Богиня Мнемосина

В греческой мифологии богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Родила от Зевса муз — девять дочерей. Согласно сообщению Павсания в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты — забвения и Мнемосина — памяти (см. в ст. Лета).

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МНЕМОЗИНЫ

Гесиод. Теогония. 132-138. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31-32) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Гея]…разделивши

Ложе с Ураном [Небом], на свет Океан породила глубокий,

Коя и Крия, еще – Гипериона и Иапета,

Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,

Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,

Крон хитроумный».

 

Пиндар. Отрывки. III. Пеаны. 52h. Пеан 7 в. [Палленянам?] в честь Делоса. 1. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 195):

 

«…Я молю Мнемосину [Мнемозину], дочь Неба [Урана], под добрым ее

покрывалом…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. I (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 5) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«…Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов – Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 66 (2-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Было их [титанов и титанид] шесть мужчин и пять женщин, которых одно миф называет детьми Урана и Геи, а другое – одного из куретов и Титеи, от которой они и получили свое имя. Итак, [титанами-]мужчинами были Крон, Гиперион, Кой, а также Япет и Крий и последний – Океан, сестрами же их были Рея, Фемида и Мнемосина, а также Феба и Тефия. Каждый из них изобрел для людей то или иное благо, и за эти общечeловeчeскиe благодеяния они и удостоились почестей и вечной памяти».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня). С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии…установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Мимнерм [эпический поэт 7 в. до н. э.]… в введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 3. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 2-3):

 

«От Эфира и Земли [родились] – [различные абстракции] … Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос [Кой], Сатурн [Кронос], Опс [Рея], Монета [Мнемозина], Диона…»

 

МНЕМОЗИНА – МАТЬ МУЗ

Гесиод. Теогония. 915-917. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Тотчас затем с Мнемосиной сошелся он [Зевс] пышноволосой.

Муз родила ему та, в золотых диадемах ходящих,

Девять счетом».

 

Гесиод. Теогония. 53-62. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 30) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«… В Пиерии

Их родила Мнемосина, царица высот Елевфера [около горы Олимп],

Чтоб улетали заботы и беды душа забывала.

Девять ночей сопрягался с богинею Зевс-промыслитель,

К ней вдалеке от богов восходя на священное ложе.

После ж того как исполнился год, времена обернулись,

Месяцы круг совершили и дней унеслося немало,

Единомысленных девять она дочерей народила,

С рвущейся к песням душой, с беззаботным и радостным духом,

Близ высочайшей вершины одетого снегом Олимпа».

 

Гомеровские гимны. III. К Гермесу. 424-430. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 146) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Смело сын Майи [Гермес, изобретатель лиры] по левую руку стоял Аполлона.

Первою между богинями он Мнемосину восславил,

Матерь божественных Муз: то она вдохновляла Гермеса».

 

Пиндар. Немейские песни. 7. <«Неоптолем»>. Согену Эгинскому. 12-16. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 138-139) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«И чей увенчается труд,

Тот станет для Муз истоком льющихся струн,

Которые – как мед для ума:

Ибо без песни

И великая сила пребывает во мраке.

Ведомо,

Что единое есть зерцало для лучших дел –

Милостью Мнемосины с яркою повязью

Найти в славных напевах слов

Мзду за тяготы свои».

 

Пиндар. Истмийские песни. 6. <«Теламон»>. Филакиду Эгинскому. 74 и далее. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 1761) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«…И ему поднесу я

Диркейскую святую струю,

Подпоясанными дочерьми Мнемосины [Памяти] в золотом

покрывале…»

 

Пиндар. Отрывки. III. 52f. Пеан 6. Дельфийцам на праздник Феоксений. 53-55. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 192-193):

 

«Девственные Музы, вам открыто все:

С матерью Мнемосиною и с владыкою черных

туч…»

 

Пиндар. Отрывки. III. Пеаны. 52h. Пеан 7 в. [Палленянам?] в честь Делоса. 1-15. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 195):

 

«…Я молю Мнемосину [Мнемозину], дочь Неба [Урана], под добрым ее

покрывалом…

И молю дочерей ее:

Дайте мне доброе умение!

Ибо слепы людские умы,

Если без повода геликонских дев

Ступают на путь в глубь мудрости земной».

 

Терпандр Лесбосский. Возлияние. (Источник: Поэты-лирики Древней Эллады и Рима / В переводах Я. Голосовкера. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. – С. 43) (греческая лирика 7 в. до н. э.):

 

«Льем вино – Музам в честь,

Дщерям Памяти [Мнемозины] – в честь,

И водителю Муз –

Сыну Лето – в честь».

 

Платон. Теэтет. 191c / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 251) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз, Мнемосины…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. III (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«…От [Зевса и] Мнемосины [родились] – Музы, первая Каллиопа, затем Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Урания, Талия, Полимния».

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. IX. Эмафиды [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Зевс, совокупившись в Пиерии с Мнемосиной, породил Муз».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 27. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 7):

 

«От Юпитера [Зевса] и Монеты [Мнемозины] [родились] – Музы».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 114. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Как…[Юпитер (Зевс), притворившись] пастухом [обманул] – Мнемозину».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXI. 169-173. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 301) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Вспомни, что с Мнемосиной случилось. Ведь почивал он

С нею девять полных ночей в бессонье любовном,

К деторождению страсти полный ненасытимой!

Всеукрощающий бог, но иной, тебе лишь подобный

Крыльями, Эрос-малютка Кронида жалом уметил!»

 

МНЕМОЗИНА – БОГИНЯ ПАМЯТИ И ЯЗЫКА

Платон. Критий. 108b-d / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 502-503) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Гермократ… Робкие мужи еще никогда не водружали трофеев, Критий, а потому тебе следует отважно приняться за свою речь и, призвав на помощь Пеона [Аполлона] и Муз, представить и воспеть добродетели древних граждан.

Критий… Что до твоих утешений и подбадриваний, то нужно им внять и призвать на помощь богов – тех, кого ты назвал, и других, особо же Мнемосину. Едва ли не самое важное в моей речи целиком зависит от этой богини. Ведь если я верно припомню и перескажу то, что было поведано жрецами и привезено сюда Солоном, я почти буду уверен, что наш театр сочтет меня сносно выполнившим свою задачу».

 

Платон. Теэтет. 191c-191e / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 251-252) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Сократ… Может ли тот, кто прежде чего-то не знал, научиться этому впоследствии?… Чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного – из более чистого воска, у другого – из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру… Скажем теперь, что это дар матери Муз, Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 67 (3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«[Что же касается] титанид, Мнемосина открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий, благодаря которому мы и обозначаем каждую из вещей при общении друг с другом, хотя некоторые считают это изобретением Гермеса. Приписывают этой богине все, что происходит у людей благодаря воспоминанию и запоминанию (μνήμον), откуда она и получила свое имя».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

[Часть ритуалов у оракула Трофония в Лебадии (Беотия):]

«Если какой либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, … Он переходит в руки жрецов, которые ведут его не прямо в пещеру прорицаний, а к источникам воды; правда, они находятся близко один от другого. Здесь он должен напиться из одного воды Леты (Забвения), чтобы он забыл о всех бывших у него до тех пор заботах и волнениях, а из другого он таким же образом опять пьет воду Мнемосины (Памяти), в силу чего он помнит все, что он видел, спускаясь в пещеру… Того, кто вернулся наверх из пещеры Трофония, жрецы опять берут в свои руки, сажают на так называемый Трон Мнемосины (Памяти), который стоит недалеко от святилища, и, посадив его там, спрашивают, что он видел и что слышал».

 

Орфический гимн LXXVII. Мнемосине (фимиам, ладан). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 257) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Я Мнемосину зову, делившую ложе с Зевесом,

Кличу владычицу, муз породившую звонкоголосых,

Память ее не подвластна забвенью, губящему разум,

Держит с душой съединенным она весь ум человека,

Множит тем самым великую силу благую рассудка.

Ты, о сладчайшая, бодрая вечно, способная тотчас

В памяти вызвать у нас, что когда-либо в душу запало,

Не преступив ничего, ты ум пробуждаешь во всяком.

Ныне, блаженная, память у мистов буди об обряде

Благосвященном, богиня, забывчивость прочь отгоняя!»

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга первая. 14. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 12) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«…Памятью своей даже в столетнем возрасте он [Аполлоний Тианский, языческий пророк 1 в. н. э.] превосходил Симонида и часто повторял хвалебную песнь Мнемосине, где говорилось, что все стирается временем, но само время пребывает благодаря памяти нестареющим и неуничтожимым».

 

КУЛЬТ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТА МНЕМОЗИНЫ

 

I. АФИНЫ, главный город Аттики (Южная Греция).

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. II. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут же [в святилище Диониса в Афинах] статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном…»

 

II. ТЕГЕЯ, город в Аркадии (Южная Греция).

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В храме Афины в Тегее:] Есть тут также статуи Муз и (их матери) Мнемосины».

 

III. ГЕЛИКОН, Горное святилище в Беотии (Центральная Греция)

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIX. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«…Первыми людьми, которые на Геликоне принесли жертвы Музам и нарекли эту гору священной горою Муз, были Эфиальт и От; они же основали и город Аскру… Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня). С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии, …установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Со своей стороны Мимнерм [эпический поэт 7 в. до н. э.], написавший стихотворение в элегическом размере…в введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса».

 

IV. ЛЕБАДИЯ, город в Беотии (Центральная Греция).

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

[Часть ритуалов у оракула Трофония в Лебадии (Беотия):]

«Если какой либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, … Он переходит в руки жрецов, которые ведут его не прямо в пещеру прорицаний, а к источникам воды; правда, они находятся близко один от другого. Здесь он должен напиться из одного воды Леты (Забвения), чтобы он забыл о всех бывших у него до тех пор заботах и волнениях, а из другого он таким же образом опять пьет воду Мнемосины (Памяти), в силу чего он помнит все, что он видел, спускаясь в пещеру… Того, кто вернулся наверх из пещеры [оракула] Трофония, жрецы опять берут в свои руки, сажают на так называемый Трон Мнемосины (Памяти), который стоит недалеко от святилища, и, посадив его там, спрашивают, что он видел и что слышал. Узнав все, они поручают его только тогда родственникам. Взяв его на руки, они несут его в помещение, где он прежде жил, в храм доброй Тихи [Фортуны] и доброго Демона [Агафона]. Подняв его на руки, они приносят его сюда, охваченного ужасом и в таком состоянии, что он не сознает самого себя и не узнает близких. Но впоследствии к нему вполне возвращается разум и даже прежняя способность смеяться».

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

18 − 6 =