Бог Уран

УРАН — (Ούρανός), в греческой мифологии божество, олицетворяющее небо; супруг земли Геи, принадлежащий к первому, самому древнему поколению богов. Гея родила Урана и, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, море Понт, титанов, киклопов, сторуких . Уран обладал бесконечной плодовитостью. Дети его были ужасны видом и отцу своему ненавистны; он прятал их в утробе Геи, тяжко от этого страдавшей. Земля задумала облегчить свою судьбу, и по её просьбе младший сын Кронос серпом оскопил Урана.. Из капель крови Урана, упавших на землю, родились гиганты, эринии, нимфы Мелии («ясеневые») и богиня Афродита. Так Уран оказался отстранённым от продолжения рода богов-чудовищ, уступив власть своему сыну Кроносу. Ниспровержение Урана в свою очередь открывало возможность дальнейшей смены поколений богов и совершенствования божественных властителей мира в духе антропоморфизма, упорядоченности и правопорядка. Миф об Уране — свидетельство архаических истоков классической мифологии. Небо и земля мыслятся одним целым, которое затем в космогоническом процессе разделяется на две сущности. Из них Уран — мужское начало, одновременно является и сыновним началом, вторичным по отношению к Гее. Уран нуждается в лоне земли как восприемницы его плодоносной силы. Земля же, пережив период бурного и непроизвольного продолжения рода, устраняет Урана. Она рождает потомство и вступает в другие браки, руководствуясь собственными замыслами и целенаправленной волей, что указывает на первичность именно мифологии земли, а не неба.

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УРАН И РОЖДЕНИЕ КОСМОСА

Эон-Уран и Гея с карпи [младенцами-божествами плодородия], греко-римская мозаика 3 в. н. э., Глиптотека, Мюнхен.

I. КОСМОГОНИЯ ГЕСИОДА

Гесиод. Теогония. 117-132. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Прежде всего во вселенной Хаос [Пропасть, Воздух] зародился, а следом

Широкогрудая Гея [Земля], всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар [Ад], в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос [Любовь]

Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб [Тьма] родились из Хаоса.

Ночь же Эфир [Свет] родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;

Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,

Шумное море бесплодное, Понт».

 

II. КОСМОГОНИЯ ЕВМЕЛА

Утраченное сочинение древнегреческого эпоса «Титаномахия», которое приписывается Евмелу Коринфскому, повествовало о космогонии. Вероятно, она во многом была сходной с космогонией Гесиода, но с некоторыми существенными различиями: например, Уран, Гея и Понт были представлены как дети Эфира (бога, олицетворявшего место обитания богов – верхний слой воздуха) и Гемеры (Дня).

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 1-2. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-2):

«От Мглы [родился] – Хаос. От Хаоса и Мглы — Ночь, День, Эреб, Эфир.

От Эфира [Свет] и Дня [Гемеры] [родились] – Земля [Гея], Небо [Уран], Море [Понт]».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVII (44). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«… Если Сатурн [Кронос] бог, то следует признать, что и его отец, Небо [Уран] – бог. А если так, то и родители Неба также должны считаться богами: Эфир [Верхний воздух] и День [Гемера]…»

 

III. КОСМОГОНИЯ АЛКМАНА

Космогония Алкмана. 24-29. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Таким образом, возникли * * * По-

рос, Текмор и Мрак. «День

да Луна и третьим – Мрак» <и до слова>

«блестки»: «день» — не в узком смысле, но

включая Солнце; сначала был только мрак,

а после этого, когда он стал различимым. . .

[«Блестки» – это, вероятно, звездный Уран или Эфир].

 

IV. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Аристофан. Птицы. 685 и далее. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.):

«Хаос, Ночь и Эреб [Тьма] – вот что было сперва, да еще только Тартара бездна.

Вовсе не было воздуха [Эфира], неба [Урана], земли [Геи]. В беспредельном Эребовом лоне

Ночь, от ветра зачав, первородок яйцо принесла. Но сменялись годами

Быстролетные годы, и вот из яйца появился Эрот [Любовное желание] сладострастный.

Он явился в сверкании крыл золотых, легконогому ветру подобный.

С черным Хаосом в Тартаре сблизился он, в беспредельной обители мрака,

И от этого мы появились на свет, первородное племя Эрота.

Все смешала Любовь. И уж только потом родились олимпийские боги.

Из различных смешений различных вещей появились и небо [Уран], и море [Океан, Мировая река],

И земля [Гея], и нетленное племя богов ».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 500-503. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 16) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Пел он [Орфей] о том, как сначала Офион и с ним Евринома

Океанида над снежным Олимпом владыками были,

И как под натиском силы Офион Кроносу сдался

С Реей, супругой его, и в волнах они оба исчезли».

 

Орфей. Орфические теогонии. I. Теогония папируса из Дервени. 15. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Урану [Небо], Сыну Ночи [Никты], тому, что царствовал самым первым…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга первая. 5-75. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Не было моря, земли и над всем распростертого неба, –

Лик был природы един на всей широте мирозданья, –

Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,

Бременем косным он был, – и только, – где собраны были

Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе.

Миру Титан [Гелиос, Солнце] никакой тогда не давал еще света.

И не наращивала рогов новоявленных Феба [Селена, Луна],

И не висела земля, обтекаема током воздушным,

Собственный вес потеряв, и по длинным земным окоемам

Рук в то время своих не простерла еще Амфитрита [морская богиня].

Там, где суша была, пребывали и море и воздух.

И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.

Воздух был света лишен, и форм ничто не хранило.

Все еще было в борьбе, затем что в массе единой

Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,

Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким.

Бог [Деус, возможно, Хронос или изначальный Эрос] и природы почин раздору конец положили.

Он небеса от земли отрешил и воду от суши.

Воздух густой отделил от ясность обретшего неба.

После же, их разобрав, из груды слепой их извлекши,

Разные дав им места, – связал согласием мирным.

Сила огня вознеслась, невесомая, к сводам небесным [Уран],

Место себе обретя на самом верху мирозданья.

Воздух – ближайший к огню по легкости и расстоянью.

Оных плотнее, земля свои притянула частицы.

Сжатая грузом своим, осела. Ее обтекая,

Глуби вода заняла и устойчивый мир окружила.

Расположенную так, бог некий – какой, неизвестно –

Массу потом разделил; разделив, по частям разграничил –

Землю прежде всего, чтобы все ее стороны гладко

Выровнять, вместе собрал в подобье огромного круга.

После разлил он моря, приказал им вздыматься от ветров

Буйных, велел им обнять окруженной земли побережья.

Только лишь расположил он всё по точным границам, –

В оной громаде – слепой – зажатые прежде созвездья

Стали одно за одним по всем небесам загораться;

Чтобы предел ни один не лишен был живого созданья,

Звезды и формы богов небесную заняли почву.

Для обитанья вода сверкающим рыбам досталась,

Суша земная зверям, а птицам – воздух подвижный».

 

Овидий. Фасты. Книга пятая. 11-18. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Кончился Хаос, и натрое мир разделился впервые,

И мироздание все в новые виды вошло:

Тяжко осела земля и моря за собой притянула,

А в высочайшую высь легкое небо [Уран] взвилось.

Солнце и звезды тогда вознеслись, невесомые, в небо,

Вспрыгнули кони Луны вышние тропы топтать.

Но ни земля [Гея] небесам [Урану], ни Фебу [Гелиосу, Солнцу] прочие звезды

Не уступали: почет был одинаковый всем».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXVII. 48-51. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 266) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Гея [Земля] эфир [здесь Уран, Небо] породила, где кружатся ныне созвездья,

Скажешь [Дионис], что родом с небес [от Урана] – и край мой [Земля] тебя и сокроет!

Даже и Крон…

Явленный небом [Ураном] – в недрах скрылся темных Аруры [т. е. был заключен в Тартар]!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь II. 334-336. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 22) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Великан Тифон обращается к Зевсу:] …Ведь небо [Уран] —

Брат мой с хребтом звездоносным, в котором царить собираюсь,

Сын земли [Геи], и жилищем небо это мне будет!»

 

КАСТРАЦИЯ УРАНА КРОНОСОМ

Гесиод. Теогония. 126-210. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31-33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;

Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,

Шумное море бесплодное, Понт. А потом, разделивши

Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий,

Коя и Крия, еще – Гипериона и Иапета,

Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,

Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,

Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел.

Также Киклопов с душою надменною Гея родила –

Счетом троих, а по имени – Бронта, Стеропа и Арга.

Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали.

Были во всем остальном на богов они прочих похожи,

Но лишь единственный глаз в середине лица находился:

Вот потому-то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы»,

Что на лице по единому круглому глазу имели.

А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.

Также другие еще родилися у Геи с Ураном

Трое огромных и мощных сынов, несказанно ужасных, –

Котт, Бриарей крепкодушный и Гиес – надменные чада [гекатонхейры].

Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый

Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов

По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.

Силой они неподступной и ростом большим обладали.

Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном,

Были ужасны и стали отцу своему ненавистны

С первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появился,

Каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель,

Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался.

С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша.

Злое пришло ей на ум и коварно-искусное дело.

Тотчас породу создавши седого железа, огромный

Сделала серп и его показала возлюбленным детям,

И, возбуждая в них смелость, сказала с печальной душою:

«Дети мои и отца нечестивого! Если хотите

Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство

Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил».

Так говорила. Но, страхом объятые, дети молчали.

И ни один не ответил. Великий же Крон хитроумный,

Смелости полный, немедля ответствовал матери милой:

«Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я.

Мало меня огорчает отца злоимянного жребий

Нашего. Ибо он первый ужасные вещи замыслил».

Так он сказал. Взвеселилась душой исполинская Гея.

В место укромное сына запрятав, дала ему в руки

Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.

Ночь за собою ведя, появился Уран и возлег он

Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду

Распространился кругом. Неожиданно левую руку

Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный

Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро

Член детородный и бросил назад его сильным размахом.

И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их Земля приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эриний [Фурий] она родила и великих Гигантов [возможно, Куретов]

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.

Член же отца детородный, отсеченный острым железом,

По морю долгое время носился, и белая пена

Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене

В той зародилась [Афродита].

Детям, на свет порожденным Землею, названье Титанов

Дал в поношенье отец их, великий Уран-повелитель.

Руку, сказал он, простерли они к нечестивому делу

И совершили злодейство, и будет им кара за это».

 

Гесиод. Теогония. 617-623. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 42) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ко [гекатонхейрам] Бриарею, и Котту, и Гиесу с первого взгляда

В сердце родитель почуял вражду и в оковы их ввергнул,

Мужеству гордому, виду и росту сынов удивляясь.

В недрах широкодорожной земли поселил их родитель.

Горестно жизнь проводили они глубоко под землею,

Возле границы пространной земли, у предельного края,

С долгой и тяжкою скорбью в душе, в жесточайших страданьях».

 

Гесиод. Теогония. 463-479. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Знал он [Кронос] от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,

Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,

Как он сам ни могуч – умышленьем великого Зевса.

Вечно на страже, ребенка, едва только на свет являлся,

Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.

Но наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,

Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,

К Гее великой, Земле, и к звездному Небу-Урану –

Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,

Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отмстить за злодейство

Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.

Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном

И сообщили ей точно, какая судьба ожидает

Мощного Крона-царя и его крепкодушного сына.

В Ликтос послали ее, плодородную критскую область,

Только лишь время родить наступило ей младшего сына,

Зевса-царя».

 

Гесиод. Теогония. 43-46. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 30) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Богини [Музы] же гласом бессмертным

Прежде всего воспевают достойное почестей племя

Тех из богов, что Землей [Геей] рождены от широкого Неба [Урана],

И благодавцев-богов [Титанов], что от этих богов народились».

 

Гомеровские гимны. XXX. К Гее, матери всех. 17. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 174) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Радуйся, матерь богов, о жена многозвездного Неба!»

 

Эсхил. Прометей прикованный. 165. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 240) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«[Титаны – ] …Старое племя Урана».

 

Эсхил. Прометей прикованный. 204-205. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 241) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«Прометей…

В то время был хорошим я советчиком

Титанам древним, неба [Урана] и земли [Хтона, Земли, Геи] сынам».

 

Эсхил. Прометей прикованный. 957. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 262) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«[Титан Прометей:] Я пережил, как два тирана [Уран и Кронос] пали в пыль…»

 

Платон. Евтфирон, 5e-6a / Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Евтифрон… Ведь признают же сами люди Зевса наилучшим и справедливейшим из богов, а в то же время все они верят, что он заключил в оковы собственного отца [Кроноса] за то, что он преступно пожирал своих сыновей, а тот в свою очередь оскопил своего отца [Урана] за подобные же деяния».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. I (1-4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63-64) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Уран [Небо] первый стал править всем миром. Вступив в брак с Геей [Землей], он произвел на свет прежде всего так называемых гекатонхейров – Бриарея, Гия и Котта, которые превзошли всех ростом и силой, имея по сто рук и по пятидесяти голов каждый. Вслед за ними родила ему Гея киклопов [циклопов] – Арга, Стеропа и Бронта, каждый из которых имел на лбу один глаз. Но Уран связал их и сбросил в Тартар. Это объятое мраком место в Аиде, удаленное от поверхности земли на такое же расстояние, как земля от неба. Затем Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов – Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю.

Гея [Земля], негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать против отца и дала кривой стальной меч Крону. Все титаны, за исключением Океана, напали на отца [Урана, Небо], и Крон, отрезав детородный орган Урана, бросил его в море. Из капель хлынувшей крови родились Эринии – Алекто, Тисифона, Мегера. Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Четвертая книга. 976-987. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 118-119) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Остров есть большой и богатый, перед проливом

Он лежит Ионийским, среди Керавнийского моря.

Скрыт под ним серп, говорят (да простят меня Музы;

Против воли своей изложу я древнее слово),

Серп, которым Крон отсек у отца [Урана] детородный

Член. По другому сказанию этот серп, подрезавший

Стебли, был Деметры земной: в старинное время

Здесь она жила и сама научила Титанов

Колос спелый сжинать, полюбив Титаниду Макриду.

Вот почему этот остров, священный кормилец феаков,

Стал называться Дрепаною – ибо феаки и сами

Род свой от крови Урана ведут».

 

Каллимах. Причины. 2 (43). О городах Сицилии. 68-71. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. О. Смыки, В. Ярхо, М. Грабарь-Пассек. – М.: Ладомир, 1999. – С. 293):

«Башни зубцами затем укрепили строители града [Занкла, на Сицилии],

Выстроив их в полукруг Кронова возле серпа –

В глуби пещеры подземной таится тот серп знаменитый –

Кронос Урану отсек часть детородную им»

[Серп был закопан недалеко от места основания города Занкла (от др.-греч. ζάγκλον – серп)].

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Главы 66 (2-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Было их [титанов] шесть мужчин и пять женщин, которых одно миф называет детьми Урана и Геи, а другое – одного из куретов и Титеи, от которой они и получили свое имя. Итак, [титанами-]мужчинами были Крон, Гиперион, Кой, а также Япет и Крий и последний – Океан, сестрами же их были Рея, Фемида и Мнемосина, а также Феба и Тефия»

[Автор не упомянул одну из титанид – Тейю].

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Рядом с рекой Болина в Ахайе:] Следом за этим выдается в море мыс. Отсюда, говорит предание, Кронос бросил в море тот серп, которым он изувечил своего отца, Урана; поэтому‑то и этот мыс стал называться Дрепаном (Серпом)».

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 1. Певицы священных гимнов. (4). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«… Родилась Афродита из моря, принявшего семя неба – Урана… Ее же рожденье они воспевают достаточно ясно; поднимая свой взор кверху, они тем говорят, что она родилась от неба – Урана; легким движеньем приподнятых рук они хотят указать, что она вышла из моря…»

 

Орфей. Орфические теогонии. I. Теогония папируса из Дервени. 14-16. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«<…Урану [Небо] огромная Гея [Земля] родила Крона,> который великое содеял

Урану, Сыну Ночи [Никты], тому, что царствовал самым первым;

От него [произошел] Крон, а затем – мудрый Зевс…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 13. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 2-3):

«От Эфира [Урана, Неба] и Земли [Геи] [родились] … Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос [Кой], Сатурн [Кронос], Опс [Рея], Монета [Мнемозина], Диона; три Фурии, а именно Алекто, Мегера, Тисифона».

 

Цицерон. О природе богов. Книга II. XXIV (63-64). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«И еще из другого источника, а именно из наблюдений за природой, хлынуло [на небо] великое множество богов, которые, будучи наделены человеческой наружностью, дали обильный материал поэтам для их вымыслов, а жизнь людей наполнили всяким суеверием. Этот вопрос рассматривал Зенон, а позже обстоятельнее разъяснили Клеанф и Хрисипп. По всей Греции распространено древнее поверье, что Уран небо (coelum) был оскоплен сыном, Сатурном [Кроносом], Сатурн же сам был заключен в оковы сыном Юпитером [Зевсом]. Но в этих нечестивых баснях кроется остроумный физический смысл: что небесная, выше всего находящаяся, огненная природа – эфир [Уран], поскольку сам от себя рождает все, не имеет части тела, служащей для совокупления и рождения потомства».

 

Апулей. Золотой осёл. Книга шестая. 6. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. 178) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

«Облака расступаются, небо [Уран] открывается перед своею дочерью [Афродитой], высший эфир с весельем приемлет богиню…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 87-88. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 5) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«…Бездонную Афродиту

Древле зыбь породила от влаги небесной Урана!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь VII. 225-228. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 80) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Наяда видит Семелу, плывущую по ручью, и представляет ее второй Афродитой:]

После Ки́приды древней серпом отца оскопивший

Новый Кронос какой же ныне пену взбивая,

Снова ведет к рожденью влагу обретшую облик,

Он ли помог явленью младшей морской Афродиты?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XII. 42-47. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 124-125) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Подошла и на кладке пророческой вдруг увидала

Первую доску [с пророчествами Фанеса] (стара, как всей вселенной начала),

Изображала она, что свершил владыка Офи́он

Некогда, также деянья древнего Крона являла;

Как детородный орган отца [Урана] отрезал, как кровью

Дщереродное море [Таласса], как семенем древле, кропилось…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIII. 437-439. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 142) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… Некогда семя и детородного члена

Кровь Уранова, слившись, в пене образ явили,

И родилася Пафийка [Афродита]…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XVIII. 217-227. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 188-189) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Докажи, что Кронида ты отпрыск! Ибо он [Зевс] свергнул

Землерожденных Титанов с горних склонов Олимпа

Юношей будучи только!

Крон ливненосный, когда-то серпом изострым лишивший

Детородного члена отца [Урана], желавшего ложа [Геи]

(С той-то самой поры и стал он навеки бесплодным!),

Вел с Зевесом сраженье, собрав под начало Титанов».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXI. 251-256. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 215) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Владыка индов говорит о себе:] Дериадей же

Ни Блаженных бессмертных не знает, ни почитает

Ни Зевеса, ни Солнца, ни хора созвездий небесных!

Крона вместе с Кронидом, губителем власти отцовской,

Крона, потомство пожравшего собственное – отрицаю!

Он ведь лишил Эфира [здесь Урана] органов детородных!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLI. 96-102. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 400) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Раньше острова Кипра, Истма, раньше Коринфа,

Первой прияла Киприду [Афродиту], врата открыв пред богиней,

Только родившейся в пене морской. И древле те зыби

Были тогда чреваты кровию уранийской,

Вместе с семенем бога влагу оплодотворили,

Пеною женородящей ставшую в моря пучине,

Повитухой природа стала…»

 

УРАН И ОПЛОДОТВОРЯЮЩИЕ ДОЖДИ

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила (перевод М. Л. Гаспарова). Данаиды. 102 (44). [Речь Афродиты]. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 284):

«Святое небо [Уран] движимо любовию

С землею слиться, а земля – приять его;

Дождь, с неба страстно бьющий в землю ждущую,

Плодотворит, и на земле рождаются

И люди, и скоты, и все Деметрины

Плоды [то есть семена], и в брачном ливне древеса цветут.

Таков сей брак, и я [Афродита, богиня деторождения] – тому причиною».

 

УРАН – ПРОРОЧЕСКИЙ ГОЛОС НЕБЕС

Гесиод. Теогония. 463-465. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Знал он [Кронос] от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,

Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,

Как он сам ни могуч – умышленьем великого Зевса».

 

Гесиод. Теогония. 886-893. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 47) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Сделалась первою Зевса супругой Метида-Премудрость;

Больше всего она знает меж всеми людьми и богами.

Но лишь пора ей пришла синеокую деву-Афину

На свет родить, как хитро и искусно ей ум затуманил

Льстивою речью Кронид и себе ее в чрево отправил,

Следуя хитрым Земли [Геи] уговорам и Неба-Урана.

Так они сделать его научили, чтоб между бессмертных

Царская власть не досталась другому кому вместо Зевса».

 

Гомеровские гимны. V. К Деметре. 6-14. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Дева играла на мягком лугу и цветы собирала,

Ирисы, розы срывая, фиалки, шафран, гиацинты,

Также нарциссы – цветок, из себя порожденный Землею,

По наущению Зевса, царю Полидекту в угоду,

Чтоб цветколицую деву [Персефону] прельстить – цветок благовонный,

Ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных.

Сотня цветочных головок от корня его поднималась,

Благоуханью его и вверху все широкое небо [Уран],

Вся и земля [Гея] улыбалась, и горько-соленое море [Таласса]».

 

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. 154-161. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 132) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«И возложила на землю ладонь волоокая Гера

И, сотворяя молитву, такое промолвила слово:

«Слушайте ныне меня вы, Земля [Гея] и широкое Небо [Уран]!

Слушайте, боги-Титаны, вкруг Тартара в глуби подземной

Жизнь проводящие, – вы, от которых и люди и боги!

Сделайте то, что прошу я: помимо супруга Кронида,

Дайте мне сына, чтоб силою был не слабее он Зевса.

Но превзошел бы его, как Кроноса Зевс превосходит».

 

Пиндар. Олимпийские песни. 7. <«Родос»> Диагору Родосскому. 36 и далее. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 33) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«…Из отчего [Зевса] темени вырвалась Афина

С бескрайним криком,

И дрогнули перед нею Небо [Уран] и мать Земля [Гея]…»

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 71 (3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«… Перед битвой с гигантами на Крите Зевс принес в жертву быка Гелиосу [Солнцу], Урану [Небу] и Гее [Земле], и все священные приметы указали, что решено следующее: были знаменованы власть и переход от врагов к ним [то есть некоторые из гигантов (титанов) перешли на сторону Зевса]».

 

УРАН – СВИДЕТЕЛЬ КЛЯТВЫ БОГОВ

Гомер. Илиада. Песнь пятнадцатая. Оттеснение от кораблей. 35-38. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 249) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«И [Гера] воскликнула так, устремляя крылатые речи:

«Будьте свидетели мне, о земля [Гея], беспредельное небо [Уран],

Стикса подземные воды, о вы, величайшая клятва,

Клятва ужасная даже бессмертным, я вами клянуся…»

 

Гомеровские гимны. I. К Аполлону Делосскому. 83-86. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 127) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«И поклялася Лето великою клятвой бессмертных:

«Этой Землею [Геей] клянуся и Небом [Ураном] широким над нами,

Стикса подземно текущей водой, – меж богов всеблаженных

Клятвою, самой ужасной из всех и великою самой…»

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Третья книга. 698-715. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 80-81) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«[Халкиопа говорит своей сестрее Медее:]

Но поклянись и Ураном [Небом] и Геею [Землей], все, что скажу я,

В сердце своем удержать и мне во всем покориться.

[Медея отвечает:]

Ведает гордая клятва колхидян, которой поклясться

Ты меня заставляешь, Уран [Небо] великий и Гея [Земля],

Навзничь лежащая матерь богов: сколько силы найдется

У меня, в поддержке тебе не придется нуждаться».

 

ГИМНЫ УРАНУ

Орфический гимн IV. Урану (фимиам, ладан). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 184) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О всеродитель Уран, некрушимая часть мирозданья,

Старший в роду, и начало всего и всему завершенье!

Куполом ты над землей, о миродержавец, простерся,

Дом всеблаженных богов. Ты все обтекаешь дозором

В круговращенье своем, о страж и земли и эфира,

В сердце твоем – бесконечный закон неизбывной природы,

Ты, голубой, адамантово твердый, изменчивый видом,

Всеми играешь цветами, о Крона [Времени] родитель всезрячий,

Высший из демонов! Мне, о блаженный, внемли, умоляю!

Вновь посвященного миста по жизни веди беспорочной».

 

ПРОЧЕЕ ОБ УРАНЕ

Платон. Кратил. 401a-401b; 395e-396c. / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 633-635; 628-629) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Сократ: … Будем рассуждать о людях и выяснять, какое представление о богах те имели, когда устанавливали для них имена.

…Первые учредители имен не были простаками, но были вдумчивыми наблюдателями небесных явлений и, я бы сказал, тонкими знатоками слова.

Мне представляется, что и тому, кто по преданию был отцом его, Зевсу, прекрасно подходит его имя … Тому, кто его слышит, сначала может показаться кощунственным, что Зевс – сын Кроноса: более последовательно было бы, если бы Зевс назывался «порождением великой мысли». Ведь слово «корос» (xôqoç), [слышащееся в имени «Кронос»], означает не «отрок», но нетронутую (àxfQTov) чистоту (xcrthiQÔv) ума. Сам же Кронос – сын Урана, как говорит предание. А имя Уран, так же как Урания (oQÔaa xà avec), прекрасно выражает «взгляд вверх», который, Гермоген, по словам людей, изучающих небесные явления, сохраняет в чистоте человеческий ум. По небу и дано правильно имя Урану».

 

УРАН – БРОНЗОВЫЙ НЕБЕСНЫЙ КУПОЛ

Гесиод. Теогония. 678-681. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 43) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[Во время войны с Титанами:] Заревело ужасно безбрежное море,

Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо

И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья

От ужасающей схватки».

 

Гесиод. Теогония. 698-705. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 43) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[Во время войны с Титанами:]

Как бы кто ни был силен, но глаза ослепляли

Каждому яркие взблески перунов [Зевса] летящих и молний.

Жаром ужасным объят был Хаос. И когда бы увидел

Все это кто-нибудь глазом иль ухом бы шум тот услышал,

Всякий, наверно, сказал бы, что небо [Уран] широкое сверху

Наземь обрушилось, – ибо с подобным же грохотом страшным

Небо упало 6 на землю [Гею], ее на куски разбивая, —

Столь оглушительный шум поднялся от божественной схватки».

 

Гесиод. Теогония. 721-739. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 44) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ибо настолько от нас отстоит многосумрачный Тартар:

Если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба [Уран],

В девять дней и ночей до земли [Гея] бы она долетела;

Если бы, медную взяв наковальню, с земли ее бросить,

В девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть.

Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда

Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху

Корни земли залегают и горько-соленого моря.

[В этом темном царстве на краях плоской земли]

И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба

[купол которого спускается на землю]

Все залегают один за другим и концы и начала,

Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга вторая. 623-627. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 71) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Так говорила богиня [Эос (Рассвет), которая здесь отождествляется с Гемерой].

Стекали по лику бессмертной

сходные видом с рекой полноводною тяжкие слезы.

Мокрою стала вкруг трупа [Мемнона, сына Эос] земля. Сострадала несчастью

чада любимого Ночь. И Уран [Небеса] затемнил свои звезды,

в тучи и мглу завернувшись скорей Эригении [Владычицы света (Зари, Эос)] ради».

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

18 − десять =