Богиня Эпиона

word-image-293

В разных источниках называются разные жёны и возлюбленные Асклепия. И всё же официально его супругой считалась богиня медицины Эпиона. Её культ не был также широко распространён, как культ мужа, и чаще всего она, как и дети бога, просто сопровождает его в трудах. Имя Эпионы переводилось как «успокаивающая боль», и это была её главная функция. Но она осталась не столь почитаемой у греков и римлян. Более важную роль Эпиона сыграла как мать детей-асклепиад, сыновей и дочерей Асклепия.

Место Эпионы в семье Асклепия

Богиня Эпиона обычно считается дочерью Меропа, царя о. Кос. Философ и врач Гиппократ её отцом называет героя Геракла, в результате чего Эпиона становится внучкой Зевса. Вместе со своим супругом Асклепием, который стал богом после смерти от молнии Зевса и воскрешения, она обитает на священной горе Олимп.

Эпиона практически не появляется в мифологических сюжетах или текстах. В первую очередь она упоминается, как мать для нескольких детей Асклепия. Это тоже в основном боги-врачеватели, помощники своего отца и покровители разных сфер медицины. Вот полный список сыновей и дочерей Эпионы:

  • Махаон – известный врач, который положил начало такой отрасли медицины, как хирургия;
  • Подалирий – брат Махаона, с которым он вместе лечил раненых под Троей, позже Подалирий находился в Троянском коне; этот бог стал родоначальником терапии;
  • Иасо – богиня-целительница, персонификация выздоровления как результата лечения;
  • Эгла – богиня целительства и богатства, чьё имя происходило от слов, обозначавших блеск и роскошь, а также здоровье;
  • Гигиея – покровительница чистоты, свежего воздуха, источников, богиня, которая ведала профилактикой болезней и дала своё имя дисциплине «гигиена»; её атрибут – чаша со змеёй, которая теперь пользуется фармацевтами;
  • Панацея или Панакея – всеисцеляющая; ещё одна богиня, олицетворяющая результат лечения, выздоровления;
  • Акесо – в отличие от своих сестёр, эта богиня являлась персонификацией процесса лечения;
  • Телесфор (ещё один вероятный сын Эпионы) – помощник Асклепия, олицетворение целительного сна; он помогал людям возвращать силы, предотвращал возвращение болезни, часто изображался невысоким человеком возле отца.

Statue_of_Podalirius

Подалирий. Археологический музей Диона, Греция.

Эпиона и её культ находятся на втором месте по сравнению с культами её детей и мужа. Даже её сын Телесфор пользовался в итоге большим почитанием. Сохранилось и больше его фигур. Эпиону же можно найти в основном на рельефах рядом с Асклепием, но и там её порой сложно идентифицировать.

Функция Эпионы и отношение к ней в Древней Греции

Главной функцией Эпионы было избавление от боли – и частичное, и полное. Она была воплощением заботы, милосердия, осторожного обращения, сострадания. Именно такое отношение должно было помочь выздоровлению. Но именно оно и определило непопулярность богини, слабую распространённость её культа.

То, богиня чего Эпиона, определило и отношение к её культу. Эта богиня не пользовалась популярностью, к ней редко обращались даже при сильной или невыносимой боли. Так происходило из-за восприятия греками и римлянами физической боли самой по себе. Люди древности её просто презирали, считали чем-то, чему нельзя поддаваться.

Было не принято открыто показывать свои страдания. Полагалось стойко терпеть их, а не искать избавления. Поэтому все молились о скорейшем возвращении здоровья, о получении лекарств и помощи. Но их дарили другие боги, не Эпиона. Эта богиня же оказывалась не востребованной, её помощи мало кто искал.

Чаще всего к Эпионе обращались роженицы. Считалось, что им было не зазорно просить об облегчении родовых мук.

В результате эту богиню стали связывать с акушерством. Женщины могли молиться ей и до родов, во время беременности, если ощущали недомогания и какие-либо проблемы со здоровьем.

Но всё же Эпиона пользовалась определённым почётом и уважением в некоторых городах. В первую очередь это Эпидавр (родина Асклепия и его культовый центр), Афины, Териатид, о. Кос, где находился ещё один известный храм-асклепион Эскулапа.

Статуи и другие художественные изображения Эпионы

У этой богини не было своих храмов или алтарей. Она почиталась в первую очередь как супруга Асклепия. Изображалась Эпиона также чаще всего вместе с мужем и детьми, другими богами-врачевателями из их семейства. Сохранилась информация о почитании богини в отдельных городах и установленных там статуях.

Самая известная статуя когда-то находилась в Эпидавре, центре культа Асклепия. Именно возле этого города, по легенде, Эскулап и появился на свет. Там находился самый большой храм бога, который по сути представлял собой медицинский комплекс с культовыми зданиями и постройками для ищущих исцеления.

Описание храма Эпидавра и статуи Эпионы можно найти в труде Павсания «Описание Эллады», который был посвящён греческой истории. В нём содержится немало ценных сведений из прошлого. По словам географа, изображения божественной пары были помещены под открытым небом.

Материалом послужил мрамор с острова Парос, который находится в Эгейском море. Он высоко ценился мастерами древности, так как обладал идеальным белым оттенком. На солнце эта белизна сохранялась, что выгодно отличало Паросский мрамор от других сортов.

Эпиона упоминается в нескольких трудах древнегреческих и других классиков:

  • в греческой лирике неизвестного классика восхваляется Эпиона и её дети, всеславные и непорочные, а также сам Асклепий как самый известный бог;
  • в византийском греческом лексиконе также упоминается Эпиона как жена Эскулапа и мать его детей-врачевателей.

word-image-293

Барельеф, где показаны с Асклепий, Эпиона, человек, раб и лошадь. Национальный археологический музей Афин, Греция.

Эпиона в цитатах древнегреческих классиков

В греческом лирическом произведении содержится информация об Асклепии и его семействе. Эту лирику написал неизвестный автор, перевод сделан Кэмпбелл:

Асклепий называется самым известным богом, которому поклоняются везде. Затем перечисляются и восхваляются его дети. В первую очередь это сыновья – Махаон, Подалирий. Упоминается и его супруга – богиня Эпиона. Остальные дети Асклепия и Эпионы – дочери. Это Эгле, которую называют «светловолосая», Панакея (которая лечила все болезни), Гигиея, олицетворяющая собой здоровье.

Все они наделяются автором таким эпитетом, как всеславные, чистые, непорочные. Также текст сопровождается восклицаниями «Ие пэан», восхвалением в честь богов-целителей.

В «Описании Греции» (рассказ о греческих путешествиях) Павсания рассказывается об изображениях Эпионы в Элладе (произведение было создано во II в. н.э., переведено Джонс):

Святилище Асклепия стояло в городе Эпидавр, в Арголиде (на полуострове Пелопоннес). В храме находились изображения самого Эскулапа и богини Эпионы. Павсаний указывает, что про Эпиону говорили, будто она супруга великого целителя. Для создания этих произведений использовался паросский мрамор. Сами они стояли на улице, под открытым небом.

Также есть энциклопедии «Суда», Suda On Line, где одна из статей отводится Эпионе (из греческого лексикона Византии, X в. н.э.):

Про Эпиону говорится, что она – супруга Асклепия, которая родила ему детей, а именно дочерей. Перечисляются дочери, среди которых Гигиея, Эгле, Ясо, Акесо и Панацея.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

три × два =