Греческие Боги Здоровья
Эллинская мифология отличается сложностью, проработкой и глубиной. Здесь имеются боги практически для всех сфер человеческой жизнедеятельности. Конечно, не является исключением и здоровье. Однако не все греческие боги здоровья широко известны людям, интересующимся мифологией. Поэтому будет полезно рассказать о них.
Аполлон
По некоторым данным он был не только богом-покровителем искусства, но и целителем. На это указывают не только мифы, в которых он исцелял героев, но и ряд его прозвищ:
- Алексий — целитель,
- Иатромант — врачегадатель,
- Алексикакос — отвратитель зла.
Более того, на острове Делос Аполлона почитали именно как бога-целителя — о том, что он покровительствовал искусству здесь даже не слышали.
Асклепий
Безусловно, в Древней Греции именно этот бог медицины считался самым уважаемым и известным. Он является сыном бога Аполлона и смертной Кородины (по другим сведениям — Арсионы). Чаще всего этот греческий бог здоровья изображался как не молодой, но зрелый мужчина с бородой.
Как и большинство детей, рожденных в союзе бога и смертной, Асклепий изначально не был бессмертным. Но он достиг невероятных высот в мастерстве излечения раненных и больных. Среди его пациентов был и сам Геракл, тяжело раненный в бою с Гипокоонтом.
Факт! Асклепий является богом медицины не только в Древней Греции, но и в Древнем Риме — в отличие от большинства богов он перешел в новую мифологию без смены имени. Лишь иногда упоминается его второе имя — Эскулап.
От имени бога медицины появились асклепионы — храмы, в которых почитался бог исцеления. Культ его был очень распространен по вполне понятным причинам. Асклепионы находились в городах Афины, Эпидавр, Книд, Косе — всего известно свыше трех сотен святилищ. Так что, можно заявить, что именно культ Асклепия среди греков был одним из самых популярных.
Со временем его мастерство исцеления людей дошло до такого уровня, что он научился не только лечить живых, но и воскрешать мертвых! Конечно, это возмутило Аида — бога подземного царства мертвых. Тому вовсе не нравилось, что талантливый смертный не только лишал его притока подчиненных, но и нарушает естественный ход вещей. Аид рассказал о происходящем своему брат Зевсу, который поразил несчастного Асклепия молнией, убив на месте.
Аполлон был очень опечален гибелью сына и упросил Зевса сделать его бессмертным богом.
Эпиона
Эпионой звали супругу Асклепия — эта богиня была вполне под стать своему мужу. Поклонялись ей преимущественно женщины, и в целом она была не так известна, как Асклепий. Но все-таки храмы возводили и в её честь.
Само имя богини переводится как «Облегчающая боль». Чаще всего обращения (гимны) ей возносили роженицы и беременные женщины.
К самой медицине она отношения не имела, но была весьма популярна. Но вообще о ней известно сравнительно мало.
Их дети
Брак Асклепия и Эпионы подарил Древней Греции целую вереницу величайших врачей и целителей. Богами они не были, так как на момент гибели Асклепий был простым смертным. Но это не помешало им вписать свои имена в эллинский эпос. Хотя некоторые исследователи считают, что все они — греческие боги здоровья.
Их имена:
- Махаон,
- Подалирий,
- Телесфор,
- Иасо,
- Гигиея,
- Эгла,
- Акесо,
- Панакея.
Каждый из них имел интересную биографию, прожил непростую, но очень насыщенную жизнь. И все сыновья и дочери стали целителями.
Махаон
Сын Асклепия Махаон был женихом Елены Прекрасной. Правда, жениться на ней так и не удалось, зато он участвовал в битве при Трое как простые солдаты. К сожалению, Махаон был убит в одном из сражений.
Подалирий
А вот Подалирий, как и Махаон, был женихом Елены и участвовал в походе на Трою. Однако он выжил и впоследствии лечил многих героев, получивших раны во время этого ожесточенного сражения. К тому же его особенно славили в Южной Италии, а также Карии и Фессалии — здесь он считался героем-целителем.
Телесфор
Он также известен под именами Акесий и Эвамерион по некоторым данным все-таки стал богом и получил собственный культ. Был не совсем богом медицины — ему приписывалась более узкая обязанность, а именно — даровать выздоровление людям.
Иасо
Иасо (имя переводится как «лечение») — дочь Асклепия. Храмов в её честь не возводили, но жертвенник был установлен в Оропе.
Гигиея
Безусловно, Гигиея — самая известная из потомков Асклепия (из-за путаницы переводов иногда её называют его женой). Именно от её имени появился современный термин «гигиена». Культ Гигиеи был довольно распространенным.
Изображали её молодой женщиной, кормящей из чаши змею — от него произошел известный современный символ «сосуд Гигеи», являющийся атрибутом фармации. Храм существовал в Оропе, а статуи можно было увидеть в Мегаре. В честь Гигиеи был составлен орфический гимн, чем обычно удостаивались лишь самые влиятельные и могущественные богини.
Однако тут иногда возникают споры. Некоторые специалисты считают, что Гигиея была не самостоятельным божеством, а лишь одной из ипостасей Афины. Дело в том, что на Акрополе археологи обнаружили надпись, датированную примерно 475 годом до нашей эры. Надпись посвящена Афине-Гигиее. Но все-таки большинство экспертов полагают, что речь идет об отдельных богинях, у каждой из которых была своя специализация.
Эгла
В некоторых источниках её имя пишется как Огла. Сведений о ней до нашего времени практически не дошло. Но то, что её имя переводится как «здоровье», позволяет вписать Эглу в число богов здоровья.
Панакея
Панакея (также известна как Панацея или «всеисцеляющая») — богиня, лишь немного уступающая по популярности Гигиее. В её честь в Оропе был построен жертвенник, к которому стекались люди, желающие избавиться от телесных недугов. По легенде потратила всю жизнь, чтобы создать универсальное лекарство, которое исцеляло бы от любых болезней и залечивало раны. Увы, так и не добилась желаемого результата. Однако её имя «Панацея» стало нарицательным.
Акесо
Акесо — ещё один персонаж мифологии, о котором почти ничего неизвестно. До наших дней дошло только мнение о том, что она отвечала не за сам факт выздоровления, а непосредственно за процесс.
Конечно, часть фактов о персонажах мифологии обрывочна и неполна. Но все-таки они позволяют составить хоть какое-то впечатление о том, какими были греческие боги здоровья — их имена, где и кому из них поклонялись, о чем просили. А это уже немало.