Богини Нимфы

Нимфы — «девы» — божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напей), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды — Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов — дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживушими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.

Гомер классифицирует нимф по средам обитания следующим образом: нимфы из источников (пегай, кренай), рек (потамой), рощи деревьев (alsea), травянистые луга (pisea) и горные вершины (orea). Более поздние авторы назвали их Найадом, Дриадом, Леймонидом и Ореиадом.

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВИДЫ НИМФ СО СЛОВ АНТИЧНЫХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ

Древние авторы изображали нимф разных видов. Упоминания о морских нимфах (нереидах и др.) сюда не включены.

I. ГОМЕР О НИМФАХ

Гомер разделяет нимф по средам их обитания: нимфы из источников, рек, рощ, с деревьев, лугов и горных вершин. Более поздние авторы называли их наядами, дриадами, лимнадами и орестиадами.

Гомер. Илиада. Песнь двадцатая. Битва богов. 8-9. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 333) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Самые нимфы явились, живущие в рощах прекрасных,

И в источниках светлых, и в злачноцветущих долинах».

 

Гомер. Одиссея. Песнь шестая. 122-124. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 486) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Кажется, девичий громкий вблизи мне послышался голос.

Или здесь нимфы, владелицы гор крутоглавых, душистых,

Влажных лугов и истоков речных потаенных, играют…»

 

Гомер. Одиссея. Песнь десятая. 350-351. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 535) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«…Все они [нимфы] дочери были потоков (krênai), и рощ (alsea), и священных

Рек (potamoi), в необъятное лоно глубокого моря бегущих».

Гомеровские гимны следуют гомеровскому соглашению.

 

Гомеровские гимны. IV. К Афродите. 97-99. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 91) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Или ты нимфа – из тех, что источники рек населяют,

Влажногустые леса и прекраснотенистые рощи?

Или из тех, что на этой горе обитают прекрасной?»

 

II. ГЕСИОД О НИМФАХ

В «Теогонии» Гесиод описывает нимф двух видов. Это океаниды, нимфы пресноводных источников, ручьев и лугов, а также мелии – нимфы горных деревьев. В «Перечне женщин или Эои» он выводит горных нимф ореад, очень похожих на мелий, и дочерей речных богов наяд.

 

Гесиод. Теогония. 364-367. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 36) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«…Всего их три тысячи, Океанид стройноногих.

Всюду рассеявшись, землю они обегают, а также

Бездны глубокие моря, богинь знаменитые дети.

Столько же есть на земле и бурливо текущих потоков…»

[Предположительно, «землю они обегают» означает заботу о растительности – деревьях, кустах, цветах.]

 

Гесиод. Теогония. 183-187. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Уран был кастрирован Кроносом:]

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их Земля приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эриний она родила и великих Гигантов

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем».

 

[Гесиод]. Каталог женщин или Эои. Потомки Инаха 39 (123). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 93) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Горные нимфы-богини от них затем появились,

Племя сатиров никчемных и нерасторопных в работах…»

 

III. АЛКМАН О НИМФАХ

Поэт Алкман, большинство трудов которого не сохранилось, описывает три вида нимф: наяд, обитавших в пресной воде, лампад с их факелами из преисподней (они были связаны с мистериями Деметры), и носивших тирсы Фий (Фиад) из оргий Диониса. Последние, несомненно, были связаны с горными нимфами Гесиода ореадами – сестрами сатиров.

IV. СТРАБОН О НИМФАХ

Древнегреческий географ Страбон перечисляет различные виды нимф в свите бога Диониса. К ним относятся ленаи (винный пресс), фии (оргии), мималлоны (музыка) и наяды (вода).

 

Страбон. География. Книга X. III. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«…Служители… Диониса – силены, сатиры, вакханки, а также лены и фии, мималлоны, наиды, нимфы…»

 

V. ПАВСАНИЙ О НИМФАХ

Географ Павсаний описывает культ нимф на Пелопоннесе. Большинство этих культов относилось к наядам конкретных источников, гротов и городских фонтанов, но были известны и культы дриад.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. IV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«…Некоторых из них (нимф) они называют дриадами [нимфы деревьев] и эпимелиадами [нимфы лугов и пастбища], а иных из них наядами [нимфы водных источников]; и Гомер в своих песнях очень часто упоминает имя наяд».

 

VI. ОВИДИЙ И ВЕРГИЛИЙ О НИМФАХ

В знаменитых произведениях Овидия и Вергилия увековечены парные деревенские «наяды и дриады». В их стихах есть много отсылок к отдельным нимфам и группам нимф – например, к тем, которые населяют определенные горы и реки.

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 451-453. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вот Филомела вошла, блистая роскошным нарядом,

Больше блистая красой. Обычно мы слышим: такие

В чаще глубоких лесов наяды с дриадами ходят…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга пятая. 539-540. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«…Орфна,

Между Авернских сестер [нимф Аида] превеликой известности ним­фа…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 15-16. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«А на земле – города, и люди, и рощи, и звери,

Реки [fluminibus] и нимфы [nymphs] на ней и разные сельские боги [numina ruris]».

 

VII. ДРУГИЕ КЛАССИКИ О НИМФАХ

Поздние авторы античной литературы использовали множество названий для описаний трех-четырех видов нимф: они обитали в лесах и на деревьях, в родниках и ручьях, на лугах и пастбищах.

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 11. Пан. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Описание греческой картины:]

Это касается всех нимф, то ты посмотри внимательней и различай их по видам: вот это наяды – капли воды брызгами падают с их волос; засохшая грязь у нимф стад [буколических нимф] нарисована на картине ничуть не хуже этой росы, а нимфы цветущих лугов [антусеи] подобны цветам гиацинта».

 

Стаций. Фиваида. Книга четвертая. 254-255. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 59) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«В ком из властительниц рощ [дриад], из богинь, посвященных потокам [наяд],

в ком из напей [нимф полян] не зажег он страсти великое пламя?»

 

VIII. НОНН О НИМФАХ

Нонн Панополитанский, поэт поздней античности, описал много видом нимф, но чаще всего он упоминает «наяд и дриад».

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIV. 206-212. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 150) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Горные нимфы [ореады] в длинных хитонах, неистовы духом,

Выступили в поход воителей благотирсных,

Сроки жизни двойные жили они в этом мире,

Долог век их земной… Средь них и горные девы

Были Эпимелиды, что зорко овец охраняли,

Те, кто оставил рощи и заросли дикие леса [алсеиды],

Meлии, вместе с древом на свет изошедшие девы…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIV. 8-9. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 146) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«…[Рея призывает на войну с индийским царем:]

Гласом единым взывает к лесам и водным потокам,

Всех наяд собирает, чащобы полчища дикой [гамадриад]».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXIV. 122-123. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 237) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«…И к местным гамадриадам [нимфам водных источников] и нимфам

Адриады [дриадам – нимфам деревьев] пристали…»

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НИМФ

I. ДОЧЕРИ ЗЕВСА

У Гомера, а иногда и у Гесиода нимфы были дочерями Зевса. Другой автор, Антонин Либерал, рассказывает, что нимфы обижаются, когда их описывают как дочерей местного речного бога, а не Зевса.

Гомер. Одиссея. Песнь девятая. 154. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 517) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«…Нимфы же, дочери Зевса эгидодержавца…»

 

Гесиод. Фрагменты. Фрагмент 304. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 187) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«…Нимф пышновласых, Зевеса эгидодержавного дщерей».

 

Алкей. Из гимнов богам. О других богах. 13 (343). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод М. Гаспарова, Вяч. Иванова. – М.: Ладомир, 1999. – С. 343) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Нимфы! Молвит молва: Зевс – вам отец, грозный эгидою».

 

II. ДОЧЕРИ ОКЕАНА

Согласно Гесиоду, нимфы пресноводных водоемов были дочерями реки Океан, омывающей землю. Они отвечали за расцвет природы. Орфические гимны более подробно описывают их многообразные усилия.

Гесиод. Теогония. 362-366. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 36) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Это – лишь самые старшие дочери, что народились

От Океана с Тефией. Но есть и других еще много.

Ибо всего их три тысячи, Океанид стройноногих.

Всюду рассеявшись, землю они обегают, а также

Бездны глубокие моря, богинь знаменитые дети».

 

Гомеровские гимны. V. К Деметре. 5-6. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«В сонме подруг полногрудых, рожденных седым Океаном,

Дева играла на мягком лугу и цветы собирала [вместе с богинями Персефоной, Артемидой, Афродитой и Афиной]…»

 

Аристофан. Облака. 264 и далее. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 1.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

 

«Облака многочтимые [нефелы]!…

На Олимпе ль, на снежной, священной горе залегли вы семьею лучистой,

Или с нимфами в быстрый сплелись хоровод в темных кущах Отца Океана…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. II. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«От титанов родились потомки: от Океана и Тефии – Океаниды…»

 

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде. 13-15. / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 149) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«[Артемида обращается к своему отцу Зевсу:]

…Дай шестьдесят дочерей Океановых, резвых плясуний –

Каждой по девять годов, и каждая в детском хитоне;

Дай в прислужницы мне два десятка нимф амнисийских…»

 

Орфический гимн LI. Нимфам (фимиам, ароматы). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 231) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Дщери отца Океана, владыки великих чудовищ,

Нимфы, живущие в глубях земли под влажной дорогой!

Скрыты убежища ваши, о Вакха пестуньи, земные!

Вы, преблагие, растите плоды, луговые, святые!

Тропы извилисты ваши, пещеры и гроты вам любы,

Вы, ключевые, бегуньи бродячие, с поступью легкой,

В каплях росы и в цветах, то видны вы, то вновь невидимки,

Горных жилицы лощин, вы танцуете с Паном на склонах,

Яркие звезды, течете по скалам, поющие звонко.

Девы полей, и ручьев, лесные и горные девы,

Вы, благовонные, в белых одеждах, с дыханием нежным,

Вы, о пастушьи, подруги зверью, вы богаты плодами.

Нежным, вам люба прохлада, все кормите, все вы растите,

Гамадриады, игруньи, бродящие влажной дорогой,

Вы, о нисеянки буйные, вы, кто дарит исцеленье,

Вешние, радость несущие смертным с Деметрой и Вакхом,

Ныне грядите к священному действу, ликуя душою!

В пору, как всходят посевы, пролейте здоровье на всходы!»

 

III. ДОЧЕРИ ГЕИ

Согласно Гесиоду, мелии – нимфы горного ясеня – были дочерями Геи (Матери-Земли). Вероятно, они были кормилицами Зевса, о которых упоминают другие авторы. «Гиганты» (рожденные Землей), которых Гесиод называет братьями мелий, были, вероятно, куретами и сатирами, а не гигантами – врагами богов.

Гесиод. Теогония. 183-187. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Уран был кастрирован Кроносом:]…

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их Земля [Гея] приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эриний она родила и великих Гигантов

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем».

 

IV. ДОЧЕРИ ГЕКАТЕРИД

Ореады из произведений Гесиода – гамадриадные нимфы горных сосен, сестры куретов и сатиров. Вероятно, они были идентичны мелиями и гигантам, которых, согласно «Теогонии» (см. выше) родила Гея – несмотря на расхождения в генеалогии.

Страбон. География. Книга X. III. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Кроме этого, относительно этих демонов и их разнообразных имен можно обнаружить, что они назывались не только служителями богов, но и сами считались богами. Так, по словам Гесиода, [текст Гесиода, на который ссылается Страбон, неизвестен], например, у Гекатера и дочери Форонея было 5 дочерей:

От них же горные нимфы [ореады] – богини родились

И поколенье ничтожных, к труду неспособных сатиров,

И род куретов – богов, возлюбивших затеи и пляски».

 

V. ДОЧЕРИ СИЛЕНА

Дриады и сатиры часто описывались как дети или внуки рустического (деревенского) бога Силена. Вероятно, под ним у Гесиода подразумевается Гекатер (см. выше).

Проперций. Элегии. Книга вторая. 32. 37-38. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 115):

«Это видели и сёстры-Гамадриады,

и старцы Силены, и сам предводитель хоровода [Силен]…»

 

VI. ДОЧЕРИ ДРУГИХ РУСТИЧЕСКИХ (ДЕРЕВЕНСКИХ) БОГОВ

Многие отдельные дриады и ореады были описаны как дочери конкретных деревенских богов.

 

VII. ДОЧЕРИ РЕЧНЫХ БОГОВ

Юные наяды были дочерями речных богов и океанид (сестер). Семь из них были нимфами разных пресных водоемов – рек, ручьев, колодцев, фонтанов. В античной литературе есть множество таких упоминаний. См. отдельные страницы «Нимфа» и «Речной бог».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 493-499. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 16) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«Пел он [Орфей] о том…,

Как были созданы горы и с шумом текущие реки [потамои]

С нимфами [наядами] вместе самими, и все живое родилось».

 

VIII. ДОЧЕРИ МОРСКИХ БОГОВ

Морские нимфы были дочерями морских богов включая дочерей Нерея, тритонид – дочерей Тритона, а также нимф – дочерей Протея и Форкия.

 

IX. ДОЧЕРИ ДРУГИХ БОГОВ

Дочери многих других богов также описывались как нимфы, в том числе дочери титана Атласа и бога солнца Гелиоса.

 

БЕССМЕРТНОСТЬ НИМФ

Некоторые из старших нимф, включая океанид и нереид, были бессмертными богинями. Многие из младших, особенно жившие на деревьях дриады, имели ограниченную, хотя и долгую продолжительность жизни.

Гесиод. Фрагменты. Фрагмент 304. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 187) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Плутарх, «Об исчезновении оракулов», II, с.415.

Гесиод полагает, что по истечении какого-то периода времени божества умирают. Так, наяда говорит у него о времени следующее:

Десятикратье трех пар на девять годов превосходит

Жизнь говорливой вороны, равна девяти поколеньям

Мужей цветущих, но четверть всего лишь от жизни оленя.

Ворон в три срока оленьих стареет – в девятую долю

Времени феникса – доли десятой для нас отведенной,

Нимф пышновласых, Зевеса эгидодержавного дщерей».

 

 

Гомеровские гимны. IV. К Афродите. 257-272. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 154-155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Горные нимфы с грудями высокими вскормят младенца…

Род их – особый; они не бессмертны, но также не смертны:

Долгое время живут…

С ними, как только родятся они, появляются на свет

Из многоплодной земли на высоких горах либо сосны,

Либо высокие дубы, прекрасные зеленью пышной.

Стройно стоят и высоко. Священною рощей бессмертных

Их называют. И люди рубить их железом не смеют.

Но наступает судьбою назначенный час умиранья –

И на корню засыхают деревья прекрасные, гибнет

И отмирает кора, опадают зеленые ветви.

В это же время и души тех нимф расстаются со светом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В прежних своих книгах я уже сказал, что… нимфы живут очень долго, как передают о них поэты, но не вполне находятся вне пределов смерти».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVII (43). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Если есть боги, то являются ли богинями также и нимфы? Если и нимфы, то также и паниски, и сатиры? Но эти не боги, значит, и нимфы не богини».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XX (52). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«…Если, как ты говорил, мы должны видеть в самой почве, по причине ее плодородия, богиню Цереру, то что это еще за другая богиня Теллус [Мать-земля]? Если это земля, то и море – бог… Стало быть, и реки [fluminibus, потамои] и источники [наяды] тоже боги?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIV. 206-209. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 150) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Горные нимфы [ореады] в длинных хитонах, неистовы духом,

Выступили в поход воителей благотирсных,

Сроки жизни двойные жили они в этом мире,

Долог век их земной…»

 

ЦВЕТА НИМФ

Древнейшие греческие поэты считали нимф просто красивыми женщинами. Но художники и поэты поздней античности наделяли их причудливо окрашенными волосами и кожей.

Анакреонт. 2 (12). Из гимна Дионису. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, Я. Голосовкера, С. Лурье, Л. Мея, С. Ошерова, А. Парина, Г. Церетели, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 360):

 

«…Синеокие нимфы

Сообща забавляются

На вершинах высоких гор…»

 

Орфический гимн LV. Афродите. 22. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 235) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«…Или у Дия в земле синеглазые нимфы фиады…»

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 11. Пан (3). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Описание греческой картины:]

Это касается всех нимф, то ты посмотри внимательней и различай их по видам: вот это наяды [нимфы воды] – капли воды брызгами падают с их волос; засохшая грязь у нимф стад [буколических нимф] нарисована на картине ничуть не хуже этой росы, а нимфы цветущих лугов [антусеи] подобны цветам гиацинта».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLII. 101-102. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 410) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Нимфа вод] Молвила так, и нырнула во влагу, сходную цветом

С телом ее…»

 

ГИМНЫ НИМФАМ

Орфический гимн LI. Нимфам (фимиам, ароматы). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 231) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Дщери отца Океана, владыки великих чудовищ,

Нимфы, живущие в глубях земли под влажной дорогой!

Скрыты убежища ваши, о Вакха [Диониса] пестуньи, земные!

Вы, преблагие, растите плоды, луговые, святые!

Тропы извилисты ваши, пещеры и гроты вам любы,

Вы, ключевые, бегуньи бродячие, с поступью легкой,

В каплях росы и в цветах, то видны вы, то вновь невидимки,

Горных жилицы лощин, вы танцуете с Паном на склонах,

Яркие звезды, течете по скалам, поющие звонко.

Девы полей, и ручьев, лесные и горные девы,

Вы, благовонные, в белых одеждах, с дыханием нежным,

Вы, о пастушьи, подруги зверью, вы богаты плодами.

Нежным, вам люба прохлада, все кормите, все вы растите,

Гамадриады, игруньи, бродящие влажной дорогой,

Вы, о нисеянки буйные, вы, кто дарит исцеленье,

Вешние, радость несущие смертным с Деметрой и Вакхом,

Ныне грядите к священному действу, ликуя душою!

В пору, как всходят посевы, пролейте здоровье на всходы!»

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

4 + десять =