Цитаты классической древнегреческой литературы о Асклепии

АСКЛЕПИЙ, гре­че­ский бог вра­че­ва­ния, сын Апол­ло­на и Коро­ниды, обу­чав­ший­ся искус­ству исце­ле­ния у кен­тав­ра Хиро­на. Его сыно­вья­ми были Маха­он и Пода­ли­рий. Узнав, что Аскле­пий попы­тал­ся ожив­лять умер­ших, Зевс умерт­вил Аскле­пия мол­нией. В Эпидав­ре нахо­дил­ся зна­ме­ни­тый храм Аскле­пия. Начи­ная с 5 в. до н. э. воз­ник­ли дру­гие свя­ти­ли­ща Аскле­пия, как, напри­мер, в Косе, Пер­га­ме и дру­гих местах. Вплоть до кон­ца антич­ных вре­мен культ Аскле­пия осо­бен­но почи­тал­ся. Аскле­пия изо­бра­жа­ли в обли­ке боро­да­то­го, оде­то­го в длин­ный плащ муж­чи­ны, опи­раю­ще­го­ся на посох, вокруг кото­ро­го обви­ва­ет­ся змея (отсюда изо­бра­же­ние змеи в совре­мен­ной меди­цин­ской сим­во­ли­ке). Аскле­пию посвя­ща­лись мно­го­чис­лен­ные релье­фы на свя­ти­ли­щах (напри­мер, в Афи­нах). Выра­зи­тель­ная голо­ва Аскле­пия с о. Мелос нахо­дит­ся в Бри­тан­ском музее. С Аскле­пи­ем отож­дествлял­ся рим­ский бог вра­че­ва­ния Эску­лап.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

ИСТОРИЯ АСКЛЕПИЯ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ АПОЛЛОДОРА

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга III. X (3, 4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63-64) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«У Левкиппа родились дочери Гилаира и Феба. Их похитили и сделали своими женами Диоскуры. Но, кроме этих дочерей, родилась еще и Арсиноя, с которой сошелся Аполлон, и она родила от него Асклепия. Некоторые же говорят, что Асклепий родился не от Арсинои, дочери Левкиппа, а от Корониды, дочери Флегия, в Фессалии. Они рассказывают, что Аполлон влюбился в нее и с ней сошелся. Но Коронида предпочла Исхия, брата Кенея, с которым она и сошлась против воли отца.

Аполлон проклял ворона, сообщившего ему об измене Корониды, и окрасил его бывшие до этого белыми перья в черный цвет. Саму же Корониду он убил. Когда ее тело сжигали на костре, Аполлон выхватил свое дитя из огня и принес его к кентавру Хирону, который воспитал его и научил искусству врачевания и охоты.

Став искусным врачевателем и накопив в этом занятии большой опыт, Асклепий не только спасал от смерти, но и воскрешал уже умерших. Он получил от богини Афины кровь, вытекшую из жил Горгоны, и использовал ту кровь, которая вытекла из левой части тела, людям на погибель, ту же кровь, которая вытекла из правой части, для спасения людей: этой же кровью он воскрешал мертвых. [Из числа тех, кого он воскресил, я нашел следующих: Капанея и Ликурга, как сообщает Стесихор в «Эрифиле»; Ипполита, о котором упоминает автор «Навпактики»; Тиндарея, как говорит Паниасид; Гименея, о котором сообщают орфики; Главка, сына Миноса, как утверждает Мелесагор.

Зевс испугался, как бы люди не стали спасать друг друга, позаимствовав у этого врачевателя его искусство, и поразил его своим перуном».

 

РОЖДЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ АСКЛЕПИЯ

Гомер. Илиада. Песнь четвертая. Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном. 217-219. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 78) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Язвину врач [Махаон] смотрел, нанесенную горькой стрелою;

Выжал кровь и, искусный, ее врачевствами осыпал,

Силу которых отцу его [Асклепию] Хирон открыл дружелюбный».

 

Пиндар. Пифийские песни. 3. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?) (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 69-72) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Таков он [Хирон] некогда вскормил Асклепия,

Утолителя тел, пугателя недугов,

Доброго плотника безболья, –

Которого еще и не родила

Вспомогаемая Илифией

Дочь ко неборного Флегия,

Как под золотыми стрелами Артемиды

Сошла она, правимая Фебом,

Из опочивальни – в незрячий дом:

Не бессилен гнев Зевсова племени!

Пренебрегши богом, скривясь умом, но

сказавшись отцу,

Иной она выбрала брак, –

А была уже смешана с неостриженным

Аполлоном,

А несла уже в лоне чистый его посев.

Но уже положили родичи девушку на сруб,

И уже обегал ее тело буйный Гефестов язык,

Как молвил Аполлон:

«Не потерпит сердце мое

В материнской тяжкой страде

Жалкой погибели моей породе».

Он сказал,

Он шагнул,

Он выхватил сына из трупа,

И пылавший пожар расступился перед ним

А унес его бог к магнесийскому кентавру

Для науки

Исцелять живущих от страдальных недугов.

Шли к нему, кто сжился с язвами, евшими себя,

Кто ранен блеклой медью или дальним камнем,

Кого гложет стужа и летний зной, –

Он разрешал их страсти, изымал из мучений,

Одних обхаживал мягкими запевами,

Других миротворным питьем

Или снадобьем, обхватывающим рану,

А иных, спасал ножевой разрез.

Но корысть – обуза и умению.

Золото, сверкнув из рук несметной мздой,

Совратило его

Вырвать из смерти схваченного смертью;

И палящая молния от Кронидовых мышц,

Пав меж этим и тем,

Затворила вздох в его груди,

Обоих обомкнула их участью,

Ищи себе смертный у богов

Уменья по уму, ступени по стопе,

Помни, в какой мы доле.

Если бы в Хироновой пещере

Жив был здравый его дух,

Если бы медвяная моя хвала

Чарою запала в его сердце,

То явил бы он знатным людям по мольбам моим

Лекаря жгучих болей,

Зовущегося по Фебу [Аполлону] или по Фебову отцу».

 

Пиндар. Немейские песни. 3. <«Ахилл»> Аристоклиду Эгинскому, сыну Аристофана, на победу в разноборье, чтобы петь на Феарийском празднике в Эгине. Год – около 475. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 124) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Глубокий думами Хирон

Под каменным своим кровом

Взрастил Ясона,

Взрастил Асклепия,

Научив его кротким законам зелий…»

 

Исилл. Пеан Аполлону и Асклепию. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод Ю. Голубца. – М.: Ладомир, 1999. – С. 394):

«Промыслом Зевса-родителя Эрато

Сочеталась священными брачными узами с Малом.

Флегий, что жил в Эпидавре родимом,

Дочерь Мала взял в жены – была Эрато

Матерью Клеофемы, – так ее звали.

Имя дали дочери Флегия [уроженца Эпидавра] – Эгла,

За красоту прозвали ее Коронидой!

Феб [Аполлон] златострелый, узрев ее в домах

Мала, девичество Эглы похитил,

Возлегши на сладостном ложе, –

О Лето златокудрый отпрыск!

Чту тебя: родила в благовонном наделе Эгла,

Роды ей облегчили Дия дитя и с Мойрами

Лахесис, именитая повивальная бабка!

Прозванье ему от матери Эглы – Асклепий –

Дал Аполлон…»

[Этот пеан был выгравирован на известняковой плите, которая была обнаружена в святилище Асклепия в Эпидавре. Согласно надписи, прежде, чем рассказать о родословной бога Асклепия, поэт проконсультировался с дельфийским оракулом].

 

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга III. X (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«У Левкиппа родились дочери Гилаира и Феба. Их похитили и сделали своими женами Диоскуры. Но, кроме этих дочерей, родилась еще и Арсиноя, с которой сошелся Аполлон, и она родила от него Асклепия. Некоторые же говорят, что Асклепий родился не от Арсинои, дочери Левкиппа, а от Корониды, дочери Флегия, в Фессалии. Они рассказывают, что Аполлон влюбился в нее и с ней сошелся. Но Коронида предпочла Исхия, брата Кенея, с которым она и сошлась против воли отца.

Аполлон проклял ворона, сообщившего ему об измене Корониды, и окрасил его бывшие до этого белыми перья в черный цвет. Саму же Корониду он убил. Когда ее тело сжигали на костре, Аполлон выхватил свое дитя из огня и принес его к кентавру Хирону, который воспитал его и научил искусству врачевания и охоты».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXVI. 3-6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Сами эпидаврийцы приписывают Аполлону рождение Эпидавра. Относительно того, что эта страна считается специально посвященной Асклепию, существует следующий рассказ. Эпидаврийцы рассказывают, что в Пелопоннес прибыл Флегий под предлогом осмотра страны, на самом же деле в качестве лазутчика, чтобы узнать количество населения и определить, способно ли большинство жителей к военной службе. Флегий был самым воинственным человеком в те времена, и всякий раз, когда он выступал против тех, с кем ему приходилось сталкиваться, он забирал их урожай и угонял добычу. Когда он отправился в Пелопоннес, то его сопровождала его дочь, скрывшая еще тогда от отца, что она беременна от Аполлона. Когда же она родила в области Эпидавра, она покинула мальчика на этой горе, которая и до нашего времени называется Титтион (Сосок), а раньше она называлась Миртионом. Когда мальчик лежал там, брошенный матерью, то одна из коз, которые паслись на горе, стала давать ему молоко, а сторожевая собака стада охраняла его. Когда Аресфан – таково было имя пастуха – увидал, что не хватает одной из коз и что одновременно отсутствует собака, бывшая при стаде, он отправился искать по всем направлениям, а, найдя, хотел взять мальчика на руки, но когда он подошел к нему, он увидал, как молния блеснула от мальчика; тут он решил, что ребенок – божественного происхождения, как это и было на самом деле, и ушел прочь. И вот тотчас о нем пошла молва повсюду – и по земле и по морю, что в его власти найти для болящих любое исцеление и что он воскрешает умерших. О нем есть еще и другой рассказ. Когда Коронида была уже беременной Асклепием, она сочеталась браком с Исхием, сыном Элата; и вот Артемида умертвила ее, мстя за оскорбление, нанесенное ею Аполлону, и когда она уже лежала на костре, то Гермес, говорят, похитил ребенка из пламени. Третий же из рассказов о нем, тот, по которому Асклепий является сыном Арсинои, дочери Левкиппа, мне кажется наименее верным. Когда аркадянин Аполлофан пришел в Дельфы и вопросил бога, родился ли Асклепий от Арсинои и не является ли он гражданином Мессении, то Пифия прорекла:

Радость великую всем приносишь ты смертным,

Асклепий,

Ты, что мне Флегия дочь родила, сочетавшись

любовью,

Вечно желанная мне Коронис, в Эпидавре

гористом.

Это прорицание совершенно ясно показывает, что Асклепий не был сыном Арсинои, но что Гесиод или кто либо из поэтов, вставлявших свои стихи в поэмы Гесиода, составил их для удовольствия мессенцев».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. III. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Местные жители говорят, что дети Асклепия ходили под Трою, считаясь мессенцами; по их словам Асклепий был сыном Арсинои, дочери Левкиппа, а не Корониды. В Мессении есть безлюдное местечко, которое они называют Триккой…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 202. Коронида. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

«Когда Аполлон сделал беременной Корониду, дочь Флегия, он приставил ворона сторожить ее, чтобы ее не изнасиловал кто-нибудь. С ней возлег Исхий, сын Элата. За это Юпитер убил его молнией. Аполлон поразил беременную Корониду и убил. Вырезав из ее чрева Асклепия, он воспитал его, а ворона, который сторожил Корониду, превратил из белого в черного».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 161. Сыновья Аполлона. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 194):

«Асклепий от Корониды, дочери Флегия».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. КЕНТАВР. 38.1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«Говорят, что это – Хирон, сын Сатурна и Филиры, который превосходил справедливостью не только всех прочих кентавров, но даже и людей, и который воспитал, считают, Эскулапия [Асклепия] и Ахиллеса».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 597-649. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…Ворон…рассказал господину [Фебу, Аполлону],

Как он лежащей застал с гемонийцем младым [возлюбленную Аполлона] Корониду.

Душа закипела, набухшая гневом,

Тотчас хватает свое он [Аполлон] оружье и гнутой дугою

Лук напрягает и грудь, что часто сливалась, бывало,

С грудью его, он своей неизбежной пронзает стрелою.

Ранена, стон издала Коронида и, вынув железо,

Белые члены свои залила почерневшею кровью,

Молвив, – «Могла я, о Феб, от тебя испытать наказанья, –

Только сначала родить: теперь умираем мы – двое»,

Только успела сказать – и жизнь свою вылила с кровью.

Тело ее без души погрузилось в холод смертельный.

Поздно влюбленный, увы, пожалел о возмездье жестоком,

Возненавидел себя, – что послушал, что так распалился, –

Птицу – вестницу зла, – чрез которую грех и причину

Должен был горя узнать; ненавидит не меньше он лук свой,

Руку свою и оружье в руке – безрассудные стрелы.

Мертвой он ласки дарит и поздним стараньем стремится

Рок победить и вотще применяет свое врачеванье.

Но лишь попыток тщету увидал и костер возведенный,

Понял, что скоро в огне последнем сгорит ее тело…

Феб не вынес того, что семя его обратится

В пепел сейчас, из огня и утробы родительской сына [Асклепия]

Вырвал он и перенес к кентавру Хирону в пещеру…

… Полузверь [Кентавр] питомцу божественной крови

Рад был, он чести такой веселился, хоть труд был и тяжек.

Рыжая как-то пришла, с волосами, покрывшими плечи,

Дочь Кентавра; ее когда-то нимфа Харикло

Около быстрой реки родила и имя дала ей

Окиронея [Окироя, Быстроходящая]. Она постиженьем отцова искусства

Не удовольствовалась: прорицала грядущего тайны.

Так, исступленье едва пророчицы дух охватило,

Только зажглось божеством в груди у нее затаенным,

Лишь увидала дитя, – «Для мира всего благодатный,

Мальчик, расти! – говорит, – обязаны будут нередко

Смертные жизнью тебе: возвращать ты души им сможешь.

К негодованью богов, однажды, на это решишься –

Чудо тебе повторить воспрепятствует молния деда [Зевса].

Станешь ты – ранее бог – бескровным прахом, и богом

Станешь из праха опять, два раза твой рок обновится»

[То есть после своей смерти Асклепий будет обожествлен по ходатайству Аполлона].

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XXII (57). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Из Эскулапов первый – сын Аполлона. Ему поклоняются в Аркадии… Второй Эскулап Был братом Меркурия [Гермеса]. Этот, пораженный молнией, говорят, был похоронен в Киносурах. Третий – сын Арсиппа и Арсинои… В Аркадии показывают неподалеку от реки Лузия его могилу и посвященную ему рощу».

 

ДЕТИ АСКЛЕПИЯ

Гомер. Илиада. Песнь вторая. Сон. Беотия или перечень кораблей. 730-733. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 57) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Триккой владевший народ, и Ифомой высокоутесной,

И обитавший в Эхалии, граде владыки Эврита,

Два извели воеводы, Асклепия мудрые чада,

Славные оба данаев врачи, Подалир и Махаон».

 

Гомер. Илиада. Песнь четвертая. Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном. 193-194, 217-219. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 77-78) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Шествуй, Талфибий, и к нам призови ты Махаона мужа,

Славного рати врача, Асклепия мудрого сына.

Язвину врач осмотрел, нанесенную горькой стрелою;

Выжал кровь и, искусный, ее врачевствами осыпал,

Силу которых отцу его Хирон открыл дружелюбный».

 

Гомер. Илиада. Песнь одиннадцатая. Подвиги Агамемнона. 517-518. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 194) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«…В нее и Махаон

Быстро взошел, врача [Асклепия] превосходного сын знаменитый».

 

Гимны богам. 8. Асклепию (посвящение из Эрифры, фрагмент 934). (Источник: Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э./ Перевод В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 407) (древнегреческая лирика):

«Воспоем Асклепия,

Бога преславного, иэ, Пеан!

Ведь от него родились Подалирий,

Дочь Иасо, врачеватель Махаон, –

иэ, Пеан! –

Эгла, Панакия, ликом прекрасная, –

Всё Эпионовы чада, и с ними

Чистая, славная Гигиея».

 

Ликофрон. Александра. 1047-1055. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«[Сыновья Асклепия Подалирий и Махаон, которые участвовали в Троянской войне]

Другой – один из братьев двух – в Авсонии,

Где кенотаф Калханта, будет жить, и там

Чужая пыль осядет на костях его.

Он всем, кто на его могиле ляжет спать

В овечьей шкуре, даст во сне пророчество.

Целителем его прославят давнии:

В Алфена струях омываясь, будут звать

Помощником явиться сына Эпия [Асклепия],

И к людям, и к скоту чтоб благосклонен был».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава LXXI. (4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Сыновьями Асклепия были Махаон и Подалирий, которые, занимаясь искусством [врачевания], приняли участие в походе на Трою под предводительством Агамемнона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В самом городе Эпидавре [в Арголиде] имеются следующие достопримечательности. Там есть священный участок Асклепия и статуя как самого бога, так и Эпионы (Облегчающей боли); говорят, что Эпиона была женою Асклепия».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. III. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Местные жители говорят, что дети Асклепия ходили под Трою, считаясь мессенцами; по их словам Асклепий был сыном Арсинои, дочери Левкиппа, а не Корониды».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга восьмая. 461-466. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 192):

«… Здоровье и силу

равный богам Подалирий тогда возвратил Филоктету,

страшную рану его исцеляющей мазью обильно

поверху смазав и громко на помощь отца призывая.

Всех аргивян охватила в тот миг величайшая радость

и ещё долго они прославляли Асклепия сына».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 97. Кто пошел воевать под Трою и на скольких кораблях. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 119):

«Махаон, сын Асклепия и Корониды, из Трикки, на 20 кораблях».

 

ГЕРОИЧЕСКИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АСКЛЕПИЯ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 33):

«Асклепий, сын Аполлона и Корониды, из Трикки».

 

АСКЛЕПИЙ – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ МЕДИЦИНЫ

Гомер. Илиада. Песнь четвертая. Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном. 218-219. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 78) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«… [Махаон – раненого] Врачевствами осыпал,

Силу которых отцу [Асклепию] его Хирон открыл дружелюбный».

 

Пиндар. Пифийские песни. 3. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?). 5. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 69) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Хирон… некогда вскормил Асклепия,

Утолителя тел, пугателя недугов,

Доброго плотника безболья…»

 

Пиндар. Пифийские песни. 3. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?). 44-53. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 71) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Он выхватил сына из трупа,

И пылавший пожар расступился перед ним

А унес его бог к магнесийскому кентавру

Для науки

Исцелять живущих от страдальных недугов.

Шли к нему, кто сжился с язвами, евшими себя,

Кто ранен блеклой медью или дальним камнем,

Кого гложет стужа и летний зной, –

Он разрешал их страсти, изымал из мучений,

Одних обхаживал мягкими запевами,

Других миротворным питьем

Или снадобьем, обхватывающим рану,

А иных, спасал ножевой разрез».

 

Платон. Государство. Книга десятая. 599c. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 394) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«И существует ли на свете предание, чтобы хоть один из поэтов – древних или же новых – вернул кому-то здоровье, как это делал Асклепий, или чтобы поэт оставил по себе учеников по части врачевания, какими были потомки Асклепия?»

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава LXXI. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Асклепий, сын Аполлона и Корониды, отличался природными дарованиями и умом. Он

ревностно занимался наукой врачевания и совершил много открытий во благо человеческому здоровью. Слава его была необычайно велика: говорили, что он ко всеобщему удивлению исцелил многих безнадежно больных, и поэтому широко распространилось мнение, будто он даже возвращает к жизни мертвых».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава LXXIV. (6). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Сыном Аполлона и Корониды был Асклепий, который много узнал от своего отца об искусстве врачевания, а кроме того открыл хирургию, приготовление лекарств и силу кореньев и вообще преуспел в этом искусстве настолько, что стал почитаться как его зачинатель и изобретатель».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга третья. 44. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 70) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«…Иарх [индийский мудрец] воротился к разговору о волхвовании, перечислив многие блага, кои несет оно людям, и величайшим из этих даров назвал врачевание, ибо никогда-де не постигли бы мудрые Акслепиады сию науку, не будь Асклепий сыном Аполлона и не приготовляй он потребное каждому недугу зелье по слову и вещанию отца своего – и не только детям своим передал Асклепий это искусство, но и почитателей своих научил, какими травами врачевать влажные раны и какими засохшие или покрытые коростой, и какою мерою отпускать лечебное снадобье, дабы изгнать воду у водяночных или задержать кровь у кровоточивых, или остановить чахотку и проистекающее от нее истощение. «Кто будет отрицать, – продолжал Иарх, – что от волхвования идет наука и о противоядиях, и о лечении темп же самыми ядами множества недугов? Ибо, по моему разумению, без посредства пророческой мудрости никогда не отважились бы люди сочетать губительные зелья со спасительными».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 274. Кто что открыл. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 293):

«… Асклепий, открыл общее врачевание».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XXII (57). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Из Эскулапов первый – сын Аполлона. Ему поклоняются в Аркадии… Второй Эскулап Был братом Меркурия [Гермеса]. Этот, пораженный молнией, говорят, был похоронен в Киносурах. Третий – сын Арсиппа и Арсинои… В Аркадии показывают неподалеку от реки Лузия его могилу и посвященную ему рощу».

 

ВОСКРЕШЕНИЕ АСКЛЕПИЯ И МОЛНИЯ ЗЕВСА

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 51. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – 256 с. – С. 115):

«… Отца бессмертных и смертных [Зевса]

Ярость объяла, и, молнией жгучей ударив с Олимпа,

Он Летоида [Асклепия] сразил, тем Феба [Аполлона] во гнев повергая».

 

Пиндар. Пифийские песни. 3. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?). 51-58. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 71) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Он [Асклепий] разрешал их страсти, изымал из мучений…

Но корысть – обуза и умению.

Золото, сверкнув из рук несметной мздой,

Совратило его

Вырвать из смерти схваченного смертью;

И палящая молния от Кронидовых мышц [Зевса],

Пав меж этим и тем,

Затворила вздох в его груди,

Обоих обомкнула их участью…»

 

Эсхил. Орестея. Агамемнон. 1018-1025. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 103) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Ливень мил земле; кровь пролитая – скорбь.

Дождь зерном соберешь;

А истекшую кровь

Оживит ли кудесник искусный?

Зевс возбранил; и того,

Кто воскрешать мертвецов

Истинно мог, – от живых

Восхитил».

 

Платон. Государство. Книга третья. 407c. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 176) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«… С нами не согласятся ни трагики, ни Пиндар: они уверяют, что хотя Асклепий и был сыном Аполлона, однако дал себя с подкупить, чтобы исцелить одного уже умиравшего богача, за что и был испепелен молнией. Но мы, исходя из того, о чем у нас уже шла речь, не верим им ни в том ни в другом: если он был сыном бога, он, скажем мы, не должен был быть корыстолюбив, а если он корыстолюбив, он не был сыном бога».

 

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга III. X (3, 4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63-64) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Став искусным врачевателем и накопив в этом занятии большой опыт, Асклепий не только спасал от смерти, но и воскрешал уже умерших. Он получил от богини Афины кровь, вытекшую из жил Горгоны, и использовал ту кровь, которая вытекла из левой части тела, людям на погибель, ту же кровь, которая вытекла из правой части, для спасения людей: этой же кровью он воскрешал мертвых… Зевс испугался, как бы люди не стали спасать друг друга, позаимствовав у этого врачевателя его искусство, и поразил его своим перуном. Разгневанный этим Аполлон перебил киклопов, выковавших Зевсу перун».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Четвертая книга. 608-614. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 110) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«… Кельты молвят к тому же,

Якобы это [янтарь] слезы Феба, сына Латоны,

Носятся в вихрях речных волн. А пролил их много он раньше, –

В те времена, когда направлялся к Гипербореям,

Светлое небо покинув из-за отцовской угрозы.

Бог рассердился за сына того, что в Лакрее богатой

У потоков Амира ему родила Коронида».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава LXXI. (1-4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Итак, миф гласит, что Асклепий, сын Аполлона и Корониды, отличался природными дарованиями и умом. Он ревностно занимался наукой врачевания и совершил много открытий во благо человеческому здоровью. Слава его была необычайно велика: говорили, что он ко всеобщему удивлению исцелил многих безнадежно больных, и поэтому широко распространилось мнение, будто он даже возвращает к жизни мертвых. Миф гласит, что сам Аид выдвинул против Асклепия обвинение, заявив Зевсу, что власть его все уменьшается, поскольку умирающих становится все меньше, так как Асклепий исцеляет их. В гневе Зевс убил Асклепия, поразив его молнией, а возмущенный этим убийством Аполлон умертвил киклопов, которые изготовляли для Зевса молнии. Разгневанный гибелью киклопов, Зевс велел Аполлону в наказание за преступление служить смертному. Сыновьями Асклепия были Махаон и Подалирий, которые, занимаясь искусством [врачевания], приняли участие в походе на Трою под предводительством Агамемнона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXVI. 7 – XXVII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что Асклепий почитался богом с самого начала, а не получил такую славу с течением времени, я имею на это, благодаря моим исследованиям, разные доказательства, между прочим, мне служат свидетельством и слова, сказанные у Гомера Агамемноном про Махаона:

Шествуй, Талфибий, и к нам призови Махаона мужа

Смертного, рати врача; Асклепия мудрого сына…

т. е. как бы он говорил: «сына бога Асклепия».

[В святилище Асклепия] Отдельно от всех других стоит древняя стела, гласящая, что Ипполит посвятил богу 20 коней. Согласно с надписью на этой стеле говорят и жители Ариции, будто Ипполита, умершего вследствие проклятия отца его Тесея, воскресил Асклепий, однако, вернувшись опять к жизни, Ипполит не счел нужным простить отца; презрев его просьбы, он ушел в Италию к жителям Ариции…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 49. Эскулап. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 71-72):

«Эскулап, сын Аполлона, как говорят, вернул жизнь Главку, сыну Миноса, или Ипполиту. За это Юпитер поразил его молнией. Аполлон не мог причинить вреда Юпитеру и поэтому убил тех, кто делал молнии, то есть циклопов. За это Аполлон был отдан в рабство Адмету, царю Фессалии».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 224. Кто из смертного стал бессмертным. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 253):

«Асклепий, сын Аполлона и Корониды».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 251. Кто соизволением Парок вернулся из подземного царства. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 270):

«Асклепий, сын Аполлона и Корониды».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. ОФИУХ 14.5. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«По представлениям многих астрономов, это – Эскулапий [Асклепий], которого Юпитер [Зевс] поместил среди созвездий в угоду Аполлону. Когда Эскулапий еще жил среди людей, он настолько превзошел всех искусством врачевания, что ему казалось недостаточным облегчать людские страдания, и поэтому он даже воскрешал умерших. Рассказывают, что последним, по словам Эратосфена [греческий писатель 3 в. до н. э.], кого он исцелил, был Ипполит, убитый ненавистью мачехи и неведением отца. Некоторые говорят, что своим искусством он вернул к жизни Главка, сына Миноса. Юпитер, сочтя это преступным деянием, поразил молнией его дом, а его самого, за искусство врачевания и из уважения к его отцу Аполлону, он поместил среди созвездий со змеею в руках. Как утверждают некоторые, он держит змею по следующей причине [следующий миф обычно рассказывается о прорицателе Полииде, а не об Асклепии]. Когда его силой заставили лечить Главка и содержали в некоем тайном месте, он, стоя с посохом в руках, размышлял над тем, как ему быть, в это время, говорят, на его посох набросилась змея. Разгневанный Эскулапий убил ее, нанеся ей посохом, когда она уползала, множество ударов. Рассказывают, что спустя время в то место приползла вторая змея, принеся в пасти траву, и положила ее на голову убитой; после этого обе змеи уползли оттуда. Эскулапий воспользовался случаем и тою же травой оживил Главка. Говорят, что по этой причине змея находится одновременно и под покровительством Эскулапия, и среди созвездий. Следуя этому примеру, его последователи завещали другим, чтобы и впредь врачи пользовались змеями во врачебных целях».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. СТРЕЛА 15.6. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«Эратосфен [греческий писатель 3 в. до н. э.] же рассказывает о Стреле, что это – та стрела, которой Аполлон перебил Киклопов. Они выковали Юпитеру перун, которым он, как говорят многие, поразил Эскулапия [Асклепия]. Эту стрелу Аполлон зарыл на Гиперборейской горе. Когда же Юпитер [Зевс] простил сына, он дуновением ветра принес ту стрелу Аполлону вместе с плодами, созревающими в это время. Вот почему она находится среди созвездий».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 643-649. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…Для мира всего благодатный,

Мальчик [Асклепий], расти! – говорит [Харикло, дочь Кентавра], – обязаны будут нередко

«… Обязаны будут нередко

Смертные жизнью тебе: возвращать ты души им сможешь.

К негодованью богов, однажды, на это решишься –

Чудо тебе повторить воспрепятствует молния деда [Зевса].

Станешь ты – ранее бог – бескровным прахом, и богом

Станешь из праха опять, два раза твой рок обновится»

[То есть после своей смерти Асклепий будет обожествлен по ходатайству Аполлона].

 

Овидий. Фасты. Книга шестая. 735-762. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Юноша [Асклепий] из-под земли, пораженный стрелами деда [Зевса],

Выйдет, и обе руки змеи ему обовьют.

Ведома Федры любовь [к своему пасынку Ипполиту], заблужденье известно Тесея:

Он легковерно обрек сына [Ипполита] на смерть своего.

Не безнаказанно сын благочестный к Трезену помчался:

Мощный навстречу ему бык устремился из волн

[по воле Посейдона, который отозвался на молитвы Тесея].

В ужасе кони, сдержать их бега возница не в силах,

И понеслися они, мчась по скалам и камням.

Падает ниц Ипполит с колесницы, вожжами опутан,

Тело его на земле в клочья искромсано все.

Вот он и дух испустил, к великому гневу Дианы [Артемиды].

«Нечего тут горевать, – сын Корониды [Асклепий] сказал, –

Честному юноше жизнь я верну, залечив его раны,

Злую судьбу посрамит мощь моего врачевства».

Зелья он тотчас извлек из ларчика кости слоновой

(Главку усопшему он некогда ими помог

В дни, когда, авгуром быв, искал он целебные травы

И исцелила змею ими другая змея).

Трижды потер ими грудь и трижды сказал он заклятье,

И над землей Ипполит голову поднял, ожив.

В роще, Диктинною [Артемиды] скрыт, он под сенью густою деревьев

И в Арицийском потом озере Вирбием стал.

Но и Климен и Клото недовольны: она – новой пряжей,

Он – что унижена так вся его царская власть.

Этим примером смущен Юпитер [Зевс] и молнию мечет

Прямо в того, кто сверх мер высит свое врачевство.

Феб [Аполлон], не ропщи на отца! Он сраженного делает богом –

Из-за тебя он на то, что запрещает, идет

[то есть дарует Асклепию бессмертие]».

 

Цицерон. О природе богов. Книга II. XXIV. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Кроме того, общепринято у людей верить, что мужи, выдающиеся и прославленные своими благодеяниями, возносятся на небо. Так были [обожествлены] Геркулес, так – Кастор и Поллукс, так – Эскулап [Асклепий]… Так как их души продолжают жить и наслаждаются вечностью, то их справедливо считают богами, раз они и наилучшие и вечные».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XV. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«… В Греции многих людей причислили к богам: Алабанда – в городе, носящем его имя, Тенея – тенейцы, вся Греция чтит в качестве богов: Левкотею, которую прежде называли Ино, и ее сына Палемона. Наши чтут Геркулеса, Эскулапа [Асклепия], Тиндаридов…»

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVIII (45). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Может быть, ты скажешь, что Аполлон, Вулкан, Меркурий и другие – это боги, а Геркулеса [Геракла], Эскулапа [Асклепия], Либера [Диониса], Кастора, Поллукса [Диоскуров] поставишь под сомнение? Но и этих, ведь, почитают наравне с теми, а некоторых из них даже гораздо больше. Значит, и их, рожденных смертными матерями, должно считать богами?»

 

ПОСОХ АСКЛЕПИЯ, ОБВИТЫЙ ЗМЕЕЙ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. ОФИУХ 14.5. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«Как утверждают некоторые, он [Асклепий] держит змею по следующей причине. Когда его силой заставили лечить Главка и содержали в некоем тайном месте, он, стоя с посохом в руках, размышлял над тем, как ему быть, в это время, говорят, на его посох набросилась змея. Разгневанный Эскулапий убил ее, нанеся ей посохом, когда она уползала, множество ударов. Рассказывают, что спустя время в то место приползла вторая змея, принеся в пасти траву, и положила ее на голову убитой; после этого обе змеи уползли оттуда. Эскулапий воспользовался случаем и тою же травой оживил Главка. Говорят, что по этой причине змея находится одновременно и под покровительством Эскулапия, и среди созвездий. Следуя этому примеру, его последователи завещали другим, чтобы и впредь врачи пользовались змеями во врачебных целях» [обычно воскрешение Главка приписывают не Асклепию, а прорицателю Полииду].

 

Апулей. Золотой осёл. Книга первая. 4. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. — Л.: Academia, 1931. — C. 51) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

«[Древко фокусника] Можно было принять за узловатый жезл врачебного бога [Асклепия] с полуотрубленными сучками, который обвила любовными извивами змея плодородия».

 

ГИМНЫ АСКЛЕПИЮ

Гомеровские гимны. XVI. К Асклепию. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 169) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.

Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной,

Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине, –

Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.

Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней».

 

Гиппократ. Клятва Гиппократа (Источник: Гиппократ. Избранные книги / Перевод В. И. Руднева. – М., 1994) (греческий врач 5–4 вв. до н. э.):

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»

 

Орфический гимн LXVII. Асклепию (фимиам, манна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 247) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О исцелитель всеобщий Асклепий, Пэан-всевладыка!

Ты ворожишь над людскими болезнями, полными муки,

Ты, облегченье дарящий, могучий, несущий здоровье,

Ты прекращаешь болезни, и смерть ты и Кер прогоняешь,

Отрок цветущий, от зол защищаешь и счастье приносишь,

Феб-Аполлон твой отец, о мощный, блистательный славой,

Ты, ненавистник болезней, Гигии супруг беспорочный.

Добрый конец подари нашей жизни, спаситель блаженный!»

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

один × 4 =