Бог Арес

В древнегреческой мифологии было несколько богов войны, каждый со своими функциями и особенностями. Самые главные – это богиня Афина Паллада и Арес бог Олимпа. Оба божества были детьми Зевса (в некоторых легендах Арес выступал сыном только Геры). Функция бога Арес отличалась тем, что бог покровительствовал хитрости и кровопролитной войне. Арес входил в 12 великих богов Олимпа и был сыном Геры (либо Геры и Зевса). Также он – греческий двойник римского бога Марса. Об этом божестве сложено немало легенд.

 

Содержание
  1. Цитаты классической древнегреческой литературы
  2. Происхождение бога и его имени
  3. Рождение Ареса и его семья
  4. Дети Ареса
  5. Внешний вид Ареса (Марса)
  6. Культ Ареса и его распространение
  7. Арес в Греции
  8. Спарта
  9. Аравийский полуостров
  10. У скифов
  11. Эфиопия
  12. Функции бога
  13. Арес как бой войны
  14. Покровитель военных действий, стратегии, ведения войны
  15. Арес как персонификация войны
  16. Воплощение атрибутов войны – смерти, жажды крови, оружия
  17. Покровитель мира, спокойной жизни и защитник от войны
  18. Арес как божество разрушения, разорения городов и грабежа
  19. Божество насилия, злости, гнева и других негативных эмоций
  20. Божество смерти, убийств, совершённых по неосторожности или злому умыслу
  21. Бог, который помогает контролировать ярость
  22. Божество гражданских законов и беспорядков
  23. Бог доблести, мужества, силы
  24. Божество ужаса, трусости, малодушия
  25. Бог соревнований на колесницах
  26. Бог-покровитель планеты Марс
  27. Образ Марса в римской мифологии
  28. Происхождение бога и его рождение
  29. Чему покровительствовал Марс в римской мифологии
  30. Легенды об Аресе
  31. Участие в гигантомахии
  32. Арес и великаны Алоады
  33. Участие Ареса в Троянской войне
  34. Планета Марс
  35. Название месяца март
  36. Боги других мифологий, с которыми отождествлялся Арес
  37. Появление Ареса в различных произведениях
  38. Гимны Аресу
  39. Картины бога Ареса
  40. Скульптуры и статуи Ареса

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гесиод. Щит Геракла. 191-196. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод О. П. Цыбенко. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 74) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Там быстроногие кони грозного бога Ареса

Встали златые. Доспехосовлечный Арес-погубитель

В дланях имел копие и передним приказывал воям,

Сам от крови пурпурный, как будто сражал он живущих,

На колесницу взошед, а Ужас вместе со Страхом

Подле стояли, во схватку мужей углубиться желая».

 

Орфический гимн LXV. Аресу. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 245) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О некрушимый, о духом огромный, о силой великий

Демон, оружья любитель, кого победить невозможно,

Смертных людей истребитель и стен городских сокрушитель,

В громе доспехов, владыка Арей, обагренный убийством,

В месиве боя ужасный, ликуешь от пролитой крови…

Читать все цитаты >>

 

Происхождение бога и его имени

Бог войны Арес или Марс – один из самых непростых персонажей греческой мифологии. В отличие от других богов, он не сразу смог войти полноценно в пантеон, а после не пользовался столько большим уважением, как некоторые другие божества. При этом всё же культ Ареса был распространён в Греции, особенно в некоторых местах. В первую очередь ему приносили жертву воины.

Греческое имя бога Марса само себе было не просто именем, а больше нарицательным существительным. Вальтер Буркерт, специалист в области древнегреческой мифологии, считал, что слово «Арес» обозначало целую войну, множество людей, которые участвуют в битве. То есть это не один бог, а все воители и вообще любые люди, которые оказались на поле брани. Арес – это сама война.

Греческий бог войны Марс (Арес), а точнее его греческое имя впервые появляется в микенском языке, самом раннем греческом языке.

Микенский язык был распространен на Балканском острове и Крите. Именно в нём была найдена самая ранняя форма имени Ареса. Она была записана так называемым линейным письмом Б, самым поздним вариантом критского письма. Памятники с этим письмом представляют собой глиняные таблички, записи на которых долгое время не могли расшифровать. Поэтому каждая буква была загадкой.

В результате относительно того, чей бог Арес, можно сказать, что это греческое божество. Судя по всему, он не пришёл из какой-либо другой мифологии, как часто бывало с другими олимпийцами. Хотя всё же и в пантеон он вошёл не сразу из-за своих отрицательных сторон. В образе Ареса сочетаются наслоения верований разных эпох, присутствуют и некоторые противоречивые черты.

Есть интересные факты о боге Аресе. В частности, его имя использовалось как эпитет для других богов. Это было прилагательное Areios (Ареос), которое добавлялось к привычному имени божества. Греки делали так, чтобы показать воинственную сторону того или иного бога, подчеркнуть его участие в военных действиях. Например, упоминается Зевс Ареос, богиня Афина Арея, даже встречается богиня Афродита Ареа. Последняя и правда участвовала в сражениях, например, в Троянской войне, о которой сложено немало легенд с участием богов.

Рождение Ареса и его семья

Ареса называют как сыном Зевса и Геры, так и ребёнком одной лишь Геры. Так, в одной из легенд рассказывается, как богиня Гера прикоснулась к волшебному цветку и забеременела Аресом. Таким образом, он родился без отца. Растение это она получила от Хлориды, нимфы и богини весны и цветов.

В других легендах Арес рождается Герой от Зевса. При этом авторы описывают, что Зевс вовсе не рад рождению сына и тому, где жил бог Марс. Хотя Аресу и было позволено обитать на Олимпе, громовержец говорит ему, что хотел бы отправить бога в Тартар, к томящимся там титанам. Причиной тому служат двуличие бога, его жестокость, любовь к войне и разрушениям.

Греческий эпос «Илиада» как раз содержит слова Зевса на этот счёт. Они хорошо отражают отношение к Аресу в греческой мифологии и в целом у греков. Арес приходит на Олимп после битвы под Троей, побеждённый, раненный. Однако он зря ждёт от Зевса сочувствия. Громовержец вовсе не желает слушать его жалобы.

Древнегреческий поэт Гомер описывает Зевса, который во гневе и недовольстве собирает над своей головой тучи. Затем он обращается к Аресу, называя его двуличным, лжецом. Мифология действительно часто показывает Ареса неоднозначным, хитрым, коварным богом. И Зевс хорошо знает его натуру. Он призывает сына не сидеть и не жаловаться. Царь Олимпа знает, что этот греческий бог радуется распрям, страданиям, кровавым битвам.

Последующие слова Зевса ещё раз показывают роль Ареса в мифологии и то, как его воспринимают. Греческий царь богов не желает видеть, как сын жалуется, сидя подле него. Он принимает Ареса, как своего сына от Геры. Т.е. в «Илиаде» показана та мифология, где Марс выступает ребёнком и Геры, и Зевса. Будь древнегреческий бог Арес не его сыном, подчёркивает громовержец, тот не мог бы пользоваться таким снисхождением.

Сёстрами и братьями Ареса были многочисленные боги, дети Зевса и Геры. Некоторые из них обладали схожими качествами и тоже имели отношение к войне, раздору, жестокости. Например, такой была сестра бога войны Ареса Эрида. Богиня Эрида покровительствовала хаосу, раздору, даже её имя переводилось как «ссора» или «распря».

У древнегреческого поэта Гесиода были две Эриды, одна была ответственна за вражду, другая – за дух соревнования в труде. Последняя была полезна людям, т.к. побуждала их к активным действиям. Эрида также была богиней, что бросила Яблоко раздора на стол во время свадьбы Пелея и Фетиды. Это привело к Троянской войне. Также она часто была спутницей своего брата Ареса вместе с сонмом других богов и персонажей.

Практически каждый рассказ о боге Аресе противопоставляет его другой сестре – богине Афине. Брат и сестра представляют собой два вида войны. Афина почиталась как тактик, умелый стратег, что ведёт войска к победе. Арес же просто получает удовольствие от сражения, он яростный бог, что жаждет крови. Поэтому культ Афины был гораздо более популярен. Афина выступала настоящей защитницей для Греции.

Дети Ареса

У Ареса было немало детей от разных богинь, нимф и смертных женщин. Большинство детей ему родила прекрасная богиня Афродита, покровительница любви и красоты. Мифология иногда называют Венеру его супругой, иногда – лишь любовницей. Боги от этого союза были как похожими на отца, разрушительными и коварными, так и близкими к матери. Это целый сонм разных богинь и богов.

Греческая мифология описывает, как некоторые боги из числа детей Ареса сопровождают его во время боя.

Поэтому появление бога становится ещё более грозным, пугающим. Это в первую очередь его сын Фобос. Фобос олицетворял сам страх, от его имени даже произошло слово «фобия». Поэтому это был безотчётный страх, бог внушал его всем, кто оказывался у него на пути. Фобоса иногда изображали с головой льва.

Покровитель страха был не только постоянным спутником своего отца. Он также правил колесницей Эриды, богини раздора. Та в свою очередь тоже часто появлялась рядом с Аресом.

Также сопровождал Марса его сын Деймос, брат-близнец Фобоса. Его функции были сходны со способностями последнего. Деймос насылал ужас, смятение, он воплощал эти эмоции. Даже имя бога переводилось соответствующе. Деймос также появлялся на полях сражений в свите Ареса. В некоторых произведениях его имя дают коню Марса.

В 1877 г. имена Деймоса и Фобоса дали двум спутникам планеты Марс.

В результате ту роль, который играл каждый сын, фактически перенесли в астрономию. Получилась аллюзия на мифы про Ареса.

Среди детей Ареса были и боги любви, покровители её различных сторон. Но чаще всего это были боги, воплощающие физическую сторону любви, страсть или даже более неприятные переживания, связанные с влюбленностью, ревностью, отвергнутыми чувствами. Одним из таких богов был Антерос, воплощение безответной любви и несчастий, связанных с ней.

Антерос воплощал собой две стороны любви и страсти. С одной стороны, он был благосклонен к ответной любви, к гармонии между двумя людьми. С другой стороны, его стезя всё же больше касалась ситуаций, когда чувства презирали, насмехались над ними, игнорировали их. В результате Антерос превращался в мстительного бога. Он навлекал беды на тех, кто смел обрекать влюблённых на страдания своим бесчувствием.

Причём сам Антерос, по сравнению со страстным Эросом, сам был хладнокровным, расчётливым богом. Его даже называли божеством чувства, совершенно противоположного любви. Ненависть, которая рождалась из этого светлого чувства, в Греции считалась самой страшной. Антерос же и правда, по легендам, мог влиять на людей, побуждая их мстить и разрушать недосягаемый объект любви.

Про тех, кто не был способен любить, но поддавался подобным желаниям, говорили как об одержимых Антеросом. Этой одержимости были подвластны не только смертные. Например, подобное поведение можно было увидеть в легендах об Аполлоне.

Ещё один бог любви из детей Ареса, Гимерос, тоже воплощал не самую привлекательную сторону этого чувства. Имя Гимероса переводилось как «страсть, влечение, томление», но они имели зачастую оттенок грусти или болезненности, печали. Это желание сопровождается болью в груди и ощущением, как сжимается сердце.

Эрос, главный спутник Афродиты и олицетворения любовного влечения, приводящего к появлению новой жизни, тоже часто считался сыном Ареса. Он воплощал собой как и просто любовь, чувство, так и силу, которая управляет миром, соединяет людей и богов в пары.

Эросу (или Эроту) доступно любое сердце. Этот персонаж выступал также богом весны, плодородия, природы.

И всё же были у Ареса и божественные дети, которые олицетворяли именно положительные силы. Таковой была богиня Гармония, покровительница счастливого брака. Также она покровительствовала согласию, о чём говорило само её имя.

Гармония стала женой Кадма, легендарного основателя Фив. Их свадьба была первой, на которой присутствовали каждая богиня и каждый бог с Олимпа. Но ещё до этого Кадм убил священного змея Ареса там, где боги указали ему построить город. Поэтому царя преследовали несчастья, его дочери умирали. В конце концов Кадм пожелал обратиться в змею. Гармония не захотела разлучаться с ним и попросила у богов того же.

Внешний вид Ареса (Марса)

Описание бога Ареса практически во всех источниках одинаковы. Это касается текстов, скульптур, картин, рельефов, фресок. Марс – это всегда воин, статный, сильный. Он показан могучим мужчиной, зрелым и достаточно красивым на лицо.

Как и его сестра Афина, воинственный Арес практически всегда облачён в воинское одеяние, доспехи, на его голове – шлем, в руках – оружие.

Его доспехи на разных статуях выглядят то пышными со множеством украшений, то достаточно простыми. Реже бог показан обнажённым или с накинутым на него плащом. В качестве оружия Марс держит меч или копьё. Последний предмет – важный атрибут бога, который теперь известен как «копьё Марса».

Арес бог Древней Греции нечасто описывается в разных древних источниках. Но всё же можно найти интересные упоминания о нём. Например, величественным и грозным богом он предстаёт в «Илиаде» Гомера. В его руках – гигантское копьё.

Другое описание в «Илиаде» показывает гравировку на щите Ахиллеса. Там Арес выступает впереди войска, причём вместе с Афиной Палладой. Будучи божествами, они оба выше людей, выглядят, будто гиганты. Арес и богиня Афина облачены в доспехи, они сами золотые, их одежды тоже сотканы из золота. Это величественное и пробирающее зрелище.

Арес древнегреческий бог войны показан не менее яростным и у Гесиода, древнегреческого поэта и рапсода. Сам Марс пылает огнём, сияет божественным светом. Горят также и его доспехи. В глазах бога – пламя, он кричит, стоя в своей боевой колеснице и устремляется вперёд.

word-imagиавe-1

Марс, Венера и Амур (Аллегория гнева). Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

У древнегреческого поэта Квинта Смирнского Арес тоже предстаёт сияющим, сверкающим. Его сравнивают с молнией, когда бог бросается прямо с Олимпа в самую гущу сражения. Его глаза тоже сияют, сам Арес – это пугающий, устрашающий свет, он пылает жаждой схватки и победы.

У Гесиода есть ещё одно описание, которое выглядит ещё более устрашающим. Он рассказывает о сцене, что была выгравирована на щите Геракла. Там Арес тоже стоит на колеснице, в которую запряжены быстроногие ноги. Сам бог был покрыт кровью. Весь красный, он выглядел так, будто уже убил немало людей. Его сыновья Фобос и Деймос был готовы броситься с отцом в гущу сражения.

Культ Ареса и его распространение

Несмотря на необычный образ Ареса и отношение к нему других богов в легендах, культ всё же распространился по разным городам Греции. Вышел он и за пределы страны. Вопрос о том, в какой стране Марс бог войны почитался, имеет сразу несколько ответов. Это и сама Греция, и Аравийский полуостров, и Эфиопия, и некоторые другие места. Практически везде он не терял актуальность как бог войны.

Арес в Греции

В Греции значение бога Ареса заключалось в первую очередь в том, что ему приносили жертвы перед войной. Участники похода, отправляясь на сражения, возносили ему молитвы. Такие ритуалы проводили повсеместно. Вместе с тем официальных мест поклонения и храмов было не так много. В этом плане Арес как бог войны уступал некоторым другим божествам со сходной функцией (в частности, Афине).

Один из самых известных алтарей в честь Ареса у греков находился в Олимпии. Олимпия находилась на Пелопоннесе, и именно там, в одном из величайших святилищ, проводились Олимпийские игры. Это – одно из самых важных мест древнегреческой культуры, где было множество культовых построек.

Ещё один храм в честь Ареса можно найти на Афинской агоре. Это было ещё одно важное место, там древнегреческий народ собирался для встреч, торговли, собраний, там проходила культурная и общественная жизнь. Даже само название «агора» происходило от слова «созывать» или «собирать». Там же находилось множество храмов в честь разных богов, которых описывала древнегреческая мифология.

Храм в честь Ареса тоже находился на этой площади. Хотя древнегреческий путешественник и географ Павсаний описал его именно как святилище Ареса, у храма всё-таки оказалась более сложная история. Так, изначально это было святилище в честь Марса, и его несколько раз переносили. Его несколько раз переносили, причём повторно это произошло во времена Цезаря Августа, когда храм снова установили на Агоре и освятили.

Спарта

В Спарте, где большую роль играло военное воспитание и армия, образ Ареса стал особенно важен. В этом государстве, расположенном на полуострове Пелопоннес, бог стал по-настоящему почитаемым.

В Спарте Арес считался образцовым воином, выносливым, сильным, способным к воинским победам.

word-image-56

Статуя Ареса. Вилла Адриана. Тиволи, Италия.

Отношение к Марсу там было почти что противоположным по сравнению со всей остальной Грецией. Спартанцы восхищались воинственным богом. Были и особые обряды, посвящённые именно Аресу. Так, юноши перед ритуальной битвой приносили ему в жертву щенка.

Неподалёку от Спарты стояла одна из самых необычных и известных статуй Ареса. Она была закована в цепи, что несло особое значение для спартанцев. Скульптура символизировала, что победа и воинская доблесть, мужество навсегда останется в городе. Цепи не позволят им покинуть эти земли.

Аравийский полуостров

На Аравийском полуострове Аресу поклонялись в Тилосе (современный Бахрейн). Но осталось неизвестным, какой именно облик принимал бог в тех местах. Также следы поклонения найдены в Петре (на территории современной Иордании). Там Ареса именовали Теус Арес.

В Петре стояла его статуя из чёрного камня, размещённая на золотом постаменте. Сам храм тоже был украшен золотом, в нём хранилось множество даров. Аресу приносили в дар животных, а их кровь проливали на алтарь.

У скифов

Информацию о поклонении Ареса у скифов можно найти в труде «История» Геродота. У него упоминается т.н. «Скифский Арес», который был, вероятно, заимствован из греческой мифологии.

Поклонению Аресу у скифов было уникальным по ряду причин, в т.ч. потому, что он сохранил своё первоначальное имя, а не получил скифское, как было у многих других богов.

С одной стороны, Арес был менее почитаем, как верховные скифские божества, но при этом он выделялся из остального пантеона. Геродот пишет, что, хоть этот народ и нечасто ставит храмы и алтари в честь божеств, Арес является исключением.

Далее историк описывает само святилище – там на кучу хвороста уложен меч, который и символизирует бога. К мечу скифы приводят скот, лошадей, чтобы принести их в жертву. Причём подобные традиции и поклонение греческому богу сохранились в верованиях скифов на долгое время. Такие ритуалы проводили и их потомки.

Греческие амазонки, которые произошли от Ареса и поклонялись ему, вероятно, тоже происходят от скифских воинов. Поэтому существует предположение, что среди скифских женщин-воительниц тоже был распространён культ воинственного бога.

Также есть свидетельство, что Арес был принят в пантеон кочевого народа гуннов. Так, их легендарный правитель Аттила, объединивший множество племён и создавший царство, простиравшееся от Рейна до Волги, имел так называемый «Меч Марса». По-другому его называли «Меч бога». Меч выступал как символ силы и при этом божественной милости. Это оружие было не просто военным инструментом, но также выступало как скипетр. По легенде, меч нашёл пастух и отдал Аттиле, тот же воспринял это как знак побед во всех войнах.

Эфиопия

Образ Ареса был распространён и в Эфиопии. В частности, ему поклонялись цари Аксума, управлявшие торговым государством, которое занимало территорию современной северной Эфиопии. Их главным богом выступал Махер или Марем, покровитель войны, отождествлявшийся с Аресом. Такое сходство подчёркивалось в греческих надписях. В них цари призывали именно Ареса. Если надписи исполнялись на двух языках, но у эфиопов был написан Марем, а на греческой части – Арес.

Сохранилось немало памятников, которые доказывают значение этого бога для эфиопов. Например, существует т.н. Monumentum Adulitanum, памятник с двуязычной надписью. Там рассказывалось о военных походах царя из города Адулис, который как раз относился к государству Аксум.

Неизвестный царь, который воздвиг этот монумент, обращается к Аресу. Он говорит, что именно этот бог породил его, а также помог царю достичь власти над разными народами. Правитель называет Ареса величайшим богом. Также есть монументальный трон, который прославляет победы и завоевания царя. Этот предмет полностью посвящён Марсу.

Один из царей Аксума, Эзана, тоже считал себя рождённым Аресом. Он называет бога непобедимым, снова восхваляя его невероятную силу и воинские таланты.

Функции бога

Арес достаточно многогранный бог. То, чему покровительствовал бог Марс, охватывает в первую очередь всё, связанное с войной. Но всё же среди его функций также описывают, например, порядок в обществе, мужество. Его римский вариант, бог Марс, покровительствовал и другим сферам жизни, например, плодородию. В Древнем Риме военные и земледельческие функции и правда часто сочетались у богов.

Но если кратко Арес бог чего в греческой мифологии, то ответ фактически один – он покровитель войны, военных действий, сражений. Поэтому даже изображения Марса и Ареса всегда показывают стройного сильного мужчину. Он одет в доспехи и держит оружие, по его облику видно, что это воин, всегда готовый отправиться в бой.

Арес как бой войны

Способности бога Ареса в первую очередь касались такой сферы, как война и все сопутствующие ей события. Причём тут прослеживалось явное противопоставление другому божеству войны, а именно Афине. В результате оба бога олицетворяли разные аспекты военных действий:

  1. Богиня Афина – это война ради защиты, мира, процветания. Паллада олицетворяла больше духовную сторону сражения, те принципы, которыми должны руководствовать воины. Она отвечала за тактику, стратегию, продуманную военную компанию. Афина (или Минерва в римской мифологии) была полководцем, она выступала на стороне победителей, покровительствовала их успеху. Её война была в первую очередь ради жизни.
  2. Арес – это война ради самой войны. Этот бог олицетворял кровопролитное, жестокое сражение, яростное и не имеющее цели. Он был сам по себе неукротимым богом. Это физический аспект войны, когда сражения не имеют цели защитить людей и установить справедливость, мир. Именно поэтому Арес не пользовался столь большим уважением.

word-image-5

Минерва, защищающая Мир от Марса. Британская Национальная галерея. Лондон.

Арес неукротимый бог войны для греков был в каком-то смысле двойственным персонажем. С одной стороны, он воплощал все те качества, которые были необходимы для победы – силу, воинское искусство, ярость. Но вместе с тем бог был ненасытным в бою, разрушительным, он нёс только смерть.

В бою Ареса сопровождали другие боги с похожими качествами, например, его сыновья Фобос и Деймос, олицетворявшие ужас, страх, панику.

Что интересно, хотя бог войны Арес (Марс) в греческой мифологии обладал всем тем, что могло помочь в войне, он оказывался и на стороне проигравшей. Например, так произошло в Троянской войне. Причём, пока она длилась, Арес не раз менял сторону и поддерживал то одних, то других. Поэтому его роль как бога победы может быть поставлена под сомнение. И всё же дары ради победы и удачи в бою ему по-прежнему приносили.

Покровитель военных действий, стратегии, ведения войны

Война и все действия, события, что сопровождали её, тоже были в ведении Ареса. Так, он мог оказывать помощь в следующем:

  • формирование войск;
  • продвижение вперёд во время военных действий;
  • объединение воинов и войск;
  • непосредственно сражении на поле брани.

Отрывки, раскрывающие эту функцию бога, можно найти в «Илиаде» Гомера. Так, там упоминается, что Арес сам штурмовал стены. Но всё же этот бог, как и его сестра Афина, были не всесильными. Сражения под Троей были столь ожесточёнными, в них принимало столь много людей, что даже боги не могли пробиться сквозь толпу сражающихся.

Древние авторы описывали, как Арес сам ведёт воинов в бой, руководит войском. Часто он при этом стоит на колеснице, запряжённой конями, в блеске и сиянии, как и подобает божеству. Ареса часто сопровождают его дети, Фобос и Деймос, что навлекают ужас на противников, а также другие божества из свиты бога-воителя.

В «Илиаде» подробно описывается, как он прогоняет троянцев. Их войско состояло из людей многих стран, которые в свою очередь владели разными языками. Это порождало разноголосицу в армии. Арес же со своими спутниками внушал им ужас и гнал прочь, одерживая победу.

Однако этот бог часто менял сторону в Троянской войне. Так, Квинт Смирнский в своём труде «Падение Трои» описывает, как он, напротив, выступал на стороне троянцев. Арес подбадривал их криком, который разносился над полем битвы. Самого бога, его смертную оболочку при этом не было видно. Тем не менее, троянцы слышали его голос, его подбадривания, и дивились этому.

Арес как персонификация войны

В древнегреческой мифологии Арес выступал не просто как бог войны и покровитель сражений. Он – это сама война, её воплощение. Имя этого персонажа даже использовали для обозначения войны, оно стало в итоге нарицательным. Это можно увидеть по множеству древних текстов.

Больше всего подобных примеров можно найти снова в «Илиаде», где Гомер постоянно обращается к образу Ареса:

  1. Поэт пишет от лица своих героев, что весь день они могут находиться в дивизии (подразделении) ненавистного им Ареса. Таким образом он метафорически обозначает, что персонажи постоянно находятся на поле боя и сражаются.
  2. В другом отрывке описывается, как каждый приносил дары и жертвы кому-либо из богов Олимпа, чтобы уберечься от мучений и смерти, приносимых Аресом (т.е. чтобы избежать смерти и страданий во время войны).
  3. Также выражением «расшевелить бога войны», «привести его в возбуждение» Гомер, по-видимому, обозначает желание поскорее начать битву.
  4. Выражением «жернова Ареса» поэт наглядно показывает, что герои отправляются прямо в самое пекло битвы, где царствует этот бог, не щадя никого.
  5. О тех, кто вместе шёл в сражение, стоял лицом к лицу перед опасностью, перед врагами, Гомер говорит, что они стояли перед лицом Ареса.
  6. Также об этом боге, и, соответственно, о войне поэт говорит, что он беспристрастен и может сразить любого. Похожее высказывание есть и в «Одиссее», где Гомер говорит, что Арес разит наугад. От его страшной силы не укроется никто.

Обращается к Аресу как к персонификации войны и Эсхил в своей трагедии «Семеро против Фив». Он приводит интересное сравнение царя, как рулевого корабля. Он осторожно ведёт судно до тех пор, пока на него не обрушаться «удары Ареса». Этим выражением драматург обозначил вторжение вражеской армии.

Смерть, кровь Эсхил называет пищей Ареса, войны, и призывает женщин не рыдать над этим, если до них дойдут новости о потерях. Арес у этого сказителя предстаёт безумным, бушующим, безжалостным. Через его образ Эсхил умело передаёт все ужасы войны, когда города разрушаются, заполняются дымом, гибнут невинные.

И всё же были места, куда Аресу, а также его спутникам было запрещено ступать. Об этом писал в своём гимне поэт Каллимах. Подобными свойствами он наделял священный остров Делос, место рождения Аполлона и Артемиды. Война (Арес) не должна была когда-либо осквернить этот остров.

Воплощение атрибутов войны – смерти, жажды крови, оружия

Арес также олицетворял саму смерть, что реет над полем брани и забирает воинов. Считалось даже, что именно он и забирает их, а также насыщается кровью. Это соотносится с тем, что бог также представал в виде оружия и являлся и его персонификацией. Копья, стрелы, мечи – все эти формы порой принимал яростный сын Зевса.

У некоторых племён, например, у фракийцев, скифов в качестве идола Ареса выступал меч. Он мог располагаться лёжа или же ставиться остриём вверх.

К таким функциям Ареса опять же обращается Гомер в «Илиаде». Он часто описывает, как жизни воинов отнимает именно этот бог, как он проливает кровь людей. Ненасытный в сражении, он снова и снова разит доблестных воителей.

Иногда поэт пишет, что Арес делает это рукой кого-либо из персонажей. Например, он поразил копьём Патрокла Сарпедона. Здесь бог тоже предстаёт скорее воплощением войны. Через его образ Гомер иносказательно описывает, как сражение отбирает всё больше и больше жизней.

Другие боги, тем не менее, не могут оставаться в стороне и равнодушно взирать на происходящее. Вместе с описанием батальных сцен Гомер ненадолго переносит читателей на Олимп. Там Гера обращается к Зевсу по поводу его сына, спрашивая, не сердится ли тот, ведь Марс забрал столько жизней ахейцев (у Гомера – греки Пелопоннеса). Ведь, как она утверждает, воинственный бог разит всех без причины, и люди гибнут без вины.

У разных поэтов описывается, как Арес может пробудить воинственных дух, жажду крови. Ахилл желает насытиться кровью Гектора, который убил его друга Патрокла. Он поддался гневу и будто стал одержим воинственным духом Ареса.

Покровитель мира, спокойной жизни и защитник от войны

И всё же относительно того, покровитель чего бог Арес (Марс), в древних источниках указывалась также и спокойная жизнь. Считалось, что если его умилостивить, Арес дарует мир и покой. Он будет отвращать войны, прогонять противников.

В Гомеровском гимне Аресу упоминается даже такой его эпитет, как защитник городов. Рисуется его образ как отважного, могучего воина. Он разнится с привычным Аресом, которому по сердцу разрушения и битва без цели. Марс в представлении греков мог всё же отвращать беды, если ему принести нужные дары. Тогда бог не позволял врагам опустошать земли страны.

У Сенеки тоже упоминается, за что отвечает бог Арес (Марс) в плане мира и защиты. Только в его тексте буйный нрав Ареса сдерживает Афродита, покровительница любви, жизни, вечной весны. Известны легенды о любовной связи этих двух совершенно разных богов. Сенека пишет, что Афродита в буквальном смысле сдерживает руки Марса, покрытые кровью, не давая ему разорять города. Она несёт процветание и является мягкой, доброй богиней.

В Греции жители различных городов часто поклонялись тем или иным богам, которые считались прародителями или защитниками. Когда приближалась война, люди молились этим богам и призывали встать на их защиту. Такой отрывок, например, есть у Эсихла в произведении «Семеро против Фив».

В отрывке из этой трагедии описывается, как женщины из Фив взывают к своим родовым богам. Среди прочих, например, Зевса, Посейдона, Афродиты называется и Арес.

Причём Арес мог считаться прародителем для народа Фив даже в двух случаях. Во-первых, он был отцом священного змея, которого убил основатель Фив Кадм. Зубами дракона Кадм засеял поле, откуда появились воины-спарты и стали сражаться. От оставшихся в живых произошла фиванская знать. Также дочь Ареса, богиня Гармония, стала женой Кадма, и это тоже роднило бога с фиванским народом.

Фиванские женщины обращаются к Аресу и остальным богам, прося издать над стенами города боевой клич и прогнать зло, что надвигается на Фивы. Они просят не позволить врагам захватить стены и пробраться внутрь. Это очень эмоциональная молитва, полная отчаянного желания, чтобы боги их услышали.

word-image-44

Марс. Национальный музей, Стокгольм. Швеция.

Арес как божество разрушения, разорения городов и грабежа

Несмотря на свои функции защитника и победителя, бог войны Арес или Марс также олицетворял и противоположную, более неприятную сторону войны. Это было разорение городов после их взятия, грабёж победителями, что увозили с собой ценности и пленников. Коварный бог Арес покровительствовал подобным действиям, что ещё раз подчёркивало его разрушительную природу. Его победа всегда сопровождалась скорбью и болью, именно они выходили на передний план.

В «Илиаде» Гомера сказано, что Арес в крови убивает воинов, штурмует стены. Возможно, в этом случае поэт также обращается к образу бога как к персонификации войны, которая приносит с собой все эти ужасы. О том, что перед Аресом не устоять никакие стены, говорится и в Орфическом гимне, посвящённом покровителю войны. Перед лицом яростного бога содрогаются крепости и города до самого основания.

Эсхил особенно ярко описывает характер этого бога и то, как ему была близка эта функция, жажда разрушения, грабежа. Драматург пишет, что Гера родила Зевсу Ареса, вспыльчивого бога, который не слушал никого и поступал лишь согласно своим желаниям. Арес не питал ни к кому уважения. Его мать воспитала его жестоким, радующимся злу и запаху крови. Марс поражал невинных путников стрелами и рубил копьями.

Судя по этим отрывкам, даже в мирное время от гнева Ареса нет спасения. Он – олицетворение не только сражений и военного времени, но также и бог насилия, убийств, жестокости, которые ходят бок о бок с людьми. Для греков в их непростом мире это был особенно важных бог.

Божество насилия, злости, гнева и других негативных эмоций

Функции Ареса охватывали гораздо более широкую сферу, чем войну и происходящее во время неё. Арес по мнению греков был везде, где царила жестокость, гнев. Эти эмоции были подвластны сыну Зевса. Он мог навлекать их на людей, в результате те становились одержимыми жаждой сражения, мести, убийства. В таком случае греки и правда говорили, что человек одержим духом Ареса.

Таким, например, в «Илиаде» предстаёт царь Спарты Менелай. Он идёт вперёд, потрясая копьём, в бронзовом шлеме. Вперёд, на врагов его гонит гнев самого Ареса, и мужчина бесстрашно бросается в самую гущу сражения.

Причём подобные события не просто находились в ведении бога. Он искренне радовался ими, упивался. Об этом говорит Зевс в «Илиаде». Громовержец попрекает сына тем, что сердцу того дороги распри, войны, ссоры и сражения. Зевс называет его гибельным богом и предупреждает, что, не будь Арес его ребёнком, то уже бы томился в самом Тартаре.

Ненависть и гнев под влиянием этого бога также искажала и извращала любовь. У самого Ареса были дети-божества, которые покровительствовали негативной стороне любви, страсти, одержимости. Они были рождены от богини Афродиты. Союз этих богов, любви и войны – это фактически олицетворение того, что происходит, когда искреннее светлое чувство искажается из-за страданий, безответной любви, ненависти.

У Платона описывается, как те, кто попадает под влияние Ареса, лишаются рассудка, они уже не могут любить по-настоящему. Именно это приводит к трагедиям. Сын Марса, бог Антерос, покровитель взаимной любви, одновременно мстил и за безответные чувства. Его гнев был обращён против тех, кто заставлял влюблённых страдать, насмехался над их признаниями.

Божество смерти, убийств, совершённых по неосторожности или злому умыслу

Смерть была близка Аресу, как богу войны. Всё те несчастья, что люди несли друг другу, оказывались под покровительством этого бога. Сюда же относились и убийства. Бога часто упоминали в связи с подобными событиями. Например, в трагедии «Агамемнон» Эсхила описывается легенда о Клитемнестре. Она была супругой царя Агамемнона, правителя Микен.

Изменив мужу с его двоюродным братом, Клитемнестра по возвращению убила Агамемнона. И в строках, где спрашивается, как Клитемнестра может быть невиновна в убийстве царя, упоминается и сам Арес.

В Афинах был Холм Ареса, Ареопаг, который использовался как место для судебных заседаний, собраний и других важных мероприятий. Считалось, что холм получил такое название из-за суда над самим Аресом.

Когда Галиррофий, сын Посейдона и одной из нимф, напал на дочь Ареса Алкиппу, Марс пришёл ей на помощь и убил Галиррофия. Посейдон собрал на Ареопаге суд из 12 богов, но те признали Ареса невиновным, ведь он защищал свою дочь и заслуженно поднял руку на сына Посейдона.

Бог, который помогает контролировать ярость

Хоть Арес мог вселять в сердца людей и особенно воинов ярость, так что они едва не становились одержимыми, он же мог и помогать в контроле над этими эмоциями. Разрушающие чувства были подвластны этому богу. В результате в нём сочетались две противоположные стороны – того, кто разжигал ненависть, и кто помогал её обуздать.

Об этом в первую очередь говорится в Гомеровском гимне Аресу. Гомеровские гимны были написаны не самим Гомером, но тем же эпическим размером, что и произведения великого поэта. Каждый гимн посвящался тому или иному богу. Через эти тексты можно многое узнать о греческих богах и о том, какую роль они играли в жизни эллинов.

Автор гимна обращается к Аресу за тем, чтобы тот усмирил его сердце, не дал идти по пути раздоров, войн, кровопролития. Также он просит благословения и возможности соблюдать законы, жить в мире, избегать распрей.

Здесь способности Ареса перекликаются с его функцией как бога-покровителя гражданского порядка. Он выступал не только как бог, который предотвращает мятежи. Арес также влияет на людей, помогая им удерживать свои порывы, гнев. Но, по-видимому, такое было доступно не всем, а лишь самым сильным духом, ведь чаще они оказывались одержимыми гневом Ареса.

Божество гражданских законов и беспорядков

Несмотря на свои основные функции, Аресу у греков также была близка буква закона. Буква закона в его функциях проявлялась в том, что греческий бог войны покровительствовал гражданскому порядку. Он был даже покровителем вооруженной охраны, тех, кто по долгу службы тоже должен был охранять людей и следить за соблюдением законов.

word-image-34

Владычество Марса. Национальная галерея искусств, Вашингтон. США.

Двойственную природу Марса можно понять по Орфическому гимну, написанному для восхваления этого бога. Там упоминается, что Арес – это, с одной стороны, союзник Фемиды, богини правосудия, титаниды, которая воплощала для греков само понятие справедливости.

Т.е. Марс – это бог, что помогает правосудию и гражданскому порядку. Но он же назван и суровым, жёстким правителем мятежников. Т.е. все, кто не подчинялся закону, находились в ведении Ареса, т.е. того, кто следил за порядком помимо Фемиды.

В произведении Платона «Законы» (или «О законодательстве») философ обращается к Аресу как к воплощению порядка. Он сохраняет его через людей, служащих в качестве стражи. Платон пишет, что тот, кто не повинуется тем, кого можно назвать «офицерами Ареса» (т.е. городской страже или полиции Афин) навлечёт на себя немало позора.

Антонин Либералис, древнегреческий грамматик, в своих «Метаморфозах» называет священным животным Ареса сову. Маленькая сова своим голосом предрекает войны и мятежи. Её уханье, слышимое по ночам, тоже связывается с Марсом.

Бог доблести, мужества, силы

Будучи отважным воином, Арес также покровительствовал и этим положительным стонам человеческой натуры. Он мог вселять бесстрашие в сердца воинов, воодушевлял их перед битвой.

Очень часто к Аресу в этой ипостаси обращается Гомер в «Илиаде». Он часто пишет, как бог пробуждает силу в воинах, подталкивает их к победе. Когда Гектор готовится к битве и облачается в доспехи, Арес приходит к нему, чтобы наполнить сердце мощью, а тело – силой.

Иногда для этого Марс даже объединяется со своей сестрой Афиной. Этот тандем в какой-то мере является гармоничным воплощением всех сторон войны – и более духовной, ради мира, и физической, когда требуется сила, ярость, мощь, без которой тоже невозможно добиться победы.

word-image-22

Марс, венчаемый Викторией. Картинная галерея. Дрезден. Германия.

Восхваляет Ареса и неизвестный автор в Гомеровском гимне. Здесь он даже зовётся «королём мужественности». В тексте Ареса просят прогнать трусость из сердца, чтобы им не завладели лживые порывы души. Автор желает быть стойким перед лицом любых бед, выдержать все испытания. У Эсхила «Арес» и вовсе становится нарицательным именем для человека, который имеет мужественное сердце и готов бороться за свободу, быть защитником и освободителем.

У Квинта Смирнского в произведении «Падение Трои» тоже описываются разные ситуации, когда людей поддерживал Арес. В частности, поэт пишет, что дух бога войны всегда был вместе с амазонками, и они, их сердца были пропитаны им.

Амазонками называли народ дев-воительниц, которые, по легендам, произошли от Ареса и Афродиты, либо Ареса и Гармони.

Главной особенностью амазонок было то, что их народ состоял только из женщин и девушек. Чтобы продолжать род, представительницы амазонок ненадолго встречались с мужчинами. Если рождался мальчик, то его нельзя было оставлять в племени. Амазонки были воинственными и с детства учились обращаться с оружием. Чтобы им было легче стрелять, они даже выжигали себе правую грудь.

Эсхил описывает мужество и силу амазонок. По его словам, эти девы способны на любой труд, они никогда не испытывают страха, дрожи, всегда остаются стойкими. Дух их прародителя Ареса остаётся с ними и дарит мужество.

В другой части «Падения Трои» Эсхил описывает, как Арес своим криком помогал воинам обрести мужество. Он назван могучим помощником, воином, который помогает даже в самый отчаянный момент битвы. Марс всё же воспринимался как то, кто давал силы и позволял продвигаться вперёд.

Благодаря Аресу герой Троянской войны Эней, предок Ромула и Рема, обретает поистине нечеловеческую силу. Воину становится нипочём целая стена из щитов. Подбодрённый богом, он легко её разбивается и устремляется дальше.

Функции Ареса как бога мужества и воинской силы привели к тому, что воинов самих по себе начинали называть сторонниками (преспешниками) Ареса или его потомками, наследниками.

Так могли говорить и об особо талантливых бойцах, так и о целом войске. Иногда с Аресом сравнивали самых выдающихся героев. Их фактически ставили на один уровень с этим богом войны, подчёркивали их силу, храбрость, тактические навыки.

Наследником Ареса называли одного из братьев-диоскуров, Полидевка. В Спарте его почитали как защитника всего государства. Полидевк совершил немало подвигов и участвовал в разных походах, например, в путешествии за Золотым руном. Он же помог справиться и с Калидонским вепрем, чудищем, насланным Артемидой.

«Подобным Аресу» называет Гомер и Гектора, легендарного царевича Трои. Гектор был первым сыном царя Трои Приама, самым отважным и сильным. Его даже почитали как бога и считали главным защитником, «щитом» всего города. Даже превосходство врагов во время Троянской войны не пугало его.

Гектор был благороден духом, прекрасен лицом. Только Ахиллес, жаждущий мести за убийство Патрокла, смог сразить его. До этого троянский царевич долгое время удерживал оборону города от греков и их союзников, совершал вылазки.

Сам Патрокл, верный спутник и друг Ахиллеса, с которым тот рос, тоже описывался как Арес. Патрокл быстро атаковал и разил, будто бог, с невероятной силой. В другом произведении Гомера, «Одиссее», с Аресом сравнивается уже другой легендарный герой – Одиссей, царь Итаки.

Божество ужаса, трусости, малодушия

Арес мог вселять в сердца воинов отвагу и побуждать их яростно сражаться против врагов. Он часто приводил к победе тех, к кому был благосклонен. Но этому богу были подвластны и совсем другие эмоции, противоположные храбрости, а именно страх, отчаяние и порождаемая ими трусость. Арес мог одним криком обратить в бегство воинов и вселить в их сердца ужас.

Когда Марс появлялся на поле брани, его часто сопровождали сыновья – Фобос и Деймос. Они и были в первую очередь властителями страхов. Фобос – само их олицетворение, от его имени даже произошло слово «фобия», обозначающее иррациональный страх перед чем-либо.

Деймос был братом-близнецом Фобоса и выполнял сходные функции. Его стезёй были ужас и смятение. Он воплощал собой неподконтрольный, сильный страх. Когда Арес появлялся в сопровождении этих двух богов, Фобоса и Деймоса, всё живое обращалось в бегство при ощущении их силы.

В «Илиаде» Гомер описывает, как Арес взревел, и крик его был громче, чем если бы кричали многие тысячи воинов. Этот боевой клич был страшен для всех, и противников, и созюзников. Троянцы и ахейцы дрогнули от страха, не справившись с первобытным ужасом, вселённым богом войны.

word-image-48-768x1090

«Пирр», колоссальная статуя Марса. Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий. Рим.

Бог соревнований на колесницах

Аресу приписывают также изобретение такого вида состязаний, как гонки на колесницах с двумя лошадьми. Чаще всего с лошадьми связывают Посейдона, бога моря. Он создал первого коня, подарил людям колесницу, научил управлять этими животными. Но у александрийского поэта Каллимаха именно гонки на двухконных колесницах указаны как наследство Ареса.

Бог-покровитель планеты Марс

Уже в древние времена планета Марс была связана с Аресом и его римским аналогом Марсом. Наблюдая за сиянием планеты, ученые в Греции и Риме обратили внимание на её необычное красное сияние. По их мнению, оно становилось ещё ярче перед бедами – войнами, беспорядками. Красный цвет ещё больше убедил людей тех времён, что Марс – это планета, связанная с войнами и жестокостью. Так она и получила своё название.

В Гомеровском гимне Аресу есть строки про эту планету. Бог Арес вращает её среди остальных небесных светил, а сам Марс назван огненной планетой. Пылающие кони Ареса несут его высоко в небе.

У античных авторов-мифографов, которые известны под одним общим именем «Псевдо-Гигин», алое сияние Марса объясняется любовью Афродиты. Она воспламенила её сильной страстью, а затем назвала планету «Огненная». Марс называется третьей звездой, но автор также пишет, что иногда её считают планетой героя Геракла.

У Нонна Панополитанского, древнегреческого эпического поэта, о связи Ареса и планеты Марс говорится в его объёмном труде «Дионисиака», или «Деяния Диониса». Хотя произведение посвящено Дионису, по факту оно имеет черты мифологической энциклопедии и рассказывает о множестве богов.

Есть в «Дионисиаке» отрывки, посвящённые возведению Фив. Кадм, царь Фив и основатель города, поставил семь ворот. Он посвятил их планетам, в т.ч. Марсу. Ему были отданы пятые ворота. Третьи принадлежали супруге (возлюбленной) Ареса Афродите.

В другой части «Деяний Диониса» описывается беседа богини Гармонии (дочери Ареса) с матерью Афродитой. Гармония говорит, что у неё есть таблички с историческими предсказаниями. Указаны там также имена семи планет. Пятая носит имя Марса, она огненная и яростная, как и сам бог войны.

Образ Марса в римской мифологии

Хотя со временем образы Ареса и Марса стали очень близки, всё же то, бог какой мифологии Марс, влияло на его образ и культ. Марс пользовался большим почётом, к тому же, он воспринимался и как более положительный бог. Даже его функции как бога войны отличались от роли Ареса. Были и другие отличия, нюансы в мифах, которые делают Марса по-своему интересным богом.

Происхождение бога и его рождение

Как и у многих богов в греческой и римской мифологии, история бога Марса, вероятно, берёт своё начало не в Риме. Его имя тоже скорее всего иностранное. Есть теория, что Марс произошёл от бога этрусков, народа с северо-запада Апеннинского полуострова. Этруски жили между реками Арно и Тибром. Их культура была сильно развита, она предшествовала римской, а римляне в свою очередь переняли у этрусков многие изобретения, верования, другие элементы культуры.

Этрусский бог носил имя Марис и часто изображался в виде ребёнка или даже младенца. Есть изображения, где его погружают в воду, чтобы, видимо, дать Марису бессмертие. Именно его образ, как считают некоторые учёные, и определил то, каким стал древнеримский бог войны Марс.

Согласно другой теории, Марс произошёл от протоиндоевроейского бога по имени Perkwunos (Перкивунос). Он повелевал погодой и мог вызывать дожди при засухе, дарил плодородие. Иногда его имя переводится как «повелитель дубов». Марс стал его отражением с похожими функциями плодородия, земледелия.

Чему покровительствовал Марс в римской мифологии

Относительно того, богом чего является Марс в мифологии Древнего Рима, тоже есть расхождения с греческими верованиями. Этот бог был очень популярен среди воинов, его почитали в армии Древнего Рима. Но если Арес нёс всё же разрушения, его война по сути не имела конкретной цели, то у Марса прослеживается совсем другая тенденция.

word-image-52

Марс. Рельеф из мрамора. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.

В первую очередь римский бог Марс (Арес) был связан с земледелием. Военное искусство и плодородие нередко встречались в сочетании в римской мифологии. Даже его праздники говорят о подобных функциях бога – они выпадали на март (начало земледельческого сезона) и октябрь, когда римляне собирали урожай и завершали годовой сезон земледелия.

Бог Рима Марс представлял собой мужественность, жизненную силу, добродетели. Он был той силой, что позволяла взращивать урожай, дарила жизнь, создавала условия, в которых люди могли заниматься земледелием.

Марс защищал римлян и их посевы от враждебных сил природы, разрушающих и неподвластных контролю обычного человека.

Арвальские братья (коллегия римских жрецов) обращались к Аресу с молитвами относительно урожая. Эти служители были непосредственно связаны с плодородием, защитой римского народа. В первую очередь они просили, чтобы Марс бог войны прогнал т.н. «ржавчину». Ржавчина обозначала сразу два явления:

  • ржавчина пшеницы – т.е. арвальские братья просили Ареса защитить посевы от болезни;
  • ржавчина, которая поражала металл; причём имелось в виду не только военное оружие, но и сельскохозяйственные инструменты, в результате здесь тоже прослеживается одновременно функция Марса как бога войны и защитника плодородия.

Вместе с тем древний бог Марс у римского народа был связан и с первозданной дикой природой. Арвальские братья в своих гимнах именовали его диким и просили не нападать на поля, но защищать их. Возможно, это божество даже появилось вне людских границ и сначала воспринималось как нечто, обитающее в диких местах. Это сила, которую следовало умилостивить и перетянуть на свою сторону.

Бог Арес (Марс) в Риме был связан с урожаем и через ещё одну группу жрецов, т.н. салий. Салии – это 24 жреца, 12 из которых служили Марсу. Их название происходило от глагола, обозначавшего пляски и прыжки. Эти жрецы действительно исполняли военный танец, когда проходил ежегодный праздник в честь Марса. Одно из назначений танца было именно земледельческим. Своими действиями салии ускоряли созревание урожая.

Вероятно, что в более ранних легендах римского пантеона Марс выступал как бог грозы или грома. Это опять же проявляется в его связи с плодородием. Но со временем подобные свойства переняли другие боги, а Марс с тех пор – воинственный бог, покровительствующий в первую очередь сражениям. Громовержцев же в римской мифологии стало два – это боги Юпитер (дневной гром) и Суманн (ночной гром).

Легенды об Аресе

Не каждая легенда о Марсе боге войны – это предание о битвах и сражениях. Этот персонаж участвовал в различных событиях, он даже считается одним из основателей города Фивы. Арес мог помогать или вредить героям, часто он появлялся в легендах о других богах. Есть много преданий и о битвах с различными существами, например, титанами.

Участие в гигантомахии

Подвиги бога Ареса не так часто упоминаются в легендах, но всё же он был сильным богом и отважным воином. Так, он убил одного из гигантов во время гигантомахии, сражении великанов с олимпийскими богами. Гигантов породила Гея, всего их было 150, и ноги каждого заканчивались змеиным хвостом. После заточения титанов в Тартаре Гея подговорила гигантов напасть на Олимп, чтобы отомстить Зевсу.

Мифы Ареса бог войны рассказывают, что битва проходила на Флегрейских полях, области в современной Италии. Сначала гиганты попытались бросать на Олимп горящие деревья и огромные валуны. Этим они пытались также навредить и людям, которых Гея возненавидела вместе с олимпийскими богами. Хотя гиганты не смогли достать олимпийцев, Зевс и другие боги тоже потерпели неудачу, ответив гигантам.

Гера и богини судьбы мойры подсказали олимпийцам, что гиганты неуязвимы перед богами. Лишь рука смертного может их поразить. Тогда Афина отправилась за легендарным героем Гераклом, и с помощью него жители Олимпа смогли перехитрить великанов.

Во время боя Арес был одним из тех богов, кто без жалости разил гигантов. Он использовал для этого своё известное оружие – копьё. Рядом с богом сражались и его дети – Деймос и Фобос, братья-близнецы, что воплощали ужас, страх и смятение, а также богиня Энио (по другим мифам, Энио выступала просто спутницей Марса). Последняя была покровительницей неистовой, яростной войны, она вселяла гнев в сердца воинов и гнала их вперёд.

От руки Ареса пал гигант Миман (Мимас). В греческой мифологии его называют прародителем змей на острове Лемнос. После победы Арес снял с тела великана доспехи. В «Аргонавтике» Аполлония Родосского говорится, что позже он передал эти доспехи колхидскому царю Ээту.

Арес и великаны Алоады

Ещё один известный миф про Ареса тоже связан с великанами, но на этот раз сыновьями Посейдона (либо его внуками). Это братья Алоады – От и Эфиальт, известные благодаря своей силы, но при этом буйные нравом. Дерзкие великаны даже угрожали богам Олимпа, взгромоздили на их гору другие горы, грозились сушу и море местами.

Но самое первое упоминание этих Алоадов встречается именно в мифе про Ареса. Он приводится в «Илиаде» Гомера.

В этой истории тоже можно увидеть могущество великанов и их бесстрашие. Они были настолько сильны, что смогли схватить Ареса, опутать его цепями и заключить в бочку из меди. Сам бог не смог выбраться оттуда и томился в бочке 13 месяцев, т.е. целый лунный год.

В схолиях (примечаниях) к «Илиаде» говорится, что Арес прогневал братьев убийством Адониса. Тот был возлюбленным Афродиты, прекрасным юношей, и Марс, превратившись в вепря, напал на него во время охоты.

Боги никак не могли найти Ареса, тот же всё это время находился в бочке, крича и пытаясь освободиться. Он мог бы там так и остаться, если бы мачеха Алоадов, женщина по имени Эрибея не пришла на помощь олимпийцам. Она раскрыла Гермесу, ещё одному сыну Зевса, где содержится Арес. Гермес же, будучи ловким и умелым вором, смог освободить и похитить брата из плена. Бочка же, где содержался бог-воитель, в некоторых легендах оказалась на небе, где стала созвездием Чаши.

Участие Ареса в Троянской войне

Есть немало мифов о том, как Арес сражался в Троянской войне. Источников в первую очередь служит опять же «Илиада» Гомера. В этом произведении сразу видно переменчивую натуру Ареса. В то время как остальные боги принимают ту или иную сторону в сражении, Марс постоянно меняет их. Он может вдохновлять на победу и дарить мужество и грекам, и троянцам.

В самом начале Арес обещает Афине и Гере, что он будет помогать ахейцам (грекам), но затем Афродита убеждает его о необходимости встать на сторону троянцев. Это видит царь Аргоса Диомед, один из женихов Елены, присоединившийся к войску греков. Поняв, что бог войны сражается за Трою, Диомед велит своим бойцам отступать, ведь против Ареса все бессильны.

Афина попросила прогнать Марса с поля боя, и, когда Зевс дал своё разрешение, она всё же побудила Диомеда напасть на Ареса. Царь Аргоса смог ранить бога копьём, а когда к нему присоединилась Паллада, покровитель войны и вовсе прогнала его на Олимп. Позже Арес пытался снова вмешаться, когда его сын Аскалаф был убит, но Афина остановила его. Позже воинственные брат и сестра ещё раз сошлись на поле боя, но и там Паллада одолела бога.

word-image-9

Борьба Марса и Минервы. Лувр, Малый дворец. Париж.

Планета Марс

В то время как имена остальных греческих богов часто используются в науке, астрономии, имя Ареса появляется гораздо реже. Возможно, это связано именно с его воинственными функциями, жестоким образом, созданным в легендах Греции. Однако в честь него названа планета Марс, четвёртая в Солнечной системе. Из-за оттенка поверхности Марс иногда называют красной планетой. То, почему Марс назвали в честь бога войны, пошло ещё из Древнего Рима.

Вот причины, почему Марс называют богом войны:

  1. Первыми Марс стали соотносить с войной и её покровителем греки. У них красный цвет планеты вызывал ассоциации с чем-то тревожным, с войной, кровью, жестокостью. В результате и само небесное тело стало воплощением всего отрицательного и ужасающего. Затем уже от бога римлян планета была так названа, т.к. на них её алое свечение тоже было чем-то неприятным. Оно заставляло думать о бедах и войнах.
  2. Также люди древности верили, что планета Марс становится ярче перед какими-то бедами, особенно перед войнами, революциями. Они стали считать появление яркого алого свечения плохим предзнаменованием.

Вот в честь какого бога назвали планету Марс – Марс назвали в честь бога войны. Это небесное тело седьмое по размеру среди планет Солнечной системы. Марс входит в т.н. планеты земной группы – они расположены ближе всего к Солнцу, в отличие от планет-гигантов, которые находятся во внешней области Солнечной системы. Очень интересен рельеф Марса – он состоит из кратеров, похожих на лунные, вулканов, долин, пустыней. Есть даже шапки из льда, похожие на земные образования.

Название месяца март

От имени Марса произошло также и название третьего месяца в календаре – марта. То, в честь какого бога назван март, определил климат Рима и сезонные события. Март для римлян был первым весенним месяцем, достаточно тёплым и подходящим для первых посевов. В результате этот месяц становился отправной точкой для земледельческого года.

Но март назван в честь бога войны Марса не только из-за земледелия. Связь с войной тоже прослеживается из-за того, что в этот месяц начинались военные компании сезона. Тёплая погода и благоприятные условия делали походы удобными и эффективными. В результате март играл большую роль в жизни римлян – как мирных земледельцев, так и воинов. Сам Марс опять же сочетал в себе покровительство обеим сферам жизни.

Римская мифология подарила название месяца и другим языкам. Во многих языках Европы использовалась как раз латинская традиция, отличалась только та или иная буква.

В русский язык название марта пришло из Византии, причём положение самого месяца в календаре несколько раз менялось.

Он был то первым месяцем, то занимал другое место, т.к. и начало года приходилось на разные месяцы. Но всё же март часто считался именно начальным весенним месяцем, важным для крестьян, точкой отсчёта для различных сельскохозяйственных работ.

Боги других мифологий, с которыми отождествлялся Арес

Богов войны и покровителей этой сферы можно найти в разных мифологиях. Война играла важную роль в жизни древних людей, это был способ выжить, найти новые, лучшие места для существования. Также требовалась защита от нападений. Поэтому божества войны пользовались популярностью, их молили о победе, просили отвести врагов. Иногда в пантеоне было по несколько персонажей с подобными функциями.

Таким, например, был бог Арес у славян. В различных источниках упоминается, что Марсу соответствовал Яровит – покровитель войны, которому поклонялись балтийские славяне. Очень часто их упоминают как одно и то же божество в латинских средневековых текстах. Причём Яровит тоже сочетает в себе функции бога войны с покровительством плодородия. Это видно даже в его имени, а именно в корне «яр»:

  • этот корень ассоциировался с весной, плодородием (например, его можно найти в слове «яровой», посеянный весной), хлебом, животными;
  • «яр» также можно найти в словах «ярый», то есть гневный, сердитый, поэтому имя Яровита также намекает на связь с войной; в украинском языке слово «ярий» переводится как «весенний» и «полный сил», но также и «страстный».

Появление Ареса в различных произведениях

Арес как бог войны часто появляется в различных фильмах, книгах, фильмах. Наиболее известны следующие:

  • «Геркулес» – мультфильм студии «Дисней»;
  • сериалы «Зена – королева воинов» и «Удивительные странствия Геракла»;
  • фильмы «Гнев титанов», «Бессмертные» (2011 г.);
  • комиксы Marvel, DC и снятых по ним фильмах («Чудо-женщина»);
  • «Хроники Хаоса» — серия книг Джона Ч. Райта;
  • серия книг о Персе Джексоне Рика Риордана;
  • God of War – серия игр разных годов;
  • Fate/Grand Order – мобильная игра.

Гимны Аресу

Орфический гимн LXV Аресу (пер. О. Смыки)

(воскурения – фимиам или ладан)

О некрушимый, о духом огромный, о силой великий

Демон, оружья любитель, кого победить невозможно,

Смертных людей истребитель и стен городских сокрушитель,

В громе доспехов, владыка Арей, обагренный убийством,

5 В месиве боя ужасный, ликуешь от пролитой крови,

Грубый, лишь меч и копье для распрей тебе вожделенны,

Дикую злобу уйми и труд отложи душегубный!

Лучше согласно кивни на желанье Киприды, сменяя

Подвиг оружья на шутки Лиея, на дело Деметры,

10 Мира, что счастьем дарит и пестует юность, возжаждав!

Орфический гимн Аресу (древнегреческий)

Ἄρρηκτ᾽, ὀμβριμόθυμε, μεγασθενές, ἄλκιμε δαῖμον,

ὁπλοχαρής, ἀδάμαστε, βροτοκτόνε, τειχεσιπλῆτα,

Ἆρες ἄναξ, ὁπλόδουπε, φόνοις πεπαλαγμένος αἰεί,

αἵματι ἀνδροφόνωι χαίρων, πολεμόκλονε, φρικτέ,

ὃς ποθέεις ξίφεσίν τε καὶ ἔγχεσι δῆριν ἄμουσον· 5

στῆσον ἔριν λυσσῶσαν, ἄνες πόνον ἀλγεσίθυμον,

εἰς δὲ πόθον νεῦσον Κύπριδος κώμους τε Λυαίου

ἀλλάξας ἀλκὴν ὅπλων εἰς ἔργα τὰ Δηοῦς,

εἰρήνην ποθέων κουροτρόφον, ὀλβιοδῶτιν.

Орфический гимн богу Аресу (на английском)

Magnanimous, unconquer’d, boistrous Mars,

In darts rejoicing, and in bloody wars;

Fierce and untam’d, whose mighty pow’r can make

The strongest walls from their foundations shake:

Mortal destroying king, defil’d with gore,

Pleas’d with war’s dreadful and tumultuous roar:

Thee, human blood, and swords, and spears delight,

And the dire ruin of mad savage fight.

Stay, furious contests, and avenging strife,

Whose works with woe embitter human life;

To lovely Venus, and to Bacchus yield,

To Ceres give the weapons of the field;

Encourage peace, to gentle works inclin’d,

And give abundance, with benignant mind.

Гомеровский гимн VIII к Аресу (пер. В.В. Вересаева)

Арес, сверхмощный боец, колесниц тягота, златошлемный,

Смелый оплот городов, щитоносный, медянооружный,

Сильный рукой и копьем, неустанный, защита Олимпа.

Многосчастливой Победы родитель, помощник Фемиды,

5 Грозный тиран для врагов, предводитель мужей справедливых,

Мужества царь скиптроносный, скользящий стезей огнезарной

Меж семипутных светил по эфиру, где вечно коней ты

Огненных гонишь своих по небесному третьему кругу!

Слух преклони, наш помощник, дарующий смелую юность,

10 Жизнь освещающий нам с высоты озарением кротким,

Ниспосылающий доблесть Аресову. Если бы мог я

Горькое зло от моей отогнать головы, незаметно

Разумом натиск обманный души укротить и упрочить

Сызнова острую силу в груди, чтоб меня побуждала

15 В бой леденящий вступить. Ниспошли же, блаженный, мне смелость,

Сень надо мной сохрани неколеблемых мирных законов,

И да избегну насильственных Кер и схватки с врагами!

Гомеровский гимн Аресу (оригинал)

Ἆρες ὑπερμενέτα, βρισάρματε, χρυσεοπήληξ,

ὀβριμόθυμε, φέρασπι, πολισσόε, χαλκοκορυστά,

καρτερόχειρ, ἀμόγητε, δορισθενές, ἕρκος Ὀλύμπου,

Νίκης εὐπολέμοιο πάτερ, συνάρωγε Θέμιστος,

ἀντιβίοισι τύραννε, δικαιοτάτων ἀγὲ φωτῶν,

ἠνορέης σκηπτοῦχε, πυραυγέα κύκλον ἑλίσσων

αἰθέρος ἑπταπόροις ἐνὶ τείρεσιν, ἔνθα σε πῶλοι

ζαφλεγέες τριτάτης ὑπὲρ ἄντυγος αἰὲν ἔχουσιν·

κλῦθι, βροτῶν ἐπίκουρε, δοτὴρ εὐθαρσέος ἥβης,

πρηῢ κατάστιλψον σέλας ὑψόθεν ἐς βιότητα

ἡμετέρην, καὶ κάρτος ἀρήϊον, ὥς κε δυναίμην

σεύεσθαι κακότητα πικρὴν ἀπ᾽ ἐμοῖο καρήνου,

καὶ ψυχῆς ἀπατηλὸν ὑπογνάμψαι φρεσὶν ὁρμήν,

θυμοῦ τ’ αὖ μένος ὀξὺ κατισχέμεν, ὅς μ᾽ ἐρέθῃσιν

φυλόπιδος κρυερῆς ἐπιβαινέμεν. ἀλλὰ σὺ θάρσος

δός, μάκαρ, εἰρήνης τε μένειν ἐν ἀπήμοσι θεσμοῖς,

δυσμενέων προφυγόντα μόθον, κῆράς τε βιαίας.

Гомеровский гимн Аресу (английский вариант)

Ares, exceeding in strength, chariot-rider, golden-helmed, doughty in heart, shield-bearer, Saviour of cities, harnessed in bronze, strong of arm, unwearying, mighty with the spear, O defence of Olympus, father of warlike Victory, ally of Themis, stern governor of the rebellious, leader of righteous men, sceptred King of manliness, who whirl your fiery sphere among the planets in their sevenfold courses through the aether wherein your blazing steeds ever bear you above the third firmament of heaven; hear me, helper of men, giver of dauntless youth! Shed down a kindly ray from above upon my life, and strength of war, that I may be able to drive away bitter cowardice from my head and crush down the deceitful impulses of my soul. Restrain also the keen fury of my heart which provokes me to tread the ways of blood-curdling strife. Rather, O blessed one, give you me boldness to abide within the harmless laws of peace, avoiding strife and hatred and the violent fiends of death.

Картины бога Ареса

word-imыыage

Флора, Венера, Марс и Купидон. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

word-image-2

Венера и Марс. Лондонская национальная галерея. Лондон. Великобритания.

word-image-15-768x698

Марс на колеснице, запряженной волками. Версальский дворец. Париж.

word-image-38

Марс и Венера, аллегория мира. Музей Гетти, Лос-Анджелес. США.

Скульптуры и статуи Ареса

word-image

Бюст Ареса. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

word-image-49-768x1183

Скульптурная группа «Марс и Венера». Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея. Рим.

word-image-2-768x1690

Арес Боргезе. Лувр.

 

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

19 − 1 =