Бог Аид

Аид (в Элладе он также известен как Гадес, а в Древнем Риме его звали Плутон) является одним из самых известных и к тому же могущественных богов пантеона. Полновластный повелитель царства мёртвых, он упоминается во многих легендах, нередко изображался на картинах. Неудивительно, что многие поклонники греческой мифологии хотели бы узнать о нём больше.

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гесиод. Теогония. 453-497. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых –

Деву-Гестию, Деметру и златообутую Геру,

Славного мощью Аида, который живет под землею…

Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея [Посейдона],

 

Сенека. Федра. 1150-1153. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 65) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Если твой Тесей небосвод увидел,

Если он бежал от болот стигийских,

У Плутона ты не в долгу за это:

Ведь остался счет в преисподней прежним».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава LXXI. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«…Широко рaспpостpaнилось мнение, будто он (Асклепий) даже возвращает к жизни мертвых. Миф гласит, что сам Аид выдвинул против Асклепия обвинение, заявив Зевсу, что власть его все уменьшается, поскольку умирающих становится все меньше, так как Асклепий исцеляет их. В гневе Зевс убил Асклепия, поразив его молнией…»

Читать все цитаты о Аиде >>

 

Происхождение имени «Гадес»

Сами по себе имена бога Аида, повелителя царства мёртвых, доставляют исследователям немало проблем. Основное его имя в Элладе — Аид, а в Древнем Риме — Плутон (вот и ответ на вопрос, в честь какого бога назван Плутон). Однако также есть другое имя бога Аида — в Греции его также нередко называли Гадесом. А римский бог Плутон также получил прозвища Орк и Дит. Возможно, это как-то связано с табуированием имени — считалось, что чем реже человек произносит истинное имя бога подземного царства, тем меньше вероятность, что тот обратит на него внимание, а значит, дольше удастся избегать смерти.

Менее известным прозвищем Аида является Полидегмон, что можно перевести как «получатель многих даров» — скорее всего это связано с тем, что душа каждого человека, придя в царство смерти, уже никогда не сможет покинуть его.

Описание

Для начала не лишним будет дать описание бога Аида.

Он похож на своего брата — Зевса. Бородатый, высокий, но уставший от жизни, с мертвыми глазами, он не только наводит ужас на смертных, но и справедливо правит своими владениями, куда рано или поздно попадает каждый человек. Для него характерны темные волосы и в то же время светлая, даже бледная кожа.

Бог чего Аид в древней греции

Царь подземного мира и бог смерти

Аид был царем подземного мира и повелителем теней мертвых. Ниже приводится коллекция различных упоминаний о данной роли этого бога, за исключением конкретных мифов и культов.

Бог похоронных обрядов и траура

Аид был богом похоронных мероприятий и траура. Покойников, после смерти которых не провели надлежащие погребальные обряды, не пропускали в подземный мир.

Бог некромантии и призрачных визитов

К Аиду обращались при проведении обрядов некромантии – призыва призраков умерших. Аид и Персефона также руководили оракулами смерти (некромантейонами) в местах поклонения некромантии – Феспротии и Кумае.

  1. Некромантия Одиссея. Ведьма Цирцея обучала Одиссея некромантии для того, чтобы он мог общаться с призраком провидца Тиресия. По словам писателя Одиссеи, подобные обряды проводились на границе подземного царства и мира живых. Однако, авторы более поздних периодов писали, что Одиссей посетил некромантион (оракул смерти) в Кумае , на юге Италии.
  2. Некромантия Тиресия. В произведении Стация «Фиваида» провидец Тиресий использует некромантию. Он хочет узнать у мертвых причину чумы, поразившей Фивы, и сообщить ее королю Эдипу.
  3. Некромантия Эсона и Алкимиды. Эсон и его жена, ведьма Алкимида, использовали некромантию для того, чтобы узнать судьбу своего сына Ясона и чтобы покарать короля Пелиаса, который хотел его убить.
  4. Некромантия Медеи. Ведьмы, подобные Медее, также практиковали некромантию. Медея использовала свои силы для того, чтобы вернуть Эсону юность.
  5. Некромантия ведьм. Считалось, что ведьмы в целом прибегают к использованию некромантии.
  6. Оракл смерти. Оракулы смерти (некромантионы) в Феспротии и Кумае – святыни, посвящённые Аиду и Персефоне. В оракулах демонов Амфиарая и Трофония также проводили обряды некромантии.

Бог проклятий

Аид был богом мощнейших заклинаний, в том числе и проклятия ярости Эрины. Царь подземного мира иногда карал людей за тяжелейшие преступления, особенно за матереубийство или отцеубийство. Для этого он посылал за преступниками мстительного призрака в сопровождении Эрин.

  • Проклятия, которые накладывали Аид и Эрины. Если кто-то давал обещания со словами «да будь я проклят, если нарушу клятву», а затем не выполнял это, люди взывали к Аиду.

Мастер снов

Аид был повелителем снов, в том чиле и тех, которые люди считали посланиями от мертвых. В царстве Аида находились двустворчатые врата, за одной дверью были правдивые сновидения, за другой – лживые.

Бог горного дела, благородных металлов, земельного плодородия

Аид был богом земельного плодородия, потому что он освободил Персефону – богиню, которая символизировала весенний расцвет природы. Его часто изображали с рогом изобилия в руках, который был полон снопьями хлебных злаков.

Атрибуты

Из основных атрибутов можно выделить магический шлем и двузубые вилы — оружие бога Аида.

Факт! Шлем (по другим данным капюшон или шляпу) он получит в подарок от циклопов, которых освободил из вечного заточения после победы над титанами. Зевс получил молнии, а Посейдон — трезубец.

Шлем обладал волшебным свойством — делал невидимым человека, который надевал его. Впоследствии он использовался не только Аидом, но и многими другими героями Олимпа. Например, Зевс надевал шлем, сражаясь с титанами, Афина использовала артефакт, чтобы Диомед победил Ареса, да и победа Персея над Медузой Горгоной также не обошлась без этого ценного головного убора.

Ну а львиная часть силы бога Аида заключены в вилах. Это его главный атрибут власти — как молния у Зевса или трезубец Посейдона.

Бог Аид

Некоторые художники также изображали бога с рогом изобилия в руках. Правда, это скорее характерно для периода, когда Аид уже вобрал в себя черты Плутоса — богу, который отвечает только за царство мертвых, такой артефакт ни к чему. А вот в руках того, кто следит за плодородием, он выглядит вполне логично.

На картинах у ног Плутона нередко лежит верный Цербер — трехглавый пес, хранитель подземного царства мёртвых. Кроме того, нередко компанию Гадесу составляет Персефона — его супруга, о которой будет рассказано чуть ниже.

Появление

Аид является не только могущественным божеством, покровителем царства смерти, но и старшим братом Зевса и Посейдона.

Их общий отец Кронос — самый могущественный из титанов. Он знал о предсказании, что его дети однажды свергнут отца, чтобы занять место того. Чтобы этого не произошло, Кронос глотал их всех живьем сразу после рождения. Так продолжалось многие годы, пока однажды супруга Крона — Рея — не решилась на неподчинение. Когда родился её последний ребенок — Зевс — любящая мать обманула законного супруга. Вместо младенца она подсунула подслеповатому титану камень, который тот, не ожидая подвоха, проглотил.

Со временем Кронос узнал об обмане и потратил немало времени, чтобы отыскать выжившего отпрыска. Но Рея, а также её помощники, многие годы скрывали младенца, затем ребенка, а потом и набирающего силу молодого бога. Когда же Зевс набрал достаточно сил, он бросил вызов своему отцу и победил его в схватке. После этого Зевс вместе с Реей заставил Кроноса отрыгнуть проглоченных ранее детей. Их оказалось немало:

  1. Аид,
  2. Посейдон,
  3. Деметра,
  4. Гестия,
  5. Гера.

Титан после поражения был отправлен в вечную ссылку в Подземное царство мертвых.

Освобожденные боги и богини и стали первыми олимпийцами — самыми могущественными обитателями Олимпа. Каждому нашлось соответствующее место, на котором он смог раскрыть свой потенциал.

Аид вошел в ТОП-8 самых оригинальных злодеев мультфильмов Дисней.

Так, Гера стала покровительницей брака и рожениц, Гестия — богиней семейного очага, Деметра — богиней земледелия, Посейдон — владельцем всех морей и океанов, ну а Аид — владыкой подземного царства смерти. Зевс хоть и был младше их всех, но стал верховным богом, так как именно он бросил вызов Кроносу и одержал победу.

Кем же стал Гадес?

Изначально древнегреческий бог Аид имел лишь одну функцию — был покровителем царства, расположенного под землей, где проводили вечность души мёртвых. Конечно, его боялись, имя старались лишний раз не произносить, нередко используя иносказательные названия.

В то же время все философы и богословы признавали Аида, подземного бога, очень гостеприимным и щедрым — всё-таки, никому из живых не суждено избежать визита к нему. Но лишь очень немногим под силу покинуть владения Плутона.

Однако со временем представление о нем изменилось. По каким-то древнегреческая мифология бога Плутона (Аида) соединила с Плутосом, который до этого был совершенно отдельным божеством — покровителем плодородия. В целом это объясняет откуда взялся греческий или олимпийский бог Плутон (простое искажение имени). К тому же, по своему это логично. Ведь именно из земли растут деревья и травы, уходя корнями к подземному царству смерти. Дополнительно в пользу этой точки зрения сыграла и простая аналогия. Каждую весну пахари засевают землю зерном — будто бы хоронят её. А уже через несколько недель зерна прорастают и набирают силу, чтобы осенью принести богатый урожай.

Конечно, добавление такой важной функции не могло не отразиться на отношении к Гадесу простых смертных. Теперь его боялись уже куда меньше, а Гомер даже называл Аида Подземным Зевсом.

Так что, ответ на вопрос, чем управляет бог Аид, довольно неоднозначен. Хотя его основная функция — контроль за царством мертвых, он также отвечает за плодородие земель.

Суд Аида

Каждая душа, попавшая в царство мёртвых, обязательно проходила через суд, который должен был определить где же проведет умерший вечность. Судей существовало трое:

  1. Минос,
  2. Эак,
  3. Радамант.

Причем у каждого была определенная специализация. Например, Эак не только выступал судьей для белых людей (европейцев), но и хранил ключи от всех врат в подземное царство. Радамант занимался всеми делами азиатов — людей с востока — а также следил за порядком в Элизиуме (обитель праведников). Минос же считался наиболее справедливым и мудрым из троих. Поэтому за его помощью Эак и Радамант прибегали только в самых крайних случаях — если сами они не могли решить, что же делать с тем или иным умершим.

Лучшие из людей попадали в Элизиум, где вечность наслаждались бытием в окружении чистых ручьев, зеленых лугов. В первую очередь сюда могли попасть поэты, воины, погибшие за Отечество, а также герои, совершившие подвиги для своего народа. Люди, праздно прожившие жизнь, делали глоток из реки Леты, после чего навсегда забывали своё прошлое и проводили вечность, слоняясь по берегам реки бесплотными тенями — бесцельно, как и жили. Ну а великие грешники (включая тех, кто дерзнул обмануть богов) удостоились индивидуальных наказаний.

Например, разбойник Сизиф был обречен вечность вкатывать на гору камень, который каждый раз срывался и падал к подножию. Тантал, убивший своего ребенка и желавший накормить его плотью богов, был проклят — стоял в реке, под плодовым деревом, но не мог ни сделать глоток воды, ни сорвать плоды. Иксион, убивший родственника, а затем ещё и оскорбивший Геру, был привязан к колесу, которое вечно вращалось. Наконец, Данаиды (50 дочерей Даная) убившие своих мужей, получили особое наказание — вечно наполнять водой бочку, у которой нет дна.

Так что, можно сказать, что с судебной системой в царстве Аида всё было неплохо.

Похищение Персефоны

Безусловно, одним из самых ярких эпизодов в жизни, каким может похвастать греческий бог Плутон, является именно миф о похищении Персефоны.

Большую часть времени Аид проводил в своих владениях, поднимаясь на поверхность только в крайних случаях, когда того требовали неотложные дела. Кроме того, иногда он выходил в мир живых, чтобы проследить — не появились ли после землетрясений и других катаклизмов в земле трещины, через которые солнечный свет смог бы проникнуть в его королевство, разгоняя вечные мрак и темноту.

Во время одного из таких визитов Аид, бог смерти и царства мертвых, встретил богиню Персефону — дочь Зевса и Деметры. Она прогуливалась по лугам, собирая молодые цветы, недавно появившиеся благодаря её усилиям.

Бог Аид

Плененный красотой юной богини, Аид налетел на неё и похитил, унеся в своё царство. Узнавшая о произошедшем Деметра впала в отчаяние. Она настолько была убита известием о том, что её прекрасная дочь оказалась заточена в царстве мертвых, что совершенно позабыла о своих обязанностях. А ведь отвечала богиня Деметра за то, чтобы земля обильно рожала фрукты и злаки. В результате во всей Элладе разразился страшный голод, многие простые смертные погибли от этого.

Когда вести об этом дошли до самого Зевса, тот твердо приказал старшему брату немедленно вернуть Персефону на поверхность. Аид совсем не хотел выполнять приказ повелителя молний, но и в открытую отказаться от него не мог. Тогда он пошел на хитрость. Он уговорил Персефону (по другим сведениям заставил хитростью) проглотить несколько зёрен граната — плода, который также является его атрибутом.

После этого юная богиня оказалась навсегда привязана к подземному царству. Деметра не собиралась навсегда терять дочь, поэтому Зевс нашел компромисс — часть времени Персефона должна проводить со своим мужем в царстве мертвых, а часть времени — на поверхности, с матерью. Одни легенды гласят, что это время разделено поровну, а другие — что с Аидом Персефона должна проводить лишь треть времени, а остальное — на Олимпе.

Таким образом древние греки объясняли изменения в природе — когда богиня Персефона покидает подземное царство, на земле всё расцветает. Ну а когда приходит время возвращаться в царство бога Аида, всё вновь увядает — наступает осень, а за нею и зима.

Сам по себе сюжет похищения является одним из наиболее распространенных в искусстве. Встречается множество скульптур и картин, на которых изображены богиня Персефона и Аид — то в момент похищения, то позже, когда они уже живут вместе.

Семейная жизнь

В отличие от брата Зевса, который был весьма любвеобильным богом, Аид хранил верность своей супруге Персефоне. По крайней мере, серьезных подтверждений в картинах или стихах до наших дней о его любовных подвигах не сохранилось. Но при этом детей у них так и не появилось (опять же, весьма контрастно по сравнению с Зевсом, который наплодил кучу богов и полубогов). Лишь по некоторым источникам Персефона родила своему законному супругу одну-единственную дочь — Макарию. Но также существует мнение, что её родителями были Геракл и Деянира — тут разные источники расходятся.

Поэтому можно предположить, что Аид оказался бесплоден — что ж, это вполне ожидаемая черта для бога, который следит за порядком в царстве мертвых.

Единственное упоминание других контактов у Гадеса — Минфа. Она была нимфой и наложницей бога мертвых. Но после того, как он встретил Персефону, влюбился в неё и похитил, бог совершенно позабыл о своей пассии. Та была настолько разочарована, что начала плести интриги против Персефоны, надеясь, что устранение соперницы позволит вновь вернуть расположение могущественного любовника. Однако её планам не суждено было сбыться. Узнав о кознях, Персефона (а по некоторым данным её мать Деметра) превратила несчастную брошенную Минфу в кустик мяты.

Отношения с богами и героями

Далеко не всегда бог Плутон в греческой мифологии мирно выстраивал отношения с другими обитателями Эллады. Очень часто возникали трудности, о которых поэты сложили стихи и легенды. О самых интересных будет полезно вкратце рассказать.

Геракл

Конечно, самым известным героем древнегреческих мифов является Геракл. Полубог, бесстрашный сын Зевса просто не мог не встретиться во время своих странствий со своим дядей. Правда, обстоятельства, по которым ему встретился бог подземного царства мертвых Аид, весьма неоднозначны. Одни эксперты считают, что встреча произошла во время войны, когда Аид выступил на стороне Нелея, царя Пилоса, и сошелся в поединке с Гераклом. Другие же имеют основания полагать, что судьба свела Геракла и Гадеса, когда первый, идя на поводу желаний своего брата Еврисфея, спускался в подземное царство за Цербером.

Привести Цербера из царства мертвых — двенадцатый и самый опасный подвиг Геракла.

Но результат встречи оказался неизменным — полубог вышел из схватки победителем, а Аид, бог мёртвых, получил рану в плечо. Ранение оказалось настолько опасным, что бог покинул временно свои владения и отправился на Олимп, где Пэон — врач олимпийцев — собственноручно исцелил его.

Асклепий

Невозможно найти в Элладе более талантливого врачевателя, чем Асклепий, сын Аполлона. В своем ремесле он достиг невиданных высот — мог не только исцелить самые страшные раны, но и воскресить мертвых! Но узнав про это, бог подземного мира Плутон пришел в ярость. Ещё бы, ведь Асклепий, благодаря своему мастерству, начал сокращать количество его подданных — люди, которые должны были прийти в мир мертвых, ещё надолго оставались среди живых.

Аид уговорил всемогущего Зевса покарать зазнавшегося целителя и поразить того молнией. Аполлон тяжело переживал смерть любимого сына и пролил немало горьких слёз — все они превратились в куски янтаря, который высоко ценился в Греции.

Орфей

Орфей были известен во всей Греции как лучший в мире игрок на лире и певец. Многие свои произведения он посвящал своей возлюбленной — несравненной лесной дриаде Эвридике (существует версия, что она была дочерью самого Аполлона).

Увы, долго пробыть вместе возлюбленным было не суждено. Однажды, когда Эвридика водила хоровод вместе с другими дриадами, её укусила ядовитая змея, отчего она вскоре умерла, а душа отправилась в царство Аида. Но горечь утраты была столь велика, что Орфей осмелился бросить вызов богам и отправился в подземные владения бога смерти. Несравненный талант помог ему получить право бесплатного перевоза через Стикс Хароном и даже пройти мимо Цербера — трехглавого пса, известного тем, что он с удовольствием пропускает всех во владения своего хозяина, но никого не выпускает. Также Орфей спел свои песни Аиду и Персефоне и те были настолько поражены талантом певца, что согласились нарушить давно существующие правила и отпустить Эвридику.

Однако тут Гадес поставил определенное условие — не смотреть на тень погибшей супруги до тех пор, пока они не выберутся на поверхность. Конечно, Орфей с радостью согласился на это условие, довольно простое, и отправился к выходу. Но чем дольше он шел, не слыша позади шагов супруги, тем больше переживал — не обманул ли его жестокий Аид. И в момент, когда оставалось сделать всего несколько шагов до выхода из пещеры, Орфей не выдержал и обернулся. Увы, этого хватило, чтобы нарушить договор с богом. Тень Эвридики, которая через несколько мгновений должна была вновь стать живой женщиной, улетела прочь, в царство мертвых, где ей пришлось дожидаться своего супруга, чтобы провести вечность вместе.

Культ Аида

Древний бог Аид (Плутон) пользовался огромным влиянием во все времена. Неудивительно, что существовал и соответствующий культ. Правда, распространенным его нельзя назвать — по суди, почитали бога царства мертвых лишь в Элиде.

Причем построенный храм открывался лишь раз за год — это символизировало тот факт, что и смертным суждено спуститься в царство Аида всего раз в жизни. И входили в храм исключительно священнослужители — для простых людей на это существовал строгий запрет.

Чаще всего в жертву Аиду приносили свиней или быков.

Однако большую популярность он приобрел, когда стал ещё и богом плодородия. Тут уже он выступал подателем земных благ — неудивительно, что популярность Аида резко возросла. Теперь люди собирались почитать могущественное божество не только в храме, но и в других местах. Это могли быть глубокие пещеры, а также расщелины в земле — считалось, что все они могли быть входами в царство смерти. Не обходилось и без жертв. Обычно для этого выбирались чёрные животные.

Орфический гимн Гадеса


На Русском

Духом великий, о ты, обитатель подземного дома
В Тартара мрачных лугах, лишённых сияния света,
Зевс Хтонийский, прими, скиптродержец, с охотою жертвы,
Ты, о Плутон! От всей земли ты ключами владеешь,
Смертному роду даришь урожаи в богатые годы.
Треть мирозданья удел твой — земля, вседарящая почва,
Недра бессмертных богов, подпора крепчайшая смертных.
Ты свой трон утвердил среди области вечного мрака,
Средь необъятных просторов лишённого воздуха ада,
Чёрного близ Ахеронта, держащего корни земные.
Многоприимный, ты смертью над смертными властвуешь мощно,
О Евбулей! Ты прекрасное чадо священной Деметры
В жёны похитил, схватив на лугу, и понёс через море
Вдаль на четвёрке коней прямо в Аттику, в край Элевсинский:
Есть там пещера — врата её путь открывают к Аиду.
Ты, о единый судья деяний и явных, и тайных!
О вседержитель, о самый священный, о блещущий славой,
В радость тебе — благочестное дело свершения таинств!
О, призываю, гряди с благосклонным веселием к мистам!

 

Стихи богу Аиду

Александр Пушкин

Лишь розы увядают,
Амврозией дыша,
В Элизий улетает
Их легкая душа.

И там, где волны сонны
Забвение несут,
Их тени благовонны
Над Летою цветут.

Другие стихи, посвященные Аиду, можно прочесть здесь.

Аналоги в других мифологиях

О том, что Аид (или Гадес) из греческой мифологии перебрался со временем в римскую, став там Плутоном, уже говорилось. Но ведь аналоги встречаются в легендах практически всех народов мира. Правда, ни в одной другой не произошло смешения бога царства мертвых и бога плодородия. Поэтому тут может возникнуть некоторая путаница.

Соответствие и аналоги греческого бога Аида в других пантеонах.

В том числе Русские и славянские имена.
Итак, какие же боги выполняли схожие функции у других народов?

  1. в египетской мифологии богом мертвых был Осирис,
  2. у славян — Мара,
  3. у скандинавов — Хель,
  4. у японцев — Эмма,
  5. у ацтеков — Миктлантекутли,
  6. а у индусов — Яма.

Боги плодородия практически никогда не совпадают с вышеперечисленными.

  1. У египтян это Мин,
  2. у славян — Ярило,
  3. у скандинавов — Фрея,
  4. у ацтеков — Кецалькоатль,
  5. у японцев — Инари,
  6. у индусов — Манаса.

Это довольно наглядно доказывает, что лишь у древних греков (а вслед за ними и у римлян, почти целиком перенявших их мифологию) один бог отвечает как за царство мертвых, так и за плодородие.

Рельефы и статуи, посвященные богу мёртвых

Похищение Персефоны Гадесом (Рельеф в Мюнхене).

Похищение Персефоны Гадесом (Рельеф в Мюнхене).

Гадес с Персефоной (фрагмент чаши 4 века до нашей эры, находится в Британском музее)

Гадес с Персефоной (фрагмент чаши 4 века до нашей эры, находится в Британском музее)

Аид (Гадес), Персефона и Сизиф (фрагмент амфоры 6 века до нашей эры, Государственное Античное собрание в Мюнхене)

Гадес, Персефона и Сизиф (фрагмент амфоры 6 века до нашей эры, Государственное Античное собрание в Мюнхене)

Плутон и Прозерпина (мраморная скульптура, Джованни Бернини, 1621-1622 года, галерея Боргезе в Риме).

Плутон и Прозерпина (мраморная скульптура, Джованни Бернини, 1621-1622 года, галерея Боргезе в Риме).

Аид (Гадес) и Цербер, музей археологии, Крит.

Гадес и Цербер, музей археологии, Крит.

Аид похищает Персефону, фонтан в Познани, Польша.

Аид похищает Персефону, фонтан в Познани, Польша.

Аид и Персефона (терракота, 5 век до нашей эры, Эпизефирские Локри)

Аид и Персефона (терракота, 5 век до нашей эры, Эпизефирские Локри)

Похищение Персефоны, Аллори Алессандро 1570 (Музей Гетти, Лос Анджелес)

Похищение Персефоны, Аллори Алессандро 1570 (Музей Гетти, Лос Анджелес)

Аид и Персефона, Крис Ортега, 2013 год

Аид и Персефона, Крис Ортега, 2013 год

Появление в культуре

Поэты Эллады всерьез опасались гнева Аида, поэтому практически не упоминали его в стихах и сказаниях. Пожалуй, одним из немногих исключений является комедия «Лягушка», созданная комедиографом Аристофаном, в котором бог подземного царства оказался одним из главных персонажей.

Да и сегодня, когда тема мифологии довольно популярна, бог Древней Греции Аид не может похвастать многочисленными экранизациями своей интересной биографии. В основном он появлялся только мельком в художественных и приключенческих фильмах, а также сериалах.

К ним можно отнести «Удивительные странствия Геракла», «Зена — Королева воинов», «Геракл в царстве теней», «Геракл в подземном царстве».

И в каждом из этих фильмов или произведений Гадесу отведена в лучшем случае второстепенная, а то и эпизодическая роль.

Сюда же можно отнести немногочисленные появления в компьютерных играх. Например, поклонники серии экшенов God of War знают Аида как одного из героев игр. Также он появляется в Age of Mythology, но здесь он выступает в роли противника одного из девяти могущественных врагов, противостоящих атлантам.

Конечно, о боге Царства мертвых можно рассказывать очень долго — легенд и сказаний о нем сложено всё-таки не так уж и мало. Но и уже сказанного вполне достаточно, чтобы расширить кругозор любителя легенд и мифов Древней Греции.

Общая информация

РодителиКронус и Рея
ЖенаПерсефона
БогБог смерти, царь подземного мира
ДомАид
СимволыЦарский скипетр, рог изобилия
Священные животныеСипуха
Священные растенияАсфодель, мята, белый тополь
СвитаСудьи мертвых, Эринии, Цербер
Другие именаПлутон, Адонеус
Римские именаПлутон, Диспатер, Орк

Стихия: земля.

Объекты: луна, ночь.

Деятельность: смерть, плодородие.

Тэги: смерти, плодородия, зла, тьмы, загробного мира.

Место жительства: подземный мир

 

Смотрите также:

Изображения Аида

Фотографии Аида

Оцените статью
Боги Греции
Добавить комментарий

20 − 4 =