Богиня Персефона

Персефона хоть и не входит в число самых известных богинь олимпийского пантеона, всё-таки является участницей некоторых самых интересных и важных мифов древней Греции. Поэтому она вполне заслуживает того, чтобы рассказать о ней поподробнее.

 

Праздники Персефоны:

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гесиод. Теогония. 912-914. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 48):

«После того он на ложе взошел к многокормной Деметре,

И Персефоной его белолокотной та подарила:

Деву похитил Аид у нее с дозволения Зевса».

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песни V.562-621, VI.6-167. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 64-69 ):

Песнь V:

«Был предназначен Семеле блистательнейший соложник,

Нового Диониса миру дать он замыслил,

Древнего Диониса [Загрея], явле́нного в облике бычьем…

Ибо высокогремящий Зевес сожалел о Загрее!

Со злосчастной судьбой родила его Персефонейя

Зевсу с обличьем змеиным, мужем имея владыку

Черноплащного [Аида]… Зевс же тогда был плотью извилист,

Змея облик прияв, свивавшего кольцами тело,

В сладостной страсти в покои тайные вполз к Персефоне

Для любви. Ведь все боги, что вечно живут на Олимпе,

Были тогда лишь одною очарованы девой,

 

Читать все цитаты о Персефоне >>

 

Немного об именах Персефоны

Эксперты не первое столетие спорят о том, как же вообще появилось имя «Персефона». В греческом языке нет терминов и слов, от которых оно могло произойти. Поэтому была выдвинута версия, что имя Персефоны греки переняли у тех народов, которые жили на территории Эллады до их прихода. Вообще существует несколько вариантов написания имени — Ферсефонея, Ферсефона или же Феррефата.

Немного об именах Персефоны

Иногда также используется имя Кора — оно происходит от древнегреческого слова «девушка». Ещё богиня удостоилась таких прозвищ, как Обримо и Лептинида. Такое обилие эпитетов не случайно — древние греки считали, что лишний раз произносить истинные имена богов не следует, чтобы не беспокоить их и не навлечь на себя беду. Поэтому практически у каждого обитателя Олимпа было хотя несколько прозвищ.

Римляне, придя в Грецию и переняв мифологию местных жителей, дали богине Древней Греции Персефоне иное имя — Прозерпина. Открытым остается вопрос с богиней Либерой. Одни эксперты считают, что это та же римская богиня Персефона, в то время как другие настаивают — это иная богиня просто со схожими функциями. Увы, до наших дней дошло не так много источников, поэтому сведения, даже после тщательного анализа, остаются довольно путанными.

Кто она такая

В первую очередь богиня Персефона была покровительницей плодородия, а также весны. Она отвечала за то, чтобы весной природа пробуждалась — росла трава, на деревьях появлялись молодые листья, распускались цветы.

Вместе с тем она почиталась как символ бессмертия. Ведь каждый год природа увядает с приходом осени и холодов, с растений осыпаются зёрна. Когда же наступает весна, трава, кусты и деревья вновь оживают, а из мёртвых, казалось бы, семян, вновь проклёвываются ростки. Неудивительно, что в Элладе Персефону неразрывно связывали с бессмертием и нередко изображали на саркофагах и в гробницах.

Кто такая Персефона

Но со временем она получила и дополнительную функцию, став владычицей преисподней — подземного царства мёртвых. Это произошло не сразу, а после важного события, о котором будет подробно описано ниже. Возможно, именно тот факт, что она получила дополнительную «специализацию» связан с тем, что упоминать имя богини греки старались ещё реже. Появилось множество дополнительных прозвищ, например:

    • Деспония (хозяйка),
    • Хагне (чистая),
    • Мелиноя или Мелиндия (милая),
    • Маливина.

Обилие таких прозвищ говорит о том, что дочь Деметры не только почитали и любили, но и уважали, а может и опасались.

Внешний вид и характер

Представления о внешнем виде Персефоны значительно различаются. Например, пока она была богиней весны и плодородия, авторы описывают её как прекрасную, изящную, юную богиню. Легкая, летящей походкой она шествовала по всей земле и несла тепло, свет всему живому.

Со временем, когда она стала владычицей подземного царства, представление о её облике существенно изменилось. Теперь она была уже зрелой богиней, твердой и решительной, привыкшей добиваться любой цели, которую перед собой поставит.

Основные атрибуты

Практически у каждого бога имеются определенные атрибуты, по которым эксперты могут безошибочно угадать, кого же определенная статуя или картина изображает. И героиня статьи — вовсе не исключение:

    • Цветок богини Персефоны — нарцисс. Да, тот самый, в которого превратился прекрасный юноша, любовавшийся своим отражением в ручье, и с помощью которого Аид смог отвлечь богиню и похитить её.
    • Зёрна граната — те, при помощи которых Аид смог связать судьбу богини со своей (об этом чуть позже).
    • Олень (на некоторых скульптурах богиня изображена с этим величественным животным).

Происхождение

Согласно мифологии Древней Греции, Персефона была дочерью Зевса и Деметры. О ранних годах мало что известно. Лишь по некоторым отрывкам можно догадаться, что Деметра и некоторые нимфы вскармливали её своим молоком в темной пещере. Росла она вместе с другими богинями второго поколения (они были не дочерью Крона, а его внучками) Артемидой и Афиной (по некоторым данным в их компанию также попала Афродита).

Молодая богиня весны Персефона была удивительно привлекательна — к ней не раз сватались Арес и Аполлон, но каждый раз получали однозначный отказ.

Похищение Персефоны Аидом

Это происшествие навсегда изменило жизнь не только юной богини, но и судьбу всего мира. Тем не менее, данная легенда является одной из самых известных в эллинском эпосе — ею вдохновлялись многие скульпторы, поэты, художники, сценаристы. Зачастую картины богини Персефоны изображают её именно в этот момент.

Похищение Персефоны Аидом

Началось всё довольно безобидно — Персефона прогуливалась по лугам в компании своих верных подруг океанид (дочери Океана и Тефиды). Погода стояла отличная, поля густо усыпали красивейшие цветы. Девушки и молодые женщины, подобно простым смертным, собирали из них букеты, плели венки.

Тут внимание Персефоны привлек сильный аромат незнакомого ей доселе цветка. Она отошла от своих подруг и вскоре увидела удивительной красоты нарцисс. Конечно, богине захотелось сорвать его, чтобы добавить в свой букет.

Факт! По разным версиям произошло это либо на острове Сицилия, либо неподалеку от города Элевсин.

Увы, не ведала она, что цветок появился не сам по себе — его по просьбе Аида, бога подземного царства мёртвых, старшего брата Зевса, вырастила Гея — богиня земли — специально чтобы отвлечь внимание прекрасной девушки.

Когда же она оказалась достаточно далеко от подруг, земля внезапно разверзлась и из огромной трещины вылетела золотая колесница, запряженная конями, черными как смоль. Управлял ею, соответственно, сам владыка мира мёртвых — Аид (он же Гадес, а в древнеримской мифологии — Плутон). Не тратя впустую время, он схватил Персефону и моментально скрылся в своих темных владениях.

Поиски Персефоны

Мать юной богини — Деметра — была просто убита известием о том, что её прекрасная дочь бесследно исчезла. Поняв, что никто не поможет ей вернуть дочь, богиня лично спустилась в мир смертных и отправилась в путешествие, держа горящий факел, разгоняющий тьму вокруг. Девять дней и ночей она не ела амброзии, не пила нектар и не знала сна, пока на десятый день ей не улыбнулась удача — она наконец-то встретила Гекату, которая дала ей зацепку. От неё Деметра узнала, что её дочь была похищена, правда, имя похитителя узнать так и не удалось.

Тогда она пошла на очень решительный шаг — отправилась во дворец самого Гелиоса, бога солнца. Он, проезжая по небу на своей колесницей, видит всё происходящее вокруг. Наверняка видел он и то, кто похитил несчастную Персефону. Но лишь после долгих уговоров и расспросов Гелиос рассказал о том, что именно Аид похитил прекрасную юную богиню.

Возвращение Персефоны

Узнав имя похитителя, Деметра немедленно отправилась к Зевсу — отцу Персефоны — и потребовала, чтобы тот усмирил своего брата и помог вернуть дочь в мир живых. Ведь негоже красавице прозябать вечность в подземном царстве, где нет ни людей, ни богов, ни солнечного света и лишь тени смертных блуждают весь отведенный срок.

Возвращение Персефоны

Увы, тут Деметру ждало разочарование — Зевс отказался помогать ей (по некоторым данным это даже он подстроил похищение, чтобы его брат получил подходящую жену). Тогда разгневанная мать пошла на очень решительный шаг — она заявила, что отныне не станет выполнять свои обязанности. Деревья и поля перестали родить пищу, на земле начался страшный голод. Смертные уже не возносили хвалу богам, перестали приносить жертвы. Это здорово обеспокоило Зевса, да и других богов.

Тут уже владыке олимпа не оставалось ничего, кроме как потребовать от Гадеса, чтобы он вернул Персефону матери. Но тот, влюбившись в похищенную, не захотел расставаться с нею навсегда. Тогда он пошел на хитрость — уговорил её разделить с ним хотя бы одну трапезу, последнюю. Стоит отметить, что всё время, пока богиня плодородия провела в мире мертвых, она отказывалась от еды, устроив своеобразную забастовку. Однако против предложенной последней трапезы Персефона не отказалась. А хитрый Гадес подсунул ей в еду несколько зёрен граната — символа брака и супружеской верности. Съев их, похищенная богиня фактически заключила договор со своим похитителем.

Благодаря такой хитрости Аид смог выторговать выгодные для него условия. Теперь Персефона должна была проводить с мужем 6 месяцев в году и столько же — с матерью, в мире живых (по некоторым данным — 4 месяца с Аидом и 8 с матерью). С этого момента и появилась смена времен года. Когда прекрасная римская богиня Персефона выходила в мир живых, начиналась весна — всё вокруг оживало. Ну а после того, как положенные 6-8 месяцев истекали, и она вновь возвращалась к мужу, наступала осень — листья опадали с деревьев, трава жухла, мир засыпал, чтобы вскоре пробудиться вновь.

Любопытно! Именем Персефоны был назван астероид, открытый в 1895 году.

После этого, кстати, у Персефоны и появились дополнительные функции — отныне она была не только богиней плодородия, но и хозяйкой царства мертвых. При этом она сохранила присущие ей черты — жалость, сострадание, любовь. Это повлияло на многие события, имевшие место в будущем.

Орфические гимны

Для каждого из богов у предусмотрительных эллинов были соответствующие песни, которые пели при приношении даров и жертв. Конечно, звучал и орфический гимн богини Персефоны — ведь без этого невозможно было получить богатый урожай.

Орфические гимны

Звучал он так:

О, гряди, Ферсефона, рожденная Зевсом великим,

Единородная, жертвы прими благосклонно, богиня!

Ты, жизнетворная, мудрая, ты, о супруга Плутона,

Ты под путями земными владеешь вратами Аида,

Ветка святая Деметры, в прелестных кудрях Праксидика,

Ты Евменид породила, подземного царства царица,

Дева, рожденная Зевсовым семенем неизречимым,

Мать Евбулея, чей образ изменчив, гремящего страшно,

Сверстница Ор светоносная, в блеске красы несказанной,

О вседержащая дева, плодами обильная щедро,

Смертным одна ты желанна, рогатая, в блеске прекрасном.

Вешней порою на радость тебе дуновения с луга,

Тело святое твое указуют зеленые всходы,

Осенью вновь похищаема ты для брачного ложа,

Ты одна — и жизнь, и смерть для людей многобедных,

Ферсефона — всегда ты «несешь» и всегда «убиваешь».

Внемли, блаженная, из-под земли урожай посылая

Дай процветание в мире, здоровье с целящею дланью,

Благополучную жизнь, что под тяжкую старость приходит

В царство твое, о царица, к Плутону, чья благостна сила.

 

Этот же гимн в переводе Гарсиа звучит несколько иначе:

О, Персефона, приди, дочь великого Зевса, богиня,

Единородная, к священнодействиям нашим, благая,

Жизнью дарящая, милая людям супруга Плутона,

Коей подвластны ворота Аида в глубинах сокрытых.

Любишь и правду и хитрость; пред Дием ты – смертным ходатай.

Ты родила Эвменид, о царица подземного мира,

Неизреченным рожденная семенем Зевсовым дева,

Мать Эвбулея гремучего, многообразного видом,

Орам соцарствуешь, дивная ликом, почтенная статью,

Ты – всевладычица, полная светом, обильная плодом

Дева с рогами, чей власти из смертных никто не избегнет.

Вешняя, любишь лугов зацветающих запах медовый,

Образ священный твой видим мы в завязи, в раннем побеге,

В пору ж осеннюю сходишь с земли ты на брачное ложе.

Ферсефонея – ты жизнь нам, но ты же – и гибель для смертных;

Всё ты выводишь на свет, но сама же и всё убиваешь.

Внемли, богиня блаженная! Даруй плодов изобилье,

Миром цветущая, здравьем, счастливой и долгой судьбою,

Старость же скорбная пусть удалится от нас, о Царица,

В темный чертог твой, пред очи благого владыки Плутона.


Не смог пройти мимо столь интересного персонажа, как богиня Древней Греции Персефона и наш поэт А.С.Пушкин. Он посвятил ей следующее стихотворение:

Прозерпина

Плещут волны Флегетона,

Своды тартара дрожат:

Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона

Из аида бога мчат.

Вдоль пустынного залива

Прозерпина вслед за ним,

Равнодушна и ревнива,

Потекла путем одним.

Пред богинею колена

Робко юноша склонил.

И богиням льстит измена:

Прозерпине смертный мил.

Ада гордая царица

Взором юношу зовет,

Обняла, и колесница

Уж к аиду их несет:

Мчатся, облаком одеты;

Видят вечные луга,

Элизей и томной Леты

Усыпленные брега.

Там бессмертье, там забвенье,

Там утехам нет конца.

Прозерпина в упоенье,

Без порфиры и венца,

Повинуется желаньям,

Предает его лобзаньям

Сокровенные красы,

В сладострастной неге тонет

И молчит, и томно стонет…

Но бегут любви часы;

Плещут волны Флегетона,

Своды тартара дрожат:

Кони бледного Плутона

Быстро мчат его назад.

И Кереры дочь уходит,

И счастливца за собой

Из Элизия выводит

Потаенною тропой;

И счастливец отпирает

Осторожною рукой

Дверь, откуда вылетает

Сновидений ложный рой.

 

Семейная жизнь

В целом жизнь бог Аид и Персефона прекрасно уживались в подземном царстве. По крайней мере, в отличие от своего младшего брата владыка мира мёртвых не вился за каждой юбкой, не плодил сверх меры богов и полубогов.

А вот с детьми ситуация совершенно не однозначная. По некоторым данным Аид был бесплоден, поэтому не мог оставить потомство и супруги жили вдвоем, мудро управляя подземным царством.

Но также есть версия, что у них всё-таки была дочь по имени Агрианома. Но известно о ней очень немного — если она и упоминается, то очень редко, мельком. Подробных описаний и даже сведений о том, богом чего она являлась, не сохранилось.

Семейная жизнь Персефоны

Ещё сложнее дело обстоит с Загреем. Так, Эсхил при написании поэмы «Сисифа» говорит, что он был сыном Аида и Персефоны. Другой точки зрения придерживались другие поэты и историки — они считают, что настоящим отцом Загрея был вездесущий Зевс, который превратился в змея, чтобы проникнуть к Персефоне и познать её, после чего та и родила рогатого младенца. Существует также мнение, что на самом деле Загрей это не самостоятельный персонаж, а лишь прозвище — то ли Диониса, то ли Аида. Одним словом, дело довольно запутанное и однозначного мнения среди знатоков эллинского эпоса не существует до сих пор.

Расправа над Минтой

Если что и омрачало семейную жизнь Персефоны, так это весьма неприятный инцидент с Минтой (другие варианты написания — Минфа или Мента). Именно так звали нимфу, которой благоволил Аид до того, как встретил богиню, в которую влюбился сразу и навсегда.

Конечно, после того, как Персефона переселилась к мужу в подземелье (хотя и проводила там лишь 4-6 месяцев в году) Гадес резко охладел к своей бывшей пассии. Ту это совершенно не устроила, и Минта стала распускать дурные слухи о Персефоне, поручить её и жаловаться.

Факт! Мята использовалась во время погребальных обрядов в Элладе.

Это совершенно не устраивало молодую жену. В результате она уничтожила несчастную нимфу, на месте смерти которой впоследствии выросла мята, получившая название от погибшей.

Связи с другими персонажами мифологии

Все персонажи греческой мифологии более-менее плотно переплетены между собой. И во многих мифах рассказано о взаимоотношении между богами. С кем же за свою долгую жизнь Персефона встречалась кроме родителей и супруга?

Харон

О прямой связи между Персефоной и Хароном нигде не говорится. Он даже не перевозил её, как немногих других живых и богов, чтобы богиня добралась до царства мёртвых — её доставил на место сам Аид на своей золотой колеснице.

Тем не менее, именно золотая ветвь с дерева, выросшего в роще богини, открывала смертным путь в подземный мир. Но выбраться обратно не позволял даже столь ценный артефакт, несомненно обладающий магическими свойствами.

Адонис

Связан с Персефоной и Адонис — бог страсти и красоты. Вообще с его появлением на свет связана довольно интересная и необычная легенда — тут начать придется издалека.

Царица Кипра однажды имела неосторожность похвастать, что Смирна — её дочь — так прекрасна, что способна затмить собой даже саму Афродиту, богиню любви. Та случайно услышала такое хвастовство и решила примерно наказать зазнавшуюся смертную, лишив её того, чем та дорожила больше всего, а именно — дочери. Афродита наслала на отца Смирны безумие, заставив его наброситься на любимую дочь с мечом. Однако в последнее мгновение, когда оружие уже было занесено, богиня вдруг опомнилась и моментально обратила несчастную девушку в дерево — мирру. Не успев остановить удара, царь рубанул мечом по стволу, откуда появился невероятно красивый младенец. Его-то и назвали Адонисом.

Адонис и Персефона

Афродита немедленно забрала сына Смирны, решив позаботиться о нём. Адониса она доверила Персефоне, подруге своего детства, надеясь, что та позаботиться о нём. Но чем старше становился мальчишка, тем сильнее богиня плодородия любила его. И однажды она заявила, что не собирается расставаться с ним. Разгневанная таким предательством Афродита пошла на хитрость — используя волшебный пояс, она сделала так, чтобы Адонис забыл о своей приемной матери, которая почти стала его любовницей.

Персефона не знала об этом и решила, что несчастный предал её. Когда Адонис отправился на охоту, она подговорила Ареса — любителя крови и убийств — превратиться в огромного вепря и наброситься на юношу. Несмотря на то, что он был умелым охотником, зверь нанес ему страшную рану в бедро, и бедняга истек кровью на руках у Афродиты. Та пролила немало горьких слез над телом Адониса. По легенде из капель его крови появились красивейшие розы, а слёзы богини любви превратились в великолепные анемоны.

Орфей

Орфей по праву считался лучшим в мире певцом и знатоком лиры. А вдохновляла его на создание шедевров Эвридика — лесная дриада невероятной красоты, его возлюбленная. Они проводили всё время вместе и думали, что впереди у них вся жизнь.

Однако счастье было не слишком продолжительным. Эвридика участвовала вместе с подругами-дриадами в играх и танцах, когда ядовитая змея укусила бедняжку. Та скончалась, переместившись бесплотной душой в подземное царство — владения Аида и Персефоны. Что ж, жизнь есть жизнь. Но Орфей не собирался мириться с утратой любимой. Он взял свою лиру и отправился в подземное царство, чтобы найти её и вернуть любой ценой. Игрой на лире он смог разжалобить Харона, и тот бесплатно перевёз его через Стикс — реку мёртвых. Пройдя через подземный мир, он видел множество душ грешников, обреченных провести вечность в мучениях за те проступки, которые они допустили при жизни.

Добравшись до дворца Аида, он сыграл свои самые жалобные песни. Разжалобленная Персефона уговорила своего супруга отпустить Эвридику в мир живых. Однако Гадесу вовсе не хотелось терять даже одну душу из своего царства. Поэтому он согласился удовлетворить просьбу Орфея, поставив при этом ему одно условие — тот мог идти к выходу на поверхность в сопровождении жены, но при этом не должен был оборачиваться.

С удовольствием согласившись на столь простое условие, Орфей отправился в путь. Но вход был всё ближе и ближе, а певец не только не видел супругу, но даже не слышал звука её шагов. Тогда ему пришло в голову — не обманул ли хитрый и жестокий Аид его разбитое сердце? Так что, он не справился с эмоциями и обернулся. Единственное, что он увидел, это бесплотную тень. Да и то лишь на мгновение — из-за нарушенного договора душа Эвридики вновь вернулась в царство Аида и Персефоны. А Орфей остался один всего в нескольких шагах от мира живых, где его возлюбленная вновь должна была обрести тело.

Геката

Мифов, которые бы подробно описывали взаимодействие между Гекатой и Персефоной не существует. Они либо упоминают мимоходом, либо дошли до нас лишь на картинах. Тем не менее, хозяйка трёх дорог оказывала важное влияние на судьбу богини плодородия.

Как говорилось выше, именно благодаря Гекате Деметра в свое время догадалась обратиться за помощью к Гелиосу, что позволило ей выйти на след похищенной дочери и вернуть её. Но этим участие Гекаты в жизни Персефоны не ограничивается.

Например, существует версия, что она сопровождала молодую девушку на протяжении многих лет. Например, когда похищенная и освобожденная богиня возвращалась в мир живых, её встретила именно богиня перекрестков, чтобы проводить по опасной дороге и довести до Олимпа. Более того, помогала она ей и позже — при каждом переходе из мира мертвых в мир живых и обратно. Причем когда Персефона шла вниз, Геката шла впереди, а когда поднималась — ступала сзади. Судя по всему, таким образом она хотела защитить свою подопечную от тех опасностей, которые могли подстерегать её в мире мёртвых.

Пирифой

Пирифой по большинству источников был простым смертным, хотя и царем племени Лапифов (хотя существует мнение, что и тут не обошлось без вездесущего и любвеобильного Зевса). Самой интересной его чертой была близкая дружба с Тезеем — героем, свершившим немало подвигов, среди которых главным была победа над жестоким Минотавром. Вместе они немало воевали и путешествовали. Когда же (уже в довольно преклонном возрасте — Тезею было около 50 лет) они овдовели, то решили найти себе новых жён. Причем это должны были быть не простые смертные, а дочери самого Зевса!

12

Так они похитили Елену, дочь царицы Леды, которая по жребию досталась Тезею. За супругой для Пирифоя они отправились не куда-нибудь, а в подземный мир. Да-да, им пришла в голову не совсем умная мысль — похитить саму Персефону, дочь Зевса и супругу Аида. Впрочем, Тезей пытался облагоразумить друга, но тот упёрся и даже слышать не хотел о других женщинах — пришлось им обоим спуститься в царство Аида.

Место, где они спускались туда, до сих пор вызывает немало споров — есть несколько вариантов: Аттика, Арголида или же Лаконика. Как бы там ни было, они оказались в мире, где Персефона проводила полгода.

До дворца Аида они добрались без особых трудностей. Но обмануть мудрого бога им не удалось — тот моментально раскусил их коварный замысел и решил серьезно наказать. Он гостеприимно предложил им отдохнуть после дальней дороги и даже предоставил трон Леты. Как только потенциальные похитители сели на него, как тут же приросли.

В таком состоянии им пришлось провести четыре долгих года. За это время прошло немало важных событий. Так, похищенная ими Елена была освобождена братьями. Племя Лапифов избрало себе нового царя вместо пропавшего без вести. А сестру Пирифоя и мать Тезея ждали весьма незавидные судьбы — они стали рабынями.

Шанс на освобождение у них появился лишь когда Геракл, выполняя последнее задание царя Еврисфея, спустился в подземный мир, чтобы привести во дворец Цербера. Увидев известного героя, несчастные взмолились о помощи — Геракл просто не мог отказать. Но если Тезея удалось освободить сравнительно легко, то подарить свободу Пирифою он не смог. Используя нечеловеческую силу, Геракл пытался стащить его с трона, земля трещала и тряслась, но справиться с задачей герой не смог. В результате вчерашний царь Лапифов остался в темном мире, куда он спустился добровольно, навечно. Исследователи считают, что такие разные судьбы — вовсе не случайность. Аид знал, что Тезей пытался отговорить друга от похищения Персефоны и наказал его сурово, но всё-таки не так страшно. А вот Пирифоя, посягнувшего на чужую супругу, жестокий, но справедливый бог покарал куда более сурово.

Психея

Сам по себе миф очень длинный, поэтому стоит рассказать лишь малую часть, связанную непосредственно с Персефоной. Психея получила задание от Афродиты — встретиться с богиней подземного царства и получить у неё немного притираний, благодаря которым каждая женщина могла стать прекрасной.

Отчаявшись от такого невыполнимого задания, несчастная хотела покончить с собой, спрыгнув с башни. Однако тут чей-то голос подробно рассказал ей, что нужно делать — по мифам так и не понятно, кто же пришел к ней на помощь, но явно кто-то могущественный и мудрый.

Психея и Персефона

Воодушевленная такой поддержкой, Психея подготовилась соответствующим образом к дальнему путешествию — взяла с собой две монеты и два куста ячменного пирога, после чего отправилась в дорогу. Добравшись до входа в подземный мир, она дошла до самой реки Стикс, где заплатила монету Харону, чтобы он переправил её на другой берег — непосредственно в мир мёртвых. Здесь она встретила Цербера, которому бросила кусок пирога и смогла пройти мимо.

Добравшись до самой Персефоны, Психея рассказала о своей беде. Та не отказалась помочь и подарила ей склянку с заветным притиранием. Выходя из замка, девушка бросила Церберу второй кусок и получила возможность уйти. А с Хароном она расплатилась второй монетой и беспрепятственно вернулась в мир живых. Добраться до Афродиты было уже не так сложно. Так что, задание, которое богиня любви считала невыполнимым, Психея выполнила просто великолепно — не в последнюю очередь благодаря доброте богини плодородия и подземного мира.

Культ Персефоны

Практически все олимпийские боги (за исключением самых незначительных) имели собственные храмы и поклонников. Разумеется, мифология богини Персефоны была достаточно важной, и она могла похвастать огромной популярностью — дары ей приносили многие слои населения, начиная от простых крестьян, заканчивая богатыми землевладельцами. К тому же, Персефона пользовалась большой популярностью среди женщин, даже если их работа не была связана с работой на земле.

Например, в Элевсине существовал храм, посвященный встрече Деметры и Персефоны. Каждый год в сентябре целых пять дней здесь устраивали выступления — инсценировали легенду о похищении прекрасной богини плодородия и её возвращении из царства мертвых. Считалось, что благодаря этому не только обеспечивался приход весны, но и богатый урожай, за который отвечала как дочь, так и её мать.

Культ Персефоны

В храме в Афинах большой праздник Тесмофории отмечался в конце октября. Финансировали его обычно наиболее богатые женщины из числа свободнорожденных. Проводился он несколько дней:

  1. В первый день собравшиеся вместе женщины шли в Галимунт, где располагался храм Персефоны. По дороге они много шутили — смех и хорошее настроение угодны богам.
  2. Второй день — в храме пели гимны
  3. Третий день — женщины возвращались домой, в Афины, принося с собой священные книги.
  4. Четвертый день — старались не шутить, не смеяться и активно постились.
  5. Пятый день — устраивали веселый пир, на котором не обходилось без плясок и игр.

В городе Пилос существовал культ Персефоны как богини преисподней, заодно совмещая в ней черты покровительницы семейных отношений. Неудивительно, что в первую очередь поклонялись ей именно женщины.

Аналоги в других мифологиях

Боги плодородия являются одними из самых уважаемых и почитаемых в мифах всех народов, занимающихся земледелием. Неудивительно, что во многих странах существовали аналоги Персефоны. Некоторых из них стоит перечислить:

  • римляне — Прозерпина,
  • славяне — Ярило,
  • скандинавы — Фрейя,
  • египтяне — Мин,
  • индусы — Манаса,
  • японцы — Инари,
  • ацтеки — Кецалькоатль.

И это лишь малая часть богов плодородия, которым в разное время поклонялись в разных уголках мира.

Если рассматривать её как богиню царства мертвых, то аналоги будут уже другими:

  • славяне — Мара,
  • скандинавы — Хель,
  • индусы — Яма,
  • японцы — Эмма, ацтеки — Миктлантекутли

Статуи

Именно благодаря труду древним скульпторам, работавшим в Элладе, до наших дней сохранилось довольно много произведений искусства, по которым можно судить, какой представляли себе богиню плодородия древние греки. Впрочем, статуи Персефоны создавались и позже, уже в Средние Века и даже в Новое время. Некоторые из них стоит привести для полноты картины.

Статуя Аид похищает Персефону (фонтан, Познань, Польша).

Аид похищает Персефону (фонтан, Познань, Польша).

Персефона (Музей археологии, Крит, Греция)

Персефона (Музей археологии, Крит, Греция)

Скульптура Похищение Персефоны, (Жиан Бернини, 1621-1622 года, галерея Боргезе, Рим).

Похищение Персефоны, (Жиан Бернини, 1621-1622 года, галерея Боргезе, Рим).

Статуя Персефона, Аид и Цербер (Крит, Греция)

Персефона, Аид и Цербер (Крит, Греция)

Картины

Впрочем, вдохновляла Персефона и сцена её похищения не только скульпторов, но и художников. Причем актуально это было как века назад, так и сегодня. В результате появляются красочные картины и арты Персефоны, наиболее выдающиеся из которых стоит привести в статье.

Картина Прозерпина (Данте Габриэль Россетти, 1874 год, Галерея Тейт, Лондон)

Прозерпина (Данте Габриэль Россетти, 1874 год, Галерея Тейт, Лондон)

Персефона в царстве мёртвых

Персефона в царстве мёртвых

Появление в фильмах

Конечно, не могла богиня плодородия не попасть и в фильмы. Хотя особой популярностью у сценаристов она не пользуется. Но всё-таки несколько фильмов и мультфильмов привести можно:

  • 1934 год — мультфильм «Богиня весны» из серии «Silly Simphony», США.
  • 1995 год — сериал «Удивительные странствия Геракла», Новая Зеландия.
  • 2002 год — мультфильм «Персефона», Россия.

Здесь режиссеры и сценаристы смогли показать легендарную богиню с разных сторон, помогая зрителям составить максимально полное представление о ней.

Так что, можно с уверенностью сказать, что Персефона, не являясь самой известной богиней Эллады, оказала огромное влияние на деятелей искусства разных эпох и стран.

Стихия: лес, земля.

Объекты: поля, цветы, ночи.

Деятельность: земледелие, плодородия, смерти, природы, семьи.

Тэги: красоты, счастья, загробного мира, изобилия, ада.

Место жительства: подземный мир, Олимп.

 

Смотрите также:

Арт Богини Персефона

Фотографии Персефоны

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

3 × 2 =