Цитаты классической древнегреческой литературы о Аресе

АРЕС, гре­че­ский бог вой­ны, сын Зев­са и Геры. Как жесто­кий бог раз­ру­ши­тель­ных и мно­го­стра­даль­ных войн Арес был мало почи­та­ем в наро­де. Его пре­зи­ра­ли даже осталь­ные олим­пий­ские боги, поэто­му культ Аре­са не полу­чил боль­шо­го рас­про­стра­не­ния в Гре­ции (в отли­чие от рим­ско­го Мар­са, с кото­рым он впо­след­ст­вии отож­дествлял­ся). Суще­ст­ву­ет миф о люб­ви Аре­са и Афро­ди­ты, кото­рая роди­ла сына Эрота. Культ Аре­са — фра­кий­ско­го про­ис­хож­де­ния, беру­щий нача­ло от бога вой­ны эпо­хи брон­зы, кото­рый под фра­кий­ским вли­я­ни­ем был мике­ни­зи­ро­ван. Суще­ст­во­ва­ние Аре­са как боже­ства в микен­ский пери­од под­твер­жде­но. Сре­ди скульп­тур, при­знан­ных изо­бра­же­ни­я­ми Аре­са, осо­бую цен­ность пред­став­ля­ют скульп­ту­ры 4 в. до н. э. Бор­ге­зий­ский Арес, рим­ская копия с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла позд­не­го клас­си­че­ско­го пери­о­да, отне­се­на Пав­са­ни­ем к тво­ре­нию Алка­ме­на. Ста­туя изо­бра­жа­ет Аре­са в шле­ме (ранее и со щитом в руке) в исход­ной пози­ции для выпа­да. Людо­ви­зий­ский Арес в Рим­ском музее терм, рим­ская копия доэл­ли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ры 4 в., изо­бра­жа­ет бога сидя­щим с отло­жен­ным в сто­ро­ну ору­жи­ем. Обе скульп­ту­ры изо­бра­жа­ют Аре­са моло­дым силь­ным муж­чи­ной. Извест­ны так­же скульп­ту­ры Аре­са работы Торвальд­се­на, Кано­вы; полот­на Бот­ти­чел­ли, Тин­то­рет­то, Рубен­са, Рем­бранд­та, Велас­ке­са и Корин­та.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
Содержание
  1. РОЖДЕНИЕ И ВЗРОСЛЕНИЕ
  2. СЕМЬЯ
  3. ОБЩИЙ СПИСОК СЫНОВЕЙ
  4. СЕМЬЯ НА ГОРЕ ОЛИМП (В ДОМЕ БОГОВ)
  5. СЕМЬЯ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  6. СЕМЬЯ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  7. СЕМЬЯ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  8. СЕМЬЯ В АХАЙЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  9. СЕМЬЯ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  10. 1-2) ЛИКАСТ И ПАРРАЗИЙ, властители Ликаста и Парразии
  11. 3) АЭРОП, властитель Аркадии
  12. 4) ПАРТЕНОПЕЙ, властитель Аркадии
  13. СЕМЬЯ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  14. СЕМЬЯ В ОРХОМЕНЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  15. СЕМЬЯ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  16. 1-5) ПОРФАОН, ФЕСТИЙ, ЭВЕН, МОЛОСС И ПИЛАС, цари и властители Калидона и Пилоса
  17. 6) МЕЛЕАГР, царевич Этолии
  18. 7) ОКСИЛОС, властитель Калидона
  19. 8) ДРИАС, властитель Калидона
  20. СЕМЬЯ В ТРИККЕ, ФЕССАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  21. 1) ФЛЕГИЙ, царь Флегиантиды
  22. СЕМЬЯ В ФИЛАСЕ, ФЕССАЛИЯ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  23. СЕМЬЯ В ПИЕРИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  24. СЕМЬЯ ВО ФРАКИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  25. 1) ДИОМЕД, царь бистонов
  26. 2) ТЕРЕЙ, царь фракийского племени
  27. 3) ФРАССА, царица трибаллоев
  28. 4) АЛКОН, фракийский властитель
  29. СЕМЬЯ В АМАЗОНИИ (АНАТОЛИЯ)
  30. 1) АМАЗОНКИ, племя женщин
  31. 2-3) ИППОЛИТА И АНТИОПА, царицы амазонок
  32. 4) ПЕНТЕСИЛЕЯ, царица амазонок
  33. СЕМЬЯ В ЛИВИИ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)
  34. СЕМЬЯ В РИМЕ И ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  35. ГИМНЫ АРЕСУ
  36. I. ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ
  37. II. ОРФИЧЕСКИЕ ГИМНЫ
  38. БОГ ЧЕГО
  39. БОГ, ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА
  40. БОГ МУЖЕСТВА ОТВАГИ и СТРАХА
  41. I. БОГ МУЖЕСТВА, СИЛЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ
  42. II. БОГ ВОЕННОГО ДУХА И МУЖЕСТВА
  43. БОГ ВОССТАНИЙ И ГРАЖДАНСКОГО ПОРЯДКА
  44. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ АРЕСА

РОЖДЕНИЕ И ВЗРОСЛЕНИЕ

Гесиод. Теогония. 921. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

Самой послед­нею Геру он сде­лал сво­ею супру­гой.
Гебой, Аре­ем его и Или­фи­ей та пода­ри­ла,
Сово­ку­пив­шись в люб­ви с вла­ды­кой бес­смерт­ных и смерт­ных

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 13. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Зевс всту­пил в брак с Герой, и от это­го бра­ка роди­лись Геба, Эйли­тия, Арес

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 14. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

У Оле­на, в его гимне Гере, напи­са­но, что Гера была вос­пи­та­на Гора­ми (Боги­ня­ми вре­мен года) и что у нее были дети: Арес и Геба.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 19. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

Из все­го того, что соору­же­но по этой доро­ге, самым древним явля­ет­ся храм Аре­са; он нахо­дит­ся на левой сто­роне доро­ги, ста­тую же Аре­са, гово­рят, Дио­с­ку­ры при­вез­ли из Кол­хиды. [8] 8. Его назы­ва­ют Фери­том, от име­ни Феро; гово­рят, что она была кор­ми­ли­цей Аре­са. Но может быть они назы­ва­ют его Фери­том, заим­ст­во­вав это назва­ние от кол­хов, так как элли­ны не зна­ют кор­ми­ли­цы Аре­са, Феро. Мне же кажет­ся, что это наиме­но­ва­ние «Ферит»(3) дано Аре­су не от име­ни кор­ми­ли­цы, но пото­му, что чело­ве­ку воин­ст­вен­но­му свой­ст­вен­но в бит­ве не про­яв­лять ника­кой крото­сти, подоб­но тому, как Гомер напи­сал отно­си­тель­но Ахил­ла:

Вся­кую жалость отверг и, как лев, о сви­реп­ствах лишь мыс­лит

 

СЕМЬЯ

ОБЩИЙ СПИСОК СЫНОВЕЙ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 159. Сыновья Марса [Ареса]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 192-193):

«Эномай от Стеропы.

Гармония от Венеры.

…… от †Леодоки.

†Лик.

Диомед, фракиец.

Аскалаф и Иалмен.

Кикн.

Дриант».

 

СЕМЬЯ НА ГОРЕ ОЛИМП (В ДОМЕ БОГОВ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1. Афродита, богиня любви; 2. Эрида, богиня раздора.

ПОРОДИЛ: 1-2. Деймос и Фобос, боги страха и ужаса; 3. Эрос, бог любви; 4. Антерос, бог взаимной любви; 5. Гармония, богиня гармонии; 6. Эниалиус, бог войны.

Гомеровские гимны. VIII. К Аресу. 127-177 / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 167) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Apec…

защита Олимпа!

Многосчастливой Победы [Ники] родитель…»

Про МИФ о любви Ареса и Афродиты см. «Возлюбленные Ареса: Афродита»

Для получения дополнительной информации об этих богах см. ДЕЙМОС И ФОБОС, ЭРОС, АНТЕРОС, ГАРМОНИЯ, ЭНИАЛИУС

СЕМЬЯ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: 1. Агравла, афинская царевна.

ПОРОДИЛ: 1. Алкиппа, афинская владычица.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XIV. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 70) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«От Агравлы [дочери афинского царя Кекропса] и Ареса родилась Алкиппа».

Про МИФ об Аресе и его дочери Аклиппе см. «Гнев Ареса: Галиррофий»

СЕМЬЯ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

ПОРОДИЛ: 1. Нис, царь Мегары.

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 198. Нис. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 238):

«У Ниса, сына Марса [Ареса] или, как говорят другие, Деиона, царя Мегар…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 242. Кто покончил с собой. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 263):

«Нис, сын Марса [Ареса], потеряв роковой волос, убил себя».

Про МИФ об Аресе и Нисе см. «Близкие Ареса: Нис».

СЕМЬЯ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1-2. Стеропа, нимфа-плеяда; 1. Гарпина, нимфа-наяда.

ПОРОДИЛ: 1. Эномай, царь Писы; 2. Эвен, элидский властитель.

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). I. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Эномай, сын Алксиона, или сын Ареса, как прославили его поэты и как об этом гласит предание народов, был царем так называемой Писейской области».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XXII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«…Гарпина; с нею, по сказаниям элейцев и флиасийцев, сочетался Арес, и эта Гарпина была матерью Эномая, царствовавшего в Писейской области».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXXIII. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«В городе Писе на Пелопоннесе Арес вступил в связь с дочерью Асопа Гарпиной, и та родила Эномая…»

 

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 40. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«Эвен, сын Ареса и Стеропы· взяв в жены Алкиппу, дочь Эпомея [Эномая, своего брата?]… Об этом рассказывает Досифей в третьей книге «Этолийских истории».

[Обычно Эвена считали сыном Ареса и Демоники, поэтому на самом деле Эномай был только его сводным братом – см. ниже Царство Этолия.]

 

Филострат Младший. Картины. 10. Пелопс. (5). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«…Эномай… торопится принести жертву Аресу, отцу своему; вид его дик, в глазах – жажда убийства…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 84. Эномай. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 103):

«Эномай, сын Марса [Ареса] и Астеропы, дочери Атланта…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 159. Сыновья Марса [Ареса]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 192):

«Эномай от Стеропы».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 245. Кто убил тестя или зятя. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 267):

«Пелопс, сын Тантала, Эномая, сына Марса [Ареса]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 250. Чьи упряжки погубили своих возничих. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 269):

«Эномая, сына Марса [Ареса] от Астерии [Стеропы], дочери Атланта».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Телец. 21. 3. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 68):

«Рассказывают, что числом Плеяд семь, но никому не дано разглядеть больше шести. Причину этого объясняют тем, что шесть из семи сожительствовали с бессмертными богами: три с Юпитером [Зевсом], две с Нептуном [Посейдоном], одна с Меркурием… Марс [Арес] же родил Эномая от Стеропы, которую другие называют супругой Эномая».

Про МИФ об Аресе и Эномае см. «Близкие Ареса: Эномай»

 

СЕМЬЯ В АХАЙЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: 1. Тритея, морская нимфа.

ПОРОДИЛ: 1. Меланипп, властитель Тритеи.

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXII. 5-6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Арес будто бы сочетался с Тритией, дочерью [морского бога] Тритона, – эта девушка была жрицей в храме Афины, – и что сын Ареса и Тритии, Меланипп, когда он вырос, основал этот город и дал ему имя в честь матери… В Тритии… установлено приносить тут жертвы Аресу и Тритии».

СЕМЬЯ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1-2. Филонома, аркадская царевна; 3. Аэропа, аркадская царевна; 4. Аталанта, аркадская царевна.

ПОРОДИЛ: 1. Ликаст, властитель Ликаста; 2. Парразий, властитель Парразии; 3. Аэроп, властитель Аркадии; 4. Партенопей, властитель Аркадии.

1-2) ЛИКАСТ И ПАРРАЗИЙ, властители Ликаста и Парразии

Про МИФ о соблазнении их матери см. «Возлюбленные Ареса: Филонома»

3) АЭРОП, властитель Аркадии

Про МИФ о соблазнении Аресом матери Аэропа см. «Возлюбленные Ареса: Аэропа»

4) ПАРТЕНОПЕЙ, властитель Аркадии

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. IX. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 62) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Аталанта от Меланиона (или от Ареса) родила Партенопея, который участвовал в походе

[семерых] против Фив».

СЕМЬЯ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: 1. Эриния Тельфузия (возможно, Деметра).

ПОРОДИЛ: 1. Исменский дракон (змей) из Фив; 2. Ликимний, фиванский властитель.

Про МИФ о любви Ареса к Тельфузии см. «Возлюбленные Ареса: Эриния Тельфузия»

Про МИФ об Аресе и исменском змее см. «Гнев Ареса: Кадм».

Для получения дополнительной информации об этом драконе см. ИСМЕНСКИЙ ДРАКОН

Для получения дополнительной информации о спартанцах, родившихся из зубов дракона, см. СПАРТЫ

СЕМЬЯ В ОРХОМЕНЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: 1. Астиоха, орхоменская царевна.

ПОРОДИЛ: 1-2. Аскалаф и Иялмен, соправители Орхомена.

Про МИФ о соблазнении Аресом Астиохи см. «Возлюбленные Ареса: Астиоха»

Про МИФ об Аресе и этих сыновьях см. «Арес и Троянская война»

СЕМЬЯ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1-5. Демоника, царевна Плеврона; 6. Алфея [Алтея], царица Калидона; 7. Протогения, царевна Калидона.

ПОРОДИЛ: 1. Порфаон, царь Калидона; 2. Фестий, царь Плеврона; 3. Пилас, царь Пилоса; 4. Молосс, царь молоссов; 5. Эвен, властитель Этолии; 6. Мелеагр, царевич Калидона; 7. Оксилос, властитель Калидона; 8. Дриас, властитель Калидона.

1-5) ПОРФАОН, ФЕСТИЙ, ЭВЕН, МОЛОСС И ПИЛАС, цари и властители Калидона и Пилоса

Эти сыновья Ареса, рожденные в Плевроне, стали царями Плеврона, Калидона, другого Этолийского царства, Молоссии и Пилоса.

Антонин Либерал. Метаморфозы. II. Мелеагриды [Рассказывает Никандр в книге III «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Ойней, сын Порфея и внук Ареса, царствовал в Калидоне…»

 

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 40. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«Эвен, сын Ареса и Стеропы· взяв в жены Алкиппу, дочь Эпомея [Эномая, своего брата?]… Об этом рассказывает Досифей в третьей книге «Этолийских истории».

[Обычно Эвена считали сыном Ареса и Демоники, поэтому на самом деле Эномай был только его сводным братом – см. «Возлюбленные Ареса: Демоника».]

Про МИФ о соблазнении Аресом Демоники см. «Возлюбленные Ареса: Демоника»

 

6) МЕЛЕАГР, царевич Этолии

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VIII. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 13) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«От Ойнея Алтея [дочь Фестия] родила сына Мелеагра; говорят также, что истинным отцом Мелеагра был Арес».

 

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 26. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«Арес разделил ложе с Алфеей и породил Мелеагра, как рассказал Эврипид в «Мелеагре».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 30):

«Мелеагр, сын Ойнея и Алфеи, дочери Фестия, некоторые считают что Марса [Ареса], калидонец».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 171. Алфея. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 206):

«Когда с Алфеей, дочерью Фестия, в одну и ту же ночь возлегли Ойней и Марс [Арес] и у них родился Мелеагр, во дворце внезапно появились парки [мойры] Клото, Лахесис и Атропос».

 

7) ОКСИЛОС, властитель Калидона

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (7). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 12) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«…Протогения [дочь Калидона, царя Калидона в Этолии]; от последней и Ареса родился Оксил».

8) ДРИАС, властитель Калидона

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VIII. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 13) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Для охоты на вепря собрались следующие герои: Мелеагр, сын Ойнея, Дриас, сын Ареса, оба из Калидона…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 159. Сыновья Марса [Ареса]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 193):

«Дриант [Дриас]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 173. Кто пошел на Калидонского вепря. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 208):

«Дриант, сын Иапета».

[Вероятно, «Иапет» («рана, прокалывать, копье») было одним из имен Ареса.]

 

СЕМЬЯ В ТРИККЕ, ФЕССАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1. Хрис,царевна Флегиантиды; 1. Дотис, беотийская владычица.

ПОРОДИЛ: 1. Флегий, царь Флегиантиды.

1) ФЛЕГИЙ, царь Флегиантиды

Царство Флегиантида отождествлялось как с Триккой в западной Фессалии, так и с Орхоменом в северной Беотии.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V. (5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Лик же был братом Никтея [из Фив]. Оба брата были вынуждены в свое время вместе бежать из Эвбеи, так как они убили там Флегия, сына Ареса и беотиянки Дотиды».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Идет молва, что от Хрисы, дочери Альма, и Ареса родился Флегий, и после того как Этеокл [царь Орхомена] умер бездетным, то власть получил этот Флегий».

Про МИФ об Аресе и его сыне Флегии см. «Близкие Ареса: Флегий»

 

СЕМЬЯ В ФИЛАСЕ, ФЕССАЛИЯ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1. Пирена, фракийская владычица; 1. Пелопия владычица Итона в Фессалии.

ПОРОДИЛ: 1. Кикн, фракийский владыка или владыка Итонаа.

Гесиод. Щит Геракла. 57 / Перевод О. Цыбенко. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 71) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Муж сей [Геракл] Кикна сразил веледушного Аретиада [т. е. сына Ареса]…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. V. (11). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 38) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Геракл, отправившись в путь, прибыл к реке Эхедору. Там вызвал его на единоборство Кикн, сын Ареса и Пирены».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. VII. (7). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 44) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Когда Геракл проходил мимо Итона, его вызвал на поединок Кикн, сын Ареса и Пелопии».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 159. Сыновья Марса [Ареса]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 192-193):

«Кикн [Лебедь]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 269. Кто был самым огромным. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 282):

«Кикн, другой, сын Марса [Ареса], которого тоже убил Геркулес [Геракл]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 273. Кто устраивал первые игры, кончая Энеем, пятнадцатым. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 289):

«…Кикн, сын Марса [Ареса], убил в бою с оружием Пила, сына Диодота…»

Про МИФ об Аресе и его сыне Кикне см. «Близкие Ареса: Кикн»

СЕМЬЯ В ПИЕРИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

ПОРОДИЛ: 1. Эагр (Ойагр), царь Пиерии.

Согласно некоторым данным, царь Пиерии Эагр был сыном Ареса.

СЕМЬЯ ВО ФРАКИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1. Кирена, нимфа-наяда; 1. Астерия, нимфа; 3. Тейрена, нимфа-наяда.

ПОРОДИЛ: 1. Диомед, царь бистонов; 2. Терей, царь фракийского племени; 3. Фрасса, царица трибаллоев; 4. Алкон, фракийский властитель.

1) ДИОМЕД, царь бистонов

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. V. (8). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 36) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«…Фракийцу Диомеду. Это был сын Ареса и Кирены, который царствовал над бистонами, весьма воинственным фракийским племенем. Кобылицы его питались человеческим мясом».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 159. Сыновья Марса [Ареса]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 193):

«Диомед, фракиец».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 250. Чьи упряжки погубили своих возничих. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 193):

«Эномая, сына Марса [Ареса] от Астерии [Астеропы], дочери Атланта.

Диомеда, сына Марса от [той же Астерии]……»

[Матерью Эномая была нимфа-плеяда Астерия. Ее имя могло быть написано неправильно, оно могло заменить имя «Астеропа» или обозначать женщину – мать Диомеда, которую Гигин спутал с «Астеропой» [Стеропой]. Эномай и Диомед принадлежали к трем разным поколениям, так что последнее наиболее вероятно.]

Про МИФ об Аресе и его сыне Диомеде см. «Близкие Ареса: Диомед»

2) ТЕРЕЙ, царь фракийского племени

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. XIV. (8). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 72) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Пандион [царь Афин], женившись на Зевксиппе, сестре своей матери, породил дочерей Прокну и Филомелу и сыновей-близнецов Эрехтея и Бута. Когда возникла война с Лабдаком из-за пограничного спора, он позвал на помощь из Фракии Терея, сына Ареса, и, одержав с его помощью победу в войне, отдал Терею в жены свою дочь Прокну».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 45. Филомела. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 67-68):

«Терей, сын Марса… думая, что его брат Дриант замышляет смерть его сыну, убил невинного Дрианта».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 159. Сыновья Марса [Ареса]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 193):

«Диомед, фракиец».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 246. Кто съел своих сыновей. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 267):

«Терей, сын Марса [Ареса], Итиса, своего сына от Прокны».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 424-428. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Царь фракийский Терей с приведенным на помощь отрядом

Их разгромил и победой обрел себе славное имя.

С ним, изобильным землей, и богатством, и силой живою,

Происходящим к тому ж от Градива [Ареса], тогда породнился

Царь Пандион, ему Прокну отдав…»

Про МИФ об Аресе и Терее см. «Близкие Ареса: Терей»

3) ФРАССА, царица трибаллоев

Антонин Либерал. Метаморфозы. XXI. Полифонта [Рассказывает Бей в книге II «Происхождения птиц». (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«У Терины, дочери Стримона, и Ареса родилась дочь Фрасса».

Про МИФ об Аресе, его дочери Фрассе и ее потомких см. «Близкие Ареса: Полифонта, Агрий и Орей»

Для получения дополнительной информации о нимфе Фрассе см. ФРАССА

4) АЛКОН, фракийский властитель

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 173. Кто пошел на Калидонского вепря. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 207-208):

«Алкон, сын Марса [Ареса], из Фракии.

Дриант, сын Иапета».

 

СЕМЬЯ В АМАЗОНИИ (АНАТОЛИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ: 1. Гармония, нимфа; 2 — 4. Отрера, царица амазонок.

ПОРОДИЛ: 1. Амазонки, племя женщин; 2–3. Ипполита и Антиопа, царицы амазонок;

4. Пентесилея, царица амазонок.

1) АМАЗОНКИ, племя женщин

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Вторая книга. 979-985. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 58-59) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Ведь амазонки совсем не добры и не ценят законы.

Все они живут в цветущей Дойантской долине,

И занимает их дерзость лихая с делами Ареса.

Даже свой род они ведут от Ареса и нимфы,

Имя же нимфы Гармония. Дев этих войнолюбивых

Нимфа богу войны родила, сочетавшись любовью

В зарослях дальних рощи густой Акмонийской на ложе».

Про МИФЫ об Аресе и амазонках см. «Близкие Ареса: Амазонки»

 

2-3) ИППОЛИТА И АНТИОПА, царицы амазонок

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. V. (9). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 36) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Ипполита обладала поясом, принадлежавшим Аресу: этот пояс был знаком того, что она являлась главной среди всех амазонок».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 30. Двенадцать подвигов Геркулеса, те, что по приказу Эврисфея. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 55):

«[Геракл] У амазонки Ипполиты, дочери Марса [Ареса] и царицы Отреры, забрал пояс царицы амазонок. Тогда он подарил Тесею пленную Антиопу».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 241. Кто убил свою жену. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 262):

«Тесей, сын Эгея, амазонку Антиопу, дочь Марса [Ареса], согласно оракулу Аполлона».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 223. Семь чудес света. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 251):

«Храм Дианы [Артемиды] в Эфесе, который построила амазонка Отрера, супруга Марса [Ареса]».

Про МИФ об Аресе и Ипполите см. «Близкие Ареса: Иполлита»

4) ПЕНТЕСИЛЕЯ, царица амазонок

Арктин из Милета. Эфиопида. 1 (1). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод О. Цыбенко. – М.: Ладомир, 1999. – С. 113) (греческий поэт 6 в. до н. э.):

«Гектора так они погребали. Затем амазонка,

Дщерь веледушного мужеубийцы Ареса, явилась

Пенфесилея, прекрасная ликом, дочерь Отреры».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава V. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 86) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Пентесилея, дочь Отреры и Ареса, нечаянно убила Ипполиту и была очищена от скверны убийства Приамом [во время Троянской войны, куда она пришла со своими амазонками]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 112. Вызывавшие друг друга на поединок, кто с кем сражался. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 138):

«Он же [Ахиллес] с амазонкой Пентесилеей, дочерью Марса [Ареса] и Отреры. Пентесилея убита».

Про МИФЫ об Аресе и Пентесилее см. «Близкие Ареса: Пентесилея»

 

СЕМЬЯ В ЛИВИИ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)

ПОРОДИЛ: Лик, ливийский царь.

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 23. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«После того как Троя была разрушена, Диомед волнами был выброшен на берег Ливии. Царем тех мест был Лик, сын Ареса, имевший обычай приносить чужестранцев в жертву отцу… Так повествует Юба в третьей книге «Истории Африки».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 159. Сыновья Марса [Ареса]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 193):

«†Лик».

СЕМЬЯ В РИМЕ И ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

ВОЗЛЮБЛЕННАЯ: Илия (Рея Сильвия), царевна Лация.

ПОРОДИЛ: 1-2. Ромул и Рем, соправители Лация.

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 252. Кто был вскормлен звериным молоком. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 271):

«Ромул и Рем, сыновья Марса и Илии, волчицей».

ГИМНЫ АРЕСУ

I. ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ

Гомеровские гимны. VIII. К Аресу. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 167-168) (греческий эпос до н. э.):

«Apec, сверхмощный боец, колесниц тягота, златошлемный,

Смелый оплот городов, щитоносный, медянооружный,

Сильный рукой и копьем, неустанный, защита Олимпа!

Многосчастливой Победы [Ники] родитель, помощник Фемиды,

Грозный тиран для врагов, предводитель мужей справедливых,

Мужества царь скиптроносный, скользящий стезей огнезарной

Меж семипутных светил по эфиру, где вечно коней ты

Огненных гонишь своих по небесному третьему кругу!

Слух преклони, наш помощник, дарующий смелую юность,

Жизнь освещающий нам с высоты озарением кротким,

Ниспосылающий доблесть Аресову. Если бы мог я

Горькое зло от моей отогнать головы, незаметно

Разумом натиск обманный души укротить и упрочить

Сызнова острую силу в груди, чтоб меня побуждала

В бой леденящий вступить. Ниспошли же, блаженный, мне

смелость,

Сень надо мной сохрани неколеблемых мирных законов,

И да избегну насильственных Кер и схватки с врагами!»

 

II. ОРФИЧЕСКИЕ ГИМНЫ

Орфический гимн LXV. Аресу (фимиам, ладан). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 245) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О некрушимый, о духом огромный, о силой великий

Демон, оружья любитель, кого победить невозможно,

Смертных людей истребитель и стен городских сокрушитель,

В громе доспехов, владыка Арей, обагренный убийством,

В месиве боя ужасный, ликуешь от пролитой крови,

Грубый, лишь меч и копье для распрей тебе вожделенны,

Дикую злобу уйми и труд отложи душегубный!

Лучше согласно кивни на желанье Киприды [Афродиты], сменяя

Подвиг оружья на шутки Лиея [Диониса], на дело Деметры,

Мира, что счастьем дарит и пестует юность, возжаждав!»

 

БОГ ЧЕГО

БОГ, ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА

Родовыми богами государства были те, кого традиционно почитали раньше всех. В этом качестве Аресу поклонялись многие древние города-государства. Во время войны эти боги предков были призваны встать на защиту нации.

Эсхил. Семеро против Фив. 87. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 229-230) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

О боги, молю, о боги­ни, молю,
Беду про­го­ни­те!
Шумит за сте­на­ми рать.
Свер­кая щита­ми, на при­ступ идут
Гото­вые город сло­мить вра­ги.
Кто из богов, кто из богинь
На помощь при­дет, спа­сет?
При­пасть ли мне, жалу­ясь и молясь,
К куми­рам богов род­ных?
О пыш­но­столь­ные, вре­мя при­шло, пора
Вам покло­нить­ся. Что мед­лим в горе таком?
Слы­ши­те иль не слы­ши­те лязг щитов?
Коль не теперь, то когда
В пеп­ло­сах и вен­ках к богам воз­не­сти молит­ву?
Слы­шу я гро­хот, мно­же­ства копий стук.
Что ты тво­ришь, Арес?
Зем­лю свою неуже­ли пре­дашь род­ную?
Золо­то­шлем­ный, на город взгля­ни, взгля­ни,
Город, кото­рый ты сам, воз­лю­бив, избрал!

О боги-гра­до­держ­цы, погляди­те все,
Деву­шек стая
Молит: не дай­те нам доли рабынь!
Перья сул­та­нов колы­шут­ся, слов­но море,
Вих­рем дох­нув, взды­ма­ет валы Арес.
Зевс, отец все­лен­ной, от этих стен
Гибель отвра­ти, спа­си от пле­на!
Аргос­цы коль­цом сто­ли­цу Кад­ма
Сжи­ма­ют. Стра­шусь ору­жья, кро­ви боюсь.
В звоне, скре­же­те, ляз­ге кон­ских удил
Слы­шу я смерть, убий­ство слы­шу.
Семе­ро вождей, как жре­бий велел,
В блес­ке доспе­хов, копья под­няв,
Идут, под­сту­па­ют к семи воротам.

Ты, Зев­со­во дитя бра­не­лю­би­вое,
Дева Пал­ла­да,

Город спа­си! Ты, вла­ды­ка морей,
Кон­ник могу­чий, прон­заю­щий рыб ост­ро­гой,
Царь Посей­дон, от стра­ха избавь, избавь!
И тебя, Арес, я молю, молю,
Пока­жи, что любишь город Кад­ма!
И ты, Кипри­да, пра­ма­терь наша,
Пошли нам сего­дня помощь! Твоя ведь в нас
Кровь течет. К изва­я­нию тво­е­му
Мы, погляди, молясь, при­па­ли.
Ты, гро­за вол­ков, гро­зой будь вра­гам,
Ты ото­мсти им, Ликий­ский бог!
И ты, о луч­ни­ца, дочь Лето́,
Лук под­ни­ми для боя!

 

 

Эсхил. Семеро против Фив. 407. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 229-230) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

Про­тив Тидея храб­ро­го Аста­ко­ва
В воротах этих став­лю сына. Юно­ша
Он бла­го­род­ный и пре­сто­лу Скром­но­сти
Слу­га надеж­ный. Хва­стать­ся не любит он,
Често­лю­бив, но под­лых избе­га­ет дел.
Ведет он род свой от мужей посе­ян­ных,
Кото­рых поща­дил Арес. Он с Фива­ми
Кор­ня­ми свя­зан, Мела­нипп. В реши­тель­ный
Аре­сов час велит ему и кровь сама
Стать на защи­ту мате­ри, зем­ли род­ной.

 

Эсхил. Семеро против Фив. 474. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 229-230) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

С ору­жьем воин по сту­пе­ням лест­ни­цы
Взби­ра­ет­ся на баш­ню, чтоб раз­бить вра­гов,
И над­пись тоже гор­дая, крик­ли­вая:
Не сбро­сит с баш­ни вои­на, мол, сам Арес.
Ему навстре­чу тоже пона­деж­нее
Бой­ца пошли и город от ярма спа­си.

Его пошлю, пожа­луй.

Ука­зы­ва­ет на Мега­рея, кото­рый и ухо­дит с отрядом.
В доб­рый час, герой!
Он послан, гор­дый в деле, а не в помыс­лах,
Посе­ян­ных пото­мок, Мега­рей, дитя
Кре­он­та. Этот хра­па лоша­ди­но­го
Не побо­ит­ся и ворот не бро­сит, нет.
Или умрет, чтоб долг род­ной зем­ле вер­нуть,
Иль в плен вояк обо­их вме­сте с горо­дом,
Что на щите, возь­мет и в отчий дом при­дет.

Еще кто в этом пере­чне после­ду­ет?

Молюсь я, чтоб удач­лив ты был в бою,
Заступ­ник дома мое­го. Уде­лом тех
Пусть будет неуда­ча, кто нагл в речах,
Кто горо­ду, бес­ну­ясь, гро­зит. Пус­кай
Зевс Воздаю­щий воздаст им зло­бой!

 

Бой­цом чет­вер­тым у ворот сосед­них стал
Афи­ны Онки с гиком оглу­ши­тель­ным
Гип­по­медонт сажен­ный, вели­кан-боец.
Когда щитом он при­нял­ся раз­ма­хи­вать,

То я, при­знать­ся, содрог­нул­ся в ужа­се.
Недю­жин­ный худож­ник тот, по-мое­му,
Кто высечь смог такое на его щите:
Тифо­на глот­ка жар­ким пышет пла­ме­нем,
И чер­ный дым, лету­чий брат огня, валит.
Клуб­ка­ми змей вдо­ба­вок узло­ва­ты­ми
Округ­лый обод поло­го скреп­лен щита.
Гип­по­медонт, Аре­сом опья­нен, кри­чит,
Бес­ну­ясь, как вак­хан­ка. Стра­шен взгляд его.
С таки­ми нуж­но драть­ся осмот­ри­тель­но:
Само безумье око­ло ворот кипит.

 

БОГ МУЖЕСТВА ОТВАГИ и СТРАХА

Арес был богом мужества и отваги, а также противоположных качеств — страха, ужаса и трусости.

I. БОГ МУЖЕСТВА, СИЛЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ

Гомер. Илиада. Песнь 5, (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 252) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

Но сви­ре­пый Арей тро­ян воз­будить устре­мил­ся,
Вид Ака­ма­са при­няв, пред­во­ди­те­ля быст­ро­го фра­ков.
Звуч­но к сынам При­а­ма, питом­ца Зеве­са, взы­вал он:
«О сыны При­а­ма, хра­ни­мо­го Зев­сом вла­ды­ки!

Дол­го ль еще вам убий­ство тро­ян попус­кать арги­вя­нам?
Или пока не нач­нут при вра­тах Или­о­на сра­жать­ся?
Пал вое­во­да, почтен­ный для нас, как боже­ст­вен­ный Гек­тор,
Доб­ле­стью слав­ный Эней, зна­ме­ни­тая отрасль Анхи­за!
Гря­нем, из бран­ной тре­во­ги спа­сем бла­го­род­но­го дру­га!»

Так гово­ря, воз­будил он и силу и муже­ство в каж­дом.

 

Гомер. Илиада. Песнь 17. 210, (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 252) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

Гек­то­ра тело доспех оболь­нул, и всту­пил ему в серд­це
Бур­ный, воин­ст­вен­ный дух; пре­ис­пол­ни­лись все его чле­ны

 

Гомер. Одиссея. Песнь 14. 216. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

Дерз­кой отва­гой меня ода­ри­ли Арес и Афи­на.
С силой ряды про­ры­вал я. Храб­рей­ших това­ри­щей выбрав

 

II. БОГ ВОЕННОГО ДУХА И МУЖЕСТВА

Воинов называли прихвостнями или потомками Ареса, а самых выдающихся героев часто сравнивали с богом.

Гомер. Илиада. Песнь 2.110, (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 252) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

Дру­ги, герои данай­ские, храб­рые слу­ги Арея

 

Гомер. Илиада. Песнь 6.67, (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 252) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

Дру­ги, данаи герои, бес­страш­ные слу­ги Арея!

БОГ ВОССТАНИЙ И ГРАЖДАНСКОГО ПОРЯДКА

Арес был богом гражданских беспорядков, революции, восстаний. Напротив, он также считался защитником гражданского порядка. Таким образом, он был покровителем древних полицейских сил и вооруженной гвардии.

Орфический гимн LXV. Аресу (фимиам, ладан). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 245) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

Смелый оплот городов, щитоносный, медянооружный,
Сильный рукой и копьем, неустанный, защита Олимпа,
Многосчастливой Победы родитель, помощник Фемиды,

Грозный тиран для врагов, предводитель мужей справедливых,.

 

Эсхил. Просительницы. 678. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 199) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

Пусть душе­губ Арес,
Песен и пля­сок враг,

680 Горо­да не тер­за­ет
Рас­прей меж­до­усоб­ной,
Сле­зы суля­щей людям,
Разо­ре­нье домам несу­щей!
Сво­ра страш­ных болез­ней
Пусть отсту­пит от граж­дан,
Пусть защит­ни­ком будет Феб
Моло­де­жи аргос­ской!

 

Платон. Законы. Книга 670. Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 197) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

Того пусть постигнет равный или даже больший стыд, чем человека, не повинующегося военачальникам Ареса

 

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ АРЕСА

Классическая литература предлагает лишь несколько кратких описаний внешности богов.

Гомер. Илиада. Песнь пятая. Подвиги Диомеда. 600-604. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 101) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Так отступил Диомед и немедля воскликнул к народу:

«Други, почто мы дивимся, что ныне божественный Гектор

Стал копьеборец славнейший, боец дерзновеннейший в битве?,

С ним непрестанно присутствует бог, отражающий гибель!

С ним и теперь он — Арей, во образе смертного мужа!»

 

Гомер. Илиада. Песнь восемнадцатая. Изготовление оружия. 515-519. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 320) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Юных сынов и мужей, которых постигнула старость,

Сами выходят; вождями их идут Арей и Паллада,

Оба златые, одетые оба златою одеждой;

Вид их прекрасен, в доспехах величествен, сущие боги!

Всем отличны они; человеки далёко их ниже».

 

Гесиод. Щит Геракла. 59-72. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод О. П. Цыбенко. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 71-72) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Муж сей Кикна [сын Ареса] сразил веледушного Аретиада,

Встретив в пределе святом дальновержного Апполона,

Оного вместе с Аресом-отцом, ненасытным сраженьем,

Бронями свет излучающих, словно пылающий пламень,

На колесницу взошед. Копытами быстрые кони,

Прянувши в бег, били оземь…

Роща святая, алтарь Пагасейского Аполлона,

Бронями всюду сверкали и Кикна [сын Ареса] и грозного бога,

Огнь такой же в очах сверкал…»

 

Гесиод. Щит Геракла. 191-196. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод О. П. Цыбенко. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 74) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Там быстроногие кони грозного бога Ареса

Встали златые. Доспехосовлечный Арес-погубитель

В дланях имел копие и передним приказывал воям,

Сам от крови пурпурный, как будто сражал он живущих,

На колесницу взошед, а Ужас вместе со Страхом

Подле стояли, во схватку мужей углубиться желая».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга первая. 676-679. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 50) (греческий эпос 4 в. до н. э.):

«Немедля с Олимпа

бог [Арес] устремился, подобный перуну, гремящему тяжко,

что, вырываясь из Зевса не знающей устали длани,

над беспредельным проносится морем иль светлой землею…»

 

Гесиод. Теогония. 921. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 47) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
Самой последнею Геру он сделал своею супругой.
Гебой, Ареем его и Илифией та подарила,
Совокупившись в любви с владыкой бессмертных и смертных,
Сам он родил из главы синеокую Тритогенею,

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I 3, 1. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

Зевс всту­пил в брак с Герой23, и от это­го бра­ка роди­лись Геба, Эйли­тия, Арес

 

Страбон. География. Книга XV 2, 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 163) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

В Кар­ма­нии… Из-за недо­стат­ка лоша­дей бо́льшая часть жите­лей Кар­ма­нии поль­зу­ет­ся осла­ми даже на войне; осла они при­но­сят в жерт­ву Аре­су, един­ст­вен­но­му богу, кото­ро­го почи­та­ют; это — воин­ст­вен­ное пле­мя. Никто из них не женит­ся, пока не при­не­сет царю отре­зан­ной голо­вы вра­га.

 

Платон. Кратил.  / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-636) (греческий философ 4 в. до н. э.):

Сократ. А чтобы я не захотел, спроси об Аресе.

Гермоген. Спрашиваю.

Сократ. Так вот, если угодно, он называется Аресом, вероятно, от ярой мужской силы и храбрости ; а если даже он назван так из-за суровости и непоколебимости, из-за того, что ему, можно сказать, несвойственно содрогаться, то и тогда во всех отношениях подобает богу войны имя Ареса.

Гермоген. Да, это верно.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

десять + четыре =