Бог Силен

СИЛЕНЫ (Σιληνοί), в греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Составляют вместе с сатирами (от которых их часто трудно отличить) свиту Диониса. Силены миксантропичны, уродливы, курносы, толстогубы, с глазами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они славятся задиристым нравом, страстью к вину, ухаживанием за нимфами. Изображаются или в буйном танце с непристойными движениями, или сидящими на осле в полном опьянении, потягивающими вино из меха. В ряде мифов изображаются мудрые силены: мудрый силен у Вергилия в полусонном и полупьяном виде излагает в песне историю древней космогонии, рождение мира, царство Сатурна, подвиг Прометея, историю гелиад и др. (Verg. Ecl. VI). В Македонии показывали место, именуемое Садами Мидаса, где Мидас поймал силена (Herodot. VIII 138), подмешав вино в воду источника, из которого тот пил (Xenoph. Anab. I 2, 13). Часто отождествляются с сатирами.

Цитаты классической древнегреческой литературы

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3. 25. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Но есть люди, кото­рые счи­та­ют, что здесь посе­лил­ся Силен, при­шед­ший из Малеи. Что Силен был вос­пи­тан в Малее, ясно из оды Пин­да­ра:

Могу­чий пля­сун — его вос­пи­тал Силен
Малей — рож­ден­ный Наяды супруг(1).

Но что он назы­вал­ся Пирри­хом у само­го Пин­да­ра, это не ска­за­но, но об этом гово­рят окрест­ные жите­ли Малеи.

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 14. 96. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 80) (греческий эпос 5 в. н. э.):

Старец Силен, опираясь на посох дланью неверной,
Тоже вышел в поход, рогатый потомок Аруры

[«рогатый», потому что иногда его воображали с парой бычьих рогов, он был «двойным», потому что у него были ослиные уши и хвост, и был «сыном земли», потому что родился от Геи Земли.]

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 29. 243. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 80) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

И Ленея, силена косматого отпрысков робких,
Кои сами родились от матери общей, Аруры [Геи].

[Сам родился, потому что он был автохтоном, существом, полностью сформированным из почвы.]

 

ДЕТИ СИЛЕНА

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 83. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Про­хо­дя через Фолою, Геракл был радуш­но при­нят кен­тав­ром Фолом, сыном Силе­на и ним­фы Мелии

 

Страбон. География. Книга 12. 4. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

Алек­сандр Это­лий­ский [Греческий поэт, говорит]:

Те, чьи жили­ща сто­ят у свет­лых Аска­ния струй,
И на бре­гах Аска­ний­ско­го озе­ра, там где Доли­он
Жил, слав­ный Мелии сын, тот, что Силе­ну рож­ден,

 

СИЛЕН ОТЕЦ ДИОНИСА

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 4. 3. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

В похо­дах Дио­ни­са сопро­вож­дал так­же его вос­пи­та­тель и кор­ми­лец Силен, став­ший зачи­на­те­лем и настав­ни­ком пре­вос­ход­ных обы­ча­ев, кото­ро­му Дио­нис во мно­гом обя­зан сво­ей доб­ле­стью и сла­вой.

 

Орфический гимн 54. Силену (фимиам, манна с ладаном). 1-8. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 202) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

[Силен] О, внемли мне, почтеннейший Вакхов пестун и кормилец!
Доблестнейший из селенов, средь всех бессмертных прославлен,
Равно средь смертных людей во время трехлетнего срока,
Ты уважаем и свят, предводитель пастушеских празднеств,

Бодрствуешь — вместе с тобой в поясах прекрасных пестуньи,
Ты — предводитель наяд и вакханок, носительниц тирса,
К таинствам всех богов гряди же с сатирами вместе
Звероподобными, клич издавая в честь Вакха-владыки,
Вместе с вакханками к таинствам чистым Ленейским гряди же,

Таинство действа ночного, священного, делая явным,
Тирса любитель, кричащий «эвой», усмиритель вакхантов!

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 167. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

 

Она [Семела] попросила Юпитера и была поражена молнией. Из ее чрева Юпитер вынул Либера и дал воспитывать Нису [Силену].

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

один × 3 =