Дети Асклепия

_oрееriginal

Асклепий – важное божество в Древней Греции, покровитель медицины, выздоровления. Его отец – сам бог Аполлон, который вынул сына из черва своей возлюбленной Корониды. Жрецы Асклепия использовали не только мистические ритуалы, но и занимались вполне реальной врачебной практикой.

Но не только сам бог удостоился почёта. Дети Асклепия и внуки Аполлона представляют собой важную группу богов древнегреческого пантеона. Это покровители разных аспектов врачевания, исцеления. Самые почитаемые дети Асклепия наравне с отцом имели храмы, в честь них устраивались праздники.

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гиппократ. Клятва Гиппократа (Источник: Гиппократ. Избранные книги / Перевод В. И. Руднева. – М., 1994) (греческий врач 5–4 вв. до н. э.):

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»

 

Гимны богам. 8. Асклепию (посвящение из Эрифры, фрагмент 934). (Источник: Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э./ Перевод В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 407) (древнегреческая лирика):

«Воспоем Асклепия,

Бога преславного, иэ, Пеан!

Ведь от него родились Подалирий,

Дочь Иасо, врачеватель Махаон, –

иэ, Пеан! –

Эгла, Панакия, ликом прекрасная, –

Всё Эпионовы чада, и с ними

Чистая, славная Гигиея».

Читать все цитаты о Аслепии >>

 

Значение детей Асклепия

Асклепий возглавлял целую группу богов-врачевателей. Сам его отец, Аполлон, тоже покровительствовал целительству. Дочери и сыновья бога Асклепия часто изображались рядом с ним на барельефах, их статуи тоже могли составляет единую композицию. Встречаются сюжеты, где старший бог-врачеватель вместе со свитой дочерей и сыновей помогают людям, пришедшим за исцелением.

Все это показывает, что хотя Асклепий и был могущественным божеством врачевания, умеющим воскрешать умерших, за что его покарал сам Зевс, ему также требовались помощники.

Некоторые символы и атрибуты, которыми владел бог Асклепий, передались и его детям, внукам Аполлона. Например, это змея, которая стала знаковым образом медицины. Роль сыграл и её яд, использующийся в лекарствах, и способность к обновлению за счёт сбрасывания кожи. Так появилась чаша Гигиеи.

Богини-жёны Асклепия

Часто в мифах у греков боги имеют несколько жён, либо разные тексты указывают на различные родственные связи. Это касается и супруги бога Асклепия. Но чаще всего называют Эпиону, её же считают и матерью детей Эскулапа. О ней мало что известно, но о функциях можно догадаться по её имени. Эпиона тоже была богиней, отвечающей за целительство и здоровье, а её имя означало «облегчающая боли».

 

Эпиона как богиня находилась всегда в тени своего мужа Асклепия и своих божественных сыновей и дочерей. Ей мало молились, хотя существуют барельефы с этим божеством и её статуи.

Это происходило из-за того, что сам Асклепий сын Аполлона и его дети исцеляли именно болезни, их проявления, и травмы. Эпиона же была богиней, которая снимала полностью или частично боли при ранах, травмах и заболеваниях. Она – проявление и олицетворение ласковой заботы, сочувствия, которые тоже важны для полноценного выздоровления и облегчения состояния, комфорта физического и психологического.

Но проблема заключалась в том, что греки римляне с презрением относились к боли и не считали необходимым облегчать её. Они готовы были терпеть даже сильные страдания и не показывать, как им на самом деле больно. Поэтому Эпионе молились редко.

Исключение составляли роженицы. Для них не было позором воззвать к богине, если при родах они испытывали невыносимые муки. Поэтому Эпиона иногда называется также богиней акушерского дела.

Чаще всего изображения Эпионы встречаются там же, где почитался её муж Асклепий. Это могли быть, к примеру, рощи бога. Подобная скульптура находилась в роще Эскулапа в Эпидавре, центре его культа. На барельефе, который принесли в качестве жертвы, она стоит рядом с отдыхающим или спящим Асклепием, очевидно, заботясь о его отдыхе.

Более всего в Греции богиня Эпиона была известная и уважаема в Эпидавре, Пергаме, Афинах, Териатиде и острове Кос в Эгейском море, где также находился один из самых известных асклепионов Асклепия. Иногда Эпиону называли дочерью Геракла.

00e4c6103240c4кууккуук37359дщгшf562d8d

Барельеф с Асклепием, Эпионой, человеком, рабом и лошадью. Национальный археологический музей г. Афины.

В других текстах Асклепий был женат на дочери бога солнца Гелиоса Лампетии, а также девушках, о которых уже ничего неизвестно, кроме имён. Это Ксанта, Аглая и Гиппонея. Либо же они были его возлюбленными. Иногда встречается упоминание, что Асклепий имел любовную связь с богиней войны Афиной. От Паллады у него была дочь Гигиея, хотя образ последний порой объединяется с самой Афиной.

Сын Асклепия Махаон

О детях Асклепия тоже ходит немало легенд, они – участники войн, походов, помощники людей. Это относится и к Махаону, сыну Эпионы (богини, снимающей боль) и Асклепия. По некоторым версиям, Махаон даже был смертным, потому что в текстах есть свидетельства о его смерти от рук разных мифологических персонажей. В «Илиаде» говорится о его участии в Троянской войне. Он как лечил воинов, так и сам сражался, привёл вместе со своим братом корабли.

Одно остаётся неизменным — сын Асклепия военный хирург Махаон был особенно сведущ именно в этой области медицины и считался даже родоначальником хирургии.

Как искусного лекаря Махаона высоко ценили и почитали, даже больше, чем как воина. По описаниям Гомера, хороший врач гораздо ценнее многих мужчин, которые обладают только воинским искусством.

Подалирий

Подалирий сын Асклепия – ещё один потомок великого бога, брат Махаона. Во многом он повторил судьбу брата, ведь они вместе воевали за Трою.

Бог Подалирий был связан с такой медицинской областью, как терапия, и именно с его именем связывалось её появление.

Благодаря такой славе Подалирий и Махаон – самые почитаемые дети Асклепия, если не считать его дочь Гигиею, богиню превентивной медицины, профилактики. К тому же, у Подалирия были собственные храмы его культа. Например, один был в Давнии, исторической области на территории Италии. Там даже показывали ложную могилу божества, расположенную рядом с местом захоронения Калханта, жреца и прорицателя из войска царя Агамемнона.

В некоторых источниках отмечается, что он тоже сын Асклепия военный хирург и проявил свои таланты под Троей вместе с братом Махаоном. Подалирий выступал на стороне греков, но не только врачом. Он также помогал брату привести отряды из Фессалии на берегу Эгейского моря. Либо это было 30 кораблей, либо 9, а остальные 20 пришли под руководством Махаона.

Подалирий сын Асклепия сыграл важную роль в Троянской войне. Он не только привёл грекам союзников, но и вылечил многих воинов и царей. Он помог определить, что великий герой Аякс Теламонид страдает от безумия. Аякс считался сильнейшим из греков, его даже сравнивали с Аресом, настолько он был могущественным воином, который восемь раз побеждал троянского царевича Гектора. Поэтому его спасение было очень важно для греков.

Ещё более значимым было и исцеление героя Филоктета. Он был метким стрелком, и без его таланта взятие Трои оказалось невозможным. Но по пути на войну героя укусила змея. В других версиях легенды его ранил стрелой герой Геракл. Рана приносила герою Филоктету ужасные страдания, и греки посчитали, что нет смысла вести его с собой. В итоге мужчина был оставлен на острове Лемнос.

Когда стало понятно, что Филоктет нужен грекам, его перевезли на берега Трои. Там бог Аполлон погрузил его в глубокий сон, а уже Махаон провёл нужную операцию и вылечил героя.

Дочь Асклепия Гигиея

Среди всех дочерей и сыновей Асклепия Гигиея или Гигея была и остаётся самой известной и почитаемой. Хотя практически нет мифов об этом божестве, образ Гигиеи часто мелькает рядом с Асклепием или же по отдельности. Это тоже обуславливается отношением греков к медицине, их знаниями. Статуи Гигиеи как одной из главных богинь медицины создавались не только в античное время, скульпторы обращаются к ней и сейчас.

big-56a8a1d3ff93672a980b7c90-575b93039d983-1bln4o3-lbcvr

Фонтан с Гигиеей и Асклепием в Челябинске

От имени Гигиеи произошло название медицинской дисциплины «гигиена».

Первоначально культ Гигиеи как богини врачевания возник отдельно от Асклепия, как было со многими божествами его семейства. Её считали дочерью Афины, но иногда образы обоих богинь сливались. Так, Афину называли Афиной Гигиеей благодаря исцелению раба, пострадавшему при строительстве Парфенона. Но когда о Гигиее узнал дельфийский оракул, она стала набирать всю большую популярность.

Этому поспособствовали также эпидемии чумы, которые в разные века охватили Рим и Афины. Гигиея почиталась как богиня чистоты, профилактики болезней при помощи гигиены, а именно это было важно для избавления от эпидемий. Греки были теми, кто осознал важность подобных процедур, и это нашло отражение в их пантеоне.

Богиня Гигиея изображалась с чашей, из которой пила змея. Это так называемая чаша Гигиеи, символ фармацевтики. Наличие змеи роднит его с посохом Асклепия. Последний иногда даже заменял собой чашу. В Греции храмы Гигиеи были распространены также широко, как и те, в которых почитался сам Асклепий.

5cad83cc86693_7

Чаша Гигиеи со змеёй.

Змея у её чаши также обозначает яд, который может убивать, а может и лечить в тщательно отмерянных количествах.

Другие дети бога

В греческой мифологии есть и другие дети Асклепия, те, о которых известно очень мало, порой это всего лишь имена или краткие упоминания в некоторых текстах. Чаще всего это именно те божества, которые являли собой воплощение некоторых из этапов лечения. Они были их персонификацией. Но и в честь них порой могли возводить святилища, поклоняться им, приносить жертвы.

_oрееriщginal

Асклепий и Телесфор. Галерея Боргезе, Рим.

Следующие боги практически не имели своего культа, но их имена всё же сохранились:

  • Яниск – упоминался лишь один раз в античной рукописи, поэтому неизвестно, чему он покровительствовал;
  • Иазо – имя переводилось как «лечение», была воплощением выздоровления после болезни или раны; у неё был собственный жертвенник или часть жертвенника в храме города Ороп (Оропос), что свидетельствует о почитании богини и принесении ей даров;
  • Эгла (Огле) – с греческого «свет», «здоровье», а также «богатство», поэтому её считали богиней и здоровья, и достатка, роскоши;
  • Панацея – «всеисцеляющая», тоже олицетворяла выздоровление и имела жертвенник в Оропе наравне с Иасо;
  • Акесо – была божеством не результата лечения, когда человек поправлялся, а его процесса.

71ff4c3fc19a6b7133947e8496bbdf9c

Асклепий с дочерьми Гигиеей и Панацеей.

Важным был культ Телесфора. Он – один из богов, который оказывал Асклепию наибольшую помощь. Телесфор изображался в виде юноши, укутанного в плащ или покрывало, на голове – фригийская шапочка. Божество представляло собой целебный сон, а также усиливало способности самого Асклепия.

00e4c6103240c4989маыуa2e288270вывf37359f562d8d

Асклепий, Гигиея и Эрот-Гипнос (либо Телесфор). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

14 − 1 =