Богиня Деметра

Деметра – одна из влиятельных богинь небесного пантеона. В древнегреческой мифологии ее образ олицетворяет женщина – истинная мать, покровительница земледелия и плодородия.

Первое упоминание о ней можно найти в индоевропейских источниках, где благодетельница крестьянских трудов символизировала первобытный материализм, и почтительно именовалась «великой матерью, порождающей и поглощающей энергию».

Праздники Деметры в Древней Греции

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гомеровские гимны. 2. К Деметре. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149, 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

Заколоситься, густые колосья с зерном полновесным
К самой земле преклонить и снопами обильно покрыться.

 

Гимны Каллимаха. 6. К Деметре. (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 149-155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

О том промолчим, как Део[Деметра] горевала.
Лучше припомним, как градам она даровала законы,
Лучше припомним, как жатву она совершала впервые
Свято, и как подложила быкам под ноги колосья

Читать все цитаты о Деметре >>

 

Рождение и судьба Деметры

Каменная богиня Деметра в Сочи

Каменная богиня Деметра в Сочи – визуальное представление древних (Воронцовская пещера, Краснодарский край Россия)

Изображение Богини Деметры (Древний Рим V век до н.є.)

Изображение Деметры (Древний Рим V век до н.є.)

Согласно древним преданиям, олимпийский пантеон славился великими небожителями и единокровными браками. Божественными прародителями считаются Небо и Земля (Уран и Гея). Из мифологии известно, что богиня земли Деметра является одной из дочерей богов-титанов второго поколения, детей Урана и Геи – Кроноса и Реи, а по совместительству родной сестрой Зевса и Аида.

Из древнегреческих легенд известно, что у пары было несколько потомков, которых в младенческом возрасте заживо пожирал отец. Кровожадность Кроноса объяснялась нежеланием уступать наследникам трон Олимпа. Согласно мифа, та же печальная участь постигла и Деметру.

Последнего сына – бога Зевса, мать спасла от кровожадного отца, спрятав мальчика на Крите. Со временем он вырос и убил Кроноса, и освободил остальных братьев и сестер. После освобождения греческая богиня плодородия и земледелия Деметра стала женой Зевса, а он сам царем Олимпа. От союза двух богов появилась Персефона, девушка необыкновенной красоты и страшной судьбы.

Дочь богини земледелия Деметры была настолько великолепна собою, что в племянницу без памяти влюбился дядя – бог мертвых Аид. По согласию Зевса Аид похитил и увез в подземное царство Персефону, чтобы сделать ее своей женой. Поступок мужа сильно оскорбил материнские чувства Деметры. Великая мать приняла решение уйти из Олимпа, чтобы странствовать по земле в поисках дочери. Трагический момент похищения и дальнейшие мытарства удрученной горем потери ребенка женщины в подробностях описывается древнегреческой мифологией как переломная грань в борьбе между добром и злом.

Богиня чего в греческой мифологии Деметра?

Согласно древним рукописям греческого жреца Гесиода, существует легенда, дающая начало верований о Деметре как о покровительнице земледелия. У женщины были дети, рожденные от смертного – сыновья Плутос и Феломел. Людские предания наделили Плутоса божественным даром богатства. В записках Гесиода полубог характеризуется добрыми поступками – «где он не появляется и кого не встречает, везде несет он денежное изобилие и добро».

Феломелу наоборот, предписывалась «нести бедность и разруху». В источниках есть упоминание – желая спасти сына от голода, мать дала ему колосок пшеницы. Юноша отдал злак людям и научил их земледелию.

С тех пор, Деметру нарекли богиней урожайного изобилия и хлебородного достатка.

Чему покровительствовала древнегреческая богиня Деметра?

В гимнах слепого поэта Гомера, момент похищения Персефоны богом Аидом детально воспроизведен. Здесь же находим упоминание о безутешной материнской скорби женщины по своему ребенку. Узнав правду о похищении дочери, Деметра настолько сильно разгневалась на Зевса, что решила спуститься на землю в качестве простой смертной. Согласно мифа, она превратилась в старушку и странствовала по свету, пребывая в постоянной скорби. Оплакивая разлуку, богиня не следила за посевами, на землю пришла засуха, а затем и голод.

Переживая бедствие, люди перестали совершать обряды жертвоприношений богам. Чтобы прекратить голод и остановить смерть боги обратились к Деметре с просьбой вернуть земле плодородие, но она «была нема и глуха к их мольбам». Зевс с Аидом вынуждены были достигнуть соглашения – они условились, что две трети года Персефона живет с матерью, а одну треть проводит в подземелье с мужем.

По древнему верованию, именно с тех пор каждый год Персефона возвращается к матери и Деметра радуется встрече – наступает веста, зеленеют деревья, леток колосится жнива и осенью плодоносят сады. Когда дочь уходит в подземелье к мужу, великая мать тоскует – опадают листья, наступают холода и замерзает земля. По этой причине, древнегреческие источники интерпретируют образ богини плодородия Деметры как покровительницу смены времен года.

Чем владеет богиня Деметра?

Древние мифы, как источники познания божественного бытия великой Деметры ограничиваются саркальным значением – похищение дочери богини Аидом, безутешное горе матери, снисхождение к простым смертным, появление засухи, голодомора и возвращение Персефоны как возрождение божественного покровительства.

Именно на этой ипостаси строится человеческое представление о самой богине и ее взаимоотношениях с другими обитателями Олимпа. Не захотев мириться с потерей ребенка, она бросает вызов всем, превращая жизнь в смерть. Осознав ее превосходство и свое бессилие, олимпийские небожители уступают ради спасения всего живого на земле.

Богиня смены времен года Деметра покровительствует урожаю и сельскому земледелию. Истинная мать, она не представляет своей жизни без ребенка. Милая и кроткая по характеру женщина владеет разрушительной силой уничтожения всего живого. Именно эта безграничная материнская любовь делает богиню плодородия Деметру особенно почитаемой в древней Греции.

Богиня земледелия Деметра – развитие культа

Истории неизвестны достоверные факты зарождения культа матери плодородия и урожайности земель Деметры. Первоисточником массового культа богини считается древний город Элевсин (около 1500 год до н.э. микенская эпоха), который упоминается древними рукописями о странствиях и душевных мытарствах несчастной матери как «земное пристанище снизошедшей с небес»

Согласно преданию богиня земли Деметра, в знак протеста из-за вынужденной разлуки с любимой дочерью, решила стать смертной. Спустившись на землю, она приняла облик старушки и дошла до города Элевсин, где поступила в услужение к супруге царя Келея – царице Метанире.

Гостье из небес доверили уход за царевичем. Проникнув к маленькому Демофонту материнскими чувствами, великая мать возжелала подарить ему бессмертие. Обряд был прерван, и «покровительница разгневалась, показала себя во всем божественном величии, преобразившись в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющими одеждами».

Далее легенда повествует о постройке храма царем Келеем, где «Деметра будет оплакивать разлуку с дочерью в одиночестве». Когда храм был готов, «взошла великая мать на ступеньки, одела она траурную одежду и предалась безутешной печали. В городе наступил страшный год засухи, пашни стали бесплодными, деревья засохли и вода исчезла».

Чтобы предотвратить голод смертных, Зевс возвращает дочь богини Деметры на землю. Он приказывает Аиду отпустить жену к матери. Не посмев ослушаться брата, бог мертвых принимает условия – две трети года Персефона живет на поверхности земли, на одну треть времени спускается к мужу в подземное царство.

По народным сказаниям, именно так объясняется смена времен года. Каждую весну Персефона приходит от мужа к матери – расцветает природа, плодоносят деревья и на землю возвращается жизнь. Осенью она уходит в подземелье, и великое материнское сердце сжимает тоска по ребенку – усыхают листья и трава, наступают холода. Отсюда и пошло массовое величие богини древней Греции Деметры как управительницы смен времен года.

Культовые регалии богини

Изначально древние греки почитали ее как покровительницу урожая и сельскую помощницу в крестьянских трудах. Ей посвящались дневные гимны, которые со временем переросли в пятидневные мистерии. Богиню смены времен года Деметру чтили как родоначальницу всего живого и основоположницу женской плодовитости. Со временем, в сознании смертных, великая мать стала олицетворять законодательницу – под ее ликом вершились браки и клялись в вечной любви.

Дошедшие до нас рукописи, освещающие аспекты культовых мистерий, передают смысл понимания ее покровительства как обращения к богине тождественными именами:

  • Хлоя – «зеленеющая» (античный путеводитель «Описание Эллады» Павсаний, «Лисистрата» Аристофана 411 год до н.э.);
  • Сито – «хлебодающая» (микенские тексты II век до н.э.);
  • Фесмофора – «Устроительница земледелия» (библиотека древнегреческого мифографа Диодора Сицилийского 90-30 гг. до н.э.).

Одновременно с восхваляющими одами в честь хлебодарной богини те же

древние источники фиксируют другие эпитеты, символизирующие скорбь великой матери о ребенке.

  • Эриния – «мстительная» (античный путеводитель «Описание Эллады» Павсания);
  • Ахена или Ахея – « в скорби» (книга Пир мудрецов», примечание от Григорьевой А.А. Москва 2003 год).

В память о скорбящей матери древние греки проводили ежегодные аттические праздники – тесмофории, состоящие из обрядов, посвященных культу плодородия и изобилия. В торжествах участвовали только женщины, которые должны были прославлять богиню и ее дочь как устроительниц земледелия, путем жертвоприношений, песнопений, танцев и шествий.

К таинственным священнодействиям, символизирующим богослужение, допускались только избранные. Обряды инициации культа Деметры получили название Элевсинских мистерий. Это были условные церемонии, моделирующие незримую связь между матерью и дочерью, как замкнутый переход между живым и мертвым.

Формально такие собрания характеризовались в аспекте одновременного физического и духовного очищения перед масштабным перерождением. Есть версии, что прислужники культа Деметры принимали галлюциногенные вещества для вхождения в специальное состояние транса, чтобы проникнуться ощущением божественного перерождения.

За что отвечала греческая богиня Деметра (Церера)

Греки поклонялись ей как истинной родительнице. Прослеживая культурное наследие других древних цивилизаций можно найти ее тождественность с главным женским божеством – Великой Матерью. В понятии смертных тело богини ассоциировалось с человеческим, а она сама символизировала нашу планету в целом. А значит на плечи по сути хрупкой, но духовно сильной женщины возлагали ответственность за жизненный путь любого существа.

По этому поводу у греков существовал интересный обычай – перед началом земляных работ они молились покровительнице-богине земли Деметре, прося защитить всходы от непогоды и обезопасить посевы от вредителей. После сбора урожая земледельцы благодарили свою угодницу щедрыми жертвенными дарами и песнопениями.

Богиня Деметра в римской мифологии

Благодаря Элевсинским мистериям культ греческой богини земледелия и плодородия получил возможность широкого распространения среди древних земледельцев разного вероисповедания. Древние цивилизации охотно подхватили эстафету сознательного поклонения Деметре как «обучившей простых смертных выращивать урожай, пахать и сеять землю».

В древнеримской мифологии образу великой матери соответствовала богиня Церера – богиня покровительствующая урожаю, злакам и материнству. Ее эллинизировали с Деметрой. Атрибутика Цереры практически не отличалась от символики Деметры – пшеничные венки, сноп злаковых колосьев, факелы в руках, маки, вплетенные в волосы.

Ближе к эпохе средневековья, Церера стала олицетворением церковного светоча обоих заветов как наставница ищущих истинный путь. Здесь четко прослеживается аналогия с древнегреческим аспектом – перерождение всего живого как истинный путь мирового благополучия.

Атрибуты богини Деметры

Изначальный образ великой древнегреческой покровительницы земледелия в древнегреческой живописи олицетворяет прекрасная молодая женщина с мягкими чертами лица, пышным телом, золотистыми волосами, облаченная в ниспадающую свободную тунику. Божественный лик дополняет импровизированный нимб в виде колосков пшеницы.

В характере великой матери акцентируется кротость и уравновешенность. Ранние древнегреческие произведения представляют нам основную символику Деметры:

  • венок из пшеничных колосьев – символ изобилия и процветания;
  • корзина, наполненная злаковыми культурами – изображение возрождения как божественного дара;
  • сноп пшеницы – аллегория плодородия и перерождения.

Золотые колосья в осознании греческих мистерий – это не только пища, но и дающие семя магический и позитивный символ любви. Отсюда и восприятие богини Деметры как брачной законодательницы. Ведь зерно – это эмблема богини как обозначение надежды людей и растений на новую жизнь.

Позднее иконная живопись представляет нам другую богиню плодородия – постаревшая и изможденная женщина-мать, в черном одеянии с грустным и тоскующим взглядом. На изображениях присутствуют другие символы:

  • горящий факел в руке – атрибут поиска дочери;
  • цветок мака – символ душевного исцеления;
  • свинья – животное, изображающее плодовитость.

Орфические гимны, посвященные Деметре

Орфизм как мистическое учение эзотерического характера тождественно с Элевсинскими мистериями. В древней Греции основой вероисповедания являлся культ преклонения душевному бессмертию и двойственному понятию природы как добра и зла.

Особенность противостояния  орфиков олимпийским мистериям четко прослеживается в философских мировоззрениях о первоначале. В понимании мистического орфизма Деметра отождествлялась с Реей-Кибелой, фригийской матерью богов (римский культ начало 204 года до н.э.) Однако в орфических гимнах она выступает как «предоставляющая счастье и дарящая жизнь», что отличает ее от аллегорической римской Кибелы, требующей самопожертвования через боль и страдания во имя изобилия и достатка.

Самым первым из древних свидетельств основания элевсинского культа великойматери Деметры являются V и XII гомеровские гимны, созданные после

присоединения к Афинам легендарного земного пристанища богини (V-VI век до н.э.).

След описания обрядов в ее честь можно найти в наследии Каллимаха – VI гимн к Деметре (258-248 гг. до н. э.). Рукопись известного поэта привезена в Константинополь Д. Авриспоем (Венеция 1423 год). Ученик школьного учителя Элевсина Каллимах (около 310- 240 гг. до н.э.) был ярким представителем александрийской поэзии. Современный анализ его произведений обнаруживает двойственный стиль ироничного и справедливого хронографа. Сохраняя гомеровскую традицию повествования, поэт скрупулезно документировал актуальность событий древней политики, акцентируя внимание читателя исключительно на проблемах общественного быта.

Статуи Деметры

Римская копия греческой статуи Деметры (музей имени А.С. Пушкина)

Римская копия греческой статуи Деметры (музей имени А.С. Пушкина)

 

 

Знаменитая работа скульптора Джана Леренцо Бернини « Похищение богом Аидом Персефоны» (Рим 1600 год)

Знаменитая работа скульптора Джана Леренцо Бернини « Похищение богом Аидом Персефоны» (Рим 1600 год)

Деметра и Персефона

Фреска «Мать и дочь – Деметра и Персефона» (древняя Греция)

«Встреча матери и дочери после разлуки» картина Фредерика Лейтона (1891 год)

«Встреча матери и дочери после разлуки» картина Фредерика Лейтона (1891 год)

Значение Деметры, как богини плодородия, особенно подчеркнуто в поздних памятниках искусства. Например, под влиянием аттической школы скульптора Праксителя изображение великой Деметры олицетворяет символ исконной возродительницы. Здесь она представлена как стареющая женщина с прикрытой покрывалом головой.

Скульптуры Древней Греции. Женские образы презентация, доклад

Фрагмент изображения богини Деметры
Фрагмент изображения богини – настенная фреска I-II века до н.э. (восстановленный склеп-усыпальница античного города Пантикапей I-II век до н.э., современная территория г. Керчи)

Богиня древней Греции Деметра в астрономии

  1. Одно из имен великой Деметры «Хлоя» принадлежит астероиду главного пояса спектрального К-класса. Открытие небесного тела запатентовано французом О. Шарлуа (1895 год).
  2. Именем Деметры назван комплекс кольцевых структур (венец) на планете Венера (1985 год).
  3. 1801 год итальянец Д. Пиацци открыл астероид, названный в честь римской богини достатка и изобилия – Цереры. По результатам астрологических уточнений, проведенных в 2004 году международным астрономическим союзом, Церера отнесена к виду карликовых планет астероидного пояса, по размерам превосходящей Луну.

Воплощение образа богини в эпохе Возрождения

В европейском искусстве XVI—XVII веков образ великой матери плодородия и земледелия Деметры ассоциируется с поклонением силам природы и прославлением ее даров в картинах итальянского художника Джорджа Вазави (1511-1574гг.), гравюрах нидерландского маньериста Хендрика Гольциуса (1558-1617гг.), и нидерландского живописца в стиле барокко Питера Пауля Рубенса (1577-1640 гг.).

Оригинальные произведения Д. Вазави можно найти в парижском Лувре, музеях Ватикана и итальянском Палаццо Питти.

Смотрите также:

Арт Деметры

Фотографии Деметры

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

3 − три =