Богини Хариты

ХАРИ́ТЫ — Χά­ρις, Χά­ρι­τες, Gra­tia, Gra­tiae, назы­ва­лись доче­ря­ми Зев­са и Геры или Оке­а­ниды Еври­но­мы или Гелия и Айг­лы (блеск) и были для гре­ков боги­ня­ми кра­соты, обще­ст­вен­но­го весе­лья, свет­лой, празд­нич­ной жиз­ни. Геси­од (theog. 907) назы­ва­ет трех Харит: Εὐφρο­σύνη (празд­нич­ное весе­лье), Ἀγλαῒα (празд­нич­ный блеск) и Θα­λία (цве­ту­щее сча­стье). Они в друж­бе с Муза­ми, боги­ня­ми пения, и оби­та­ют вме­сте с ними на Олим­пе; они сопро­вож­да­ют Афро­ди­ту, Пей­фою (Πει­θώ, боги­ню убеж­де­ния) и крас­но­бая Гер­ме­са, пото­му что без кра­соты послед­ние не в состо­я­нии ни дей­ст­во­вать, ни пле­нять. Про­из­веде­ния искус­ства не могут обой­тись без кра­соты, поэто­му у Гоме­ра, Хари­та — жена Гефе­ста. Хари­ты в древ­ней­шие вре­ме­на были в осо­бен­но­сти почи­тае­мы миний­ца­ми в Орхо­мене, где слу­же­ние им введе­но было, гово­ри­ли, царем Етео­к­лом; оттуда оно пере­шло на Гели­кон и в дру­гие стра­ны Гре­ции. В Спар­те почи­та­ли двух Харит: Κλή­τα и Φαέν­να, зву­ки и свет; в Афи­нах так­же толь­ко двух: Αὐξώ, покро­ви­тель­ни­цу роста, и Ἡγε­μόνη, пред­во­ди­тель­ни­цу. Здесь, кажет­ся, они были древни­ми боги­ня­ми пого­ды, подоб­но Го́рам, с кото­ры­ми они и преж­де неред­ко нахо­ди­лись в свя­зи; одна­ко Хари­ты, полу­чив один раз выше­ука­зан­ное зна­че­ние, про­ти­во­по­став­ля­ют­ся Го́рам, подоб­но тому, как чело­ве­че­ская жизнь про­ти­во­по­став­ля­ет­ся поряд­ку при­ро­ды. Обык­но­вен­но Хари­ты изо­бра­жа­ют­ся в чис­ле трех, так как гос­под­ст­ву­ю­щее свой­ство их — общи­тель­ность. Это — строй­ные, цве­ту­щие, дев­ст­вен­ные жен­щи­ны с милым выра­же­ни­ем лица. Атри­бу­ты их: музы­каль­ные инстру­мен­ты, мир­ты, розы, играль­ные кости.

Цитаты классической древнегреческой литературы

Дочери Зевса и Евриномы

Гесиод. Теогония. 907. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

Трех ему розовощеких Харит родила Евринома,
Славная дочь Океана с прелестным лицом. Имена их:
Первой — Аглая, второй — Евфросина и третьей — Фалия.

Взглянут — и сладко-истомная страсть из-под век их прелестных
Льется на всех, и блестят под бровями прекрасные очи.

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 13. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

От Эвриномы, дочери Океана, — Хариты28: Аглая, Эвфросина и Талия;

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 72. 5. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

Детьми Зевса были богини Афродита и Харита

 

Орфический гимн 60 Харитам (фимиам, ароматы). 1-11. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 194) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

Светлые славой Хариты, великие именем дщери
Зевса и в складках глубоких одежд Евриномы — внемлите,
О, многосчастные, Талия и Евфросина с Аглаей!

 

Дочери Диониса

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 16. 130 (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

[Дионис] Дам охотно Харит из божественного Орхомена
В услуженье, детей моих, отнятых у Афродиты!

 

ДОЧЕРИ ГЕРЫ

Гомер. Илиада. Песнь девятнадцатая. Отречение от гнева. 14. 231 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 325) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

[Гера] За руку бога взяла, называла и так говорила…

тебе в благодарность юнейшую дам я Хариту;
Ты обоймешь наконец, назовешь ты своею супругой
Ту Пазифею, по коей давно все дни воздыхаешь».

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

11 − восемь =