Большие Элевсинские мистерии — праздник Деметры и Персефоны — С 14 по 22 Боэдромиона (20 сентября 2021 года)

25a

Мистерия – это тайный обряд, во время которого человек переживал какой-либо мистический опыт. В Древней Греции было несколько подобных празднеств. На них допускались лишь посвящённые, а сами обряды нужно было хранить в тайне. Поэтому информации о них не так много. Но та, которая есть, даёт представление о культуре греков, их верованиях и важности мифов в их жизни. Часто мистерии носили театрализованный характер. Одни из самых известных – Элевсинские мистерии, Большие и Малые. Их справляли в честь богинь Деметры и её дочери Персефоны. Основным праздником, длившемся несколько дней, были Большие Элевсинские мистерии. Дата с 14 по 22 Боэдромиона.

 

Содержание
  1. Происхождения названия
  2. Происхождение мистерий и божества, которым они посвящались
  3. Миф об Аиде и Персефоне
  4. Похищение Персефоны и поиски Деметры
  5. Возвращение Персефоны
  6. Смысл мистерий и их сакральность
  7. Идеи бессмертия и вечной жизни
  8. Истоки Элевсинского культа
  9. На какие фазы разделялись Элевсинские мистерии
  10. Популярность мистерий и время их празднования
  11. Участники мистерий
  12. Какими должны были быть участники
  13. Жрецы, которые участвовали в Элевсинских мистериях и управляли ими
  14. Как проходили Большие Элевсинские мистерии
  15. Подготовка к мистериям и первый день
  16. 15-й день Боэдромиона – второй день мистерий и начало праздника
  17. Третий день Больших Элевсинских мистерий
  18. Четвёртый день
  19. Процессии 4-го, 5-го и 6-го дня
  20. Ритуалы и действа во время похода в Элевсины
  21. Прибытие в Элевсин, 7 и 8 дни
  22. 9-й день Великих Элевсинских мистерий
  23. Ритуалы внутри Телестериона
  24. Кульминация мистерий
  25. Закат Элевсинских мистерий
  26. Влияние мистерий на современность

Происхождения названия

Название мистерий происходит от наименования города Элевсин (современный вариант – Элефсис). Сам город достаточно небольшой, но он заслужил славу как центр культа богинь Деметры и Персефоны, отвечающих за урожай и, таким образом, за саму жизнь. Там же находился храм Элевсина, где содержались свящённые предметы богинь. Он был важным культовым местом, именно там собирались люди на праздник и посвящение в тайны. Сам Элевсин находится примерно в 20 км. от Афин.

1560232394_0 0 2576 1932_1440x900_80_0_1_49400a1c065f46ab60018faffb555b93

Современное состояние храма в Элевсине, где проходили мистерии.

Оба города связывала священная дорога, которая имела важное значение для проведения мистерий. Также Элевсин славился своими урожаями пшеницы, что также связывало его с культами плодородия, процветания. Само название города, возможно, происходит от имени богини Илифии, которая покровительствовала родам. Согласно мифам, без неё не мог появиться не свет и ни один младенец.

Что касается самого слова «мистерия», оно обозначало тайный обряд, тайну, секрет и было связано с древнегреческим глаголом, который и переводился как «посвящать в мистерию». Сюда же относилось существительное, которым называли посвящённого в тайну, связанного с секретами. По традициям участникам подобных церемоний запрещалось их разглашать.

Происхождение мистерий и божества, которым они посвящались

Мистерии связаны с Деметрой и Персефоной, в мифе объясняется происхождение времён года. Обе богини были напрямую связано с урожаями, природой, её цветением и умиранием.

Именно легенда об Аиде и Персефоне легла в основу Элевсинских мистерий и того театрализованного представления, которое разыгрывалось на празднике.

ewwe

Деметра и Персефона. Рельеф с алтаря. Археологический музей в Афинах.

Каждый из этих трёх божеств выполнял свои функции:

  • Деметра (римская Церера) – богиня плодородия, одна из великих матерей, покровительница земледелия; она помогала земледельцам в их трудах, обеспечивала хороший урожай;
  • Персефона – ещё одна богиня, связанная с плодородием, но всё же она в первую очередь владычица царства мёртвых, жена бога Аида, дочь Деметры, поэтому и сама Деметра также имела ипостась богини подземного мира; сама Персефона (в Риме Прозерпина) была связана с плодородием как покровительница не урожая, а семенами, которые дремлют в земле до момента, когда дадут всходы, иными словами – получат вторую жизнь, в результате Персефона также ассоциировалась с бессмертием и перерождением;
  • Аид (или Гадес, в Риме – Плутон) – царь царства мёртвых, которым стал управлять после того, как разделил со своими братьями Зевсом и Посейдоном сферы влияния; почитался также как бог подземных, скрытых сокровищ, имел и функцию божества плодородия, которая проявлялась в связи опять же с семенами, дающими новую жизнь, но до этого умирающими в земле.


Миф об Аиде и Персефоне

Миф, на котором основывались Элевсинские мистерии, можно в первую очередь узнать из Гимна Гомера, посвящённого Деметре. Он был написан примерно в 650 г. до н.э. Этот текст был особенно важен для мистерий. Но, несмотря на название, Гимн Гомера вовсе не был написан самим великим поэтом Гомером.

Гомеровские гимны (Гомеровы гимны, Гимны Гомера) – это собрание из большого количества гимнов, посвящённых разным богам.

Иногда для одного и того же бога было написано по несколько гимнов, чаще – короткий и длинный. Своё название Гомеровы гимны получили из-за их эпического размера, такого же, как у «Илиады» и «Одиссее». Деметре посвящено два гимна, и в первом, длинном, как раз и содержится легенда о ней и её дочери Персефоне.

25a

Место, где находился парадный проход (пропилей) в храм Элевсина.

Похищение Персефоны и поиски Деметры

В гимне рассказывается о том, как Персефона выполняла важное поручение. Она должна была нарисовать все существующие цветы мира. Но прежде, чем девушка успела это сделать, её заметил бог подземного царства Аид. Его покорила красота юной богини, что воплощала саму жизнь. Гадес похитил Персефону, унёс в мир мёртвых, чтобы сделать своей женой.

Деметра была опечалена пропажей дочери и желала воссоединиться с ней. Богиня пустилась в долгое странствие. Во время него она часто принимала облик обычной смертной женщины. Так она могла гостить у людей, общаться с ними, помогала постигать тайны земледелия, которые были известны тогда лишь богам.

В первую очередь элевсинские мифы рассказывают о Триптолеме, сыне царя Элевсина либо же основателе этого города. По некоторым мифам, Деметра воспитывала младшего Триптолема, либо же его самого. Она вылечила мальчика от болезни, хотела даже даровать бессмертие, но не смогла.

Вместо этого Триптолем прошёл священный ритуал, во время которого Деметра положила его в огонь. Увы, отец Триптолема, царь Келей увидел это священнодействие, мистерию, и был убит в наказание. Таким образом через легенду уже показан сакральный смысл мистерий. Непосвящённый не допускался к ним под страхом смерти.

Триптолем же стал посвящённым и жрецом. От Деметры он получил семена пшеницы, а позже богиня стала учить его секретам обработки земли. Более того, будущий царь поделился знаниями с людьми по всей Земле. Он ездил на крылатой колеснице, в которую были запряжены драконы, и так побывал во всех уголках мира. Деметра сопровождала его в этих странствиях.

800px-NAMA_Triade_éleusinienne

Деметра даёт Триптолему семена пшеницы, Персефона благословляет его. Национальный археологически музей в Афинах, Греция.

Триптолем же и установил культ Элевсинской Деметры.

Этого персонажа почитали и самого по себе, он почти получил статус божества. Иногда Триптолема считали изобретателем плуга.

Возвращение Персефоны

Проведя много времени с Триптолемом, Деметра всё же в итоге оставила своего любимого ученика и отправилась дальше искать дочь. От бога Гелиоса она узнала о судьбе Персефоны и была так разъярена, что отказывалась снова заботиться о земле. В итоге Деметра ушла в Элевсин, где и оставалась, поклявшись, что ни один росток не взойдёт, пока Персефона не вернётся к матери.

Тем временем на Земле наступил голод. Люди не могли растить урожай, а боги не получали жертвы. К тому же, они тоже слышали мольбы смертных и испытывали к ним сострадание. В конце концов, верховный бог Олимпа Зевс заставил своего брата Аида вернуть Персефону матери.

В царство мёртвых за девушкой отправила быстроногий бог Гермес. Но прежде, чем он попал туда, Аид обманом дал жене съесть одно лишь зёрнышко граната. Иногда указывалось другое количество. Этого оказалось достаточно, чтобы Персефона оказалась навсегда связана с подземным миром.

Согласно правилам, любой, кто съест или выпьет что-то в царстве мёртвых, больше выйти на поверхность.

у96_897b7c6кorig

Прозерпина с гранатом. Данте Габриэль Россетти. Галерея Тейт в Лондоне.

Однако Персефоне всё равно нужно было вернуться на поверхность. Поэтому Зевс велел ей каждый год возвращаться на определённое время к мужу. В легендах иногда указывается, что она должна была оставаться с Аидом 4 или 6 месяцев. Этот срок определяло количество гранатовых зёрнышек, которое съела богиня.

В результате установилась привычная смена времён года. Пока Персефона находилась в подземном мире, её мать тосковала по ней и не заботилась о природе. Вся природа засыпала, ничто не росло. Но вот Прозерпина ступала снова на землю, и все радовались её возвращению. Наступала весна.

Сейчас учёные выдвигают версии, согласно которым Персефона находилась в царстве Аида не во время зимы. На самом деле четыре месяца отсутствия богини – это четыре летних месяца засухи. Во время них урожай тоже мог погибнуть.

Смысл мистерий и их сакральность

Мистерии были сокрыты мраком тайны, которая тщательно охранялась. Хотя посвящённых было немало, всё равно в древние тексты просочилось лишь небольшие намёки о самых сакральных действиях, в частности – созерцании священных атрибутов, которые, как можно понять из отрывков, открывали перед посвященными тайны вечной жизни.

Eleusinian_hydria_Antikensammlung_Berlin_1984

Вазопись с изображением Элевсинских мистерий. Берлинское античное собрание.

Такие правила соблюдали неукоснительно, и при их нарушении карались все. Статус провинившегося не играл роли, он подвергался высшей мере наказания – смертной казни. Когда праздник заканчивался, должностное лицо (архонт), которое несло за них ответственность, предоставляло в священный совет отчёт обо всех правонарушениях. Тогда и судили тех, кто раскрыл тайну.

Известно, что многие знаменитые личности Древней Греции были участниками Элевсинских мистерий и входили в этот культ. Одним из самых известных является Платон. Именно он в своих текстах даёт некоторые намёки на суть священных действий во время праздника.

Из текстов Платона стало известно, что мистерии посвящались идее о загробном существовании, а главное – о вечной жизни, о бессмертии души. Участвуя в таинствах, люди могли прикоснуться к самой вечности.

Платон наставляет, что нужно следовать древним учениям, в которых и упоминается бессмертие души. Как только человек умирает, над его душой совершается суд. Поэтому следует вести честную, достойную жизнь. По словам философа, лучше терпеть беды и обиды, чем самому становится их источником.

Не только Платон писал об Элевсинских мистериях или их влияние на жизнь посвящённых. Афинский драматург и трагик Софокл тоже принадлежал к культу. По его словам, только тот, кто участвовал в мистериях, мог увидеть в Аиде не только ужасного царя мира мёртвых, но и того, кто дарует новую жизнь. Смерть представала совсем в новом облике. Другой поэт также писал, что участь непосвящённых – исчезнуть в земле без следа.

Это ещё раз подчёркивало значимость Деметры. Лишь в её власти было даровать жизнь, а после перерождение. А Элевсинские мистерии становились единственным способом достичь вечной жизни и не кануть во тьме смерти.

Идеи бессмертия и вечной жизни

Смерть и бессмертие не зря были связаны с Деметрой. Она являлась так называемой Матерью-Землёй, одной из богиней, носящих статус «Великие матери».

21

Посвящение Геракла в Элевсинские мистерии. Урна Лователли. Национальный музей Рима.

Великие богини-матери отвечали за плодородие, за благополучие, но они же представляли собой и такую важную часть существования, как смерть, после которой появляется новая жизнь.

Деметра представляла собой землю, чьё лоно принимает не только семена, но также и умерших людей. Но Персефона своим примером показывала, что на самом деле из царства мёртвых можно было вернуться к новой жизни, пусть и совершенно другой. Преодолев все испытания, Персефона из девы стала царицей подземного мира, супругой Аида.

В результате Элевсинские мистерии становились праздником вечной жизни. Их целью являлось показать людям сокрытое, возвысить их над богами. Прикасаясь к вечности после смерти, посвящённые верили, что там их ждёт лучший мир.

Культ Деметры действительно берёт начало в глубокой древности. Скорее всего он относится к старому культу плодородия и земледелия. Для древних греков подобные верования были очень важны, ведь от того, насколько богатым будет урожай, зависела сама жизнь. Поэтому культы, связанные с плодородием, оказались самыми древними. Сначала самой идеи бессмертия ещё не было, но была вера в лучшую жизнь в загробном царстве.

Истоки Элевсинского культа

По некоторым теориям, Элевсинский культ был частично заимствован из культуры минойской или крито-микенской цивилизации. Она развилась на острове Крит, а название получила по имени мифического царя Миноса. В греческих легендах он владел дворцом, под которым был спрятан лабиринт с чудовищным минотавром.

В минойских мифах были записи о богинях, рождавших священных детей. Либо же божественные дети появлялись из очага или божественного огня. Учёные упоминают, что Деметра во времена зарождения Элевсинского культа почиталась как богиня мака. Она принесла этот цветок с Крита в Элевсин.

На какие фазы разделялись Элевсинские мистерии

Элевсинские мистерии были разделены на три этапа, во время которых посвящённые должны были испытывать разные эмоции – от печали по ушедшему цветению природы, когда Персефона спускается в подземное царство, до ликования, радости, что богиня вернулась.

Три этапа фактически соответствовали разным частям мифа:

  1. Нисхождение – момент, когда Персефону похищает Аид и уносит в подземное царство. Фактически, это момент смерти девушки. Если брать переносный смысл – то её перерождение в новой жизни, становление женой, царицей, матерью.
  2. Поиски – путешествие Деметры, во время которого она старалась узнать судьбу дочери. Но, даже не заботясь о природе, богиня всё равно учила людей земледелию, и её странствия повлияли на жизнь греков.
  3. Восхождение – возвращение Персефоны на поверхность, в мир людей. Это был радостный момент, когда расцветала сама жизнь. Но богиня уже не была прежней, она частично принадлежала царству мёртвых, и цикл должен был повториться спустя время.

800px-NAMA_Mystères_d'Eleusis

Т.н. табличка Ниннион с Элевсинскими мистериями.

Табличка с элементами Элевсинских мистерий.

Ещё одним важным событием, которое прославлялось во время мистерий, было зачатие божественного ребёнка. Это проявлялось в особом ритуале, когда жрецы наполняли два специальных сосуда, а потом выливали их в западной и восточной стороне. При этом люди произносили особые стихотворения, которые посвящались дождю и зачатию.

Дождь играл большую роль в жизни греков, т.к. он тоже даровал обильный урожай. Наполняя землю живительной силой, он позволял росткам восходить, тем самым и правда напоминая о зачатии.

Популярность мистерий и время их празднования

В течение двух тысяч лет отправлялись Элевсинские мистерии. Они были очень популярными и привлекали всё больше и больше паломников.

Празднества проводились каждый год. Большие Элевсинские мистерии справлялись в месяц Боэдромион, который примерно соответствует сентябрю.

Скорее всего, под них отводилась первая половина сентября. Раз в 4 года празднество приобретало особенный размах. Тем более, что со временем мистерии приобретали всё большее значение.

1560230661_0 0 3092 2048_1440x900_80_0_1_354c2522ec1f2feee1f48a757ace96f9

Руины храма в Элевсине.

Во время правления Писистрата Афинского Элевсинские мистерии распространились по всей Греции. Писистрат был сыном Гиппократа. Только с приходом христианства все традиции, связанные с Деметрой, начали терять своё значение и в итоге были запрещены и забыты.

Участники мистерий

Популярность Элевсинских мистерий можно также объяснить тем, что они, несмотря на все тайны, были достаточно открыты для желающих.

Какими должны были быть участники

Многие греки могли оказывались вовлечены в священнодействия. Требований к кандидатам было немного:

  1. Каждый должен был дать обед молчания и неукоснительно следовать ему. Запрещалось рассказывать об увиденном во время мистерий.
  2. Нельзя было допускать к участию человека, что отнял чью-то жизнь.
  3. Посвящаемый был обязан владеть греческим языком и не быть варваром. Это, возможно, объяснялось необходимостью чётко следовать указаниям во время посвящения и обрядов. Жрецы разговаривали именно на греческом, и тот, кто не владел им в достаточно хорошей степени, мог что-то сделать неправильно, что считалось недопустимым.
  4. Если это раб, то также требовалось неварварское происхождение и разрешение от хозяина.
  5. Не разрешалось участвовать женщинам лёгкого поведения.

Однако присутствие женщин самих по себе не запрещалось. Это был один из тех праздников, когда они могли покинуть свой дом и принять участие в великих событиях.

Всех участников Элевсинских мистерий можно было разделить на четыре большие группы:

  • жрецы, которые тоже могли принадлежать к нескольким категориям, причём некоторые происходили из древних родов;
  • люди, впервые участвующие в обрядах и получающие тайные знания;
  • те, кто хотя бы один раз проходил ритуалы мистерий;
  • участники, обладающие большими знаниями и хорошо разбирающиеся в культе Деметры, а также постигшие её тайны.

Жрецы, которые участвовали в Элевсинских мистериях и управляли ими

Жрецы нескольких рангов заправляли Элевсинскими мистериями. Многие из жрецов относились к древним уважаемым родам, в первую очередь к семейству Филеид и Эвмолпид. По легендам, второй род был основан одним из первых жрецов Деметры. Более того, Евмолпа, основателя рода, родственные узы ещё и связывали с богом Посейдоном или Гермесом.

Всего было шесть категорий служителей культа, которые участвовали в мистериях. Причём первые две имели одинаковый ранг:

  1. Иерофант и иерофантида – старший жрец, служивший пожизненно при Элевсинских мистериях, и верховная жрица Деметры Элевсинской. Иерофант обязательно принадлежал либо к роду Евмолпидов или Кериков. Керики относились к аристократии, это был ещё один старинный род, который постоянно старался возвыситься над Евмолпидами. Поэтому они указывали, что Керик, основатель рода, был сыном самого Гермеса. Иерофант был главным руководителем всех празднеств в честь Деметры, пел песни, которые были посвящены ей и её дочери Персефоне. Он же посвящал новоприбывших в тайны культа. Имя иерофанта было также тайным. Пока жив жрец, его нельзя было написать или назвать.
  2. Следом шла Верховная жрица Деметры, которая происходила из рода Филеид или Евмолпид. Её главной задачей было исполнить роль Деметры и Персефоны во время театрализованных представлений, показывающих миф об этих богинях.
  3. Дадухи – их название переводилось как «факелоносцы». Эти священнослужители и правда несли факелы во время церемонии, и, хотя эта задача казалась малозначительной, на самом деле должность дадуха была одной из самых главных и почитаемых.
  4. Жрица Дадухов из семьи Филеид или Евмолпид.
  5. Ещё две жрицы-иерофантиды, причём обе обязательно должны были быть замужними. Одна прислуживала Деметре, вторая – Прозерпине.
  6. Жрицы под названием панагеи или мелиссы. Первое переводилось как «святые», второе – «пчёлы». Они жили уединённо и сторонились людей.

В результате в Элевсинских мистериях участвовали жрецы обоих полов.

26

Священные символы, украшавшие малые пропилеи (парадные входы) в храм Элевсина.

Во время церемоний жрецам полагалось носить особые одеяния из пурпурной ткани. Вероятно, такие наряды восходят к одежде микенских царей, которые тоже выступали в роли жрецов на важных мероприятиях. Также священнослужители носили повязку, которой перетягивали длинные волосы, и миртовый венок.

Что интересно, одежды элевсинских жрецов нашли отражение в трагедиях Эсхила, который был родом из Элевсин. В его произведениях похожим образом одевался царь.

Как проходили Большие Элевсинские мистерии

Всего этот праздник занимал 9 дней. Однако Большие Элевсинские мистерии занимали не только этот срок. Подготовка к ним начиналась гораздо раньше, тем более, что посвящённым ещё нужно было добраться до Элевсина, преодолев порой немалый путь.

Подготовка к мистериям и первый день

Все общенародные праздники Древней Греции, посвящённые богам, сопровождались священным перемирием. Их называли панэллинскими празднествами. Кроме Элевсинских мистерий туда относили, например, также Олимпийские игры.

Перемирие было важным не только для спокойного проведения самого торжества. Оно также гарантировало, что все паломники благополучно доберутся до Элевсина в срок, а на пути их не будут поджидать опасности. Перемирие, которое назначалось при Элевсинских мистериях, как Больших, так и Малых, длилось 55 дней. В первом случае оно начиналось с середины августа, а заканчивалось с наступлением октября.

Начинался праздник 15-го Боэдромиона, но до этого необходимо было также позаботиться о перевозке священных реликвий из Элевсина в Афины.

_oрекыывеriщginal

Путь из Элевсина в Афины.

Для этого проводили следующие действия:

  1. 13-го числа в Элевсин из Афин отправлялась процессия из эфебов, юношей, которые достигли возраста 18 лет и могли пользоваться всеми правами греческих граждан. Эфебов сопровождала группа элевсинских жрецов.
  2. 14-го числа, в первый из 9 дней праздника, эфебы отправлялись обратно в Афины. Теперь они шли рядом с повозками, в которых сидели жрицы, ответственные за небольшие ящички, содержащие священные предметы.
  3. В этот же день процессия снова прибывала в Афины.
  4. Когда жрицы и эфебы оказывались в святилище Деметры Элевсинионе у подножия Акрополя, их встречал особый служитель, именуемый «федринт». Это слово означало «чистильщик». Федринты отвечали за очищение статуй. Элевсинский чистильщик поднимался на сам Акрополь и сообщал жрице в Афинах, что священные атрибуты Деметры прибыли, и Элевсинские мистерии можно начинать.

рееriщginal

Дорога из Афин в Элевсин.

Этот ритуал со временем претерпевал изменения. Так, в самом начале существования Элевсинских мистерий эфебы не проделывали весь путь из Афин в Элевсин. Они лишь встречали жриц с реликвиями на специально отведённым для этого отрезке дороги.

Ящички с реликвиями назывались «кисты». Их перетягивали пурпурными лентами. Судя по описаниям в текстах, священные атрибуты были достаточно лёгкими, чтобы ящичек с ними могла нести одна жрица. Ехали же священнослужители в специально нанятой повозке, которую оплачивало государство.

15-й день Боэдромиона – второй день мистерий и начало праздника

Фактически праздник начинался именно 15-го числа, когда всё было готово. Это был день, когда все желающие собирались вместе, чтобы объявить о своём намерении присоединиться к Элевсинским мистериями. Собрание проходило у Акрополя, на Афинской Агоре. Это была большая площадь, которая как раз и служила центром жизни, светской и общественной.

Перед собравшимся в сопровождении жреца-иерофанта и дадуха (факелоносца) выступал архонт – высшее должностное лицо в Древней Греции. Его был правитель, именуемый также басилей или басилевс. В более поздние времена назначалось другое должностное лицо – Священный глашатай из рода Кериков.

Этот человек объявлял о начале празднества, а главное – разъяснял правила. Глашатай говорил, что у посвящаемого должны быть чистые руки, иными словами – он не имел права участвовать в мистерии, если совершал убийство (испачкал руки кровью).

Осталось неизвестным, как именно кандидатов записывали или регистрировали. Однако каждый должен был заплатить определённый взнос. Тех, кто прибыл издалека и не очень хорошо знал обряды, сопровождали мистагоги. Так назывались особые наставники. Мистагоги отвечали за подготовку паломников, разъясняли им правила и даже сопровождали во время церемонии во избежание ошибок.

Третий день Больших Элевсинских мистерий

16-е число – это день омовения и очищения. Причём очищались как сами люди, так и статуя Деметры, которую, судя по всему, относили к морю и там погружали в волны. Процессия включала всех посвящённых, которые шли к порту Фалерон, находившемуся в 5 км. от Акрополя.

В этот день звучал особый клич. Он призывал всех, кто желал стать посвящённым, идти к морю.

Праздник сопровождался также жертвой. В её роли выступал поросёнок, обычное жертвенное животное Деметры. Он олицетворял плодородие. Очищение также проводилось при помощи его крови, которой обрызгивали поломников.

Четвёртый день

Четвёртый день, который падал на 17-й день Боэдромиона, был более тихим и менее наполненным событиями, но не менее важным. В первую очередь приносились жертвы – как от государства в целом, так и от людей, которые хотели почтить богинь и выразить им своё уважение. В качестве самой первой жертвы использовалась кефаль.

Также этот день Элевсинских мистерий посвящался ещё одному богу – покровителю медицины Асклепию (Эскулапу). Праздник именовался Эпидарий – по названию главного храма Асклепия в городе Эпидавр. Он был также отведён под омовения, но в них участвовали те, кто не успел очиститься в первый день.

Остальные же посвящаемые в это время находились дома. Они должны были провести день в спокойствии и духовной подготовке. На них накладывались некоторые запреты – например, нельзя было есть зёрна граната (возможно, из-за связи с легендой о Персефоне), бобы. Под запретом были виды рыб, посвящённые богине Гекате как спутнице Деметры.

Эпидарий берёт начало в легенде, согласно которой однажды Асклепий сам отправился из Эпидавра, чтобы принять участие в Элевсинских мистериях. Но он немного запоздал и в итоге пришёл на следующий день после омовения. Но богу дали возможность снова принять участие в этом действе, а к нему присоединились и прочие опоздавшие. С тех пор 4-й день мистерий стал запасным для омовений.

Также праздник отмечался в храме Асклепия у Акрополя. Там проводили священную «ночь бдения». У храма располагалась пещера, рядом находился священный источник. В пещере все желающие могли также остаться на ночь. Считалось, что так паломник мог увидеть мистические сны и получить ответы на важные для него вопросы.

Процессии 4-го, 5-го и 6-го дня

Эти дни были посвящены различным процессиям, в первую очередь – походу обратно из Афин в Элевсин. Мисты (носители тайны, посвящённые) сопровождали священные вещи Деметры, которые тоже снова несли в храм богини по Священному пути.

В процессии обязательно участвовали следующие группы людей:

  • все должностные лица, священнослужители, связанные с Элевсинскими мистериями;
  • эфебы в полном вооружении – они должны были охранять драгоценные реликвии;
  • сами мисты (посвящённые) и мистагоги, наставники посвящённых;
  • те, кого уже посвятили во время предыдущих празднеств.

Обязательны были и несколько предметов, в т.ч. деталей одежды:

каждый участник надевал на голову миртовый венок (в т.ч. эфебы, хотя и были вооружены);

  • бакхои (bacchai) – связки миртовых ветвей, к которым также прикреплялись клочки шерсти;
  • посохи с висящей на них провизией;
  • по некоторым данным, участники также несли факелы, посвящая их богиням, но также существовало и отдельное шествие с факелами, которое проходило на 5-й день праздника вечером.

_oреыеriщginal

Атрибуты мистерий на рельефе. Внизу изображён посох пастуха, который использовался мистагогами как «пастухами»-помощниками посвящённых.

Также указывается, что на 4-й день в Элевсин несли некий загадочный сосуд, украшенный мистическими символами. Ещё несколько женщин несли при этом держали сосуды меньшего размера.

По некоторым источникам, шествие начиналось на Афинском кладбище, по другим – у Дипилонских ворот, за которыми и простиралась священная дорога в Элевсин.

_oрекыеriщginal

Реконструкция кладбища и выхода из Афин, откуда начинался путь в Элевсин.

Ритуалы и действа во время похода в Элевсины

Во время похода до Элевсина участники переживали ещё несколько знаковых событий, выполняли особые ритуалы. Например, у моста, находящегося почти у самого Элевсина, было священное место. Там, по легендам, поселился самый первый обитатель и основатель Элевсина – Крокон, сын Триптолема, которого Деметра обучила основам земледелия и одарила зернами пшиницы.

Потомки Крокона также были очень почитаемы. Они исполняли особую роль в мистериях. Каждый мист, ступающий на земли Элевсина, получал от потомков основателя жёлтую нить. Жёлтый цвет ассоциировался с шафраном, а имя Крокона в свою очередь также и было названием этого цветка. Нить должна была отгонять от миста зло и беды.

Ещё одна традиция касалась перехода через реку Кефес. Когда процессия ступала на мост, мужчины прикрывали голову, чтобы никто не видел их лица и не мог узнать. В таком виде они оскорбляли всех участников мистерий. При этом использовались самые страшные ругательства.

Вероятно, изначально у действа было религиозный смысл, но понемногу он стёрся, и обычай просто позволял участникам расслабиться перед самой ответственной частью мистерий.

Во время похода до Элевсина большую роль играли ещё несколько мифологических персонажей:

  1. Иакх – молодой человек с факелом, либо эпитет Диониса, либо отдельное божество, сын Деметры или Персефоны; также мог быть младенцем в легенде, где Деметру веселит старуха по имени Баубо. Его имя выкрикивали во время процессии, что звучало как «Иакх! О Иакхе!», поэтому, возможно, это всего лишь персонификация ритуального клича.
  2. Ямба – дочь Пана и нимфы Эхо, которая уже старухой служила в доме Келея, элевсинского царя. Когда туда пришла Деметра, опечаленная потерей дочери, Ямба развеселила её неприличными шутками. От имени Ямбы произошёл метр «ямб», который, как считалось, подходит именно для «несерьёзной» поэзии.
  3. Баубо – служанка одной из жительниц в Элевсине или самой царицы Элевсина Метаниры. Иногда саму Баубо называют царицей и матерью Триптолема, любимца Деметры. По другим версиям она вовсе не была человеком и не имела головы. Деметре поднесли вино, та отказалась и согласилась пить только напиток под названием кикеон, но и то после того, как Баубо рассмешила её.

1024px-Eleusinian_hydria_Antikensammlung_Berlin_1984

Метанира протягивает Деметре священную пшеницу.

Иногда Ямбу и Баубо считают одним и тем же персонажем, т.к. их легенды очень похожи, и в любом случае они развлекают Деметру непристойными шутками. Но всё же были отличия. Они состояли в том, что Ямба – это олицетворение жестов, а Баубо – слов.

В честь Ямбы или Баубо участники процессии тоже кричали непристойности, сопровождали поход шумом. Тогда же выкрикивали и имя бога вина Вакха. В некоторых источниках его называют сыном Зевса и Персефоны.

6-й день также посвящался жертвоприношениям. Для Деметры готовилась специальная лепёшка под названием «пеланос».

Прибытие в Элевсин, 7 и 8 дни

Вероятно, в Элевсин паломники вместе со жрецами приходили уже к вечеру. Праздник продолжался и ночью, причём с использованием факелов, свет которых заливал город, отчего все действа становились особенно красивыми. Кто-то из посвящающихся в это время отдыхал.

Жертвоприношения совершались и в это время. На этот раз они представляли собой маленькие горшочки, куда и вкладывались дары.

По приходу в Элевсин также начинался траурный пост. Он посвящался горю Деметры, её поискам дочери. Это был тот самый этап печали, который должны были пройти посвящённые. Мисты должны были голодать, чтобы подготовиться к самому посвящению и достойно его пройти.

7-й день был посвящён атлетическим играм. 8-е число отводилось под повторение обрядов для тех, кто также опоздал.

9-й день Великих Элевсинских мистерий

Именно последний день мистерий был самым важным. В нём главное место отводилось философским размышлениям, познанию, прикосновению к тайнам Элевсинского празднования. У этого дня было множество символов и атрибутов, в т.ч. чаша Вакха (Диониса).

Большую роль при подготовке мистов играл кикеон. Кикеон – напиток, специально готовящийся для Элевсинских мистерий и состоящий из ячменной муки, воды и мяты болотной. Кикеон запрещалось готовить в обычных домах.

Те, кто принесли жертву, подготовили себя голоданием и специальным питьём, получали возможность войти в телестерион – главный зал в храме. Именно там совершались главные обряды Элевсинских мистерий.

Ритуалы внутри Телестериона

В отличие от других греческих святилищ, телестерион был предназначен для большого количества людей. В некоторых источниках указывается, что там могло находиться от 2 до 10 тысяч паломников.

Главным местом в самом телестерионе был анактарон, комната, куда мог заходить только иерофант. Скорее всего, там и хранились священные предметы, которые выносились для проведения обрядов.

24a

Реконструкция анакторона, созданного в микенскую эпоху.

Прежде чем войти в телестерион, каждый мист клялся, что он сделал все необходимые действия. Теперь люди могли присоединиться к священнодействиям, которые и являлись самой главной тайной. Три элемента мистерий носили название «неповторимые»:

  • dromena – воссоздание мифа о Деметре и Персефоне в виде драмы, которая разыгрывалась, как театральное представление;
  • дейкнумена (означала «показанные вещи») – демонстрация иерофантом священных предметов;
  • legomena – комментарии, при помощи которых иерофант объяснял смысл показанных предметов.

О том, что это за предметы, почти ничего не известно. Они были надёжно запечатаны в корзине до момента, когда иерофант показывал их посвящённым. Но это было нечто, что помогало прикоснуться к тайнам смерти и жизни, обрести уверенности в вечности и бессмертии. Есть версии, что там содержались фаллические символы или предметы, связанные с природой, плодородием (например, священный колосок).

н896_897b7c6кorig

Триптолем и Деметра со священной пшеницей. Вазопись.

Кульминация мистерий

Кульминацией всего священного действия было переживание участниками особых состояний. Людей объединял восторг при виде священных предметов, усиленный атмосферой, царящей в Телестерионе. Иногда говорили, что из главного святилища будто выходил свет.

уцiщginal

Посвящение миста. Сам мист изображён с покрытой головой. Вазопись. Музей Акрополя в Афинах.

Но сильное воздействие обряда, возможно, также объяснялось психоделическими веществами, которые содержались в напитке кикеоне. Вероятно, что ячмень, который использовался при приготовлении этой смеси, был заражён грибами спорыньи. Они как раз и воздействовали на психику. Другие учёные предполагают, что подобные компоненты могли находится в печенье, подаваемом во время праздников.

Подтверждение этим теориям находят при раскопках. Например, в Испании в храме, посвящённом двум Элевсинским богиням, остатки спорыньи обнаружили в вазе, а также в зубном камне молодого мужчины. То есть подобные напитки или пищу и правда употребляли во время мистерий.

06

Мята болотная, которую добавляли в кикеон.

После того, как основные тайные ритуалы были закончены, праздник снова возвращался в весёлое русло. Устраивали пир под названием «Паннихис», который длился всю ночь. Его сопровождали танцы, место для которых устраивалось на Рарийском поле. Считалось, что именно оно было засеяно первым после того, как Деметра передала Триптолему зёрна пшеницы и обучила секретам земледелия.

В тот же вечер или на следующее утро в жертву приносили быка. Ещё одним важным событием было поминовение усопших. В честь них совершали возлияния из священных сосудов.

Следующий день, 23-й Боэдромиона, ознаменовывал завершение мистерий. Судя по всему, перемирие в это время продолжало действовать, поэтому люди могли спокойно возвратиться домой.

Закат Элевсинских мистерий

Долгое время эти обряды играли огромную роль в жизни греческого народа. Угасание Больших Элевсинских мистерий началось в 170 г. н.э., когда храм Деметры разграбили кочевники сарматы.

Однако многие императоры старались вернуть мистериям их прежнее значение, снова сделать их известными.

Так, римский император Марк Аврелий восстановил храм Деметры. В результате он стал единственным непосвящённым, кто получил возможность не только зайти в телестерион, но даже посетить анакторон.

25

Колонны, оставшиеся от элевсинского телестериона.

Император Юлиан, правивший с 361 по 363 гг. тоже старался вернуть былую славу Элевсинским мистериям после того, как в течение 50 лет большую популярность завоёвывало христианство. По сути, он был последним римским императором-язычником. Он же стал и последним правителем, который прошёл обряды мистерий и оказался посвящён в их тайны.

Греческий историк IV в. Евнапий по приказу Юлиана тоже был посвящён в тайны мистерий ради того, чтобы тайны культа не оказались полностью утеряны. Его инициировал последний законный иерофант. Евнапий же писал и о полном закрытии Элевсинских мистерий, о закрытии и разрушении святилищ.

Влияние мистерий на современность

Несмотря на то, что Элевсинские мистерии в итоге потеряли своё влияние, и их больше не проводили в привычном для Древней Греции виде, элементы празднеств можно найти и сейчас. В разные года культ Деметры проявлялся следующим образом:

  1. В первую очередь он сохранился в сельской местности Греции. Там крестьяне и пастухи молились Димитрию Солунскому, святому, который также покровительствовал земледелию.
  2. Существуют также данные о том, что в 1890 г. археолог, работавший в Элевсине, побывал в ближайшей от древнего города деревне и участвовал там в празднике посева и возрождения. Его проводили осенью христианские потомки греков. То, как проходил праздник, напоминало традиции Элевсинских мистерий.
  3. В некоторых викканских церквях сейчас существует традиция весенних праздников, во время которых как раз чествуют Деметру и Персефону. Торжество совпадает с Пасхой. Во время его проведения обычные и привычные понятия подвергаются тщательному анализу, когда участники ищут скрытый, мистический смысл.

Элевсинские мистерии повлияли на культуру и искусство не только античности. Их элементы можно найти в разных произведениях, например, в «Буре» Шекспира. Октавио Васкес Родригес, композитор, создал поэму «Элевсин», в которой нашли отражение мистерии и иные эзотерические учения западных стран.

Карл Густав Юнг, рассматривая ритуал посвящения и возрождения, перенёс его позже на свои методы лечения. Большое значение для него имела Персефона (Кора), как девушка, прошедшая все необходимые испытания.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

одиннадцать − девять =