Боги Диоскуры

ДИОСКУРЫ (греч. Διόσκουροι, «сыновья Зевса»), в греческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса, братья Елены и Клитеместры. По одной из версий мифа, Полидевк и Елена — дети Леды от Зевса, Кастор и Клитеместра — её дети от спартанского царя — её супруга Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор — смертным). Диоскуры — участники ряда героических предприятий; Полидевк — кулачный боец, Кастор — укротитель коней. Они вернули на родину похищенную Тесеем Елену, воспользовавшись его отъездом из Афин. Диоскуры — участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика, калидонской охоты . Диоскуры соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами, у которых похитили невест — Левкиппид, Фебу и Гилаейру — дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того, Диоскуры и Афаретиды вступили в спор из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына. У Гомера в «Илиаде» Елена во время Троянской войны напрасно высматривает братьев на Троянской равнине, не зная об их уходе из мира жизни. Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе. В мифе о Диоскурах — элементы древнего индоевропейского почитания божественных близнецов как помощников человека (особенно воинов, всадников, моряков). Хотя Диоскуры считались дорийскими героями, их культ распространился далеко за пределы Спарты. В мифе о победе Диоскуров над Афаретидами — отзвуки исторической победы спартанцев над мессенцами (8—7 вв. до н.э.). В Спарте Диоскуров почитали в виде архаических фетишей — двух крепко соединённых друг с другом брёвен. В мифах о Диоскурах заметны мотивы периодической смены жизни и смерти, света и мрака — поочерёдное пребывание в царстве мёртвых и на Олимпе. В римской мифологии Диоскуры именуются Кастор и Поллукс.

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

РОЖДЕНИЕ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> 14. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-2):

Кастор и Поллукс, сыновья Юпитера и Леды, дочери Фестия, лакедемоняне, а другие говорят, спартанцы, оба еще безбородые. Пишут, что видели, как им на головы одновременно упали звезды.

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> 77. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-2):

Леду, дочь Фестия, Юпитер, превратившись в лебедя, изнасиловал на реке Эврот, и она родила от него Поллукса и Елену, а от Тиндарея Кастора и Клитемнестру.

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> 155. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-2):

[Сыновья Зевса] Кастор и Поллукс от Леды, дочери Фестия.

 

СМЕРТЬ И ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ДИОСКУР

Пиндар. Пифийские песни. 11 ep4. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?). 77-53. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 72) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

И Касторова мощь, и ты, владыка Полидевк128,
Божьи сыны,
Переменные обитатели престолов Ферапны
И Олимпа

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

девятнадцать − пятнадцать =