Бог Посейдон

Олимпийский бог Древней Греции Посейдон (Нептун) входит в число верховных божеств этого пантеона. Он – брат Зевса и Аида, который вместе с ними правит всем миром, поделенным на три сферы. Посейдон заведует морем и всеми водами (h2o). В его власти создавать источники и вызывать бури, насылать ужасные несчастья с моря или, напротив, засуху. Про Посейдона сложено множество легенд. В римской мифологии у него было своё имя – вот чей бог Нептун.

Праздники посейдона:

  • Тесея — 7 Пианопсиона (13 октября 2021 года)
  • Огдодиа — 8 Пианопсиона (14 октября 2021 года)
  • Халоа — 13 Посейдеона (30 декабря 2021 года)
Содержание
  1. Характер бога Посейдона
  2. Внешность бога
  3. Функции Посейдона
  4. Посейдон как морское божество
  5. Связь Посейдона с разрушительными силами природы
  6. Связь бога с плодородием и источниками пресной воды
  7. Бог коней
  8. Другие функции бога
  9. Происхождение Посейдона
  10. Культ Посейдона
  11. Поклонение Посейдону как богу моря
  12. Соревнование Посейдона с Афиной за Аттику
  13. Жизнь Посейдона
  14. Рождение бога
  15. Борьба с титанами
  16. Возлюбленные Посейдона и дети
  17. Амфитрита
  18. Женитьба на Амфитрите и её дети от Посейдона
  19. Деметра
  20. Посейдон и Медуза Горгона
  21. Другие богини-возлюбленные
  22. Нимфы и нереиды
  23. Смертные женщины
  24. Рождение Атланта
  25. Рождение Тесея
  26. Почитание Посейдона в Древнем Риме
  27. Атрибуты бога Посейдона
  28. Трезубец
  29. Лошади
  30. Другие животные
  31. Прозвища Посейдона
  32. Образ Посейдона в современном искусстве
  33. Гимны и стихи Посейдону
  34. Картины бога Посейдона
  35. Скульптуры и изображения Нептуна

Характер бога Посейдона

Если хочется узнать кратко кто такой бог Посейдон, то можно обратиться к самой главной его функции, а именно покровительство морю. Этот бог воплощал собой воду, т.к. она выступала как стихия бога Посейдона, а также природу саму по себе. Эти явления не отличались простотой и безопасностью для смертных, что и проявилось в личности бога.

Практически каждая легенда о боге Посейдоне подтверждает такие особенности этого божества. В результате его характер можно описать следующим образом:

  • нрав тяжёлый;
  • яростный, гневливый;
  • мстительный – в порыве гнева Посейдон преследовал провинившихся до тех пор, пока те не расплатятся за свои деяния;
  • властный, сильный, но при этом не лишённый царственного величия, как и подобает одному из верховных богов.

Особенно интересен образ Посейдона в сравнении с Зевсом. Верховный бог Олимпа был преисполнен спокойствия, в то время как его морской брат часто находился в состоянии гнева и возбуждения. Это видно даже по тому, что делает бог Посейдон и каким он изображается в статуях. Это мужчина, постоянно находящийся в движении, действии или даже сражении.

Внешность бога

Посейдон бог моря в Древней Греции в легендах описывается следующим образом:

  • зрелый мужчина крепкого телосложения;
  • длинные борода и волосы;
  • борода обычно описывается тёмной;
  • описание бога Древней Греции Посейдона в плане волос уже может быть разным – иногда они тёмные, в других случаях приобретают синий цвет, лазурный или оттенок морской волны;
  • в некоторых источниках Посейдон представляет собой саму морскую волну, бурлящую и беспокойную; он «синекудрый» и «темновласый»;
  • глаза голубые или также морского цвета.

Информация о боге Посейдоне из мифологии показывает, что он практически всегда изображался со своим главным атрибутом – трезубцем.

word-image-80

Нептун. Вернер ван ден Валкерт. Государственный музей искусств, Копенгаген. Дания.

Трезубец – это посох с тремя зубьями. Интересно, что трезубец Посейдона и молнии Зевса, возможно, имели общие корни. Изначально это был двухсторонний топор, который позже преобразовался под влиянием функций божеств. Трезубец играл важную роль в различных легендах о Посейдоне, который с помощью своего оружия мог значительно влиять на мир.

Посейдон (Нептун) бог морей и океанов часто изображался стоящим в колеснице, которую тянули по морю гиппокампусы.

Гиппокампусы – это морские лошади, чья передняя часть была от лошади, а задняя представляла собой рыбий хвост. Часто рядом с Посейдоном вились морские обитатели, а также нереиды, морские божества и нимфы. Они выступали свитой морского царя.

Функции Посейдона

Способности бога Посейдона и его функции были не такими разнообразными, как у некоторых других богов Олимпа. Он выступал в первую очередь как воплощение стихии во всей её красоте и опасности. Это накладывало свой отпечаток на поклонение Посейдону и легенды о нём.

Посейдон как морское божество

После победы над титанами Нептун или Посейдон бог морей вместе со своими братьями Зевсом и Аидом занимались разделом сфер влияния в мире. В результате Зевс стал верховным богом, Аид завладел царством мёртвых, а Посейдон с тех пор правил морем и всеми водами. Хотя впоследствии Нептун порой соперничал с Зевсом, т.к. не был доволен своим положением, всё же он так и остался морским божеством.

Вот чем правит бог Посейдон как повелитель морей и всего, связанного с этой сферой:

  • водная стихия как таковая;
  • море и все его обитатели;
  • бури, шторма, из чего следовало, что Нептун также был достаточно опасным богом;
  • глубины моря, всё происходящее там;
  • Посейдона также называли иногда тем, кто движет морем;
  • этот бог считался первым, кто начал кораблестроение и морской промысел;
  • Посейдон мог как покровительствовать мореплаванию, так и насылать беды на моряков, топить корабли;
  • все морские создания, чудовища были ему подвластны, и потому можно найти много легенд, где бог насылает водных монстров на героев, по какой-то причине прогневавших морского царя.

У Посейдона было множество различных эпитетов, в т.ч. Пелагий. Это было одно из самых распространённых имён бога, оно было связано непосредственно с его главной функцией и переводилось как «морской». От такого же слова произошло и современное имя «Пелагея».

Связь Посейдона с разрушительными силами природы

Относительно того, какие силы природы отражал бог Посейдон, можно сказать, что он воплощал собой противоречивые силы, одновременно необходимые и опасные для человека. Как море могло таить опасть и губить моряков, так и этот бог мог тоже обрушивать свой гнев на провинившихся. Но при этом море дарило рыбу для пропитания, по нему можно было путешествовать в разные уголки мира.

Вот богом чего является Посейдон. Поэтому землетрясения, бури находились в его ведении. Причём это свойство по-прежнему было связано в некотором роде с водой. В древности считалось, что вода, проникая в различные пустоты и пещеры под землёй, как раз и вызывает землетрясения.

Английский филолог Бетти Редис даже писала, что именно землетрясения были первоначальной функцией бога, а уже после Нептун стал покровителем морей. Ещё один исследователь и филолог, Фридрих Любкер, на этот раз из Германии, даёт свои ответы бог и покровитель чего Посейдон. Любкер приписывал ему даже власть над землёй. Любкер описывал, что Нептун объемлет землю и поддерживает её, а также может совершать колебания, приводящие к землетрясениям.

Все эти функции бога Посейдона отражались и в его эпитетах:

  • Эносихтон – тот, кто колеблет землю;
  • Эрехфей – разрывающий; так бога называли в Афинах.

При этом как бог войны Посейдон не выступал, хотя и был тесно связан, например, с Троянской войной. Там он выступал на стороне греков.

Связь бога с плодородием и источниками пресной воды

Занятие бога Посейдона также было связано в какой-то мере и с плодородием. Хотя эта функция проявлялась не столь явно, но по некоторым моментам исследователи пришли к выводу, что первоначально Посейдон – это бог земли и напитавшей её влаги, благодаря чему почва давала свои всходы.

О том, за что отвечает бог Посейдон, писал антиковед А. Ф. Лосев. Он определил некоторые элементы в образе бога, которые указывают на его древнюю связь с землёй:

  1. Соответствующие эпитеты, например, Литей («Разрешитель»), Фиталмий («Раститель»).
  2. Зооморфные облики Посейдона (бык и конь), которые могли обозначать связь с природой и плодородием.
  3. Мифы, в которых Посейдон давал начало пресным источникам, а вода в свою очередь выступала как необходимый элемент жизни. Без неё не могли существовать растения и животные.

Силы бога Посейдона были даже близки к тем, которыми обладала богиня Деметра. Бог напитывал землю и растения, давал им живительную влагу.

Посейдон также считался владыкой не только моря, но и воды в целом, всех источников. В его силах было создать любой водоём, а значит – обеспечить людей и животных водой для питья и хозяйства.

dsc_2977_0

Нептун. Здание Новой Биржи. Санкт-Петербург.

Бог коней

Относительно того, бог чего Посейдон (Нептун) в греческой мифологии, нельзя не упомянуть и его покровительство лошадям.

Древние греки верили, что именно Посейдон научил их управляться с конями. У бога даже был соответствующий эпитет – Гиппий, «конный».

Вот чему покровительствовал бог Посейдон кроме воды. В легендах приводятся разные варианты того, как именно он стал покровителем лошадей:

  • в некоторых мифах просто упоминается, что бог создал коней;
  • иногда Посейдон выступает отцом лошадей благодаря связи с той, кто их порождает; либо Нептун проливает своё семя на камень;
  • в третьем варианте лошади существуют ещё до Посейдона, а тот лишь укрощает их.

В результате кони стали священными животными Посейдона. После коней морской бог Нептун (Посейдон) изобрёл также и колесницу, а следом – ристания, соревнования на колесницах. Подобные состязания проводились во время Истмийских игр, праздника в честь Посейдона. В классическую эпоху победитель получал венок из сельдерея – одного из священных растений Нептуна.

Бог воды Посейдон даже сам мог превращаться в коня. Например, он сделал так, чтобы преследовать Деметру, к которой воспылал страстью. Подтверждает связь Нептуна с лошадьми и то, что иногда источники имели называния, сходные со словом «лошадь». Например, два таких водоёма были на горе Геликон, священном обиталище муз:

  1. Гиппокрена (в древности – Иппокрена) – священный источник на вершине горы, который служил источником вдохновения для муз, богинь наук и искусств. По легенде, вода забила из-под земли, когда туда ударил копытом Пегас. Название переводилось как «конский источник».
  2. Аганиппа – источник на восточном склоне Геликона, также появившийся благодаря Пегасу. Он имел похожие свойства и даровал вдохновение тем, кто делал хотя бы глоток воды. В первую очередь это касалось поэтов. У источника обитала нимфа Аганиппа, дочь речного божества.

По мнению некоторых исследователей, кони, которыми владел бог греков Посейдон, первоначально были даже не морскими, а скорее подземными, хтоническими созданиями. Хтоническая сторона также подразумевала связь с дикой, первоначальной природой. Но всё же лошади больше в этом случае представляли собой животных преисподней.

Другие функции бога

Иногда Посейдону приписывали и иные свойства и способности. Например, считалось, что он может влиять на психику человека. Эта сила сравнивалась с силами Диониса, бога виноделия, вводить в экстаз своих почитательниц вакханок или менад.

В трудах врача Гиппократа, датируемых 400 г. до н. э., Посейдону приписывают возможность вызывать определённые виды болезней. В частности, там пишется, что морской бог ответственен за некоторые типы эпилепсии.

Происхождение Посейдона

О том, чей бог Посейдон изначально, до сих пор ведутся споры. Так, его имя, возможно, имеет догреческое происхождение. Само имя связывают не только со словами, касающимися воды («вода», «течь»), но также с такими, как «земля», «муж», «господин». Но всё же в большинстве теорий Посейдон с самого начала выступает как бог вод, повелитель воды.

Что интересно, на древних глиняных табличках с линейным письмом Б (так называли древнейшее критское письмо) имя Посейдона, писавшееся как po-se-da-wo-ne, встречалось чаще, чем имя Зевса (di-u-ja). В «Одиссее» Посейдон тоже выступал божеством, от которого в первую очередь зависела судьба героя. Это ещё раз подчёркивало значимость и большая роль, которая выполнялась Посейдоном.

В глиняных табличках есть также упоминание женской формы имени, po-se-de-ia. Возможно, рядом с Посейдоном ещё раньше Амфитриты была другая богиня, также его супруга.

При этом в микенской культуре, распространённой на Крите и в некоторых других местах, и в эпоху которой и создавалось линейное письмо Б, нет упоминания о морских функциях Посейдона. То же самое касается и женского божества Поседеи. При этом сама микенская культура была тесно связана с морем.

Зато мифология показывает, что Посейдон был тесно связан с лошадьми. Возможно, он даже почитался в образе коня. Такой облик он даже принимает в легенде о Деметре. Немецкий эллинист Вальтер Буркерт предположил, что подобный культ мог возникнуть, когда ок. 1600 г. до н.э. из Анатолии в Грецию заимствовали управление лошадьми и создание военных колесниц.

Посейдон мог быть связан с богами и других культур. В частности, немецкий филолог Ганс Кун указывает на лингвистическую близость имени Посейдон (Poseidon) к германской форме Fosite. Форсети – это бог справедливости, входящий в скандинавский пантеон.

Кун предположил, что имя Форсети произошло от имени Посейдона. К тому же, алтари последнего были найдены в районе Среднего Рейна.

Культ Посейдона

Как и полагается верховному богу, Посейдон был очень почитаем греками. Ему поклонялись во всех городах, а некоторые полисы и вовсе посвящали царю морей. Значение бога Посейдона для тех, кто жил у моря, и просто для греков было огромным. Его храмы можно было найти по всей стране, а культ нередко переплетался с почитанием других богов.

Греческий пантеон показывает немало примеров, когда люди поклонялись одновременно Посейдону и Аполлону. Ещё до появления в Дельфах Феба Дельфийским оракулом управлял сам Посейдон. Греки верили, что при колонизации Аполлон направлял людей и разрешал им приступить к действию, Посейдон же следил за их передвижениями. Нептун создавал источники священной воды, которую жертвовали при основании колонии.

word-image-86

Возвращение Нептуна. Дж. С. Копли. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Посейдона особенно чтили в некоторых городах, где он считался покровителем. Например, его чтили в полисе Коринфе, который располагался на Коринфском перешейке между материковой Грецией и Пелопоннесом. При этом в Афинах его популярность была ниже, чем у Афины. По легенде, он проиграл этот город Палладе, когда они устроили за него соревнование.

В произведении «Анабасис» древнегреческого писателя и полководца Ксенофонта описывается, как Посейдону поклонялись спартанские воины. В 400-399 гг. до н.э. они сочинили специальный хвалебный гимн – пеан. Это лирическая хоровая песнь. Пеаны изначально посвящались Аполлону, но позже такие произведения стали писаться и про других богов.

Поклонение Посейдону как богу моря

Вода для людей всегда играла большую роль, поэтому большое значение имели божества, ей повелевающие. Для греков, которые жили у моря, Посейдон как покровитель этой стихии тоже был очень важен. Он мог создавать новые водные потоки и пути. Т.к. греки жили близко к морю, то все волнения на нём могли сильно сказываться на них.

Жители Греции уважали владения этого бога. Ему молились, приносили жертвы. В первую очередь это касалось моряков, жизни которых зависели от настроения морского царя.

Часто жертвами выступали лошади – любимые и священные животные Посейдона. Их топили в море.

В папирусах указывается, что Посейдону молился Александр Македонский. Остановившись на сирийском берегу перед битве при Иссе, великий полководец призывал царя из его морского владения и жертвовал ему колесницу.

Владения бога представляли собой переменчивую стихию. Поэтому и проявлять себя она могла по-разному:

  1. Будучи в спокойном состоянии, Посейдон даровал людям пресную воду, мог даже создавать острова. Он обеспечивал благоприятные условия на море и попутный ветер для кораблей.
  2. Но если Посейдон гневался, им каким-то образом пренебрегали, он ударял трезубцем в землю и насылал стихийные бедствия, землетрясения, потопы. Нептун мог топить людей и корабли.

word-image-89-768x580

Нептун, успокаивающий шторм. П. П. Рубенс. Музей искусств Фогг, Гарвард.

Соревнование Посейдона с Афиной за Аттику

Одна из самых известных легенд рассказывает о том, как Посейдон и Афина сошлись в споре по поводу Аттики и Афин. Оба божества хотели владеть этими землями. Также именем победителя назвали бы город.

Тогда было решено устроить состязание, во время которого каждый создаст для людей подарок. Наиболее полезный принесёт победу. Посейдон ударил трезубцем в скалу, откуда забил солёный источник (либо появился первый в мире конь). Афина же вырастила оливу. Дерево признали более полезным из-за плодов.

Их судьёй был Кекроп, основатель Аттики и строитель Афинского Акрополя. Он был сыном Гее (по другим вариантам – Гефеста). Также судьёй иногда называют Зевса. В других вариантах легенды в Афинах внезапно в одном месте забил солёный источник, в другом – выросла Олива. Кекроп по совету Дельфийского оракула сделал голосование о том, чей дар лучше. Женщины отдали голоса за Афину, и их было на одну больше.

Жизнь Посейдона

Посейдон был одним из верховных богов Олимпа, братом Зевса. Как и другие олимпийские божества, ему пришлось столкнуться в битве с титанами, а также совершить иные деяния, вошедшие в легенды. Это был сильный бог, который часто упоминается в легендах относительно разных исторических событий.

Рождение бога

Хотя обычно у древнегреческих богов называются разные родители, биография бога Посейдона даёт однозначную информацию по этому поводу. Его отцом был бог времени и земледелия, титан Кронос, произошедший от самих Урана и Геи, а матерью – сестра Кроноса богиня Рея, титанида и мать олимпийских богов. Рею тоже называли порой богиней земли.

История древнегреческого бога Посейдона (Нептуна) начинается в то время, когда ещё правил Кронос, его отец. Кронос боялся, что погибнет от одного из своих детей, богов Олимпа. Поэтому каждого рождённого младенца он проглатывал, пока наконец супруга Рея не спасла одного из них – будущего громовержца Зевса. Зевс и начал войну против своего отца и титанов.

Греческий бог Посейдон был в числе проглоченных детей Кроноса. Но есть ещё две версии этой легенды, согласно которой будущий морской бог остался цел и воспитывался втайне от отца:

  1. В первом варианте Кронос просто бросил Нептуна в море.
  2. Во втором сама Рея обманула мужа. Она спрятала мальчика среди стада овец, а Кроносу поднесла жеребёнка, которого якобы родила вместо обычного ребёнка.

Про то, кем воспитывался Нептун и Посейдон бог морей, тоже есть разные легенды:

  1. В одних источниках Посейдон попал на остров Родос, к местным жителям тельхинам. Они выступали как вулканические божества морских глубин и существовали на острове с давних времён. Рея доверила им своего сына. Тельхины в итоге стали спутниками Нептуна (иногда их называют сыновьями бога).
  2. Диодор Сицилийский (греческий историк) и Иоанн Цец (античный филолог) в качестве кормилицы Нептуна называют Меланиппу или Арну. Её называют также куротрофос, т.е. богиня, которая способна защищать молодых.

Борьба с титанами

Легенды, которые подобны рассказу о борьбе Зевса и других богов с титанами, распространены во многих культурах. Их главная тематика – противостояние нового поколения богов. Старые и, казалось бы, более могущественные древние боги при этом оказываются изгнанными. Так случилось с титанами и Кроносом.

Титаны – это т.н. божества второго поколения. Они были рождения от союза Геи (земли) и Урана (неба).

В первую очередь Зевс освободил проглоченных братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть их. Либо первая жена громовержца, богиня Метида, дала титану вино с добавленной туда горчицей. От этой смеси Кроноса вырвало всеми детьми.

Титаномахия произошла ещё до появления человеческого рода и длилась 10 лет. Называется она также Война (Битва) титанов или Война богов. Боги заняли гору Олимп, в то время как база титанов находилась на горном хребте Отрис. Полем боя служила Фессалия, регион на северо-востоке Эллады.

Боги Олимпа не смогли бы одержать победу, если бы им не пришли на помощь союзники, которых Кронос и его отец Уран когда-то сбросили в Тартар:

  1. Циклопы – три одноглазых великана, сыновья Урана и богини-земли Геи. Сковав их, Уран сбросил сыновей в Тартар. Когда Уран пал, титаны освободили циклопов, но позже Кронос снова заточил их. Во время титаномахии Зевс освободил их, и именно циклопы создали оружие для многих богов. В частности, это молнии Зевса, трезубец Нептуна, шлем Аида. Гефеста и Афину они обучили ремёслам. После победы они продолжали ковать молнии Зевса в кузнице Гефеста. Так продолжалось, Аполлон не убил циклопов, мстя за своего сына Асклепия, бога врачевания, поражённого молнией Зевса. Именно тогда главным кузнецом стал Гефест. По другой версии, циклопов было гораздо больше и они составляли целый народ.
  2. Гекатонхейры – великаны с пятьюдесятью головами и ста руками, которые воплощали стихии. Их тоже породили Уран и Гея. Уран, боясь свержение, заточил гекатонхейров глубоко в земле. Зевс освободил их, чтобы те выступили союзниками против Кроноса. После окончания титаномахии великаны сторожили Кроноса и других титанов в Тартаре. Другие поселились в глубинах океана.

После того, как боги заняли главенствующее место в мире, трое братьев – Зевс, Аид и Посейдон – бросили жребий, чтобы определить сферы влияния. Именно так Нептун и занял морской трон. Также он стал создателем медной двери, которая должна была сдерживать титанов в глубинах Тартара. Те с тех пор не могли уже угрожать миру и Олимпу.

Возлюбленные Посейдона и дети

Как и его брать, громовержец Зевс, Посейдон имел множество возлюбленных, причём как среди богинь, так и среди нимф и даже смертных женщин. От этих союзов подчас рождались полубоги и герои, которые позже сами становились персонажами легенд и совершали подвиги. У Нептуна была и супруга, богиня и нереида Амфитрита. Она тоже стала матерью многим персонажам греческих мифов.

Амфитрита

В греческих легендах Амфитрита выступает как одна из 50 нереид, дочерей бога Нерея и Дориды. Иногда в качестве родителей богини называют Океан (воплощал мировую реку, из которой брали начало все остальные источники) и Тефиды (богини-матери, сестры Океана, которая даровала жизнь всему, что есть в мире).

Нерей же был ещё одним морским богом, он выглядел как старец, мудрый и спокойный. Его стихия – это такое же спокойное море, которое позволяло морякам отправляться в безопасное плавание. Царством Нерея была морская глубина, также спокойная, где ничто не тревожило её обитателей. Также этот бог отличался любовью к справедливости и правде. Его волосы, борода и усы выглядели как морские водоросли. Дорида, супруга Нерея, была океанидой.

Сама Амфитрита тоже выступала как морская богиня, причём достаточно древняя. Её культ тоже был достаточно популярен, поэтому сохранилось немало статуй Амфитриты. Часто она изображалась рядом с мужем, например, в его колеснице. Либо богиня ехала отдельно, на ком-то из морских обителей.

На древних изображениях Амфитрита часто выглядела как другие нереиды. Её могли отличать только более богатые одеяния, наличие трезубца. Иногда у богини сети в волосах или клешни краба у висков.

Амфитриту почитали как богиню моря или даже его воплощение, либо покровительницу солёной воды. В «Одиссее» эта богиня полностью становится персонификацией моря, и последнее называется её именем. У лирического поэта Пиндара про неё говорится «Амфитрита с веретеном из золота».

word-image-73

Нептун и Амфитрита в шторм. Якоб Йорданс. Дом Рубенса, Антверпен. Бельгия.

В римской мифологии женой Нептуна была другая богиня, тоже связанная с солёной водой. Её звали Салация, но она играла в римских мифах совсем скромную роль.

Женитьба на Амфитрите и её дети от Посейдона

Византийский учёный Евстафий Солунский писал, что впервые Посейдон увидел Амфитриту среди других нереид на о. Наксос. Девушки танцевали там, а Посейдон, понаблюдав за ними, был так поражён красотой Амфитриты, что пожелал взять её себе в жёны.

В одном варианте легенды Посейдон сразу унёс Амфитриту к себе и женился на ней, в другой же нереида, узнав о его страсти, сбежала на дальний край океана или спряталась у титана Атланта, что держит небо.

Посейдон отправил за будущей супругой дельфина, который и привёз ему Амфитриту. Другой миф рассказывает, что дельфин вещал от имени Посейдона, убеждая девушку в любви последнего, пока дочь Нерея не согласилась пойти за него замуж.

Амфитрита стала матерью для многих морских божеств и обитателей:

  1. Тритон – морской бог, вестник глубин, трубящий в рог из морской раковины. Его тело ниже торса представляло собой рыбий хвост. От него произошёл род таких же полулюдей-полурыб.
  2. Рода – богиня и супруга Гелиоса, который дал её имя острову и заставил исчезнуть потоп на нём. От Гелиоса и Роды произошли боги-гелиады.
  3. Бентесикима – дочь Посейдона и Амфитриты, которая стала затем женой эфиопского царя Эндия.
  4. Тюлени, дельфины и разные морские чудовища тоже считались детьми Амфитриты, которая со временем стала воплощать море и его волны.

5137659730_69a2c3e877_b

Нептун и Тритон. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Упоминание Амфитриты встречается в мифе о герое Тесее, сыне Посейдона. Спустившись в подводные залы своего отца, он увидел богиню, танцующую вновь с остальными нереидами. Этих нимф авторы описывают очень необычно, говоря, что их ноги состояли из воды. Глаза же Амфитриты описываются как «бычьи».

Деметра

Одной из богинь, в которых когда-либо влюблялся Посейдон, была богиня плодородия и урожая Деметра. Царь моей возжелал её, когда Деметра, опечаленная, бродила в поисках пропавшей дочери Персефоны, украденной на самом деле Аидом, владыкой преисподней.

Деметра была слишком изнурена поисками и тут же отвергла бога, но даже тогда тот не сдался. Богиня превратилась в кобылу Эринию, в образе которой спряталась среди коней царя Онка, властителя Аркадии, но Посейдон разгадал её уловку и нашёл Деметру.

От этого необычного союза родились двое детей (в некоторых легендах указывается или только первый, или второй):

  1. Арион или Арейон – конь, понимающий человеческую речь. Сначала конь принадлежал соратнику, другу и возничему Геракла Иолаю. После им владели царь Аргоса Адраст, который благодаря коню смог избежать смерти во время похода на Фивы, и легендарный Геракл. Потомки Ариона также вошли в легенды. Этому чудесному животному поклонялись, его даже чеканили на монетах.
  2. Второе дитя – нимфа Деспина или Деспойна. У неё имелись собственные святилища, где она изображалась иногда вместе с матерью.

Посейдон и Медуза Горгона

В «Метаморфозах» Овидия, поэме, посвящённой различным превращениям, Медуза предстаёт в виде девушки с очень привлекательной внешностью. Её гордостью были красивые волосы. Но её красота в итоге навлекла на неё беду, потому что Медузу возжелал Посейдон.

Девушка отвергла его ухаживания, и в итоге ей пришлось спасаться бегством. В отчаянной попытке найти убежище она забежала в храм Афины, известной богине-девственнице. Но мольбы девушки не были услышаны. Посейдон настиг Медузу в храме Паллады, превратившись в птицу, где и вступил с ней в любовную связь.

На Медузу же разгневались боги, так как она в попытке спастись осквернила храм Афины. Жители Олимпа потребовали, чтобы Паллада наказала девушку за проступок, и в итоге Афина даровала Медузе ужасный облик. С тех пор Медуза выглядела как чудовище, её лицо было настолько страшным, что на него невозможно было смотреть, а прекрасные волосы обратились в змей.

Впоследствии Медузу убил герой Персей и отрубил её голову. В то время уже ставшая чудовищем девушка носила в себе детей Посейдона. Они вышли из её тела после смерти. Это были крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Кровь Медузы могла нести смерть и исцелять (в зависимости от того, из какой части тела была взята), а голова по-прежнему обращала людей в камень.

Голову Медузы с извивающимися змеями часто помещали на одежду и украшение в качестве амулета.

Другие богини-возлюбленные

Ещё несколько богинь были возлюбленными царя моей или же просто обращали на себя его внимание:

  1. Афродита – богиня любви и красоты. От Посейдона она родила двух дочерей. Одна из них, Рода, также считалась дочерью Амфитриты, супруги бога.
  2. Астерия – звёздная богиня, титанида. Она была сестрой Лето, и её тоже преследовал Зевс. Став перепёлкой, Астерия бросилась в море. Посейдон тоже хотел завладеть ею, но Астерия в итоге обратилась в о. Делос, который плавал по морю.
  3. Гея – богиня земли и великая мать тоже была одной из возлюбленных Посейдона. Одна из их детей – чудовищная Харибда, чудовище, которое воплощало собой губительную морскую пучину. Имя Харибды означало «водоворот». Именно она вместе со Сциллой грозила морякам, которые пытались проплыть между двух морских монстров.
  4. Гестия – покровительница домашнего очага. Она была старшей дочерью Кроноса и Реи и сестрой Посейдона. И Посейдон, и Аполлон хотели взять её в жёны и ухаживали за богиней. Но в итоге та объявила о желании остаться целомудренной и не вступать в любовные связи. После Гестия удалилась во дворец Зевса.

Нимфы и нереиды

Посейдон имел немало возлюбленных среди нереид и нимф, и многие также родили ему легендарных сыновей.

У бога даже было прозвище «нимфогет», которое переводилось как «водитель нимф». Оно означало не только верховенство Посейдона над морскими и другими нимфами, но и его многочисленные любовные связи с ними.

Одной из самых известных морских нимф, за которыми ухаживал бог, была дочь Нерея Фетида. Она описывалась как девушка, нижнюю часть тела которой покрывала чешуя. Причём её преследовал не только Нептун, но и Зевс. Но титан Прометей открыл им правду – сын Фетиды станет намного сильнее отца и может стать для него опасным. В итоге Фетида была отдана замуж за смертного Пелея и родила от него героя Ахиллеса.

Вот ещё несколько нимф, которые тоже сыграли важную роль в легендах о Посейдоне:

  1. Бероя – дочь Афродиты и бога красоты и страсти Адониса. По красоте её сравнивали с самыми прекрасными богинями. Богиня справедливости и юстиции Астерия была её кормилицей, а также той, которая рассказывала нимфе о нормах права, давала ей мёд и омывала тело священной водой. Когда Бероя выросла, за её руку боролись Дионис и Посейдон. Зевс решил спор в пользу последнего.
  2. Перо – нимфа, которая подарила Посейдону сына – речного бога Асопа. В Греции было несколько рек с подобными названиями, и две самые большие получили своё воплощение в виде этого бога. Обе реки в мифологии фактически объединялись.
  3. Хиона – дочь бога ветра Борея от афинской принцессы. Она покровительствовала снегу. Именно Хиона и Посейдон были родителями Евмолпа, который положил начало Элевсинским мистериям в честь Деметры и Персефоны. Он же стал родоначальником и жрецов, которые проводили подобные обряды. Хиона бросила младенца в море, чтобы никто не узнал о её связи с Посейдоном, но последний спас мальчика.

Смертные женщины

Немало было у Посейдона и смертных возлюбленных. Одна из них – Тиро, которая родила от него Пелия, царя города Иолка и дядю Ясона, и Нелея. Именно Пелий отправил Ясона за золотым руном. Сама Тиро была влюблена в речного бога по имени Энипей, который управлял одноимённой рекой.

После того, как Энипей отверг девушку, Посейдон принял его облик и зачал с Тиро сыновей. По разным версиям легенды, Тиро либо оставила младенцев в поле, где их нашёл и воспитал пастух, либо по велению Посейдона растила во дворце царя Крефея, правителя Иолка на тот момент.

Другой возлюбленной бога была Амимона, одна из данаид, 50 дочерей Даная, царя Аргоса. Данаю была предсказана смерть от руки зятя. Но данаид насильно взяли в жёны их двоюродные братья Эгиптиады. Девушки убили своих мужей в первую же брачную ночь, за что были наказаны после смерти – в царстве Аида они должны были наполнять непрестанно водой бочку без дна.

Ещё до этого данаиды бежали в Элладу и нашли приют в городе Аргос. Данай стал его правителем и послал дочерей искать источники воды для города, в котором их не было, а жители мучились жаждой. Во время поисков Амимона уснула, и её нашёл сатир, либо она сама случайно попала дротиком в сатира, когда хотела поохотиться на оленя.

Сатир напал на Амимону, желая овладеть ею, но девушку спас Посейдон. После он указал ей источник, либо же вода забила в том месте, где вонзился брошенный в сатира трезубец Посейдона. Позже Амимона родила Навплия – основателя города Навплия (современный Нафплион). Сын девушки также открыл созвездие Большая Медведица и в некоторых легендах участвовал в походе за Золотым руном.

word-image-92

Нептун и Амимона. Франсуа Буше. Версальский дворец.

Есть также необычная легенда о девушке, которую звали Кенида. Она происходила из мифического племени лапифов, населявших север Фессалии. Кенида была возлюбленной Посейдона и, когда тот пообещал исполнить любое желание девушки, попросила сделать её сильным мужчиной, которого не могло поразить ни одно оружие.

Посейдон превратил её в мужчину по имени Кеней, который и правда был неуязвим, но только перед железными орудиями. Его всё ещё можно было ранить сучьями и палками. Мужчина участвовал в походе за золотым руном и в сражении с кентаврами на свадьбе лапифа Пирифоя, царя этого народа. То сражение называлось кентавромахия. Именно с него началась длительная вражда двух народов.

Кеней убил многих кентавров, но и сам погиб, когда его погребли под стволами сосен, либо с их помощью был загнан в землю (ещё один вариант – его просто закопали). Из сложенных бревён вылетела жёлтая птица, в которую, по-видимому, превратился мужчина. После смерти, уже в подземном царстве, Кеней снова принял свой изначальный женский облик.

Рождение Атланта

Посейдон также считался отцом легендарного титана Атланта, который держит на своих плечах небесный свод. Причём эта легенда также связана с мифической страной Атлантидой. Атлант был её первым царём. Эту историю описывает Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий».

Согласно этим текстам, боги принялись делить между собой землю. Афине Палладе достался не только город её имени, но также и вся Греция. Посейдон же получил от Зевса огромный остров – будущую Атлантиду, которая ещё тогда так не называлась.

Посейдон, придя на остров, обнаружил там девушку-сироту по имени Клейто. Бог влюбился в неё и даже построил на острове жилище для них обоих на холме. Холм же окружил двумя земляными валами и тремя рвами с водой. Следом Посейдон создал на острове два источника. Из одного текла холодная вода, из другого – горячая. Эти воды обеспечили острову процветание и напитали землю, так что повсюду разрослась бурная растительность.

У Посейдона и Клейто было пять пар близнецов, самый старший из которых – Атлант – и стал царём Атлантиды. Сама Клейто также звалась первой царицей этой страны.

И остров, и океан, где он находился, получили своё название от имени Атланта. То же самое касается народа, который населял Атлантиду – их называли атлантами. Хотя Атлантида по велению Посейдона была разделена на части (для каждого из сыновей), именно Атлант главенствовал над ними.

В других версиях Атлантида выглядела как несколько островов. Центральный был полон разных чудес. На нём стояли золотые статуи, храмы в золоте и серебре, дворец, а причалы полнились кораблями. Самым сердцем Атлантиды был храм, посвящённый Посейдону и Клейто. Все эти красоты и описывал в подробностях Платон в своих трудах.

Долгое время Атлантида процветала, пока её жители оставались близки к божествам. Они были мудры и развиты духовно. Но со временем они потеряли божественную природу, стали стремиться к роскоши. В результате боги, разгневавшись на атлантов, наслали на них стихийное бедствие. Произошло землетрясение, наводнение, и Атлантида скрылась в глубинах океана. Платон указывает даже примерную дату – ок. 9500 г. до н. э.

Рождение Тесея

Посейдон был отцом и великого героя Тесея, который победил чудовищного Минотавра, обитавшего в критском лабиринте. Причём по сути у Тесея было два отца. Это случилось из-за того, что в ночь, когда его мать, царевна Эфра из города Трезен, возлегла одновременно с афинским царём Эгеем и Посейдоном.

Царь Эгей долгое время не мог обзавестись сыном, который стал бы наследником. В поисках ответа он отправился к Дельфийскому оракулу. Но пророчество пифии, говорившей от лица Аполлона, оказалось слишком туманным. Лишь царь Трезена, мудрый Питфей, смог понять его смысл, когда Эгей остановился у него на пути домой. Питфей, зная, что у Эгея родится могучий сын, привёл к нему свою дочь, Эфру.

Перед этим Питфей напоил Эгея вином, либо же к дочери он привёл Эгея обманом. В третьей версии царь Трезена убеждает мужчину овладеть царевной. Но в ту ночь или перед ней Эфра также была с Посейдоном. Ещё один миф рассказывает, что она покинула ложе и отправилась на некий остров рядом с городом. Там Посейдон и пришёл к ней, чтобы зачать дитя.

В результате у Тесея было два отца – один божественный, другой смертный царь. Причём, хотя Тесей был победителем чудовищ, его отец Посейдон сам по себе был хтоническим, древним богом.

Почитание Посейдона в Древнем Риме

Римское имя бога Посейдона – Нептун. По сути, Посейдон в Греции и Нептун в Риме были одним и тем же богом со сходными функциями. Они оба были связаны с морем и водой в целом, с водой в целом. Но всё же отношение к этим богам было разным из-за территориальных и культурных различий.

К тому же, древнеримский бог морей Нептун возник отдельно от Посейдона.

Имя, которое носил римский бог морей Нептун (Посейдон), до сих пор вызывает споры. Есть следующие варианты происхождения слова «Нептун»:

  1. Праиндоевропейская основа neptu-, которая переводилась как «влажный, мокрый. Такой версии придерживается немецкий филолог Пауль Кречмер.
  2. Также есть предположение, что Нептун происходит от персонажа ведийской мифологии Апама Напата (божество воды и огня) и ирландского Нехтана (кельтский бог воды, источников, владел священным источником знаний). В индоевропейском мифе был персонаж с именем nep(o)t. Это предположение высказал французский лингвист и мифолог Жорж Дюмезиль. На теорию Кречмера он возражал, что основа neptu- слишком рано вышла из общего употребления.
  3. Третья версия связана с общеиндоевропейской основой nebh-, от которой когда-то произошло и русское слово «небо». Эта основа обозначала сырость, туман, тучу или мглу. Это была версия Г. Петерманна.

Изначально бог Нептун в Древнем Риме выступал в качестве покровителя морей. Он был тем, кому молились моряки, рыбаки, все римляне, чья жизнь каким-либо образом зависела от моря, от возможности путешествовать по нему или пользоваться его дарами. Но всё же таких людей было немного, поэтому и широким распространением культ Нептуна не пользовался. По крайней мере, он был менее популярным божеством, чем Посейдон в Греции.

Со временем древний бог Нептун приобрёл черты Посейдона и стал похож на него во многих функциях. Например, Нептун тоже оказался связан с лошадьми (которых, по легендам, создал Посейдон). Он стал покровителем ристания, т.е. соревнованиях в скачках на колесницах.

Атрибуты бога Посейдона

У Нептуна не так много священных атрибутов, в основном они тоже связаны с морем. Но по поводу того, чем владеет бог Посейдон, можно сказать, что в его ведении были и очень ценные сокровища. Некоторые из символов бога продолжают сохранять популярность и использоваться для разных целей.

Трезубец

Первым и самым главным символом бога был его трезубец – мощное оружие, обладающее разрушительной и созидательной силой. Трезубец выглядел как копьё с тремя наконечниками. Практически на всех изображениях Посейдон держит его в руке, либо атрибут просто помещён рядом.

выiles

Нептун, Сочи.

Трезубец был создан циклопами, одноглазыми великанами, вместе с оружием для некоторых других богов. С помощью него бог морей в первую очередь создаёт источники воды. Он ударяет трезубцем в землю или скалу – и оттуда начинает бить пресная вода. Трезубцем Посейдон остановил плавучий остров Делос, закрепив его на одном месте. Им же Нептун мог и карать тех, кто гневил его.

Современные исследователи предлагают следующие версии происхождения трезубца:

  • Фридрих Визелер, немецкий археолог, предположил, что трезубец трансформировался из обычного рыболовного гарпуна, которым пользовались жившие у моря греки;
  • по мнению Роберта Гревса, изначально трезубец Посейдона и молния Зевса – это первоначально священный двусторонний топор (лабриса), которая разделилась на два оружия, когда эти боги получили свои сферы влияния (землю и море);
  • третья теория принадлежит Х. Б. Уолтерсу, который пишет, что трезубец изначально был скипетром Зевса, а сам Посейдон – морским воплощением громовержца.

Значение трезубца тоже до сих пор остаётся неизвестным. Есть два предположения, что именно символизируют три наконечника на нём:

  1. Первая версия утверждает, что каждый зубец обозначает одно из трёх свойств воды – способность течь, питать и дарить плодородие (т.е. плодовитость).
  2. Мавр Сервий Гонорат писал, что трезубец показывает восприятие моря как третьей части мира. Либо это вода в виде трёх водоёмов – ручьи, реки, моря.

Трезубец можно найти на многих флагах, эмблемах, он часто используется в качестве символа.

Этот атрибут даже порой играет роль знака власти, силы, могущества. Персонифицированный символ Великобритании, женщина в шлеме, держит трезубец. В этом случае он воплощает то, каких высот достигла страна на море, насколько она могущественна там.

Лошади

Хотя Посейдон был морским богом, ему посвящались не только животные, обитающие в этой стихии. Были среди них и обитатели суши, которые, казалось бы, совсем не относились к морю. И сам этот бог был причастен к сотворению некоторых из них.

Главными животными, которых посвящали Посейдону, были лошади. У бога даже был эпитет – Гиппий, что переводилось как «конный».

Именно Посейдон в легендах приручает коней или создаёт их, а затем передаёт эти знания и самих животных людям.

Посейдон даже ездил в колеснице, запряжённой гиппокампусами – морскими конями с рыбьим хвостом вместо задней части туловища. В честь бога проводились празднества, на которых греки соревновались в искусстве управления колесницами.

word-image-91-768x653

Триумф Нептуна. Археологический музей. Сус, Тунис.

Посейдон же, возможно, до становления морским богом даже почитался в облике коня. Само это животное связывало бога с плодородием. Причём изначально кони были больше близки к дикой природе, а не к морю.

Другие животные

Посейдон был также тесно связан и с другими морскими обитателями. Это коснулось и змей. Они не считались священными животными бога, но всё равно змеи периодически мелькают в легендах о царе морей. Он может вызывать их, чтобы наказать провинившихся людей, забрать жертву. В качестве змей нередко выступают огромные чудовища, подвластные Посейдону.

Есть следующие легенды о змеях, которыми управлял Посейдон:

  1. Чудовищного змея Посейдон насылает на Эфиопию после того, как царица Кассиопея рассердила Нереид. Женщина говорила, что она красивее морских нимф. Чтобы спасти подданных, муж Кассиопеи вынужден был принести в жертву свою дочь Андромеду. Прикованную к скале, её увидел герой Тесей и спас, убив змея.
  2. Другая легенда рассказывает о жреце Посейдона Лакоонте и его сыновьях. Он жил в городе Трое и во время Троянской войны предупредил соотечественников об опасности Троянского коня. Иногда упоминают, что он даже бросил в коня копьё. Посейдон (либо Аполлон) наслал на Лаокоонта змей за то, что тот чуть не раскрыл замысел греков. Они убили либо Лакоонта и его сыновей, либо только сыновей, а сам жрец остался горевать о них.
  3. Мотив змей прослеживается и в мифе о Медузе Горгоне. Она была привлекательной девушкой с невероятно красивыми волосами. Посейдон возжелал её и преследовал, пока Медуза не скрылась в храме Афины. Но бог настиг её и там в образе птицы. Боги разгневались за поведение девушки, осквернившей храм. По их велению Афина обратила Медузу в чудовище с ужасным лицом, на которое невозможно было смотреть. Прекрасные волосы обернулись змеями. Когда Персей убил её, Медуза носила детей от Посейдона, в т.ч. крылатого Пегаса. Они вышли с кровью из тела матери.

Другими священными животными были дельфин и бык. Последний обычно имел чёрный цвет и тоже был связан с плодородием и способностью Посейдона напитывать землю для посевов.

Прозвища Посейдона

Кроме имени «Посейдон» у бога было множество других имён. Каждый эпитет имел своё значение, некоторые происходили из определённых регионов. Вот самые интересные из них:

  • Асфалий – самый распространённый и общепризнанный эпитет после самого имени; происходил от слова «защитник» и показывал другую сторону Посейдона как того, кто не только создавал землетрясения, но и мог защищать от них;
  • Пелагий – ещё один популярный эпитет, переводился как «морской», что подчёркивает главную функцию Нептуна;
  • Геликоний – так его звали у древнегреческого племени ионийцев; в честь Посейдона был воздвигнут храм у горы Геликон;
  • Гиппий – конный; прозван так из-за того, что создал либо укротил коней, изобрёл способ ездить на них и подарил людям колесницу, а также в образе коня преследовал Деметру;
  • Кианохет – с чёрными волосами, чреновласый (эпитет, который постоянно встречается у Гомера, причём дословно цвет переводится как «оттенок морской волны);
  • Кренух – держатель источника; указание на то, что Посейдон покровительствовал не только морю, но и пресной воде во всех водоёмах, а также мог создавать её источники;
  • Литей – «разрешитель», так его звали в Фессалии (исторический регион на северо-востоке Эллады на побережье Эгейского моря);
  • Патер – эпитет, распространённый в Элевсине (город у Афин, культовый центр поклонения Деметре и Персефоне, где проводили мистерии в их честь); в Элевсине также находился и храм Посейдона;
  • Нимфагет – «водитель нимф»; бог назывался так из-за многочисленных любовных связей с нимфами;
  • Фиталмий – «раститель»;
  • Эносихтон – тот, кто колеблет, сотрясает землю; прозвище, связанное со способностью бога морей вызывать землетрясения и другие стихийные бедствия;
  • Эрехфей – «разрыватель», имя, которым его звали в Афинах; возможно, тоже указание на его разрушительную силу;
  • Таврий – тот, кто связан с быками, т.к. они были также священными животными Посейдона; в Эфесе проходил праздник с похожим названием – Таврия;
  • Петрай (от греческого слова, обозначающего «связанный со скалами») – с этим эпитетом связана легенда, согласно которой бог ударил камень, и оттуда появился конь по имени Скафий;
  • Птортейон – тот, кто покровительствует растениям; Посейдон, по некоторым версиям, изначально выступал как бог плодородия, которое даровал, насыщая землю питательной влагой;
  • Phytalmios – ещё один эпитет, показывающий функции покровителя растений; под ним Посейдона знали в нескольких местах, в т.ч. на о. Родос;
  • Phykios – имя, которое произошло от связи с морскими водорослями; бог покровительствовал всем морским обитателям;
  • Эпактей (Epactaeus, Epactius, Epaktaios, Epaktios) – этот эпитет переводился как «божество, которому воздают честь на побережье»; он использовался в отношении Посейдона и Аполлона на о. Самос в Эгейском море.

Образ Посейдона в современном искусстве

Бог морского царства по-прежнему остаётся популярным персонажем. Его образы можно встретить в фильмах, книгах и других произведениях. Вот некоторые интересные факты о боге Посейдоне, которые расскажут, где использовался его образ:

  • «Приключение «Посейдона» – американский фильм-катастрофа про перевернувшийся круизный лайнер «Посейдон» (1972 г); экранизация одноименного романа, автор – Пол Гэллико;
  • «Посейдон» – ремейк фильма «Приключение «Посейдона» (2006 г);
  • «Посейдон» – дорама про жизнь спасателей береговой охраны (Южная Корея, 2011 г.);
  • серия фэнтези-романов «Перси Джексон и Олимпийцы» – Посейдон выступает в качестве отца главного героя;
  • сериал «Однажды в сказке» – в четвёртом сезоне был персонаж Посейдон, бог и отец Урсулы, морской ведьмы.

В качестве противника Посейдон встречается в компьютерной игре God of War III. Главный герой – спартанец и полубог Кратос, который противостоит олимпийцем и побеждает богов одного за другим. В третьей части God of War Кратос сражается также с Посейдоном, причём сначала ему противостоит водяной конь бога. Здесь также нашла отражение любовь Посейдона к этим животным.

Гимны и стихи Посейдону

Орфический гимн XVII Посейдону (пер. О. Смыки).

О черновласый держатель земли Посейдаон, внемли мне!

Конник, держащий в руках трезубец, из меди отлитый,

Ты, обитатель глубин сокровенных широкого моря,

Понтовладыка, что тяжкими мощно грохочет валами!

О колебатель земли, что, вздымая могучие волны,

Гонишь четверку коней в колеснице, о ты, дивноокий,

С плеском взрываешь соленую гладь в бесчисленных брызгах,

Мира треть получил ты в удел — глубокое море,

Тешишься, демон владыка, средь волн со зверями морскими,

Корни земные хранишь, блюдешь кораблей продвиженье.

Нам же подай честное богатство, и мир, и здоровье!

Орфический гимн в оригинале.

Κλῦθι, Ποσειδάον γαιήοχε, κυανοχαῖτα,

ἵππιε, χαλκοτόρευτον ἔχων χείρεσσι τρίαιναν·

ὃς ναίεις πόντοιο βαθυστέρνοιο θέμεθλα,

ποντομέδων, ἁλίδουπε, βαρύκτυπος, ἐννοσίγαιε,

κυμοθαλής, χαριτῶπα, τετράορον ἅρμα διώκων,

εἰναλίοις ῥοίζοισι τινάσσων ἁλμυρὸν ὕδωρ·

ὃς τριτάτης ἔλαχες μοίρης βαθὺ χεῦμα θαλάσσης,

κύμασι τερπόμενος θηρσίν θ’ ἅμα, πότνιε δαῖμον.

ἕδρανα γῆς σώζοις καὶ νηῶν εὔδρομον ὁρμήν,

εἰρήνην, ὑγίειαν ἄγων, ἠδ’ ὄλβον ἀμεμφῆ.

Английский перевод орфического гимна Посейодну.

Hear, Neptune, ruler of the sea profound,

Whose liquid grasp begirts the solid ground;

Who, at the bottom of the stormy main,

Dark and deep-bosom’d, hold’st thy wat’ry reign;

Thy awful hand the brazen trident bears,

And ocean’s utmost bound, thy will reveres:

Thee I invoke, whose steeds the foam divide,

From whose dark locks the briny waters glide;

Whose voice loud founding thro’ the roaring deep,

Drives all its billows, in a raging heap;

When fiercely riding thro’ the boiling sea,

Thy hoarse command the trembling waves obey.

Earth shaking, dark-hair’d God, the liquid plains

(The third division) Fate to thee ordains,

‘Tis thine, cærulian dæmon, to survey

Well pleas’d the monsters of the ocean play,

Confirm earth’s basis, and with prosp’rous gales

Waft ships along, and swell the spacious sails;

Add gentle Peace, and fair-hair’d Health beside,

And pour abundance in a blameless tide.

Гимн Гомера К Посейдону (пер. В.В. Вересаева).

Песня — о боге великом, владыке морей Посейдоне.

Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,

На Геликоне царит и на Эгах широких. Двойную

Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:

5 Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья.

Слава тебе, Посейдон, — черновласый, объемлющий землю!

Милостив будь к мореходцам и помощь подай им, блаженный!

Гимн Ариона Посейдону (из «О природе животных» Элиана). Перевод Анны Блейз.

Бог величайший,

Морской Посейдон, золотого трезубца владыка,

Ты, земледержец, одетый влагой бурливой!

Вкруг тебя хороводы ведут

Сонмы подводных тварей, трепещущих жабрами резво,

С ними курносые псы скачут, вздымая загривки,

На плавниках проворных мчатся, волну взрезая, —

Дельфины, любители песен,

Морские питомцы божественных дев-Нереид,

Рожденных самой Амфитритой! Меня, утопавшего в море,

От сицилийских брегов до Тенара, в земли Пелопса,

Вы донесли на спинах своих горбатых

Борозду пропахав на неторной Нереевой ниве,

Когда был я брошен за борт ладьи точеной,

Вероломцами предан на волю пурпурным зыбям.

Гимн Ариана Посейдону (в оригинале).

ὕψιστε θεῶν,

πόντιε, χρυσοτρίαινε Πόσειδον,

γαιήοχ᾽, ἐγκύμον᾽ ἀν᾽ ἅλμαν:

βραγχίοις περὶ δὲ σὲ πλωτοὶ

θῆρες χορεύουσι κύκλῳ, κούφοισι ποδῶν

ῥίμμασιν ἐλάφρ᾽ ἀναπαλλόμενοι σιμοὶ φριξαύχενες ὠκυδρόμοι

σκύλακες, φιλόμουσοι

δελφῖνες, ἔναλα θρέμματα κουρᾶν Νηρεΐδων θεᾶν,

ἃς ἐγείνατ᾽ Ἀμφιτρίτα: οἵ μ᾽ εἰς Πέλοπος γᾶν ἐπὶ Ταιναρίαν

ἀκτὰν ἐπορεύσατε πλαζόμενον Σικελῷ ἐνὶ πόντῳ,

κυρτοῖσι νώτοις ὀχέοντες,

ἄλοκα Νηρεΐας πλακὸς τέμνοντες, ἀστιβῆ πόρον, φῶτεςδόλιοι

ὥς μ᾽ ἀφ᾽ ἁλιπλόου γλαφυρᾶς νεὼς

εἰς οἶδμ᾽ ἁλιπόρφυρον λίμνας ἔριψαν.

Стихотворение «Посейдон» Генриха Гейне в пер. А. А. Фета.

Солнце лучами играло

Над морем, катящим далеко валы;

На рейде блистал в отдаленьи корабль,

Который в отчизну меня поджидал;

Только попутного не было ветра,

И я спокойно сидел на белом песке

Пустынного брега.

Песнь Одиссея читал я — старую,

Вечно юную песнь. Из ее

Морем шумящих страниц предо мной

Радостно жизнь подымалась

Дыханьем богов

И светлой весной человека,

И небом цветущим Эллады.Благородное сердце мое с участьем следило

За сыном Лаэрта в путях многотрудных его;

Садилось с ним в печальном раздумье

За радушный очаг,

Где царицы пурпур прядут,

Лгать и удачно ему убегать помогало

Из объятия нимф и пещер исполинов,

За ним в киммерийскую ночь, и в ненастье,

И в кораблекрушенье неслось,

И с ним несказанное горе терпело.

Вздохнувши, сказал я: «Злой Посейдон,

Гнев твой ужасен,

И сам я боюсь

Не вернуть в отчизну!»Едва я окончил, —

Запенилось море,

И бог морской из белеющих волн

Главу, осокою венчанную, поднял,

Сказавши в насмешку: «Что ты боишься, поэтик?

Я нимало не стану тревожить

Твой бедный кораблик,

Не стану в раздумье о жизни любезной тебя

Вводить излишнею качкой.

Ведь ты, поэтик, меня никогда не сердил:

Ни башенки ты не разрушил у стен

Священного града Приама,

Ни волоса ты не спалил на глазу

Полифема, любезного сына,

И тебе не давала советов ни в чем

Богиня ума — Паллада Афина.»Так воззвал Посейдон

И в море опять погрузился,

И над грубою остротой моряка

Под водой засмеялись

Амфитрита, женщина-рыба,

И глупые дщери Нерея.

Картины бога Посейдона

word-image-68

Портрет неизвестного в маскарадном костюме Нептуна. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

word-image-70

Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. Г. И. Семирадский. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

word-image-71

Путешествие Посейдона по морю. И. К. Айвазовский. Музей Айвазовского, Феодосия, Крым.

Скульптуры и изображения Нептуна

word-image-106

Торс Нептуна. Дж. Л. Бернини. Государственный Эрмитаж.

word-image-108

Фонтан «Нептун» в Петергофе. Санкт-Петербург.

word-image-142

Нептун. Музей Прадо в Мадриде.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

три × 4 =