Богиня Афина

Среди жителей Олимпа древнегреческий бог Афина, называемая также Афина Паллада, была одной из самых почитаемых. Её отец, Зевс, породил её самостоятельно, из своей головы. Афина родилась уже в доспехах, блистающая и вооружённая. Война стала её любимой стезёй, но и в мирное время богиня покровительствовала многим сферам, начиная от рождения детей и заканчивая ткачеством.

Как и другие боги Олимпа, Афина почиталась в богатых храмах, ей возводили прекрасные статуи. Богиня Афина в римской мифологии именовалась Минерва. Главный храм Парфенон находился в Афинах, его украшали величественные статуи и колонны.

Праздники Афины:

Содержание
  1. Цитаты классической древнегреческой литературы
  2. Истоки культа Афины
  3. Развитие образа Афины, её рождение
  4. Особенности почитания богини
  5. Парфенон – главный храм богини
  6. Жрицы Афины
  7. Священные рощи и растения богини
  8. Праздники в честь богини
  9. Облик и атрибуты
  10. Священные животные богини
  11. Связь Афины с птицами
  12. Афина как изобретательница и ремесленница
  13. Покровительница девушек, супружества и материнства
  14. Боевые танцы и музыкальные инструменты
  15. Богиня кораблей и мореплавателей
  16. Ткацкое искусство и ремёсла
  17. Целительство
  18. Помощница героев
  19. Владычество над Аттикой
  20. Сражения с титанами и гигантами
  21. Участие в Троянской войне
  22. Создание Троянского коня
  23. Орфический гимн
  24. Статуи богини в музеях России
  25. Скульптуры в музеях других городов России
  26. Статуи в музеях разных стран
  27. Картины с изображением богини
  28. Скульптурные изображения по всему миру и храмы

Цитаты классической древнегреческой литературы

Орфический гимн XXXII. Афине (фимиам, ароматы). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 212) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Единородное чадо великого Зевса, Паллада,

Ты, о богиня блаженная, славная, мощная духом,

К бою зовущая, ты изречима и неизреченна…

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Глядя на эту статую Афины, имеющую голубые глаза, я нашел, что таково было сказание и ливийцев. У них говорится, что она дочь Посейдона и озера Тритониды и поэтому у нее голубые глаза, как у Посейдона».

 

Гомеровские гимны. XXVIII. К Афине. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 173-174) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Славную петь начинаю богиню, Палладу-Афину,

С хитро искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким,

Деву достойную, градов защитницу, полную мощи…

Читать все цитаты о Афине >>

Истоки культа Афины

Образ Афины, который теперь общеизвестен из мифологии, возник далеко не сразу, он претерпел множество изменений, причём начиналось всё, судя по всему, с зооморфной богини. На это указывают группа священных животных, связанных с Афиной. Это змеи и совы, также связанные с мудростью, покровителем которой также была Паллада.

Многие учёные обращались к образу этой богини и исследовали его истоки и развитие. Так, шведский исследователь классической мифологии Мартин Нилльсон смог, по видимому, обнаружить богиню-предшественницу Афины. Ею было божество со щитом на разных памятниках, причём тогда щит был выполнен в виде восьмёрки.

Ещё один источник, откуда греческий бог Афина, по-видимому, получил свои силы и функции – это так называемые богини-женщины со змеями. Относятся они к крито-микенскому периоду бронзового века, а дотируются чаще всего 1600 веком до н.э. Все они имеют следующие особенности:

  • использовались для подношения божествам;
  • в руках держат змей (бессмертие, обновление, а также мужское репродуктивное Я);
  • одежда состоит из пышной юбки;
  • верхняя часть обнажена, сильно выделяется грудь (возможно, как символ плодородия и связи с Великой богиней-матерью).

Сама Афина тоже зачастую изображалась со змеями на руках. По мнению исследователей, именно от богинь со змеями сама Афина унаследовала хтоническую мудрость – мудрость первозданной, дикой природы, что подвластная только истинно достойному. Поэтому, возможно, богиня объединяет в какой-то мере олицетворяет соединение женщины и мужчины, ведь она одновременно целомудренная дева и при этом сильная воительница. К тому же, Афина часто является к героям в мужском облике.

Развитие образа Афины, её рождение

Историк И. М. Дьяконов выдвинул теорию, что сначала существовала одна дева-воительница, которая объединяла в себе множество черт. Но постепенно греческая мифология обрела три божественные женщины на основе этого образа:

  • Афина (покровительница войны и рукоделия, ткачества);
  • Артемида (охота);
  • Афродита (сексуальность и страсть, любовь).

Также очень интересно развитие богини в контексте смены матриархата патриархатом и рождении Зевсом Афины:

  1. Есть предположение, что сначала у Афины была лишь мать – богиня-женщина Метида. Женщина сама породила свою дочь. Такая легенда бытовала во времена матриархата.
  2. С начала становления патриархата появился миф богини Афины о её возникновении из головы Зевса, а значит, мужское созидательное начало стало превалировать.
  3. После появления мифа о Зевсе Афина в каком-то смысле лишилась части своей личности, своей значимости и даже прошлого, стала частью божественного отца, исполнительней его воли (поэтому она рождается сразу взрослой, не проходит стадии детства и юношества, как у многих богов).
  4. Со временем облик Метиды и её значение в рождении Афины поблекли, и женщина-богиня стала считаться порождением в первую очередь Зевса.

Но у исследователей есть и ещё две теории относительно рождения Афины:

  1. По мнению филолога А. И. Зайцева, миф о том, как Зевс порождает Афину из своей головы, как раз существовал изначально. Рассказ о Метиде, которую глотает Зевс, появился позже в рассказе Гесиода.
  2. Историк античной культуры Виламовиц из Германии считает, что первоначально Афина вообще родилась из вершины горы, а значит, у неё не было родителей, а сама она была связана больше с матерью-землёй. Предположение основано на том, что греческий язык содержит слово, которое обозначает темя Зевса и одновременно переводится как «вершина горы».

Версальский дворец, Версаль, Франция. Рождение Афины.

Версальский дворец, Версаль, Франция. Рождение Афины.

В любом случае даже с приходом патриархата Афина не потеряла свою значимость в пантеоне богинь и богов. Она почиталась наравне с Зевсом, а в некоторых местах даже превосходила его по славе и почёту. И даже будучи помощницей отца, Афина всё равно сохраняла некоторую матриархальную самостоятельность. Это повлияло на то, богиня чего в греческой мифологии Афина была. В ней сплелись испостаси девы и защитницы невинности, а также отсутствие мужа, полной автономности от других богов. Она – больше дева, чем женщина.

Особенности почитания богини

Вся Греция без исключения почитала богиню Афину. Она считалась защитницей, дарительницей победы. Говорили, что божественная женщина властвует над головами людей и домами.

Главный храм богини Афины на Акрополе Парфенон располагался в Афинах, однако это был не единственный акрополь, посвящённый богине. Можно назвать ещё минимум четыре акрополя:

  • Аргос;
  • Спарта;
  • Троя;
  • Феней.

В Аттике (юго-восточной области Греции) Афину считали верховной греческой богиней, а главное – божеством-покровителем города Афин. Также ей посвящали несколько дней в каждом месяце – третий, тринадцатый и двадцать третий.

Бронзовая статуя Афины, оригинал. Пирейский музей, г. Пирей, Греция.

Бронзовая статуя богини Афины, оригинал. Пирейский музей, г. Пирей, Греция.

Богиня Афина в Греции получала богатые и разнообразные жертвы, о которых можно узнать из мифов. Среди жертв упоминаются следующие:

  • возлияние вином;
  • молодые коровы (в т.ч. с золочёнными рогами);
  • быки;
  • пеплос (мужская одежда) со сценами битвы богов и титанов;
  • оружие и доспехи (как богине войны) – и собственные, и трофеи с врагов.

Молодых коров (телиц) и быков жертвовали чаще всего, особенно перед сражениями. Некоторые цари, ища покровительство божественной женщины, приносили ей животных в жертву сотнями и даже тысячами. Иногда эти ритуалы сопровождались горящим огнём, иногда без него. Но не всегда Афина принимала то, что ей преподносили. Так, в «Илиаде» троянские женщины хотели пожертвовать богатые одежды, но богиня Афина Паллада отвергла дары. Иногда сама женщина-богиня спускалась в храм, богине Афине посвящённый, и незримо там присутствовала.

Парфенон – главный храм богини

Среди множества храмов, особняком стоит Парфенон, расположенный на вершине Акрополя в Афинах. Храм посвящён богине Афине и построен примерно в 5 в. до н.э. Сначала название Парфенона было просто «Великий храм», но позже приобрёл своё окончательное название, которое происходило от эпитета Афины «Парфенос» (дева).

Римская копия Афины Парфенос из Варвакиона (автор – Фидий). Привезена из Парфенона.

Римская копия Афины Парфенос из Варвакиона (автор – Фидий). Привезена из Парфенона.

Хотя бытует мнение, что храмы были белоснежные, на самом деле здание расписывалось яркими цветами. Так, храм, посвященный богине Афины, и статуи Парфенона были оформлены в золотом, красном и жёлтом. Создавая Парфенон, античные мастера проявили всё мастерство и изобретательность, чтобы Парфенон выглядел совершенным. Использовались в архитектуре храма даже оптические иллюзии.

Храм богини Афины Парфенон состоял из нескольких помещений. «Сердцем» Парфенона была восточная комната с гигантской статуей Афины работы Фидия. Эта скульптура не сохранилась, остались лишь её копии и описания. Известно, что 20-метровая деревянная основа была облицована слоновой костью и золотом. Она до сих пор остаётся одним из величайших творений античных скульпторов.

Строился Парфенон под руководством Фидия, позже претерпел много изменений. Здание получило парадный вход с рядами колонн – Пропилеи. Эти колонны и остальное сооружение были выстроены в 437-432 до н. э.

Разрушали стены храма и пожары.

Сейчас Парфенон находится в полуразрушенном состоянии. Остались в основном его колонны. Однако величие храма Афины по-прежнему поражает воображение. Ведётся также реконструкция храма Парфенона.

Лео фон Кленце. Реконструкция Парфенона.

Лео фон Кленце. Реконструкция Парфенона.

Жрицы Афины

Женщины-прислужницы Афины имели немало обязанностей, которые могли отличаться от храма к храму. Среди них упоминаются к примеру следующие:

  • принесение жертв по подземному ходу к подножию храма;
  • женщины несли к храме Афины Паллады святыни в специальных корзинках;
  • в святилище Афины Полиады женщины должны были поддерживать неугасимый светильник среди колонн, подливая масло раз в год;
  • в другом храме (Афины Итонской) специальная жрица уже каждый день возлагала огонь на жертвенный алтарь богини Афины;
  • у алтарей Паллады проходили хороводы с участием жриц.

В мифах и поэмах можно найти немало историй о жрицах Афины, но не все они оканчиваются счастливо. Часто богиня-женщина карала тех, кто нарушал какие-либо запреты.

Например, Герса и Аглавра, дочери царя Аттики Кекропоса, лишились по воле богини рассудка. Женщины открыли ящик, куда Афина положила Эрихтония, родившегося из семени Гефеста при преследовании Афины. Женщина отдала Герсе, Аглавре и их сестре Пандросе мальчика на воспитание, но запретила смотреть на него, ведь Эрихтоний был получеловеком-полузмеёй.

Священные рощи и растения богини

Вокруг храмов богов греки часто высаживали рощи, которые тоже считались священными. По легендам, деревья там обладали священной силой, могли даже разговаривать, предсказывать будущее (например, таким даром обладал дуб в роще у храма Юпитера в древнегреческом городе Додона). Однако о рощах Афины упоминают не так часто. Среди них рощи в Афинах и на острове Лемнос в Эгейском море.

Иногда рощи состояли из тополей, но чаще всего – из масличных деревьев. Маслина как символ богини Афины повсеместно упоминается в легендах и событиях, связанных с греческой богиней. Даже считалось, что именно Паллада и одомашнила это растение, даровав его людям.

С маслиной было связано множество верований, ритуалов:

  1. В текстах орфиков (последователей орфизма) упоминается, что древнегреческая богиня Афина венчала ветвью оливы куретов (спутников богини Реи, а также членов древнего племени).
  2. Победители игр в Древней Греции также венчались венком, сплетённым из ветвей маслины.
  3. Оливковое масло было главным призом в гимнастических состязаниях и состязаниях в скачках.
  4. Герои мифов поднимали оливковую ветвь, показывая, что готовы к примирению (например, Ясон).
  5. Также маслина была символом превращения мрака опасностей в свет, надежды (по неоплатонику Порфирию).

Маслина настолько почиталась, что срубившего её объявляли преступником, отдавали под суд и даже могли казнить.

Праздники в честь богини

В честь Афины устраивалось множество праздников, посвящённых как всем её ипостасям и функциям, так и каким-то конкретным событиям и сферам, которым покровительствовала женщина-богиня. Самые пышные проходили, конечно же, в Афинах, городе бога. Ведь там стояло здание Парфенона, главного храма богини.

В первую очередь каждый год в августе проводили Панафинеи. Они как раз посвящались Афине во всех её проявлениях. Считалось, что праздник утвердил мифический царь Эрихтоний, признанный в какой-то мере сыном богини.

Множеством ритуалов и игр сопровождался праздник Великие Панафинеи. Он проходил следующим образом:

  1. Ещё до начала праздника знатные женщины должны были соткать пеплос – верхнее женское одеяние. Для этого женщины использовали самую тонкую дорогую шерсть, а после вышивали ткань золотыми нитями.
  2. Также подготавливались «панафинейские амфоры», вмещавшие в себя 26 литров оливкового масла. На их стенках воспроизводились изображения и картины богини Афины и состязаний греческих гимнастов.
  3. Начинались Панафинеи ночью с шествия с факелами, которое после перерастало в массовое шествие всех жителей города.
  4. Вся процессия поднималась в главный храм богини Афины Парфенон на самой вершине Акрополя по специальной священной дороге, а затем приносила в дар на алтарь Парфенона готовый пеплос.
  5. Проводились состязания, на которых победитель получал панафинейскую амфору, полную масла.

Богиню чествовали и во время многочисленных праздников урожая, которые посвящались разным этапам – от всходов хлеба до созревания плодов. Существовали праздники омовения и торжества, когда статую Афины закутывали в покрывала и объявляли траур на определённый срок. В разных городах были свои отдельные праздники, игры, состязания. Даже в Ливии в Северной Африке был праздник Афины, где сражались в честь неё женщины-воительницы.

Облик и атрибуты

Среди всех обительниц Олимпа римская богиня Афина – одна из самых выделяющихся. В основном божественные девы отличались изящностью, женственностью, античные авторы подчёркивали их красоту. В том, как выглядит богиня Афина, в первую очередь стоит выделить черты и женщины, и мужчины. Она была прекрасной девой с русыми волосами и серыми глазами, но при этом описывалась воинственной, сильной богиней, не уступавшей богам-воинам.

Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Паллада с копьём.

Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Афина Паллада с копьём.

 

Афина Албани или Фарнезе, римская копия с греческого оригинала круга Фидия. Национальный археологический музей Неаполя, Италия.

Афина Албани или Фарнезе, римская копия с греческого оригинала круга Фидия. Национальный археологический музей Неаполя, Италия.

Неудивительно, что все предметы богини так или иначе относились к мужским и были связаны с войной. Если говорить кратко о богини Афина и её атрибутах, то стоит упомянуть следующие

  • шлем, чаще всего коринфский (по названию города Коринф; отличительная особенность – высокий гребень);
  • эгида, накидка из козьей шкурой с изображением головы Медузы Горгоны в качестве защитного талисмана;
  • сияющие доспехи;
  • копьё;
  • колесница.

Также постоянной спутницей Афины выступает крылатая богиня победы Ника. Часто она стояла на вершине колонн у основной статуи. Такой была статуя, украшающая Парфенон. Скульптуры Афины часто изображаются с маленькой фигуркой на ладони, а сама Ника в легендах возлагает венок на воинов или на саму Афину-победительницу.

Священные животные богини

Так как Афина – богиня войны и мудрости, у неё было два священных животных, каждое из которых соответствующим символическим значением:

  • сова как олицетворение мудрости, проницательности;
  • змея – перерождение, вечная жизнь, мужское творящее начало.

Змеи часто фигурируют в разных древних мифах про Афину. Эрихтоний, мифический царь Афин, рождённый из семени Гефеста, когда тот преследовал Афину, имел змеиное туловище ниже пояса. Основатель и царь Аттики Кекропс, сын Геи, также имел вместо ног два змеиных туловища. Он выступал судьёй в споре Афины и Посейдона за владычество над Аттикой, что ещё раз подчёркивает значение змеи как символа мудрости.

Национальный музей Палаццо Альтемпс, Рим. Афина со змеёй.

Национальный музей Палаццо Альтемпс, Рим. Богиня Афина со змеёй.

 

Согласно «Метаморфозам» Овидия Афина превращает в змей волосы Медузы за осквернение храма, а позже голову самой Медузы использует на своей накидке эгиде. Упоминалось, что одежда богини также просто была украшена узорами в виде змей.

Совы как священные птицы Афины сами имели необычные эпитеты, например, «когтистые птицы Миневры» в Риме. Даже существовала поговорка «таскать сов в Афины», аналог которой – «в Тулу со своим самоваром». Сов также часто изображали рядом с богиней, а сама Афина часто превращалась в этих птиц или превращала в них героев древних мифов.

Связь Афины с птицами

Хотя Афина – богиня мудрости, в легендах фигурирует не только сова. Дева-женщина также связана со многими другими птицами, что проявляется по-разному:

  1. Сама Афина часто превращается в разных птиц (ястреб, орёл, ласточка).
  2. Она сама превращает людей в животных ради спасения или для наказания.
  3. Слепому прорицателю из Фив Тиресию Афина даровала способность понимать птичий язык.

Интересным свойством обладает Акрополь в Афинах – на его территорию не залетают вороны. Поэты античности утверждали, что это гнев богини, направленный на проступок женщины, дочери царя Коронея. Сначала Афина изменила облик женщины на вороний, чтобы спасти от Пасейдона, но когда дева в виде птицы принесла весть о Герсе и Аглавре, нарушивших запрет богини, Афина забрала голос женщины. Но позже исследователи выяснили, что всё дело в особенностях местности.

Афина как изобретательница и ремесленница

Богиня Афина почиталась как изобретательница и основательница многих вещей и даже институтов в Греции. Так, к её изобретениям причисляли следующие предметы:

  • колесница;
  • корабль;
  • флейта;
  • труба;
  • горшка из керамики;
  • грабли;
  • плуг;
  • ярмо для волов;
  • лошадиная уздечка.

Согласно мифам, Афина активно участвовала в самом становлении греческого государства. Поэтому она почиталась едва ли не превыше своего отца Зевса, ведь дала людям очень многое. Богиня-женщина учредила высший суд в Афинах, а также установила законы. Но она же также является изобретательницей войны и военного искусства.

Иоахим фон Зандрарт I, Музей истории искусства в Вене, Австрия. Афина и Кронос защищают искусство иауку.

Иоахим фон Зандрарт I, Музей истории искусства в Вене, Австрия. Афина и Кронос защищают искусство иауку.

Также Афина была важной учительницей и наставницей греков. Под её руководством женщины учились прясть, ткать, а также готовить еду.

Флейта или авлос были изобретены Афиной довольно странным образом. По легендам, богиня решила создать музыкальный инструмент, чтобы воспроизвести стоны, которые издавали гибнущие горгоны. Для этого она использовала оленью кость.

После этого Афина пришла на праздник богов, где решила сыграть, но в ответ сидящие там женщины рассмеялись. Взглянув на своё отражение в воде, Афина и правда пристыдилась того, как раздуваются во время игры её щёки. По ещё одной версии, ей как богини мудрости не понравилось, что флейта никак не связана с умственным развитием (так трактует миф Аристотель).

Разочарованная, Афина оставила флейту в лесу или выбросила в воды реки. Там её позже подобрал сатир Марсий. Несмотря на такой отказ богини от своего изобретения, в древних мифах упоминается, как она играет на флейте Аполлону и братьям-близнецам Диоскурам. Также как изобретательница флейты Афина называлась Бомбилея – «пчелиная», «издающая жужжание».

Покровительница девушек, супружества и материнства

Несмотря на воинственный облик и покровительство сражениям, Афина всё же оставалась девой, причём целомудренной. Сама она также покровительствовала невинности. Даже её жрицами в некоторых местах Греции были только женщины-девственницы.

Несмотря на целомудренность Афины, есть легенды, в которых её едва не выдают замуж. Происходит это по воле чудовищного великана Тифона, с которым сражались боги Олимпа. Сначала Тифон пытается отдать её Эфиальту, одному из сыновей-близнецов Посейдона, обладающих невероятной силой и буйным нравом, а затем основателю Фив Кадму. Но оба раза великан терпит поражение.

Несмотря на все эти особенности, Афина всё равно остаётся покровительницей разных людей. Её благосклонность получали и женщины, и девушки. Все они приносили ей жертвы и молились:

  • в некоторых местах женщины перед свадьбой жертвовали ей волосы;
  • замужние женщины просили Афину о беременности.

Хотя Афина никогда не беременела, в мифах встречаются персонажи, которых в какой-то мере можно назвать её сыновьями:

  1. Таковым считался сын Авры и Диониса Иакх, бог мистерий. Сама Авра, мучаясь от родовых схваток, пожелала, чтобы Афина рожала сама. Позже богиня выкормила сына женщины своим молоком.
  2. Главный же персонаж мифов, связанных с Афиной, это царь Афин Эрихтоний, рождённый полузмеем от семени Гефеста, пролившегося на землю, когда бог-кузнец гнался за Афиной. Позже сама Афина воспитывала мальчика.

Парис Бордоне. Афина отвергает Гефеста.

Парис Бордоне. Афина отвергает Гефеста.

Также богиня помогала Пенелопе оттянуть свадьбу в ожидании Одиссея. Она также советовала женщине, как противостоять ухаживаниям женихов.

Боевые танцы и музыкальные инструменты

Хотя Афина не была непосредственно богиней музыки, с танцами и музыкальными инструментами её связывают многие мифы. Так, сама богиня изобрела флейту и трубу. Во время сражения Прокла и Темена за Спарту они приносили жертву Афине, а также использовали в битве флейтистов. С тех пор флейтисты часто сопровождали разные войска. Также Афину называли Сальпинга – «труба».

 

Также дважды в мифах упоминается боевой танец Афины с копьём и в доспехах – сразу после рождения и победы богов над титанами.

Богиня кораблей и мореплавателей

По легендам, Афина была не только изобретательницей кораблей, но также покровительствовала всем, кто строил их и плавал по морям. В разных мифах она помогала создавать легендарные суда для войны или же путешествий, побегов. Также в ведении богини находились попутные ветра, которыми она одаривала героев. Чтобы Афина покровительствовала в плаваниях, древние греки вырезали на носу корабля её лик. Такая скульптурная богиня-женщина охраняла их от беды в море.

Именно по воле Афины зодчий Арг построил корабль, который позже получил и его имя – Арго. На нём аргонавты отправились к побережью Колхиды за знаменитым Золотым руном. На носу корабля Афина укрепила кусок додонского дуба из рощи Юпитера, чтобы тот прорицал для героев.

Ткацкое искусство и ремёсла

Афина считалась покровительницей ремёсел и искусства, а также наставницей людей в этих сферах. Можно найти много мифов, где она обучает героев тому или иному делу. Однако по поводу того, где она сама училась, существуют разные версии:

  1. Афина и Гефест овладели ремёслами при помощи циклопов, одноглазых детей Геи и Урана, которых отец сбросил в Тартар; позже циклопов освободил Зевс для борьбы с титанами и дальнейшей службы.
  2. В освоении ткачества ей помогал Эрот – бог любви и спутник Афродиты.
  3. В более поздних источниках авторы указывают, что сама Афина изобрела и искусства, и ремёсла.

Афине посвящали орудия труда (например, используемые земледельцами и плотниками), а также ткацкого ремесла. Паллада даже изображалась иногда с прялками в руках. Помогала они в ковке металла, хотя основным божеством-кузнецом был всё же Гефест. Богиня полировала оружие для героев, а также сама, по утверждению греков, могла возводить статуи другим богам с Олимпа.

Версальский дворец, Франция. Афина учит людей созданию скульптур.

Версальский дворец, Франция. Афина учит людей созданию скульптур.

В ткачестве Афина проявляла себя не только покровительницей ткачества, но и сама постоянно изготавливала одежду для себя, других богов и героев:

  • считалось, что одеяние Афины – это целиком её работа;
  • также она соткала одежду для Геры;
  • среди других работ – платье Пандоры;
  • богиня-женщина передала Ясону плащ с вышивкой, но неизвестно, сделала ли она его сама.

В мифах можно заметить двоякое отношение богини к самим ткачихам. С одной стороны, она может встать на сторону ткачих, если такая женщина не получила плату за работу. Тем самым Афина заставляет уважать ткацкий труд. С другой стороны, Афина превращает в паука ткачиху по имени Арахна за то, что та посмела с ней соревноваться. Хотя женщина и правда выткала прекрасное вышитое полотно, всё же Арахна оскорбила своей работой богов. Богиня прокляла её и всех её потомков ткать всю жизнь. Арахна превратилась в паука.

Версальский дворец, Франция. Афина и Арахна.

Версальский дворец, Франция. Афина и Арахна.

Целительство

Афине была доступна не только война с её жертвами, но также и спасение жизней. Она не раз подсказывала героям мифов способ исцелиться или даже оживить мёртвых.

В первую очередь целительные силы богини были связаны с кровью Медузы Горгоны, которая также обладала свойством как убивать, так и воскрешать. С помощью этой крови бог врачевания Асклепий смог поднимать мёртвых. Царю Афин Эрихтонию богиня дала две капли этой крови, одна из который всё же была смертоносной.

Афина была тесно связана и с другими богами врачевания, в частности, с богиней Гигиеей. Сама Гигиея покровительствовала чистоте, профилактике болезней, источникам, от её имени произошла наука «гигиена. Она была одной из самых почитаемых детей бога-целителя Асклепия.

Объединение Афины и Гигиеи произошло при Перикле — деятеле и стратеги, который очень много сделал для Афин. Он был полководцем, оратором, одним из отцов афинской демократии. Одно из его достижений – реконструкция и украшение афинского Акрополя. Именно при Перикле были возведены Пропилеи – великолепный вход в Акрополь, украшенный рядами колонн.

Однако во время строительства с крыши сорвался один из рабов. Перикл долго искал средство для его лечения, пока однажды Афина не явилась ему во сне и не подсказала лекарственную траву. С тех бор растение носило название парфений.

По приказу Перикла мастера изготовили статуи и скульптуры богини Афины Гигиеи, которая стояла в Акрополе. Были у богини, объединившей Афину и Гигиею, жертвенники и в других местах. Более того, в некоторых источниках указывается, что Гигиея – дочь Асклепия и Афины Гигиеи.

Это был не единственный раз, когда Афина и Асклепий чествовались вместе. Александр Македонский после выздоровления тоже устроил празднества, на которых возносились хвалы этим богам.

Помощница героев

Немало мифов посвящено тому, как героям помогают те или иные боги. Однако Афина одна из тех, кто может сопровождать отважных греков на протяжении всех их жизни. Фотографии богини Афины с её статуями показывают, что часто её изображали именно с героями мифов.

Один из таких героев – Персей. Он был воспитан в храме Афины, а когда пришло время сразиться с Медузой Горгоной, богиня дала ему оружие и даже направляла руку, чтобы герою не нужно было смотреть на Горгону, чей вид обращал людей в камень. Позже Персей вручил голову Медузы Афине, чтобы она поместила её на свою накидку в качестве защитного талисмана.

Берлинская картинная галерея. Афина даёт Персею зеркальный щит.

Берлинская картинная галерея. Афина даёт Персею зеркальный щит.

Не меньше Афина помогала и Гераклу, причём как по своей воле, так и по приказанию Зевса. В самом начале жизни именно Афина уговаривает Геру покормить Геракла своим молоком, чтобы спасти ему жизнь. После она же передаёт Геракла Алкмене. Женщина его выкормила. Позже Афина не даёт Гераклу убить своего приёмного сына Амфитриона, бросая в героя камень, что приводит его в чувство. Не раз античные творцы изображали, как Афина и Геракл вместе сражаются на поле боя или встречаются там.

Позже она оказывала Гераклу и иную помощь, например:

  • даровала ему оружие;
  • помогала во время знаменитых двенадцати подвигов (например, в похищении Цербера, убийстве Стимфалийских птиц);
  • уговорила Зевса призвать Геракла на помощь во время битвы с гигантами и поддерживает его в сражениях.

Даже во время своей смерти Геракл вспоминает богиню, просит о спасении, либо о быстрой избавлении от мук, т.к. он был отравлен кровью мстительного кентавра Несса, пытавшегося похитить Деяниру. Эта женщина была супругой героя. Судя по изображениям в храмах, Афина после отвела Геракла на небеса.

Также многое связывало богиню и с великим участником Троянской войны, сыном Пелея и нереиды Фетиды Ахиллом. Легенды упоминают, что Афина вместе с Артемидой неоднократно восхищалась этим героем и удивлялась его храбрости и силе.

Много раз Афина приходит на помощь Ахиллу во время Троянской войны:

  • она зажигает вокруг его головы ореол огня, ввергая троянцев в страх;
  • по просьбе Зевса даёт Ахиллу нектар и амброзию, заставляя поесть, когда тот скорбит о Патрокле;
  • отводит от героя копье Гектора, а затем помогает победить его, выманивает Гектора, приняв чужой облик;
  • часто является в зримом облике, придают Ахиллу нечеловеческую силу.

П. П. Рубенс. Победа Ахиллеса над Гектором. Художественный музей Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

П. П. Рубенс. Победа Ахиллеса над Гектором. Художественный музей Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

В свою очередь Ахилл тоже чествует богиню после побед в начале войны, жертвует ей молодую корову. После смерти Афина оплакивала его, а копьё Ахилла хранилось в одном из храмов Паллады.

Постоянным покровительством Афины пользовался и царь Итаки Одиссей. Она отводила от него оружие, давала советы, помогала в состязаниях. Принимая облики разных людей, богиня, к примеру, помогала царю успокаивать его народ.

Что интересно, в «Одиссее» богиня на время покидает героя, о чём печалится даже сам итакийский царь. Ему помогают другие боги, либо Одиссей справляется сам. Позже Афина снова говорит с Зевсом, прося защиты Одиссея, а затем сама помогает ему в кораблекрушении.

Афина также при необходимости изменяла облик героя. Если было нужно, она украшала Одиссея, но когда тому нужно было скрыться, превращала в дряхлого старика. Перед возвращением к Пенелопе она делает его особенно красивым и статным, а после вместе с Одиссеем планирует расправу над женихами и отражает после их удары.

Помогала Афина и следующим героям:

  • в легендах о Тесее она сновидением указывает его матери возлечь с Посейдоном, чтобы женщина родила героя;
  • часто являлась аргонавтам;
  • привела Беллерофонту Пегаса для убийства химеры.

Владычество над Аттикой

Один из известных мифологических сюжетов про Афину, который значим для всей Греции и Афин в частности – это суд за Аттику, юго-восточную область центральной Греции со столицей Афинами, также названной в честь богини. В этом суде столкнулись Афина и Посейдон.

По легенде, боги стали соревноваться в том, какую пользу они могут принести людям Аттики, а значит, и насколько их покровительство будет необходимым. Первым на Акрополь пришёл Посейдон и ударил в землю трезубцем. Из трещины забил источник солёной морской воды (по другой версии, из земли появилась лошадь). Следом свои способности показала Афина. Она воткнула в почву копьё, и то проросло, став оливковым деревом.

Версальский дворец, Версаль, Франция. Соревнование Афины и Посейдона за Аттику.

Версальский дворец, Версаль, Франция. Соревнование Афины и Посейдона за Аттику.

Их судьёй был либо Кекроп, основатель и первый царь Аттики с двумя змеиными туловищами, либо сами боги Олимпа под наблюдением Кекропа. Все единогласно решили, что дар Афины более полезен грекам, и Аттику передали ей. Посейдон в отместку хотел было затопить земли, но на защиту людей встал сам Зевс.

По другой версии, вода и олива появились сами по себе. Царь Аттики Кекоп отправил посыльного в Дельфы к оракулу, и тот повелел провести голосование относительно названия города и бога-покровителя. Тогда мужчины и женщины разделились – первые голосовали за Посейдона, вторые – за Афину. Получилось так, что и тех, и других было почти поровну, и лишь одна женщина смогла перевесить чашу весов на сторону Афины. Тогда Посейдон наслал на земли опустошительное наводнение.

Возможно, такой вариант легенды появился позже других из-за устанавливающегося патриархата, потому что одна женщина привела к тому, что все в результате подверглись тройному наказанию:

  • женщина не могла больше голосовать;
  • женщина, став матерью, не имела права передавать детям своё имя;
  • женщина не могла зваться афинанкой.

Сражения с титанами и гигантами

Об участии Афины в войнах с гигантами и титанами сложено немало легенд. Сцены из этой борьбы изображались даже на щите самой Паллады, на алтарях, других предметах искусства. С одной стороны, титаномахия (битва с титанами) должна была произойти ещё до рождения Афины и даже появления человеческого рода. С другой стороны, часто титаномахию смешивают с гигантомахией, сражением с гигантами, мифы о которой описывают подвиги Афины.

«Битва Афины с Алкионеем во время гигантомахии», рельеф на Пергамском алтаре, Пергамский музей в Берлине.

«Битва Афины с Алкионеем во время гигантомахии», рельеф на Пергамском алтаре, Пергамский музей в Берлине.

Гигантомахия разразилась на Флегрейских полях (сейчас область Италии) по воле Геи, богини земли. Она была разгневана на то, что Зевс заточил побеждённых титанов в Тартар. Тогда богиня-мать Гея подговорила гигантов, ещё одних порождений Тартара, напасть на Олимп. Под предводительством своего царя Эвримедона они принялись швырять прямо в небо огромные куски скал и горящие деревья. Так они хотели уничтожить и гору богов, и человечество, которое Гея тоже возненавидела.

Обитатели Олимпа смогли отбить удар и тоже напали на гигантов, но не смогли их даже ранить. Тогда Гера, жена Зевса, совместно с богинями судьбы мойрами, разгадала неуязвимость врагов. Гера сказала, что гигантов не мог убить ни один бог – только смертный человек.

Именно тогда Афина выполнила свою главную роль. Паллада привела в помощь богам смертного – Геракла, сына Зевса от человеческой женщины, но при этом обладающего нечеловеческой силой.

На этом помощь богини в гигантомахии не закончилось:

  1. Она гналась на колеснице за гигантом Энкеладом и бросила в него камень, который позже стал Сицилией (по другой версии – метнула копьё).
  2. Также она содрала кожу с гиганта Палланта и натянула её на свой щит или же надела на себя для защиты (по одному из мифов, из-за имени этого гиганта Афина и стала называться Палладой).
  3. Афина вместе с Гераклом поразила стрелами гиганта Эхиона.
  4. Ещё одним гигантом, павшим от руки богини, был Дамастор.
  5. Сражалась женщина-воительница и с другими существами – например, она победила огромного огнедышащего дракона с пятью головами, который был заброшен на Олимп сильнейшим из гигантов Порфирионом.

Участие в Троянской войне

Фактически Афина стала одной из богинь, по чьей вине разразилась Троянская война. Именно эта женщина-богиня была на пире в честь свадьбы Пелея и Фетиды, где богиня распри Эрида бросила на стол знаменитое яблоко раздора. Гера, Афина и Афродита вступили в спор. Не желая упускать звание «прекраснейшей», Афина сулила Парису путь великого полководца, Гера – власть, Афродита – любовь прекраснейшей женщины.

Позже во время самой Троянской войны она покровительствовала грекам и особенно защищала Одиссея и Диомеда, царя Аргоса. Последний с её помощью смог во время войны даже ранить некоторых богов – например, Афродиту и Ареса.

Создание Троянского коня

Авторы в трудах о троянской войне писали, что Троя была разрушена «злобой Паллады» и её силой. Это было неспроста – именно Афина придумала Троянского коня и передала свой замысел грекам, она же всё время сопровождала его строительство и ввоз в Трою. Коня даже называли подношением Палладе.

Всё началось с её помощи герою Эпею:

  1. Через сон Афина внушила герою мысль о Троянском коне.
  2. Для строительства богиня научила Эпея всем нужным ремёслам.
  3. Она помогала в создании коня, благодаря чему он был закончен в трёхдневный срок.
  4. Богиня также благословила творение Эпея.

Достроив коня, Эпей посвятил все железные орудия богини, отдав их в храм богини Афины.

Афина приходила к грекам даже в образе вестника или собственном зримом облике. В первом случае она советовала Одиссею, каких героев стоит посадить внутрь готово коня. Она же передала и пищу богов, спасавшую героев от голода. А чтобы троянцы приняли коня, греки рассказали, что это бесценный дар Афине, который навсегда оградит город от врагов и иных напастей.

Затем Афина постоянно была с греками во время ввоза коня в Трою:

  1. Когда Лаокоон, жрец Аполлона в Трое, предлагает всё же уничтожить коня, Афина посылает землетрясение в качестве дурного знака и насылает змей на сыновей жреца, так что подарок греков не трогают.
  2. Чтобы конь быстрее оказался в храме Афины, богиня помогала троянцам его везти.
  3. Елена Троянская, сомневаясь в честности греков, уже в храме обошла вокруг коня. Женщина называла имена греческих воинов, чтобы узнать, не спрятались ли они внутри, но Афина явилась Елене, невидимая остальным, и велела, чтобы женщина уходила.

Ночь падения Трои Афина встречала, восседая на акрополе в сияющей эгиде. Победу греков она приветствовала криками.

Орфический гимн

Орфические гимны посвящались различным богам. Их авторство приписывается легендарному Орфею, певцу и стихотворцу. Орфический гимн богине Афине взывает к ней, как защитнице, целительнице, дарительнице благ.

Орфический гимн XXXII «Афине» (первод О. Смыки)

Единородное чадо великого Зевса, Паллада,

Ты, о богиня блаженная, славная, мощная духом,

К бою зовущая, ты изречима и неизреченна,

Дивная, любишь пещеры и грозные держишь вершины

Гор, отдающихся эхом, и любишь лесные ущелья,

Ты, брачелюбица, в души людей исступленье вдыхаешь,

Дева, обвыкшая в битвах, чудовищно страшная духом.

Горгоубийца, о дева-боец, твой гнев ужасает,

Мать многосчастная всяких искусств, ненавистница ложа,

Бурная — бич негодяев, порядочным — мысль и решенье,

Ты и жена, и мужчина, о мысль, о родящая войны,

Переливаешься ты, о змея, в исступлении божьем,

Славная, гонишь коней, истребитель флегрейских гигантов,

О Тритогения, демон победный, от зол избавитель,

О совоокая, изобретатель ремесел, царица,

Молят тебя днем и ночью, всегда, до последнего часа.

Ныне услышь и меня, подари же мне мир многосчастный,

Дай мне счастливые дни и добрую меру здоровья!

Гомеровы гимны – произведения различных авторов, приписываемые Гомеру. Посвящены они богам Олимпа. Среди них два описывают Афину.

Гимн XI. К АФИНЕ (в переводе В.В. Вересаева)

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,

Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,

Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.

Ею хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль.

Славься, богиня! Пошли благоденствие нам и удачу!

Гимн XXVIII. К АФИНЕ (перевод В.В. Вересаева)

Славную петь начинаю богиню, Палладу-Афину,

С хитро искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким,

Деву достойную, градов защитницу, полную мощи,

Тритогенею. Родил ее сам многомудрый Кронион.

Из головы он священной родил ее, в полных доспехах,

Золотом ярко сверкавших. При виде ее изумленье

Всех охватило бессмертных. Пред Зевсом эгидодержавным

Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,

Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком Светлоокой

Заколебался великий Олимп, застонали ужасно

Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море

И закипело волнами багровыми; хлынули воды

На берега. Задержал Гиперионов сын лучезарный

Надолго быстрых коней, и стоял он, доколе доспехов

Богоподобных своих не сложила с бессмертного тела

Дева Паллада-Афина. И радость объяла Кронида.

Радуйся много, о дочерь эгидодержавного Зевса!

Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю.

Стихотворение Владислава Ходасевича «Афине»

Тебе, богине светлоокой,

Мой стих нетвердый отдаю.

Тебе, богине светлоокой,

Вверяю утлую ладью.

Тебя, рожденную без крови,

Молю о ясной тишине!

Напеву робких славословий

Внемли, склонив чело ко мне.

И я, в благочестивом страхе,

Боясь, надеясь и любя,

Рожденный в сумраке и прахе, —

Подъемлю очи на тебя.

Другие стихи богине можно прочитать здесь

Статуи богини в музеях России

В основном статуи Афины хранятся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Там можно найти следующие скульптуры.

Реконструкция Афины Лемнии работы Фидия.

Реконструкция Афины Лемнии работы Фидия.

Римская копия Афины Парфенос авторства Фидия в уменьшенном варианте.

Римская копия Афины Парфенос авторства Фидия в уменьшенном варианте.

Копия Афины Джустиниани.

Копия Афины Джустиниани.

Афина из Веллетри.

Афина из Веллетри.

Афина Медичи, копия со скульптуры, сделанной по Афине Парфенос Фидия.

Афина Медичи, копия со скульптуры, сделанной по Афине Парфенос Фидия.

Скульптуры в музеях других городов России

Афина. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Скульптура Афина. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Строгановский музей, Санкт-Петербург. Афина и гений искусств.

Скульптура Строгановский музей, Санкт-Петербург. Афина и гений искусств.

Статуи в музеях разных стран

Афина Варвакион, Национальный Археологический музей в Афинах, Греция. Самая точная копия Афины Парфенос.

Афина Варвакион, Национальный Археологический музей в Афинах, Греция. Самая точная копия Афины Парфенос.

Афина Ленорман, Национальный музей Афин, Греция.

Скульптура Афина Ленорман, Национальный музей Афин, Греция.

Афина Лемния, голова, копия. Археологический музей Болоньи, Италия.

Афина Лемния, голова, копия. Археологический музей Болоньи, Италия.

Ватиканские музеи, Ватикан. Афина Джустиниани, копия Афины Парфенос.

Ватиканские музеи, Ватикан. Афина Джустиниани, копия Афины Парфенос.

Музей Кьярамонти в Ватикане. Бюст-копия Афина Промахос Фидия.

Музей Кьярамонти в Ватикане. Бюст-копия Афина Промахос Фидия.

Лувр, Париж. Афина Маттеи.

Скульптура Лувр, Париж. Афина Маттеи.

Отделе греческих, римских и этрусских ценностей, Лувр, Париж. Афина Веллетри.

Отделе греческих, римских и этрусских ценностей, Лувр, Париж. Афина Веллетри.

Мюнхенская глипотека, Мюнхен, Бавария, Германия. Бюст Афины, копия с римской Афины Веллетри.

Мюнхенская глипотека, Мюнхен, Бавария, Германия. Бюст Афины, копия с римской Афины Веллетри.

Музей изобразительного искусства Альбертинум, Дрезден, Германия. Реконструкция Афины Лемнии.

Музей изобразительного искусства Альбертинум, Дрезден, Германия. Реконструкция Афины Лемнии.

Берлинское античное собрание, Берлин, Германия. Статуя Афины. Оригинал, голова утеряна, её заменяет слепок из гипса.

Берлинское античное собрание, Берлин, Германия. Статуя Афины. Оригинал, голова утеряна, её заменяет слепок из гипса.

Картины с изображением богини

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Третьяковская галерея. Парфенон.

Третьяковская галерея. Парфенон.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Миневра и Геркулес прогоняют Марса.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Миневра и Геркулес прогоняют Марса.

Эрмитаж, Санкт-Петербург. Царь Петр I и Минерва.

Эрмитаж, Санкт-Петербург. Царь Петр I и Минерва.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Императрица Екатерина II в образе и облачении Минервы.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Императрица Екатерина II в образе и облачении Минервы.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия. Афина и кентавр, склоняющийся перед ней.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия. Афина и кентавр, склоняющийся перед ней.

Галерея Уффици во Флоренции, Италия. Афина навещает Гефеста в его кузнице.

Галерея Уффици во Флоренции, Италия. Афина навещает Гефеста в его кузнице.

Галерея Боргезе, Рим. Одевающаяся Афина.

Галерея Боргезе, Рим. Одевающаяся Афина.

Лувр, Париж, Франция. Афина побеждает бога войны Ареса.

Лувр, Париж, Франция. Афина побеждает бога войны Ареса.

Лейденская коллекция в Нью-Йорке, Америка. Афина.

Лейденская коллекция в Нью-Йорке, Америка. Афина.

Скульптурные изображения по всему миру и храмы

Рельеф на государственном музее им. А. С. Пушкина, Москва.

Рельеф на государственном музее им. А. С. Пушкина, Москва.

Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва. Ограждение водоёма (путеал), украшенный сценами с Афиной.

Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва. Ограждение водоёма (путеал), украшенный сценами с Афиной.

Петергоф. Копия Афины Джустиниани.

Петергоф. Копия Афины Джустиниани.

Санкт-Петербург, Летний сад.

Санкт-Петербург, Летний сад.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге.

Скульптура Афины Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге.

Академия художеств, Санкт-Петербург.

Скульптура Афины Академия художеств, Санкт-Петербург.

Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург.

Скульптура Афины Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург.

Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Елагинский дворец, Санкт-Петербург.

Скульптура Афины Елагинский дворец, Санкт-Петербург.

Этнографический музей, Санкт-Петербург.

Этнографический музей, Санкт-Петербург.

Храм Парфенон, Афины, Греция.

Храм Парфенон, Афины, Греция.

Скульптуры на Дворцовом мосту, Берлин, Германия.

Скульптуры на Дворцовом мосту, Берлин, Германия.

002c1gtw

Парк Сан-Суси, Потсдам, Германия.

Парк Сан-Суси, Потсдам, Германия.

Скульптурная композиция с Афиной у здания парламента в Вене, Австрия.

Скульптурная композиция с Афиной у здания парламента в Вене, Австрия.

Арка Победы, Мадрид, Испания.

Арка Победы, Мадрид, Испания.

Парижская Триумфальная арка, Франция.

Парижская Триумфальная арка, Франция.

Стихия: огня, земли

Обьекты: неба, света

Деятельность: войны, музыки, искусства, разум, победы, ремесла, науки, поэзии, брака, семья, мудрости, правосудия, медицины

Тэги: порядка, ума, добра, силы, защиты, мира, учения, воинов, изобилия, врачевания, здоровья, справедливости, гармонии, арены

Место жительства: подземного мира

 

Смотрите также:

Арт Афины

Фотографии Афины

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

три − три =