Богиня Тихе

Богиня Тихе (Тюхе) является богиней удачи, случая, провидения и судьбы.

Тихе изображали с разными атрибутами: с рулевым веслом (символ божественного вмешательства и руководства), с шаром (символ переменчивости и неустойчивости судьбы), или с рогом изобилия (символ обильных даров судьбы).

Оборотной стороной богини Тихе была Немезида (Немесида), богиня возмездия.

Немезида – тоже океанида. Изначально она была божеством справедливого распределения, и отвечала за то, чтобы удача посещала каждого человека, вне зависимости от его личных качеств. В этом она была противопоставлена Тихе, которая посылала удачу, кому вздумается. Оба божества часто изображались на греческой вазописи.

Богиню Фортуну особенно почитали в Фарах в Мессении, в Эгейре в Ахайе, в Фивах, и в Олимпии.

Общие сведения

Запахимелиссовый, сандаловый, кедровый, апельсиновый, иланг-иланг, ванильный
музыкатамбурин, систр
оттенкизеленый, желтоватый, золотистый
камниянтарь, изумруд, бирюза, авантюрин
элементвоздух
символикакрылья, монеты, рог изобилия, шар, колесо
именаМансенс, Мала, Привата, Публика, Примигения

Цитаты классиков

Клавдий Элиан (лат. Claudius Aelianus, ок. 170 г., Пренеста, под Римом — после 222 г.) — древнеримский писатель и философ, представитель так называемой «второй софистики». Писал по-гречески.) Пёстрые рассказы. Книга III. 23 (цит. по: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963):

«Славны были победы Александра… Допустим в угоду тем, кто с этим не согласен, что он совершил все это лишь благодаря тому, что был баловнем судьбы. Все же, однако, царь не стал полностью ее рабом, хотя и питал веру в особую благосклонность к себе этой богини».

 

Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель). Медея. 159 (цит. по: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 9):

«Гнетет фортуна робких, — храбрый страшен ей».

Читать все цитаты о Тихе >>

Родители богини

Богиня Тихе была дочерью титана Океана и Тефиды. Это были самые древние титаны. Они жили в Мировой реке-океане, опоясывающей землю, и остались ее владыками даже тогда, когда мир попал в руки бого-олимпийцев.

Гесиод в “Теогонии” пишет о том, что Тефида родила Океану бурлящие реки, и прекрасных дочерей: Калипсо, Евдору и Тихе. Это старшие дети Океана и Тефиды, но кроме них у этих титанов было и много других детей.

Пиндар в “Немейской Оде” писал, что Тихе была дочерью Зевса Освободителя. Он же называет ее “богиней-спасительницей”.

Алкман пишет так: “Тихе является сестрой Евномии и Пейто, и дочерью Прометея”.

Спутница Персефоны

В гомеровских гимнах, посвященных Деметре, рассказывается о том, как Персефона играла с грудными детьми титана Океана, и собирала на мягком лугу цветы: “розы и крокусы, и прекрасные фиалки, и ирисы, и гиацинты, и нарциссы”.

 

Рассказывая матери историю своего похищения Аидом, Персефона поименно называет подруг по играм: “Все мы играли на прекрасном лугу: Леуциппа и Пайно, Электра и Ианта, Мелита и Иахе с Родеей и Каллирхо, и Мелобосис и Тихе, и Окиро, прекрасные как цветок, и Хрисей, и Ианейра, и Акасте, и Адмете, и Родоп, и очаровательная Калипсо. Стикс тоже была там, и Урания, и прекрасная Галаксаура с Афиной Палладой, любящей битвы, и Артемида… Мы играли и собирали сладкие цветы, мягкие крокусы, смешанные с ирисами гиацинтами, и чудесные лилия, и нарциссы”.

Павсаний в “Описании Греции” писал, что Гомер был первым, кто упомянул Тихе в своих гимнах. Павсаний пишет следующее: “Гомер сделал это в гимне, посвященном Деметре. Там он перечислил всех дочерей Океана, рассказал, как они играли с Персефоной, дочерью Деметры. Среди дочерей этого титана Гомер назвал и Тихе”.

Тихе в созвездии Девы

Традиционно созвездие Девы отождествлялось с богиней Дике (Справедливость).

Псевдо-Гигин писал так: “Другие называют эту богиню Фортуной”.

Тихе, богиня удачи

Что означает в мифологии богиня Фортуна? Обычно ее почитали как божество удачи, успеха и благополучия.

Пиндар в своей “Олимпийской оде” писал так: Дочь Зевса, Тихе, наша богиня-спасительница, я молю, чтобы ты способствовала процветанию города. Ибо твоя рука направляет корабли в океане, и правит на суше маршем диких войск и собраниями мудрых советников”.

В “Истмийской оде” Пиндар писал о том, что дары Тихе приносят как добро, так и зло.

Симонид пишет так: «Если величайшая часть добродетели — благородная смерть, то Тихе даровала ее нам больше всех остальных, ибо мы стремились увенчать Грецию свободой».

Анонимный поэт писал так: «Тихе, начало и конец человечества, ты сидишь на троне Софии (Мудрости) и воздаете честь смертным деяниям; от тебя исходит больше добра, чем зла. Благодать сияет вокруг твоего золотого крыла, и то, что дает твоя чаша весов, приносит счастье; ты видишь выход из тупика в бедах и освещаешь ярким светом темноту, о величайшая из богинь».

А вот, что пишет Эсхил в своей книге “Агамемнон”: “Только корабли Агамемнона избежали шторма, посланного для уничтожения греческого флота, возвращающегося из Трои. Наш корабль не был разрушен. Вероятно, какая-то сила, божественная, а не человеческая, возложила руку на его руль; вероятно, Спасительница Фортуна решила сесть на борт нашего корабля, чтобы он не попал в шторм и не налетел на скалу”.

В книге “Несущие освобождение” Эсхил писал так: “Благоговение перед величием [царей], некогда непокоренных, непобедимых, непреодолимых в войне, проникшее в уши и сердца людей, теперь отброшено [смертью]. Но страх все есть. И Евтихия — это у смертных божество и больше, чем божество. Но весы Дике заставляют помнить о бдительности”.

Также Эсхил говорит о том, что Тихе является повелительницей всех богов. По его мнению, “другие имена даны ей напрасно, потому что она одна распоряжается всем, как хочет”.

Греческая богиня Тихе часто встречается в баснях Эзопа. Вот так звучит одна из них: » Некий фермер, изо всех сил вонзив свой лемех в землю, увидел огромное сокровище в борозде. В спешке он немедленно бросил плуг, и привел своих волов к лучшему корму. Сразу же он послушно построил жертвенник Богине Гее, которая и даровала ему богатство.

Богиня Тихе / Фортуна, чувствуя себя обиженной, что он не посчитал ее также достойной подношения, сказала так: «Теперь ты не приносишь дары, которые ты нашел, моему святилищу, но ты предпочитаешь сделать других богов участниками твоей удачи. Но когда твое золото украдут и ты опечалишься, ты прежде всего будешь жаловаться мне, оплакивая потерю”.

Другая басня Эзопа называется “Путешественник и Тихе (Фортуна)”. Басня звучит так: “Утомленный долгим путешествием, путешественник лег, измученный усталостью, возле самого края глубокого колодца. Погруженный в сон, он едва не упал в воду, но ему, как говорят, явилась госпожа Тихе (Фортуна). Разбудив его ото сна, обратилась к нему с такими словами: У меня самая плохая репутация среди смертных, потому что люди непременно приписывают мне свои бедствия, каким бы безрассудным способом они ни навлекали их на себя”.

А вот еще одна басня Эзопа: “Зевс однажды приказал Тихе показать человечеству два пути: один — путь свободы, а другой — путь рабства. Богиня сделала путь к свободе тяжелым: начало было непроходимым и крутым, без воды, заросшее колючими зарослями и поначалу окруженное опасностями со всех сторон. В конце концов, однако, оно превратилось в гладкую равнину с водоемами и рощами фруктовых деревьев.Так и мучительные переживания заканчиваются отдыхом для тех, кто дышит воздухом свободы. Однако путь рабства начинался как гладкая и цветущая равнина, приятная и даже роскошная на вид, но в конце концов, дорога становится непроходимой, крутой и опасной со всех сторон”. В другой версии этой басни речь идет о разговоре Зевса и Прометея.

Богиня судьбы и случая Тихе упоминается и в “Законах” Платона: “При присвоении почестей … используйте жребий… Это повеление Зевса, который никогда не помогает людям (кроме как в небольшой мере). В большей мере он помогает государствам и правителям; поскольку он распределяет больше для большего и меньше — меньшим, уделяя каждому должную меру в соответствии с его природой. То же происходит и в отношении почестей: большее воздается тем, кто более добродетелен, и меньшее — тем, кто имеет противоположный характер. Чтобы избежать недовольства масс, нужно использовать жребий и при этом молиться, призывая Зевса и Тихе, обращаясь к ним как к высшей справедливости”.

Древнегреческая богиня судьбы и случая Тихе упоминается у Элиана: «Питтак, [правитель Митилены, сделал лестницу для храмов Митилини, но не для каких-либо полезных целей, а просто как подношение. Его намерение состояло в том, чтобы намекнуть, что удача (Тихе) движется вверх и вниз, причем счастливчики как бы поднимаются вверх, а неудачники спускаются вниз”.

Далее Элиан пишет следующее: “Достижения Александра Великого были великолепны … Пусть большая часть их приписывается Тихе, которая благоволила Александру. Но Александр был воистину великим, потому что он не сдавался, когда она отворачивалась от него».

Богиня случайности Тюхе встречается у Элиана еще: “Обратите внимание, что афинский полководец Тимофей считался удачливым. Люди говорили, что в этом виновата удача, а заслуг самого Тимофея в этом нет. Они высмеивали его на сцене, а художники изображали его спящим вместе с Тихе. Сюжет такой: богиня удачи Тюхе парит над его головой, и с ее помощью он захватывает и порабощает города”.

Фортуна, римская богиня удачи

В римской мифологии Фортуна была аналогом греческой Тихе. Она также была богиней изобилия и удачи.

Вот как говорит об этой богине Сенека: “О Фортуна (Фортуна), ревнуя к храбрым, распоряжаясь благами твоими, как ты несправедлив к добру!”

Тот же Сенека пишет: “Фортуна боится храбрых, а трусливых — подавляет”.

Древнеримская богиня Фортуна встречается у Сенеки и далее: Радуется ли кто царству? О, лукавое добро, сколько бед скрывается под твоим улыбающимся лицом! Как скала, которая своими выступами рассекает бескрайние просторы, и которую бьют волны даже тихого моря, так же величественная империя находится на виду у Фортуны”.

Еще цитата из Сенеки: Разве это дело, муж, усугублять горе плачем? Я думаю, что именно это царственно — встречать невзгоды, и, чем сомнительнее твое положение, тем более твердо нужно стоять, храбро и непоколебимо. Не по-мужски будет повернуться спиной к Фортуне”.

А вот еще: “Фортуна беспорядочно управляет делами людей, невидящей рукой распоряжается благами, взращивая худшее; даже чистые люди впадают в ужасную похоть. Жалкая бедность преследует чистых, а прелюбодей, сильный в зле, господствует безраздельно. Стремительная Фортуна не клянется в верности никому”.

И еще одна любопытная цитата Сенеки: Пожалейте мать, спокойно и терпеливо слушайте ее благочестивые молитвы, и чем выше боги превозносят вас, тем мягче они низводят падших. То, что дается страданиям, — это дар Фортуне [т.е. богиня принимает щедрость к несчастным как подношение, которое она выплачивает в час нужды]. Так пусть ложе твоей целомудренной жены увидит тебя снова; пусть Лаэрт [твой отец] продлит свои годы, пока он не встретит тебя дома однажды более; и пусть твой сын станет твоим преемником”.

Неизвестный певец римской империи писал так: Какой бог соединил Фортуну и Немезиду в безоговорочном родстве? Кто велел жестоким богиням вести бесконечную войну? Одна приносит удачу и счастье в дом, но другая должна немедленно исправить его своим мрачным взглядом и дикой рукой разрушить его радость. Счастливым и процветающим было это жилище, ни потрясения, ни мысли о печали; какая была причина бояться Фортуны какой бы вероломной и непостоянной она ни была, в то время как Цезарь был благосклонен? Но ревнивая Фата вмешалась, и варварское насилие вошло в этот дом”.

Апулей в своем “Золотом осле” размышлял о том, что самым низким из возможных людей является тот, кто, будучи жертвой богини Фортуны, потерял свой статус. наследство и безопасность. Апулей полагал, что нельзя найти более убогого и презренного человека.

Почему у богини Фортуны завязаны глаза? Вот, что пишет по этому поводу Апулей в своем “Золотом осле”:

“У образованных людей древности были веские основания рассматривать и описывать Фортуну как совершенно незрячую. Эта богиня, как я размышлял, всегда одаривает своим богатством нечестивых и недостойных. Она никогда не прибегает к разумному выбору. Напротив, она предпочитает жить именно с теми людьми, от которых она должна была бы отвернуться, если бы у нее были глаза, чтобы увидеть всю их мерзость. Хуже всего, она покровительствует им, так что злой человек гордится своей честностью, в то время как, напротив, у явно невиновного человека оказывается дурная репутация”.

А вот, что писал о ней в своем произведении “О граде божьем” Августин Аврелий: “А на каком основании считается богиней Счастье? Ей построен храм, посвящен жертвенник и отправляется подобающий культ. Пусть бы, по крайней мере, чтилось что-то одно. Ибо какого блага может не быть там, где есть счастье? Зачем же тогда почитают и признают богиней еще и Фортуну? Разве Счастье одно, а Фортуна — другое? Потому говорят, что фортуна может быть и злой: счастье же не было бы и счастьем, если бы оно было злым. Но на самом деле мы всех богов того и другого пола (если они имеют пол) должны считать добрыми. Так говорил Платон, так говорят другие философы. Каким же образом богиня Фортуна является иногда доброй, а иногда злой? Или, может быть, когда она бывает злой, перестает быть богиней и превращается вдруг в злого демона? И потом, сколько есть таких богинь? Вероятно, сколько же, сколько и людей, одаренных фортуною, т.е., пользующихся доброй Фортуной”.

Символы богини

У богини Фортуны (Тихе) было два аспекта. Богиня Тихе в древней Греции (и в римской империи) символизировала непостоянство. А вот в эпоху раннего средневековья (примерно 5-10 век) ее почитали как “Госпожу Удачу”, которая вращала свое колесо.

Богиня удачи Фортуна часто изображалась стоящей одной ногой на шаре посреди моря.

Это изображение богини трактуется как непостоянство и ненадежность. Шар является нестабильным основанием: он подвержен воздействию как дуновению ветра, так и пробегающих волн. Именно поэтому на кажущуюся благосклонность, внушаемую богиней, является на самом деле сиюминутной. Никто не знает, когда произойдет перемена в ее настроении. Но не следует как гордиться ее благосклонностью, так и горевать о том, что она отвернулась.

Другие символы божества:

  • игральные кости (очень редко);
  • узда (общий символ с Немезидой);
  • рог изобилия.

Когда на территории Греции и Рима стало распространяться христианство, богиня счастья Фортуна стала в большей степени олицетворением божественного провидения.

Ей была противопоставлена несомненная христианская добродетель. Во времена позднего средневековья отношение к Фортуне стало совершенно иным, негативным. Добродетель резко контрастировала с ней даже на средневековых гравюрах: ее изображали на кубе, либо на прямоугольнике, символизирующем стабильность.

На многочисленных изображениях Фортуна держала в руках руль, или вздымающийся парус, который символизировал непостоянство ветра.

Иногда богиню изображали сидящей верхом на раковине, или на дельфине. На более поздних изображениях богиня держала в руках модель корабля.

Колесо судьбы и Колесо Удачи

В античную эпоху у Фортуны-Тихе был один символ — колесо. В “Утешении философией” Боэций описывал колесо Фортуны, поднимающее падших и унижающее возгордившихся. В этой книге изображается фигура человека, преисполненная надежды. Человек старательно поднимается на одну сторону колеса.

Фигура, которая восседает на вершине колеса, выглядит величественной и статной. На голове у нее надета корона. Иногда считалось, что это и есть “богиня колеса” Фортуна.

На третьей стороне колеса изображена еще одна фигура — человек в бедной одежде. Он падает, и отчаянно цепляется за воздух. На земле, рядом с колесом, лежит четвертая фигура: она кажется безжизненной, и сомнений в том, что она не встанет, нет. Каждая из этих фигур сопровождается следующими надписями:

  • Я буду царствовать;
  • Я царствую;
  • Я царствовал;
  • Я без царства.

Рог изобилия

Это древнейший символ плодородия и богатства. На античных монетах Греции и Рима он являл собой символ благополучия государства. В изобразительном искусстве это был именно атрибут Тихе (Фортуны), атрибут божества, раздающего благо.

Во времена глубокой древности рог изобилия был связан с царством мертвых, и в частности с его владыкой, Аидом. Когда именно он “перешел” в руки Тихе/Фортуны, доподлинно неизвестно.

Культ богини в древнем Риме

Первоначально греческая богиня Тихе (Фортуна), одинаково почитаемая в Греции и в Риме, являлась богиней урожая. Также она была божеством материнства, плодовитости, плодородия и земледелия. Она защищала женщин, и, в частности, рожениц.

Как богиню урожая ее почитали все земледельцы. Праздник Фортуны, приходящийся на 11 июня, совпадал с днем богини плодородия и деторождения, Матер Матуты.

У Фортуны был интересный эпитет: “девственная”. Ей юные девушки (согласно обычаю, это касалось всех девочек 12-14 лет в Риме) посвящали свою одежду невесты.

Считалось, что культ божества как защитника женщин, был введен римскими матронами: это была благодарность всех жен и матерей за то, что по их просьбе Кориолан не стал разрушать Рим.

Древние римляне были уверены в том, что эта богиня покровительствует тем женщинам, которые были замужем единожды, и на всю жизнь сохранили верность своему избраннику.

Впоследствии римская богиня Фортуна стала почитаться как божество счастливого случая и судьбы. Считается, что это произошло под влиянием культа Фортуны Примигении (Первородной).

По мнению некоторых исследователей, культ этой богини был введен Сервием Туллием. Древний миф рассказывает, что его, сына рабыни, полюбила Фортуна. Богиня пообещала юноше сделать его царем. Когда это произошло, благодарный Сервий Туллий воздвиг ей несколько святилищ.

Храмы божества стали появляться на территории римской империи повсеместно. Сначала был построен храм “женской Фортуны”, потом воздвигли святилище “мужской Фортуны”.

Один из храмов божества находился на одном фундаменте с храмом другого италийского божества, Матер Матуты: его археологи обнаружили в 30 гг ХХ века. Интересно, что он находился именно на том месте, куда его поместила античная традиция. Сама постройка датируется серединой 6 в до н.э.

Храм Фортуны.

Остатки фундамента.

578—534 гг. до н. э.

Рим. Италия

Примерно к 3 части 6 века храм разрушили. Затем площадку выровняли, и построили новый храм. Таким образом было подтверждено предание о вражде Сервия Туллия и его преемника, Тарквиния Высокомерного.

Богиня изобилия Фортуна имела немало эпитетов:

  • милостивая;
  • богиня общественных дел;
  • судьба частных дел;
  • судьба данного места;
  • судьба сегодняшнего дня.

В императорские времена существовали алтари Фортуны-покровительницы. Их воздвигали как отдельные личности, так и ремесленные коллегии, корпорации, и даже отдельные легионы. Таким образом, это божество было покровителем не только отдельных людей, но и легионов.

В разное время в Риме существовали культы:

  • Фортуны Примигении (Перворожденной). Именно ей матроны посвящали своего первенца;
  • Фортуны Публики (божество покровительствовало народу и римскому государству в целом);
  • Фортуны Приваты (покровительницы семьи).

Культ божества постоянно дифференцировался. В итоге появился культ Фортуны Боны (Доброй Фортуны) и Фортуны Малы (Злой Фортуны). Чуть позднее развился культ Фортуны Пантеи.

Богиня удачи и богатства Фортуна часто упоминается у Плиния Старшего. Он писал о том, как противоречиво воспринимают это божество граждане римской империи и римляне в частности.

Ее постоянно призывали в обращениях, ей приносили жертвы. Одновременно древнегреческая богиня Тихе (Фортуна) часто становилась объектом гнева: ее обвиняли во всех бедах, упрекали, обличали, и даже пытались привлечь к ответственности.

Плиний с удивлением писал о том, что люди ругали ее изменчивую природу. Многие считали ее покровительницей недостойных, вечно меняющейся, неверной, непостоянной, слепой и даже бродячей.

Плиний пишет так: Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных одна святая богиня Фортуна занимает и ту, и другую страницу”.

Для Горация богиня судьбы Фортуна также была “вод госпожой”. Ее боялись мореплаватели: каждое крушение приписывалось капризной богине, которая решила отвернуться от экипажа (или даже, например, только от одного кормчего).

Заключение

Богиня Тихе (Фортуна) — капризное и переменчивое божество. Ее не только почитали, но и презирали. Бытовало мнение, что ее нельзя ублажить: все равно она поступит так, как считает нужно. Именно поэтому, по мнению древних греков и римлян, в мире было так много несправедливости.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

1 × один =