Богиня Гестия

Общая информация

Общие сведения
РодителиКронос и Рея
Братья и сёстрыДеметра, Гера, Зевс, Аид, Посейдон
ФункцииБогиня домашнего и общегородского очага, середины мира, алтарей, жертвоприношений, гостеприимства (вместе с Гермесом), домоустройства и жилого строительства.
Место обитанияГора Олимп (или Дельфы)
СимволыПылающий очаг, жертвенный огонь.
АтрибутыСосуд для углей, зажжённый факел, головное покрывало из тонкого полотна (лат. infula – символ скромности и чистоты).
Священные животныеСвинья, осёл
Священные растенияВитекс священный (Целомудренник, Прутняк).
СвитаНимфы – они сопровождали всех олимпийских богинь. Вероятнее всего, Гестии прислуживали Океаниды.
ПартнёрствоГермес, как охранник дома и покровитель гостеприимства.
Внешний вид Изображалась в виде молодой, кроткой девушки, скромно и просто одетой. Её можно узнать по длинному, закрывающему ноги и всю фигуру пеплосу и покрывалу или повязке на голове. В руке богиня держала цветущую ветку витекса, жертвенный сосуд, лампу, факел или посох.
В римской мифологииВеста

Богиня домоустройства и семейного быта

Имя Гестия переводится с греческого как «очаг» – производное от праиндоевропейского h₂wes, что означало «живой», «проживает» и «сжигать». Для приготовления пищи и обогрева помещений античные греки использовали большую жаровню, которая устанавливалась в самом просторном помещении, называемом «ойкос». Здесь была сосредоточена домашняя жизнь: происходили самые важные события, собиралась семья, приносились жертвы богам. В потолке над жаровней оставляли круглое отверстие для отвода дыма – своего рода атриум на четырёх колоннах. Наряду с бытовой, он выполнял и сакральную функцию: связывал земное человеческое жильё с горним миром.

Дж. У. Уотерхаус. Богини домашнего очага

Очагом дорожили, его называли «сердцем дома» и святилищем Гестии. Богиня олицетворяла пылающий огонь, что роднит её с индийским Агни и зороастрийским Атару.

Покровительница дома

Гестия считалась хранительницей всего, что связано с домом: людей, в нём живущих, имущества, отношений. Круглый очаг, одновременно служивший её алтарём и жертвенником, устанавливали в самом центре жилища, в пастаде – небольшом зале, открытом во внутренний дворик. Богиня входила в триаду олимпийцев-покровителей домашнего хозяйства вместе с Зевсом Геркеем и Гермесом. Огонь в очаге поддерживался постоянно – за этим следила старшая хозяйка дома, хотя в исключительных случаях её функции мог выполнять мужчина.

На ночь тлеющие угли покрывали золой, чтобы не прогорели до утра. А, проснувшись, спешили добавить новые сухие щепки. Погасший по недосмотру огонь, предвещал невзгоды и бедствия для всей семьи. Пылающий очаг, напротив, служил лучшей защитой – это представление было отголоском ещё более древних, неолитических верований.

Богиня жилой архитектуры

Гестия открыла людям секреты строительства жилья и его обустройства. Её называли богиней архитектуры, наряду с Аполлоном и Афиной. Древнегреческий историк и мифограф Диодор Сицилийский писал: «…Гестия открыла, как строить дома и в благодарность за это благодеяние, её святыню устанавливают в каждом из них. Там богине воздаются положенные почести и приносятся жертвы». Центральная часть каждого греческого дома посвящалась Гестии.

Покровительница семьи

Гестия – одна из трёх олимпийских богинь, которые не поддались чарам Афродиты. Несмотря на обет девственности, она стала покровительницей семейной жизни, что в античности не вызывало противоречий. Например, целомудренная Артемида помогала роженицам и отвечала за счастливый брак.

Все самые важные семейные обряды, связанные с продолжением и укреплением рода, а также ростом его благосостояния, проводились у очага, а значит, под покровительством Гестии.

Среди них:

  1. Обряд принятия в семью новорожденного. Ребёнок в Древней Греции символически допускался в род только на пятый день после появления на свет. Во время ритуала, носившего название амфидромии (от amphi – вокруг и dromos – бег), отец быстро обходил очаг с младенцем на руках. После чего родственники одаривали нового члена семьи амулетами, для защиты от сглаза и болезней.
  2. Введение в дом раба или невестки. Несмотря на разный статус, новоприбывших встречали одинаково – обводили вокруг очага, осыпая сухофруктами и орехами. Невеста, переступая порог дома будущего супруга, приносила с собой горящие угли, как своеобразное приданое.
  3. Прощание с умершим. Во время траурной церемонии, огонь следовало ритуально погасить, а затем вновь зажечь, чтобы он очистился.

Защитница неприкосновенности жилища

Влияние Гестии простиралось до границ человеческого жилья. Никто посторонний без разрешения не мог их нарушить. В этом аспекте богиня выступала в тандеме с Гермесом, который имел сходные функции. Являясь с одной стороны богом воров, он, с другой, охранял от них дом вместе с имуществом.

Снаружи у входной двери устанавливали гермы – квадратные столбы, которые символизировали Гермеса и служили оберегом от «незваных гостей». Внутри дома располагался круглый священный очаг Гестии. Таким образом, обеспечивали двойную защиту: изнутри и снаружи.

В гомеровском гимне есть обращение к двум божествам-защитникам: «Приходите и живите вместе в этом славном доме в дружбе… привет, дочь Кроноса и ты, Гермес, носитель золотого жезла!».

Богиня домашнего очага

Как олицетворение огня, Гестия выполняла все его функции:

  1. Освещение, отопление и поддержание тепла. Обогрев помещений в холодное время года осуществлялся небольшими переносными жаровнями, которые зажигались от центрального очага. Духовое (воздушное) отопление применялось только в ванной. Для освещения использовались металлические или керамические лампы – их изображали как один из атрибутов Гестии.
  2. Приготовление пищи и хлебопечение. В этом аспекте есть пересечение с богиней плодородия Деметрой. Однако Гестия, благодаря своей девственности, не связана с сексуальным началом, которое присутствует в каждом земледельческом культе.
  3. Покровительство пирам и семейным трапезам. Любой приём пищи – праздничный или повседневный, начинался с жертвоприношения Гестии и заканчивался им же. Очаг служил домашним алтарём. Его поливали вином, оливковым маслом или жиром жертвенных животных, а поверх клали первые, лучшие куски мяса.

«Славная твоя доля и твоё право. Смертные не устраивают пир, пока не нальют… сладкого вина для приношения Гестии, как первого, так и последнего», – говорится в гомеровском гимне.

Объяснение ритуалу кроется в мифе о Кроносе, от которого произошли боги-олимпийцы первого поколения. Титану пришлось проглотить новорожденных детей, чтобы кто-то из них в будущем не лишил его власти. Гестия, как старшая дочь, родилась и попала в желудок Кроноса раньше всех. Прошло время и Зевс заставил отца изрыгнуть сестёр и братьев обратно. Теперь старшая дочь вышла из чрева последней, вслед за богами, проглоченными позже. Поэтому во время пира ей приносили первую и завершающую жертву.

Богиня очага на Олимпе

Гестия поддерживала огонь и во дворце олимпийских богов. Поэтому она никуда не отлучалась и не участвовала ни в ратных, ни в будничных делах других небожителей. Платон, опираясь на образ богини, постоянно пребывающей в небесном доме, называл её «сутью бытия».

Покровительница гостеприимства

В этой ипостаси Гестия вновь действовала в союзе с Гермесом, который, в числе прочего, был богом путешественников. Он оберегал человека, пока тот находился в дороге. Но как только путник переступал порог чьего-то дома, его встречал пылающий очаг Гестии, обеспечивая тепло, защиту и ужин. В Древней Греции существовал обычай открывать двери перед любым незнакомцем, если он нуждался в приюте.

В противном случае хозяева дома наносили оскорбление Гестии. Насилие над женщиной, просившей о гостеприимстве, приравнивалось к святотатству. Домашний очаг представлялся священным убежищем, таким же, как храмовый алтарь. У него искали спасения и невиновный человек, пострадавший из-за клеветы или политических убеждений, и преступник, находившийся в бегах. Оторвать просившего о защите от очага считалось кощунством.

Эпизод, подтверждающий эти слова, можно найти в «Одиссее» Гомера. Главный герой, оказавшись далеко от родины в стране феаков, направился во дворец местного правителя, где сел в пепел очага и умолял помочь ему вернуться в Итаку. Таким образом, Одиссей показывал зависимость от воли чужеземцев и, одновременно, отдавал себя под покровительство Гестии. Чтобы не вызвать гнев богини, феакам пришлось исполнить его просьбу.

Богиня общественного очага

Греческий полис, в каком-то смысле представлял собой большую семью, поэтому в его политико-культурном центре – на агоре, обустраивался городской общественный очаг. Это было одно из самых значимых мест для каждого эллина. Очаг располагался в пританее – административном здании, где проводили встречи с иностранными послами, просителями или гостями, а также чествовали именитых горожан, например, победителей Олимпийских игр. Здесь же бесплатно питались высшие чиновники – пританы, руководившие заседаниями городского совета (буле).

Пританей был позаимствован из микенской традиции и копировал царский дворец (мегарон), в тронном зале которого постоянно горел низкий круглый очаг-жертвенник. В VII – VI вв. до н. э. здание строили прямоугольным с перистильным двором в центре. Позднее, в классическую эпоху, на афинском Акрополе возвели более совершенный пританей в форме толоса (круглое куполообразное сооружение). Аналогичным образом римляне строили храмы Весты.

Общественное святилище Гестии, называемой Прутанитис (хранительница), включало помимо очага, статую богини. Огонь в нём поддерживали шесть незамужних девушек знатного рода, специально выбранных для этой цели. Перед каждой сессией городского совета или при смене магистрата, пританы приносили в святилище жертвы.

Если общественный огонь случайно гас, его разжигали от солнца с помощью параболического зеркала или путём трения двух кусочков дерева. Другие способы считались «нечистыми». От центрального очага в пританее, при необходимости, зажигали домашние.

Во время вторжения персов на греческую землю, в V в. до н. э., по совету Дельфийского оракула, все полисы потушили общинные очаги. Считалось, что их осквернили своим присутствием завоеватели. Новый огонь был принесён из Дельф – крупнейшего религиозного центра античности.

Покровительница колонистов

В VIII – VI вв. до н. э. началась великая греческая колонизация – активное освоение прибрежных зон Средиземного и Чёрного моря. Переселенцы везли с собой угли из общественного очага метрополии (μητρόπολις в переводе означает «материнский город»), чтобы зажечь священный огонь на новом месте.

Богиня жертвенного огня

В эпоху античности, очаг одновременно являлся и алтарём, на котором приносили жертвы домашним (сокровенным) божествам-хранителям. Гестия, как персонификация священного огня, присутствовала на каждом таком ритуале. Аналогичным образом, с неё начинались жертвоприношения в храмах всех олимпийских богов, в том числе Зевса и Афины, культ которых был наиболее развит в Классической Греции.

Имя богини огня и очага упоминалось первым:

  • во время клятвы;
  • молитвы;
  • при заключении договора.

Отсюда пошло крылатое выражение: «Начать с Гестии». Подразумевалось, что делу дан правильный ход и оно должно завершиться благополучно. Кроме того, богине предназначалась лучшая часть ритуальных даров.

Отражение в мифах

Исключительным правом открывать любое жертвоприношение, свою старшую сестру наделил Зевс, в качестве награды за обет девственности. Гестия присягнула, что никогда не выйдет замуж, после того как, по наущению Афродиты, сразу два бога – Посейдон и Аполлон попросили её руки. «Чистая дева… упорно отказывалась, уверяя, что совершенно не желает этого. Коснувшись головы Зевса, который держал эгиду, она поклялась великой клятвой, что будет девицей во все свои дни. Тогда отец богов вместо брака дал её высокую честь занимать место в центре любого дома, а также иметь самую богатую долю (в жертвоприношениях). Во всех храмах богов она получает первое приношение и среди смертных она – главная богиня», – говорится в гомеровском гимне.

Три основных аспекта

Гестия реже других богов упоминается в античной мифологии. Но, судя по могуществу, которым наделяли её авторы древности, она была центральным культовым божеством, участвуя во всех религиозных обрядах. Поскольку связь с олимпийскими богами осуществлялась через сжигание жертвоприношений.

Три главных религиозных функции:

  1. Покровительство алтарям, как очагам олимпийских богов.
  2. Персонификация священного огня.
  3. Начало и завершение любого жертвоприношения, возлияния или молитвы богам.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

1 × 3 =