но любовь в разных её вариациях. Это и страсть, сладострастие, удовольствие, поэтому она становится богиней чувственных наслаждений. Но это любовь и ради продолжения рода, ради жизни, появления детей. Афродита покровительствовала браку, деторождению, её даже называли «детопитательница».
Двойственность богини проявлялось не только в этом. Это было связано с противоречивостью любви как таковой, как явления, которое могло приносить боль и наслаждение. Поэтому красавица Афродита отвечала за следующие вещи:
- любовь между супругами, верность возлюбленному, благоразумие, тщательный выбор и контроль над чувствами, нравственная чистота;
- распущенность, более «низкая» любовь, когда она превращается скорее просто в сексуальное влечение и погоню за наслаждением;
- также Афродита была связана и с обольщением, обманчивыми чувствами, её даже называли «губительница людей».
Было два эпитета Афродиты, которые тоже воплощали её необычную натуру. Это были культовые прозвища, которые затем в своих текстах отмечал Платон. Они обозначали следующее:
- Урания – «небесная», «царица неба». Она – воплощение высшей любви, платонической, духовная. Именно Афродита Урания отвечала за супружескую любовь и верность, любовь, во время которой разум не затмевается, но человек поступает обдуманно и благоразумно.
- Пандемос – покровительница уже физической любви, даже более пошлой. К Афродите в такой роли обращались, когда хотели кого-либо обольстить, соблазнить. Этот эпитет также ассоциировался с плотскими желаниями, распущенностью.
Но всё же Афродита оставалась важной силой, которая даровала жизнь. Поэтому плодородие и весна были также подвластны ей. Богиня могла даровать вечную молодость и красоту. Её даже называли «спасающая людей» (Сосандра). Другим эпитетом был Анфея, «цветущая».
Также в разных местах Греции и в разное время Афродиту почитали как богиню следующих сфер:
- смерти – об этом говорят некоторые из её эпитетов, например, Эпитимбия (погребальная) и Меланида, т.е. тёмная, мрачная; возможно, как богиня жизни она была связана и с её неотделимой частью, т.е. смертью;
- богиня тайн, тайных мест,
- покровительница гетер, незамужних женщин, придерживающихся свободного и независимого образа жизни, хорошо образованных, умных; в этом качестве Афродиту называли Гетерия;
- у неё также был эпитет Дарцетос, т.е. богиня праздной лени, безделья;
- нередко богиню называли воительницей, Ареей, так её почитали в Спарте, известной военным образованием; была также Афродита Оружная;
- известны также обращение к ней как к милосердной богине, хозяйке, матери, что, возможно, тоже связано с ролью Афродиты как покровительницы рода, дома, брака, детей.
В Риме аналогом Афродиты была Венера. Она тоже почиталась как бог удовольствия и наслаждения, богиня любви, страсти. Венера, вероятно, ещё больше была связана именно с физическим аспектом любви, чем сама Афродита. Под её покровительством находилось плотские желания и влечения, красота, сладострастие. Венера покровительствовала и плодородию, которое неизменно происходило из физической любви как акта сотворения жизни.
Атрибуты Афродиты
У Афродиты было немало атрибутов и символов, которые сопровождали её на разных изображениях. Практически все они так или иначе оказывались связаны с любовью или страстью:
- В первую очередь символом богини были различные цветы, ведь именно они воплощали женскую красоту, нежность, чувственность. Атрибутами Венеры были роза, мирт, мак, анемон, фиалка, лилия, нарцисс.
- Из фруктов символом Афродиты было яблоко. Другой вариант – гранат, т.к. его алые зёрна воплощали сексуальность и сексуальное желание. Также существует версия, что символ возник из-за применения греческими женщинами граната для контроля рождаемости.
- Из птиц Афродите посвящали голубей и воробьёв. Все они были так или иначе связаны с плодородием. Голубь издревле считался птицей любви, они сопровождали Афродиту как свита. Храм Афродиты у Афинского Акрополя был украшен рельефами, на которых изображались голуби. В качестве подношения богине использовались также маленькие фигурки голубей из мрамора. Воробьи же везли колесницу богини.
- Так как Афродита была связана с морем, её символами выступали и водоплавающие птицы – лебедь, гусь, утка.
- Из животных богиню часто сопровождали дельфины. Они тоже являлись отсылкой к её морскому происхождению и связи с морем.
- Пояс Афродиты – один из главных атрибутов богини. Это был могущественный артефакт, по некоторым легендам, созданный Гефестом, богом-кузнецом. Пояс делал своего носителя невероятно привлекательным, в т.ч. в сексуальном плане. Чарам такой девушки никто не мог отказать. Под влияние пояса попадали даже боги. Это видно в легенде о Гере, которая при помощи атрибута Афродиты отвлекала своего мужа Зевса, усыпляя его бдительность во время Троянской войны.
- Золотая чаша с вином – ещё один чудесный предмет, принадлежащий богине любви. Тот, кто испивал из сосуда вино, оставался навсегда молодым.
- У римской Венеры символом был заяц, который тоже воплощал плодовитость, плодородие.
Венера. Ламберт Сустрис. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Дионис
Дионис или же Вакх – это младший из олимпийских богов. Дионис известен как покровитель веселья, праздников, причём очень буйных, а также как бог виноделия. Во время вакханалий, торжеств в его честь, рекой лилось вино, а люди погружались в экстатическое состояние. Этот бог удовольствия в Греции даровал вдохновение, которое приходило к человеку в изменённом состоянии сознания.
Рождение Диониса
Этот бог удовольствия и наслаждения в Греции пережил, пожалуй, одно из самых необычных рождений. Матерью Диониса была Семела, дочь основателя Фив Кадма, а отцом – сам громовержец Зевс. О беременности Семелы узнала супруга Зевса Гера. Знала она также и об обещании громовержца исполнить любое желание девушки. Она пришла к царевне в образе кормилицы или же странницы и подсказала Семеле попросить Зевса явиться в истинном облике. Тогда, по словам Геры, Семела сможет узнать, каково же на самом деле делить ложе с божеством.
Зевс, поклявшийся водами реки Стикс, не мог отказать возлюбленной. Однако от его истинного облика Семела сгорела, ведь смертным не дозволено было его видеть. По одной из версий её пронзила молния. Однако ребёнок в её чреве остался жив, и Зевс вшил его в своё бедро, родив в итоге из него. Затем он передал младенца на воспитание нимфам.
Функции Диониса
Бог гедонизма Дионис известен как покровитель виноделия, выращивания винограда. Именно он изобрёл вино, а также пиво. Культ этого божества сильно отличался от почитания других богов. Он был разгульным, с обильными возлияниями, экстатическими танцами. Поэтому иногда считается, что он пришёл в Элладу извне, возможно, из варварских племён. Но всё же у греков этот культ известен очень давно.
Дионис – этот тот бог удовольствия и наслаждения в мифологии Греции, который позволяет освободиться от всех ограничений и полностью погрузиться в наслаждение. Не зря его называли Лисий или Лисей, т.е. «освободитель». Был ещё один похожий эпитет, Eleutherios, Элеутериос, с тем же значением. Ритуалы в честь Диониса с танцами, музыкой, вином сопровождались состоянием, когда участник сбрасывает все оковы, страхи, стеснения. Над ним уже не властны суровые законы морали или даже сильные мира сего. Это было удовольствие в первозданном виде.
Дионис – это также бог дикой природы, в частности, её производительных сил, плодородия, жизни.
Дионис. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Именно поэтому он был так тесно связан с виноградом, а также с иными растениями. Диониса называли Древесным, Дионисом-из-Дерева. Со вторым эпитетом была связана традиция ставить столбы в плащах, на которые надевались маски. Бороду у них изображали листья. Садоводы очень чтили этого бога и тоже делали необычные статуи из пней. В качестве священных животных этот бог наслаждения у греков имел быка и козла, которые тоже были связаны с плодородием. Дионис даже изображался в виде первого.
Поэтому Дионис также мог вскрывать дикую природную сторону человека. Его культ показывал нечто противоположное царящим в обществе Греции правилам, которые призывали знать меру и укрощать буйный дух. С одной стороны, подобные ритуалы позволяли достичь настоящего единения с Мирозданием, когда человек забывал обо всём остальном. С другой, порой танцы вакханок, спутниц и прислужниц Диониса, становились настоящим безумством.
Эрот (Эрос, Амур)
Бог наслаждения в мифологии, которого также нельзя не упомянуть – это также Эрос или Амур. Он традиционно считается спутником Афродиты, её сыном. Главная роль Эроса (или Эрота) – вызывать у людей любовное влечение и наслаждение от него, которые приводят к продолжению рода. И изначально он играл очень важную роль в мифологии, что видно по текстам разных авторов. Эрос – не просто бог любви. Своими силами он обеспечивает существование Вселенной, которая держится на единении мужского и женского начал.
Происхождение Эроса и его функции
Наиболее известной является версия, в которой Эрос – сын Афродиты и бога войны Ареса, один из нескольких эросов, богов любви. Но такая легенда возникла не сразу.
В ранних текстах встречаются упоминания, что Эрос – это гораздо более древний бог, возникший до других. Либо он – один из первых божеств. Но в любом случае это божество, которое потом активно участвовало в сотворении Вселенной.
У различных авторов встречаются следующие варианты легенды о нём:
- У Гесиода Эрос возникает наравне с Геей, Тартаром и Хаосом. Он – потенция, сила, которая создаёт Вселенную. Эрос считается самым прекрасным из четвёрки, он вызывает любовь, лишая при этом возможности здраво мыслить.
- У древнегреческого мифографа Акусилая, а также в трудах орфиков Эрос – сын Ночи, Нюкты. У Акусилая его сын – Эреб, вечный мрак. У орфиков также отцом Эроса называют Хроноса (время).
- Ферекид Сиросский соединяет образы Зевса и Эроса. У него Эрос, а также Гея (земля) и Хаос считаются тройкой богов, ответственных за творение мира. Собираясь сочетаться браком с Геей, Зевс принимает имя Эроса. Эрос в данном случае – мужское начало, в роли которого Зевс создаёт Вселенную, приводит её к гармонии.
- У Парменида этот бог тоже становится сыном Афродиты. Но сама Афродита тоже возникает в начале всего, а затем рождает Эроса – первого из остальных богов.
- Древнегреческий философ Платон называет версию, которая больше других отличается от классической. У него Эрос – сын бога Пороса (богатства) и богини Пении (воплощение нужды и бедности). В итоге Амур становится посредником между людьми и богами за счёт своей противоречивой природы. Людей он приводит к благам и удовольствию.
Изображения Эроса
Облик Эроса претерпевал изменения на протяжении истории Греции. Были некоторые отличия и в Риме. Они заключались в следующем:
- Раннее греческое искусство представляло этого персонажа в виде зрелого мужчины. Он – воплощение сексуальной творящей силы, а также творец сам по себе.
- Позже появились изображения в виде мальчика или юноши. Образ Эрота приобрёл игривые черты. Бог вмешивался ради озорства в дела богов и людей или даже мстил им, вызывая любовное влечение.
- У римлян Амур тоже часто представал в виде юноши. Там он приобрёл значение перехода от детства и юного возраста к зрелости, взрослой жизни.
Эрот, натягивающий лук. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Но в любом случае большинство изображений этого божества – это красивый молодой человек или юноша с крыльями. Его неизменные атрибуты – лук со стрелами, несущими любовные терзания. Также в руке Эрос часто держал факел. В более раннее время это были цветок и лира.
Психея
Ещё одна богиня удовольствия в Древней Греции – это Психея, девушка с крыльями бабочки. Психея считалась воплощение души и, возможно, её порывов, удовольствия души, а также дыхания. Изначально она была смертной царевной. Историю Психеи описывает древнеримский писатель Апулей в «Метаморфозах».
Психея наиболее известна по мифу о другом боге наслаждения, Эроте. Психея была невероятной красавицей, которую сочли даже более прелестной, чем Афродита. Богиня гневалась за то, что её позабыли, и строила козни против Психеи. Так, она приказал Эросу внушить Психее любовь к недостойному человеку – самому жалкому и некрасивому. Также оракул сказал её отцу, что девушка должна быть принесена в жертву чудовищу.
Однако девушку унёс в свой дом Эрос, где сочетался с ней браком. Каждый день он приходил к девушке под покровом тьмы, но Психея не должна была видеть юношу. Её сёстры, завидуя счастью, подговорили девушку всё же взглянуть на Эроса, которого называли чудовищем. Психея нарушила запрет, поэтому богу пришлось покинуть его. Лишь позже, после скитаний, они воссоединились. Психею приняли на Олимп, она получила бессмертие.
Амур и Психея. Антонио Канова. Лувр. Париж, Франция.
Образ любви Амура и Психеи очень распространён в искусстве. Они воплощают светлую и нежную любовь, удовольствие от взаимных чувств и ласк. Но иногда в мифах встречается интерпретация, согласно которой девушка мстит божеству за преследования.
Гипнос
Боги удовольствия – это не только божества любви и сексуального влечения. Наслаждение может быть разным, в том числе от простых действий. И среди них – сон. Воплощением же сна был бог Гипнос (Сомнус в Древнем Риме), отец других богов сновидений вроде Морфея. Он дремлет в пещере, куда не проникает ни один луч солнца, на красивом ложе (по некоторым версиям – из чёрного дерева). Его главный символ – мак, а также другие растения со снотворным действием.
Гипнос – сын Нюкты (ночи) и Эреба (вечного мрака). Он – один из самых могущественных богов. Против его сонных чар не может устоять даже громовержец Зевс. Гипносу принадлежит большая часть жизни всех людей, та часть, которую они проводят во снах.
Бог сна Гипнос. Музей Гетти. Лос-Анджелес, США.
Но вместе с тем этот бог вовсе не был грозным или пугающим. Наоборот, Гипнос отличается тихим и спокойным нравом. Его называют одним из самых нежных божеств. Гипнос с благосклонностью относится к людям. Именно поэтому его сон становится настоящим удовольствием для спящего. Это отдых для души и тела, возможность отвлечься от дневных забот. Гипнос называют «лучшей частью жизни», «бальзамом для души». К нему обращаются за целительным сном, например, в легенде о впавшем в безумство Геракле.
Хариты (Грации)
Хариты или Грации (в римской мифологии) – это боги гедонизма, веселья, удовольствия от жизни. Они покровительствовали радости, а также вдохновению, изяществу, красоте. Хариты были близки по функциям с Музами, рядом с которыми жили. Эти прелестные богини тоже могли откликаться на зов художников и дарить им творческие порывы, а также покровительствовали различным видам искусства.
Чаще всего называют трёх граций – Аглая («красота», «блеск»), Евфросина (даровала радость и благомыслие), Талия (отвечала за изобилие). Но иногда этот список меняется. Так, харитой была супруга Гипноса Пасифея.
Также часто используются нарицательные имена харит:
- Гелазия – нежно улыбающаяся;
- Комазия – умеющая вести приятную беседу;
- Лекори – сияющая красота.
На изображениях хариты практически всегда показаны вместе, даже их руки соединены. Это подчёркивает единство образа, посыла, который несут персонажи. У философа Сенеки хариты обозначают щедрость, а также оказание благодеяния, его получение и награду за подобное действие.
Три грации. Жак Жан Паскье. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Грации считались прислужницами и спутницами Афродиты. К ним, как к богиням удовольствия, призывали во время пиров и возлияний на них. Считалось, что хариты способны сделать праздник гармоничным и весёлым. Но это веселье было не шумным и не буйным, как, например, у Диониса, но тихим и приятным. Также к ним обращались во время философских уроков.