Богиня Лето

ЛЕТО (лат. La­to, La­to­na), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь тита­нов Коя и Фебы; роди­ла от Зев­са Апол­ло­на и Арте­ми­ду. Рев­ни­вая Гера пре­сле­до­ва­ла ее и не дава­ла воз­мож­но­сти най­ти при­ста­ни­ще. По дру­гой вер­сии все горо­да и ост­ро­ва отка­зы­ва­лись Лето дать при­ют, посколь­ку испы­ты­ва­ли страх перед могу­ще­ст­вен­ным богом, кото­ро­го Лето долж­на была про­из­ве­сти на свет. Толь­ко ост­ров Делос, до того вре­ме­ни носив­ший­ся по мор­ским вол­нам, при­ютил ее. Там Лето под паль­мой роди­ла близ­не­цов. Поэто­му Зевс позд­нее оста­но­вил ост­ров. Воин­ст­вен­ные дети Лето защи­ща­ли ее от всех напа­док и оскорб­ле­ний (напри­мер, со сто­ро­ны Нио­бы и Тития).

Цитаты классической древнегреческой литературы

Рождение Лето

Гесиод. Теогония. 404. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

Феба же к Кою вступила на многожеланное ложе

И, восприявши во чрево, — богиня в объятиях бога, —
Черноодежной Лето разрешилася, милою вечно,
Милою искони, самою кроткой на целом Олимпе,
Благостной к вечноживущим богам и благостной к людям.
Благоименную также она родила Астерию, —

Ввел ее некогда Перс во дворец свой, назвавши супругой.

Внучка Коя — Геката. Ее прославление.Эта, зачавши, родила Гекату

 

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

Миф о том, что Артемида оказала помощь Лето при рождении Аполлона, связан с культом Артемиды — покровительницы родов (Эйлитии).

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

От титанов родились потомки… от Кея и Фебы — Астерия и Лето

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

Дочерью Коя и Фебы была Лето

 

Рождение Аполлона и Артемиды

Гомер. Илиада. Песнь 1. 9. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

Сын громовержца и Леты — Феб

 

Гомер. Илиада. Песнь 14. 327. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

Так не любил я, пленясь лепокудрой царицей Деметрой,
Самою Летою славной, ни даже тобою, о Гера!

 

Платон. Кратил. Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Сократ: … Будем рассуждать о людях и выяснять, какое представление о богах те имели, когда устанавливали для них имена.

…Первые учредители имен не были простаками, но были вдумчивыми наблюдателями небесных явлений и, я бы сказал, тонкими знатоками слова.

Лето – за мягкость этой богини, поскольку она благоволит к мольбам молящих. Но может быть, более верно то имя, каким зовут ее чужеземцы, ведь многие называют ее Лефо: в этом случае, видимо, подчеркивается, что нрав ее не колюч, но кроток и ласков.

 

Гесиод. Теогония. 918. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

С Зевсом эгидодержавным в любви и Лето сочеталась.
Феба она родила с Артемидою стрелолюбивой;

Всех эти двое прелестней меж славных потомков Урана.

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 21. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

Из дочерей Кея Астерия, приняв образ перепелки, кинулась в море, чтобы избежать преследований Зевса, хотевшего с ней сойтись (ее именем вначале был назван город Астерия, который позднее стал именоваться Делос). Богиню же Лето, сошедшуюся с Зевсом, Гера преследовала по всей Земле, пока та, придя на остров Делос, не родила вначале Артемиду, а с помощью Артемиды она затем родила Аполлона

Гимны

Орфический гимн XXXV. ЛЕТО (фимиам, смирна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 194) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

В пеплосе черном Лето, породившая двойню богиня!
О Коантида, могучая духом, молимая всеми,
Ты, кто Зевесово семя благим обратила потомством,
Феба на свет породив с Артемидою, лучницей славной —

Дочь на Ортигии ты родила, а на Делосе — сына.
Внемли, богиня-владычица, милость ‘имея на сердце!
К жертве всебожьей гряди, принося завершенье благое!

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

7 − три =