Богиня Эпиона

word-image-293

В разных источниках называются разные жёны и возлюбленные Асклепия. И всё же официально его супругой считалась богиня медицины Эпиона. Её культ не был также широко распространён, как культ мужа, и чаще всего она, как и дети бога, просто сопровождает его в трудах. Имя Эпионы переводилось как «успокаивающая боль», и это была её главная функция. Но она осталась не столь почитаемой у греков и римлян. Более важную роль Эпиона сыграла как мать детей-асклепиад, сыновей и дочерей Асклепия.

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В самом городе Эпидавре [в Арголиде] имеются следующие достопримечательности. Там есть священный участок Асклепия и статуя как самого бога, так и Эпионы (Облегчающей боли); говорят, что Эпиона была женою Асклепия».

Читать все цитаты о Эпионе >>

 

Место Эпионы в семье Асклепия

Богиня Эпиона обычно считается дочерью Меропа, царя о. Кос. Философ и врач Гиппократ её отцом называет героя Геракла, в результате чего Эпиона становится внучкой Зевса. Вместе со своим супругом Асклепием, который стал богом после смерти от молнии Зевса и воскрешения, она обитает на священной горе Олимп.

Эпиона практически не появляется в мифологических сюжетах или текстах. В первую очередь она упоминается, как мать для нескольких детей Асклепия. Это тоже в основном боги-врачеватели, помощники своего отца и покровители разных сфер медицины. Вот полный список сыновей и дочерей Эпионы:

  • Махаон – известный врач, который положил начало такой отрасли медицины, как хирургия;
  • Подалирий – брат Махаона, с которым он вместе лечил раненых под Троей, позже Подалирий находился в Троянском коне; этот бог стал родоначальником терапии;
  • Иасо – богиня-целительница, персонификация выздоровления как результата лечения;
  • Эгла – богиня целительства и богатства, чьё имя происходило от слов, обозначавших блеск и роскошь, а также здоровье;
  • Гигиея – покровительница чистоты, свежего воздуха, источников, богиня, которая ведала профилактикой болезней и дала своё имя дисциплине «гигиена»; её атрибут – чаша со змеёй, которая теперь пользуется фармацевтами;
  • Панацея или Панакея – всеисцеляющая; ещё одна богиня, олицетворяющая результат лечения, выздоровления;
  • Акесо – в отличие от своих сестёр, эта богиня являлась персонификацией процесса лечения;
  • Телесфор (ещё один вероятный сын Эпионы) – помощник Асклепия, олицетворение целительного сна; он помогал людям возвращать силы, предотвращал возвращение болезни, часто изображался невысоким человеком возле отца.

Statue_of_Podalirius

Подалирий. Археологический музей Диона, Греция.

Эпиона и её культ находятся на втором месте по сравнению с культами её детей и мужа. Даже её сын Телесфор пользовался в итоге большим почитанием. Сохранилось и больше его фигур. Эпиону же можно найти в основном на рельефах рядом с Асклепием, но и там её порой сложно идентифицировать.

Функция Эпионы и отношение к ней в Древней Греции

Главной функцией Эпионы было избавление от боли – и частичное, и полное. Она была воплощением заботы, милосердия, осторожного обращения, сострадания. Именно такое отношение должно было помочь выздоровлению. Но именно оно и определило непопулярность богини, слабую распространённость её культа.

То, богиня чего Эпиона, определило и отношение к её культу. Эта богиня не пользовалась популярностью, к ней редко обращались даже при сильной или невыносимой боли. Так происходило из-за восприятия греками и римлянами физической боли самой по себе. Люди древности её просто презирали, считали чем-то, чему нельзя поддаваться.

Было не принято открыто показывать свои страдания. Полагалось стойко терпеть их, а не искать избавления. Поэтому все молились о скорейшем возвращении здоровья, о получении лекарств и помощи. Но их дарили другие боги, не Эпиона. Эта богиня же оказывалась не востребованной, её помощи мало кто искал.

Чаще всего к Эпионе обращались роженицы. Считалось, что им было не зазорно просить об облегчении родовых мук.

В результате эту богиню стали связывать с акушерством. Женщины могли молиться ей и до родов, во время беременности, если ощущали недомогания и какие-либо проблемы со здоровьем.

Но всё же Эпиона пользовалась определённым почётом и уважением в некоторых городах. В первую очередь это Эпидавр (родина Асклепия и его культовый центр), Афины, Териатид, о. Кос, где находился ещё один известный храм-асклепион Эскулапа.

Статуи и другие художественные изображения Эпионы

У этой богини не было своих храмов или алтарей. Она почиталась в первую очередь как супруга Асклепия. Изображалась Эпиона также чаще всего вместе с мужем и детьми, другими богами-врачевателями из их семейства. Сохранилась информация о почитании богини в отдельных городах и установленных там статуях.

Самая известная статуя когда-то находилась в Эпидавре, центре культа Асклепия. Именно возле этого города, по легенде, Эскулап и появился на свет. Там находился самый большой храм бога, который по сути представлял собой медицинский комплекс с культовыми зданиями и постройками для ищущих исцеления.

Описание храма Эпидавра и статуи Эпионы можно найти в труде Павсания «Описание Эллады», который был посвящён греческой истории. В нём содержится немало ценных сведений из прошлого. По словам географа, изображения божественной пары были помещены под открытым небом.

Материалом послужил мрамор с острова Парос, который находится в Эгейском море. Он высоко ценился мастерами древности, так как обладал идеальным белым оттенком. На солнце эта белизна сохранялась, что выгодно отличало Паросский мрамор от других сортов.

Эпиона упоминается в нескольких трудах древнегреческих и других классиков:

  • в греческой лирике неизвестного классика восхваляется Эпиона и её дети, всеславные и непорочные, а также сам Асклепий как самый известный бог;
  • в византийском греческом лексиконе также упоминается Эпиона как жена Эскулапа и мать его детей-врачевателей.

word-image-293

Барельеф, где показаны с Асклепий, Эпиона, человек, раб и лошадь. Национальный археологический музей Афин, Греция.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

11 − 4 =