Бог Эфир

Эфир Aether, αἰθήρ (одно­го кор­ня с αἴθω), верх­ний луче­зар­ный слой возду­ха в про­ти­во­по­лож­ность к ἀήρ, ниж­не­му слою, место­пре­бы­ва­ние Зев­са, позд­нее под этим назва­ни­ем разу­ме­лась все собой объ­ем­лю­щая, выс­шая обо­лоч­ка мира, из кото­рой про­ис­хо­дят солн­це и звезды, в кото­рой оби­та­ют боги. Как оли­це­тво­ре­ние, Эфир, по Геси­о­ду, сын Ночи и Ере­ба, детей Хао­са, сле­до­ва­тель­но, озна­ча­ет собой основ­ное нача­ло миро­зда­ния; по орфи­че­ским гим­нам — это миро­вая душа, из кото­рой исхо­дит вся­кая жизнь. Поэты отож­дествля­ют Эфи­ра так­же с Зев­сом или Юпи­те­ром, кото­рый пло­до­твор­ным дождем спус­ка­ет­ся на лоно зем­ли. У древ­них фило­со­фов эфир есть место­пре­бы­ва­ние и нача­ло все опло­до­тво­ря­ю­щей жиз­нен­ной теп­лоты.

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ЭФИР И РОЖДЕНИЕ КОСМОСА

I. КОСМОГОНИЯ ГЕСИОДА

Гесиод. Теогония. 124-125. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVII (44). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«А если так, то и родители Неба [Урана] также должны считаться богами: Эфир [Верхний воздух] и День [Гемера], и их братья и сестры, которые… все, как считают, рождены от Эреба [Тьмы] и Ночи [Нокс]?»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 1-3. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-3):

«От Мглы [родился] – Хаос. От Хаоса и Мглы [родились] – Ночь [Нокс], День [Гемера], Эреб, Эфир.

От Эфира и Дня [родились] – Земля [Гея], Небо [Уран], Море [Таласса].

От Эфира и Земли [Геи] [родились] – Боль, Хитрость [Долус], Гнев [Ира], Плач [Луктус], Ложь [Мендаций], Клятва, Мщение, Разнузданность, Раздор, Забвение, Нерадивость, Страх, Надменность, Нечестие, Битва, Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос, Сатурн [Кронос], Опс [Рея], Монета [Мнемозина], Диона; три Фурии, а именно Алекто, Мегера, Тисифона».

 

II. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Орфические теогонии. IV. Орфическая теогония по Иерониму и Гелланику (fr. 54-59 Kern). 54. Дамаский. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62):

«Нестареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой теогонии] тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир», как он говорит, «безграничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]»… В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] порождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них тоже эманирует третья умопостигаемая триада. Какова же она? [Во-первых], яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, равно как и множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в-третьих, кроме того, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове – чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей».

 

Орфические теогонии. III. Рапсодическая теогония (Orph. fr. 60–235 Kern). Священные сказания в 24 рапсодиях. 60. Дамаский. О началах, 123 (I, 316, 18 R.). (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 48):

«В этих имеющих хождение Орфических рапсодиях теология умопостигаемого такова. Истолковывая ее, философы [неоплатоники] принимают Хронос [Время] за единое начало всех вещей, Эфир [Свет, верхний воздух] и Хаос [Бездна, нижний воздух] – за двоицу, яйцо объясняют как абсолютное бытие и полагают эту триаду первой. Ко второй [триаде] относятся либо вынашиваемое и вынашивающее бога яйцо, либо «сияющее одеяние (хитон)», либо облако, из которых «выскакивает» Фанес».

 

Орфей. Аргонавтика. I. Вступление. 12-14. (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1964. – С. 86):

«Хаос я древний тогда воспевал и Закон непреложный [Ананке],

Крона [Хронос, Время], которым рожден из его беспредельного лона

Светлый Эфир [Эйтер, Свет] и Эрот [изначальный Эрос] двуприродный…»

 

ЭФИР – БОГ НЕБЕСНОГО СВЕТА

Эсхил. Прометей прикованный. 89-92. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 237) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«[Титан ]Прометей

(прикованный к скале) [призывает космос засвидетельствовать свои мучения:]

Святой эфир и ветры быстрокрылые,

Истоки рек текучих, смех сверкающий

Неисчислимых волн морских и мать-Земля,

Всевидящего Солнца круг, – вам жалуюсь!

Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук».

 

Эсхил. Прометей прикованный. 1091-1093. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 267) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«О святая, могучая матерь [Фемида] моя,

О Эфир, над землей разливающий свет!

Поглядите, страдаю безвинно!»

 

Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. 273. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2):

«[Еврипид:] Клянуся воздухом [Эфиром], где обитает Зевс

 

Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. 1075 и далее. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2):

«[Мнесилох:]

О, как длинна ты, священная ночь [Никс]!

Медленно едет твоя колесница,

Путь среди звезд совершая

В недрах священных небес [Эфире, Верхнего воздуха]

Над величавым Олимпом».

 

Платон. Кратил. 401a-401b, 408d-408e, 410a-410b. / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635, 643, 645) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Сократ. … Будем рассуждать о людях и выяснять, какое представление о богах те имели, когда устанавливали для них имена.

…Первые учредители имен не были простаками, но были вдумчивыми наблюдателями небесных явлений и, я бы сказал, тонкими знатоками слова.

«Гермоген. Пожалуй, Сократ, о таких вещах помолчим. А вот что тебе мешает рассуждать об этом: о Солнце и о Луне, о звездах и о Земле, об эфире и воздухе, об огне и воде, о временах года и о самом годе?

Сократ. Тогда не нужно учинять насилие над этими словами, если кто-то другой может их объяснить. Поэтому огонь и воду мы оставим. А вот воздух (àfjQ), Гермоген, разве не от того ли, что что-то воздымает (aigei) от земли, называется воздухом? Или, может быть, оттого, что он находится в вечном течении (àeiQ8Ï)? Или потому, что от его течения возникают ветры, а ветры поэты называют дуновениями (àf|rai)? Поэтому, вероятно, это слово произносилось «воздухо-поток», обозначая, что воздух как бы гоним ветром. А слово «эфир» (aiOfjQ) я понимаю вот как: это – верхний слой воздуха, который все время извне обегает самый воздух (àei ФеТ tceqi tôv àéqa çécov), и, вероятно, это правильно».

 

Орфический гимн V. Эфиру (фимиам, шафран). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 185) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О высочайшая кровля, вместилище силы Зевеса,

О некрушимый, опора для звезд, для Луны и для Солнца!

Ты, огнедышащий, всеукротитель, ты – искра живого!

Вышний эфир, из основ мироздания ты – наилучший!

Великолепный, исполненный света и блеска созвездий!

Я, призывая, молю – пребудь безмятежным и ясным!»

 

Цицерон. О природе богов. Книга I. XIV (37). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«А Клеанф [философ, ученик Зенона], который вместе с вышеназванным слушал Зенона, то говорит, что сам мир есть бог, то наделяет этим названием ум (mens) и душу (animus) всей природы, то решает, что истинный бог – это небесный огонь, самый удаленный и выше всего находящийся, со всех сторон окружающий, все обвивающий и все охватывающий, огонь, который называется эфиром».

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

11 − шесть =