Богиня Гея

Цитаты классической древнегреческой литературы

ГЕЯ (греч. Ga­ia или Ge, лат. Gaea), гре­че­ская боги­ня животво­ря­щей зем­ли, про­из­во­ди­тель­ни­ца и носи­тель­ни­ца всех живых существ, пра­ма­терь и пра­бо­же­ство, в кото­ром объ­еди­ни­лись все догре­че­ские и арха­и­че­ские гре­че­ские пред­став­ле­ния. Гея про­из­ве­ла на свет Небо (Ura­nos), Море (Pon­tos) и горы. Будучи супру­гой Ура­на, она роди­ла тита­нов, цик­ло­пов и гека­тон­хей­ров. По нау­ще­нию Геи ее сын Крон оско­пил Ура­на, из капель кро­ви кото­ро­го роди­лись эри­нии и гиган­ты. В Гре­ции повсе­мест­но суще­ст­во­вал культ Геи, по-види­мо­му, ей пер­во­на­чаль­но при­над­ле­жал ора­кул в Дель­фах. В древ­не­рим­ской мифо­ло­гии Гее соот­вет­ст­во­ва­ла Тел­лус (Ter­ra Ma­ter, Tel­lus).

 

ГЕЯ И РОЖДЕНИЕ КОСМОСА

I. КОСМОГОНИЯ ГЕСИОДА

Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 31-32) (греческий эпос 8–7 вв. до н. э.):

«Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

[Вечных богов – обитателей снежных вершин олимпийских.]

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос

Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;

Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,

Шумное море бесплодное, Понт. А потом, разделивши

Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий,

Коя и Крия, еще – Гипериона и Иапета ,

Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,

Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,

Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел».

 

Гомеровские гимны. Гимн III. К Гермесу. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 146) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Вскоре, прервавши молчанье, под звонкие струнные звуки

Начал он петь, и прелестный за лирою следовал голос.

Вечноживущих богов воспевал он и темную землю, –

Как и когда родились и какой кому жребий достался».

 

Гомеровские гимны. Гимн XXX. К Гее, матери всех. (Источник: Эллинские поэты. /Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 174) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Петь начинаю о Гее-всематери, прочноустойной,

Древней, всему, что живет, пропитанье обильно дающей».

 

Псевдо-Гигин. <Введение.> Генеалогии. (Источник: Гигин. Мифы / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. — 400 с. – С. 1, 2) (римский мифограф 2 в. н. э.):

«1. От Мглы — Хаос. Он Хаоса и Мглы — Ночь, День, Эреб, Эфир…

2. От Эфира и Дня – Земля, Небо, Море».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга первая. 5. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы. – М.: Художественная литература, 1977. Перевод с латинского С. В. Шервинского) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Не было моря, земли и над всем распростертого неба, –

Лик был природы един на всей широте мирозданья, –

Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,

Бременем косным он был, – и только, – где собраны были

Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе.

Миру Титан [Гелиос – Солнце] никакой тогда не давал еще света.

И не наращивала рогов новоявленных Феба [Селена – Луна],

И не висела земля, обтекаема током воздушным,

Собственный вес потеряв, и по длинным земным окоемам

Рук в то время своих не простерла еще Амфитрита [моря].

Там, где суша была, пребывали и море и воздух.

И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.

Воздух был света лишен, и форм ничто не хранило.

Все еще было в борьбе, затем что в массе единой

Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,

20 Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким.

Бог (Деус [возможно, изначальный Эрос (Порождение) или Хронос (Время)]) и природы почин раздору конец положили.

Он небеса от земли отрешил и воду от суши.

Воздух густой отделил от ясность обретшего неба.

После же, их разобрав, из груды слепой их извлекши,

Разные дав им места, – связал согласием мирным.

Сила огня вознеслась, невесомая, к сводам небесным [Уран],

Место себе обретя на самом верху мирозданья.

Воздух – ближайший к огню по легкости и расстоянью.

Оных плотнее, земля свои притянула частицы.

Сжатая грузом своим, осела. Ее обтекая,

Глуби вода заняла и устойчивый мир окружила.

Расположенную так, бог некий – какой, неизвестно –

Массу потом разделил; разделив, по частям разграничил –

Землю прежде всего, чтобы все ее стороны гладко

Выровнять, вместе собрал в подобье огромного круга.

После разлил он моря, приказал им вздыматься от ветров

Буйных, велел им обнять окруженной земли побережья…

Только лишь расположил он всё по точным границам, –

В оной громаде – слепой – зажатые прежде созвездья

Стали одно за одним по всем небесам загораться;

Чтобы предел ни один не лишен был живого созданья,

Звезды и формы богов небесную заняли почву.

Для обитанья вода сверкающим рыбам досталась,

Суша земная зверям, а птицам – воздух подвижный».

 

Овидий. Фасты. Книга пятая. 11. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы./Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Кончился Хаос, и натрое мир разделился впервые,

И мироздание все в новые виды вошло:

Тяжко осела земля и моря [Понтос] за собой притянула,

А в высочайшую высь легкое небо [Уран] взвилось.

Солнце и звезды тогда вознеслись, невесомые, в небо,

Вспрыгнули кони Луны вышние тропы топтать.

Но ни земля [Гея] небесам, ни Фебу [Гелиосу – Солнцу] прочие звезды

Не уступали: почет был одинаковый всем».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXVII. 48. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 266) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Гея эфир [Уран, небо] породила, где кружатся ныне созвездья…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLI. 90-95. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 400) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Только цвела Бероя, Луны и Солнца древнее,

Старше тверди земной… На лоне своем плодоносном

Первой Бероя прияла солнечное сиянье…

Первой отбросила темный покров первородного мрака,

Первою жизнь явила в хаосе первоначальном!»

 

II. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Аристофан. Птицы. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

«Хаос, Ночь и Эреб [мрак] – вот что было сперва, да еще только Тартара [яма] бездна.

Вовсе не было воздуха, неба, земли…

Появился Эрот [любовь] сладострастный…

С черным Хаосом в Тартаре сблизился он, в беспредельной обители мрака,

И от этого мы появились на свет, первородное племя Эрота

Из различных смешений различных вещей появились и небо [Уран], и море [Океан],

И земля [Гея], и нетленное племя богов».

 

Орфей. III. Рапсодическая теогония. 70 (Дамаский) (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 48) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Сотворил великий Хронос в божественном Эфире Серебряное яйцо [из которого родился Уран (небо), Гея (Земля) и Фанет]».

 

Орфей. IV. Орфическая теогония по Иерониму и Гелланику. 54 (Дамаский) (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Сначала были вода и ил, который затвердел в землю», — говорит он, полагая первыми эти два начала — воду и землю… а предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное, ибо уже само умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т. е. из воды и земли, и являет собой «Дракона [Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] — лик бога. На плечах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. С ним соединена Ананкэ [Необходимость] — то же самое существо, что и Адрастея — бестелесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Под этим, я думаю, подразумевается третье субстанциальное начало, только он признал его мужеженским, чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю также, что теология, изложенная в «Рапсодиях», опустив два первых начала (вместе с одним, предшествующим двум и переданным посредством молчания), начала с этого третьего, следующего за двумя, как с первого, которое хоть в какой-то мере выразимо в слове и доступно человеческому слуху. Действительно, высокочтимый в той [«Рапсодической теогонии»] Нестареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой теогонии] тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир», как он говорит, «безграничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]». Эта вторая триада, по его учению, соответствует первой, как потенциальная — отчей. Поэтому третий член ее есть «мглистый Эреб», отчий и крайний — «Эфир», и не просто [«Эфир»], а «влажный», а средний — «безграничный Хаос». В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] порождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них тоже эманирует третья умопостигаемая триада. Какова же она? [Во-первых], яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, равно как и множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в-третьих, кроме того, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей». Его надо рассматривать как ум триады, этого третьего бога; средине роды, множество и двоицу — как потенцию, а само яйцо — как отчее начало третьей триады. Эта теология также, [подобно Рапсодической], воспевает Протогона [Перворожденного бога] и величает Зевса (Диас) «распорядителем всех и всего космоса», почему он и зовется также Паном. Вот что сообщает эта генеалогия об умопостигаемых началах».

 

Орфей. IV. Орфическая теогония по Иерониму и Гелланику. 57 (Афинагор) (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Боги, как говорят [язычники], были не изначально, но каждый из них родился так же, как рождаемся мы, и причем в этом они согласны все: как Гомер, который говорит: «Океана, прародителя богов, и матерь Тефию» [Ил., XIV, 201], так и Орфей, который первым придумал имена богов и изложил их генеалогии, равно как и деяния каждого из них, и который пользуется у язычников славой более правдивого богослова. Гомер по большей части и особенно в отношении богов следует за ним и так же, [как Орфей], полагает источник их возникновения в воде «Океан, что всем прародитель» [Ил., XIV, 246]. Ведь, по Орфею началом всех вещей была вода, из воды возник ил, а из того и другого родилось животное Змей с приросшей головой льва <и быка>, а посредине между ними — лик бога по имени Геракл или Хронос. Этот Геракл родил сверхвеликое яйцо…»

 

Орфей. IV. Орфическая теогония по Иерониму и Гелланику. 57 (Афинагор) (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 62) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«…Геракл родил сверхвеликое яйцо, которое — переполняемое силой своего родителя — от трения раскололось надвое. Верхняя его половина стала Небом, нижняя — Землей. Произошел и некий двутелый бог».

 

ГЕЯ, ТИТАНЫ И КАСТРАЦИЯ УРАНА

Гесиод. Теогония. 127-188. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 31-33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотонных;

Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,

Шумное море бесплодное, Поит. А потом, разделивши

Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий,

Коя и Крия, еще – Гипериона и Напета,

Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,

Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,

Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел.

Также Киклопов с душою надменною Гея родила, –

Счетом троих, а по имени — Бронта, Стеропа и Арга.

Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали.

Были во всем остальном на богов они прочих похожи,

Но лишь единственный глаз в середине лица находился:

Вот потому-то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы»,

Что на лице по единому круглому глазу имели.

А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.

Также другие еще родилися у Геи с Ураном

Трое огромных и мощных сынов, несказанно ужасных, –

Котт, Бриарей крепкодушный и Гиес — надменные чада.

Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый

Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов

По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.

Силой они неподступной и ростом большим обладали.

Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном,

Были ужасны и стали отцу своему ненавистны

С первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появился,

Каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель,

Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался.

С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша.

Злое пришло ей на ум и коварно-искусное дело.

Тотчас породу создавши седого железа, огромный

Сделала серп и его показала возлюбленным детям

И, возбуждая в них смелость, сказала с печальной душою:

«Дети мои и отца нечестивого! Если хотите

Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство

Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил».

Так говорила. Но, страхом объятые, дети молчали.

И ни один не ответил. Великий же Крон хитроумный,

Смелости полный, немедля ответствовал матери милой:

«Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я.

Мало меня огорчает отца злоимянного жребий

Нашего. Ибо он первый ужасные веши замыслил».

Так он сказал. Взвеселилась душой исполинская Гея.

В место укромное сына запрятав, дала ему в руки

Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он

Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду

Распространился кругом. Неожиданно левую руку

Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный

Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро

Член детородный и бросил назад его сильным размахом.

И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их земля приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эринний она родила и великих Гигантов

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем».

 

Гесиод. Теогония. 44-47. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 30) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«… Богини [Музы] же гласом бессмертным

Прежде всего воспевают достойное почестей племя

Тех из богов, что Землей [Геей] рождены от широкого Неба [Урана],

И благодавцев-богов, что от этих богов народились».

 

Гесиод. Теогония. 617-624. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 41) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ко [гекатонхейрам] Бриарею, и Котту, и Гиесу с первого взгляда

В сердце родитель почуял вражду и в оковы их ввергнул,

Мужеству гордому, виду и росту сынов удивляясь.

В недрах широкодорожной земли поселил их родитель.

Горестно жизнь проводили они глубоко под землею,

Возле границы пространной земли, у предельного края,

С долгой и тяжкою скорбью в душе, в жесточайших страданьях…»

 

Эсхил. Прометей прикованный. 204-205. (Источник: Эсхил. Трагедии/Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 241) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«В то время был хорошим я советчиком

Титанам древним, неба и земли сынам».

 

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга I. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека/Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л.: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972. – С. 5) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«(1) Уран [Небо] первый стал править всем миром. Вступив в брак с Геей [Землей], он произвел на свет прежде всего так называемых гекатонхейров – Бриарея, Гия и Котта, которые превзошли всех ростом и силой, имея по сто рук и по пятидесяти голов каждый. (2) Вслед за ними родила ему Гея киклопов [циклопов] — Арга, Стеропа и Бронта, каждый из которых имел на лбу один глаз. Но Уран связал их и сбросил в Тартар. Это объятое мраком место в Аиде, удаленное от поверхности земли на такое же расстояние, как земля от неба. (3) Затем Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов – Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю.

(4) Гея [Земля], негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать против отца и дала кривой стальной меч Крону [Хрону, Времени]. Все титаны, за исключением Океана, напали на отца, и Крон, отрезав детородный орган Урана, бросил его в море. Из капель хлынувшей крови родились Эринии – Алекто, Тисифона, Мегера. Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону».

 

Диодор Сицилийский (греческий историк 1 в. н. э.) Историческая библиотека. Книга V. 66 (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«(1) Итак, критяне рассказывают миф, что во времена куретов появились так называемые титаны… (2) Было их шесть мужчин и пять женщин, которых один миф называет детьми Урана и Геи, а другой — одного из куретов и Титеи, от которой они и получили свое имя. (3) Итак, [титанами-] мужчинами были Крон, Гиперион, Кой, а также Япет и Крий и последний — Океан, сестрами же их были Рея, Фемида и Мнемосина, а также Феба и Тефия».

 

Псевдо-Гигин. <Введение.> Генеалогии. (Источник: Гигин. Мифы / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. — 400 с. – С. 2-3) (римский мифограф 2 в. н. э.):

«От Эфира и Земли [родились]… Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны — Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос, Сатурн, Опс, Монета, Диона; три Фурии, а именно Алекто, Мегера, Тисиона».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXVII. 50 (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 266) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Гея… тебя и скроет.

Даже и Крон… явленный небом — в недрах скрылся темных Аруры!»

 

ГЕЯ И ВОЙНА ТИТАНОВ

Гесиод. Теогония. 463-505. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Знал он [Крон] от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,

Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,

Как он сам ни могуч — умышленьем великого Зевса.

Вечно на страже, ребенка, едва только на свет являлся,

Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.

Но наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,

Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,

К Гее великой, Земле, и к звездному Небу-Урану

Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,

Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отмстить за злодейство

Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.

Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном

И сообщили ей точно, какая судьба ожидает

Мощного Крона-царя и его крепкодушного сына.

В Ликтос послали ее, плодородную критскую область,

Только лишь время родить наступило ей младшего сына,

Зевса-царя. И его восприяла Земля-великанша,

Чтобы на Крите широком владыку вскормить и взлелеять.

Быстрою, черною ночью сначала отправилась в Дикту

С новорожденным богиня и, на руки взявши младенца,

Скрыла в божественных недрах земли, в недоступной пещере,

На многолесной Эгейской горе, середь чащи тенистой.

Камень в пеленки большой завернув, подала его Рея

Мощному сыну Урана. И прежний богов повелитель

В руки завернутый камень схватил и в желудок отправил…

Начали быстро расти и блестящие члены, и сила

Мощного Зевса-владыки. Промчались года за годами.

Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи…

Братьев своих и сестер Уранидов, которых безумно

Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.

Благодеянья его не забыли душой благодарной

Братья и сестры и отдали гром ему вместе с палящей

Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша».

 

Гесиод. Теогония. 617-628. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 42) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ко [гекатонхейрам] Бриарею, и Котту, и Гиесу с первого взгляда

В сердце родитель [Уран] почуял вражду и в оковы их ввергнул,

Мужеству гордому, виду и росту сынов удивляясь.

В недрах широкодорожной земли поселил их родитель.

Горестно жизнь проводили они глубоко под землею,

Возле границы пространной земли, у предельного края,

С долгой и тяжкою скорбью в душе, в жесточайших страданьях.

Всех их, однако, Кронид и другие бессмертные боги,

Реей прекрасноволосой рожденные на свет от Крона,

Вывели снова на землю, совета послушавшись Геи:

Точно она предсказала, что с помощью тех великанов

Полную боги победу получат и громкую славу».

 

Гесиод. Теогония. 689-705. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 43) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[Война Титанов]…И немедленно, с неба, а также с Олимпа

Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны,

Полные блеска и грома, из мощной руки полетели

Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.

Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела,

И затрещал под огнем пожирающим лес неиссчетный.

Почва кипела кругом. Океана кипели теченья

И многошумное море. Титанов подземных жестокий

Жар охватил, и дошло до эфира священного пламя

Жгучее. Как бы кто ни был силен, но глаза ослепляли

Каждому яркие взблески перунов летящих и молний.

Жаром ужасным объят был Хаос. И когда бы увидел

Все это кто-нибудь глазом иль ухом бы шум тот услышал,

Всякий, наверно, сказал бы, что небо широкое сверху

Наземь обрушилось, — ибо с подобным же грохотом страшным

Небо упало 6 на землю, ее на куски разбивая, —

Столь оглушительный шум поднялся от божественной схватки».

 

Гесиод. Теогония. 881-885. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 47) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«После того как окончили труд свой блаженные боги

И в состязанье за власть и почет одолели Титанов,

Громогремящему Зевсу, совету Земли повинуясь,

Стать предложили они над богами царем и владыкой.

Он же уделы им роздал, какой для кого полагался».

 

Эсхил. Прометей прикованный. 204-215 (источник: Эсхил. Трагедии/Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 241) (греческая трагедия 5 в. н. э.):

[Титан Прометей рассказывает о войне Титанов:]

«В то время был хорошим я советчиком

Титанам древним, неба [Урана] и земли [Геи] сынам.

Но убедить не мог их. Лесть и хитрости

Они надменно презирали. Силою

Прямой добиться чаяли владычества;

Но мать моя, Фемида-Гея (много есть

Имен у ней одной), идущих дней пути

Предсказывала мне не раз. Учила мать,

Что не крутая сила и не мужество,

А хитрость власть созиждет в мире новую.

Титанам это все я объяснил. Они ж

Скупились даже взглядом подарить меня».

 

Псевдо-Апполодор (греческий мифограф 2 в. н. э.) Мифологическая библиотека. Книга I. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека/Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972. – С. 5-6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону. Крон же снова заковал их и заключил в Тартар. Крон женился на сестре Рее и, так как Гея и Уран предрекли ему, что власть у него отнимет его собственный сын, стал пожирать рождавшихся у него детей…

Зевс начал войну с Кроном и титанами. После того как они сражались десять лет, Гея предсказала Зевсу победу, если он привлечет в качестве союзников тех, кто был низвергнут в Тартар. Тогда Зевс, убив сторожившую их Кампу, освободил их от оков».

 

Овидий. Фасты. Книга третья. 796-805 (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы./Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Изгнан с престола Сатурн [Крон] силой Юпитера [Зевса] был;

В гневе к оружью зовет он могучих Титанов на помощь,

Чтобы вернуть себе власть, данную роком ему.

Было Землей [Геей] рождено чудовище страшного вида –

Спереди было быком, сзади же было змеей.

В черных лесах его Стикс заключил по завету трех Парок

И оградил его там крепко тройною стеной.

По предсказанию тот, кто нутро у быка в силах выжечь,

Смог бы потом одолеть и вековечных богов».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь VI. 208-230. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 70-71) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Зевс же Отец, как яденье свершилося Диониса [Загрея]…

матерь Титанов [Гею] предал мстящим зарницам,

Бросил убийц Загрея рогатого за затворы

Тартарийские, бурным пламенем вспыхнули чащи,

Тяжкоогромной Геи огнем исходящие пряди.

Предал огню он восточный край. От огнистого дрота

Бактрианские пашни вспылали, вместе с ручьями

Ближней Ассирии воды Каспия загорелись,

Горные цепи индов. Эритрейские зыби

Занялися огнем. Горит и Нерей аравийский…

Запада не миновали чадолюбивого Зевса

Распаленного громы, под пяткой Зефира-ветра

Зыби закатные блещут сияньем зноя огнистым,

Как и арктийские горы. Равно горит, закипая,

Лед на северных водах, в странах Борея

И под шатром Козерога, где веет Нот ливненосный,

Южные долы пылают от огненных сполохов жарких.

Слезы потоков струятся и рек из глаз Океана —

Молит о милости старец, лиющий влагу морскую.

Гнев свой Зевс умеряет. Узрев, как страдает от молний

Тяжкоогромная Гея, сжалился. Хочет водою

Почву смягчить, исцелить огнем нанесенные раны.

Вот сначала всю землю залили воды Зевеса,

Тучи все небо закрыли плотным покровом…»

[потоп, в котором спаслись Девкалион с женой].

 

ГЕЯ, ВОЙНА ГИГАНТОВ И ТИФОН

Гесиод. Теогония. 820-822. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 46) (греческий эпос 8-8 вв. до н. э.):

«После того как Титанов прогнал уже с неба Кронион,

Младшего между детьми, Тифоея, Земля-великанша

На свет родила, отдавшись объятиям Тартара страстным».

 

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VI. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека/Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972. – С. 9-10) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Гея, негодуя по поводу того, что произошло с титанами, родила от Урана гигантов… Богам рок судил, что они не смогут уничтожить никого из гигантов, но если в помощь богам выступит какой-либо смертный, то они сумеют взять верх над ними. Гея, узнав об этом, стала искать волшебную траву, чтобы спасти гигантов от гибели, грозившей им от руки

смертного. Тогда Зевс запретил светить Эос [Рассвету], Селене [Луне] и Гелиосу [Солнцу] и успел раньше, чем Гея, срезать эту волшебную траву…

После того как боги одержали победу над гигантами, Гея, воспылав еще более сильным гневом, сочеталась с Тартаром и родила в Киликии Тифона…»

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика (греческий эпос 3 в до. н. э.) Вторая книга. 37-39. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика /Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001) (греческий эпос 3 в. до н. э.):

«Был подобен Амик Тифйю губителю, сыну

Геи-Земли, — чудовище жуткое это когда-то

В гневе на Зевса она родила».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика (греческий эпос 3 в до. н. э.) Вторая книга. 1200-1206. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика /Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001) (греческий эпос 3 в. до н. э.):

«[Аргос обращается к аргонавтам: ] Кроме того, не легко унести руно без Эета.

Змей сторожит руно, вокруг него извиваясь.

Змей неусыпный, бессмертный, рожденный Геей-Землею

На вершине Кавказа, где скала Тифаона.

Там, говорят, Тифаон, пораженный перуном Кронида

Из-за того, что на Зевса простер свои мощные руки,

Жаркую кровь излил с головы…»

 

Афиней. Пир мудрецов. Книга третья. 78a. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 110) (греческий ритор 2-3 вв. н. э.):

«… Когда Зевс преследовал Сикея, одного из титанов, того взяла под свою защиту его мать Гея, и чтобы утешить сына, произрастила дерево…»

 

Страбон. География. Книга VII.I.5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 258) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Отсюда до Левков 80 стадий; это — маленький городок, в котором показывают источник зловонной воды. Миф рассказывает, что Геракл изгнал захваченных в кампанской Флегре гигантов, которых называли левтернийскими. Гиганты бежали сюда, и Земля скрыла их, а из ихора их тел берут начало зловонные струи источника».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) <Введение.> Генеалогии. (Источник: Гигин. Мифы / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 3-4):

«От Земли [Геи] и Тартара [родились] – Гиганты: Энкелад, Кой, Элент, Мофий, Астрей, Пелор, Паллант, Эмфит, Ройк, Иэний, Агрий, … Эфиальт, Эврит, Эффракоридон, Теомис, Феодамант, От, Тифон, Полибот, Менефриар, Абес, Колофон, Иапет».

 

Гигин. Мифы. 152. (Источник: Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 183-184):

«У Тартара и Тартары [Геи] родился Тифон. Он был огромный величины и чудовищного вида, потому что на плечах у него росло сто драконьих голов. Он вызвал Юпитера [Зевса] сражаться за царскую власть. Юпитер поразил его в грудь пылающей молнией. Когда он горел, Юпитер бросил на него гору Этну, которая находится в Сицилии и которая, как говорят, поэтому до сих пор горит».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга первая. 152-162. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римская поэма 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«В царство небес, говорят, стремиться стали Гиганты;

К звездам высоким они громоздили ступенями горы.

Тут всемогущий отец Олимп сокрушил, ниспослал он

Молнию; с Оссы он сверг Пелион на нее взгроможденный.

Грузом давимы земли, лежали тела великанов, –

Тут, по преданью, детей изобильной напитана кровью,

Влажною стала земля и горячую кровь оживила;

И, чтоб от рода ее сохранилась какая-то память,

Образ дала ей людей. Но и это ее порожденье

Вовсе не чтило богов, на убийство свирепое падко,

Склонно насилье творить. Узнаешь рожденных от крови!»

 

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песнь I. 145-156 и 414-418. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 6, 12) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… Пока ведь на ложе

Зевс Кронид с Плуто возлегал, дабы в мир появился

Тантал, воришка безумный нектара кубков небесных,

Он оружье эфира укрыл в глубинах пещеры

Тайной совместно с зарницами; спрятаны будучи, громы

Дым испускали, чернящий белые кручи утесов,

А от зарниц, исходящих пламенем бурным и тайным,

Сразу ключи закипали и в руслах речек нагорных

Мигдонийских бурлили токи, паром клубяся.

Длань протянуть лишь осталось по знаку родимой Аруры

Киликийцу Тифону, зарницы похитить у Дия,

Пламени стрелы…

И до слуха Тифона достигла песнь обольщенья

В легком дыхании Кадма, раздувшего щеки, рождаясь.

Тут Гигант обольщенный свивает змеиные ноги,

Песне коварной внимая, потом оставляет в пещере

Жгучие молнии Дия, доверив их матери Гее…»

 

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песнь II. 537-563. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 26-27) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Если бы Зевес Дождливый дал волю потокам и ливням,

То Тифоэй омылся бы с ног и до глав целокупно

Освежив свои члены сожженые громом небесным!

Дроты изострые бури и снега, и глыб бичевали

Сына, но вместе и матерь могучую тоже задели!

Только она узрела на теле Гиганта судьбины

Знаки — льдистые глыбы, следы всежалящей влаги,

Голосом изнеможенным взмолилася матерь Титану

Гелию, и попросила, чтоб луч полуденный и жаркий

Влагу льдистую Зевса светом расплавил горячим,

Дабы родимый согрел Тифона, покрытого снегом.

Вот на истерзанного обрушились снова удары —

Полчища пястей узрев, окруженных пламенем бурным,

Тут же мать умолила ветер зимы влагоносной

Хоть на одно только утро подуть — дуновеньем прохладным

Боль и терзание жажды сына Тифона умерить.

Так исход этой битвы решил в свою пользу Кронион!

В горе великом вцепившись в леса и чащи рукою,

Гея-мать застонала, завидев Тифоновы главы

Обгорелые, лики Гиганта дымились, колена

Подломились. Пророча победу, ставшею близкой,

Загрохотала по небу труба Зевесова громко:

Рухнул наземь с небес оглушенный зарницей огнистой

Тифоэй — и раны ему нанесли не железом.

Он на матери Гее во весь хребет растянулся,

И змеевидные члены простерлись во прахе по кругу,

Огнь изрыгая из глоток».

 

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песнь II. 637-643. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 28-29) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Побежденный Тифей лежал у ног Зевса] Гея хитон из камня в горести разрывает,

Долу склоняясь — увы, срезает не нож погребальный

Скорбную прядь, но ветры рвут древесные космы,

С воем врываясь в пряди главы, покрытой лесами

Словно в пору листопада; утесистые ланиты

Матерь терзает волною речною вдоль плеч увлажненных,

Горестный громкий плач струится Геи скорбящей…»

 

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 6-31. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 40) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Стала она [Гера] молиться, коварная, матери Гее,

О деяниях Дня вопя, о могуществе Вакха,

Погубившего индов землеродное племя.

Лишь жизнедарная матерь узнала, что отпрыск Семелы

Предал уничтоженью племя почтенное индов,

Восстенала, припомнив погибель другого потомства,

И ополчила на Эвия племя горных могутов,

Отпрысков высоковыйных, и гневное слово сказала:

«Дети мои, сражайтесь с гроздолюбивым Лиэем

Глыбами скал огромных, сгубите Индоубийцу,

Диева сына, рода земли погубителя, дабы

Не узрела его на Олимпе, державного, с Дием,

Заключите в оковы Вакха и бросьте в темницу —

Я же для Порфириона потребую Гебы в супруги,

А Киферейю — Хтониию, для Энкелада — Афину,

Артемиду потребую Алкионею для ложа!

Мне Диониса доставьте, чтоб горевал Кронион,

Видя в рабстве мною плененного Диониса!

Или его уязвите терзающим тело железом,

И убейте, как древле Загрея убили, чтоб после

Говорили — о боге иль смертном! — что отпрыска Дия

Гневная Гея дважды убила за гибель двойную,

За низверженье Титанов, древнейшего рода земного,

За землеродных Гигантов, рожденных после Лиэя!»

Так рекла — и могутов войско она ополчила,

И могутов порядки в битву тотчас устремились!»

 

ГЕЯ – МАТЬ МОРСКИХ БОГОВ

Гесиод. Теогония. 33-39. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 31-32) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Понт же Нерея родил, ненавистника лжи, правдолюбца,

Старшего между детьми. Повсеместно зовется он старцем,

Ибо душою всегда откровенен, беззлобен, о правде

Не забывает, но сведущ в благих, справедливых советах.

Вслед же за этим Фавманта великого с Форкием храбрым

Понту Земля родила, и прекрасноланитную Кето,

И Еврибию, имевшую в сердце железную душу».

 

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга I. II (6). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«От Понта и Геи родились Форк, Тавмант, Нерей, Эврибия, Кето».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) <Введение.> Генеалогии. (Источник: Гигин. Мифы / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 4):

«От Понта и Земли – Тавмант, Тусциверс, Цефей».

 

ГЕЯ – МАТЬ РУСТИЧЕСКИХ БОГОВ

I. КОРИБАНТЫ, ДАКТИЛИ И КАБИРЫ

Гесиод. Теогония. 176-187. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 32-33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ночь за собою ведя, появился Уран и возлег он

Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду

Распространился кругом. Неожиданно левую руку

Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный

Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро

Член детородный и бросил назад его сильным размахом.

И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их Земля приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эриний она родила и великих Гигантов

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем».

 

Страбон. География. Книга X. III.19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Автор «Форониды» называет куретов «флейтистами» и «фригийцами»; другие же писатели – «порождениями земли»…»

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 65.(1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. н. э.):

«Рассказывают, что после Идейских Дактилей родились девять куретов. Одни мифы гласят, что они были землеродными…»

 

Овидий. Метаморфозы (латинская поэма 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) Книга четвертая. 282. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…Порожденные ливнем куреты…»

 

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песнь XIV. 23-26. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 146) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«С Крита ринулись вой, грозные в битвах ужасных,

Дактилы с гор идейских, насельники круч каменистых.

Купно пришли корибанты, их же некогда Рейя

От земли отделила, племя саморожденных».

 

II. СИЛЕН

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песнь XXIX. 258-259. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 286) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… Силена косматого отпрысков робких,

Кои сами родились от матери общей, Аруры [Геи]».

 

III. КИПРСКИЕ КЕНТАВРЫ

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песнь XIV. 193-202. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 150) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Здесь и другое племя Кентавров на бой ополчилось,

С Кипра: ибо Киприда [Афродита] бежала, ветра быстрее,

Не пожелав сочетаться с родителем [Зевсом] страстью любовной,

Убоявшись в отце увидеть бесчестного мужа.

Зевс же отец, не в силах к любви принудить беглянку,

Неуловимо и быстро бежавшую Афродиту,

Вместо ложа ее изливает семя на землю,

Брызнув ливнем горячим плодоносных эротов:

И земля восприяла брачные росы Кронида,

И извергла из бездны рогатое, странное племя!»

 

Нонн Панополитанский (греческий эпос, V век н. э). Деяния Диониса. Песнь XXXII. 70-71. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 306) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… Не вожделел к Пафийке страстью такою, когда я

Семя в землю извергнул, зачавши племя кентавров…»

 

ГЕЯ – МАТЬ ДАЙМОНОВ (ДУХОВ)

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) <Введение.> Генеалогии. (Источник: Гигин. Мифы / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 2-3):

«От Эфира [Света] и Земли [Геи] [родились] – Боль, Хитрость, Гнев, Плач, Ложь, Клятва, Мщение, Разнузданность, Раздор, Забвение, Нерадивость, Страх, Надменность, Нечестие, Битва, Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос, Сатурн, Опс, Монета, Диона; три Фурии, а именно Алекто, Мегера, Тисифона».

 

Вергилий. Энеида (римская поэма 1 в. до н. э.) Книга четвертая. 174-183. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 184) (римская поэма 1 в. до н. э.):

«Зла проворней Молвы не найти на свете иного:

Крепнет в движенье она, набирает силы в полете,

Жмется робко сперва, но потом вырастает до неба,

Ходит сама по земле, голова же прячется в тучах.

Мать-Земля, на богов разгневавшись, следом за Кеем

И Энкеладом Молву, как преданья гласят, породила,

Ног быстротой ее наделив и резвостью крыльев.

Сколько перьев на ней, чудовищной, страшной, огромной,

Столько же глаз из-под них глядят неусыпно и столько ж

Чутких ушей у нее, языков и уст говорливых».

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

шесть − один =