Бог чего Зевс

Общие сведения о Зевсе

РодителиКронос и титанида Рея
СупругаГера
ФункцииЦарь Олимпа, бог неба, погоды, грома и молний, устанавливающий закон и порядок, определяющий предназначение и судьбу, покровитель космической и социальной власти.
Место обитанияГора Олимп в Фессалии
Символы Пучок молний, скипетр, эгида, оливковый венок (котинос), двойной топор (лабрис).
Священные животныеОрёл, бык, петух, коза, волк.
Священные растенияВечнозелёный каменный дуб, олива, гвоздика.
СвитаГермес, Ника (победа), Кратос (сила), Зелос (соперничество), Ирида, Фемида, Мойры, Оры, Гарпии, Ганимед, Геба, Гестия
Дополнительные именаКронид, Олимпий (покровитель одноименных игр), Мейлихий (милостивый), Мойрагет (управляющий судьбами).
В римской мифологииЮпитер

Праздники Зевса

Бог грома, молний и дождя (а также в целом погоды)

В архаической культуре Зевс представлялся в первую очередь, божеством, отвечающим за дожди – залог щедрого урожая. Поэтому, следуя традициям ещё более древних культов плодородия, его святилища располагались на вершинах гор. Здесь производились все обряды, связанные с заклинанием погоды. Вершина, окутанная облаками, считалась добрым знаком – Зевс Омбрий благоволил к местным жителям, следовательно, можно было не опасаться стихийных бедствий: засухи, бури, ураганных ветров и так далее.

Дожди часто сопровождались громом и молниями. Посредством этих грозных явлений природы, Зевс Катайбат общался с людьми, подтверждал своё присутствие, а порой и выражал гнев. Места, куда ударяли молнии, считались священными. У Гомера верховный бог Олимпа описывается как «громовержец», «тучегонитель», насылающий ветра и ливни. Согласно мифологии, первые молнии и гром (перуны) подарили Зевсу циклопы, отблагодарив, таким образом, за спасение из Тартара. Затем их ковал Гефест, а доставлял на небо крылатый конь Пегас. Хранила перуны зевсова дочь Басилея – покровительница царской власти. Громовержец изображался с одной длинной молнией, напоминающей копьё или пучком коротких. В этой ипостаси он идентичен ведическому Индре, славянскому Перуну и скандинавскому Тору.

Насылающий бури – Мемакт

Потрясая эгидой – щитом из шкуры козы Амалфеи, разгневанный громовержец вызывал сильнейшие ураганы. В честь этой ипостаси назван пятый аттический месяц Мемактерион, который переводится как «период бурь».

Божество жизни и смерти

У Гесиода и Эсхила Зевс-громовержец упоминается как властелин не только надземного, но и подземного мира. Он вершил суд над мёртвыми – отсюда эпитеты Хтоний или Катахтоний, а кроме того, давал надежду на последующее воскресение. Согласно Платону, к Зевсу-Икетесию («Заступнику») возносили гимны, с просьбой о покровительстве после смерти. В нём видели божество, способное подарить дальнейшую жизнь. Отсюда и брак с богиней плодородия Деметрой, символизировавшей природные циклы увядания и возрождения.

Зевса-Хтония почитали в Коринфе. Позднее эта его функция перешла к Аиду. Хтоний – единственная ипостась громовержца, которой приносят в жертву чёрных животных, а храмы делают крытыми, как для богов подземного мира. В Элевсинских мистериях, связанных с культом плодородия, Дионис почитался как сын Зевса и Персефоны (или Деметры).

Борец с хтоническими чудовищами

В период утверждения своей власти на Олимпе, громовержцу пришлось бороться с титанами, а также рождёнными Геей-землёй гигантам и могучим драконом Тифоном. Все они представляли хтонические силы, так или иначе связанные с первозданным Хаосом. Победа над ними богов-олимпийцев во главе с Зевсом, символизировала установление нового, близкого человеку космического порядка, который пришёл на смену неконтролируемой природной стихии.

Управитель мироздания, отец богов

Под управлением Зевса, олимпийский пантеон заметно изменился. Он стал более светлым и жизнерадостным. Зевс-кронид постепенно преобразовывал мир, порождая богов-покровителей законности, порядка, науки, искусства, моральных норм и так далее.

Среди них:

  • Хариты, дающие радость и веселье;
  • Артемида – богиня целомудрия и счастливого брака;
  • Музы, отвечающие за искусство и науку, а также их покровитель – Аполлон;
  • Афина – богиня справедливой войны, знаний и изобретательства;
  • Мойры, воплощающие незыблемые законы судьбы;
  • Оры – богини смены времён года;
  • Адрастея – справедливость;
  • Гермес – бог торговли, вестник Олимпа.

Все двенадцать олимпийских богов, независимо от родства, подчинялись Крониду, как духовному отцу. Без его разрешения, даже мрачный Аид, сохранивший многие хтонические черты, не решился похитить будущую супругу – Персефону.

Отец героев

Зевс Олимпийский породил сонм героев, которые воплощали его волю и осуществляли замыслы по устройству мира. В первую очередь, они помогали отцу в борьбе с хтоническими чудовищами. Так, Геракл убил немейского льва и лернейскую гидру, а Персей – Медузу Горгону.

Основатель государственности

В эпоху эллинизма Зевс стал воплощением могущественной централизованной власти, как среди олимпийцев, так и среди людей. Он привил грекам понятия законности и морали, необходимые для социального общения. Также считался защитником демократии и политических свобод. Поскольку в эпоху античности сосредоточием государственной власти были города – полисы, громовержец оказывал им особое покровительство.

В этой ипостаси он выполнял несколько основных функций:

  1. Градохранитель (Полией) – ему в жертву приносили священного быка, а топор, убивавший животное, судили.
  2. Верховный управитель города-государства, полиса (Полиух).
  3. Покровитель чужеземцев (Ксений).
  4. Защитник обиженных, дающий благие советы, божество народных собраний (Булей).

Помощниками Зевса – защитника закона и порядка, были Фемида (правосудие), Немезида (справедливое возмездие) и Дике (правда).

Покровитель Агоры

С функцией покровителя государственности тесно связана ещё одна ипостась Зевса – Агорей. Эпитет переводится как «Рыночный» или «Площадной». В этой роли он выступает как божество агоры – центральной городской площади, служившей сосредоточием общественной жизни. Здесь торговали, проводили собрания граждан, строили храмы, культурные и административные здания. Также Зевс-Агорей наказывал бесчестных купцов.

Покровитель монархов

Воплощая небесную власть, Зевс, одновременно, поддерживал земную. Он считался покровителем монархов из греческих династий – басилевсов. Чтобы продемонстрировать защиту громовержца, некоторые правители изображали его на монетах своего государства.

Непосредственно от Зевса были рождены легендарные цари:

  • Сарпедон (Ликия);
  • Минос (Кносс);
  • Адамант (Крит);
  • Эак (Ахея).

Панэллениос

Впервые общегреческим богом главу Олимпа назвал его смертный сын Эак – царь острова Эгина. Он основал храм Зевса в Аркадии, где принёс искупительную жертву во время великого голода. Как заявил царь, это было подношение от всех эллинов, сделанное по совету Дельфийского оракула. Громовержец принял жертву и голод прекратился. На острове Эгина проводились праздники в честь Панэллениоса.

Защитник человечества

К помощи Зевса прибегали те, кто пострадал от несправедливости, чужой злобы и коварства. В этом аспекте он известен как Мейлихий (милосердный), Евбулей (дающий благие советы), Элевтерий (избавитель), а также покровитель молящихся и просящих (Гикесий).

Божество воинов

Выступая против безрассудных сражений бога Ареса, громовержец поддерживал войну, затеянную с какой-либо целью – именно такие происходили по инициативе его дочери Афины. В «Илиаде» Гомера упоминается Зевс-Стратий, стратег, полководец и покровитель воинов.

Бог-покровитель рода, родовых святынь

В разных частях Эллады громовержца именовали Пагер или Фратрий – «бог-отец», что символически означало главу патриархальной семьи. В этой ипостаси он оказывал покровительство всем родовым общинам Греции и поддерживал традиции, с ними связанные. Святилища Зевса-отца существовали в Дельфах, Мермекии, Аркадии, на Боспоре и острове Родос.

За тяжкие преступления главный олимпиец мог насылать родовые проклятия. Об этом упоминается у Эсхила. В некоторых случаях почитался как божество-покровитель рода вместе с Герой.

Покровитель брака

Зевс входил в пятёрку основных богов, которые отвечали крепость брака. Его «союзниками» были Гера, Афродита, Артемида и Пейто. Примечательно, что с одной стороны поддерживая святость семейных уз, с другой громовержец славился своими любовными похождениями. Один из его эпиклесов – Adultus, стал синонимом супружеской измены.

Бог-хранитель дома

Зевс-Геркей («оградный») почитался как защитник всего, что относится к домовладению, начиная от подсобного хозяйства и заканчивая алтарём, который традиционно располагался во дворе. Также в этой ипостаси именовался Сотером – спасителем, охраняющим семейный быт и частную жизнь или Ктесием, оберегающим собственность.

Бог гостеприимства

Зевс-Ксений был покровителем гостеприимства, вместе с Афиной или Гермесом и богиней домашнего очага Гестией. Он награждал тех, кто радушно встречает путников, как это произошло, например, с Филемоном и Бавкидой. Престарелые супруги, несмотря на бедность, открыли двери для олимпийцев, притворившихся простыми подорожными и угостили их со всей возможной щедростью. За это Зевс выполнил самое заветное их желание, а других жителей деревни, отказавшихся впускать путников, затопил вместе с домами.

У римлян греческая традиция гостеприимства получила название «hospitium». Отсюда происходят «хостелы» – недорогие гостиницы для туристов, а также госпитали, изначально служившие приютом для тех, кто заблудился в горах или попал в непогоду.

Покровитель дружеских уз

Зевс-Филий оказывал покровительство всему, что связано с дружбой и верностью. Считался добрым божеством, защищающим индивидуальные потребности человека, в том числе и в общении. Покровительствовал дружеским застольям, ему делали возлияния вином во время домашних праздников, посвящая третий кратер.

Бог, следящий за соблюдением клятв и обещаний

Зевс-Горкий или Хоркис отвечал за нерушимость данного слова. Если кто-то был уличён в ложной клятве, ему следовало искупить вину, установив по обету в храме статую или стелу громовержца. На таких пожертвованиях обычно писали два имени: от кого они и кому предназначены.

Бог-предсказатель, делающий пророчества

Зевс, как божество, ведающее всем миром, знал будущее и предсказывал его. Обычно он подавал знаки через жрецов своего культа. Например, служители самого древнего оракула в Додоне возвещали волю небесного владыки, прислушиваясь к шороху листьев священного дуба, журчанию ручья у корней дерева или звону литавр на ветру. Также вестниками Зевса служили птицы, гром и молнии, сновидения и знамения. Волю своего отца часто открывал людям бог-прорицатель Аполлон.

 

Вершитель судеб

Зевс-Мойрагет, не только предсказывал судьбы людей, но и определял их. Ведь богини Мойры, влияющие на ход человеческой жизни, были его дочерьми от второй супруги Фемиды. Рядом с золотым троном главы Олимпа стояли два сосуда: один со всевозможными земными благами, другой – с несчастьями и болезнями. Взвешивая на точных весах деяния людей, небожитель отмерял им либо поощрение, либо наказание.

По некоторым версиям, время смерти каждого человека также определял Мойрагет. А в ипостаси Амбулий он даже мог задержать приход конца. Однако у Гомера олимпиец лишь покорялся велениям высшей судьбы, представленной Мойрами.

Бог карающий

Тех, кто нарушал его законы, верховный бог Олимпа подвергал различным наказаниям, вплоть до уничтожения. Он заключил в бесконечную бездну – Тартар своих противников титанов, а Прометея, похитившего для рода людского огонь, приковал к скале и подверг истязаниям. При этом орёл Зевса клевал печень приговорённого. Ещё один титан – Атлас (Атлант) был осуждён вечно поддерживать небесный свод. Целитель Асклепий погиб от зевсовой молнии за то, что воскрешал мёртвых, однако затем возродился уже как бессмертное божество.

В первую очередь, главный олимпиец карал за непочтение к высшим силам и установленному мировому порядку. Так, он уничтожил людей бронзового века, разгневанный их нечестивыми поступками. В живых остались лишь добродетельный царь Девкалион – сын Прометея, вместе со своей супругой Пиррой. Они восстановили человеческий род, бросая за спину камни.

Гнев Зевса обрушивался и на тех, кто дерзнул оскорбить его лично:

  • царь лапифов Искион, возжелавший Геру, был прикован к огненному колесу, которое бесконечно вращалось в Аиде (или катилось по небу);
  • властитель Аркадии – Ликаон, решивший проверить ясновидение Зевса и накормивший его мясом собственного сына, превратился в волка;
  • сын бога ветров Эола – Салмоней, изображал громовержца в смешном виде и сгорел от молнии.

Также царь олимпийцев мог преследовать несколько поколений за преступление, совершённое предком. Это наблюдается у Атридов, ввергнутых в Троянскую войну и Кадмидов, за убийство священного дракона расплатившихся безумием и кровосмешением (царь Эдип).

Покровитель Олимпийских игр

Крупнейшее святилище громовержца в Олимпии прославилось не только уникальной статуей работы Фидия, но и спортивными состязаниями, входившими в ритуал поклонения божеству. Они были учреждены сыном Зевса, античным героем Гераклом. Олимпийские игры – одно из самых масштабных панэллинских мероприятий, на время их проведения прекращались войны, а греки массово стекались на Пелопонесс к святилищу отца богов, чтобы продемонстрировать своё единство. Победителей спортивных состязаний награждали венком из ветвей священной оливы, которая росла в храмовой роще Зевса.

Апомий – прогоняющий мух

Этой ипостаси поклонялись в Олимпии. Когда Геракл, согласно Павсанию, приносил жертву Зевсу в местном святилище, к нему слетелись рои мух. Докучливые насекомые настолько рассердили великого героя, что он обратился к божественному отцу с просьбой о помощи. В тот же миг рои улетели за реку Альфей.

«Пёсьи мухи», как называли слепней в Древней Греции, переносили опаснейшую болезнь, напоминавшую сибирскую язву. Она описана, например, в «Илиаде» Гомера. Учитывая, каким бедствием оборачивалась моровая язва для людей и крупного рогатого скота, можно в полной мере оценить значение Апомия.

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

11 + семь =