Дочери Асклепия

71ff4c3fc19a6b7133947e8496bbdf9c

Асклепий – бог медицины, главный в группе божеств-врачевателей из греческой мифологии. Его как сына Аполлона почитали по всей Элладе и даже за её пределами. Но важную роль играли и другие покровители целительства, тем более, многие из них были детьми Асклепия. Очень известной была каждая богиня дочь Асклепия Гигиея. Она наравне с отцом имела собственные храмы и целый культ. Известны и другие имена дочерей Асклепия. Все они играли определённую роль в медицине Древней Греции.

Значение дочерей Асклепия в мифологии

У греков было множество богов здоровья. Хотя по сути в основном эту функцию выполнял бог Асклепий, его божественное семейство служило для усиления способностей верховного целителя. К тому же, в Элладе весь процесс лечения и выздоровления имел чётко определённые этапы и их определения, и каждым заведовал свой собственный бог.

Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Национальный археологический музей, Афины.

Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Национальный археологический музей, Афины.

Часто бог Асклепий изображался в окружении своих детей, в первую очередь дочерей. Они могли просто стоять рядом или помогать отцу.

Эти божества часто служили персонификацией отдельного элемента в целительстве. В частности, для этого в культе Асклепия были описаны различные богини-дочери. Была дочь Асклепия богиня здоровья, которая олицетворяла именно самое лечение. К другой же обращались, когда врач достигал своей цели, и больной уже был здоров. Т.е. она представляла собой выздоровление как итог стараний врачевателя.

Но не каждая богиня дочь Асклепия имела собственный отдельный культ, храмы и алтари. О некоторых и вовсе известно только то, какую функцию они выполняли.

Были у Асклепия и знаменитые сыновья, также выполнявшие врачебные функции. Это в первую очередь два сына, братья-боги Махаон и Подалирий, которые, по легендам, изобрели хирургию (Махаон) и терапию (Подалирий). В «Илиаде» упоминается их участие в Троянской войне, причём и как врачей, и как воинов.

Также из сыновей Асклепия очень известен Телесфор, олицетворяющий исцеляющий сон. Первоначально это было отдельное божество, позже его культ соединился с культом Эскулапа. Т.к. лечение в святилищах-асклепионах не всегда могло проходить удачно, требовался бог, которые поможет Асклепию, увеличит его силы. Именно такую роль и выполнял Телесфор.

Телесфор часто изображался между Асклепием и Гигиеей в образе юноши, на котором надето покрывало, скрывающее всё тело, и фригийская шапочка.

Асклепий, Гигиея и Эрот-Гипнос (либо Телесфор). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Асклепий, Гигиея и Эрот-Гипнос (либо Телесфор). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Богиня Гигиея

Самая известная богиня дочь Асклепия – Гигиея (другие написания имени – Гигея или Гигия). Имена дочерей Асклепия всегда начинаются именно с неё. Эта богиня не забыта и по сей день, её образ по-прежнему играет важную роль в медицине, в том числе благодаря главному атрибуту Гигиеи – чаше, над которой склоняется змея.

Гигиея была богиней здоровья, покровительствовала превентивной медицине, профилактике, ценность которой греки понимали уже в то время. От её имени и произошло название дисциплины «гигиена».

В древнегреческой мифологии Гигиея обычно считалась дочерью бога Асклепия и Эпионы, супруги бога. Сама Эпиона была не очень известным божеством, её имя переводилось как «облегчающая боли». Она была воплощением милосердия и сострадания, которое помогает при восстановлении. Но греки не приветствовали подобную помощь, они готовы были терпеть любую боль и считали постыдным давать слабину.

Как и многие греческие боги, бог Асклепий в разных текстах женат и на других богинях, либо же упоминается его любовная связь. В частности, матерью Гигиеи называют саму Афину Палладу. Иногда Гигее приписывают роль не дочери, а самой жены бога Асклепия.

У Гигиеи было немало храмов по всей Греции. Среди самых известных источники упоминают святилища в Эпидавре, Коринфе, Пергаме и на острове Кос в Эгейском море. В Эпидавре же был и главный храм Асклепия, представляющий собой целый комплекс из различных сооружений. Часть из них имело культовое назначение, часть использовалась для приёма и лечения паломников.

Гигею иногда называли «безупречная». Она действительно была самим воплощением чистоты, свежести, хорошего самочувствия. В культе богини основополагающими принципами было предотвращение болезней. Его можно было достигнуть только благодаря тщательному ходу за телом и жизни в ладу с Природой.

Чаша Гигиеи

Богиня Гигиея до сих пор хорошо известна в медицине как одна из её покровительниц. Но ещё большей популярностью пользуется так называемая чаша Гигиеи или сосуд Гигиеи.

Сосуд Гигиеи или сосуд Гигеи представляет собой сочетание двух символов – чаши и змеи. В Греции Гигиея изображалась с этой чашей в руке, по которой ползла змея, наклоняясь к содержимому сосуда. Т.е. богиня кормила пресмыкающееся из ёмкости.

Такой вид роднил чашу с посохом Асклепия, которая выглядела как палка, обвитая змеей. Это пресмыкающееся не зря стало символом медицины и прочно вошло её историю. Оно имеет сразу несколько значений, которые и делают змею столь популярным животным на медицинских эмблемах:

  1. В первую очередь змея – символ вечной жизни и перерождения. Люди в древности, заметив, как она сбрасывает кожу, посчитали, что животное не только линяет, но и избавляется от всего старого и отжившего, молодеет. Наблюдая за тем, как одна змея оживляет другую при помощи целебной травы, Асклепий открыл секрет воскрешения мёртвых.
  2. Также змея представляет собой яд, который в определённых пропорциях оказывает чудодейственный эффект. В храмах Асклепия при помощи змеиного яда, вызревшего до нужного состояния, даже лечили опухоли.
  3. Змея олицетворяла мудрость, проницательность, даже хитрость. Всё эти качества были достаточно важными для лекаря.

Чаша в свою очередь представляла напиток здоровья, саму целительную силу природы, которая оказалась в сосуде. Именно её змея и пьёт из ёмкости.

Чаша Гигиеи со змеёй.

Чаша Гигиеи со змеёй.

С 1976 году чаша Гигеи – основной символ фармации (аптечного дела). Именно тогда она впервые появилась на монете Парижского Общества Фармации. Теперь эмблема располагается на вывесках аптек. Также в Америке и Канаде существует Награда Кубка Гигиеи. Её вручают выдающимся фармацевтам, которые активно проявляют себя в обществе и вдохновляют на новые свершению своих коллег.

Развитие образа Гигиеи в мифологии

Гигиея была одинаково популярна и в Греции, и в Риме. Но её культ прошёл несколько этапов, в течение которого он по-разному соотносился с культом отца богини Асклепия и Афины, которая по одной из версий была матерью Гигии.

Асклепий, Гигиея и Телесфор на диптихе из Рима. Морской музей Мерсисайд, Ливерпуль, Великобритания.

Асклепий, Гигиея и Телесфор на диптихе из Рима. Морской музей Мерсисайд, Ливерпуль, Великобритания.

Можно выделить следующие основные моменты:

  1. Самые первые упоминания о почитании богини относятся к VII в. до н.э. Но сначала она не входила в семью Асклепия и даже не считалась его дочерью.
  2. Позже оба культа стали объединяться, и в конце концов богиня приобрела статус дочери Асклепия.
  3. Долгое время она была не так известна, как Афина, и культ находился в тени. Двух богинь даже объединяли, в частности, об этом свидетельствует одно из имён Паллады – Афина Гигиея. Такой эпитет возник после легенды об исцелении раба, упавшего с крыши строящегося Парфенона. Афина явилась во сне правителю Афин Периклу и указала, какая трава поможет выздоровлению.
  4. Независимой богиней Гигиея стала после эпидемии чумы в Афинах в 430-427 гг. до н.э. Ведь она покровительствовала гигиене, чистой воде, воздуху, источникам – всему тому, что помогало людям справиться с этой болезнью. В Афинах её считали покровительницей именно этих вещей, столь важных для развития цивилизации и благополучия людей.
  5. Позже культ проник и в Рим, причём одновременно с богом Асклепием, главным образом из-за той же проблемы, как и в Греции – эпидемии чумы. Та разразилась в 293 г. до н.э.
  6. В Риме Гигиея отождествлялась с богиней Салюс, которая дарила здоровье, общественной благополучие и благосостояние. В результате функции Гигии тоже расширились и стали похожими на функции самой Салюс.

Сначала Гигиею изображали в виде взрослой, достаточно сильной на вид женщины. Только позже она приобрела облик молодой, изящной девушки.

Есть орфический гимн, посвящённый Гигиее. В нём отчётливо видно, с каким уважением греки относились к дочери Асклепия. По словам автора гимна, Гигиею любят все – кроме Аида, воплощающего саму смерть.

Несмотря на популярность культа, Гигиея практически не фигурирует в легендах, как другие боги.

Особенности почитания Гигиеи

Богиню почитали по всей Греции, а после того, как её культ проник в Рим вместе с культом отца, именно эти два бога пользовались особым уважением. На это даже не влияло недоверие римлян к врачам из-за часто встречающихся шарлатанов. Очень часто к врачевателям с Олимпа обращались легионеры.

Гигее приносили различные жертвы, в первую очередь – волосы. Они могли быть из серебра и золота, но иногда женщины отрезали и собственные пряди. Подобное практиковалось в храме-асклепионе Сикиона на Пелопоннесе. Там статую даже нельзя было разглядеть из-за принесённых в дар волос и лент одежды. Последние отрезали для исполнения желания, после в ткань закутывали богиню.

Статуи Гигиеи устанавливали не только в античную эпоху. Скульпторы обращались к её образу и гораздо позже, даже сейчас появляются новые произведения искусства. Изображения Гигиеи часто устанавливаются в курортных зонах, ведь она покровительствует целебным источникам, а также на фонтанах.

Фонтан с Гигиеей и Асклепием в Челябинске.

Фонтан с Гигиеей и Асклепием в Челябинске.

Иасо – богиня здоровья и выздоровления

Богиня дочь Асклепия Иасо или Иазо – покровительница лечения. Она также заведовала самим процессом врачевания. Её имя так и переводилось с греческого и значило «лечение». Иногда её имя писалось как Ясо. Хотя богиня находилась в тени своего отца и более известной сестры Гигиеи, Иасо всё равно пользовалась некоторым уважением и почётом у греков.

Чаще всего Иасо изображалась вместе с остальными детьми Асклепия, поэтому иногда её даже сложно идентифицировать. В древнем городе Ороп был храм с жертвенником, часть которого посвящалась этой богине. Иасо ассоциировали с римской богиней Ютурной. Та оберегала все источники воды, включая колодцы и фонтаны.

Панацея

Дочь Асклепия Панацея – ещё одна покровительница исцеления, его персонификация как итога стараний врача. Другие варианты имени – Панакея, Панакия.

Имя Панацеи переводилось как «всеисцеляющая», «исцеляющая любые недуги». Именно от него произошло название мифического лекарства, которое якобы помогает справиться с любой из болезней, а затем и слово, обозначающее вещь, которая способна решить любую проблему.

В мифологии дочь Асклепия Панацея покровительствовала лечению при помощи лекарственных трав. Именно в подобном целительстве она оказывала помощь.

Но есть мифы, в которых Панацея была обычной девушкой, дочерью смертного врача Асклепия. Она считалась кем-то вроде сестры милосердия. Панацея обладала выдающимися целительскими способностями, которые преумножал опыт и тщательное изучение врачебной науки. В результате девушка могла не только ухаживать за больными или ранеными, но и спасать тех, кто был в очень тяжёлом состоянии.

Роль Панацеи в лечении травами

В Древней Греции считали, что Панацея способна наделить целебными свойствами любое растение. Это – её главная функция как одной из богинь-дочерей Асклепия и покровительницы медицины. Напитанные божественной силой растения были способны излечить любую из болезней или ран.

Для этого Панацея совершала определённые действия. На изображениях богиня чаще всего проводит этот ритуал в окружении Асклепия и Телесфора. Телесфор был ещё одним богом из семейства Эскулапа и выглядел как невысокий юноша в покрывале, с колпаком на голове. Функция Телесфора – насылать целебный сон и усиливать способности отца Асклепия.

Легенды о Панацее и Гигиее

Есть древнегреческие легенды, которые объясняют, почему Панацея оказалась не столь почитаема, как её сестра Гигиея. Согласно им, всё дело в разных подходах к лечению болезней и ран у Гигиеи и Панацеи.

Гигия была по натуре кроткой и послушной девушкой, которая верно следовала за своим отцом Асклепием. Она считала, что невозможно одним средством вылечить все недуги. Для этого нужно изыскивать разные способы, для чего людям и дан разум, возможность творить и открывать новое.

Асклепий с дочерьми Гигиеей и Панацеей.

Асклепий с дочерьми Гигиеей и Панацеей.

Более того, весь секрет даже не в лекарствах, а в знаниях Законов Жизни. Преступая их, человек заболевает. Множество людей нарушают их и оттого жизнь на Земле ухудшается. Гигиея же пыталась научить людей снова соблюдать законы, помогала познать искусство жизни и здоровья, которые были взаимосвязаны. Ведь не зря она была богиней, которая покровительствовала не выздоровлению, а предотвращению болезней.

Панацею же описывают как гордую и упрямую девушку, даже высокомерную. Панацея стремилась найти универсальное лекарство, ради этого отошла от истинных способов лечения и углубилась в изучение всего, что только могло приносить облегчение – даже ядов. Но в поиски богини оказались тщетными.

В легендах говорится, что именно с изысканий Панацеи начались исследования алхимиков, которые по сути пытались добиться того же. Сама богиня с тех пор ассоциируется с нетрадиционными методами лечения вроде гомеопатии, иглоукалывания и пр.

Богиня Эгла

Дочь Асклепия богиня здоровья Эгла относится к тем детям бога, о которых известно совсем немного. Эгла также входила в группу божеств медицины, её имя происходит от слова «здоровье».

Но, по мнению исследователей, это не была её основная функция. Причиной этому служила связь имени богини и со словами несколько иного значения, а именно «блеск» и «свет». Из-за первого значения её считают также богиней роскоши, богатства, достатка.

Акесо

Последняя из дочерей Асклепия, которая покровительствовала врачеванию – это Акесо. Акесо примечательна тем, что из всего божественного семейства Асклепия именно она олицетворяла сам процесс лечения. В то время как её сёстры в основном олицетворяли уже итог всех процедур, когда человек здоров, эта дочь Эскулапа сопровождала врача во время его нелёгких трудов.

Также как другие из малоизвестных дочерей Асклепия, Акесо обычно изображали не отдельно, а в группе с остальными богами-целителями.

Обращение к дочерям Асклепия в клятве Гиппократа

Эту клятву Гиппократ записал в III в. до н.э., до этого она передавалась в его роду лишь в устном виде. Согласно легендам, она восходит едва ли не к самому Асклепию, потомком которого и является сам Гиппократ.

Клятва Гиппократа содержит в себе основные моральные и этические принципы, которым должен следовать врач.

Приносящий её клялся входить в дом только с пользой для больного, а также обещал достойно провести жизнь и передавать свои знания ещё молодым лекарям.

Это был самый первый вариант, написанный на древнегреческом языке. Именно в нём в первую очередь упоминаются олимпийские боги. Сначала идёт Аполлон, затем – Асклепий, и уже после них дочери Асклепия. Из всех детей клятва приносится только Гигиее и Панацее, которая в клятве называется Панакеей. С тех пор текст много раз подвергался редактуре.

Асклепий и Гигиея. Копия. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Асклепий и Гигиея. Копия. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

один + 18 =