Богиня Иасо

1

Богиня Иасо (др.-греч. Ἰασώ, Ἰησώ) – божество в Древней Греции, одна из дочерей Асклепия, покровителя медицины. Она входила в группу, которая представляла сбой семью великого врачевателя. Это целый сонм божеств здоровья. Каждый отвечал за свою сферу медицины, например, процесс лечения или само выздоровление. Иасо также была целительницей. Греки считали, что она ответственна именно за выздоровление как результат.

Функции Иасо

Богиня медицины Иасо (или Ясо) носила разные эпитеты. Она была «всеисцеляющей», «целительницей». Само её имя с др.-греч. переводилось как «лечение». Иасо была дочерью Асклепия (Эскулапа у римлян) и богини Эпионы, которая отвечала за облегчение болей при ранах и различных недугах.

word-image-291

Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Иасо, Акесо и Ианискос. Фрагмент вотивного (жертвенного) рельефа из пентелийского мрамора. Национальный археологический музей в Афинах, Греция.

В античности каждая из составляющих лечения (само исцеление как процесс, выздоровление как результат) имела значение сама по себе. Понятия чётко разделялись.

Поэтому и существовали такие мифологические персонажи, как богиня Иасо, а также другие боги. Каждый в свою очередь покровительствовал определённой стороне лечения. Асклепий был главным среди них, великий целитель, открывший секрет бессмертия, сын Аполлона.

Информацию о том, богиня чего Иасо, можно найти и в римской мифологии. Там аналогом Иасо была нимфа Ютурна. Ютурна – это нимфа, охраняющая источники и даже рукотворные колодцы, фонтаны, следящая за их чистотой.

Её связь с целительством проявлялась в существовании так называемого источника Ютурны. Источник Ютурны находился у подножия Палатина, центрального холма из семи главных холмов Рима. Там находился алтарь, возле которого текла вода. Согласно преданиям, она обладала целительными свойствами.

Почитание Иасо

Культ этой богини во многом был в тени её отца Асклепия. Иасо входила в его божественную семью покровителей здоровья, и, хотя её роль как богини выздоровления казалось важной, всё-таки почитание богини не получило широкого распространения. Больше были известные другие дочери Асклепия, также из целителей – Гигиея (богиня чистоты, чистых источников) и Панакея (Панацея, всеисцеляющая).

Панакея была близка к Иасо по функциям, она тоже представляла собой процесс лечения. Но о Панакее известно больше, так, она была богиней, которая искала средство для излечения всех ран и недугов. В мифологии она противопоставлялась Гигиее, которая считала основой лечения профилактику, а также достойную жизнь. Иасо же находилась в тени сестер.

Обогнал по популярности богиню и Телесфор, ещё одно божество из семьи Асклепия, его сын и персонификация целебного сна. При этом он сначала почитался отдельно от Асклепия. Иасо также практически не появляется в древнегреческой мифологии, можно найти только упоминания о ней. И это всегда ситуации, когда богиня сопровождает своего отца, и о ней говорится, как о его помощнице.

У Иасо не было отдельных храмов или памятников, и всё же ей поклонялись и приносили в её честь жертвы.

Самым известным местом поклонения был храм Амфиарая в Оропе, древнем городе, на место которого сейчас стоит город Оропос. Там находился жертвенник, одна из частей которого и была посвящена Иасо. Об этом писал писатель и географ Павсаний в своём труде «Описание Эллады», где учёный изложил историю Древней Греции.

Жертвенник был разделен ещё на несколько частей. Они принадлежали таким богам, как Афродите (покровительница любви, красоты, вечной весны), сестрам Иасо Панакее и Гигиее, а также Афине Пэонии. Эпитет «Пэония» переводился как «целительница», что подчёркивало связь и этой богини с медициной. Поэтому в целом жертвенник в первую очередь предназначался для связи с богами здоровья и лечения.

Образ Иасо в древнегреческой культуре

Иасо практически не изображалась отдельно. Чаще всего она сопровождала своего отца, бога Асклепия, и находится среди других его детей и членов семьи. Иногда её окружают другие боги. Например, такую сцену можно найти на краснофигурной греческой вазе, которая датируется примерно 425 г. до н.э.

На вазе показана подготовка к свадьбе Гипподамии, дочери царя Эномая из Писы, сына Ареса. Он убивал всех её женихов, которые соревновались с ним в гонках на колесницах и проигрывали, пока герой Пелоп не подкупил возничего Эномая. Кроме Иасо на вазе изображены следующие боги:

  • Евринома – океанида, одна из старших дочерей Океана, прислуживающая богине Гармонии, мать харит, которых Евринома родила от Зевса;
  • Гимерос – бог страстной любви или же просто физической страсти, один из спутников Афродиты, брат Эрота или даже сам Эрот в другой ипостаси;
  • Эрот – божество любовного влечения;
  • Астерия – звёздная богиня, сестра титаниды Лето и мать Гекаты.

greek-eros-vase-iaso

Краснофигурная амфора, на которой среди других божеств изображена Иасо (вторая справа). Ок. 425 г. до н.э.

Имя Иасо мелькает в художественных текстах древнегреческих поэтов и писателей. Например, в лирике неизвестного автора прославляется Асклепий и его дети, «всеславные» и «непорочные».

В греческой комедии Аристофана рассказывается, как двое афинских граждан привели Плутоса, слепого бога богатства, в храм Асклепия. Врачеватель появляется в сопровождении Иасо и Панакеи. Затем описывается процесс лечения, во время которого Асклепий призывает священных змей себе в помощь.

Богиня Иасо в цитатах из классических произведений Древней Греции

В греческой лирике неизвестного поэта, переведённой Кэмпбеллом, говорится следующее:

Асклепий был самым знаменитым, известным богом. Он дал жизнь нескольким детям – в первую очередь это сыновья Махаон и Подалирий. Дальше идут дочери – Ясо (другое имя Иасо), богиня-целительница, светловолосая Эгле, Панакея (также Панацея). Всё потомство Асклепия, рождённое от богини Эпионы, включая также Гигиею – это прекрасные непорочные боги, которые пользуются большой славой и почётом.

У географа Павсания в «Описании Греции» (путеводитель по Элладе, пер. Джонса) есть информация об алтаре Иасо:

В городе Оропа в Аттике был храм Амфиарая. Там Павсанию показывали алтарь, разделённый на несколько частей. Четвёртая часть этого жертвенника посвящена различным богам, в т.ч. Панакее (Панацее), Гигиее, Афине Пэонии (термин, означающий целительные силы бога), а также самой Иасо.

Иасо появляется в греческой комедии комедиографа Аристофана. Она была создана в 5-4 гг. до н. э., переведена О’Нил:

Комедийная пьеса описывает, как в храм Асклепия (асклепион) приходят двое афинских граждан. Они ведут слепого бога Плутоса, который нуждается в исцелении. Асклепий же появляется, сопровождаемый своими дочерьми, Панацеей и Иасо (Ясо).

Одна из героинь спрашивает, приходил ли бог Асклепий. Другой персонаж, по имени Карион, отвечает ей, что Эскулап был в храме, но надолго не задержался. Затем Карион вспоминает о забавном случае, произошедшем в то время, пока Асклепий стоял рядом. Карион ощутил, как его начало пучить, и он громко испустил газы.

На вопрос женщины о том, поморщился ли бог, мужчина отвечает отрицательно. А вот Иасо покраснела после произошедшего. Панацея отвернулась от мужчины, зажав рот рукой, ведь сам Карион признал, что запах не был похож на аромат духов.

Женщина по-прежнему интересуется тем, что же сделал сам Асклепий. Тогда Карион описывает процесс лечения. По его словам, Эскулап сначала обошёл всех больных, осмотрел тщательно каждого. После он обратил внимание на Плутоса. Сев у изголовья его кровати, Асклепия взял совершенно чистую салфетку и обтёр веки.

На следующем этапе процедуры он накрыл голову и лицо тканью пурпурного цвета. Завершилось же всё действо тем, что бог свистнул, призывая своих священных змей огромного размера. Они тут же появились из святилища.

Ещё одно упоминание есть в энциклопедии «Суда», Suda On Line (византийский греческий лексикон, X в. н.э.):

Рассказывается об Эпионе, о том, что она – жена бога Асклепия. Перечисляются её дочери, а именно Гигея, Эгле (Эгла), Ясо (Иасо), Акесо и Панацея.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

четырнадцать + 14 =