Геракл

ГЕРАКЛ (греч. He­rak­les, лат. Her­cu­les), люби­мей­ший герой гре­че­ских ска­за­ний, сын Зев­са и Алк­ме­ны, жены Амфи­т­ри­о­на. Его бра­том-близ­не­цом, сыном Амфи­т­ри­о­на, был Ификл. Когда Гера захо­те­ла убить мла­ден­ца Герак­ла, натра­вив на него двух змей, Геракл заду­шил их. Одно­го из сво­их учи­те­лей, Лина, Геракл убил. В победо­нос­ной борь­бе про­тив Эрги­на Геракл осво­бо­дил род­ной город Фивы от упла­ты дани, за что царь Кре­онт отдал ему в жены свою дочь Мега­ру. В наслан­ном на него Герой при­пад­ке безу­мия Геракл уби­ва­ет Мега­ру и детей, кото­рых она ему роди­ла. За это на Герак­ла было нало­же­но нака­за­ние: он дол­жен был совер­шить на служ­бе у Эври­сфея 12 тяже­лых, опас­ных дея­ний, за что ему было обе­ща­но бес­смер­тие. Геракл совер­шил свои подви­ги.

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

 

ПОДВИГИ ГЕРАКЛА

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА

КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ

ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ

АВГИЙ

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ

КРИТСКИЙ БЫК

КОНИ ДИОМЕДА

ПОЯС ИППОЛИТЫ

КОРОВЫ ГЕРИОНА

ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД

ЦЕРБЕР

 

БОГ ЧЕГО ГЕРАКЛ

БОГ ВОИТЕЛЬ

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Налево от ворот, которые называются воротами Электры… Тут есть храм Гераклу, а в нем статуя из белого мрамора, называемая Промахос (Воитель), произведение фиванцев Ксенокрита и Эвбия. Древнее же деревянное изображение фиванцы считают творением Дедала, и мне самому кажется, что это так. 3. Говорят, что сам Дедал поставил ее, отплачивая Гераклу за услугу. Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул, и его труп волны вынесли на бывший тогда безымянным остров, выше Самоса. Случайно был на нем Геракл; он узнал труп, похоронил его там, и еще доныне есть небольшая насыпь на мысе, выдающемся в Эгейское море. От имени этого Икара получили свое название и остров и омывающее его море. 4. На фронтонах этого храма Пракситель изобразил фиванцам большинство из так называемых подвигов Геракла. Здесь нет его победы над стимфалийскими птицами и очищения им элейской земли, <авгиевых конюшен>, но вместо этого изображена его борьба с Антеем. Фрасибул, сын Лика, и из афинян те, которые вместе с ним свергли тиранию тридцати, — двинувшись в этот поход на Афины, они шли из Фив, — посвятили в этот храм Геракла изображения Афины и Геракла колоссальных размеров, сделанные в виде рельефов из пентеликонского мрамора, творения Алкамена. К храму Геракла примыкают гимнасий и стадион, оба носящие имя этого бога.

 

Ликофрон. Александра. 663. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

И людоеду грозному протянет он
Бокал с вином — отведать после трапезы.
Увидит тех немногих, что от стрел спаслись
Певкея, Кераминта и Палемона
[На Сицилии Одиссей столкнулся с великанами-лестригонами, остатками племени, ранее перебитого Гераклом. Певкей, Кераминт, Палемон — эпитеты этого героя; достоверному объяснению («борец») поддается только последний.]:

БОГ СПОРТА

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, ГЛ. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Налево от ворот, которые называются воротами Электры… Тут есть храм Гераклу, а в нем статуя из белого мрамора, называемая Промахос (Воитель), произведение фиванцев Ксенокрита и Эвбия. Древнее же деревянное изображение фиванцы считают творением Дедала, и мне самому кажется, что это так. 3. Говорят, что сам Дедал поставил ее, отплачивая Гераклу за услугу. Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул, и его труп волны вынесли на бывший тогда безымянным остров, выше Самоса. Случайно был на нем Геракл; он узнал труп, похоронил его там, и еще доныне есть небольшая насыпь на мысе, выдающемся в Эгейское море. От имени этого Икара получили свое название и остров и омывающее его море. 4. На фронтонах этого храма Пракситель изобразил фиванцам большинство из так называемых подвигов Геракла. Здесь нет его победы над стимфалийскими птицами и очищения им элейской земли, <авгиевых конюшен>, но вместо этого изображена его борьба с Антеем. Фрасибул, сын Лика, и из афинян те, которые вместе с ним свергли тиранию тридцати, — двинувшись в этот поход на Афины, они шли из Фив, — посвятили в этот храм Геракла изображения Афины и Геракла колоссальных размеров, сделанные в виде рельефов из пентеликонского мрамора, творения Алкамена. К храму Геракла примыкают гимнасий и стадион, оба носящие имя этого бога.

 

БОГ ОЧИЩЕНИЯ

Геракл Алексикакос (Отвращающий зло) — защитник от зла, эпитет данный греками нескольким божествам, как — Зевсу, Аполлону, Гераклу

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга VIII, ГЛ. 41. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«А название дано Аполлону как избавителю от чумной заразы, подобно тому как и у афинян Аполлон получил название Алексикакос (Отвращающий зло), так как и у них он отвратил ту же болезнь.»

БОГ ГАДАНИЙ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга VII, ГЛ. 25. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Спустившись от Буры к морю, мы встречаем реку, называемую Бураик; в пещере стоит небольшая статуя Геракла; ему тоже прозвание Бураик. Тут обычно происходит гадание при помощи таблички и игральных костей. Обращающийся к богу за предсказанием молится перед его статуей, а затем, помолившись, берет кости, числом четыре, большое количество которых лежит перед статуей Геракла, и бросает их на стол. Каждая игральная кость имеет различные знаки, и по табличке дается толкование <божьего слова> соответственно с <выпавшими> знаками.

БОГ ИСЦЕЛЕНИЯ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 24. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

В Гиетте есть храм Геракла; болящие могут тут найти исцеление. Статуя его, без всякой отделки, сделана по древнему обычаю — в виде грубого камня.

БОГ ОТШЕЛЬНИК

Страбон. География. Книга IV. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

Гавань Монека является якорной стоянкой для небольших судов и вмещает небольшое число их; в ней находится святилище Геракла, называемого Монеком

 

МИФЫ

РОЖДЕНИЕ ГЕРАКЛА

Гомер. Илиада. Песнь девятнадцатая. Отречение от гнева. 100-119. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 325) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Зевс, величаясь уже, говорил пред собором бессмертных:

– Слушайте слово мое, и боги небес и богини;

Я вам поведать желаю, что в персях мне сердце внушает:

Ныне, родящих помощница, в свет изведет Илифия

Мужа, который над всеми окрестными царствовать будет,

Ветвь человеков великих, от крови моей исходящих…

Гера, стремительно бросясь, оставила холмы Олимпа;

Быстро достигла ахейского Аргоса, где уже прежде

Знала богиня супругу царя Персеида Сфенела.

Сына царица седьмой уже месяц в утробе носила:

Гера его до срока на свет извела; но Алкмены [беременной Гераклом]

В срок удержала роды, удаливши помощных Илифий

[В более поздних версиях мифа Илифия, дочь Геры, осталась]».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. IV (5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 30) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Когда должен был родиться Геракл, Зевс объявил богам, что тот из потомков Персея, который сейчас появится на свет, воцарится над Микенами. Тогда Гера из ревности уговорила богиню Эйлитию задержать роды у Алкмены и сделать так, чтобы сын Сфенела Эврисфей появился на свет семимесячным»

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава 9 (4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Когда же приближался положенный природой срок родов, Зевс, подразумевая рождение Геракла, провозгласил в присутствии всех богов, что родившегося в тот день потомка Персея он сделает царем. Тогда мучимая ревностью Гера с помощью своей дочери Эйлифии задержала роды Алкмены и сделала так, что раньше положенного срока на свет появился Эврисфей».

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. XXIX. Галинфиада [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. 1-4. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«У Прета в Фивах родилась дочь Галинфиада. Эта девушка была подругой в играх Алкмены, дочери Электриона. Когда же у Алкмены наступили роды Геракла, Мойры [Судьба] и Илифия [богиня родов], чтобы сделать приятное Гере, продлевали ее мучения. Они сидели вокруг нее, обхватив ее руками, Галинфиада же, боясь, как бы Алкмена не обезумела от тяжких мук, прибежала к Мойрам и Илифии и возвестила, что по воле Зевса у Алкмены родился мальчик, а оказываемые им почести отменены. При этом <известии> оцепенение напало на Мойр, и они тотчас отпустили руки, а Алкмена избавилась от мучений, и родился Геракл. Мойр же охватило горе, и за то, что, будучи смертной, Галинфиада обманула богов, они лишили ее женской природы, превратили ее в хитрую ласку и назначили ей жить в скрытных местах и вступать в неестественный союз: ибо потомство она зачинает через уши, а будучи беременной, изрыгает его горлом. Геката сжалилась над ней, претерпевшей такое превращение, и сделала ее своей священной прислужницей».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга X. 47. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 30 июня 2021):

 

«Ивхевмон [мангуст], говорят, посвящен Лето и богине родов [Илифии], а народ Гераклеополиса, говорят, поклоняется ему».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга девятая. 280-323. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Алкмена [мать Геракла, которая рассказывает историю его рождения]

Так обратилася к ней: «Да хранят тебя боги всечасно!

Пусть они срок сократят неизбежный, когда ты, созревши,

Будешь Илифию звать, – попечение робких родильниц, –

Что не хотела помочь мне по милости гневной Юноны [Геры].

День приближался, на свет нарождался Геракл, совершитель

Подвигов, солнце меж тем до десятого знака достигло.

Тяжесть чрево мое напрягла, и плод мой созревший

Столь оказался велик, что в виновнике скрытого груза

Всякий Юпитера мог угадать. Выносить свои муки

Долее я не могла. И ныне от ужаса тело

Все холодеет, когда говорю; лишь вспомню, – страдаю.

Семь я терзалась ночей, дней столько же, и утомилась

От нескончаемых мук, и к небу простерла я руки,

С громким криком звала я Луцину [Илифию] и Никсов [богов рождения] двойничных.

И появилась она, но настроена гневом Юноны [Геры]

Злобной, готовая ей принести мою голову в жертву.

Только лишь стоны мои услыхала, на жертвенник села

Возле дверей и, колено одно положив на другое,

Между собою персты сплетя наподобие гребня,

Мне не давала родить. Заклинания тихо шептала,

Ими мешала она завершиться начавшимся родам.

Силюсь, в безумье хулой Олимпийца напрасно порочу

Неблагодарного. Смерть призываю. Могла бы и камни

Жалобой сдвинуть! Со мной пребывают кадмейские жены,

К небу возносят мольбы, утешают болящую словом.

Тут Галантида была, из простого народа, служанка,

Златоволосая, все исполнять приказанья проворна,

Первая в службе своей. Почудилось ей, что Юнона

Гневная что-то творит. Выходя и входя постоянно

В двери, она и алтарь, и воссевшую видит богиню [Илифию], –

Как на коленях персты меж собою сплетенные держит.

«Кто б ни была ты, поздравь госпожу! – говорит, – разрешилась

И родила наконец, – совершилось желанье Алкмены».

Та привскочила, и вдруг развела в изумленье руками

Родов богиня, – и я облегчилась, лишь узел расторгся.

Тут, обманув божество, хохотать начала Галантида.

Но хохотавшую вмиг схватила в гневе богиня

За волоса, не дала ей с земли приподняться и руки

В первую очередь ей превратила в звериные лапы.

Так же проворна она, как и прежде, и не изменила

Цвета спина. В остальном же от прежнего облик отличен.

Так как, устами солгав, помогла роженице, – устами

Ныне родит; и у нас, как прежде, в домах обитает».

[Галантида превратилась в ласку или хорька – т. е. в животное,

которое в Древней Греции играло роль домашней кошки].

 

ГЕРАКЛ И ЗМЕИ ГЕРЫ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Алк­ме­на же роди­ла двух сыно­вей: Зев­су она роди­ла Герак­ла, кото­рый был стар­ше на одну ночь, Амфи­т­ри­о­ну же Ифик­ла77. Когда маль­чи­ку Герак­лу было восемь меся­цев, Гера при­сла­ла двух огром­ных змей к его ложу, желая погу­бить дитя. Алк­ме­на ста­ла гром­ко звать Амфи­т­ри­о­на на помощь. Но Геракл, под­няв­шись с ложа, заду­шил змей обе­и­ми рука­ми. Фере­кид же сооб­ща­ет, что сам Амфи­т­ри­он, желая узнать, кото­рый из маль­чи­ков явля­ет­ся его сыном, впу­стил в их постель этих змей: когда Ификл убе­жал, а Геракл всту­пил с ними в борь­бу, Амфи­т­ри­он таким обра­зом узнал, что Ификл его сын.

[Из антич­ных авто­ров Пин­дар пер­вым рас­ска­зы­ва­ет миф о том, как Геракл в мла­ден­че­ском воз­расте заду­шил двух змей (Nem. I, 49 sqq.). Здесь сооб­ща­ет­ся, что после рож­де­ния Герак­ла и Ифик­ла Гера реши­ла погу­бить детей и посла­ла двух огром­ных змей, кото­рые вполз­ли в поме­ще­ние, где нахо­ди­лись дети. Геракл под­нял­ся, схва­тил змей обе­и­ми рука­ми и заду­шил. Смер­тель­но пере­пу­ган­ная, туда при­бе­жа­ла Алк­ме­на с жен­щи­на­ми, а так­же Амфи­т­ри­он со ста­рей­ши­на­ми Кад­меи. Был при­гла­шен Тире­сий, чтобы раз­га­дать смысл зна­ме­ния, и тот во вдох­но­вен­ной речи опи­сал буду­щие вели­кие подви­ги, кото­рые совер­шит Геракл.]

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I, ГЛ. 24. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Там сто­ит и Фрикс, сын Афа­ман­та, пере­не­сен­ный в Кол­хиду бара­ном. При­не­ся это­го бара­на в жерт­ву неко­е­му боже­ству, как мож­но думать <Зев­су>, назы­вае­мо­му у орхо­ме­нян Лафи­сти­ем, он, отре­зав ему бед­ра по эллин­ско­му обы­чаю, смот­рит, как их сжи­га­ют. Там рядом нахо­дят­ся и дру­гие изо­бра­же­ния, в том чис­ле и Герак­ла: он душит, как гово­рит ска­за­ние, змей

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

Затем Гера посла­ла двух змей погу­бить мла­ден­ца, но маль­чик, не испу­гав­шись, сжал каж­дой рукой по зме­и­ной шее и заду­шил обе­их. Поэто­му аргос­цы, узнав о слу­чив­шем­ся, назва­ли его Герак­лом, ибо от Геры полу­чил он свою сла­ву (κλέος)45, тогда как преж­де его зва­ли Алкей

Первый Ватиканский мифограф. Книга первая (Издательство «Алетейя», Санкт-Петербург, 2000. Перевод с латинского языка, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо.)

Гер­ку­лес родил­ся сле­дую­щим обра­зом: Юпи­тер воз­лег с Алк­ме­ной, супру­гой Амфи­т­ри­о­на, в его обли­ке; от нее родил­ся Гер­ку­лес. 2. Чтобы его появ­ле­ние на свет оста­лось скры­тым от Юно­ны, кото­рая нена­виде­ла <детей>, рож­ден­ных от налож­ниц Юпи­те­ра, была вдвое уве­ли­че­на ночь. 3. Но, так как оно всё же не оста­лось не заме­чен­ным Юно­ной, она насла­ла двух змей, чтобы рас­тер­зать Гер­ку­ле­са, лежав­ше­го в колы­бе­ли. 4. Там были два маль­чи­ка: Ификл — от Амфи­т­ри­о­на, Гер­ку­лес — от Юпи­те­ра. Ификл, испу­гав­шись появ­ле­ния змей, выва­лил­ся из колы­бе­ли и сво­им кри­ком раз­будил спав­ших роди­те­лей. Вско­чив, они увиде­ли, что Гер­ку­лес сда­вил зме­ям гор­ло и заду­шил их.

 

Стаций. Фиваида. Книга 2. 375. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 130):

Он уже вымерил путь сквозь лес на прибрежье суровом
топи Лернейских болот, где гидра сожженная греет
глуби виновных зыбей, миновал долины Немей

 

Стаций. Фиваида. Книга 4. 168. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 130):

 

«[Изображено на щите аргосского воина Капанея]
Гидра о трех головах: одни, воздымаясь, — живые —
змеи чеканным блестят серебром; другие, искусно
впаянные, умерев, чернеют золотом желтым;
Лерна и стынущий ток вокруг голубеют железом.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

4 × 4 =