Буфония — праздник Зевса и Афины — 14 скирофориона (24 июня 2021 года)

https://lh3.googleusercontent.com/OSoiYCVoJ0gPPPADuiJk9B846qGmdp5_8IpYXBijwgl5rpnQM4e-h-524Fma7l06MCXzwx1HlzcYH-qf7cn2QQrJoRA-8h_Jk0nRCr6HZuhGg4JJDt2YYFNYazb7XPyL80mcF4e9

Фестиваль Зевса Градохранителя и Афины Спасительницы. Проводился через день после праздника Скирофории (14 скирофориона).

В чем суть праздника

Вообще, фестиваль, посвященный Зевсу Градохранителю, назывался Диполиями. Буфония (буквально переводится как “убийство быка”) была только частью этого праздника. Все действо совершалось Кериками (один из знатнейших греческих родов).

Это был древнейший афинский праздник. Уже во времена Аристофана о нем говорили как о пережитке, который был лишен всякого смысла. Самым странным было то, как происходило типичное для древности ритуальное действие, жертвоприношение.

Вальтер Буркерт, эллинист, специалист по древним религиям, с удивлением писал, что, согласно ритуалу, животное должно было само назначить себя в жертву. 

В этом месяце как раз заканчивался обмолот, и собранный урожай доставлялся в Акрополь. Жители Афин клали на жертвенники божеств смесь ячменя и пшеницы. Волам в это время было позволено спокойно пастись вокруг священного холма. Когда один из волов подходил к клети и ел из нее, его приносили в жертву.

Происхождение

По мифологической версии, праздник стал отмечаться во времена царя Эрихтея, сына Посейдона, основателя полиса. Согласно исторической версии, мрачный ритуал проводился еще в доримскую эпоху.

Платон в “Законах” писал, что приношение на жертвенник зерна напоминало людям о тех временах, когда они не ели быков и не приносили в жертву животных. Далее Платон писал, что были времена, когда греки приносили богам “чистые жертвы”: лепешки и пропитанные медом плоды земли.

Подобное жертвоприношение могло быть тесно связано с культом Зевса на острове Кос, в Магнезии (в Малой Азии), а также (вероятно) и в некоторых других городах.

Некоторые исследователи видят в этом отчетливо выраженный земледельческий культ: по окончании цикла работ рабочему животному давали вкусить плодов его труда, а потом приносили его в жертву.

О чем говорят легенды

Древнегреческое предание гласит, что все началось с того, что некий благочестивый крестьянин увидел, как бык поедает подношение, и пришел в гнев: по его мнению, это было кощунство, это было осквернение алтаря. И он убил быка.

Дальнейшие события покрыты мраком глубокой древности. Вероятно, ничего хорошего этого моралиста-ортодокса не ждало. Но, по некоторым сведениям, этот человек бежал, и был укрыт богами где-то в туманной Киммерии.

Дань традиции

Позднее жертвоприношение было чисто номинальным, и больше напоминало театрализованное представление.

https://lh4.googleusercontent.com/Q-uU8U35C3KYyPZf_fXoQrz0-8x_Kegxt_T2JBap0Sa-PxL9o8FFxf0ySlU85BqvRjtH8q9h4G4c8dc6YMPmIVsakfw5TgvkQUzvWTZLU0CqFaZSgjJ6iNmLOTnunpdHzCA5tAZi

Удар, который нес за собой смерть быка, предполагал вину. Так, “убийца быка”, метнув топор в быка, скрывался. Остальные же разделывали тушу быка и начинали гротескное судебное разбирательство.

В ходе “процесса” пытались найти виновного в смерти животного. Никто не знал, где находился убийца, и прочие участники приняли сваливать вину на другого. Водоносцы обвиняли тех, кто занимался заточкой топора и ножа. Те кивали на человека, подавшего топор, тот винил мясника, а мясник – нож. Последний ничего не мог сказать в свое оправдание, и посему безжалостно выбрасывался в море.

После трапезы шкуру быка набивали соломой, а потом чучело впрягали в плуг. Таким образом быка словно воскрешали, что делало обрядовое “убийство” недействительным.

Понять смысл

Существует несколько трактовок и самого жертвоприношения, и более поздней буффонады.

Согласно одной из версий, таким образом афиняне с одной стороны пытались умилостивить божество, и с этой целью приносили вола ему в жертву. С другой стороны, они отстаивали священную неприкосновенность вола-пахаря – животного, которое играло главную роль в земледелии.

По другой версии, эта традиция уходит корнями в глубочайшую древность. Подобные ритуалы проводили охотники: таким образом они словно снимали с себя вину за убийство зверя (похожий ритуал примерно до середины 20 века имел место быть у эвенков).

Буркерт полагает, что умерщвление жертвы здесь обыгрывалась таким образом, что казалось, что происходит нечто совершенно ужасное. После такого действа у всех присутствующих оставалось чувство коллективной вины. Эта эмоция могла быть вполне оправданной и уместной именно под конец года.

Согласно Буркерту, этот ритуал описывал, какой ужас несет уничтожение живого. Человек может пытаться убежать, оправдаться в глазах общества (и в своих собственных глазах). Тем не менее, преодолеть это все можно только посредством повторения, причем, в действе должны участвовать абсолютно все.

Буркерт пишет, что убийство жертвы одновременно является утверждением полиса, который совершался в честь Зевса Градохранителя.

Религиоведы, культурологи и мифологи 19 столетия были сторонниками достаточно спорной гипотезы. Согласно этой гипотезе, животное (вол) в этом случае сам был божеством, или тотемом, царем или неким вегетативным духом.

Сейчас эта гипотеза не выдерживает никакой критики. Она ничего не поясняет, а только больше запутывает, и способствует созданию новых мифов и абсурдных теорий.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

один × 4 =